Страницы: 1 2 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 18.06.97 N 19 "О СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ" ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ 13 апреля 1999 г. N 11-13/10232 (НЦПИ) Государственная налоговая инспекция по г.Москве сообщает, что 18 июня 1997 года Московской городской Думой принят Закон города Москвы N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль". С его принятием утрачивает силу Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 3-18, а также другие законы, внесшие дополнения и изменения в последний. В связи с изложенным и учитывая издание настоящего письма, с 1 января 1999 года отменяется действие письма N 11-13/23278 от 23.09.97, дополнений к нему, а также разъяснений инспекции по данному вопросу. Раздел I. Данным Законом установлены следующие ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы: - для банков и других кредитных организаций - в размере 30 процентов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Согласно той же статье Закона кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом "О банках и банковской деятельности"; - для бирж, брокерских контор, страховщиков, а также иных предприятий и организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - в размере 25 процентов. Под товарной биржей в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20.02.92 N 2383-1 понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Статья 11 Федерального закона РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет, что фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства. В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 31.05.91 N 300 "О Российской валютной бирже" валютная биржа - постоянно действующий центр по проведению на территории РСФСР сделок с иностранной валютой, заключаемых по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Страховщиками в соответствии с Законом РФ от 27.11.92 N 4015-1 "О страховании" признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Под посреднической деятельностью согласно ГК РФ понимается осуществляемая юридическим лицом на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по доверенности) деятельность по совершению от его имени и за его счет либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтересованного лица гражданско-правовых сделок, разрешенных действующим законодательством; - для остальных предприятий - в размере 22 процентов. По данной ставке облагаются налогоплательщики, не относящиеся к перечисленным выше категориям. Критерием применения налоговых ставок к доходам иностранных юридических лиц являются виды деятельности, ими осуществляемой. Раздел II. Предприятия, добывающие металлы и драгоценные камни, общественные организации, религиозные объединения, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, получающие прибыль от предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 3 настоящего Закона начиная с 1 июля 1997 года, уплачивают налог ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли без уплаты авансовых платежей. В том случае, если указанные предприятия и организации перешли в 1997 году на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль и до вступления в силу Закона N 19 уплачивали налог на основании ежемесячных расчетов нарастающим итогом с начала года, начиная с 1 июля 1997 года они имеют право использовать порядок, установленный статьей 3 Закона. Раздел III. Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" право устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 40 Устава города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 28.06.95, Московская городская Дума по представлению Мэра законами города определяет городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы. Статьей 3 Закона города Москвы от 01.07.96 N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" предусмотрен порядок установления и отмены налоговых льгот, согласно которому проекты законов по данным вопросам вносятся на рассмотрение Московской городской Думы Мэром Москвы. Таким образом, с момента вступления в силу Закона все иные нормативные документы, устанавливающие налоговые льготы в городе Москве, не применяются. Статьей 2 Закона города Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" с 1 июля 1997 года для предприятий и организаций, расположенных на территории г.Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы. Право пользования указанными налоговыми льготами предоставлено и иностранным юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство. Под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами. Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов. Однако если такая российская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица. Вместе с тем, если указанная российская организация или физическое лицо действуют в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они считаются постоянным представительством иностранного юридического лица, так как в данном случае действуют вне рамок своей обычной деятельности. Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями, кроме выполнения от имени такого предприятия зафиксированных в учредительных документах обязанностей осуществляет также другую деятельность в Российской Федерации от своего имени (в пользу предприятия, иного юридического лица или в свою пользу) через постоянное место деятельности, то такая его деятельность также считается осуществляемой через постоянное представительство. Осуществляемой через постоянное представительство может быть признана деятельность иностранного юридического лица (являющегося одновременно участником предприятия с иностранными инвестициями) в части, касающейся представления его сотрудниками на территории Российской Федерации интересов третьих юридических лиц. В этом случае иностранное юридическое лицо должно зарегистрировать свое постоянное представительство в установленном порядке. Дочерняя компания иностранного юридического лица, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не рассматривается как постоянное представительство своей материнской (основной) компании*(1), несмотря на то, что деятельность такой дочерней компании осуществляется под руководством материнской компании, поскольку в целях налогообложения такая дочерняя компания является независимым юридическим субъектом и самостоятельным налогоплательщиком. Тем не менее, такая дочерняя компания является постоянным представительством материнской компании, если она в силу договорных отношений с материнской компанией представляет ее интересы в Российской Федерации и имеет полномочия на заключение контрактов от ее имени. Каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке. Для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Моментом окончания существования стройплощадки является дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию. Строительный участок не прекращает существование, если работы на нем временно приостановлены. Если иностранное юридическое лицо, действуя через постоянное представительство и являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. При этом если субподрядчики - иностранные юридические лица, их деятельность со дня начала работы на данной строительной площадке также рассматривается как постоянное представительство самого субподрядчика. Термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности иностранного юридического лица в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение "постоянного представительства". Под налогом на прибыль, уменьшаемым в соответствии с данным Законом, следует понимать сумму налога, исчисленную исходя из налоговой ставки зачисления платежа в городской бюджет, установленной данным Законом, и налогооблагаемой прибыли, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных в него изменений и дополнений. При этом размер налоговой льготы исчисляется по специальному расчету к строке 10б расчета налога от фактической прибыли. Налоговые льготы, установленные статьей 2 настоящего Закона, применяются параллельно с налоговыми льготами, установленными федеральным законодательством, т.е. при выборе льготного режима налогообложения налогоплательщик имеет право: - пользоваться только льготами, установленными Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; - использовать только льготы, установленные настоящим Законом; - применять льготы, установленные статьей 2 Закона города Москвы, после использования аналогичных льгот, установленных Законом Российской Федерации. Право на налоговые льготы, установленные Законом, возникает в том отчетном периоде (месяце, квартале), в котором произведены фактические затраты (получена льготируемая прибыль). Если предприятие имеет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, то льготы по налогу распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Для предприятий и организаций, пользующихся налоговыми льготами в части полного освобождения от налогообложения либо понижения налоговой ставки и являющихся плательщиками авансовых платежей, Закон не ограничивает права учитывать такую льготу и при расчете авансовых платежей в городской бюджет исходя из предполагаемой прибыли. Предприятия, применяющие налоговые льготы, связанные с уменьшением налога на величину фактически произведенных затрат, и уплачивающие авансовые взносы, представляют в налоговый орган первоначальную справку об авансовых платежах в порядке, определенном инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37. Однако при осуществлении в текущем периоде (периоде уплаты авансовых платежей по данной справке) фактических затрат следует учитывать следующее: 1) если налогоплательщик произвел фактические затраты, принимаемые при льготировании, до наступления первого срока авансового взноса, то на данную сумму он вправе уменьшить сумму авансовых платежей на квартал, уточнив при этом справку, согласовав ее с финансовым органом и представив ее в налоговую инспекцию до 15 числа первого месяца квартала. В этом случае авансовый платеж по первому сроку уплаты будет начислен по уточненной справке. Если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил в налоговый орган уточненную справку до указанного срока, уменьшение по справке по прошедшему сроку уплаты будет произведено по дате поступления справки в налоговый орган и в случае уплаты авансового платежа в сумме уточненной справки на сумму разницы между первоначальной и уточненной величиной авансового платежа до даты поступления в налоговую инспекцию уточненной справки будут начисляться пени; 2) если налогоплательщик произвел фактические затраты после срока уплаты первого авансового взноса, то после даты фактического производства затрат он может уточнить сумму авансовых взносов на величину затрат, представив согласованную с финансовым органом справку в налоговую инспекцию за 20 дней до окончания текущего квартала. В этом случае уменьшение по прошедшим срокам уплаты авансовых взносов производится по дате поступления уточненной справки в налоговый орган. Основанием для уточнения суммы авансовых платежей являются бухгалтерские документы, подтверждающие факт производства льготируемых затрат. При расчете дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом (для предприятий, уплачивающих налог по квартальным расчетам), фактическая сумма налога на прибыль определяется по установленной ставке от облагаемой прибыли с учетом всех налоговых льгот, включая льготы, определенные данным Законом. В соответствии со статьей 7 Закона города Москвы от 01.07.96 N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" плательщики вправе использовать при наличии оснований городские льготы в течение всего периода их действия. Если плательщик не воспользовался налоговой льготой в течение финансового года, вопрос о предоставлении льгот за прошедший финансовый год согласовывается с финансовыми органами. Налоговые льготы, установленные Законом города Москвы от 02.03.94 N 3-18 в части уменьшения налога на величину затрат, связанных с развитием собственного производства контрольно-кассовых машин, пускорегулирующих устройств для люминесцентных ламп, расходомеров воды, счетчиков потребляемого газа, газоанализаторов, фильтров, музыкальных инструментов, хлебопекарной и макаронной продукции, синтетических моющих средств; развитием и расширением производственной базы и материально-технического обеспечения предприятий пивоваренной отрасли, финансированием программы развития рыбного хозяйства; а также освобождения от налогообложения прибыли, полученной от: выполнения заказов по ремонту и восстановлению подвижного состава пассажирского транспорта, производства ламп накаливания, оказания услуг по сбору и вывозу отходов, производства работ по строительству очистных, гидротехнических и спортивных сооружений, производства диетического и лечебного питания, дрожжевой и молочной продукции, лекарственных препаратов (включая и их реализацию), оказания услуг хлебопекарным предприятиям, проведения работ по реконструкции и ремонту объектов городской и муниципальной собственности, а также жилищного фонда, предприятий торговли, реализующих хлеб, молоко и товары московских предприятий легкой и текстильной промышленности, ученических предприятий, кинотеатров, - прекращают свое действие с момента официального опубликования Закона города Москвы от 18 июня 1997 года N 19 ("Тверская, 13" N 29 от 17 июля 1997 года), т.е. с 17 июля 1997 года. По налоговым льготам, действие которых отменяется в связи с введением Закона N 19, налогоплательщики, заявившие данные льготы в налоговых расчетах за 9 месяцев 1997 года (либо за июль 1997 года - для ежемесячных расчетов), должны обеспечить раздельный учет льготируемой прибыли (затрат) за период с 01.07.97 по 17.07.97. 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона налог на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных: 1.1 - с развитием и расширением производственной базы (включая новое строительство) расположенных в городе Москве спортсооружений, детских, юношеских спортивных школ, детских, подростковых клубов, осуществляющих спортивно-массовую физкультурно-оздоровительную работу с детьми и подростками по месту жительства на безвозмездной основе и зарегистрированных в установленном порядке, домов детского творчества, а также спортивных объектов, находящихся на балансе предприятий и организаций, а с декабря 1998 года - также с финансированием предпроектных, проектно-изыскательских работ и расходов, связанных с получением разрешения на строительство новых или расширение действующих объектов; - с материально-техническим обеспечением расположенных в городе Москве некоммерческих спортивных организаций (включая бюджетные), зарегистрированных в установленном порядке. При этом следует иметь в виду, что в связи с тем, что льгота в части материально-технического обеспечения в соответствии с настоящим Законом не распространяется на коммерческие организации, направление средств на указанные цели для льготного налогообложения прекращается с 17 июля 1997 года. К спортивным сооружениям в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94) относятся: сооружения спортивно-оздоровительные: бассейн крытый для плавания, бассейн открытый искусственный, велодром, велотрек, каток с искусственным льдом крытый (открытый), комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений, комплекс физкультурных сооружений, поле стрельбы из лука, поле футбольное, стадион, трибуна стадиона с подтрибунными сооружениями, стрельбище для пулевой стрельбы (стендовой стрельбы), манеж легкоатлетический, тир, комплекс физкультурно-оздоровительный; здания спортивные: корпус спортивный, база лыжная, база альпинистская, база гребная, база конно-спортивная, база для парусного спорта (яхт-клуб), база санно-бобслейная, база мотовелоспорта, база рыболовно-спортивная, школа спортивная детско-юношеская, зал спортивный, дворец спорта. Под развитием производства понимаются затраты, связанные с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий. Инвестор для подтверждения права на налоговую льготу, связанную с осуществлением затрат на новое строительство указанных объектов после завершения стадии оформления проектно-сметной документации, установленной нормативными актами Правительства Москвы, представляет в налоговый орган по своему местонахождению кроме копии платежного поручения и выписки банка следующие документы: договор инвестора с предприятием - застройщиком о безвозмездном участии в осуществлении нового строительства спортивного объекта; постановление (распоряжение) Правительства Российской Федерации (Правительства Москвы либо Мэра Москвы) о закреплении земельного участка (здания) под новое строительство распоряжение префектуры о разрешении на строительство; градостроительное заключение; проект, согласованный с Мосгосэкспертизой и Инспекцией Государственного архитектурного надзора; разрешение Административно-технической инспекции (ордер на право проведения строительных работ для заказчика и подрядчика). Статьей 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Одной из форм некоммерческой организации является общественная организация (объединение). Виды деятельности, относящиеся к спортивной, приведены в приложении N 14 к настоящему письму. Следовательно, некоммерческой спортивной организацией признается некоммерческая организация, создаваемая в установленном действующим законодательством порядке в целях развития физической культуры и спорта, определяемых уставом, а также фактически осуществляющая указанную деятельность. К бюджетной спортивной относится организация, созданная государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления функций по развитию физической культуры и спорта, финансируемая из соответствующего бюджета полностью или частично, ведущая бухгалтерский учет по плану счетов для бюджетных организаций в соответствии с Инструкцией Минфина России от 03.11.93 N 12 с учетом изменений и дополнений к нему. Кроме того, отнесение организаций к бюджетным определяется их Уставом, учредительными документами, а также соответствующими финансовыми органами, осуществляющими бюджетное финансирование. К затратам, связанным с материально-техническим обеспечением некоммерческих спортивных организаций, относятся затраты, непосредственно связанные с осуществлением спортивной деятельности (кроме затрат капитального характера, определенных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.93 N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций"). При применении данной льготы следует иметь в виду, что как инвесторами, так и получателями средств могут быть только предприятия и организации, расположенные в городе Москве, зарегистрированные в общеустановленном порядке в регистрирующих органах г.Москвы и вставшие на учет в налоговых инспекциях города; 1.2 - с развитием и расширением московской производственной базы общественного городского транспорта (кроме такси). Право получения средств в рамках действия налоговой льготы предоставлено организациям, осуществляющим услуги городского пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки пассажиров по утверждаемым Правительством Москвы маршрутам и тарифам. Кроме того, данная льгота распространяется также на Московский метрополитен, т.к. согласно пункту 2.1 его Устава, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.09.92 N 748, основной задачей метрополитена является полное и качественное удовлетворение потребностей населения города в перевозках. Под развитием и расширением производственной базы понимаются затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий. Развитие и расширение московской производственной базы общественного городского транспорта может осуществляться путем приобретения подвижного состава, сооружения ремонтной базы, мест ремонта и технического обслуживания общественного транспорта, сооружения мест, предназначенных для обслуживания городского транспорта на маршрутах движения; приобретения средств технического обслуживания в режиме "скорой помощи", приобретения оборудования, предназначенного для обслуживания пассажиров в самих средствах городского транспорта (ККМ), а также других вложений с учетом отраслевых особенностей различных видов общественного городского транспорта. Не включаются в понятие "развитие и расширение московской производственной базы общественного городского транспорта" текущие расходы, которые в соответствии с действующим законодательством относятся на издержки производства и обращения. В связи с отменой льготы по материально-техническому обеспечению городского транспорта налоговая льгота в этой части прекращает свое действие с 17 июля 1997 года; 1.3 - с материально-техническим обеспечением и ремонтно-строительными работами в дошкольных и общеобразовательных государственных и муниципальных учреждениях, начиная с декабря 1998 года. В соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.97 N 150/14-12 к дошкольным образовательным учреждениям относятся: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. К общеобразовательным учреждениям относятся: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в т.ч. вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК); центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа. В соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации в наименованиях образовательных учреждений, как некоммерческих организаций, должно содержаться указание на характер деятельности юридического лица. При применении данной льготы следует иметь в виду, что в случае, если объекты культуры, здравоохранения, общественного питания, спорта, а также другие объекты, обслуживающие воспитательный и образовательный процессы, находятся на балансе указанных учреждений, то средства, направленные на их материально-техническое обеспечение и осуществление ремонта рассматриваются как использованные по целевому назначению. 1.4 - с улучшением экологической обстановки в городе. Для целей льготного налогообложения налоговыми органами принимаются фактически произведенные затраты в пределах перечня затрат, определенных Москомприродой, после его ежегодного утверждения Правительством Москвы. В связи с требованием Закона о ежегодном утверждении Правительством Москвы перечня затрат по улучшению экологии, на которые распространяется льготный порядок налогообложения, с 17 июля 1997 года не применяются для целей льготного налогообложения фактически произведенные затраты на выполнение мероприятий, перечисленных в принятых Правительством Москвы постановлениях от 27 сентября 1994 года N 860 "О Комплексной экологической программе Москвы", от 16.04.96 N 341 "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве" и совместном с РАО "Газпром" постановлении от 26.11.96 N 943-134, а также перечни организаций, осуществляющих указанные мероприятия. Правительство Москвы постановлением от 18 ноября 1997 года N 804 "О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве", а также постановлением от 28 июля 1998 года N 565 "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 18.11.97 N 804", утвердило перечень затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в г.Москве, на 1997 год. Исполнителями мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе Москве на 1997 год, являются: Московский городской экологический фонд, ЗАО "Мосэкотранс" и АО "Московский центр управления экологическими программами", МП "Мосводосток". Постановление Правительства Москвы от 17.03.98 N 185 определило перечень затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве, на 1998 год, а также исполнителей мероприятий - Мосэкофонд, Фонд экологизации транспорта "Мосэкотранс", Фонд поддержки экологических программ и инициатив. Постановлением Правительства Москвы от 29.12.98 N 1023 приложение N 3 постановления N 185 от 17.03.98 дополняется пунктом 5 "Строительство установки по переработке резиново-технических изделий (автопокрышек) на базе ГП "Промотходы" с объемом работ 11,4 млн. руб.". Исполнителем данного мероприятия является Фонд поддержки экологических программ и инициатив. В 1999 году действует постановление Правительства Москвы от 29.12.98 N 1025 "О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве". 1.5 - с развитием волоконно-оптических сетей связи в соответствии с городской целевой программой, утвержденной Правительством Москвы. Городская целевая программа по созданию в г.Москве волоконно-оптической сети утверждена постановлением Правительства Москвы от 11.05.93 N 437 "О дополнительных мерах по реализации программы создания Московской волоконно-оптической сети". Реализация указанной программы возложена на ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация и рассчитана на 1994-1998 гг. Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 3 августа 1998 года N 860-РП "О тарифах на услуги, предоставляемые ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация" предприятиям и организациям по городскому заказу" срок реализации программы продлен до 2004 года. 1.6 - с модернизацией и реконструкцией предприятий, переходящих на выпуск новой градостроительной продукции (по перечню предприятий, утвержденному Правительством Москвы). Перечень предприятий, которым предоставлен льготный режим налогообложения, утвержден постановлениями Правительства Москвы от 04.07.95 N 588. Постановление Правительства Москвы от 02.12.97 N 850 уточнило перечень предприятий стройиндустрии Москвы, модернизирующих и реконструирующих производственные мощности под выпуск новой градостроительной продукции. 1.7 - с реализацией программ социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (для программ, утвержденных Правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой). Указанные программы приняты постановлениями Правительства Москвы от 04.04.95 N 291 "О комплексе мер по реализации в Москве законов Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и испытаний", от 18.02.97 N 95 "О Целевой комплексной программе социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, на 1997 год", и от 27.06.95 N 577 "О Комплексной целевой программе "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" на 1995-1997 годы", от 17.03.98 N 183 "О Комплексной целевой программе реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы", от 16.06.98 N 464 "О Целевой комплексной программе социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, на 1998 год". Головными исполнителями Целевой комплексной программы социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, утвержденной постановлениями Правительства Москвы от 04.04.95 N 291 и от 18.02.97 N 95, являются Общественная организация инвалидов Чернобыля "Заслон Чернобыля" и Фонд помощи инвалидам, получившим увечье, заболевание, переоблучение в результате чернобыльской катастрофы, "Чернобыль - Надежда", Целевой комплексной программы социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, на 1998 год - ассоциация инвалидов радиационных катастроф и аварий "Инрад", фонд "Чернобыль - Надежда", ООИЧ "Заслон Чернобыля", общественная благотворительная организация инвалидов Чернобыля и других радиационных катастроф Северо-Западного административного округа, Московское региональное общественное объединение инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы и других катастроф, аварий и испытаний, Московское отделение Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации и общественная организация инвалидов Чернобыля "Чернобыль-Щукино", а Комплексной целевой программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" - общественное объединение инвалидов "Помощник", Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы - РООИ "Помощник", ООИЧ "Чернобыль - Содействие" (дефис 2 пункта 2.3.8 раздела 2 Программы), РООИ "Динаода" (пункт 3.15 раздела 3 Программы), 1.8 - с реализацией целевой комплексной программы Правительства Москвы "Московский международный деловой центр "Москва - Сити" на Краснопресненской набережной", включая погашение (возврат) привлеченных (заемных) средств, использованных на ее реализацию. Реализация указанного проекта осуществляется как путем инвестирования собственных средств участниками проекта в его реализацию, так и за счет привлечения кредитных ресурсов для финансирования строительства объектов, включенных в программу "ММДЦ "Москва - Сити". Правительство Москвы постановлением от 05.12.95 N 984 "О финансировании работ по Московскому международному деловому центру "Москва - Сити" (ММДЦ) на 1996 год и утверждении программ развития проекта ММДЦ" одобрило Программу градостроительного и социально-экономического развития ММДЦ "Москва - Сити", рассчитанную на период с 1995 до 2000 года. 1.9 - с реализацией московских городских благотворительных программ, утвержденных городским Благотворительным советом. Распоряжением Мэра Москвы от 26.07.96 N 153/1-РМ в соответствии с Законом города Москвы от 5 июля 1996 года N 11-46 "О благотворительной деятельности" создан городской Благотворительный совет. Перечень программ, утвержденных городским Благотворительным советом на момент издания настоящего письма, приведен в приложении N 13. Данный перечень программ не является исчерпывающим. По мере утверждения Благотворительным советом новых программ; их перечень будет доводиться до сведения налоговых инспекций письмами Государственной налоговой инспекции по г.Москве. 1.10 - с развитием и расширением производства елочных украшений. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 06.08.93 N 17, для сертификации елочных украшений применяются следующие коды: 3694270 Украшения елочные из металла 3694271 Украшения елочные из металла без механизмов 3694272 Украшения елочные из металла электромеханические (с микроэлектродвигателями) 3694280 Украшения елочные из дерева 3694281 Украшения елочные из дерева без механизмов 3694290 Украшения елочные пластмассовые 3694291 Украшения елочные пластмассовые без механизмов 3694292 Украшения елочные пластмассовые электротехнические 3694293 Украшения елочные пластмассовые электромеханические (с микроэлектродвигателями) 3694294 Украшения елочные пластмассовые электронные 3694310 Украшения елочные из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивные) 3694311 Украшения елочные из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивные) без механизмов 3694320 Украшения елочные из бумаги и картона (полиграфические) 3694321 Украшения елочные из бумаги и картона (полиграфические) без механизмов 3694330 Украшения елочные из фарфора, фаянса, керамики, папье-маше, древесно-опилочных масс 3694331 Украшения елочные из папье-маше и древесно-опилочных масс 3694341 Украшения елочные стеклянные; 1.11 - с развитием и расширением собственного производства бытовых электросчетчиков: 1.12 - с приобретением и установкой приборов и систем отечественного производства для учета расхода воды и энергетических ресурсов в городе Москве. При применении данной налоговой льготы следует иметь в виду, что приобретение и установка приборов и систем для целей налогообложения рассматривается как единый процесс. 1.13 - с реализацией городской целевой программы создания отечественных телефильмов. Порядок использования льготируемых средств по реализации городской программы определяется Правительством Москвы. Действие данной льготы рассчитано на период с 1 июля 1997 года по 31 декабря 2001 года. --------------------------- См. Положение о порядке использования средств, предназначенных для финансирования Городской целевой программы создания отечественных телефильмов, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 1998 г. N 999. Городская целевая программа создания отечественных кинофильмов утверждена постановлением Правительства Москвы от 9 марта 1999 года N 177 "Об утверждении Городской целевой программы создания отечественных телефильмов на 1999-2001 гг.". Для целей льготного налогообложения по указанным сферам деятельности (программам) (подпункты 1.1-1.13) принимаются как средства, перечисленные предприятиями и организациями (включая банки и страховые компании) на расчетные счета предприятий и организаций, поименованных выше, так и собственные капитальные вложения предприятий и организаций этих сфер деятельности (исполнителей программ). Ответственность за целевое использование средств, направленных на выполнение изложенных выше мероприятий, несут получатели средств. Средства, получаемые от других предприятий и организаций, при их целевом использовании не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль, зачисляемому в городской бюджет. При нецелевом использовании получаемых средств, они подлежат изъятию в городской бюджет. При этом следует иметь в виду, что неизрасходованные средства не рассматриваются как использованные не по целевому назначению. В целях правильного применения указанных льгот организации, получающие средства, должны обеспечить раздельный учет их использования. Организации, получающие средства в порядке действия налоговых льгот, перечисленных в настоящем пункте, одновременно с квартальной отчетностью представляют в налоговый орган отчет о получении и использовании этих средств (приложение N 1). Налоговая льгота предоставляется предприятиям и организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного копией платежного поручения, получателем которого является предприятие одной из перечисленных выше сфер деятельности (исполнитель программы). При этом в бухгалтерском учете предприятий и организаций, включая страховщиков, на сумму перечисленных средств делается бухгалтерская запись по дебету счета 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет" (у коммерческого банка - дебет счета 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков" и кредит счета 161 "Корреспондентский счет"). При исчислении предприятиями налога от фактической прибыли за отчетный период фактически перечисленная сумма взноса засчитывается как налоговая льгота и снижает сумму налога, уплачиваемого в городской бюджет, в пределах суммы налога, зачисляемого в бюджет города Москвы. Если участие предприятий и организаций производится не путем перечисления денежных средств, а посредством передачи имущества, оказанием услуг, производства работ для целей льготного налогообложения применяются: - при безвозмездной передаче основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов - их остаточная стоимость; - при безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей - фактическая себестоимость; - при безвозмездном производстве работ, оказании услуг, передаче готовой продукции - их фактическая себестоимость. Постановлением Правительства Москвы от 17.03.98 N 185 кроме перечисленного выше имущества в качестве налоговой льготы по улучшению экологической обстановки принимается и передача ценных бумаг. По иным льготам, поименованным в пункте 1 раздела III настоящего письма, передача ценных бумаг по цене приобретения учитывается для целей льготного налогообложения, начиная с 3 декабря 1998 года. При передаче продукции собственного производства (производстве работ, оказании услуг) передающие организации отражают их стоимость по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с последующим погашением за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При передаче поименованного выше имущества (кроме денежных средств) следует иметь в виду, что у передающей стороны валовая прибыль (строка 1 расчета налога от фактической прибыли) исчисляется с учетом положений, изложенных в пунктах 2.4 и 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". При этом льготный порядок налогообложения применяется только к продукции (работам, услугам) и другому имуществу, которое может быть использовано получателем на цели, по которым предоставляется льгота. При осуществлении предприятиями и организациями указанных видов деятельности (исполнителями программ) собственных вложений для целей льготного налогообложения принимаются фактически произведенные расходы, отражаемые по дебету счета 08 "Капитальные вложения" за вычетом сумм износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятиям, с начала отчетного года на отчетную дату по кредиту счета 02 "Износ основных средств" (кроме вложений в приобретение нематериальных активов, земельных участков и объектов природопользования). При применении льгот, изложенных в пункте 1 настоящего письма, следует иметь в виду, что величина указанных налоговых льгот может составлять до 100 процентов суммы налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет. Пример расчета налога от фактической прибыли с учетом действия налоговых льгот, перечисленных в данном пункте, для инвестора приведен в приложении N 12, для получателя средств приведен в приложении N 3 к настоящему письму. Порядок отражения операций в бухучете при получении денежных средств дан в приложении N 2 к настоящему письму. В случае отсутствия в городских целевых программах мероприятий, связанных с осуществлением затрат капитального характера, у организаций - исполнителей программ, имеющих доходы от предпринимательской деятельности и являющихся плательщиками налога на прибыль, для целей льготного налогообложения принимаются фактические затраты, произведенные из остающейся в их распоряжении прибыли и направленные на реализацию возложенных на них программ. 2. Пунктом 2 статьи 2 Закона освобождена от налогообложения прибыль предприятий любых организационно-правовых форм, полученная от: 2.1 - оказания услуг по переработке отходов и вторичного сырья; 2.2 - оказания услуг предприятиями общественного питания по организации питания учащихся в школах, ПТУ, техникумах, вузах (для предприятий общественного питания). Организация питания детей осуществляется: - в школах - школьно - базовыми столовыми либо иными организациями общественного питания; - в ПТУ, техникумах и вузах - столовыми, входящими в состав учебного заведения, по имеющими самостоятельный баланс и расчетный счет. В связи с тем, что льгота по налогу на прибыль предоставлена предприятиям общественного питания, она будет применяться к прибыли школьно - базовых столовых, столовых ПТУ, техникумов, вузов, иных организаций общепита, если последние являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Основанием для получения льготы является договор об организации питания учащихся, заключенный с учебным заведением; 2.3 - производства автобусов для нужд городского пассажирского транспорта г.Москвы, включая их сборку из отечественных и импортных комплектующих изделий, и их реализации. Для целей льготного налогообложения принимается прибыль, полученная от реализации автобусов, а также услуг по сборке автобусов непосредственно предприятиям и организациям ГК "Мосгортранс". На иную реализацию данная льгота не распространяется; 2.4 - производства хлеба, хлебобулочной и макаронной продукции, а также услуг по доставке указанных продуктов на предприятия торговли, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли по концепции Правительства Москвы*(2) (Положение о фонде - приложение N 5). Отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы. Условие обязательного перечисления средств в отраслевой централизованный фонд не распространяется на предприятия, относящиеся по действующему законодательству к категории малых. При отнесении предприятий и организаций к категории малых в настоящее время следует руководствоваться пунктом 1.1.6 инструкции Росгосналогслужбы от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". 2.5. - производства продукции мукомольной отрасли, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли*(3). Отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы (Положение о фонде - приложение N 6). Продукции мукомольной отрасли соответствует код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг - 1531. 2.6 - реализации страховых запасов продовольствия в объемах, утверждаемых Правительством Москвы; 2.7 - осуществления проектно-изыскательских, строительных, реставрационных и транспортных услуг, связанных с восстановлением храма Христа Спасителя; 2.8 - проведения проектно-изыскательских, строительных, реставрационных, транспортных и природоохранных работ, связанных с восстановлением и сохранением памятников природы, архитектуры, истории и культуры, историко-культурных, природно-ландшафтных комплексов и заповедных зон г.Москвы по перечню объектов, определяемых Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы и Указом Президента Российской Федерации от 18.12.91 N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" в редакции Указа от 12.04.96 N 534 (приложение N 7); 2.9 - медицинского обслуживания населения г.Москвы, осуществляемого за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования; 2.10 - работы с детьми и молодежью по месту жительства, осуществляемой детскими подростковыми клубами и центрами, зарегистрированными в установленном порядке; 2.11 - внешнеэкономической деятельности, осуществляемой по поручению Правительства Москвы, доходы от которой целевым назначением направляются на финансирование городской программы по приобретению технологий и оборудования для развития пищевой промышленности г.Москвы, утвержденной Правительством Москвы; 2.12 - прочих видов деятельности городского пассажирского транспорта (кроме такси) и метрополитена и направленная на покрытие убытков от основной деятельности (перевозка пассажиров). Данная льгота действует в отношении транспортных организаций, входящих в компанию "Мосгортранс", а также метрополитена, получивших в отчетном периоде убыток по перевозкам пассажиров. При этом размер предоставляемой льготы не может быть выше суммы полученного убытка. Для получения данной налоговой льготы организации обязаны обеспечить раздельный учет финансовых результатов от основной деятельности. К прочим видам деятельности городского пассажирского транспорта относится и деятельность, прибыль от которой облагается по повышенным налоговым ставкам; 2.13 - проведения работ, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом Московского метрополитена. Перечни организаций, занятых на строительстве, реконструкции осуществляющих капитальный ремонт метрополитена, на очередной финансовый год доводятся до сведения налоговых инспекций после их утверждения Управлением транспорта и связи Правительства Москвы. 2.14 - проведения работ, связанных с реализацией целевой комплексной программы Правительства Москвы "Московский международный деловой центр "Москва - Сити" на Краснопресненской набережной "; 2.15 - оказания услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой электро-, радиоаппаратуры и бытовой техники отечественного производства. Для льготного обложения прибыли от оказания услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой электронной и электротехники отечественного производства принимаются: - по гарантийному обслуживанию - прибыль, полученная в виде разницы между денежными средствами, перечисленными предприятиями - изготовителями, находящимися на территории Российской Федерации и стран СНГ, в соответствии с договором на гарантийное обслуживание, и затратами организации на гарантийный ремонт; - по послегарантийному ремонту - прибыль, полученная в виде разницы между денежными средствами, перечисленными заказчиками по квитанциям, в которых указаны наименование и марка ремонтируемой техники, наименование предприятия - изготовителя, и затратами, связанными с выполнением этих работ. Все льготы по налогу на прибыль, изложенные в данном пункте, предоставляются только при наличии раздельного учета льготируемой прибыли. Пример расчета налога от фактической прибыли с учетом перечисленных в данном пункте налоговых льгот приведен в приложении N 4 к настоящему письму. 3. От уплаты налога в части сумм налоговых платежей, поступающих в городской бюджет, согласно пунктам 3, 4, 12, 15 статьи 2 Закона освобождена прибыль: 3.1 - предприятий хлебопекарной промышленности, в общем объеме товарной продукции которых хлеб и хлебобулочные изделия составляют не менее 70 процентов, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли по концепции Правительства Москвы (отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы).*(4) Условие обязательного перечисления средств в отраслевой централизованный фонд не распространяется на предприятия, относящиеся по действующему законодательству к категории малых. При отнесении предприятий и организаций к категории малых в настоящее время следует руководствоваться пунктом 1.1.6 инструкции Росгосналогслужбы N 37. Номенклатура хлеба и хлебобулочных изделий утверждена Управлением статистики промышленности Центрального статуправления 29 декабря 1984 года N 04-72. 3.2 - товариществ собственников жилья и их объединений, жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных некоммерческих организаций, управляющих кондоминиумом и направляющих прибыль от любого вида предпринимательской деятельности на содержание и ремонт жилищного фонда. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом. Согласно той же статье кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых и иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности. Порядок организации работы товариществ установлен постановлением Правительства Москвы от 14.01.97 N 16 "О порядке применения Закона Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" в г.Москве" (приложение N 8); Примерный устав товарищества собственников жилья утвержден приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.08.98 N 35. 3.3 - предприятий торговли и общественного питания, построенных в зоне реконструкции: - 11-59 км Московской кольцевой автодороги - на период до конца 1998 года (с 1 января 1999 года не действует); - 60-109 км МКАД - с 1 января 1998 года по 31 декабря 1999 года; 3.4 - предприятий и организаций сферы материального производства и бытового обслуживания населения, в среднесписочной численности работающих которых: - инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, в т.ч. воины-интернационалисты и участники ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС, составляют более 50 процентов; - инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, к ним приравненные, в т.ч. воины-интернационалисты и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и пенсионеры составляют более 70 процентов. При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. При этом следует иметь в виду, что под категорией "инвалиды" следует понимать как инвалидов войны, так и инвалидов труда и инвалидов детства. Категории работающих, отнесенные к численности, по которой предоставляется данная налоговая льгота, приводится в приложении N 15 к настоящему письму. Расчет среднесписочной численности работающих для целей льготного налогообложения производится в 1997-1998 г.г. в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 N 17-10-0370, начиная с 1 января 1999 года - с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121. Однако в среднесписочную численность работающих не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорах подряда и другим договорам гражданско-правового характера. В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018, утвержденным 1 января 1976 года, к сфере материального производства относятся: - промышленность; - сельское хозяйство; - лесное хозяйство; - рыбное хозяйство; - транспорт и связь; - строительство; - торговля и общественное питание; - материально-техническое снабжение и сбыт; - заготовки; - информационно-вычислительное обслуживание; - операции с недвижимым имуществом; - общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; - геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба; - прочие виды деятельности сферы материального производства (код 87000). Бытовое обслуживание включает как производственные, так и непроизводственные виды бытового обслуживания населения. Многоотраслевые предприятия относятся к сфере материального производства и бытового обслуживания населения в том случае, если доля соответствующих видов деятельности является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем выручки от реализации, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный показатель подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия и является неизменным в течение отчетного года. В специальном расчете размера городских льгот, который является в соответствии с п.III настоящего письма приложением к расчету налога от фактической прибыли, отражается выбранный предприятием показатель; 3.5 - предприятий, организаций и учреждений культуры всех форм собственности при условии, если выручка от показа цирковых и театрализованных представлений для детей составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Для осуществления контроля за правомерностью применения льготного режима налогообложения организациям культуры необходимо обеспечить раздельный учет выручки от показа цирковых и театрализованных представлений для детей; 3.6 - предприятий (не входящих в систему Минсвязи РФ), оказывающих услуги но подписке и доставке населению периодической печати, если в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) выручка от указанных услуг составляет более 70 процентов, при условии направления освобождающейся прибыли на развитие собственной производственной базы по данному виду деятельности; 3.7 - предприятий, осуществляющих производство современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов и их реализацию и послепродажное обслуживание, созданных на территории города Москвы при участии иностранных инвесторов, при условии, что вклад иностранных инвесторов составляет не менее 40 процентов уставного капитала;) 4. Пунктом 5 статьи 2 Закона предусмотрено, что сумма налога на прибыль по предприятиям и организациям сферы материального производства и бытового обслуживания населения уменьшается: - на 50 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды составляют не менее 30 процентов либо инвалиды и пенсионеры - 50 процентов; - на 40 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды составляют не менее 20 процентов либо инвалиды и пенсионеры - 40 процентов; - на 30 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды и пенсионеры составляют не менее 20 процентов. Пунктом 3.4 настоящего письма определены отрасли, относящиеся к сфере материального производства и бытового обслуживания населения. При определении права на получение льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорах подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Многоотраслевые предприятия относятся к сфере материального производства и бытового обслуживания населения в том случае, если доля соответствующих видов деятельности является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем выручки от реализации, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный показатель подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия и является неизменным в течение отчетного года. В специальном расчете размера городских льгот, который является в соответствии с п.III настоящего письма приложением к расчету налога от фактической прибыли, отражается выбранный предприятием показатель. 5. Кроме того, в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль: 5.1 - направленная предприятиями, организациями и учреждениями на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, военнослужащих, уволенных в запас), в экологические и оздоровительные фонды, фонды на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов и участников ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС, в т.ч. международным и их фондам, предприятиям, учреждениям и организациям, молодежным общественным объединениям, религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, а также средства, перечисленные предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, системы образования, социального обеспечения, культуры и кинематографии, архивной службы и спорта, ассоциациям и объединениям творческих работников, но не более 1 процента облагаемой налогом прибыли. Под прибылью, в пределах 1 процента которой может быть засчитан взнос как налоговая льгота, понимается показатель, рассчитанный по стр.6 "Расчета налога от фактической прибыли" согласно приложению N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37; 5.2 - фактически направленная предприятиями, учреждениями и организациями в Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя. Налоговая льгота предоставляется предприятиям и организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного выпиской банка, копией платежного поручения, а также иными документами, поименованными в настоящем пункте. 6. Пунктом 8 статьи 2 Закона установлено, что сумма налога на прибыль по гостиницам (согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы) уменьшается на величину средств, фактически направленных в Централизованный фонд Департамента внешних связей Правительства Москвы на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в гостиницах города. Положение о порядке расходования указанного фонда утверждается Правительством Москвы (Положение о фонде - приложение N 9). Отчет о его использовании ежегодно представляется Правительству Москвы. Перечень гостиниц, имеющих право на данную льготу, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.11.97 N 785 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 25.01.96 N 61. В случае включения в имеющийся перечень других гостиниц он должен быть дополнен соответствующим постановлением Правительства Москвы. 7. В пункте 9 статьи 2 Закона предусмотрено уменьшение суммы налога на величину взносов в общественные организации, направляемых на лечение постоянно проживающих в г.Москве инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, включая ветеранов подразделений особого риска (далее инвалидов-лучевиков). Льгота предоставляется на величину затрат по лечению инвалидов, давших обязательство получать дополнительную помощь в лечении только через одну общественную организацию. Данная налоговая льгота применяется к средствам, направленным только на лечение инвалидов - москвичей из указанных в приложении N 16 категорий лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Документами, удостоверяющими принадлежность к одной из категорий, являются соответствующее удостоверение и справка об инвалидности либо удостоверение инвалида, подвергшегося радиационному воздействию. В настоящее время в г.Москве эти удостоверения могут выдаваться Комитетом социальной защиты Правительства Москвы в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 20.02.95 N 84-РМ, а справки - соответствующими ВТЭКами. Налоговая льгота предоставляется инвесторам по мере фактического перечисления средств общественной организации, расположенной в г.Москве и осуществляющей льготируемую деятельность. В тексте платежного поручения в обязательном порядке четко формулируется назначение платежа в соответствии с целями, определенными Законом и настоящим письмом. Целевым расходованием средств в рамках действия данной налоговой льготы считаются расходы на: - затраты капитального характера по созданию основных фондов, направленных на лечение инвалидов-лучевиков; - оплату индивидуального лечения и обследования в медицинском учреждении; - осуществление реабилитационно-восстановительного лечения в санаториях и профилакториях; - создание патронажной службы для обеспечения лечения на дому и специализированной службы скорой помощи; - приобретение медикаментов и лечебных препаратов; - приобретение специального лечебного и диетического питания, а также иммунокорригирующих биодобавок; - приобретение медприборов и оборудования домашнего пользования; - создание экспертной комиссии, определяющей первоочередной порядок лечения; - анкетирование больных; - организацию банка данных по инвалидам, проживающим в г.Москве; - другие расходы, связанные с организацией работы (оплата труда, хозяйственные расходы, расходы на служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, ремонт), но не более 20 процентов от суммы средств, полученных в отчетном периоде. Денежные средства, поступившие в виде благотворительного взноса и не использованные по каким-либо причинам по целевому назначению либо на иные цели, не могут рассматриваться как использованные не по целевому назначению и в соответствии с действующим налоговым законодательством до момента их фактического использования не по целевому назначению изъятию в бюджет не подлежат. Отчет о расходовании средств, полученных в порядке действия данной налоговой льготы, представляется ежеквартально в налоговый орган по месту нахождения общественной организации по форме согласно приложению N 1 к настоящему письму. 8. Согласно пункту 10 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль, направляемая предприятиями, организациями и учреждениями на благотворительные цели в организации, имеющие статус "благотворительная" в г.Москве, но не более 50 процентов облагаемой налогом прибыли. Под прибылью, в пределах 50 процентов которой может быть засчитан взнос как налоговая льгота, понимается показатель, рассчитанный по стр.6 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37). Согласно статье 7 Закона города Москвы от 05.07.95 N 11-46 "О благотворительной деятельности" статус "благотворительная" в г.Москве предоставляется предприятиям и организациям городским Благотворительным советом и удостоверяется Паспортом благотворительной организации, в связи с чем льгота предоставляется только при наличии данного Паспорта, выдаваемого Благотворительным советом. Перечни организаций, получивших статус "благотворительная", доводятся до сведения налоговых органов после получения их от совета. Налоговая льгота предоставляется предприятиям и организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного выпиской банка, копией платежного поручения, а также иными документами, поименованными в настоящем пункте. 9. В соответствии с пунктом 11 статьи 2 освобождается от налогообложения прибыль, полученная хозяйственными товариществами и обществами, учредителями (участниками) которых являются исключительно организации, имеющие статус "благотворительная" в г.Москве, при условии направления ими прибыли в данные организации на благотворительные цели. Понятие организации, имеющей статус "благотворительная" в г. Москве, приведено в пункте 8 настоящего письма. 10. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль, фактически направленная предприятиями, организациями и учреждениями в местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, образованные по постановлениям Московской городской Думы. Такие фонды в настоящее время созданы в Южном административном округе на основании постановления Московской городской Думы от 13.09.95 N 58 "Об образовании местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства Южного административного округа города Москвы", в Центральном административном округе на основании постановления Московской городской Думы от 22.11.95 N 82 "Об образовании местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства на территории района (территориального управления) "Пресненское" Центрального административного округа Москвы", а также в Северо-Западном округе на основании постановления от 27.11.96 N 103 "Об образовании местного муниципального внебюджетного фонда развития жилищного строительства Северо-Западного административного округа города Москвы", в Северо-восточном, Восточном, Юго-Восточном и Южном административных округах на основании постановления Московской городской Думы от 25.12.96 N 115 "О муниципальных внебюджетных фондах жилищного строительства программы "Комбиинвест" Северо-Восточного, Восточного, Юго-восточного и Южного административных округов города Москвы". В случае принятия Московской городской Думой аналогичных постановлений по другим административным округам об этом будет сообщаться налоговым органам Государственной налоговой инспекцией по г.Москве. При расчете указанной льготы налогооблагаемая прибыль для расчета налога, зачисляемого в городской бюджет, уменьшается на величину фактического взноса во внебюджетный фонд, произведенного из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Налоговая льгота предоставляется предприятиям и организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного выпиской банка, копией платежного поручения, а также иными документами, поименованными в настоящем пункте. 11. Пунктом 16 статьи 2 Закона с 1 января 1998 года освобождается от налогообложения прибыль предприятий и организаций, имеющих статус участника территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (Особой зоны), фактически направленная на развитие и расширение производственной базы участников территориально промышленной зоны с особым статусом. Положение о территориально-промышленной зоне с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (Особой зоне) утверждено постановлением Московской городской Думы от 03.12.97 N 88 (приложение N 10). Основанием для получения льготы является Свидетельство участника Особой зоны установленного образца. При этом налоговая льгота предоставляется при условии внесения предприятия в Реестр участников Особой зоны, утверждаемый Администрацией зоны и ежеквартально представляемый в Государственную налоговую инспекцию по г.Москве. Налогооблагаемая прибыль для расчета налога в городской бюджет уменьшается участниками Особой зоны на величину средств, фактически направленных в отчетном периоде как на развитие собственной производственной базы, так и на развитие производственной базы других участников зоны. Для организаций, осуществляющих развитие собственной производственной базы, данная налоговая льгота предоставляется дополнительно к налоговой льготе, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Порядок расчета налоговой льготы аналогичен порядку, определенному пунктом 4.1.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", в части предоставления льготы по развитию собственной производственной базы. В случае передачи средств на развитие производственной базы других участников зоны основанием для предоставления льготы является копия платежного поручения, получателем по которому является один из участников зоны. При этом организация, получающая средства, расходует их на цели получения и после окончания отчетного периода представляет в налоговую инспекцию по месту нахождения Отчет о получении и использовании денежных средств по форме согласно приложению N 1 к настоящему письму. 12. Согласно пункту 14 статьи 2 Закона не включаются в состав налогооблагаемой прибыли при расчете налога, зачисляемого в городской бюджет, средства, получаемые предприятиями и организациями из централизованных фондов развития хлебопекарной и мукомольной промышленности, а также из централизованного фонда Департамента внешних связей на покрытие затрат по проживанию беженцев в гостиницах города, при условии их целевого использования в соответствии с утвержденными положениями о порядке формирования и расходования указанных фондов. Положения о порядке формирования и расходования средств указанных фондов приведены в приложениях N 5, 6 и 9 к настоящему письму. При применении положений, изложенных в настоящем письме, следует иметь в виду, что наличие в налоговом органе официально доведенного перечня предприятий, имеющих право на льготный режим налогообложения, не является достаточным основанием для предоставления льготы, т.к. очерчивает только круг возможных претендентов, а для получения налоговой льготы необходимо соблюдение условия ее действия, а именно осуществление льготируемого вида деятельности. Раздел IV. Действие налоговых льгот, поименованных в пунктах 1, 5, 7, 8 и 10 раздела III настоящего письма, начиная с 3 декабря 1998 года, приостанавливается по предприятиям и организациям, передающим средства и имеющим задолженность перед бюджетом города Москвы по налогу на прибыль более трех месяцев, до полного ее погашения. Датой, с момента которой начинается исчисление трехмесячной задолженности для целей определения права на налоговые льготы, считается: для организаций, осуществляющих расчеты с бюджетом поквартально нарастающим итогом с начала года - последнее число последнего месяца отчетного периода, за который заявлена одна из указанных выше льгот (по состоянию на 1.04, на 01.07, на 01.10, на 01.01 года, следующего за отчетным), для организаций, рассчитывающихся с бюджетом по налогу ежемесячно нарастающим итогом с начала года - 1 число месяца, следующего за отчетным. Пример для организации, осуществляющей квартальные расчеты по налогу на прибыль: --------------------------------------------------------------------------------------- | Содержание операции | Дата | Начислено | Уплачено | Переплата | Недоимка | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | На 1 апреля т.г. | | | | - | 10 | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | Начислены авансовые платежи | 15.04 | 100 | | - | 110 | | за апрель | | | | | | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | На 1 мая т.г. | | | | - | 110 | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | Начислены авансовые платежи | 15.05 | 100 | | - | 210 | | за май | | | | | | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | Уплачены авансовые платежи за | 15.05 | | 200 | - | 10 | | III квартал | | | | | | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | На 1 июня т.г. | | | | - | 10 | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | Начислены авансовые платежи | 15.06 | 100 | | - | 110 | | за июнь | | | | | | |-------------------------------|-------|-----------|----------|-----------|----------| | На 1 июля т.г. | | | | - | 110 | --------------------------------------------------------------------------------------- Таким образом, организация, у которой имелась текущая задолженность по расчетам в городской бюджет, начиная с 1 апреля т.г. до 1 июля т.г., не имеет право воспользоваться налоговой льготой. Предоставление налоговых льгот при уплате авансовых платежей в текущем квартале производится при отсутствии трехмесячной задолженности на последнее число последнего месяца предшествующего квартала. При этом организация для уточнения суммы авансовых платежей помимо требуемых документов, подтверждающих произведенные затраты, представляет в финансовое управление справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогу на прибыль в городской бюджет. Справка об отсутствии задолженности по форме согласно приложению N 11 к настоящему письму выдается плательщику в течение трех рабочих дней после обращения. Налоговые расчеты составляются нарастающим итогом с начала года, в связи с чем после погашения задолженности организация имеет право заявить в расчете налоговую льготу также за период с начала года. Пример: В I квартале организация заявила в налоговом расчете льготу в размере 300 тыс. руб. По итогам деятельности за 1 полугодие организация, заявив на полную сумму причитающегося налога льготу в сумме 500 тыс. руб., в т.ч. 300 тыс. руб. за I квартал и 200 тыс. руб. за II квартал, на 30 июня имеет задолженность по налогу на прибыль в городской бюджет в размере 150 тыс. руб., образовавшуюся по состоянию на 1 апреля. При таких условиях организация в расчете за 1 полугодие имеет право заявить налоговую льготу только в размере 300 тыс. руб.. В сентябре организация произвела затраты, подлежащие льготированию, дополнительно на 100 тыс. руб. и полностью погасила задолженность перед бюджетом. Таким образом, не имея на 30 сентября задолженности перед городским бюджетом, организация вправе в расчете за 9 месяцев заявить налоговую льготу в сумме 600 тыс. руб. (300+200+100). Если у организации в отчетном периоде образовалась трехмесячная задолженность, то по итогам деятельности за этот период она может воспользоваться только льготой, предоставленной в расчете за предшествующий период, в пределах суммы налога в городской бюджет (либо налогооблагаемой прибыли, подлежащей льготированию) за отчетный период. Пример (для организаций, пользующихся налоговыми льготами в соответствии с пунктами 1 и 7). (в тыс.руб.) ------------------------------------------------------------------------------------ | | Вариснт 1 | вариант 2 | | |-------------------------|------------------------| | Показатели | I кв. | I п/г | 9 мес. | I кв. | I п/г | 9 мес. | |-------------------------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------| | 1. Наличие трехмесячной | | | | | | | | задолженности | - | - | 10 | - | - | 10 | |-------------------------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------| | 2. Сумма взноса | 300 | 500 | 600 | 300 | 500 | 600 | |-------------------------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------| | 3. Налогооблагаемая | | | | | | | | прибыль | 2000 | 2500 | 1000 | 1000 | 500 | 3000 | |-------------------------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------| | 4. Сумма налога, исчисленного | | | | | | | | без учета льготы | | | | | | | | (стр.3х22% : 100%) | 440 | 550 | 220 | 220 | 110 | 660 | |-------------------------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------| | 5. Размер льготы, принимаемой | | | | | | | | в расчете | 300 | 500 | 220 | 220 | 110 | 110 | ------------------------------------------------------------------------------------ Если предприятие имеет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, то льготы по налогу распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Пример расчета налога по организации, осуществляющей виды деятельности, облагаемой по различным ставкам, и имеющей задолженность по налогу па прибыль, при применении льготы в соответствии с пунктом 8: Справочно: I квартал I полугодие фактический взнос 1500 - (тыс.руб.) ------------------------------------------------------------------------- | | I квартал | I полугодие | | |-----------------|-----------------| | Показатели | ставка | ставка | ставка | ставка | | | 22% | 25% | 22% | 25% | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 1. Наличие 3-месячной задолж. | - | - | 200 | - | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 2. Выручка от реализации | - | 3000 | 6000 | 3000 | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 3. Себестоимость | | 500 | 5000 | 500 | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 4. Прибыль от реализации | - | 2500 | 1000 | 2500 | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 5. Внереализационные результаты | | | +300 | | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | | +100 | - | -300 | - | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 6. Прибыль, подлежащая | | | | | | налогообложения | 100 | 2500 | 1000 | 2500 | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 6. Ограничение льготы в размере | | | | | | 50% налогооблагаемой прибыли* | - | 1250 | 500 | 1250 | |-----------------------------------|--------|--------|--------|--------| | 7. Налогооблагаемая прибыль, | | | | | Страницы: 1 2 |