О РАЗВИТИИ ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ПО ПЕРЕДАЧЕ ИМ В УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 20 апреля 1999 г. N 329 (ПРМ) На территории Центрального административного округа в настоящее время действует 224 различных объединения жителей, которые в разной степени участвуют в решении вопросов обеспечения сохранности, содержания и эксплуатации жилых домов и придомовых территорий, наведения и поддержания порядка в своих подъездах: эти задачи реализуются в деятельности 18 территориальных общин, 93 товариществ собственников жилья (из них 36 товариществ приняли дома в управление), 91 жилищных и жилищно-строительных кооперативов, 5 молодежных жилищных кооперативов, 17 объединений жителей других организационно-правовых форм. В 16 домах в настоящее время проведены учредительные собрания жителей с целью создания товариществ собственников жилья (документы находятся на стадии регистрации). Инициативы различных объединений жителей по участию в управлении жилыми домами и придомовыми территориями находят поддержку у префекта Центрального административного округа. Им утверждена целевая комплексная Программа поддержки инициативы жителей. Программа разработана с учетом опыта деятельности домовых комитетов, территориальных общин, товариществ собственников жилья в районах, их взаимодействия с районными Управами, окружными и городскими службами. Опыт деятельности отдельных общин, товариществ собственников жилья Центрального административного округа доказывает преимущество данных форм самоорганизации жителей в обеспечении сохранности жилищного фонда, придомовой территории, наведении и поддержании порядка в подъездах жилых домов. Вместе с тем в работе по поддержке объединений жителей префект Центрального административного округа, районные Управы сталкиваются с целым рядом проблем, которые характерны не только для Центрального административного округа. Это в первую очередь недостаточно проработанные механизмы передачи жилищного и нежилого фонда, земельных участков товариществам собственников жилья. Не полностью отработаны механизмы содержания и эксплуатации кондоминиумов, финансирования товариществ собственников жилья, комплексного контроля за их финансово-хозяйственной и организационно-уставной деятельностью. Большие сложности испытывают инициативные группы жителей при определении хозяйственно-экономических условий для создаваемого по их инициативе товарищества собственников жилья. Практика действующих и создаваемых территориальных общин, товариществ собственников жилья в домах уже существующей застройки муниципального жилищного фонда (каких подавляющее большинство в Центральном административном округе) показывает, что практически ни на каких территориях города (кроме новостроек) заранее не определены и не выделены земельно-имущественные комплексы (возможные кондоминиумы) в г.Москве как объекты управления и как условие для образования товариществ собственников жилья. Москомземом не разработана методика нормативного и сверхнормативного выделения земельных участков для кондоминиумов. Все это создает у жителей и районных Управ большие сомнения в дееспособности и надежности создаваемых товариществ собственников жилья. Многие товарищества собственников жилья не могут реализовать свое право на оформление и управление кондоминиумом, а осуществляют лишь общий контроль за использованием выделяемых средств на эксплуатацию и обслуживание. Советы территориальных общин мало информированы о процедуре, целях и возможностях создания товариществ собственников жилья, но готовы участвовать в сохранении и благоустройстве домов на своей территории. Префектурой и районными Управами Центрального и других административных округов еще недостаточно используются различные информационные каналы для разъяснения и поддержки инициатив жителей по организации сохранности подъездов и дворовых территорий, по передаче им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию жилищного фонда. Недостаточность реальных экономических механизмов формирования и деятельности товариществ собственников жилья сдерживает развитие более широкой пропаганды в этом направлении и приводит к конфликтным ситуациям между действующими товариществами собственников жилья и городскими, районными службами. В целях обеспечения активного участия жителей в решении вопросов сохранности и эксплуатации жилищного фонда Правительство Москвы постановляет: 1. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы как координатору действий городских структур исполнительной власти по данным вопросам совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, Московским земельным комитетом, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, префектами административных округов в срок до 1 октября 1999 года разработать и представить на утверждение Правительства Москвы комплексную городскую программу формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (далее ТСЖ). 2. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы: 2.1. Совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, Московским земельным комитетом, Москомархитектурой, Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Городским бюро технической инвентаризации в срок до 1 августа 1999 года разработать и внести на утверждение Правительства Москвы положение о едином порядке оформления необходимого пакета документов для регистрации имущественно-земельных комплексов (кондоминиумов),при этом установить, что оформление документов производится без взимания платы. 2.2. Организовать с участием заинтересованных организаций разработку типовой методики для составления ТСЖ технико-экономического обоснования доходов и расходов на техническое содержание, эксплуатацию и ремонт жилых домов в кондоминиуме. Совместно с Управлением городского заказа, Департаментом финансов в течение 1999 года подготовить инструкцию по составлению технико-экономического обоснования для управления жилыми домами. 2.3. Совместно с Управлением городского заказа, Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в срок до 1 сентября 1999 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы положение о порядке управления жилыми домами, находящимися в коллективной собственности, и передаче домов в управление ТСЖ, предусмотрев при этом возможность введения внешнего управления в случае возникновения дезорганизации в деятельности ТСЖ. 2.4. Совместно с Управлением городского заказа, департаментами финансов, экономической политики и развития г.Москвы, государственного и муниципального имущества города Москвы и Московским земельным комитетом в срок до 1 сентября 1999 года разработать механизм обеспечения дотационных выплат на содержание жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, территориальной общины, с учетом переданного им в управление имущества. 3. Префектам административных округов: 3.1. Совместно с Московским земельным комитетом, Москомархитектурой, Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в срок до 1 августа 1999 года завершить проведение работ по определению жилых домов и границ земельных участков, где имеются предпосылки для формирования имущественно-земельных комплексов (кондоминиумов), создания ТСЖ и передачи им в управление жилых домов и земельных участков. В III квартале 1999 года представить на утверждение Правительства Москвы перечни адресов жилых домов, где имеются предпосылки для формирования имущественно-земельных комплексов с учетом наличия прилегающих земельных участков. 3.2. Во II квартале 1999 года определить организационную форму и обеспечить на постоянной основе организационно-консультативную помощь инициативным группам жителей в разработке и оценке перспектив экономической целесообразности деятельности ТСЖ, в создании товариществ и территориальных общин, формировании кондоминиумов, а также действующим товариществам и территориальным общинам по вопросам их деятельности. 3.3. Рекомендовать использовать опыт префектуры Центрального административного округа по введению за счет бюджетных и внебюджетных средств дополнительных должностей работников, ответственных за работу с населением, с объединениями жителей, в т.ч. товариществами собственников жилья, территориальными общинами. 4. Главам районных Управ: 4.1. Обеспечить своевременное и полное представление дирекциями единого заказчика районов документации, необходимой ТСЖ (инициативным группам - в случае принятия решения о создании ТСЖ) для регистрации юридического лица и земельно-имущественного комплекса. 4.2. Совместно с Государственной жилищной инспекцией г.Москвы осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка передачи жилых домов в управление ТСЖ с обязательным определением зон ответственности их содержания и эксплуатации территории домовладения, инженерных сетей и оборудования. 4.3. Рекомендовать включение в состав ревизионных комиссий товариществ собственников жилья представителя районной Управы с целью осуществления государственного контроля за финансово-хозяйственной и организационно-уставной деятельностью товариществ собственников жилья во избежание финансовых и иных злоупотреблений. 5. Комитету территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления: 5.1. До 1 августа 1999 года подготовить нормативный документ, регламентирующий функции работников, ответственных за работу с населением, с объединениями жителей, в т.ч. товариществами собственников жилья, территориальными общинами. 5.2. Совместно с префектами административных округов и районными Управами в первом полугодии 1999 года разработать и реализовать программу информационного обеспечения инициатив жителей по практическому их участию в работах по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и придомовых территорий, по передаче им в управление жилых домов и земельных участков, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию жилищного фонда. 5.3. Совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Государственной жилищной инспекцией г.Москвы организовать ежегодный городской конкурс на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов и придомовых территорий. В срок до 1 июля 1999 года представить положение о городском конкурсе на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов и придомовых территорий. 5.4. Совместно с префектами административных округов: 5.4.1. Организовать тематические выставки, семинары для руководителей и специалистов районных Управ об опыте решения проблем жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. деятельности ТСЖ, а также территориальных общин, других самоуправляемых объединений граждан, взявших на себя ответственность по вопросам содержания жилищного фонда и придомовых территорий (по отдельному плану). 5.4.2. Организовать специальные тематические программы и публикации о деятельности районных Управ по реформе жилищно-коммунального хозяйства в городских средствах массовой информации (по отдельному плану). 5.4.3. Организовать в Ш квартале 1999 года передвижную выставку об опыте реализации инициатив жителей по благоустройству дворовых и придомовых территорий, подъездов жилых домов. 6. Комитету территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления обратиться в срок до 1 июня 1999 года в Государственную налоговую службу Российской Федерации с просьбой внести изменение в приказ Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49 в части исключения требований по заполнению приложения 1 к карте постановки на учет налогоплательщика-организации при постановке на учет ТСЖ, созданных ими ассоциаций и объединений в связи с отсутствием уставного фонда у товариществ собственников жилья. 7. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы продолжить практику создания товариществ собственников жилья и формирования кондоминиумов на объектах, строительство которых финансируется за счет средств внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П., заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А.В., префектов административных округов. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков |