ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОИЗОТОПНОЙ ПРОДУКЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 23.04.99 144

             ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОИЗОТОПНОЙ
               ПРОДУКЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          23 апреля 1999 г.
                                N 144

                                (НЦПИ)


     Интенсивное развитие   в   медицинской  практике  лабораторных  и
инструментальных   методов   исследований   определяет   необходимость
широкого   использования   в  диагностических,  лечебных  и  научно  -
исследовательских целях  радиоактивных  веществ  и  других  источников
ионизирующих излучений.
     Наиболее широко радиоизотопные методы применяются  в  диагностике
заболеваний  сердечно  -  сосудистой  и эндокринной систем,  а также в
онкологии,  неврологии,  гастроэнтерологии и некоторых других областях
медицины.  Особой  эффективностью  эти  методы  отличаются  при оценке
структурно - функциональных изменений различных органов.
     Спектр применяемых        в        практике       здравоохранения
радиофармацевтических средств постоянно увеличивается.
     Минздравом России   налажена   система  централизованных  закупок
радиофармацевтической продукции для  нужд  учреждений  здравоохранения
федерального  подчинения  в соответствии с утвержденной номенклатурой,
определен порядок их распределения.  Список учреждений, номенклатура и
объемы  закупок ежегодно пересматриваются в соответствии с выделенными
средствами.
     Вместе с    тем    в   обеспечении   учреждений   здравоохранения
радиофармпрепаратами  имеются  серьезные   недостатки   и   нерешенные
проблемы.  Значительная часть их связана с недостаточным производством
отечественных  меченных  соединений   и   препаратов   для   in   vivo
исследований,   а   также   наборов  для  in  vitro  диагностики,  что
значительно   снижает    диагностические    возможности    лабораторий
радиоизотопной  диагностики,  вынужденных  использовать в своей работе
дорогостоящие препараты зарубежного производства. Крайне низок уровень
обеспечения лучевой терапии открытыми радиоактивными источниками.
     В условиях недостаточного финансирования  отрасли  выделяемые  на
указанные  цели  централизованные средства используются нерационально,
закупки осуществляются через посреднические  структуры  без  серьезной
проработки вопросов ценообразования.
     Во многих    подведомственных     учреждениях     здравоохранения
формирование  заявок  на  радиоизотопную  продукцию осуществляется без
учета  их  профиля,  а  также   диагностической   целесообразности   и
возможности   замены   другими,   равноценными   в  плане  диагностики
средствами.  Нередки случаи необоснованного заказа  и  бесконтрольного
использования радиофармпрепаратов.
     В целях совершенствования радиоизотопной  диагностики  и  лучевой
терапии  в учреждениях здравоохранения и обеспечения их радионуклидной
продукцией,  улучшения  взаимодействия,   рационального   расходования
средств на эти цели приказываю:
     1. Создать  при  Департаменте  организации   медицинской   помощи
населению    Консультативный   совет   по   проблемам   радионуклидной
диагностики, лучевой терапии и радиофармацевтики (Приложение 1).
     2. Консультативному совету в своей деятельности руководствоваться
Положением  о  Консультативном  совете  по  проблемам   радионкулидной
диагностики, лучевой терапии и радиофармацевтики (Приложение 2).
     3. Утвердить  порядок  заказа и поставки радиоизотопной продукции
учреждениям здравоохранения федерального подчинения,  оплачиваемой  за
счет централизованных средств (Приложение 3).
     4. Департаменту организации медицинской помощи населению:
     4.1. Регулярно    анализировать   экономическую   и   клиническую
обоснованность   использования   радиофармацевтической   продукции   в
диагностических и лечебных целях.
     4.2. Осуществлять  своевременное  рассмотрение  и  анализ  заявок
медицинских  учреждений на радиоизотопную продукцию,  приобретаемую за
счет   централизованных   средств   Министерства   здравоохранения   и
подготовку обобщенной заявки на следующий год.
     4.3. Обеспечить  в  установленные  сроки   подготовку   ежегодных
сводных заявок учреждений здравоохранения на радиоизотопную продукцию,
поставляемую за счет централизованных средств.
     4.4. До   01.05.99   совместно   с    Департаментом    экономики,
планирования  и финансирования здравоохранения подготовить предложения
по  рациональному  использованию   выделяемых   средств   на   закупку
радиофармацевтической   продукции   и   организации   контроля  за  ее
оптимальным использованием.
     4.5. До   01.06.99  разработать  необходимую  учетно  -  отчетную
документацию по использованию радиоизотопной продукции  в  учреждениях
здравоохранения и утвердить ее в установленном порядке.
     5. Департаменту   экономики,   планирования   и    финансирования
здравоохранения  обеспечить  своевременное  финансирование  заявок  на
радиофармацевтическую продукцию,  генераторов радионуклидов и  другого
радиодиагностического  оборудования  в  пределах  выделяемых бюджетных
ассигнований в соответствии с утвержденной  номенклатурой  и  перечнем
учреждений здравоохранения.
     6. Департаменту  научно  -  исследовательских  и  образовательных
медицинских   учреждений   совместно   с   Департаментом   организации
медицинской помощи населению обеспечить согласование проектов научно -
исследовательских   работ,   методических   разработок,   программ   и
нормативных  документов,  связанных  с   деятельностью   подразделений
радиоизотопной диагностики и лучевой терапии.
     7. Руководителям органов  управления  здравоохранением  субъектов
Российской   Федерации   и   учреждений  здравоохранения  федерального
подчинения:
     7.1. Разработать  в  течение  I  полугодия  1999  г.  необходимые
мероприятия по обеспечению рационального использования диагностических
средств  и  повышению  эффективности  и  экономичности  ресурсной базы
подразделений радиоизотопной диагностики и лучевой терапии.
     7.2. Повысить уровень  руководства  лабораториями  радиоизотопной
диагностики   и   отделениями   лучевой   терапии  в  подведомственных
учреждениях   здравоохранения,   предусмотрев   при   этом   повышение
ответственности   главных   внештатных   радиологов   и  руководителей
соответствующих структурных подразделений.
     7.3. Обеспечить  своевременное  представление отчетов и заявок на
поставку радиоизотопной  продукции  в  соответствии  с  Приложением  3
настоящего Приказа.
     8. Приказ    Министерства    здравоохранения    и     медицинской
промышленности  Российской  Федерации  от 18.06.96 N 253 "О дальнейшем
совершенствовании работ по ограничению облучения населения и персонала
при  проведении  медицинских  процедур  с использованием ионизирующего
излучения" считать утратившим силу.
     9. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
Первого заместителя Министра здравоохранения И.А. Лешкевича.

Министр
                                                       В.И. СТАРОДУБОВ
23 апреля 1999 г.
N 144


                                                          Приложение 1

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                 Приказом Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                от 23 апреля 1999 года
                                                                 N 144

                                СОСТАВ

         КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПО ПРОБЛЕМАМ РАДИОНУКЛИДНОЙ
           ДИАГНОСТИКИ, ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ И РАДИОФАРМАЦЕВТИКИ

-----------------------------------------------------------------------
| 1.  Карпеев А.А.     | - Руководитель Департамента организации      |
|                      |   медицинской помощи населению Минздрава     |
|                      |   России                                     |
|                      |   Председатель Консультативного совета       |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 2.  Сергиенко В.Б.   | - Руководитель отдела радионуклидной         |
|                      |   диагностики Российского кардиологического  |
|                      |   НПК Минздрава России, главный внештатный   |
|                      |   радиолог Минздрава России, д.м.н., проф.   |
|                      |   Заместитель председателя Консультативного  |
|                      |   совета                                     |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 3.  Кузин В.Ф.       | - Главный специалист Департамента            |
|                      |   организации медицинской помощи населению   |
|                      |   Секретарь Консультативного совета          |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 4.  Гончаров Н.П.    | - Зав. лабораторией гормонального анализа    |
|                      |   ЭНЦ РАМН, д.м.н., проф.                    |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 5.  Касаткин Ю.Н.    | - Зав. кафедрой медицинской радиологии       |
|                      |   РМАПО, д.м.н., проф.                       |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 6.  Киселев М.Ф.     | - Зам. начальника Федерального управления    |
|                      |   МБиЭП Минздрава России, к.х.н.             |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 7.  Корсунский В.Н.  | - Зав. отделом радиофармацевтических         |
|                      |   препаратов ГНЦ "Институт биофизики",       |
|                      |   проф.                                      |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 8.  Рахманин Ю.А.    | - Зав. отделением дистанционной лучевой      |
|                      |   терапии Московского НИ онкологического     |
|                      |   института им. П.А. Герцена, к.м.н.,        |
|                      |   главный специалист по лучевой терапии      |
|                      |   Минздрава России                           |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 9.  Свирщевский Е.Б. | - Руководитель радиоизотопной лаборатории    |
|                      |   НЦХ РАМН, д.м.н., проф.                    |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 10. Тигранян Р.А.    | - Зав. отделом Государственного НИИ по       |
|                      |   стандартизации и контролю лекарственных    |
|                      |   средств, д.м.н.                            |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 11. Фанченко Н.Д.    | - Руководитель лаборатории эндокринологии    |
|                      |   Российского НИ центра перинатологии,       |
|                      |   акушерства и гинекологии Минздрава         |
|                      |   России, д.м.н., проф.                      |
|                      |   Член Консультативного совета               |
|----------------------|----------------------------------------------|
| 12. Ширяев С.В.      | - Руководитель радиоизотопной лаборатории    |
|                      |   ОНЦ РАМН, к.м.н.                           |
|                      |   Член Консультативного совета               |
-----------------------------------------------------------------------

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. КАРПЕЕВ


                                                          Приложение 2

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                 Приказом Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                от 23 апреля 1999 года
                                                                 N 144

                              ПОЛОЖЕНИЕ

          О КОНСУЛЬТАТИВНОМ СОВЕТЕ ПО ПРОБЛЕМАМ РАДИАЦИОННОЙ
           ДИАГНОСТИКИ, ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ И РАДИОФАРМАЦЕВТИКЕ

                          1. Общие положения

     1.1. Консультативный совет по проблемам радиационной диагностики,
лучевой   терапии   и   радиофармацевтике  (далее  -  Совет)  является
общественным  экспертным  органом   и   создается   при   Департаменте
организации  медицинской помощи населению Министерства здравоохранения
Российской   Федерации   с   целью    объединения,    координации    и
совершенствования  всего  комплекса работ в области ядерной медицины в
системе здравоохранения Российской Федерации.
     1.2. Совет  формируется  из  числа ведущих специалистов в области
радиоизотопной диагностики и лучевой терапии и представителей медико -
технической общественности.
     1.3. Состав Совета утверждается приказом Министра здравоохранения
Российской Федерации.

                          2. Основные задачи

     2.1. Разработка  рекомендаций  по  формированию единой политики в
области ядерной медицины и предложений по комплексному решению проблем
радионуклидной диагностики, лучевой терапии и радиофармацевтики.
     2.2. Анализ и оценка деятельности соответствующих подразделений и
служб  в  учреждениях  здравоохранения,  научно  -   исследовательских
подразделений,  осуществляющих  радионуклидную  диагностику  и лучевую
терапию, а также участвующих в разработке новых радиофармпрепаратов.
     2.3. Подготовка  предложений  по  совершенствованию  и   развитию
службы  с  целью  максимально  эффективного  использования  методов  и
средств ядерной медицины в лечебно - диагностическом процессе.
     2.4. Участие в подготовке федеральных программ,  межведомственных
и отраслевых  научно  -  исследовательских  программ  и  перспективных
планов развития ядерной медицины.
     2.5. Участие в  подготовке  нормативных  документов  по  вопросам
организации и функционирования службы ядерной медицины.
     2.6. Экспертиза и подготовка рекомендаций по использованию научно
-  технической  и  иной  продукции,  поступающей в Минздрав Российской
Федерации и относящейся к компетенции Совета.
     2.7. Разработка     научно     обоснованных    рекомендаций    по
совершенствованию  структуры,  штатов,  материально   -   технического
обеспечения и организации деятельности соответствующих подразделений в
учреждениях здравоохранения.
     2.8. Подготовка    предложений    по    повышению    квалификации
специалистов в области ядерной медицины.
     2.9. Изучение  и обобщение международного опыта в области науки и
медицинской практики по проблемам радионуклидной диагностики,  лучевой
терапии  и  радиофармацевтики.  Подготовка  рекомендаций  по внедрению
мировых достижений в практику отечественного здравоохранения.
     2.10. Экспертиза заявок учреждений здравоохранения на приборы для
радионуклидных   исследований,   радиофармпрепараты,   РИА-наборы  как
отечественного,  так   и   импортного   производства,   закупаемые   в
централизованном порядке.
     2.11. Подготовка    рекомендаций    по    обеспечению     закупок
отечественного   и   импортного   оборудования,   радиофармпрепаратов,
РИА-наборов.
     2.12. Изучение   и   подготовка   рекомендаций   по  приоритетным
направлениям  поисковых  и  прикладных   исследований   по   вопросам,
относящимся к компетенции Совета.
     2.13. Осуществление анализа качества исследований  и  организация
проверок   по   изучению   эффективности  использования  оборудования,
радиофармпрепаратов  и  РИА-наборов,  закупаемых  в   централизованном
порядке.
     2.14. Участие    в   мероприятиях   по   координации   совместной
деятельности    с    министерствами,    ведомствами,     общественными
организациями,   заинтересованными  в  решении  задач,  стоящих  перед
Советом.
     2.15. Организация  работы  по  пропаганде  и внедрению в практику
новых радионуклидных методов диагностики и лечения.

                           3. Права Совета

     Для решения основных задач Совет имеет право:
     3.1. Запрашивать и получать в министерстве необходимые для работы
Совета материалы.
     3.2. Привлекать для участия в отдельных работах в Совете ученых и
специалистов.

              4. Руководство и организация работы Совета

     4.1. В  состав  Совета  входят  Председатель,  его   Заместитель,
Секретарь и Члены Совета.
     4.2. Непосредственное    руководство     деятельностью     Совета
осуществляет  Председатель,  в  отсутствие  или  по поручению которого
функции переходя к его Заместителю.
     4.3. Заседания  Совета  проводятся  не  реже двух раз в год.  При
необходимости Председатель Совета назначает внеочередное заседание.
     4.4. Председатель Совета имеет право:
     - созывать и проводить заседания Совета,  привлекать к его работе
необходимых специалистов министерства  и  подведомственных  учреждений
здравоохранения;
     - представлять Совет в министерстве  и  других  организациях  (по
согласованию с министерством).
     4.5. Решения  Совета  принимаются  простым  большинством  голосов
присутствующих членов Совета.  Секретарь Совета обладает совещательным
голосом.
     4.6. Решения  Совета  считаются  правомочными,  если в его работе
принимали участие более половины членов Совета.
     4.7. Решения   Совета   оформляются  протоколом  и  подписываются
Председателем и Секретарем Совета.
     4.8. Совет прекращает  свою  деятельность  на  основании  приказа
Министра здравоохранения Российской Федерации.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. КАРПЕЕВ


                                                          Приложение 3

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                 Приказом Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                от 23 апреля 1999 года
                                                                 N 144

                               ПОРЯДОК

        ЗАКАЗА И ПОСТАВКИ РАДИОИЗОТОПНОЙ ПРОДУКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯМ
           ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ,
            ОПЛАЧИВАЕМОЙ ЗА СЧЕТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СРЕДСТВ

     С целью создания условий для эффективного расходования  бюджетных
средств  и  сохранения  сети  существующих  радиоизотопных лабораторий
устанавливается   нижеприведенный   порядок    заказа    и    поставки
радионуклидной   продукции  учреждениям  здравоохранения  федерального
подчинения  за  счет   средств   федерального   бюджета   Министерства
здравоохранения    Российской    Федерации   в   пределах   выделяемых
ассигнований.
     Медицинские учреждения   Российской   Федерации   всех   уровней,
нуждающиеся   в   радионуклидной   продукции,   закупаемой   за   счет
централизованных  средств,  до 1 июня текущего года направляют в адрес
Департамента  организации  медицинской  помощи  населению   (далее   -
Департамент)    отчеты    о    деятельности   радиодиагностических   и
радиотерапевтических подразделений,  использующих открытые  источники,
за   предыдущий   год  по  установленным  формам  и  заказ  -  заявки,
оформленные в  установленном  законодательством  Российской  Федерации
порядке   и   содержащие  разрешенные  к  использованию  в  Российской
Федерации радиофармпрепараты и РИА-наборы.
     Консультативный совет  по  проблемам  радионуклидной диагностики,
лучевой  терапии  и  радиофармацевтике  рассматривает  поступившие   в
Департамент  заказ  -  заявки  и  подготавливает  в  период  до 1 июля
текущего года на их основе  с  учетом  анализа  отчетов  "Номенклатуру
радиофармпрепаратов и РИА-наборов для закупки за счет централизованных
средств"  (далее  -  Номенклатура),   а   также   уточняет   "Перечень
медицинских   учреждений"   (далее  -  Перечень).  Номенклатура  может
дополняться новыми препаратами,  имеющими разрешение на применение,  в
пределах объемов выделенных бюджетных средств.
     Департамент рассматривает    рекомендованные    Номенклатуру    и
Перечень,  вносит  в них необходимые изменения и представляет их до 15
июля   текущего   года   на   утверждение   руководству   Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
     Перечень и Номенклатура  определяются  руководством  Министерства
здравоохранения Российской Федерации по представлению Департамента.
     Утвержденные руководством Министерства здравоохранения Российской
Федерации   Перечень   и   Номенклатура   направляются  в  Департамент
экономики, планирования и финансирования здравоохранения для включения
в  проект бюджета на будущий год.  Предполагаемый объем финансирования
определяется,  исходя из  ассигнованных  в  текущем  году  средств  на
проведение  закупок,  с учетом запрашиваемых дополнительно средств,  а
также предполагаемого резерва на закупку новейших  радиофармпрепаратов
на  основании  предварительной  информации комиссий Фармакологического
комитета Минздрава России.
     Департамент экономики,      планирования     и     финансирования
здравоохранения после утверждения бюджета  министерства  утверждает  у
руководства   министерства  объем  ассигнований,  предусмотренных  для
закупки радионуклидной продукции, и сообщает о нем в Департамент.
     Департамент на   основании   утвержденного   объема  ассигнований
корректирует  Перечень  и   Номенклатуру.   Подготовленные   документы
утверждаются  руководством  министерства  и  передаются  в Департамент
экономики,   планирования   и   финансирования   здравоохранения   для
согласования объемов финансирования,  а затем в Управление организации
обеспечения лекарствами и медицинской техникой для согласования цен на
радиофармацевтическую продукцию.
     Департамент организации медицинской помощи населению обеспечивает
оформление договоров на приобретение радиофармацевтической продукции с
приоритетом прямых поставок от непосредственного производителя.
     Приобретение радионуклидной     продукции     осуществляется    в
соответствии с порядком закупок продукции  для  государственных  нужд,
действующим в Российской Федерации.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. КАРПЕЕВ