О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ. Постановление. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России). 06.04.99 25

      О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

                           6 апреля 1999 г.
                                 N 25

                                (НЦПИ)


     Коллегия Госгортехнадзора  России  отмечает,  что  в   результате
резкого  снижения  объемов финансирования горно-строительных работ или
его полного прекращения в городах,  где ведется  строительство  метро,
сложилась  потенциально опасная ситуация.  Из-за отсутствия средств на
приобретение материалов для продолжения и оснащения  начатых  объектов
подземного  строительства или на их консервацию наблюдается разрушение
временной крепи подземных сооружений  и  котлованов,  что  приводит  к
просадкам  земной поверхности,  деформации зданий,  находящихся в зоне
строительства (гг. Москва, Новосибирск, Екатеринбург).
     Строительство линий и станций метро повсеместно ведется в районах
с плотной городской застройкой, насыщенных инженерными и транспортными
коммуникациями,  и  из-за  незавершаемого  длительное время подземного
строительства  создаются  условия  повышенной  опасности  для   систем
жизнеобеспечения городов и населения.
     В настоящее время в России в  недостроенном  состоянии  находится
около 25 тыс. м подземных сооружений.
     Особую угрозу   возникновения   аварий    представляют    объекты
строительства метро в Москве,  где протяженность подземных выработок с
временным   креплением    составляет    5200    м.    Необеспеченность
финансированием  принятой  правительством  Москвы  Программы  развития
Московского метрополитена до 2010  года  (постановление  правительства
Москвы   от   13.09.94   N   762)   создала   потенциальную  опасность
возникновения чрезвычайных аварийных ситуаций.
     Вызывает опасения    сложившаяся    обстановка   с   промышленной
безопасностью на объектах в городах Новосибирске  и  Екатеринбурге.  В
Новосибирске  в течение пяти лет стоит котлован с временным креплением
для станции метро "Березовая Роща".  При этом не принимаются  меры  по
консервации  строительства  или  предупреждению  возможного  сдвижения
земной поверхности на участке,  расположенном вблизи  жилых  домов.  В
Екатеринбурге        на        участке       строительства       линии
"Геологическая"-"Чкаловская"  в  зоне  геологических  нарушений   были
допущены подвижки фундаментов жилых домов.
     В метростроительных   организациях   практически    не    ведется
обновление   горнопроходческого   и   вспомогательного   оборудования.
Повсеместно не  выполняются  графики  ремонтов  и  замены  изношенного
оборудования.      В     ОАО     "Свердловскметрострой"     продолжают
эксплуатироваться подъемные машины и тюбингоукладчики  с  отработанным
нормативным сроком. В ОАО "Самараметрострой" амортизация проходческого
оборудования составляет 50%. В Новосибирске и Омске проходка подземных
выработок ведется щитовыми комплексами с амортизацией 70-80 %.
     Систематически не    выполняются     договорные     обязательства
метростроительными   организациями   по   содержанию   военизированных
горноспасательных подразделений Госстроя России, что ставит под угрозу
их боеготовность.
     Общая задолженность  горноспасательным   частям   в   1998   году
составила   20,334   млн.  руб.  Наибольшую  задолженность  имеет  ГАО
"Мосметрострой" - 6,3 млн.руб.
     Ведомственные службы  метростроительных организаций в большинстве
случаев  выполняют  возложенные  на   них   обязанности   по   технике
безопасности  формально  и не оказывают значимого влияния на состояние
безопасности работ.
     Несвоевременные выплаты  заработной  платы  приводят  к  снижению
производственной дисциплины, нарушению регламентов и акциям протеста в
подземных    выработках,    что    создает   потенциальную   опасность
возникновения аварийности и травматизма.
     Территориальными органами Госгортехнадзора России,  строительными
и   проектными   организациями   недостаточно   полно   осуществляется
реализация  положений Федерального закона "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов"  в  части  обязательной  экспертизы
промышленной   безопасности   проектной   документации,  обязательного
страхования  ответственности  за  причинение  вреда  при  эксплуатации
опасных   производственных   объектов,  к  которым  относятся  объекты
метростроительных организаций.
     Недостаточно принципиальную  позицию  в вопросах безопасности при
строительстве  метро  занимают   работники   территориальных   органов
Госгортехнадзора    России    (Московского   городского.   Уральского,
Нижегородского управлений, Управления Западно-Сибирского округа).
     Руководство Московского  городского  управления (И.А.  Иванников)
снизило  требовательность  и  инженерный  уровень   горного   надзора,
ослабило внимание к деятельности ведомственной службы охраны труда ГАО
"Мосметрострой", что в результате привело в 1998 году к снижению числа
выявляемых нарушений (на 15%) и,  как следствие,  к росту смертельного
травматизма в 2,5 раза.
     Территориальные органы Госгортехнадзора России ослабили надзор за
геолого-маркшейдерским  обеспечением  горно-строительных   работ,   за
инструментальными    наблюдениями   с   целью   охраны   поверхностных
сооружений, находящихся в зоне строительства.
     В целях   обеспечения  технической  безопасности,  предупреждения
аварийности  и  возможных  чрезвычайных  ситуаций  при   строительстве
метрополитенов   на   территориях   субъектов   Российской   Федерации
Госгортехнадзор России постановляет:
     1. Отметить  недопустимо низкий уровень финансирования строящихся
объектов метрополитенов в Российской Федерации из федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Просить правительства    городов    Москвы     (Ю.М.     Лужков),
Санкт-Петербурга (В.А.  Яковлев),  Свердловской обл.  (Э.Э. Россель) и
других  субъектов  Российской  Федерации,  где  ведется  строительство
метрополитенов,  рассмотреть  вопросы  улучшения положения на объектах
строительства,  завершения возведения постоянного крепления и  несущих
конструкций  на  строящихся  объектах  и  принять  необходимые меры по
повышению их технической безопасности.
     2. Обязать руководителей ГАО "Мосметрострой" (Ю.А.  Кошелев), ОАО
"Метрострой"  (В.Н.  Александров),  ОАО  "Свердловскметрострой"  (В.М.
Сурин),  ОАО  "Новосибирскметрострой" (Е.М.  Коноплев) и руководителей
территориальных органов Госгортехнадзора России  в  срок  до  30.04.99
осуществить   комплексные   обследования   незавершенных  подземных  и
открытых  объектов  метростроения.  Определить  наиболее  потенциально
опасные   участки   и   размеры   денежных   средств   для  выполнения
первоочередных работ, снижающих риск аварий гражданских и промышленных
объектов,  находящихся в зоне строительства.  Материалы по результатам
обследований в срок до 05.05.99 направить в Госгортехнадзор России для
подготовки аналитической записки в Правительство Российской Федерации.
     3. Рекомендовать начальнику Московского метрополитена (Д.В. Гаев)
изыскать  возможность  выделения  финансовых  ресурсов  для скорейшего
окончания строительства станции "Сретенский Бульвар",  незавершенность
которого представляет реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций
на  действующем  метрополитене,  а  также  участка   между   станциями
"Пражская"-"Качалово",  расположенного  в непосредственной близости от
жилых домов.
     4. Указать руководителям ГАО "Мосметрострой" (Ю.А.  Кошелев), ОАО
"Метрострой"  (В.Н.  Александров),  ОАО  "Свердловскметрострой"  (В.М.
Сурин),  ОАО  "Новосибирскметрострой"  (Е.М.  Коноплев)  на непринятие
действенных  мер  по  своевременному  сооружению  постоянных   обделок
пройденных  выработок,  снижению  технической безопасности на объектах
строительства,  что  привело  к  созданию   потенциальных   источников
аварийности и травматизма.
     5. Просить Госстрой России (Е.В.  Басин)  ускорить  разработку  и
утверждение:
     5.1. Нормативно-технической            документации            на
инженерно-геологические    изыскания   для   проектирования   объектов
подземного   строительства   в   условиях   крупных   мегаполисов    с
использованием зарубежного опыта.
     5.2. Нормативного документа,  запрещающего организацию и  ведение
строительства   без   соответствующих   гарантий   финансирования   из
федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации.
     5.3. СНиП  и  Свода  правил  на  проектирование  и  строительство
метрополитенов,  разрабатываемых корпорацией  "Трансстрой"  по  заказу
Московского  метрополитена  с учетом требований Федерального закона "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов".
     6. Руководству  ГАО "Мосметрострой" (Ю.А.  Кошелев,  Б.И.  Яцков)
обеспечить:
     6.1. Утверждение  в правительстве Москвы графика выполнения работ
по сокращению объемов временно закрепленных выработок,  согласовав его
с Московским городским управлением Госгортехнадзора России.
     6.2. Усиление  геолого-маркшейдерского  надзора   за   состоянием
горного  массива  и  возможными  деформациями  поверхности на объектах
строительства, особенно в центральной части города и в районах плотной
застройки.
     6.3. Повышение эффективности работы ведомственной  службы  охраны
труда  по  организации  и  осуществлению производственного контроля за
соблюдением   требований   промышленной   безопасности   на    опасных
производственных    объектах    в    соответствии   с   постановлением
Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999  года  N  263,  не
допуская сокращения ее штатной численности.
     7. Руководству ОАО "Метрострой" (В.Н. Александров) обеспечить:
     7.1. Утверждение   в   правительстве   Санкт-Петербурга   графика
окончания  строительства  наиболее  потенциально   опасных   участков,
согласовав  его с Управлением Северо-Западного округа Госгортехнадзора
России.
     7.2. Организацию  систематического  инструментального контроля за
деформациями   поверхностных   сооружений   в   зонах   незавершенного
строительства.
     7.3. Действенный  контроль  за  выполнением  контрактных  условий
фирмой    "IMPREDJILO"    и    своевременное    получение   разрешения
Госгортехнадзора  России  на  использование   щитового   проходческого
комплекса.
     7.4. Выполнение в полном объеме проектных  решений,  направленных
на   предупреждение   аварий  при  строительстве  тоннелей  в  сложных
горно-геологических условиях на участке "Размыв".
     8. Обязать     руководителей     проектных     организаций     АО
"Метрогипротранс" (С.Ю.  Лубоцкий),  АО "Ленгипротранс" (Н.И. Кулагин)
организовать  контроль  за  качеством  и  обоснованностью используемой
геологической документации при разработке  проектов  на  строительство
метрополитенов,   принимаемых   технических   решений  по  обеспечению
безопасности    ведения    горно-строительных    работ    в    сложных
гидрогеологических  условиях  и предупреждению вредного воздействия на
поверхностные объекты.  Обеспечить проведение экспертизы  промышленной
безопасности проектов в установленном порядке.
     9. Руководителям территориальных органов Госгортехнадзора  России
(Московского   городского,   Нижегородского,   Самарского,  Уральского
управлений,      управлений      Енисейского,      Западно-Сибирского,
Северо-Западного и Челябинского округов):
     9.1. Принять  меры  по  реализации  на   объектах   метростроения
положений  Федерального  закона  "О  промышленной безопасности опасных
производственных объектов".
     9.2. Обеспечить     действенный     контроль    за    выполнением
организационно-технических  мероприятий  по  безаварийному  содержанию
открытых   и  подземных  выработок  метростроения,  работы  в  которых
приостановлены на длительный срок.
     9.3. Установить  контроль  за  качеством  проектов наблюдательных
станций.  В  случае   разработки   проектов   наблюдательных   станций
организациями,  не  имеющими  лицензию Госгортехнадзора России следует
приостанавливать ведение работ.
     9.4. Принять   необходимые   меры  по  своевременному  проведению
комиссионных   обследований   горнопроходческого    и    транспортного
оборудования  и вывода из эксплуатации отработавшего нормативные сроки
оборудования.  Обратить  особое  внимание  на  соблюдение  графиков  и
качество  обследований,  техническое обслуживание грузолюдских шахтных
подъемных установок.
     9.5. Ужесточить  контроль  за соблюдением требований промышленной
безопасности  на  опасных  производственных  объектах,  эффективностью
работы ведомственных служб охраны труда метростроительных организаций.
     9.6. Обеспечить постоянный контроль за  состоянием  боеготовности
горноспасательных подразделений, обслуживающих строительство подземных
объектов метрополитенов,  опираясь  на  требования  законодательных  и
нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой части.
     9.7. Осуществлять  взаимодействие  с   исполнительными   органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по вопросам
ведения безопасного строительства объектов метрополитена, своевременно
информируя  исполнительные  органы  государственной власти о состоянии
технической  безопасности  объектов  незавершенного  строительства   и
принимаемых    руководством    строительных   организаций   мерах   по
предупреждению аварий.
     9.8. В  целях  предупреждения  нарастания  объемов незавершенного
строительства на объектах  строящихся  метрополитенов  потребовать  от
руководителей    метростроительных    организаций   представления   на
согласование годовых планов строительства, начиная с текущего года.
     10. Начальнику    Московского    городского    управления   (И.А.
Иванников):
     10.1. Указать на ослабление требовательности к инженерным службам
и службе техники безопасности ГАО "Мосметрострой" по выполнению норм и
правил  технической  безопасности,  что  привело  к росту смертельного
травматизма на подконтрольных объектах метростроения.
     10.2. Повысить  уровень  государственного  контроля за безопасным
проведением работ во всех подразделениях ГАО "Мосметрострой".  Принять
меры  к  снижению  производственного  травматизма  и навести порядок в
учете аварийности и травматизма.
     10.3. Взять  под  особый  контроль состояние подземных сооружений
станционного  комплекса  "Сретенский  Бульвар"  и  объектов  открытого
строительства   метро   на  участке  Серпуховско-Тимирязевской  линии,
станции "Пражская"-"Россошанская".
     10.4. Потребовать    от    руководителей    ГАО   "Мосметрострой"
организовать  наблюдения   за   деформациями   и   сдвижением   земной
поверхности,  а  также  зданиями  и сооружениями в зонах строительства
метро в соответствии с действующими нормативными документами.
     11. Начальнику Управления Северо-Западного округа (В.П. Козлов):
     11.1. Усилить контроль за выполнением требований безопасности при
горнопроходческих  и  строительных  работах  по  сооружению перегонных
тоннелей на участке "Размыв",  между  станциями  "Лесная"  и  "Площадь
Мужества".
     11.2. Для своевременной подготовки разрешительной  и  нормативной
документации     в    соответствии    с    требованиями    российского
законодательства и правил безопасности оказать  фирме  "IMPREDJILO"  и
ОАО   "Метрострой"  соответствующую  методическую  и  консультационную
помощь.
     12. Поручить   Тоннельной   ассоциации   России   (С.Н.   Власов)
анализировать  состояние   технической   безопасности   и   инженерное
обеспечение   объектов   строительства  метрополитенов  с  подготовкой
соответствующей информации и предложений (два раза в год).
     13. Начальнику управления по надзору в горнорудной промышленности
(А.М. Ильин):
     13.1. Усилить  контроль  за  организацией  и  качеством  надзора,
осуществляемого территориальными органами Госгортехнадзора  России  на
объектах   метростроения,   и   эффективностью   принимаемых   мер  по
предупреждению аварийности и травматизма.
     13.2. Оказать  методическую и практическую помощь территориальным
органам Госгортехнадзора России в организации  надзора  за  безопасным
проведением работ в городах, начинающих осваивать метростроение.
     13.3. В  соответствии  с  требованиями  Федерального  закона   "О
промышленной    безопасности    опасных   производственных   объектов"
обеспечить   своевременное    проведение    экспертизы    промышленной
безопасности   проектной   документации  на  строительство  перегонных
тоннелей  на  аварийном  участке  между  станциями   "Лесная"-"Площадь
Мужества" (г. Санкт-Петербург).
     13.4. В  срок  до  1  июня  2000  года  совместно  с   Тоннельной
ассоциацией  России  подготовить  проект  дополнения  к  Инструкции  о
порядке  разработки  согласований,  утверждений  и  составе  проектной
документации  на строительство предприятий,  зданий и сооружений (СНиП
11-01-95) в  части  проведения  экспертизы  проектов  по  промышленной
безопасности  и  разработки  декларации  промышленной  безопасности  в
соответствии  с  положениями  Федерального  закона   "О   промышленной
безопасности   опасных   производственных   объектов",  предварительно
согласовав его с Госстроем России.
     14. В  целях  обеспечения  единой методологии и совершенствования
надзорной деятельности в области промышленной безопасности на объектах
строительства        метрополитенов        возложить       координацию
нормативно-технического регулирования в этой области на управление  по
надзору в горнорудной промышленности (А.М. Ильин).
     15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя начальника Госгортехнадзора России А.И. Субботина.

Начальник Госгортехнадзора России
                                                          В.Д. Лозовой
6 апреля 1999 г.
N 25