О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство общего и профессионального образования РФ. 05.04.99 16-52-58ИН/16-13

      О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
     ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
          УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           5 апреля 1999 г.
                          N 16-52-58ин/16-13

                                (НЦПИ)


                                            Министерствам (ведомствам)
                                                 Российской Федерации,
                                               имеющим образовательные
                                                   учреждения среднего
                                         профессионального образования

                                       Органам управления образованием
                                        субъектов Российской Федерации

     В соответствии  с  Программой  организационно-методических мер по
введению  в  действие  государственного   образовательного   стандарта
среднего   профессионального   образования   на   1998   -  2000  гг.,
утвержденной 25  марта  1998  г.  Минобразованием  России,  Управление
среднего  профессионального  образования  подготовило и направляет для
практического применения Рекомендации по планированию,  организации  и
проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования.

Первый заместитель Министра
                                                        В. ЖУРАКОВСКИЙ
5 апреля 1999 г.
N 16-52-58ин/16-13


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

     по планированию, организации и проведению лабораторных работ
         и практических занятий в образовательных учреждениях
                среднего профессионального образования

                          1. Общие положения

     1.1. В  соответствии  с  Типовым  положением  об  образовательном
учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном
учебном   заведении),   утвержденным   постановлением    Правительства
Российской  Федерации от 14 октября 1994 г.  N 1168,  к основным видам
учебных занятий  наряду  с  другими  отнесены  лабораторные  работы  и
практические занятия.  Направленные на экспериментальное подтверждение
теоретических положений  и  формирование  учебных  и  профессиональных
практических  умений  они  составляют  важную  часть  теоретической  и
профессиональной практической подготовки.
     1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия как
видов  учебных  занятий  студенты   выполняют   одну   или   несколько
лабораторных  работ  (заданий),  одну или несколько практических работ
(заданий) под руководством преподавателя в  соответствии  с  изучаемым
содержанием учебного материала.
     1.3. Выполнение  студентами  лабораторных  работ  и  практических
занятий направлено на:
     - обобщение,  систематизацию,  углубление, закрепление полученных
теоретических  знаний  по конкретным темам дисциплин математического и
общего  естественнонаучного,  общепрофессионального   и   специального
циклов;
     - формирование умений применять полученные  знания  на  практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
     - развитие  интеллектуальных  умений  у   будущих   специалистов:
аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
     - выработку при решении поставленных задач таких  профессионально
значимых качеств,  как самостоятельность,  ответственность,  точность,
творческая инициатива.
     1.4. Дисциплины,  по  которым  планируются  лабораторные работы и
практические занятия и их объемы,  определяются примерными и  рабочими
учебными планами.
     1.5. При проведении лабораторных  работ  и  практических  занятий
учебная   группа   согласно  Государственным  требованиям  к  минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников  (далее  -  Государственные
требования)  может  делиться  на  подгруппы  численностью  не  менее 8
человек.

      2. Планирование лабораторных работ и практических занятий

     2.1. При планировании состава и содержания лабораторных  работ  и
практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы
и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
     2.1.1. Ведущей  дидактической  целью  лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение и проверка существенных  теоретических
положений    (законов,    зависимостей),    поэтому    они    занимают
преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего
естественнонаучного,  общепрофессионального  циклов и менее характерны
для дисциплин специального цикла.
     2.1.2. Ведущей  дидактической целью практических занятий является
формирование практических умений - профессиональных (умений  выполнять
определенные   действия,   операции,   необходимые   в  последующем  в
профессиональной деятельности) или учебных (умений  решать  задачи  по
математике,   физике,   химии,   информатике  и  др.),  необходимых  в
последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным
дисциплинам;  практические занятия занимают преимущественное место при
изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
     Состав и  содержание  практических занятий должно быть направлено
на реализацию Государственных требований.
     2.2. По таким дисциплинам,  как Физическая культура,  Иностранный
язык,  Инженерная графика, дисциплинам с применением ПЭВМ, все учебные
занятия или большинство из них проводятся как практические,  поскольку
содержание   дисциплин   направлено   в   основном   на   формирование
практических умений и их совершенствование.
     2.3. В соответствии с  ведущей  дидактической  целью  содержанием
лабораторных  работ  могут  быть  экспериментальная  проверка  формул,
методик  расчета,  установление   и   подтверждение   закономерностей,
ознакомление   с  методиками  проведения  экспериментов,  установление
свойств  веществ,  их  качественных  и  количественных  характеристик,
наблюдение развития явлений, процессов и др.
     2.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ  следует
исходить   из   сложности   учебного   материала   для   усвоения,  из
внутрипредметных  и  межпредметных  связей,  из  значимости  изучаемых
теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности,
из  того,  какое  место  занимает  конкретная  работа  в  совокупности
лабораторных   работ  и  их  значимости  для  формирования  целостного
представления о содержании учебной дисциплины.
     2.3.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что
наряду с ведущей дидактической целью  -  подтверждением  теоретических
положений   -  в  ходе  выполнения  заданий  у  студентов  формируются
практические  умения  и  навыки  обращения  с  различными   приборами,
установками,  лабораторным оборудованием,  аппаратурой,  которые могут
составлять часть профессиональной  практической  подготовки,  а  также
исследовательские   умения   (наблюдать,   сравнивать,  анализировать,
устанавливать зависимости,  делать выводы и обобщения,  самостоятельно
вести исследование, оформлять результаты).
     2.4. В соответствии с  ведущей  дидактической  целью  содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач,  в том числе
профессиональных   (анализ    производственных    ситуаций,    решение
ситуационных   производственных   задач,  выполнение  профессиональных
функций в деловых играх и т.  п.),  выполнение  вычислений,  расчетов,
чертежей,    работа   с   измерительными   приборами,   оборудованием,
аппаратурой,  работа  с   нормативными   документами,   инструктивными
материалами,  справочниками,  составление проектной, плановой и другой
технической и специальной документации и др.
     2.4.1. При  разработке  содержания  практических  занятий следует
учитывать,  чтобы в совокупности по учебной дисциплине они  охватывали
весь   круг   профессиональных   умений,   на   подготовку  к  которым
ориентирована данная дисциплина,  а в  совокупности  по  всем  учебным
дисциплинам  охватывали  всю профессиональную деятельность,  к которой
готовится специалист.
     2.4.2. На     практических     занятиях    студенты    овладевают
первоначальными  профессиональными  умениями  и  навыками,  которые  в
дальнейшем   закрепляются  и  совершенствуются  в  процессе  курсового
проектирования  и  технологической  и  преддипломной  производственной
(профессиональной) практики.
     Наряду с формированием умений и навыков в  процессе  практических
занятий обобщаются,  систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические  знания,   вырабатывается   способность   и   готовность
использовать    теоретические    знания   на   практике,   развиваются
интеллектуальные умения.
     2.5. Содержание   лабораторных   работ   и  практических  занятий
фиксируется в примерных  и  рабочих  учебных  программах  дисциплин  в
разделе "Содержание учебной дисциплины".
     2.6. Состав заданий для  лабораторной  работы  или  практического
занятия должен быть спланирован с расчетом,  чтобы за отведенное время
они  могли  быть   выполнены   качественно   большинством   студентов.
Количество  часов,  отводимых  на  лабораторные  работы и практические
занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных
программ.
     2.7. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих
программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут
отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны
формировать     уровень     подготовки     выпускника,    определенный
Государственными  требованиями  по  соответствующей  специальности,  а
также  дополнительными  требованиями  к  уровню  подготовки  студента,
установленными самими образовательными учреждениями.

            3. Организация и проведение лабораторных работ
                        и практических занятий

     3.1. Лабораторная  работа  как  вид   учебного   занятия   должна
проводиться   в   специально   оборудованных   учебных   лабораториях.
Продолжительность - не менее двух  академических  часов.  Необходимыми
структурными  элементами  лабораторной работы,  помимо самостоятельной
деятельности    студентов,     являются     инструктаж,     проводимый
преподавателем,  а  также  организация  обсуждения  итогов  выполнения
лабораторной работы.
     3.2. Практическое  занятие должно проводиться в учебных кабинетах
или специально оборудованных помещениях  (площадках,  полигонах  и  т.
п.).  Продолжительность  занятия  не  менее  двух академических часов.
Необходимыми структурными  элементами  практического  занятия,  помимо
самостоятельной    деятельности    студентов,   являются   инструктаж,
проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и
степени овладения студентами запланированными умениями.
     3.3. Выполнению  лабораторных  работ   и   практических   занятий
предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к
выполнению задания.
     3.4. По   каждой  лабораторной  работе  и  практическому  занятию
образовательным  учреждением  должны  быть  разработаны  и  утверждены
методические указания по их проведению.
     3.5. Лабораторные работы  и  практические  занятия  могут  носить
репродуктивный,   частично-поисковый  и  поисковый  характер.  Работы,
носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении
студенты пользуются подробными инструкциями,  в которых указаны:  цель
работы,  пояснения (теория,  основные  характеристики),  оборудование,
аппаратура,  материалы и их характеристики, порядок выполнения работы,
таблицы,  выводы (без формулировки),  контрольные вопросы,  учебная  и
специальная литература.
     Работы, носящие частично-поисковый характер,  отличаются тем, что
при  их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями,  им
не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов
самостоятельного  подбора  оборудования,  выбора  способов  выполнения
работы в инструктивной и справочной литературе и др.
     Работы, носящие  поисковый  характер,  характеризуются  тем,  что
студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у
них теоретические знания.
     При планировании  лабораторных  работ  и   практических   занятий
необходимо    находить    оптимальное    соотношение   репродуктивных,
частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень
интеллектуальной деятельности.
     3.6. Формы  организации  студентов  на  лабораторных  работах   и
практических занятиях:  фронтальная,  групповая и индивидуальная.  При
фронтальной  форме  организации   занятий   все   студенты   выполняют
одновременно одну и ту же работу.
     При групповой форме организации  занятий  одна  и  та  же  работа
выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
     При индивидуальной  форме  организации  занятий  каждый   студент
выполняет индивидуальное задание.
     3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ  и
практических занятий рекомендуется:
     разработка сборников     задач,     заданий     и     упражнений,
сопровождающихся методическими указаниями,  применительно к конкретным
специальностям;
     разработка заданий  для автоматизированного тестового контроля за
подготовленностью студентов к лабораторным  работам  или  практическим
занятиям;
     подчинение методики проведения лабораторных работ и  практических
занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для
студентов;
     использование в   практике  преподавания  поисковых  лабораторных
работ, построенных на проблемной основе;
     применение коллективных  и  групповых  форм работы,  максимальное
использование индивидуальных форм с  целью  повышения  ответственности
каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
     проведение лабораторных   работ   и   практических   занятий   на
повышенном  уровне  трудности с включением в них заданий,  связанных с
выбором студентами условий выполнения  работы,  конкретизацией  целей,
самостоятельным отбором необходимого оборудования;
     подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в
более   быстром   темпе,   для   эффективного  использования  времени,
отводимого на лабораторные работы и практические занятия.

       4. Оформление лабораторных работ и практических занятий

     4.1. Структура  оформления  лабораторных  работ  и   практических
занятий по дисциплине определяется предметными (цикловыми) комиссиями.
     4.2. Оценки  за  выполнение  лабораторных  работ  и  практических
занятий  могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета
и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.