ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ, ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ. Декларация. Совет Европы. 07.05.99

     ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ,
        ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                             СОВЕТ ЕВРОПЫ

                            7 мая 1999 г.


                                (НЦПИ)


     Комитет министров,
     1) по случаю 50-й годовщины Совета Европы,
     2) напоминая о миссии Совета Европы по созданию более свободного,
более терпимого и справедливого общества, основанного на солидарности,
общих ценностях и культурном наследии, обогащаемом его разнообразием,
     3) вновь  подтверждая  свою  приверженность  духовным и моральным
ценностям,  являющимся подлинным  источником  индивидуальной  свободы,
политического  плюрализма  и  верховенства  права,  и  тем  принципам,
которые составляют основу любой подлинной демократии,
     4) подчеркивая   первостепенную  роль  Конвенции  о  защите  прав
человека и основных свобод и других основополагающих документов Совета
Европы  и Организации Объединенных Наций,  которые гарантируют каждому
осуществление его неотъемлемых прав,
     5) учитывая  Итоговую  декларацию  и  План действий,  принятые на
Второй встрече глав государств и правительств стран  -  членов  Совета
Европы,   которые   дополняют   признание   этих  прав  осуществлением
вытекающих из них обязанностей,
     6) подчеркивая  неотложный  характер  более глубокого осознания и
понимания каждым своих прав и обязанностей с целью развития у  каждого
способности осуществлять эти права и уважать права других,
     7) подчеркивая основополагающую роль  воспитания  в  целях  более
активного  участия  всех  и  каждого  в  демократической жизни на всех
уровнях: местном, региональном и национальном,
     8) признавая деятельность Совета Европы во всех областях, имеющих
отношение к развитию ответственной гражданственности в демократическом
обществе,
     9) выражая озабоченность  ростом  насилия,  ксенофобии,  расизма,
агрессивного   национализма   и   религиозной   нетерпимости,  которые
представляют главную угрозу для укрепления мира и  демократии  как  на
национальном, так и на международном уровнях,
     10) сознавая ответственность,  вытекающую из  права  нынешнего  и
будущих  поколений  на  в целом благоприятную для здоровья природную и
антропогенную среду,
     11) заявляет,   что   воспитание   граждан   в  духе  демократии,
основанное на осознании ими своих прав и обязанностей,
     i) является  делом  всей  жизни  и  представляет  собой  процесс,
который  предполагает  непосредственное  участие  в  нем   каждого   и
развивающийся в различных условиях:  в семье, в учебных заведениях, на
рабочем   месте,   в   рамках   профессиональных,    политических    и
неправительственных  организаций,  в  местных общинах,  при проведении
досуга и культурных мероприятий, через средства массовой информации, а
также   в   ходе  деятельности  по  защите  и  улучшению  природной  и
антропогенной среды,
     ii) позволяет   мужчинам   и  женщинам  играть  активную  роль  в
общественной жизни  и  ответственно  подходить  к  формированию  своей
собственной судьбы и судьбы своего общества,
     iii) направлено   на    привитие    культуры    прав    человека,
обеспечивающей полное уважение этих прав и понимание вытекающих из них
обязанностей,
     iv) подготавливает  людей  к тому,  как надлежит жить в обществе,
основанном на культурном  многообразии,  и  подходить  к  существующим
различиям  осознанно,  проявляя  благоразумие  и терпимость и соблюдая
моральные принципы,
     v) укрепляет    социальную    сплоченность,   взаимопонимание   и
солидарность,
     vi) должно охватывать все возрастные группы и слои общества,
     12) подчеркивает важность нынешних мероприятий  по  воспитанию  в
духе демократической гражданственности, проводимых в рамках реализации
Плана действий Встречи на высшем уровне в Страсбурге,
     13) считает, что необходимо предпринять дополнительные действия в
целях   создания   системы   воспитания   в    духе    демократической
гражданственности  (на  устойчивой  основе)  на всех уровнях и во всех
областях,
     14) призывает государства - члены:
     - способствовать утверждению  демократической  гражданственности,
основанной  на  защите  и дальнейшем развитии прав человека и основных
свобод,
     - сделать  воспитание  граждан  в духе демократии,  основанное на
осознании ими своих прав и обязанностей,  важнейшим  компонентом  всех
политических   программ  и  практических  действий,  касающихся  сферы
образования, профессиональной подготовки, культуры и молодежи,
     15) постановляет:
     - уделять  в  программах  деятельности Совета Европы приоритетное
внимание  воспитанию  граждан  в  духе  демократии,   основанному   на
осознании ими своих прав и обязанностей,
     - принять прилагаемую к настоящей Декларации Программу и  принять
решение  о  ее  согласованной  реализации соответствующими структурами
Совета Европы,
     - принять  до конца 2000 года в свете предложений соответствующих
специализированных  конференций  министров  руководящие   принципы   и
рекомендации для государств - членов,
     - способствовать  всеми  имеющимися   в   распоряжении   Комитета
министров  Совета Европы средствами осуществлению этой новой концепции
во  всех   сферах   гражданского   общества   и   во   всех   областях
внутригосударственной и международной жизни.


                                                            Приложение

                              ПРОГРАММА

                ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ,
        ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

                             1. Введение

     Главы государств  и  правительств стран - членов Совета Европы на
своей   Второй   встрече    в    Страсбурге    выразили    "стремление
совершенствовать  воспитание граждан в духе демократии,  основанное на
осознании ими своих прав и обязанностей,  и расширять участие молодежи
в жизни гражданского общества" (Итоговая декларация).

                               2. Цели

     Настоящая Программа  направлена  на реализацию положений Итоговой
декларации  путем  создания   европейской   основы   в   целях   более
углубленного  воспитания граждан в духе демократии на всех уровнях.  С
учетом результатов своей деятельности в прошлом и в  настоящий  период
Совет   Европы  в  ближайшие  годы  должен  активизировать  усилия  на
следующих направлениях:
     2.1 выявление и разработка новых и эффективных стратегий, средств
и методов в целях укрепления демократической ткани нашего общества;
     2.2 изучение  основных вопросов,  касающихся воспитания граждан в
духе  демократии,  основанного  на  осознании   ими   своих   прав   и
обязанностей;
     2.3 обмен и распространение знаний,  опыта и практики в масштабах
всей Европы;
     2.4 оказание  помощи  в   реформировании   политики   в   области
образования и в других соответствующих областях;
     2.5 выработка платформы для создания различных сетей и  отношений
партнерства;
     2.6 содействие осознанию каждым своих  прав  и  пониманию  каждым
своих обязанностей.

                         3. Ключевые вопросы

     В рамках  Программы  внимание  будет  сосредоточено  на следующих
конкретных вопросах:
     3.1 разработка  концепции  демократической гражданственности в ее
политическом, правовом, культурном и социальном аспектах;
     3.2 права человека,  включая их социальный аспект и обязательство
каждого уважать права других;
     3.3 взаимосвязь  между  правами  и  обязанностями,  а также общие
обязанности   в    целях    противодействия    социальной    изоляции,
маргинализации, гражданской апатии, нетерпимости и насилию;
     3.4 основные виды компетенции в области воспитания граждан в духе
демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
     3.5 развитие активной гражданской позиции на основе новых методов
динамичного  обучения  при  непосредственном  участии  каждого  в этом
процессе на протяжении всей жизни;
     3.6 изучение демократии в школе и университете, включая участие в
процессе принятия решений и  в  ассоциациях  школьников,  студентов  и
преподавателей;
     3.7 партнерские  связи  между  учебными   заведениями,   местными
общинами, неправительственными организациями и политическими органами;
     3.8 взаимосвязь между различными подходами к процессу  воспитания
граждан  в  духе  демократии,  основанного  на  осознании своих прав и
обязанностей,  в таких областях,  как, например, образование в области
прав   человека,   гражданское   воспитание,   образование   с  учетом
культурного многообразия,  преподавание истории,  подготовка в области
демократического  управления,  урегулирование  конфликтов и укрепление
доверия;
     3.9 роль  средств  массовой  информации  и  новых  информационных
технологий в деле воспитания граждан в духе демократии, основанного на
осознании ими своих прав и обязанностей;
     3.10 изменение структурных методов работы  и  их  воздействие  на
развитие общественных отношений;
     3.11 формы добровольной работы и участия в гражданском  обществе,
особенно на местном уровне;
     3.12 образ жизни молодежи и различные формы ее  участия  в  жизни
общества.

                            4. Мероприятия

     4.1. Разработка политики
     4.1.1 Разработка  руководящих   принципов   и   рекомендаций   по
воспитанию  граждан  в  духе демократии,  основанному на осознании ими
своих  прав  и  обязанностей,   для   представления   на   предстоящей
Конференции министров образования европейских стран (Краков, 2000 г.),
а также на других соответствующих специализированных  конференциях  на
уровне министров;
     4.1.2 предоставление помощи государствам -  членам  в  разработке
национальных  планов  по  образованию в области прав человека в рамках
Десятилетия ООН по образованию в области прав человека;
     4.1.3 содействие  государствам - членам в разработке национальных
планов  по  воспитанию  граждан  в  духе  демократии,  основанному  на
осознании ими своих прав и обязанностей;
     4.1.4 предоставление   помощи    государствам    -    членам    в
реформировании  национальных  систем  образования  и  профессиональной
подготовки (разработка учебных программ и учебных пособий,  подготовка
преподавателей) для включения в программы на всех уровнях проблематики
воспитания граждан в духе демократии,  основанного  на  осознании  ими
своих прав и обязанностей;
     4.1.5 изучение  вопроса  о  создании  механизмов,  способствующих
признанию   добровольного  вовлечения  в  жизнь  общества  и  периодов
неформального обучения в качестве  средств,  содействующих  воспитанию
граждан  в духе демократии,  основанному на осознании ими своих прав и
обязанностей.
     4.2. Исследования и сбор данных
     4.2.1 Изучение вышеупомянутых  ключевых  вопросов  на  семинарах,
коллоквиумах и в ходе практических исследований;
     4.2.2 изучение в  тесном  сотрудничестве  с  неправительственными
организациями  и гражданским обществом в целом опыта различных стран в
деле воспитания граждан в духе демократии;
     4.2.3 предоставление экспертных услуг и информации об имеющихся в
Совете Европы и вне его ресурсах и проектах;
     4.2.4 сбор и оценка удачных примеров практической деятельности.
     4.3. Профессиональная подготовка и повышение информированности
     4.3.1 Разработка методов обучения и профессиональной подготовки с
использованием,  в  частности,   аудиовизуальных   средств   и   новых
технологий;
     4.3.2 разработка форума практиков через Интернет;
     4.3.3 увеличение  числа  практических  мероприятий и семинаров по
вопросам информации и  профессиональной  подготовки  на  национальном,
региональном и местном уровнях;
     4.3.4 увязывание существующих учебных программ  Совета  Европы  с
вышеупомянутыми ключевыми вопросами;
     4.3.5 подготовка  практических,  целенаправленных  материалов  по
повышению информированности;
     4.3.6 разработка  плана  подготовки   европейской   кампании   по
воспитанию  граждан  в  духе демократии,  основанному на осознании ими
своих прав и обязанностей.

                           5. Методы работы

     Мероприятия должны:
     5.1 иметь  как  исследовательский,  так  и оперативный характер с
акцентом на новые подходы,  профессиональную  подготовку  и  повышение
информированности, а также на передачу знаний и "ноу-хау";
     5.2 осуществляться  путем  междисциплинарной  и   многопредметной
координации в рамках Совета Европы и в государствах - членах;
     5.3 быть ориентированы  на  тесное  сотрудничество  и  совместные
проекты  с  другими  международными организациями,  играющими активную
роль в сфере  воспитания  в  духе  демократической  гражданственности,
такими как Европейский Союз,  Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и
ОБСЕ, а также с неправительственными организациями и частным сектором;
     5.4 опираться  на  взаимодействие  в  рамках сети координационных
центров, которые будут созданы в государствах - членах;
     5.5 развивать  во  всех  случаях,  когда  это  возможно,  процесс
практических  исследований  в  государствах  -  членах,  с  тем  чтобы
обеспечить  участие  в  нем  заинтересованных  лиц  и  специалистов  -
практиков в целях использования результатов таких исследований.