ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ТАРИФОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России). 21.05.99 39

             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ
         И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ТАРИФОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
                   ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

                            21 мая 1999 г.
                                 N 39

                                (НЦПИ)


     В целях  реализации   Концепции   реформы   жилищно-коммунального
хозяйства   в   Российской  Федерации,  одобренной  Указом  Президента
Российской  Федерации  от  28  апреля  1997   г.   N   425   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст.2131), и решений
Правительства Российской Федерации (протокол  заседания  Правительства
Российской   Федерации  от  22  апреля  1999  г.  N  17),  а  также  в
соответствии  с  Генеральным  соглашением  о  взаимодействии  Госстроя
России  и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в   области   строительства,   архитектуры,    градостроительства    и
жилищно-коммунального хозяйства, Госстрой России постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемый   Порядок   проведения   финансовых   и
технологических       экспертиз      тарифов      на      предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
     2. Управлению   реформирования   жилищно-коммунального  хозяйства
(Дронов А.А.) обеспечить в 1999 году издание  и  доведение  указанного
Порядка   до   органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации и местного самоуправления и оказание содействия  регионам  в
вопросах проведения экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской   Федерации  и  органам  местного  самоуправления  в  целях
создания  единого  методологического  подхода  экспертиз   тарифов   и
повышения   их   эффективности   довести   Порядок  до  предприятий  и
организаций ЖКХ.
     4. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.


Председатель
                                                            Е.В. Басин


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                        постановлением
                                                           Госстроя РФ
                                                от 21 мая 1999 г. N 39

                               Порядок
          проведения финансовых и технологических экспертиз
       тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
                        в Российской Федерации

                        I. Общие положения

     1.1. Настоящий  Порядок  проведения  финансовых и технологических
экспертиз тарифов на предприятиях  жилищно-коммунального  хозяйства  в
Российской    Федерации    определяет    проведение    финансовой    и
технологической  экспертизы  экономического  обоснования  тарифов   на
товары,  работы,  услуги,  учитываемых  в  оплате жилья и коммунальных
услуг,  с целью повышения  эффективности  и  качества  соответствующих
проверок   хозяйствующих   субъектов   в  сфере  жилищно-коммунального
хозяйства.
     1.2. Порядок   разработан   в   развитие  действующих  отраслевых
нормативно-правовых актов:
     - Положения  о  проведении  экспертизы экономического обоснования
тарифов на товары,  работы и услуги,  учитываемых  в  оплате  жилья  и
коммунальных  услуг,  утвержденного  постановлением Госстроя России от
11.11.98 N 13;
     - Порядка аккредитации при Госстрое России экспертных организаций
для  проведения  независимой  экспертизы  экономического   обоснования
тарифов  на  товары,  работы,  услуги,  учитываемых  в  оплате жилья и
коммунальных услуг,  утвержденного постановлением Госстроя  России  от
15.04.99 N 24;
     - Методики проведения финансового аудита тарифов в  организациях,
оказывающих   жилищно-коммунальные   услуги,   утвержденной   приказом
Госстроя России от 29.12.97 N 17-142.
     1.3. Основные   понятия,   использованные  в  настоящем  Порядке,
идентичны основным  понятиям,  определенным  Положением  о  проведении
экспертизы  экономического  обоснования  тарифов  на товары,  работы и
услуги,  учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным
постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13.

            II. Порядок проведения экспертизы тарифов

     2.1. Экспертиза  тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  может
проводиться по инициативе  хозяйствующих  субъектов  и  по  инициативе
органов, осуществляющих регулирование тарифов.
     2.2. Финансирование    работ    по    экспертизе    тарифов    на
жилищно-коммунальные  услуги  может  осуществляться  за счет бюджетных
средств или за счет хозяйствующих субъектов.  Возможна смешанная форма
оплаты с указанием порядка оплаты из разных источников.
     Конкретный источник финансирования определяется заказчиком.
     2.3. Регулирующий  орган  самостоятельно   определяют   процедуру
проведения  экспертизы.  С  целью  создания  единого методологического
подхода экспертиз тарифов и повышения  их  эффективности  регулирующие
органы в процедуре проведения экспертизы должны определить:
     - перечень тарифов, подлежащих экспертизе;
     - перечень хозяйствующих субъектов, представляющих в регулирующие
органы расчеты и обоснования на утверждение тарифов;
     - основные направления  финансовых  и  технологических  экспертиз
тарифов;
     - назначения и особенности проведения экспертизы по каждому  виду
тарифов;
     - объем требуемой экспертизы по ее назначениям;
     - сроки и периодичность проведения экспертизы тарифов;
     - источник и порядок оплаты.
     2.4. Условия,  при наличии которых проводится экспертиза  тарифов
на жилищно-коммунальные услуги,  устанавливаются регулирующим органом.
В дополнение к п.6 "Положения  о  проведении  экспертизы  экономически
обоснованных тарифов на товары,  работы и услуги, учитываемых в оплате
жилья и коммунальных услуг" от 11.11.98 N 13  такими  условиями  могут
быть:
     - изменение величины уровня платежей граждан  за  предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги;
     - включение   в   Реестр   (в   соответствии   с   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 19.02.96 N 154) хозяйствующих
субъектов,  участвующих  на  рынках  услуг  тепло-,  электро,   водо-,
газоснабжения и др.  и по своим признакам относящихся к естественным и
локальным естественным монополиям;
     - инициативное  обращение  хозяйствующих субъектов в регулирующие
органы об изменении тарифов в течение регулируемого периода;
     - окончание  регулируемого периода,  в течение которого действуют
тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
     2.5. При проведении экспертизы экономического обоснования тарифов
на товары,  работы,  услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных
услуг,   экспертные   организации   и  хозяйствующие  субъекты  должны
руководствоваться     федеральными      законами,      законами      и
нормативно-правовыми  актами  субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, определяющими порядок регулирования ценовой и
тарифной   политики   в   жилищно-коммунальном   хозяйстве,   а  также
положениями,   инструкциями,   правилами   и    нормами    технической
эксплуатации объектов ЖКХ и настоящим Порядком.
     2.6. Заключение  экспертной  организации,   проводящей   проверку
обоснованности  уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги,  должно
содержать выводы и практические рекомендации, позволяющие:
     - установить      достоверность     финансово-экономической     и
производственно-технологической  информации  по   обоснованию   уровня
тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
     - оценить  соблюдение  хозяйствующими  субъектами  установленного
нормативными актами порядка ценообразования;
     - выявить неэффективные и необоснованные  затраты,  включаемые  в
расчеты тарифов;
     - определить мероприятия по снижению себестоимости производства и
поставки потребителю услуги;
     - выявить внутренние резервы предприятия или организации в  целях
повышения      эффективности      производства      и      обеспечения
энергоресурсосбережения;
     - определить обоснованность расчетов с потребителями коммунальных
услуг,  включая население (по приборам учета и контроля, по нормативам
потребления).
     2.7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляя  в соответствии с Концепцией ценовой и тарифной политики в
жилищно-коммунальном  хозяйстве   Российской   Федерации,   одобренной
Правительственной  комиссией  по  реформированию жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации (протокол N 1 от 22 января 1999 года,
раздел I), контроль за величиной тарифов в муниципальных образованиях,
вправе запросить данные о  величинах  тарифов  по  регулируемым  видам
деятельности,  сведения  о  проведении экспертизы тарифов и заключение
экспертной организации.
     2.8. Проведение  экспертизы экономического обоснования тарифов на
жилищно-коммунальные  услуги  может  быть  осуществлено,   как   самим
хозяйствующим  субъектом  (внутренняя  экспертиза),  так и независимой
экспертной организацией (внешняя экспертиза).
     2.9. Для      экономического      обоснования      тарифов     на
жилищно-коммунальные услуги экспертными организациями в соответствии с
целями  проверок  могут  проводиться  и финансовые,  и технологические
экспертизы.
     2.10. Проверка   экономически  обоснованной  величины  тарифа  на
жилищно-коммунальные  услуги  должна  охватывать  следующие   основные
аспекты ценообразования на различные виды жилищно-коммунальных услуг:
     по финансовой экспертизе:
     - организационно-правовой  статус  хозяйствующего  субъекта,  его
основные функции и права;
     - образование финансовых потоков;
     - экономическая стратегия;
     - ценообразование и регулирование тарифов на жилищно-коммунальные
услуги  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов:
     - социально-экономические аспекты установления показателей уровня
оплаты ЖКУ населением;
     - наличие дифференцированных тарифов;
     - покрытие  затрат  хозяйствующего субъекта действующими тарифами
(по группам потребителей);
     - наличие  и  влияние перекрестного субсидирования и динамики его
изменения;
     - анализ  финансово-хозяйственной и производственной деятельности
предприятия, организации;
     - обоснованность расчетов прибыли и рентабельности,  включаемых в
тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
     по технологической экспертизе:
     - наличие  механизма  начисления  штрафных  санкций  в договорных
отношениях  при  нарушении   качества   энергоресурсов,   поставляемых
потребителям;
     - анализ обоснованности расчетов:
     - объемных показателей выработки,  расходов на собственные нужды,
подачи в сеть, отпуска и потребления энергоресурсов;
     - потерь энергоресурсов;
     - формирование системы ППР предприятия,  организации  и  контроль
выполнения;
     - информационно-нормативная   база    производственно-технических
служб предприятия, организации;
     - оценка  работы  оперативно-диспетчерских  служб  хозяйствующего
субъекта;
     - анализ плана технического вооружения  и  развития  предприятия,
источников его финансирования;
     - наличие  приборного  учета  энергоресурсов,  автоматизированных
систем   диспетчерского   оборудования,  анализ  использования  данных
приборного учета в прямых расчетах с потребителями.
     2.11. Реестр   аккредитованных   экспертных  организаций  ведется
Госстроем России в соответствии с "Порядком аккредитации при  Госстрое
России  экспертных  организаций  для проведения независимой экспертизы
экономического  обоснования  тарифов  на   товары,   работы,   услуги,
учитываемых   в  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг",  утвержденным
постановлением Госстроя России от 15.04.99 N 24.
     При необходимости    органы   исполнительной   власти   субъектов
Российской   Федерации,   местного   самоуправления   и   руководители
хозяйствующих  субъектов  различных  форм собственности могут получить
информацию об аккредитованной экспертной  организации  в  Комиссии  по
аккредитации  экспертных организаций для проведения экспертизы тарифов
на товары,  работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных
услуг Госстроя России.