ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 12.05.99 707/11-12

                ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
                  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            12 мая 1999 г.
                             N 707/11-12

                                (НЦПИ)


     В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится
школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать
экономическое  мышление  и привить навыки рационального экономического
поведения,  создать  предпосылки  для  последующего  профессионального
обучения   и   эффективной   практической  деятельности  подрастающего
поколения.
     Экономическое образование  является  неотъемлемой,  важной частью
общего среднего  образования.  Взаимосвязь  экономики  с  математикой,
информатикой,  историей, географией, правом, обществознанием и другими
школьными дисциплинами  позволяет  создать  у  обучающихся  адекватное
представление  об окружающем мире,  сформировать личность современного
всесторонне образованного человека и гражданина.
     Начиная с  1992  года  в  общеобразовательных  учреждениях России
стали вводиться различные экспериментальные  курсы,  наметились  новые
подходы к организации экономического образования.  За прошедший период
в  преподавании  экономики  накоплен  определенный  опыт.  Разработано
информационное   и  учебно-методическое  обеспечение  образовательного
процесса,  развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации учителей экономики.
     Обсуждение вопросов    экономического    образования    в    ходе
научно-практических   конференций,   совещаний,   семинаров,  изучение
отечественного и зарубежного  опыта  позволяют  от  первых  достаточно
разрозненных попыток преподавания экономики в школе постепенно перейти
к   продуманной   системе   экономического   образования,   определить
содержание,   последовательность   и  глубину  изучения  курса,  формы
практической деятельности учащихся.
     Анализ состояния   экономического   образования  показывает,  что
первостепенная   роль   в   организации   экономического   образования
школьников   отводится   органам  управления  образованием  различного
уровня.  Например,   в   гг.   Москве,   Санкт-Петербурге,   Пермской,
Новосибирской,    Костромской,    Белгородской    областях   благодаря
целенаправленной   конструктивной    политике    органов    управления
образованием  разработаны  комплексные региональные программы развития
экономического образования.  В  них  особое  место  отведено  созданию
нормативно-правовой    базы:   разработке   региональных   компонентов
содержания экономического образования и включению экономики в качестве
компонента   содержания   образования   в  региональный  учебный  план
общеобразовательных учреждений.
     В практику  органов  управления  образованием  входит  обсуждение
проблем   экономического   образования   на    заседаниях    коллегии,
региональных   совещаниях,   конференциях  и  семинарах.  В  некоторых
территориях  созданы  координационные   межведомственные   советы   по
экономическому  образованию  с  участием всех заинтересованных сторон:
органов управления образованием,  территориальных  органов  управления
экономикой,  территориальных  органов  по  антимонопольной  политике и
поддержке  предпринимательства,  учреждений   повышения   квалификации
работников    образования,    высших    учреждений   профессионального
образования и других организаций и ведомств.
     Несмотря на     некоторый     накопленный    опыт,    организация
экономического     образования     школьников     требует      единого
научно-обоснованного  подхода  к  проведению  на  региональном  уровне
научно-педагогических  исследований   и   открытию   экспериментальных
площадок на базе общеобразовательных учреждений.
     Комплексный подход  к  вопросам  преподавания  экономики  органов
управления  образованием  в Пермской и Новосибирской областях позволил
создать региональную систему  экономического  образования,  включающую
подготовку,  переподготовку и повышение квалификации преподавательских
кадров.    Организационно-методическое    руководство    экономическим
образованием  в  этих  территориях  возложено  на  региональные центры
экономического образования.
     Анализ экономического    образования   в   ряде   образовательных
учреждений показывает,  что качество образовательного процесса зависит
от  оптимального  сочетания самостоятельного курса экономики с другими
обществоведческими    курсами,    от    максимального    использования
межпредметных связей.
     Правильный подход к преподаванию экономики  позволяет  обеспечить
целостность   и   преемственность   восприятия   экономических  знаний
обучающимися с 1 по 11 класс,  а также  сочетать  теоретические  формы
проведения   занятий   с   практическими:  написанием  комментариев  к
экономической статье,  решением задач,  проведением тренингов, деловых
игр, моделированием и участием в работе школьных учебных предприятий.
     Возраст обучающихся,   с   которого    начинается    преподавание
экономики,  определяется самим образовательным учреждением.  Отдельные
элементы экономического образования,  как показывает  практика,  могут
вводиться с 1 класса.
     При разработке учебных планов, авторских образовательных программ
и  методических  пособий  учителя  экономики  могут ориентироваться на
"Временные требования к обязательному  минимуму  содержания  основного
общего  образования" (приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1236)
и "Обязательный  минимум  содержания  начального  общего  образования"
(приказ  Минобразования  России  от  19.05.98  N  1235),  обязательный
минимум содержания среднего (полного) общего образования.
     В Базисном  учебном  плане  общеобразовательных учреждений России
(приказ Минобразования России от 09.02.98 N  322)  учебная  дисциплина
"Экономика" включена в образовательную область "Обшествознание". Из-за
отсутствия  часов  в  инвариантной  части  Базисного  учебного   плана
обучение   экономике  в  основной  общеобразовательной  школе  в  виде
отдельного  предмета   рекомендуется   проводить   за   счет   времени
вариативной   части   плана   (школьный   или  региональный  компонент
содержания образования).  На этой  ступени  общеобразовательной  школы
изучение  экономических  вопросов  является обязательным только в ходе
преподавания курса "Обществоведение" и включено в  минимум  содержания
образовательной области "Обшествознание".
     Для средней  (полной)  общеобразовательной  школы   (10-11   кл.)
разработан  минимум  содержания образовательных программ по экономике,
который  следует  реализовать  во   всех   видах   общеобразовательных
учреждений независимо от их профиля. Профильное (углубленное) изучение
экономики организуется по программам,  разработанным на  основе  этого
минимума и рекомендованным Минобразованием России.
     Преподавание экономики  на  каждой  ступени   общеобразовательной
школы   имеет   свои   особенности,   формы   и   методы   организации
образовательного процесса.
     Наибольшую трудность   представляет   организация  экономического
образования в начальной школе.  Во-первых,  экономические  вопросы  не
вошли  в минимум содержания начального общего образования и поэтому не
включены в  курсы  и  учебные  предметы,  реализующие  образовательные
компоненты  инвариантной  части  Базисного учебного плана.  Во-вторых,
большинство    учебно-методических    материалов     не     нацеливает
общеобразовательные  учреждения  на организацию факультативных занятий
по экономике для учащихся младшего школьного возраста.
     В начальной  школе,  где  ведется  преподавание экономики за счет
времени вариативной части  Базисного  учебного  плана,  первостепенной
задачей  является ознакомление учащихся с элементарными экономическими
понятиями,  развитие интереса к предмету через  игровые  и  творческие
задания.  Особые требования должны предъявляться к учебному материалу,
его информационной насыщенности и соответствия возрастным особенностям
обучающихся, объему, языку изложения.
     Наиболее полно  этим  требованиям  отвечает   учебная   программа
"Экономика"   для  1-11  классов  (авт.  Н.П.Забродина,  М.М.Чуканова,
Е.В.Вагина)  и  пособие  "Белка  и   компания"   (авт.   Т.В.Смирнова,
Т.Н.Преснякова),   "Уроки   гнома   Эконома   и  феи  Экологии"  (авт.
Л.М.Кларина), "Зачем нужны налоги" (авт. В.А.Рубе, Е.С.Шабельник).
     В основной  общеобразовательной  школе преподавание экономики как
отдельного предмета Базисным учебным планом не предусмотрено.
     Изучение некоторых  экономических  вопросов  включено  в  минимум
содержания    образовательных    областей    и    учебных    дисциплин
("Обществознание",     "Технология",     "География"),     реализующих
инвариантный  компонент  содержания  образования  Базисного   учебного
плана.
     В связи с этим рекомендуется интегрированное изучение и  введение
модулей  по  экономике в курсах "Природоведение" (природа как источник
экономических  ресурсов,  связь  естественной  и  антропогенной  сред,
экология и экономика), "История" (экономическая история стран мира как
часть общей истории,  экономическая основа исторических событий, связь
экономики   с   политикой,   история   возникновения  и  трансформации
социально-экономических систем  и  экономических  институтов,  история
экономической  мысли),  "География"  (региональные  аспекты экономики,
связь экономики и природных ресурсов региона, размещение производства,
межотраслевые и внешнеэкономические связи),  "Информатика" (обработка,
хранение  и  передача  экономической   информации   с   использованием
компьютерной  техники),  "Математика"  (решение  математических  задач
экономического содержания, умение доказывать экономические величины на
основе математических методов) и т.д.
     На этой ступени обучения очень важно сформировать  у  обучающихся
знания,  необходимые  для  понимания  природы экономических процессов,
места  и  роли  экономики  в  жизни  людей,   основных   экономических
закономерностей, связи микро- и макроэкономических явлений.
     Преподавание экономики в 5-9  классах  общеобразовательной  школы
может быть организовано за счет регионального или школьного компонента
образования по программам "Экономика" (авт. И.В.Липсиц, Л.В.Антонова),
"Современная    экономика"    (авт.    С.А.Равичев,   T.А.Протасевич),
"Экономика"  (авт.  Н.П.Забродина,  М.М.Чуканова),  по  программе  для
факультативных занятий по экономике (авт.  И.В.Липсиц, Л.В.Антонова) и
учебникам И.В.Липсица "Удивительные приключения  в  стране  Экономика"
(5-6 классы), "Основы экономических знаний" (7-8 классы), "Экономика",
ч.  1 (9 класс).  Ко всем названным учебникам разработаны пособия  для
учащихся и учителей.
     Интеграция экономических и правовых вопросов в 8-9 классах  может
быть  представлена факультативными курсами по основам законодательства
о защите прав потребителя.  Для преподавания этих курсов рекомендуется
использовать   пособия   "Основы   потребительской   культуры"   (авт.
В.Д.Симоненко,  Т.А.Степченко)  и  "Основы   потребительских   знаний"
(авторский коллектив КОНФОП).
     В 10-11  классах   общеобразовательной   школы   в   преподавании
экономики  упор делается на углубление знаний по основам экономической
теории   и   ее   прикладным   аспектам,   изучение   видов   и   форм
предпринимательской       деятельности,      формирование      навыков
самостоятельного принятия нестандартных решений в  сложных  ситуациях,
профессиональную      ориентацию     и     овладение     элементарными
профессиональными навыками.
     Организация экономического  образования  на этом этапе строится в
соответствии   с   минимумом   содержания   предмета   "Экономика"   и
двухуровневыми  программами (для общеобразовательной школы и для школы
с углубленным изучением экономики).
     В общеобразовательных   школах   могут  использоваться  программы
И.В.Липсица "Экономика" или С.А.Равичева,  Т.А.Протасевич "Современная
экономика".  Этим программам соответствуют учебники "Экономика", ч. II
(авт.  И.В.Липсиц),  "Экономика" (авт. В.С.Автономов, Э.Голдстин), "20
уроков рыночной экономики" (авт. М.И.Скаржинский, В.В.Чекмарев).
     Углубленное изучение экономики может осуществляться по  программе
Л.Л.Любимова  "Основы  экономических  знаний".  В  качестве  учебников
рекомендуются    учебники    Л.Л.Любимова,    Н.А.Ранневой     "Основы
экономических  знаний" и "Основы экономических знаний" под редакцией С
И Иванова.  Все перечисленные учебники имеют пособия  для  учащихся  и
учителей.
     В качестве  практических  пособий  по   экономике   целесообразно
использовать  "Сборник  заданий по экономике" и "Экономика в задачах и
тестах" (авт А.А.Мицкевич).  Эти пособия будут  полезны  учителям  при
составлении   заданий   для   текущего  контроля  знаний  обучающихся,
подготовки к олимпиадам и конкурсам.
     Для учащихся  10-11 классов уроки "Технология" и "Обществознание"
дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и
позволяют  полнее  раскрыть взаимосвязь экономики с историей,  правом,
политикой, на практике закрепить теоретические знания.
     Помимо перечисленных  выше программ по экономике,  возможно также
преподавание курса "Прикладная  экономика"  с  использованием  учебных
материалов  фирмы  "Junior  Achievement" ("Достижение молодых").  Курс
обеспечен комплектом учебных  материалов,  который  включает  учебник,
пособие   для   учащихся,   методические  рекомендации  для  учителей,
компьютерную версию по моделированию экономики  и  менеджмента  (МЭМ),
рекомендации по организации экономических игр.
     Вместе с тем необходимо обратить внимание  на  особенности  этого
комплекта.    Комплект    содержит    только   переводные   материалы,
неадаптированные к условиям России.  При изучении экономики в  старших
классах    общеобразовательных    учреждений   эти   учебные   пособия
целесообразно использовать в качестве дополнительных материалов.
     Повышенный спрос на получение экономических знаний вызвал к жизни
новые формы организации экономического образования.  К  таким  формам,
прежде всего,  следует отнести преподавание основ экономической теории
и прикладной экономики в учреждениях  дополнительного  образования,  в
очных   и   заочных  экономико-математических  школах,  школах  "Юного
предпринимателя",  "Юного менеджера" и т.д., использование дистантного
обучения, организацию курса по подготовке в экономические вузы.

Руководитель Департамента
общего среднего образования
Минобразования РФ, член коллегии
                                                        М.Р. Леонтьева
12 мая 1999 г.
N 707/11-12