ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 4.9 И 4.10 ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА, УТВЕРЖДЕННЫХ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОС. Определение. Конституционный Суд РФ. 15.06.99 64-О

       ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ
       4.9 И 4.10 ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
       ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
     В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА, УТВЕРЖДЕННЫХ
     УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 1994 ГОДА
       N 1535 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
       ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
            В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                           15 июня 1999 г.
                                N 64-О

                                (НТЦС)


     Конституционный Суд     Российской     Федерации     в    составе
председательствующего Ю.Д.Рудкина,  судей  Н.В.Витрука,  Г.А.Гаджиева,
А.Л.Кононова,  А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, с
участием  представителя  Волгоградской  областной  Думы  как  стороны,
обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации,  -
кандидата юридических наук В.М.Жуковского и полномочного представителя
Президента  Российской  Федерации  в  Конституционном  Суде Российской
Федерации  М.А.Митюкова,  руководствуясь   статьей   125   (часть   2)
Конституции  Российской  Федерации,  пунктом  1 части первой статьи 3,
пунктом 1 части второй статьи  22,  статьями  36,  74,  84,  85  и  86
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности    пунктов    4.9    и   4.10   Основных   положений
государственной программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий   в   Российской   Федерации   после  1  июля  1994  года,
утвержденных Указом Президента Российской Федерации от  22  июля  1994
года N 1535.
     Поводом к рассмотрению дела явился запрос Волгоградской областной
думы  о проверке конституционности норм,  содержащихся в пунктах 4.9 и
4.10  Основных  положений   государственной   программы   приватизации
государственных  и  муниципальных  предприятий  в Российской Федерации
после 1 июля 1994 года,  в  части,  касающейся  определения  стоимости
объектов муниципальной собственности.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика  В.Г.Ярославцева,  объяснения
представителей    сторон,   выступления   приглашенных   в   заседание
представителей:  от Государственной Думы -  постоянного  представителя
Государственной  Думы  в  Конституционном  Суде  Российской  Федерации
В.В.Лазарева,  от Министерства государственного  имущества  Российской
Федерации   -  Н.А.Ушаковой,  от  Генеральной  прокуратуры  Российской
Федерации - А.А.Белкина,  исследовав представленные документы  и  иные
материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
     1. В   запросе   Волгоградской   областной   Думы    оспаривается
конституционность    пунктов    4.9    и   4.10   Основных   положений
государственной программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий  в  Российской  Федерации  после 1 июля 1994 года в части,
определяющей  максимальную  выкупную  стоимость  объектов  недвижимого
имущества,   принадлежащего   на   праве  собственности  муниципальным
образованиям,  и максимальную цену  для  продажи  земельных  участков,
являющихся объектом приватизации в соответствии с пунктом 4.1 Основных
положений, в городах и населенных пунктах.
     По мнению  заявителя,  установление  Указом Президента Российской
Федерации  предельной  стоимости  названных   объектов   муниципальной
собственности  нарушает  право  местного самоуправления самостоятельно
распоряжаться принадлежащей ему собственностью.
     2. В  соответствии  с  Конституцией  Российской Федерации местное
самоуправление в  Российской  Федерации  обеспечивает  самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и
распоряжение  муниципальной  собственностью  (статья  130,  часть  1),
органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью (статья 132,  часть 1).  Вместе с тем согласно  пунктам
"е"  и  "ж"  статьи  71  Конституции Российской Федерации установление
основ  федеральной  политики  и  федеральные   программы   в   области
экономического  развития  Российской  Федерации,  а также установление
правовых основ единого рынка  относится  к  сфере  ведения  Российской
Федерации.  При  этом  такие  федеральные программы не должны нарушать
конституционный принцип самостоятельности  местного  самоуправления  в
пределах его полномочий (статья 12 Конституции Российской Федерации).
     Государственная программа    приватизации    государственных    и
муниципальных предприятий в Российской Федерации,  утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 24 декабря  1993  года  N  2284,  в
части  четвертой  пункта  2.6  предусматривала,  что цена приобретения
арендаторами в собственность зданий,  сооружений и земельных участков,
на которых они расположены, составляющих недвижимое имущество, а также
нежилых  помещении  в  жилых  домах,  включая  встроенно-пристроенные,
устанавливается  в порядке,  определенном статьей 17 Закона Российской
Федерации от 3  июля  1991  года  "О  приватизации  государственных  и
муниципальных  предприятий  в  Российской  Федерации" (в редакции от 5
июня 1992 года),  утратившего силу в 1997 году. Согласно данной статье
определение  начальной  цены  для  продажи объектов приватизации могло
производиться только в  соответствии  с  методическими  указаниями  по
оценке стоимости этих объектов, утверждаемыми Госкомимуществом России,
т.  е.  на  законодательном  уровне  было   закреплено   положение   о
необходимости   регулирования   стоимости   объектов   приватизации  и
предусмотрена  возможность  ее  регулирования   посредством   принятия
подзаконного акта.
     Утвержденными Указом Президента Российской Федерации от  22  июля
1994  года  N  1535  Основными  положениями  государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий" в Российской
Федерации   после  1  июля  1994  года  было  установлено  нормативное
регулирование  цены  для  продажи  таких  объектов  приватизации,  как
недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности (пункт
4.9),  и  земельные  участки,  являющиеся  объектом   приватизации   в
соответствии с пунктом 4.1 Основных положений,  в городах и населенных
пунктах (пункт 4.10).
     Регламентация Указом  Президента  Российской  Федерации порядка и
условий   приватизации   муниципальной    собственности    в    рамках
общегосударственной  программы применительно к правам органов местного
самоуправления по отчуждению муниципальной собственности  могла  иметь
место,     поскольку    такие    отношения    носят    преимущественно
публично-правовой характер и  их  регулирование  было  осуществлено  в
отсутствие других федеральных законов, устанавливающих организационные
и правовые основы приватизации муниципального имущества,  в  частности
арендуемых объектов недвижимого имущества и земельных участков. К тому
же Указ преследовал в том  числе  цель  предотвратить  занижение  цены
приватизируемого имущества.
     3. Основой развития федерального законодательства о  приватизации
явилась   часть  первая  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,
принятая 3О ноября 1994  года.  Согласно  его  статье  217  имущество,
находящееся  в государственной или муниципальной собственности,  может
быть передано его собственником в собственность граждан и  юридических
лиц    в    порядке,    предусмотренном    законами   о   приватизации
государственного и муниципального  имущества  (часть  первая).  Данное
положение  учитывает,  что  в  процессе  разграничения государственной
собственности   субъекты   Российской   Федерации   и    муниципальные
образования  становятся  собственниками  и  в  силу  этого вправе сами
определять,  какие объекты подлежат приватизации. Федеральные законы о
приватизации   государственного   и   муниципального  имущества  могут
устанавливать ее процедуру, формы и способы, но не перечень подлежащих
приватизации объектов собственности.
     Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об  общих  принципах
организации    местного   самоуправления   в   Российской   Федерации"
предусмотрено,  что  порядок  и  условия  приватизации   муниципальной
собственности   (как   одного   из  способов  возмездного  отчуждения)
определяются населением непосредственно или представительными органами
местного самоуправления самостоятельно (пункт 4 статьи 29).
     Федеральный закон  от  21  июля   1997   года   "О   приватизации
государственного  имущества  и  об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации",  указав,  что  порядок  определения
стоимости    выкупаемого   арендаторами   государственного   имущества
определяется  соответственно  программой  приватизации  и  программами
приватизации  субъектов  Российской Федерации (пункт 3 статьи 26),  не
предусматривает  нормативного  регулирования   стоимости   выкупаемого
арендаторами   муниципального   имущества,   а   потому  муниципальное
образование вправе решать этот вопрос самостоятельно в соответствии  с
определяемым  им  порядком  и  условиями  приватизации  муниципального
имущества.
     В результате   этого  законодательного  регулирования  изменилось
юридическое содержание оспариваемых в запросе Волгоградской  областной
Думы  норм  Основных  положений государственной программы приватизации
государственных и муниципальных  предприятий  в  Российской  Федерации
после 1 июля 1994 года, которые в силу статьи 90 (часть 3) Конституции
Российской   Федерации   могут   применяться   лишь   в   объеме,   не
противоречащем   федеральным   законам,   а   именно   при  проведении
приватизации  объектов  муниципальной  собственности,  в   том   числе
земельных   участков,   в   случаях,   если  населением  муниципальных
образований  непосредственно  или  органами  местного  самоуправления,
действующими  в  пределах  их  компетенции,  установленной Федеральным
законом "Об общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
Российской   Федерации",   не   определены   иные  порядок  и  условия
приватизации таких объектов.  Это констатировано и в Указе  Президента
Российской  Федерации  от  21  мая  1999  года  N 632 "Об особенностях
применения Основных положений государственной  программы  приватизации
государственных  и  муниципальных  предприятий  в Российской Федерации
после 1 июля 1994  года,  утвержденных  Указом  Президента  Российской
Федерации от 22 июля 1994 года N 1535".
     Изменение нормативного   содержания    оспариваемых    положений,
выявленное   в   ходе   заседания   Конституционного  Суда  Российской
Федерации,  свидетельствует о том,  что запрос Волгоградской областной
Думы   не   отвечает   критерию   допустимости   обращений  по  смыслу
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",  и, следовательно, производство по данному делу
в силу статьи 68 названного Закона подлежит прекращению.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 2 части первой
статьи 43,  статьей 68, частями первой и второй статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
определил:
     1. Прекратить  производство  по делу о проверке конституционности
пунктов  4.9  и  4.10  Основных  положений  государственной  программы
приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации после 1  июля  1994  года,  утвержденных  Указом  Президента
Российской   Федерации   от  22  июля  1994  года  N  1535,  в  части,
определяющей  максимальную  выкупную  стоимость  объектов  недвижимого
имущества,   принадлежащего   на   праве  собственности  муниципальным
образованиям,  и максимальную цену  для  продажи  земельных  участков,
являющихся объектом приватизации в соответствии с пунктом 4.1 Основных
положений, в городах и населенных пунктах.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данному делу окончательно,  не подлежит обжалованию,  вступает в  силу
немедленно  после  его провозглашения,  действует непосредственно и не
требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
     3. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а также в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

15 июня 1999 г.
N 64-О