О ПРАВОМЕРНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РАСХОДОВ ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ НЕВЗЫСКАННЫХ СУММ ТАРИФОВ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ). Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 28.05.99 20-06/15356


                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                            28 мая 1999 г.
                            N 20-06/15356

                            (ФГ(Р) 99-27)


     По вопросу  правомерности  включения  в  состав  расходов частных
нотариусов  невзысканных  сумм  тарифов  за  совершение   нотариальных
действий  в  отношении  лиц,  которым  законодательством предоставлены
льготы по государственной пошлине, Государственная налоговая инспекция
по г.  Москве на основании письма Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 11.05.99 г. N 08-2-01/377 разъясняет следующее.
     Определением  Судебной коллегии по гражданским  делам  Верховного
суда РФ от 23 июля 1998 г. (дело N  78-Г98-25)  признан  неправомерным
отказ налогового органа во включении в  состав  расходов  невзысканных
сумм тарифов за совершение  нотариальных  действий  в  отношении  лиц,
которым  законодательством  предоставлены  льготы  по  государственной
пошлине.
     Госналогслужбой России в письме, направленном на имя председателя
Верховного суда РФ,  выражено  несогласие  с  данным  определением  по
следующим основаниям.
     Статьей 12 Закона РФ от 7 декабря 1991 г.  N 1998-1 "О подоходном
налоге с физических лиц" предусмотрено, что в состав затрат физических
лиц,  занимающихся  предпринимательской  или  иной  деятельностью  без
образования юридического лица, включаются документально подтвержденные
и  фактически  произведенные  расходы,  непосредственно  связанные   с
извлечением доходов, подлежащих налогообложению.
     Пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991  г.  N  1998-1  "О
подоходном  налоге  с  физических лиц" установлено,  что исключение из
совокупного   дохода   физических   лиц   отдельных   видов   доходов,
освобождение от налогообложения подоходным налогом отдельных категорий
физических лиц,  а  также  предоставление  других  льгот  производятся
только    в   соответствии   с   положениями   настоящего   Закона   и
законодательными актами субъектов Российской Федерации.
     Учитывая, что   пунктом   1   статьи  76  Конституции  Российской
Федерации определено,  что в ведении  Российской  Федерации  находится
принятие  федеральных  конституционных  законов и федеральных законов,
имеющих прямое действие на всей территории Российской  Федерации,  то,
следовательно, с момента вступления в силу Закона Российской Федерации
от 7 декабря 1991 г.  N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц",
имеющего  прямое  действие  на  всей  территории Российской Федерации,
теряют юридическую силу нормативные  акты,  противоречащие  настоящему
Закону.
     Поскольку до настоящего времени в Закон РФ от 7 декабря  1991  г.
N 1998-1  "О  подоходном налоге с физических лиц" с учетом внесенных в
него изменений и дополнений не внесено положение об увеличении состава
затрат  частных  нотариусов,  предусмотренного подпунктом "а" пункта 3
постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.  N 4463-1  "О
порядке  введения  в  действие  " Основ законодательства о нотариате",
следовательно,  не могут включаться в состав затрат частнопрактикующих
нотариусов   суммы  тарифов  за  совершение  нотариальных  действий  в
отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, поскольку в данном случае
фактических   расходов  в  размере  тарифа  (госпошлины)  нотариус  не
производит.
     Кроме того,  в  составе  расходов  частных  нотариусов  полностью
учитываются те затраты,  которые произведены ими в процессе совершения
нотариальных  действий в отношении лиц,  имеющих льготы по госпошлине,
наряду с затратами, связанными с совершением нотариальных действий, за
которые   нотариусы   получают   вознаграждение.   Следовательно,  все
фактически  понесенные  нотариусами  затраты  учитываются  в   составе
расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход нотариусов.
     В данном случае предлагается налогооблагаемый доход уменьшить еще
и  на  величину  недополученного  нотариусом  дохода,  что  приводит к
искажению самого принципа и смысла налогообложения подоходным налогом,
заложенного  в  Законе  РФ  "О подоходном налоге с физических лиц",  а
также неправомерно ведет по сути к расширительному толкованию статьи 3
упомянутого Закона.
     По мнению    Госналогслужбы    России    норма,     установленная
вышеназванным  постановлением,  является  условной  и  на  сегодняшний
момент не действует, так как противоречит положениям Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".  Более того,  данная
норма носит всего лишь рекомендательный характер с целью  установления
наиболее желательного отношения по их урегулированию.
     В валовой  доход  нотариусов,  занимающихся  частной   практикой,
включаются   доходы,  связанные  с  их  нотариальной  деятельностью  и
фактически ими  полученные.  При  этом  суммы  тарифов  за  совершение
нотариальных действий,  составление проектов документов,  выдачу копий
(дубликатов),  выполнение  технической   работы   в   отношении   лиц,
предусмотренных  статьей  22 Основ,  в валовой доход не включаются,  и
соответственно с них нотариус подоходный налог не уплачивает.
     Таким образом,  включение в состав фактически понесенных расходов
нотариуса, занимающегося частной практикой, сумм тарифов за совершение
нотариальных  действий  в  отношении  лиц,  имеющих  льготы  по уплате
государственной пошлины,  неправомерно занижает налогооблагаемую  базу
для исчисления и уплаты подоходного налога и противоречит содержанию и
смыслу Закона РФ от 7 декабря 1991 г.  N 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц".
     Учитывая, что ответ из Верховного суда РФ до  настоящего  времени
не получен,  налоговым органам рекомендуется перерасчет и возврат сумм
подоходного налога частным  нотариусам  производить  исключительно  на
основании решения суда, вынесенного по конкретному налогоплательщику.

Заместитель руководителя инспекции
- государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                         М.Ю. АЛЕКСЕЕВ
28 мая 1999 г.
N 20-06/15356