ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ 28 мая 1999 г. N 20-06/15356 (ФГ(Р) 99-27) По вопросу правомерности включения в состав расходов частных нотариусов невзысканных сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по государственной пошлине, Государственная налоговая инспекция по г. Москве на основании письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.05.99 г. N 08-2-01/377 разъясняет следующее. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 июля 1998 г. (дело N 78-Г98-25) признан неправомерным отказ налогового органа во включении в состав расходов невзысканных сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по государственной пошлине. Госналогслужбой России в письме, направленном на имя председателя Верховного суда РФ, выражено несогласие с данным определением по следующим основаниям. Статьей 12 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что в состав затрат физических лиц, занимающихся предпринимательской или иной деятельностью без образования юридического лица, включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, подлежащих налогообложению. Пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождение от налогообложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот производятся только в соответствии с положениями настоящего Закона и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Учитывая, что пунктом 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что в ведении Российской Федерации находится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории Российской Федерации, то, следовательно, с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", имеющего прямое действие на всей территории Российской Федерации, теряют юридическую силу нормативные акты, противоречащие настоящему Закону. Поскольку до настоящего времени в Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом внесенных в него изменений и дополнений не внесено положение об увеличении состава затрат частных нотариусов, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие " Основ законодательства о нотариате", следовательно, не могут включаться в состав затрат частнопрактикующих нотариусов суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, поскольку в данном случае фактических расходов в размере тарифа (госпошлины) нотариус не производит. Кроме того, в составе расходов частных нотариусов полностью учитываются те затраты, которые произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, наряду с затратами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусы получают вознаграждение. Следовательно, все фактически понесенные нотариусами затраты учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход нотариусов. В данном случае предлагается налогооблагаемый доход уменьшить еще и на величину недополученного нотариусом дохода, что приводит к искажению самого принципа и смысла налогообложения подоходным налогом, заложенного в Законе РФ "О подоходном налоге с физических лиц", а также неправомерно ведет по сути к расширительному толкованию статьи 3 упомянутого Закона. По мнению Госналогслужбы России норма, установленная вышеназванным постановлением, является условной и на сегодняшний момент не действует, так как противоречит положениям Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Более того, данная норма носит всего лишь рекомендательный характер с целью установления наиболее желательного отношения по их урегулированию. В валовой доход нотариусов, занимающихся частной практикой, включаются доходы, связанные с их нотариальной деятельностью и фактически ими полученные. При этом суммы тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов), выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных статьей 22 Основ, в валовой доход не включаются, и соответственно с них нотариус подоходный налог не уплачивает. Таким образом, включение в состав фактически понесенных расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины, неправомерно занижает налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты подоходного налога и противоречит содержанию и смыслу Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". Учитывая, что ответ из Верховного суда РФ до настоящего времени не получен, налоговым органам рекомендуется перерасчет и возврат сумм подоходного налога частным нотариусам производить исключительно на основании решения суда, вынесенного по конкретному налогоплательщику. Заместитель руководителя инспекции - государственный советник налоговой службы III ранга М.Ю. АЛЕКСЕЕВ 28 мая 1999 г. N 20-06/15356 |