ОБ УСИЛЕНИИ ДОСМОТРА ТОВАРОВ ПИСЬМО МОСКОВСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 27 мая 1999 г. N 01-27/6326 (НЦПИ) В последнее время в таможнях региона наметилась негативная тенденция к сокращению фактического таможенного досмотра товаров. В большинстве случаев, выпуск товаров и транспортных средств сотрудниками таможенных органов осуществляется на основании актов идентификационного досмотра, в которых, как правило, сведения о ввозимом товаре указываются не в полном объеме. В соответствии со ст.187 Таможенного кодекса РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле. Несмотря на этот факт, Управление считает, что сведений, указанных в актах идентификационного досмотра в большинстве случаев недостаточно для выпуска товаров. Продолжают иметь место факты перемещения через таможенную границу Российской Федерации одних товаров под видом других (как правило, не облагаемых пошлинами и налогами) и декларирования товаров не своим наименованием, что приводит к сокращению таможенных доходов, подлежащих перечислению в Федеральный бюджет. В этой связи, обращаем Ваше внимание на необходимость контроля за безусловным выполнением нижеуказанных нормативных актов ГТК России по проведению досмотров: 1. В соответствии с указанием ГТК России от 08.02.96 N 01-14/126 "Об идентификационном таможенном досмотре", идентификационный таможенный досмотр проводится после подачи грузовой таможенной декларации. При этом идентификационный таможенный досмотр не может подменять или исключать осуществление таможенного контроля в иных формах. 2. В соответствии с указанием ГТК России от 30.04.97 N 01-14/563 "О мерах по исполнению бюджета", в целях выявления случаев уклонения участников ВЭД от уплаты таможенных платежей, путем занижения стоимости товаров с одновременным занижением их веса, а также в целях повышения эффективности досмотра товаров, таможням предписывалось организовать досмотр товаров, на которые установлены специфические или комбинированные ставки ввозной таможенной пошлины, с обязательным взвешиванием таких товаров. 3. В соответствии с письмом ГТК России от 22.12.97 N 01-15/24732 "Об усилении роли таможенного досмотра товаров, подлежащих сертификации", при производстве таможенного оформления, на этапе досмотра и выпуска следует в обязательном порядке проверять соответствие сведений, заявленных при декларировании и/или указанных в сертификате или разрешительных документах, информации, нанесенной на товар или его упаковку, полученной при проведении досмотра (идентификационного досмотра) товаров. Проверке на соответствие подлежат такие сведения, как - страна происхождения товара, - наименование фирмы - изготовителя, товарный знак, - полное наименование товара, - расфасовка товара, вес одной упаковки, - вид упаковки, ее маркировка, - наличие или отсутствие знака соответствия системы обязательной сертификации, - другие характерные особенности товара. Особое внимание следует уделять проверке даты изготовления, предельной даты реализации, сроку годности или гарантийному сроку товара, обозначенным на товаре и/или его упаковке. 4. В соответствии с письмом ГТК России от 18.05.98 N 07-11/10044 "О таможенном оформлении товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД СНГ в товарных позициях 1601 и 1602", с целью предотвращения случаев недостоверной классификации указанных товаров в товарной позиции 0210 (вместо товарных позиций 1601 или 1602) таможням предписывалось усилить контроль за проведением досмотровых операций, а также документальный контроль. 5. В соответствии с письмом ГТК России от 10.08.98 N 07-07/16732 "О таможенном оформлении товаров товарной позиции 0206 ТН ВЭД СНГ", с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования товаров товарной позиции 0206 ТН ВЭД СНГ, таможням предписывалось усилить контроль за правильностью классификации, а также за проведением досмотровых операций товаров, декларируемых как пищевые субпродукты (товарная позиция 0206 ТН ВЭД СНГ). 6. В соответствии с письмом ГТК России от 05.06.98 N 01-15/11755 "Об оформлении процедуры доставки товаров, подлежащих лицензированию", таможням было предписано усилить фактический и документальный контроль за ввозимыми коврами и текстильными напольными покрытиями и иными товарами, которые могут ввозиться под их видом, требуя обязательного представления сертификата происхождения товаров как в таможенном органе отправления, так и в таможенном органе назначения. Кроме того, в отношении товаров, под видом которых могут ввозиться ковры и текстильные напольные покрытия, таможни должны были распространить 100%-ный идентификационный досмотр. Также обращаем Ваше внимание на безусловное выполнение требований нормативных документов Управления, касающихся производства досмотровых операций: 1. В соответствии с приказом Управления от 18.06.98 N 166 "О неотложных мерах по увеличению собираемости таможенных платежей" таможням предписывалось принять действенные меры по повышению качества досмотровых операций при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в том числе идентификационного досмотра, досмотра товаров и транспортных средств при помещении их на СВХ, досмотра при помещении товаров и транспортных средств под процедуру доставки, досмотра транзитных грузов, активизировать мероприятия по проведению повторного досмотра, особое внимание уделив досмотру товаров с низким уровнем налогообложения. 2. В соответствии с распоряжением Управления от 07.05.99 N 16 "О контроле за товарами, на которые установлены специфические или комбинированные пошлины", партии однородных товаров, а также сборных грузов, заявленных стоимостью менее 7000 долларов США, овощей менее 2500 долларов США, стройматериалов менее 6000 долларов США, необходимо подвергать полному досмотру со взвешиванием, в случаях, когда указанный товар подлежит налогообложению. Следует отметить, что принятие решения по усилению таможенного досмотра, предполагает применение таких процедур (технологий) досмотра, в рамках которых все работы, операции и действия связаны с разгрузкой товара на склад. Проведение идентификационного досмотра с "колес", и подмена им других форм досмотра снижает качество и достоверность досмотровых операций и, как следствие, ведет к снижению количества взимания таможенных платежей. Предлагаем еще раз проанализировать состояние досмотровой работы в таможнях и сделать соответствующие выводы, направленные на повышение уровня досмотровой работы. Первый заместитель начальника Управления, генерал-майор таможенной службы А.Е. Жерихов 27 мая 1999 г. N 01-27/6326 |