ОБ УСИЛЕНИИ ДОСМОТРА ТОВАРОВ. Письмо. Московское таможенное управление. 27.05.99 01-27/6326

                     ОБ УСИЛЕНИИ ДОСМОТРА ТОВАРОВ

                                ПИСЬМО

                   МОСКОВСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                            27 мая 1999 г.
                             N 01-27/6326

                                (НЦПИ)


     В последнее  время  в  таможнях  региона  наметилась   негативная
тенденция  к  сокращению фактического таможенного досмотра товаров.  В
большинстве   случаев,   выпуск   товаров   и   транспортных   средств
сотрудниками  таможенных  органов  осуществляется  на  основании актов
идентификационного  досмотра,  в  которых,  как  правило,  сведения  о
ввозимом товаре указываются не в полном объеме.
     В соответствии со ст.187 Таможенного кодекса  РФ  при  проведении
таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его
формы,  которые  являются  достаточными  для  обеспечения   соблюдения
законодательства   РФ  о  таможенном  деле.  Несмотря  на  этот  факт,
Управление считает, что сведений, указанных в актах идентификационного
досмотра в большинстве случаев недостаточно для выпуска товаров.
     Продолжают иметь место факты перемещения через таможенную границу
Российской  Федерации одних товаров под видом других (как правило,  не
облагаемых пошлинами и налогами) и  декларирования  товаров  не  своим
наименованием,   что   приводит   к   сокращению  таможенных  доходов,
подлежащих перечислению в Федеральный бюджет.
     В этой связи, обращаем Ваше внимание на необходимость контроля за
безусловным выполнением нижеуказанных нормативных актов ГТК России  по
проведению досмотров:
     1. В соответствии с указанием ГТК России от 08.02.96 N  01-14/126
"Об    идентификационном   таможенном   досмотре",   идентификационный
таможенный  досмотр  проводится  после  подачи   грузовой   таможенной
декларации.  При  этом  идентификационный  таможенный досмотр не может
подменять или исключать  осуществление  таможенного  контроля  в  иных
формах.
     2. В соответствии с указанием ГТК России от 30.04.97 N  01-14/563
"О  мерах по исполнению бюджета",  в целях выявления случаев уклонения
участников  ВЭД  от  уплаты  таможенных  платежей,   путем   занижения
стоимости товаров с одновременным занижением их веса,  а также в целях
повышения  эффективности  досмотра  товаров,  таможням  предписывалось
организовать досмотр товаров, на которые установлены специфические или
комбинированные ставки  ввозной  таможенной  пошлины,  с  обязательным
взвешиванием таких товаров.
     3. В соответствии с письмом ГТК России от 22.12.97 N  01-15/24732
"Об   усилении   роли   таможенного   досмотра   товаров,   подлежащих
сертификации",  при  производстве  таможенного  оформления,  на  этапе
досмотра   и   выпуска   следует   в  обязательном  порядке  проверять
соответствие сведений, заявленных при декларировании и/или указанных в
сертификате или разрешительных документах,  информации,  нанесенной на
товар  или  его   упаковку,   полученной   при   проведении   досмотра
(идентификационного   досмотра)   товаров.  Проверке  на  соответствие
подлежат такие сведения, как
     - страна происхождения товара,
     - наименование фирмы - изготовителя, товарный знак,
     - полное наименование товара,
     - расфасовка товара, вес одной упаковки,
     - вид упаковки, ее маркировка,
     - наличие или отсутствие знака соответствия системы  обязательной
сертификации,
     - другие характерные особенности товара.
     Особое внимание   следует  уделять  проверке  даты  изготовления,
предельной даты реализации,  сроку  годности  или  гарантийному  сроку
товара, обозначенным на товаре и/или его упаковке.
     4. В соответствии с письмом ГТК России от 18.05.98 N  07-11/10044
"О таможенном оформлении товаров, классифицируемых в соответствии с ТН
ВЭД СНГ в товарных позициях  1601  и  1602",  с  целью  предотвращения
случаев  недостоверной  классификации  указанных  товаров  в  товарной
позиции  0210  (вместо  товарных  позиций  1601  или  1602)   таможням
предписывалось усилить контроль за проведением досмотровых операций, а
также документальный контроль.
     5. В  соответствии с письмом ГТК России от 10.08.98 N 07-07/16732
"О таможенном оформлении товаров товарной позиции 0206 ТН ВЭД СНГ",  с
целью  предотвращения  случаев  недостоверного  декларирования товаров
товарной позиции 0206 ТН  ВЭД  СНГ,  таможням  предписывалось  усилить
контроль  за  правильностью  классификации,  а  также  за  проведением
досмотровых операций товаров,  декларируемых как  пищевые  субпродукты
(товарная позиция 0206 ТН ВЭД СНГ).
     6. В соответствии с письмом ГТК России от 05.06.98 N  01-15/11755
"Об оформлении процедуры доставки товаров, подлежащих лицензированию",
таможням было предписано усилить фактический и документальный контроль
за  ввозимыми  коврами  и  текстильными  напольными покрытиями и иными
товарами,  которые могут ввозиться под их видом,  требуя обязательного
представления  сертификата  происхождения  товаров  как  в  таможенном
органе отправления,  так и в таможенном органе назначения. Кроме того,
в  отношении  товаров,  под  видом  которых  могут  ввозиться  ковры и
текстильные напольные покрытия,  таможни  должны  были  распространить
100%-ный идентификационный досмотр.
     Также обращаем Ваше внимание на безусловное выполнение требований
нормативных документов Управления, касающихся производства досмотровых
операций:
     1. В  соответствии  с  приказом  Управления  от 18.06.98 N 166 "О
неотложных  мерах  по  увеличению  собираемости  таможенных  платежей"
таможням предписывалось принять действенные меры по повышению качества
досмотровых операций при таможенном оформлении товаров и  транспортных
средств,  в том числе идентификационного досмотра,  досмотра товаров и
транспортных средств при помещении их на СВХ,  досмотра при  помещении
товаров  и  транспортных  средств  под  процедуру  доставки,  досмотра
транзитных грузов, активизировать мероприятия по проведению повторного
досмотра,  особое  внимание  уделив  досмотру товаров с низким уровнем
налогообложения.
     2. В  соответствии с распоряжением Управления от 07.05.99 N 16 "О
контроле  за  товарами,  на  которые  установлены  специфические   или
комбинированные пошлины",  партии однородных товаров,  а также сборных
грузов,  заявленных стоимостью менее 7000 долларов США,  овощей  менее
2500 долларов США, стройматериалов менее 6000 долларов США, необходимо
подвергать  полному  досмотру  со  взвешиванием,  в   случаях,   когда
указанный товар подлежит налогообложению.
     Следует отметить,  что принятие решения по  усилению  таможенного
досмотра,   предполагает   применение   таких   процедур  (технологий)
досмотра,  в рамках которых все работы,  операции и действия связаны с
разгрузкой  товара на склад.  Проведение идентификационного досмотра с
"колес",  и  подмена  им  других  форм  досмотра  снижает  качество  и
достоверность досмотровых операций и,  как следствие, ведет к снижению
количества взимания таможенных платежей.
     Предлагаем еще  раз проанализировать состояние досмотровой работы
в таможнях и сделать соответствующие выводы, направленные на повышение
уровня досмотровой работы.

Первый заместитель начальника
Управления, генерал-майор
таможенной службы
                                                          А.Е. Жерихов
27 мая 1999 г.
N 01-27/6326