ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 420 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КОЗЛОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА. Определение. Конституционный Суд РФ. 31.05.99 120-О

       ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ
         420 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР ПО ЖАЛОБЕ
              ГРАЖДАНИНА КОЗЛОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                            31 мая 1999 г.
                               N 120-О

                                (НЦПИ)


     Конституционный Суд    Российской     Федерации     в     составе
председательствующего   М.В.  Баглая,  судей  Н.Т.  Ведерникова,  Ю.М.
Данилова,  Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.Г. Стрекозова,
О.С. Хохряковой,
     рассмотрев жалобу гражданина А.В.Козлова, установил:
     1. Гражданин А.В.  Козлов оспаривает конституционность статьи 420
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР,  согласно которой рассмотрение
дел  с  участием  коллегии  присяжных заседателей в судах,  а также на
территориях,  определяемых  Верховным  Советом  Российской  Федерации,
осуществляется  в соответствии с правилами,  предусмотренными разделом
десятым  "Производство  в  суде  присяжных"   Уголовно-процессуального
кодекса   РСФСР  и  общими  правилами  уголовного  судопроизводства  в
Российской  Федерации,  которые  не  противоречат  положениям  данного
раздела.
     Как следует из представленных материалов, А.В. Козлов, обвиняемый
в  совершении ряда преступлений,  в том числе предусмотренного статьей
77  Уголовного  кодекса  РСФСР  (бандитизм),  при  объявлении  ему  об
окончании предварительного следствия, а также в подготовительной части
судебного заседания заявлял ходатайства о рассмотрении его дела  судом
с  участием присяжных заседателей.  При этом он ссылался на то,  что в
соответствии со статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР  по
ходатайству обвиняемого суд присяжных в краевом,  областном, городском
суде рассматривает дела о преступлениях,  перечисленных  в  статье  36
Уголовно-процессуального  кодекса  РСФСР,  к числу которых относится и
бандитизм (статья 77 Уголовного кодекса РСФСР). Следственными органами
и  Нижегородским  областным  судом  в  удовлетворении  ходатайств было
отказано на том основании,  что Верховным Советом Российской Федерации
не   принято   решение   о   введении  суда  присяжных  на  территории
Нижегородской области.
     По мнению заявителя, положение статьи 420 Уголовнопроцессуального
кодекса РСФСР о том, что рассмотрение дел о преступлениях, указанных в
статье 36 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, осуществляется судом
с  участием  коллегии  присяжных  заседателей  лишь  на   территориях,
определяемых Верховным Советом Российской Федерации, нарушает статьи 1
(часть 1),  2, 15 (часть 1), 16, 18, 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3), а
также  статьи  47  (часть  2)  и  123 (часть 4) Конституции Российской
Федерации
     2. На  основании  положений раздела десятого "Производство в суде
присяжных"  Уголовно-процессуального  кодекса   РСФСР   постановлением
Верховного   Совета   Российской   Федерации  от  16  июля  1993  года
определено,  что рассмотрение судом с участием  присяжных  заседателей
дел  о  преступлениях,  указанных  в статье 36 Уголовнопроцессуального
кодекса  РСФСР,  вводится  первоначально  лишь  на  территории  девяти
субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 2). Принимая такое решение,
законодатель  в   лице   Верховного   Совета   Российской   Федерации,
основываясь   на  положениях  действовавшей  в  то  время  Конституции
(Основного  Закона)  Российской  Федерации   -   России   и   учитывая
обстоятельства    организационного,   материального   и   технического
характера,  исходил из поэтапности  введения  суда  присяжных  в  ходе
судебной реформы.
     Ныне действующей Конституцией Российской  Федерации  установлено,
что  обвиняемый  в совершении преступления имеет право на рассмотрение
его  дела  судом  с  участием   присяжных   заседателей   в   случаях,
предусмотренных федеральным законом (статья 47,  часть 2);  в случаях,
предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с
участием  присяжных  заседателей  (статья  123,  часть  4);  впредь до
введения в  действие  федерального  закона,  устанавливающего  порядок
рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний
порядок  судебного  рассмотрения  соответствующих  дел  (абзац  первый
пункта 6 раздела второго "Заключительные и переходные положения").  Из
этих конституционных положений в  их  взаимосвязи  следует  правомочие
законодателя  в  течение  переходного  периода,  конкретные  временные
границы которого в Конституции Российской Федерации не указаны, внести
изменения  в  действующее  законодательство,  с  тем  чтобы  право  на
рассмотрение   дела   судом   с   участием   присяжных    заседателей,
предоставленное   обвиняемым  в  совершении  преступлений,  отнесенных
согласно  федеральному  закону  к  подсудности   такого   суда,   было
обеспечено  на  территории всей Российской Федерации;  в течение этого
переходного периода на территориях,  где суды  присяжных  не  созданы,
производство  по  таким  делам может осуществляться в прежнем порядке,
т.е. судьей и двумя народными заседателями.
     Данная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской
Федерации в Постановлении от 2 февраля 1999 года по  делу  о  проверке
конституционности  положений  статьи  41 и части третьей статьи 42 УПК
РСФСР,  пунктов 1  и  2  Постановления  Верховного  Совета  Российской
Федерации  от  16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона
Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР
"О   судоустройстве   РСФСР",  Уголовно-процессуальный  кодекс  РСФСР,
Уголовный  кодекс   РСФСР   и   Кодекс   РСФСР   об   административных
правонарушениях  в  связи  с  запросом  Московского  городского суда и
жалобами  ряда  граждан.  При  этом  Конституционный  Суд   Российской
Федерации  признал,  что в соответствии со статьями 47 (часть 2) и 123
(часть 4) Конституции Российской Федерации предоставление  обвиняемому
в  преступлении,  за  совершение  которого  в  качестве меры наказания
смертная казнь не предусмотрена,  права на рассмотрение его дела судом
с участием присяжных заседателей осуществляется законодателем, который
определяет и сроки введения соответствующих процессуальных механизмов.
     Изложенная правовая  позиция  в  полной  мере распространяется на
вопросы,  поставленные в жалобе  А.В.  Козлова:  установление  сроков,
порядка и механизмов введения суда присяжных по делам о преступлениях,
за которые в качестве меры наказания не предусмотрена смертная  казнь,
в  том  числе  за  совершение бандитизма,  инкриминируемого заявителю,
составляет компетенцию законодателя.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 3 части первой
статьи 43,  статьей 68,  частью первой статьи  71,  частями  первой  и
второй    статьи    79   Федерального   конституционного   закона   "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации",   Конституционный   Суд
Российской Федерации определил:
     1. Прекратить производство по  жалобе  гражданина  А.В.  Козлова,
поскольку  по  предмету  обращения  Конституционным  Судом  Российской
Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
     Установление сроков, порядка и процессуальных механизмов введения
суда присяжных по делам о преступлениях,  за которые в  качестве  меры
наказания  не  предусмотрена  смертная  казнь,  составляет компетенцию
законодателя.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данному вопросу является окончательным и обжалованию не подлежит.
     3. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее   Определение
подлежит   опубликованию   в   "Собрании  законодательства  Российской
Федерации",  "Российской газете", а также в "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".

Председательствующий - судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                           М.В. Баглай
31 мая 1999 г.
N 120-О