ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ НАЧИСЛЯЕТ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ, ЗАКЛЮЧИВШЕМУ ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ГОЛОВНОЙ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИЕЙ. ДОЛЖНО ЛИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НАЧИСЛЯТЬ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ НА. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 28.04.01 04-11/19725

           ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ НАЧИСЛЯЕТ
        ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ, ЗАКЛЮЧИВШЕМУ
       ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ГОЛОВНОЙ ИНОСТРАННОЙ
        КОМПАНИЕЙ. ДОЛЖНО ЛИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
             НАЧИСЛЯТЬ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ НА ВЫПЛАТЫ
      ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ, ЯВЛЯЮЩЕМУСЯ ГРАЖДАНИНОМ ГЕРМАНИИ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          28 апреля 2001 г.
                            N 04-11/19725

                                 (Д)


     Пунктом 2  статьи  239  части  II  Налогового  кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  редакции  Федерального   закона   от
29.12.2000 N 166-ФЗ предусмотрено,  что освобождаются от уплаты налога
налогоплательщики,  указанные  в  подпункте  1  пункта  1  статьи  235
Кодекса,  с  подлежащих  налогообложению выплат и иных вознаграждений,
выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц  без  гражданства,  в
случае  если  такие  иностранные  граждане  и  лица  без гражданства в
соответствии с законодательством Российской  Федерации  или  условиями
договора   с  работодателем  не  обладают  правом  на  государственное
пенсионное,   социальное    обеспечение    и    медицинскую    помощь,
осуществляемые   соответственно  за  счет  средств  Пенсионного  фонда
Российской  Федерации,  Фонда   социального   страхования   Российской
Федерации,  фондов  обязательного  медицинского  страхования  в части,
зачисляемой в тот фонд,  на выплаты  из  которого  данный  иностранный
гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
     Статьей 4 Закона Российской Федерации  от  20.11.90  N  340-1  "О
государственных  пенсиях  в  Российской Федерации" предусмотрено,  что
право на пенсию на общих основаниях с гражданами  России  имеют  также
иностранные  граждане  и  лица без гражданства.  Основным условием для
этого  является  проживание  на   территории   Российской   Федерации,
поскольку  указанная  статья  содержит  норму только для проживающих в
Российской Федерации.
     Статьей 5 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в
СССР" от 24.06.81 N 5152-Х определено,  что иностранные граждане могут
постоянно  проживать в СССР,  если они имеют на то разрешение и вид на
жительство, выданные органами внутренних дел.
     Иностранные граждане,   находящиеся   в  СССР  на  ином  законном
основании, считаются временно пребывающими в СССР.
     В соответствии  с  Кодексом  уплата единого социального налога (в
части,  зачисляемой  в  Пенсионный  фонд  Российской   Федерации)   за
иностранных  граждан  неразрывно  связана с правом этого гражданина на
получение пенсионного обеспечения.
     Таким образом,  определяющим  условием  для установления права на
пенсионное  обеспечение  по  законодательству   Российской   Федерации
является  место  жительства  на территории Российской Федерации.  Если
выполнено данное условие для иностранного гражданина, то выплаты в его
пользу  облагаются  единым социальным налогом (в части,  зачисляемой в
Пенсионный фонд Российской Федерации).  Право данного гражданина может
быть подтверждено Комитетом социальной защиты населения.
     В соответствии  со  статьей  8  Закона  Российской  Федерации  от
28.07.91  N  1499-1  "О  медицинском  страховании граждан в Российской
Федерации" иностранные граждане,  постоянно проживающие  в  Российской
Федерации,  имеют  такие же права и обязанности в области медицинского
страхования,  как и граждане Российской Федерации, если международными
договорами не предусмотрено иное.
     Что касается  уплаты  налога  в  части,   зачисляемой   в   фонды
обязательного   медицинского   страхования   за  иностранных  граждан,
временно  пребывающих  в  Российской  Федерации,   то   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  11.12.98  N  1488 утверждено
Положение о  медицинском  страховании  иностранных  граждан,  временно
находящихся  в  Российской  Федерации.  При  этом пунктом 2 указанного
Положения  установлено,  что  этот  документ  не  распространяется  на
иностранных  граждан,  работающих  в  Российской Федерации по трудовым
контрактам   (договорам),   то   есть    на    них    распространяется
общеустановленный порядок уплаты налога.
     Таким образом,  налог в части,  зачисляемой в фонды обязательного
медицинского   страхования,   начисляется   на  выплаты,  производимые
работникам - иностранным гражданам,  временно пребывающим в Российской
Федерации  и  работающим по трудовым договорам,  регулируемым Кодексом
законов  о  труде  Российской  Федерации,  независимо  от   срока   их
проживания на территории Российской Федерации.
     Иностранные граждане,  работающие в иностранной компании  (или  в
другом     корпоративном    образовании),    обладающей    гражданской
правоспособностью,  созданной  в  соответствии   с   законодательством
иностранного   государства,   могут  заключать  трудовые  контракты  с
вышеназванными работодателями на территории иностранного государства и
осуществлять деятельность в представительстве на территории Российской
Федерации. В этом случае такие трудовые контракты и споры, возникающие
по ним, не регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации.
     В соответствии со статьей 236 Кодекса законов о труде  Российской
Федерации   все   работники  подлежат  обязательному  государственному
социальному   страхованию.   Действие   указанного   выше    положения
распространяется   на   работодателей   и   работников,   состоящих  с
работодателями  в  трудовых  (подчиненных)  отношениях,   регулируемых
трудовым законодательством Российской Федерации.
     Из содержания   указанного   нормативного   акта   следует,   что
социальное   страхование   распространяется  на  иностранных  граждан,
работающих по трудовым договорам,  независимо от времени их нахождения
на  территории Российской Федерации и соответственно,  на оплату труда
(выплаты),   производимую   этим   работникам,   начисляется    налог,
зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.
     В свою очередь,  трудовой договор (контракт)  не  может  ущемлять
права    гражданина   на   социальное   обеспечение,   гарантированное
законодательством.

Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                          А.А. Глинкин
28 апреля 2001 г.
N 04-11/19725