О РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СНГ ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА N 01-1/2-97. Письмо. Министерство РФ по делам Содружества Независимых Государств. 02.06.99 ИС-197

                  О РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СНГ
                 ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА N 01-1/2-97

                                ПИСЬМО

     МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                            2 июня 1999 г.
                               N ИС-197

                                (НЦПИ)


     Минсодружество России ознакомилось с направленным в Правительство
Российской Федерации предложением  обжаловать  решение  Экономического
суда  СНГ  от  15  сентября  1997  года N 01-1/2-97 и сообщает,  что с
изложенной оценкой ГТК России существа этого решения в целом согласно.
     По мнению  Договорно-правового управления Министерства необходимо
учитывать следующие обстоятельства.
     Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 года не может
рассматриваться как обязательное толкование  Соглашения  о  Таможенном
союзе  между  Российской Федерацией и Республикой Беларусь.  По своему
регламенту Суд не может принимать к рассмотрению или разрешению  споры
и   давать   толкование,   если  Соглашением,  как  в  данном  случае,
предусмотрена такая процедура,  а именно -  урегулирование  споров  по
применению и толкованию Соглашения путем консультации Договаривающихся
Сторон.  Кроме того,  у Договаривающихся Сторон не возникло  спора  по
толкованию данного Соглашения,  запрос был передан в Экономический Суд
ведомством  одного  государства,  не  имевшим  для  этого  достаточных
полномочий.
     Если говорить о существе толкования Соглашения,  то Суд воспринял
Таможенный  союз  как  уже существующую реальность и не учел положения
Соглашения о поэтапности создания такого Союза. Причем на первом этапе
в   соответствии   со   статьей  2  Соглашения  таможенные  территории
сохраняются,  а  их  объединение  в   единую   таможенную   территорию
начинается  только  по  выполнении  соответствующих требований и после
заключения дополнительных Соглашений,  создающих условия для  перехода
ко 2 этапу.
     В ключевом вопросе о движении товаров,  выпущенных для свободного
перемещения  на территории одной из Сторон.  Суд не принял во внимание
норму  принятых  в   СНГ   основ   таможенного   законодательства,   в
соответствии   с   которой  такие  товары  должны  оставаться  на  той
таможенной  территории,  на  которой  они  выпущены   для   свободного
обращения,  и  теряют  этот  статус,  когда  пресекают  границу другой
таможенной территории.
     Учитывая указанное,  считаем  возможным  поддержать  позицию  ГТК
России и его  право  устанавливать  таможенный  досмотр  и  определять
соответствующие   сборы   с   товаров  третьих  стран,  выпущенных  на
территории Белоруссии для свободного  обращения  и  затем  ввозимых  в
Российскую Федерацию.
     Решение Экономического  суда  СНГ  российские   суды   не   могут
применять,  ссылаясь  на  него  или  принимать,  ссылаясь  на него,  к
рассмотрению соответствующие претензии юридических или физических  лиц
к ГТК России по этому вопросу,  поскольку это решение не имеет никакой
силы  или  отношения  к  действующему  режиму  российской   таможенной
территории в отношении Белоруссии.
     Что касается общей нормы,  то  решения  Экономического  Суда  СНГ
касаются  государств и исполняются ими путем принятия необходимых мер.
Как правило,  такие решения не  имеют  прямого  действия  и  не  могут
служить  основанием  для применения национальными судами.  Исключением
является   тот   случай,   если   само   соглашение    предусматривает
соответствующую    норму    в   процедуру   исполнения   или   имеется
внутригосударственная норма,  позволяющая подключать национальные суды
к исполнению решений Экономического Суда.
     Вместе с тем  обращаться  в  Экономический  Суд  СНГ  по  вопросу
пересмотра принятого им решения считаем нецелесообразным,  т.к.  такое
обращение  по  существу  свидетельствовало  бы   о   нашем   признании
компетенции  Суда  в  вопросе  о толковании Соглашения,  что,  как уже
отмечалось выше,  не соответствовало бы процедуре,  предусмотренной  в
Соглашении.  Кроме  того,  такое  обращение означало бы в определенной
степени признание юридической значимости принятого решения,  тогда как
ввиду  отсутствия  у Экономического Суда СНГ юрисдикции по Соглашению,
это решение Суда является ничтожным.
     Вместе с  тем  можно  было  бы  подумать об официальном извещении
Суда,  что его решение,  с учетом изложенного,  мы считаем не  имеющим
юридической  силы  Минсодружество  России  поддержит  такую  позицию в
случае обращения ГТК России в  Правительство  Российской  Федерации  с
соответствующими предложениями.

Заместитель Министра
                                                            Савольский
2 июня 1999 г.
N ИС-197