ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 20 июня 2000 г. N 471 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 20 июня 2000 г. N 471 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2000 года . N 471 ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях 1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц по использованию радиоактивных материалов (ядерных материалов и радиоактивных веществ) при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытания, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. 2. Лицензирование деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях по перечню согласно приложению осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее именуется - лицензирующий орган). 3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по использованию радиоактивных материалов при эксплуатации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации. 4. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. 5. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. 6. Осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях без лицензии не допускается. 7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения, наименования банка и номера расчетного счета; лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться. Заявление должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится юридическое лицо; б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; д) документы, подтверждающие возможность соискателя лицензии обеспечить выполнение требований и условий, установленных настоящим Положением (далее именуются - лицензионные требования и условия); е) документы, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении лицензируемой деятельности, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации; ж) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии нормативно-методических документов по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными материалами, документов, устанавливающих порядок подготовки, аттестации и допуска персонала к работе с радиоактивными материалами, а также наличие сил и средств, готовых к действиям в аварийных ситуациях и к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; з) копия лицензии, выдача которой предусмотрена статьей 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (для организаций, деятельность которых связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну); и) заключение государственной экологической экспертизы (для проектируемых и реконструируемых объектов); к) документы о финансовом обеспечении гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, которые могут быть причинены радиационным воздействием. Если копии документов не заверены нотариусом, вместе с копиями предъявляются оригиналы. Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается. Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о приеме документов направляется или вручается соискателю лицензии. 8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации. 9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия. Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора направляется или вручается соискателю лицензии. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется или вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа. 10. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. В случае если лицензиат в течение 3 месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию. 11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. 12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие. 13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии. Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа. Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель может представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против участия данного лица в экспертизе. Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии. 14. Комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет проверку соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия. При принятии комиссией решения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии соискателю. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы на проведение независимой экспертизы относятся за счет лицензирующего органа. 15. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается: а) наименование лицензирующего органа; б) наименование и местонахождение лицензиата; в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, срок, в течение которого он будет осуществляться; г) условия осуществления указанного вида деятельности; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче; ж) дата выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии. Документ подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью. 16. Бланки документа, подтверждающего наличие лицензии, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. 17. При осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат обязан соблюдать: а) законодательство Российской Федерации; б) нормы и правила по ядерной, радиационной и промышленной безопасности; в) нормы и правила по физической защите радиоактивных материалов и по сохранению государственной тайны; г) нормы и правила учета и контроля радиоактивных материалов; д) экологические, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила; е) настоящее Положение. 18. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции. 19. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право: а) проводить проверки соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям; б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием нарушений; г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения; д) выносить предупреждение лицензиату; е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия. 20. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении в пределах своей компетенции нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить о них в лицензирующий орган. 21. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы. 22. В случае преобразования лицензиата - юридического лица, изменения его наименования или местонахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения. 23. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления с необходимыми документами. 24. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан незамедлительно подать заявление о его переоформлении. 25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии или аннулировать ее. 26. Основанием для приостановления действия лицензии является: а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой возникновение аварий, нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства; б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего устранить выявленные нарушения. 27. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной, если лицензиат в течение 3 месяцев не уплатил лицензионный сбор либо юридическое лицо ликвидировано или его деятельность прекращена в результате реорганизации. 28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда. Основанием для аннулирования лицензии является: а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; в) незаконность решения о выдаче лицензии. 29. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия решения. 30. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 31. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 30-дневный срок со дня получения соответствующего подтверждения обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3 дней уведомить о своем решении лицензиата. 32. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не снимает с юридического лица обязанности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности объектов использования радиоактивных материалов при использовании атомной энергии в оборонных целях в соответствии с действующими нормами и правилами. 33. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий. 34. В реестре лицензий должны быть указаны: а) сведения о лицензиате; б) сведения о лицензирующем органе; в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, на осуществление которого выдана лицензия; г) дата выдачи и номер лицензии; д) срок действия лицензии; е) сведения о регистрации лицензии в реестре, основание и дата приостановления и возобновления действия лицензии; ж) основание и дата аннулирования лицензии; з) другие необходимые сведения. 35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для юридических лиц. Указанные лица вправе за плату получить выписку из реестра лицензий. Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно. Срок предоставления выписок из реестра лицензий не должен превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления. 36. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях взимается плата в размере минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом, за переоформление лицензии - в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за предоставление выписки из реестра лицензий - в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом. Указанные платежи зачисляются в федеральный бюджет. Приложение к Положению о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях ПЕРЕЧЕНЬ работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, осуществляемых в рамках подлежащей лицензированию деятельности по использованию радиоактивных материалов 1. Разработка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов). 2. Изготовление ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов). 3. Испытания ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов). 4. Хранение ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов). 5. Транспортирование ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов). 6. Разборка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и утилизация их составных частей (компонентов). 7. Разработка устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей. 8. Изготовление устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей. 9. Испытания устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей. 10. Ремонт и модернизация устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей. 11. Разработка, изготовление и эксплуатация устройств и технических средств хранения и эксплуатации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей. 12. Проектирование зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей. 13. Строительство зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей. 14. Эксплуатация зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей. 15. Проектирование исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. 16. Изготовление исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. 17. Испытания исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. 18. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. 19. Проектирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 20. Изготовление ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 21. Испытания ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 22. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения и их наземных стендов-прототипов. 23. Транспортирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 24. Ремонт ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 25. Утилизация ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 26. Работы с радиоактивными материалами (включая отработавшие радиоактивные материалы), используемыми в оборонных целях, при их хранении и транспортировании, а также при их переработке (на объектах использования этих материалов в указанных целях). 27. Разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация устройств и технических средств обращения с радиоактивными материалами, используемыми в оборонных целях, а также эксплуатация изделий с радиоактивными материалами при их использовании в оборонных целях. 28. Переработка радиоактивных отходов, образующихся при использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (на объектах использования этих материалов в указанных целях). 29. Проектирование комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 30. Строительство комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 31. Эксплуатация комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей. 32. Проведение экспертизы документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях. |