ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ. Постановление. Правительство РФ. 20.06.00 471

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
     ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
          ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           20 июня 2000 г.
                                N 471

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое  Положение о лицензировании деятельности по
использованию  радиоактивных  материалов  при  проведении   работ   по
использованию атомной энергии в оборонных целях.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
20 июня 2000 г.
N 471


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 20 июня 2000 года
.                                                                N 471

                              ПОЛОЖЕНИЕ

            о лицензировании деятельности по использованию
           радиоактивных материалов при проведении работ по
           использованию атомной энергии в оборонных целях

     1. Настоящее   Положение,   разработанное   в   соответствии    с
Федеральным  законом  "О лицензировании отдельных видов деятельности",
определяет порядок  лицензирования  деятельности  юридических  лиц  по
использованию   радиоактивных   материалов   (ядерных   материалов   и
радиоактивных веществ) при проведении работ по  использованию  атомной
энергии   в   оборонных   целях,   включая  разработку,  изготовление,
испытания,  транспортирование,  эксплуатацию,  хранение,  ликвидацию и
утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного
назначения.
     2. Лицензирование  деятельности  по  использованию  радиоактивных
материалов при проведении работ по  использованию  атомной  энергии  в
оборонных   целях   по   перечню   согласно   приложению  осуществляет
Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее  именуется
- лицензирующий орган).
     3. Настоящее Положение не  распространяется  на  деятельность  по
использованию   радиоактивных  материалов  при  эксплуатации  ядерного
оружия  и  ядерных  энергетических   установок   военного   назначения
воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации.
     4. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
при разработке,  изготовлении,  испытаниях,  эксплуатации,  хранении и
утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного
назначения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
     5. Лицензия выдается на 3 года.  По заявлению соискателя лицензии
она может быть выдана на меньший срок.
     Срок действия  лицензии   может   быть   продлен   по   заявлению
лицензиата.  В продлении срока действия лицензии может быть отказано в
случае,  если  за  время  действия  лицензии  зафиксированы  нарушения
лицензионных требований и условий.
     Продление срока  действия  лицензии   производится   в   порядке,
установленном для ее получения.
     6. Осуществление  деятельности  по  использованию   радиоактивных
материалов  при  проведении  работ  по использованию атомной энергии в
оборонных целях без лицензии не допускается.
     7. Для  получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
     наименования и организационно-правовой формы  юридического  лица,
его местонахождения, наименования банка и номера расчетного счета;
     лицензируемого вида деятельности и срока,  в течение которого она
будет осуществляться.
     Заявление должно   быть   согласовано   с   федеральным   органом
исполнительной власти, в ведении которого находится юридическое лицо;
     б) копии  учредительных  документов  со   всеми   изменениями   и
дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации
соискателя лицензии в качестве юридического лица;
     в) справка  о  постановке соискателя лицензии на учет в налоговом
органе;
     г) документ,   подтверждающий   внесение  платы  за  рассмотрение
заявления;
     д) документы,   подтверждающие  возможность  соискателя  лицензии
обеспечить выполнение требований и  условий,  установленных  настоящим
Положением (далее именуются - лицензионные требования и условия);
     е) документы,  обосновывающие обеспечение ядерной и  радиационной
безопасности    при    осуществлении    лицензируемой    деятельности,
согласованные с Министерством обороны Российской Федерации;
     ж) документы,   подтверждающие   наличие  у  соискателя  лицензии
нормативно-методических документов  по  обеспечению  безопасности  при
обращении  с радиоактивными материалами,  документов,  устанавливающих
порядок  подготовки,  аттестации  и  допуска  персонала  к  работе   с
радиоактивными материалами,  а также наличие сил и средств,  готовых к
действиям  в  аварийных   ситуациях   и   к   ликвидации   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     з) копия лицензии, выдача которой предусмотрена статьей 27 Закона
Российской  Федерации  "О  государственной  тайне"  (для  организаций,
деятельность которых связана с использованием  сведений,  составляющих
государственную тайну);
     и) заключение  государственной  экологической   экспертизы   (для
проектируемых и реконструируемых объектов);
     к) документы   о   финансовом   обеспечении   гражданско-правовой
ответственности  за  убытки  и  вред,  которые  могут  быть  причинены
радиационным воздействием.
     Если копии  документов  не заверены нотариусом,  вместе с копиями
предъявляются оригиналы.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения
лицензии,  принимаются по описи,  копия которой с  отметкой  о  приеме
документов направляется или вручается соискателю лицензии.
     8. За  предоставление  недостоверных  или   искаженных   сведений
соискатель  лицензии  несет  ответственность согласно законодательству
Российской Федерации.
     9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в
выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со  всеми
необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  обязан  уведомить  соискателя   лицензии   о
принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
     Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов  банковского
счета  и  срока  уплаты лицензионного сбора направляется или вручается
соискателю лицензии.
     Уведомление об   отказе   в   выдаче  лицензии  направляется  или
вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.
     10. Выдача    документа,    подтверждающего   наличие   лицензии,
производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии
документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
     В случае  если  лицензиат  в  течение  3   месяцев   не   уплатил
лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.
     11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
     а) наличие  в  документах,  представленных  соискателем лицензии,
недостоверной или искаженной информации;
     б) несоответствие  соискателя лицензии лицензионным требованиям и
условиям.
     12. Соискатель   лицензии   имеет  право  обжаловать  в  порядке,
установленном   законодательством    Российской    Федерации,    отказ
лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
     13. Соискатель  лицензии  при  обжаловании   в   административном
порядке  отказа  лицензирующего  органа  в выдаче лицензии имеет право
требовать проведения независимой  экспертизы.  Независимая  экспертиза
проводится за счет соискателя лицензии.
     Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии
направляет  в  лицензирующий орган,  который формирует комиссию для ее
проведения.
     В состав  комиссии  не  могут  входить  работники  лицензирующего
органа.
     Список членов   комиссии   направляется   заявителю.   В   случае
несогласия с какой-либо кандидатурой  заявитель  может  представить  в
лицензирующий  орган  мотивированное возражение против участия данного
лица в экспертизе.
     Соискатель лицензии   имеет  право  присутствовать  на  заседании
комиссии.
     14. Комиссия  в  течение  30  дней  со  дня регистрации заявления
рассматривает  представленные   заявителем   документы,   осуществляет
проверку  соответствия  лицензионным  требованиям и условиям и готовит
экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
     Лицензирующий орган   обязан   уведомить  соискателя  лицензии  о
решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.
     При принятии комиссией решения о соответствии соискателя лицензии
лицензионным требованиям  и  условиям  лицензирующий  орган  обязан  в
течение  3  дней  рассмотреть  вопрос о выдаче лицензии соискателю.  В
случае  повторного  отказа  в  выдаче   лицензии   соискатель   вправе
обратиться   в   суд.  При  этом  расходы  на  проведение  независимой
экспертизы относятся за счет лицензирующего органа.
     15. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) наименование и местонахождение лицензиата;
     в) вид   деятельности   с   указанием   соответствующих    работ,
предусмотренных в приложении к настоящему Положению,  срок,  в течение
которого он будет осуществляться;
     г) условия осуществления указанного вида деятельности;
     д) идентификационный номер налогоплательщика;
     е) регистрационный  номер  лицензии  и дата принятия решения о ее
выдаче;
     ж) дата   выдачи  документа,  подтверждающего  наличие  лицензии.
     Документ подписывается руководителем лицензирующего органа (в
случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью.
     16. Бланки документа,  подтверждающего наличие лицензии, являются
документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.
     17. При осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат обязан
соблюдать:
     а) законодательство Российской Федерации;
     б) нормы  и  правила  по  ядерной,  радиационной  и  промышленной
безопасности;
     в) нормы  и правила по физической защите радиоактивных материалов
и по сохранению государственной тайны;
     г) нормы и правила учета и контроля радиоактивных материалов;
     д) экологические,  санитарно-эпидемиологические,   гигиенические,
противопожарные нормы и правила;
     е) настоящее Положение.
     18. Надзор  за  соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий  осуществляется  государственными  надзорными  и  контрольными
органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции.
     19. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
     а) проводить  проверки  соответствия  лицензируемой  деятельности
лицензионным требованиям и условиям;
     б) запрашивать  у  лицензиата необходимые объяснения и справки по
вопросам, возникающим при проведении проверок;
     в) составлять  на основании результатов проверок акты (протоколы)
с указанием нарушений;
     г) выносить решения,  обязывающие лицензиата устранить выявленные
нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
     д) выносить предупреждение лицензиату;
     е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской
Федерации полномочия.
     20. Государственные надзорные и контрольные органы,  а также иные
органы   государственной   власти   при  выявлении  в  пределах  своей
компетенции  нарушений  лицензионных  требований  и  условий   обязаны
сообщить о них в лицензирующий орган.
     21. Лицензиат  в  соответствии  с  законодательством   Российской
Федерации  и  настоящим  Положением  обязан  обеспечивать  условия для
проведения лицензирующим органом проверок,  в том  числе  представлять
необходимую информацию и документы.
     22. В  случае  преобразования  лицензиата  -  юридического  лица,
изменения  его  наименования  или  местонахождения  лицензиат  или его
правопреемник обязан  незамедлительно  подать  в  лицензирующий  орган
заявление   о   переоформлении   документа,   подтверждающего  наличие
лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.
     23. При   переоформлении   документа,   подтверждающего   наличие
лицензии,  лицензирующий  орган  вносит  соответствующие  изменения  в
реестр  лицензий.  Переоформление  документа,  подтверждающего наличие
лицензии,  осуществляется в течение 5 дней со дня  подачи  лицензиатом
соответствующего заявления с необходимыми документами.
     24. В случае утраты документа,  подтверждающего наличие лицензии,
лицензиат    обязан    незамедлительно    подать   заявление   о   его
переоформлении.
     25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии или
аннулировать ее.
     26. Основанием для приостановления действия лицензии является: а)
     выявление лицензирующим органом, государственными
надзорными и  контрольными  органами,  иными  органами государственной
власти в пределах их компетенции  нарушений  лицензиатом  лицензионных
требований  и  условий,  которые  могут повлечь за собой возникновение
аварий,  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и
здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства;
     б) невыполнение  лицензиатом   решения   лицензирующего   органа,
обязывающего устранить выявленные нарушения.
     27. Лицензия теряет юридическую силу и считается  аннулированной,
если  лицензиат  в течение 3 месяцев не уплатил лицензионный сбор либо
юридическое лицо  ликвидировано  или  его  деятельность  прекращена  в
результате реорганизации.
     28. Лицензия может быть аннулирована решением суда  на  основании
заявления  лицензирующего  органа  или органа государственной власти в
соответствии с его компетенцией.  Одновременно с подачей  заявления  в
суд  лицензирующий  орган  вправе  приостановить  действие лицензии на
период до вступления в силу решения суда.
     Основанием для аннулирования лицензии является:
     а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в  документах,
представленных для получения лицензии;
     б) неоднократное или грубое  нарушение  лицензиатом  лицензионных
требований и условий;
     в) незаконность решения о выдаче лицензии.
     29. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении
в суд заявления  об  аннулировании  лицензии  доводится  лицензирующим
органом   до   лицензиата   в   письменной   форме  с  соответствующим
обоснованием в течение 3 дней со дня принятия решения.
     30. Решение   о  приостановлении  действия  лицензии  может  быть
обжаловано  в  порядке,  установленном  законодательством   Российской
Федерации.
     31. Лицензирующий  орган  обязан   установить   срок   устранения
обстоятельств,  повлекших  за собой приостановление действия лицензии.
Указанный  срок  не  может  превышать  6  месяцев.  В  случае  если  в
установленный  срок  лицензиат  не  устранил указанные обстоятельства,
лицензирующий  орган  обязан  обратиться  в  суд   с   заявлением   об
аннулировании лицензии.
     После устранения лицензиатом обстоятельств,  повлекших  за  собой
приостановление  действия  лицензии,  лицензирующий орган в 30-дневный
срок со дня получения соответствующего  подтверждения  обязан  принять
решение  о  возобновлении  ее  действия и в течение 3 дней уведомить о
своем решении лицензиата.
     32. Приостановление  действия  лицензии  или  ее аннулирование не
снимает с юридического  лица  обязанности  по  обеспечению  ядерной  и
радиационной   безопасности   объектов   использования   радиоактивных
материалов при использовании  атомной  энергии  в  оборонных  целях  в
соответствии с действующими нормами и правилами.
     33. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий.
     34. В реестре лицензий должны быть указаны:
     а) сведения о лицензиате;
     б) сведения о лицензирующем органе;
     в) вид   деятельности   с   указанием   соответствующих    работ,
предусмотренных в приложении к настоящему Положению,  на осуществление
которого выдана лицензия;
     г) дата выдачи и номер лицензии;
     д) срок действия лицензии;
     е) сведения  о  регистрации лицензии в реестре,  основание и дата
приостановления и возобновления действия лицензии;
     ж) основание и дата аннулирования лицензии;
     з) другие необходимые сведения.
     35. Информация,   содержащаяся   в   реестре  лицензий,  является
открытой для юридических лиц.  Указанные лица вправе за плату получить
выписку из реестра лицензий.
     Органам государственной власти и органам местного  самоуправления
указанная информация предоставляется бесплатно.
     Срок предоставления  выписок  из  реестра  лицензий   не   должен
превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления.
     36. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии на  осуществление
деятельности  по использованию радиоактивных материалов при проведении
работ по использованию атомной энергии  в  оборонных  целях  взимается
плата  в  размере минимальной оплаты труда,  установленной федеральным
законом,  за  переоформление  лицензии  -  в  размере  одной   десятой
минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом,
за  предоставление  выписки  из  реестра  лицензий  -   в   10-кратном
минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.
     За выдачу   лицензии   взимается   лицензионный  сбор  в  размере
минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом.
     Указанные платежи зачисляются в федеральный бюджет.


                                                            Приложение

                             к Положению о лицензировании деятельности
                             по использованию радиоактивных материалов
                                 при проведении работ по использованию
                                     атомной энергии в оборонных целях

                               ПЕРЕЧЕНЬ

      работ по использованию атомной энергии в оборонных целях,
          осуществляемых в рамках подлежащей лицензированию
        деятельности по использованию радиоактивных материалов

     1. Разработка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных
частей (компонентов).
     2. Изготовление  ядерных  зарядов,  ядерных  боеприпасов   и   их
составных частей (компонентов).
     3. Испытания ядерных зарядов,  ядерных боеприпасов и их составных
частей (компонентов).
     4. Хранение ядерных зарядов,  ядерных боеприпасов и их  составных
частей (компонентов).
     5. Транспортирование ядерных зарядов,  ядерных боеприпасов  и  их
составных частей (компонентов).
     6. Разборка ядерных зарядов,  ядерных боеприпасов и утилизация их
составных частей (компонентов).
     7. Разработка устройств  и  технических  средств,  обеспечивающих
установку  и  эксплуатацию  ядерных  боеприпасов  в  составе носителей
ядерных боеприпасов,  комплексов ядерного оружия,  носителей  ядерного
оружия и их составных частей.
     8. Изготовление устройств и технических  средств,  обеспечивающих
установку  и  эксплуатацию  ядерных  боеприпасов  в  составе носителей
ядерных боеприпасов,  комплексов ядерного оружия,  носителей  ядерного
оружия и их составных частей.
     9. Испытания  устройств  и  технических  средств,  обеспечивающих
установку  и  эксплуатацию  ядерных  боеприпасов  в  составе носителей
ядерных боеприпасов,  комплексов ядерного оружия,  носителей  ядерного
оружия и их составных частей.
     10. Ремонт  и  модернизация  устройств  и  технических   средств,
обеспечивающих  установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе
носителей ядерных боеприпасов,  комплексов ядерного оружия,  носителей
ядерного оружия и их составных частей.
     11. Разработка,   изготовление   и   эксплуатация   устройств   и
технических  средств хранения и эксплуатации ядерных зарядов,  ядерных
боеприпасов и их составных частей.
     12. Проектирование   зданий  и  сооружений,  предназначенных  для
проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при  разработке,
изготовлении,  испытаниях, хранении, эксплуатации и ликвидации ядерных
зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
     13. Строительство   зданий   и  сооружений,  предназначенных  для
проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при  разработке,
изготовлении,  испытаниях,  хранении  и  ликвидации  ядерных  зарядов,
ядерных боеприпасов и их составных частей.
     14. Эксплуатация   зданий   и   сооружений,  предназначенных  для
проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при  разработке,
изготовлении,  испытаниях,  хранении  и  ликвидации  ядерных  зарядов,
ядерных боеприпасов и их составных частей.
     15. Проектирование     исследовательских    ядерных    установок,
предназначенных исключительно для создания ядерного оружия  и  ядерных
энергетических установок военного назначения.
     16. Изготовление     исследовательских     ядерных     установок,
предназначенных  исключительно  для создания ядерного оружия и ядерных
энергетических установок военного назначения.
     17. Испытания      исследовательских      ядерных      установок,
предназначенных исключительно для создания ядерного оружия  и  ядерных
энергетических установок военного назначения.
     18. Ввод в эксплуатацию,  эксплуатация и  вывод  из  эксплуатации
исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для
создания ядерного оружия и ядерных энергетических  установок  военного
назначения.
     19. Проектирование  ядерных  энергетических  установок   военного
назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
     20. Изготовление  ядерных   энергетических   установок   военного
назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
     21. Испытания   ядерных   энергетических    установок    военного
назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
     22. Ввод в эксплуатацию,  эксплуатация и  вывод  из  эксплуатации
ядерных  энергетических  установок  военного  назначения и их наземных
стендов-прототипов.
     23. Транспортирование  ядерных  энергетических установок военного
назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
     24. Ремонт  ядерных энергетических установок военного назначения,
их наземных стендов-прототипов и составных частей.
     25. Утилизация    ядерных   энергетических   установок   военного
назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
     26. Работы  с  радиоактивными  материалами  (включая отработавшие
радиоактивные материалы),  используемыми в  оборонных  целях,  при  их
хранении и транспортировании,  а также при их переработке (на объектах
использования этих материалов в указанных целях).
     27. Разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация устройств
и  технических  средств  обращения   с   радиоактивными   материалами,
используемыми  в  оборонных  целях,  а  также  эксплуатация  изделий с
радиоактивными материалами при их использовании в оборонных целях.
     28. Переработка    радиоактивных    отходов,   образующихся   при
использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ  по
использованию   атомной   энергии   в  оборонных  целях  (на  объектах
использования этих материалов в указанных целях).
     29. Проектирование     комплексов    (зданий    и    сооружений),
предназначенных для проведения ядерно опасных  и  радиационно  опасных
работ при разработке,  испытаниях,  хранении,  эксплуатации,  ремонте,
выводе из эксплуатации и утилизации ядерных  энергетических  установок
военного   назначения,  их  наземных  стендов-прототипов  и  составных
частей.
     30. Строительство     комплексов     (зданий    и    сооружений),
предназначенных для проведения ядерно опасных  и  радиационно  опасных
работ при разработке,  испытаниях,  хранении,  эксплуатации,  ремонте,
выводе из эксплуатации и утилизации ядерных  энергетических  установок
военного   назначения,  их  наземных  стендов-прототипов  и  составных
частей.
     31. Эксплуатация     комплексов     (зданий     и    сооружений),
предназначенных для проведения ядерно опасных  и  радиационно  опасных
работ при разработке,  испытаниях,  хранении,  эксплуатации,  ремонте,
выводе из эксплуатации и утилизации ядерных  энергетических  установок
военного   назначения,  их  наземных  стендов-прототипов  и  составных
частей.
     32. Проведение экспертизы документов,  обосновывающих возможность
выполнения  работ  по  использованию  радиоактивных   материалов   при
проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.