О ВВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК. Письмо. Министерство общего и профессионального образования РФ. 26.05.99 109/23-16

            О ВВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
               И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            26 мая 1999 г.
                             N 109/23-16

                                (НЦПИ)


     В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в
том  числе  импортными,  значительная  часть  которых  характеризуется
низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим
как на психическое здоровье детей, так и на их развитие.
     Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется.
     В целях защиты  детей  от  негативного  влияния  подобных  игр  и
игрушек  и  в  соответствии  с  распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 1996 г.  N 610-р и Федеральным  законом  от  24
июля  1998 г.  N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка Российской
Федерации" вводится обязательная  психолого-педагогическая  экспертиза
детских  игр  и  игрушек.  Организация  такой  экспертизы возложена на
государственное  учреждение  Центр  "Игрушка"  Министерства  общего  и
профессионального  образования  Российской Федерации.  Для ее введения
требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов
управления  образованием субъектов Российской Федерации,  методических
служб,     предприятий-изготовителей,      торгующих      организаций,
образовательных учреждений, родителей.
     Учитывая, что разрабатываемая нормативно-техническая документация
по  экспертизе  предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек,
перечень-классификатор,  требования  к   региональным   комиссиям   по
экспертизе,  экспертам,  проводящим  экспертизу,  особая роль в данном
процессе  принадлежит  органам   управления   образованием   субъектов
Российской Федерации.
     Для реализации  действующего  законодательства   и   распоряжения
Правительства  Российской Федерации руководители и специалисты органов
управления  образованием  в  регионах  должны  подготовить  базу   для
проведения   психолого-педагогической   экспертизы.  Это  предполагает
решение следующих задач:
     - создание региональных комиссий по экспертизе игрушек;
     - оснащение материально-технической базы региональных комиссий;
     - подбор      и      подготовка     кадров     для     проведения
психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;
     - участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек.
     Разработка критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает
создание   такой   системы   оценки,   которая   позволит   работникам
региональных комиссий по экспертизе игрушек:
     - выделять в общей массе игр и игрушек,  поступающих на рынок как
из-за  рубежа,  так  и  отечественного   производства,   игрушки,   не
предназначенные для использования детьми.  Это игрушки,  провоцирующие
ребенка на агрессивные действия,  проявление жестокости о отношению  к
персонажам  игры;  игровые  сюжеты,  связанные  с безнравственностью и
насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам;
     - проводить   соответствующий  анализ  игр  и  игрушек  и  давать
методические  рекомендации  педагогам  и   родителям   по   возрастной
адресованности, а также по способам и области их применения;
     - оказывать     методическую      помощь      и      консультации
предприятиям-изготовителям и торгующим организациям.
     В основу  обозначенных  критериев   закладываются   педагогически
ценные качества игрушек, поскольку психолого-педагогическая экспертиза
не поддается традиционной технической стандартизации.
     К этим качествам относятся:
     - полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
     - возможность применения игрушки в совместной деятельности;
     - дидактические     свойства     игрушки,     необходимые     для
интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
     - принадлежность игрушки  к  изделиям  художественных  промыслов,
помогающим  детям  раскрыть  мир  искусства,  овладеть  художественным
восприятием, развить творческие способности.
     Учитывая вышеизложенное,  Министерство общего и профессионального
образования  Российской  Федерации  рекомендует   органам   управления
образованием субъектов Российской Федерации:
     - довести  до  сведения  работников  управления  и   специалистов
дошкольных   образовательных  учреждений  содержание  данного  письма,
включившего для обсуждения в тематику августовских совещаний;
     - проанализировать  ассортимент и возрастную направленность рынка
игрушек в регионе;
     - организовать  подбор  и  подготовку специалистов для проведения
психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек в регионе.

Первый заместитель министра
                                                          А.Ф. КИСЕЛЕВ
26 мая 1999 г.
N 109/23-16