О ВВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 26 мая 1999 г. N 109/23-16 (НЦПИ) В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на их развитие. Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется. В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 610-р и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации" вводится обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы возложена на государственное учреждение Центр "Игрушка" Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб, предприятий-изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений, родителей. Учитывая, что разрабатываемая нормативно-техническая документация по экспертизе предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек, перечень-классификатор, требования к региональным комиссиям по экспертизе, экспертам, проводящим экспертизу, особая роль в данном процессе принадлежит органам управления образованием субъектов Российской Федерации. Для реализации действующего законодательства и распоряжения Правительства Российской Федерации руководители и специалисты органов управления образованием в регионах должны подготовить базу для проведения психолого-педагогической экспертизы. Это предполагает решение следующих задач: - создание региональных комиссий по экспертизе игрушек; - оснащение материально-технической базы региональных комиссий; - подбор и подготовка кадров для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек; - участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек. Разработка критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает создание такой системы оценки, которая позволит работникам региональных комиссий по экспертизе игрушек: - выделять в общей массе игр и игрушек, поступающих на рынок как из-за рубежа, так и отечественного производства, игрушки, не предназначенные для использования детьми. Это игрушки, провоцирующие ребенка на агрессивные действия, проявление жестокости о отношению к персонажам игры; игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам; - проводить соответствующий анализ игр и игрушек и давать методические рекомендации педагогам и родителям по возрастной адресованности, а также по способам и области их применения; - оказывать методическую помощь и консультации предприятиям-изготовителям и торгующим организациям. В основу обозначенных критериев закладываются педагогически ценные качества игрушек, поскольку психолого-педагогическая экспертиза не поддается традиционной технической стандартизации. К этим качествам относятся: - полифункциональность, способствующая развитию творчества детей; - возможность применения игрушки в совместной деятельности; - дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями; - принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности. Учитывая вышеизложенное, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации: - довести до сведения работников управления и специалистов дошкольных образовательных учреждений содержание данного письма, включившего для обсуждения в тематику августовских совещаний; - проанализировать ассортимент и возрастную направленность рынка игрушек в регионе; - организовать подбор и подготовку специалистов для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек в регионе. Первый заместитель министра А.Ф. КИСЕЛЕВ 26 мая 1999 г. N 109/23-16 |