О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Соглашение. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 26.06.99

             О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ
             ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
                        ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                              СОГЛАШЕНИЕ

                     МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ
       ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
                    ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                           26 июня 1999 г.


            ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
                    И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                           26 июня 1999 г.


                                (НЦПИ)

     Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  (МЧС  России)  в  лице
первого  заместителя Министра Воробьева Юрия Леонидовича и Федеральная
служба России по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды
(Росгидромет)  в  лице  Руководителя  Бедрицкого  Александра Ивановича
исходя из необходимости  обеспечения  защиты  населения  и  окружающей
природной  среды  при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнения
федеральных законов "О защите населения и территорий  от  чрезвычайных
ситуаций      природного     и     техногенного     характера",     "О
гидрометеорологической  службе",  "Об  информации,  информатизации   и
защите   информации",   "О   гражданской   обороне",  "О  радиационной
безопасности  населения",   постановления   Правительства   Российской
Федерации  от  15.11.97  N  1425  "Об информационных услугах в области
гидрометеорологии  и  мониторинга  загрязнения  окружающей   природной
среды", постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N
1113 "О единой государственной  системе  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций"  и  иных  законодательных  и  правовых  актов
Российской   Федерации   и   международных    договоров,    касающихся
гидрометеорологического  обеспечения  отраслей  экономики,  стремясь к
развитию и углублению всестороннего сотрудничества с  целью  повышения
эффективности   использования   гидрометеорологической   информации  и
информации о загрязнении природной среды  в  области  прогнозирования,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
     заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

     Статья 1. Общие положения.

     1.1. Соглашение устанавливает единый порядок  предоставления  МЧС
России и его территориальным органам гидрометеорологической информации
и информации о загрязнении окружающей природной  среды  на  территории
Российской Федерации.
     1.2. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей  среды  входит  в  состав  Единой  государственной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
     1.3. Непосредственное    предоставление    гидрометеорологической
информации и информации о загрязнении окружающей природной  среды  МЧС
России осуществляет Росгидромет.
     Головными исполнителями работ на федеральном уровне по Соглашению
по   вопросам  гидрометеорологии  является  Гидрометцентр  России,  по
вопросам  загрязнения  окружающей  природной  среды  -  НПО  "Тайфун".
Территориальным  органам  МЧС  России  представление данной информации
осуществляют  организации   и   учреждения   территориальных   органов
управления Росгидромета.
     1.4. Организации  и  учреждения  Росгидромета  предоставляют  МЧС
России   и   его  территориальным  органам  управления  фактическую  и
прогностическую   гидрометеорологическую   информацию   и   данные   о
загрязнении  окружающей  природной среды в соответствии с действующими
нормативными и правовыми документами.

     Статья 2. Обязательства Росгидромета.

     Росгидромет предоставляет МЧС  России  информационные  услуги  на
следующих условиях.
     2.1. Бесплатно предоставляются:
     - прогностическая   и   фактическая   информация   о    стихийных
гидрометеорологических  явлениях,  в  том  числе  интенсивных осадках,
сильных ветрах,  метелях,  пыльных бурях,  суховеях,  ожидаемых резких
изменениях  среднесуточной  температуры воздуха,  высоких уровнях воды
при половодьях и дождевых паводках,  сходе селей и снежных лавин и др.
явлениях,  полный перечень которых приводится в нормативных документах
по   взаимодействию   между   территориальными   органами    РСЧС    и
подразделениями Росгидромета;
     - данные о текущем состоянии погоды (температура воздуха, осадки,
направление   и  скорость  ветра,  количество  облачности,  видимость,
атмосферные явления и др.),  а также прогнозы погоды на 1-3 суток  при
проведении  аварийно-спасательных  и восстановительных работ в районах
стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (согласно Положению
"РСЧС-Шторм",   "РСЧС-Цунами")   -   по   заявке   МЧС  России  и  его
территориальных органов;
     - информация   об  экстремально  высоком  загрязнении  окружающей
природной среды;
     - прогнозы  на  1-3  суток  о возможности возникновения стихийных
гидрометеорологических явлений;
     - прогнозы    распространения   загрязняющих   веществ,   включая
радиоактивные,  а также их концентрации в атмосферном  воздухе  (воде,
почве) на основании данных о выбросах и сбросах в аварийных ситуациях;
     - прогноз погоды на территории субъектов Российской Федерации  на
1-3 суток;
     - прогноз максимальных уровней весеннего половодья;
     - прогнозы дождевых паводков на р.Амур в июле-сентябре;
     - прогнозы максимальных уровней воды на реках Волга,  Кама,  Дон,
Обь, Ангара, Енисей;
     - прогноз  притока   воды   в   водохранилища   Волжско-Камского,
Ангаро-Енисейского  каскадов  и  Цимлянское  водохранилище  на месяц и
квартал;
     - ежемесячная  информация  об  аварийном  и  экстремально высоком
загрязнении окружающей природной среды и радиационной обстановке;
     - ежемесячная  информация  (доклады)  о  наблюдавшихся  стихийных
явлениях погоды,  гидрометеорологических  условиях  и  их  влиянии  на
деятельность основных отраслей экономики;
     - предупреждение о цунами;
     - обеспечение  (по  заявке  МЧС  России  и  его   территориальных
органов)   гидрометеорологической  информацией  (температура  воздуха,
температура воды в водоемах и  морях,  атмосферное  давление,  осадки,
направление   и  скорость  ветра,  количество  облачности,  видимость,
скорость ветра  по  высотам  и  др.)  штабов  аварийно-спасательных  и
восстановительных  работ в районах стихийных бедствий,  промышленных и
транспортных    аварий,     катастроф     (Положение     "РСЧС-Шторм",
"РСЧС-Цунами");
     - обеспечение   специализированной    информацией    по    району
чрезвычайной  ситуации,  аварии,  катастрофы  по запросу МЧС России (в
соответствии   с   функциональными   задачами   РСЧС).   Периодичность
предоставления  информации  определяется в соответствии с Программой и
сроками  производства   метеорологических   наблюдений   ("Наставление
гидрометеорологическим  станциям  и  постам",  выпуск 3,  часть 1.Л-д,
1985).
     2.2. Все прочие виды информации,  не указанные в п.2.1,  являются
специализированными и предоставляются МЧС России и его территориальным
органам со стороны организаций и учреждений Росгидромета на договорной
основе за плату,  возмещающую затраты на  подготовку  и  представление
специализированной продукции.
     2.3. К специализированной  гидрометеорологической  информации,  а
также работам относятся:
     - данные о текущем состоянии погоды (температура воздуха, осадки,
направление   и  скорость  ветра,  количество  облачности,  видимость,
атмосферное  давление  и  др.)  по  территориям,  пунктам,   маршрутам
следования, включая территории за пределами Российской Федерации);
     - данные  о  текущем  состоянии  водных  объектов  (уровни  воды,
температура   воды,  ледовые  явления,  толщина  льда,  высота  волны,
волнение и др.);
     - декадные и месячные прогнозы температуры воздуха и осадков;
     - научно-технические      и      справочные      материалы     по
гидрометеорологическому  режиму  и  загрязнению  окружающей  природной
среды;
     - проведение специальных наблюдений и экспедиционных исследований
по  гидрометеорологическому  режиму и загрязнению окружающей природной
среды,   необходимых   для   решения   вопросов   прогнозирования    и
предупреждения чрезвычайных ситуаций;
     - составление   прогнозов    неблагоприятных    метеорологических
условий,    способствующих   загрязнению   атмосферного   воздуха   по
административным центрам и городам Российской Федерации.
     Настоящий перечень  может  быть  расширен по заявке МЧС и/или его
территориальных органов.

     Статья 3. Обязательства МЧС России.

     МЧС России:
     3.1. Незамедлительно  предоставляет  Росгидромету  информацию   о
возникшей чрезвычайной ситуации, аварии, стихийном бедствии.
     3.2. При распространении информации,  полученной от организаций и
учреждений  Росгидромета,  обязуется  делать  ссылку  на  источник  ее
получения.
     3.3. Допускает  использование  в  коммерческих  целях информации,
получаемой  от  организаций  и  учреждений  Росгидромета   только   по
согласованию с ее производителем.
     3.4. Включает представителей Росгидромета в  состав  комиссий  по
расследованию чрезвычайных ситуаций,  вызванных природными бедствиями,
авариями и катастрофами.
     3.5. Обеспечивает специалистов системы Росгидромета транспортными
средствами для выполнения специальных наблюдений, обследований районов
чрезвычайных ситуаций, осуществляемых в интересах МЧС России.
     3.6. Представляет территориальным органам Росгидромета  бесплатно
информацию  об  ущербе  и  несчастных случаях,  других неблагоприятных
последствиях вызванных природными бедствиями,  техногенными авариями и
катастрофами.

     Статья 4. Совместная деятельность МЧС России и Росгидромета
               по повышению эффективности использования
               специализированных видов информации выполнения
               работ специального назначения

     4.1. МЧС  России  и  Росгидромет  совершенствуют  и  координируют
деятельность подведомственных организаций и учреждений по разработке и
осуществлению  проектов  развития  гидрометеорологических   услуг   по
обеспечению  работ  по  прогнозированию,  предупреждению  и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
     Состав, объем  и  порядок предоставления информации о загрязнении
окружающей  природной  среды  определяется   "Положением   о   порядке
информационного  обеспечения  Федеральным  информационно-аналитическим
центром   Росгидромета   министерств   и   ведомств   оперативной    и
прогностической   информацией,  связанной  с  загрязнением  окружающей
природной среды на территории Российской Федерации".
     4.2. Организации    Росгидромета    и    МЧС   России   совместно
разрабатывают:
     - методики        расчета       экономической       эффективности
гидрометеорологического обеспечения;
     - нормативно-методические       документы      по      проведению
инженерно-гидрометеорологических  изысканий  и   определению   расчета
гидрометеорологических характеристик, а также организации обследования
и мониторинга загрязнения окружающей природной среды при возникновении
чрезвычайных   ситуаций,   в  том  числе  связанных  с  радиоактивными
авариями.
     4.3. В    целях    совершенствования    функционирования   Единой
государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций   (РСЧС)  и  функциональных  подсистем  РСЧС  "РСЧС-Шторм"  и
"РСЧС-Цунами" Росгидромета МЧС России и Росгидромет:
     - проводят   совместные   работы   по   координации  деятельности
подведомственных организаций  и  учреждений  в  области  разработки  и
осуществления   проектов  развития  гидрометеорологических  услуг  для
обеспечения работ  по  прогнозированию,  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий;
     - формируют совместные оперативные группы  по  экспертной  оценке
возможного    развития   стихийных   гидрометеорологических   явлений,
последствий техногенных аварий и катастроф;
     - разрабатывают   научные   программы   и  проекты  по  проблемам
совершенствования   системы   предупреждения   чрезвычайных   ситуаций
природного характера, техногенных аварий и катастроф;
     - доводят      тексты      предупреждений       о       стихийных
гидрометеорологических  явлениях  и  экстремально  высоком загрязнении
природной   среды   до   местных   органов   власти   и    управления,
заинтересованных  организаций  и  населения  с обязательной ссылкой на
источник информации по утвержденным ведомственным схемам;
     - договариваются  о  том,  что  объем  и  порядок  предоставления
гидрометеорологических  услуг  и  данных  о   загрязнении   окружающей
природной  среды,  а также научных и проектных разработок определяется
локальными договорами между  территориальными  органами  управления  и
научно-исследовательскими учреждениями Росгидромета и территориальными
органами управления МЧС России на основании настоящего Соглашения.

     Статья 5. Международное сотрудничество.

     Стороны обязуются   согласовывать   свои   позиции   и    участие
представителей в международных проектах и мероприятиях,  затрагивающих
вопросы  информационного   обеспечения   работ   по   прогнозированию,
предупреждению   и   ликвидации   стихийных  бедствий  и  последствий,
техногенных аварий и катастроф.

     Статья 6. Ответственность сторон.

     6.1. Стороны обязуются постоянно консультироваться друг с  другом
при  выполнении  работ,  предусмотренных статьями 2,  3,  4 настоящего
Соглашения.
     6.2. Ответственность   за  полноту,  качество  и  своевременность
представленной  гидрометеорологической  информации  и   информации   о
загрязнении  окружающей природной среды несут организации и учреждения
Росгидромета.
     6.3. Ответственность     за    правильность    и    эффективность
использования полученной согласно п.6.2.  информации несут органы  МЧС
России.

     7. Срок действия Соглашения.

     7.1. Настоящее   Соглашение   вступает   в  силу  с  момента  его
подписания и действует бессрочно.
     7.2. При  необходимости  пересмотра  или  расторжения  настоящего
Соглашения любая из сторон ставит в известность об этом другую сторону
не позднее, чем за три месяца с обоснованием причин.
     7.3. На основании настоящего Соглашения в  установленном  порядке
заключаются договора между органами МЧС,  организациями и учреждениями
Росгидромета на сроки не менее, чем один календарный год.
     7.4. Плановое   заключение   (перезаключение)   договоров  должно
осуществляться   не   позднее   1   ноября   года,   предшествовавшего
планируемому.


Первый заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий
                                                         Ю.Л. Воробьев

" 28 "  06  1999 г.

Руководитель Федеральной службы
службы России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
                                                        А.И. Бедрицкий
" 28"  06  1999 г.