О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ СОГЛАШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 26 июня 1999 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26 июня 1999 г. (НЦПИ) Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в лице первого заместителя Министра Воробьева Юрия Леонидовича и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) в лице Руководителя Бедрицкого Александра Ивановича исходя из необходимости обеспечения защиты населения и окружающей природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнения федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гидрометеорологической службе", "Об информации, информатизации и защите информации", "О гражданской обороне", "О радиационной безопасности населения", постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.97 N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и иных законодательных и правовых актов Российской Федерации и международных договоров, касающихся гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики, стремясь к развитию и углублению всестороннего сотрудничества с целью повышения эффективности использования гидрометеорологической информации и информации о загрязнении природной среды в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем: Статья 1. Общие положения. 1.1. Соглашение устанавливает единый порядок предоставления МЧС России и его территориальным органам гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды на территории Российской Федерации. 1.2. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды входит в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 1.3. Непосредственное предоставление гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды МЧС России осуществляет Росгидромет. Головными исполнителями работ на федеральном уровне по Соглашению по вопросам гидрометеорологии является Гидрометцентр России, по вопросам загрязнения окружающей природной среды - НПО "Тайфун". Территориальным органам МЧС России представление данной информации осуществляют организации и учреждения территориальных органов управления Росгидромета. 1.4. Организации и учреждения Росгидромета предоставляют МЧС России и его территориальным органам управления фактическую и прогностическую гидрометеорологическую информацию и данные о загрязнении окружающей природной среды в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами. Статья 2. Обязательства Росгидромета. Росгидромет предоставляет МЧС России информационные услуги на следующих условиях. 2.1. Бесплатно предоставляются: - прогностическая и фактическая информация о стихийных гидрометеорологических явлениях, в том числе интенсивных осадках, сильных ветрах, метелях, пыльных бурях, суховеях, ожидаемых резких изменениях среднесуточной температуры воздуха, высоких уровнях воды при половодьях и дождевых паводках, сходе селей и снежных лавин и др. явлениях, полный перечень которых приводится в нормативных документах по взаимодействию между территориальными органами РСЧС и подразделениями Росгидромета; - данные о текущем состоянии погоды (температура воздуха, осадки, направление и скорость ветра, количество облачности, видимость, атмосферные явления и др.), а также прогнозы погоды на 1-3 суток при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (согласно Положению "РСЧС-Шторм", "РСЧС-Цунами") - по заявке МЧС России и его территориальных органов; - информация об экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды; - прогнозы на 1-3 суток о возможности возникновения стихийных гидрометеорологических явлений; - прогнозы распространения загрязняющих веществ, включая радиоактивные, а также их концентрации в атмосферном воздухе (воде, почве) на основании данных о выбросах и сбросах в аварийных ситуациях; - прогноз погоды на территории субъектов Российской Федерации на 1-3 суток; - прогноз максимальных уровней весеннего половодья; - прогнозы дождевых паводков на р.Амур в июле-сентябре; - прогнозы максимальных уровней воды на реках Волга, Кама, Дон, Обь, Ангара, Енисей; - прогноз притока воды в водохранилища Волжско-Камского, Ангаро-Енисейского каскадов и Цимлянское водохранилище на месяц и квартал; - ежемесячная информация об аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды и радиационной обстановке; - ежемесячная информация (доклады) о наблюдавшихся стихийных явлениях погоды, гидрометеорологических условиях и их влиянии на деятельность основных отраслей экономики; - предупреждение о цунами; - обеспечение (по заявке МЧС России и его территориальных органов) гидрометеорологической информацией (температура воздуха, температура воды в водоемах и морях, атмосферное давление, осадки, направление и скорость ветра, количество облачности, видимость, скорость ветра по высотам и др.) штабов аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах стихийных бедствий, промышленных и транспортных аварий, катастроф (Положение "РСЧС-Шторм", "РСЧС-Цунами"); - обеспечение специализированной информацией по району чрезвычайной ситуации, аварии, катастрофы по запросу МЧС России (в соответствии с функциональными задачами РСЧС). Периодичность предоставления информации определяется в соответствии с Программой и сроками производства метеорологических наблюдений ("Наставление гидрометеорологическим станциям и постам", выпуск 3, часть 1.Л-д, 1985). 2.2. Все прочие виды информации, не указанные в п.2.1, являются специализированными и предоставляются МЧС России и его территориальным органам со стороны организаций и учреждений Росгидромета на договорной основе за плату, возмещающую затраты на подготовку и представление специализированной продукции. 2.3. К специализированной гидрометеорологической информации, а также работам относятся: - данные о текущем состоянии погоды (температура воздуха, осадки, направление и скорость ветра, количество облачности, видимость, атмосферное давление и др.) по территориям, пунктам, маршрутам следования, включая территории за пределами Российской Федерации); - данные о текущем состоянии водных объектов (уровни воды, температура воды, ледовые явления, толщина льда, высота волны, волнение и др.); - декадные и месячные прогнозы температуры воздуха и осадков; - научно-технические и справочные материалы по гидрометеорологическому режиму и загрязнению окружающей природной среды; - проведение специальных наблюдений и экспедиционных исследований по гидрометеорологическому режиму и загрязнению окружающей природной среды, необходимых для решения вопросов прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций; - составление прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, способствующих загрязнению атмосферного воздуха по административным центрам и городам Российской Федерации. Настоящий перечень может быть расширен по заявке МЧС и/или его территориальных органов. Статья 3. Обязательства МЧС России. МЧС России: 3.1. Незамедлительно предоставляет Росгидромету информацию о возникшей чрезвычайной ситуации, аварии, стихийном бедствии. 3.2. При распространении информации, полученной от организаций и учреждений Росгидромета, обязуется делать ссылку на источник ее получения. 3.3. Допускает использование в коммерческих целях информации, получаемой от организаций и учреждений Росгидромета только по согласованию с ее производителем. 3.4. Включает представителей Росгидромета в состав комиссий по расследованию чрезвычайных ситуаций, вызванных природными бедствиями, авариями и катастрофами. 3.5. Обеспечивает специалистов системы Росгидромета транспортными средствами для выполнения специальных наблюдений, обследований районов чрезвычайных ситуаций, осуществляемых в интересах МЧС России. 3.6. Представляет территориальным органам Росгидромета бесплатно информацию об ущербе и несчастных случаях, других неблагоприятных последствиях вызванных природными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами. Статья 4. Совместная деятельность МЧС России и Росгидромета по повышению эффективности использования специализированных видов информации выполнения работ специального назначения 4.1. МЧС России и Росгидромет совершенствуют и координируют деятельность подведомственных организаций и учреждений по разработке и осуществлению проектов развития гидрометеорологических услуг по обеспечению работ по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Состав, объем и порядок предоставления информации о загрязнении окружающей природной среды определяется "Положением о порядке информационного обеспечения Федеральным информационно-аналитическим центром Росгидромета министерств и ведомств оперативной и прогностической информацией, связанной с загрязнением окружающей природной среды на территории Российской Федерации". 4.2. Организации Росгидромета и МЧС России совместно разрабатывают: - методики расчета экономической эффективности гидрометеорологического обеспечения; - нормативно-методические документы по проведению инженерно-гидрометеорологических изысканий и определению расчета гидрометеорологических характеристик, а также организации обследования и мониторинга загрязнения окружающей природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с радиоактивными авариями. 4.3. В целях совершенствования функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и функциональных подсистем РСЧС "РСЧС-Шторм" и "РСЧС-Цунами" Росгидромета МЧС России и Росгидромет: - проводят совместные работы по координации деятельности подведомственных организаций и учреждений в области разработки и осуществления проектов развития гидрометеорологических услуг для обеспечения работ по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий; - формируют совместные оперативные группы по экспертной оценке возможного развития стихийных гидрометеорологических явлений, последствий техногенных аварий и катастроф; - разрабатывают научные программы и проекты по проблемам совершенствования системы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенных аварий и катастроф; - доводят тексты предупреждений о стихийных гидрометеорологических явлениях и экстремально высоком загрязнении природной среды до местных органов власти и управления, заинтересованных организаций и населения с обязательной ссылкой на источник информации по утвержденным ведомственным схемам; - договариваются о том, что объем и порядок предоставления гидрометеорологических услуг и данных о загрязнении окружающей природной среды, а также научных и проектных разработок определяется локальными договорами между территориальными органами управления и научно-исследовательскими учреждениями Росгидромета и территориальными органами управления МЧС России на основании настоящего Соглашения. Статья 5. Международное сотрудничество. Стороны обязуются согласовывать свои позиции и участие представителей в международных проектах и мероприятиях, затрагивающих вопросы информационного обеспечения работ по прогнозированию, предупреждению и ликвидации стихийных бедствий и последствий, техногенных аварий и катастроф. Статья 6. Ответственность сторон. 6.1. Стороны обязуются постоянно консультироваться друг с другом при выполнении работ, предусмотренных статьями 2, 3, 4 настоящего Соглашения. 6.2. Ответственность за полноту, качество и своевременность представленной гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды несут организации и учреждения Росгидромета. 6.3. Ответственность за правильность и эффективность использования полученной согласно п.6.2. информации несут органы МЧС России. 7. Срок действия Соглашения. 7.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует бессрочно. 7.2. При необходимости пересмотра или расторжения настоящего Соглашения любая из сторон ставит в известность об этом другую сторону не позднее, чем за три месяца с обоснованием причин. 7.3. На основании настоящего Соглашения в установленном порядке заключаются договора между органами МЧС, организациями и учреждениями Росгидромета на сроки не менее, чем один календарный год. 7.4. Плановое заключение (перезаключение) договоров должно осуществляться не позднее 1 ноября года, предшествовавшего планируемому. Первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ю.Л. Воробьев " 28 " 06 1999 г. Руководитель Федеральной службы службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды А.И. Бедрицкий " 28" 06 1999 г. |