О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ B 1999/2000 УЧЕБНОМ ГОДУ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 07.06.99 916/11-12

           О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
         ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       B 1999/2000 УЧЕБНОМ ГОДУ

                                ПИСЬМО

                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            7 июня 1999 г.
                             N 916/11-12

                                (НЦПИ)


     В 1998 году  приказом  Министерства  общего  и  профессионального
образования  (от 19.05.98 N 1236) были утверждены Временные требования
к обязательному минимуму содержания основного  общего  образования,  в
том числе исторического и обществоведческого.  Этот материал адресован
не только авторам учебников и  программ,  но  и  учителям-историкам  и
обществоведам  (см.  сборник  нормативных  документов  "Общее  среднее
образование России", 1998, N 3, "Вестник образования", 1998, N 10).
     На основе  обязательного  минимума  содержания  основного  общего
образования   подготовлены   примерные   программы   по   истории    и
обществознанию,  требования  к  уровню подготовки выпускников основной
школы (см "Примерные программы основного общего  образования"  (Дрофа,
1998).  Программы  определяют  примерное  количество учебного времени,
отводимого  на  изучение  курсов  отечественной  и  всеобщей  истории,
обществознания,   и   предусматривают   выделение  10-15%  времени  на
региональный компонент  содержания  образования.  Примерные  программы
являются  ориентиром  для  составления авторских программ,  разработки
учебных планов,  создают условия для  творчества  учителя,  свободного
выбора им форм и методов обучения.
     К новому  учебному  году  будет  утвержден  обязательный  минимум
содержания   образовательной   области  "Обществознание"  для  средней
(полной) школы,  предполагается  выпустить  сборник  "Оценка  качества
подготовки   выпускников  основной  школы.  История.  Обществознание",
который включит в себя обязательный  минимум  содержания  образования,
примерные   программы,   требования   к  уровню  подготовки  учащихся,
измерители качества знаний учащихся.
     Авторскими коллективами практически всех действующих учебников по
истории и обществознанию дорабатываются ныне действующие  и  создаются
новые учебники с учетом обязательного минимума содержания образования.
     За последние годы выпущено в свет большое количество учебных книг
по общественным дисциплинам. Федеральный комплект учебников включает в
себя свыше 40 названий учебников по  истории.  Среди  них  преобладают
пособия  по  отечественной истории,  особенно по истории России XIX-XX
веков.  Для преподавателей  обществознания  создан  ряд  интегративных
курсов и около 30 учебных пособий по отдельным социальным дисциплинам.
Важно отметить,  что курсы по политологии, праву, философии, экономике
и др. не охватывают полностью обязательный минимум и не могут заменить
интегрированный обществоведческий курс.  Они  могут  преподаваться  по
выбору  общеобразовательных  учреждений только за счет дополнительного
учебного времени (регионального и школьного компонентов).
     В целях   сохранения   единого   образовательного   пространства,
обеспечения преемственности государственных образовательных стандартов
на  всех  уровнях  и  ступенях  образования  каждый  год  утверждается
Перечень  учебников  и   пособий,   рекомендованных   Минобразованием.
Отличительной  особенностью  Перечня 1999/2000 учебного года ("Вестник
образования", 1999, N 3, 4) является то, что он разделен на две части.
В   первую   часть   включены   учебники,   обеспечивающие  реализацию
обязательного минимума образования  для  основной  школы.  Учебники  и
пособия для старших классов включены в первую часть Перечня, поскольку
обязательный минимум содержания  образования  средней  (полной)  школы
пока находится на стадии утверждения.
     Во вторую часть вошли учебники разных лет издания, обеспечивающие
реализацию  обязательного  минимума содержания образования не в полной
мере и  учебники  повышенного  уровня  или  являющиеся  началом  новой
интересной,  но незаконченной линии содержания образования. Разделение
учебной  литературы,  рекомендованной   Минобразованием   России,   не
означает  необходимости  жесткой ориентации на использование учебников
первой  части.  Важно,  чтобы  в  школе  были   и   новые   курсы,   и
дополнительный  материал  к  учебникам,  и  учебники  для углубленного
изучения истории, обществознания.
     В новых  учебниках по отечественной и всеобщей истории наметились
существенные позитивные изменения:
     - вместо преобладающих ранее односторонних,  "черно-белых" оценок
исторических  событий,  явлений,  личностей  во   многих   современных
учебниках даются различные оценки и подходы;
     - произошел отказ от господствовавшей прежде трактовки  классовой
борьбы как единственной силы развития общества;
     - изменились приоритеты в выборе  объектов  описания  и  анализа,
проблематики учебников, больше внимания стало уделяться духовной жизни
общества и человека, традициям, культуре;
     - наметилось  преодоление  схематичного  толкования  истории  как
сугубо поступательного (прогрессивного) процесса;
     - в  известной степени преодолен и взгляд на исторические события
исключительно через призму современной политической жизни;
     - определилось  стремление большей части авторов к объективности,
к взвешенным и всесторонним оценкам.
     Вместе с  тем  в  работе  с  учебниками учителям следует обратить
внимание на то,  что новое поколение учебной литературы,  не прошедшее
длительной  экспериментальной  проверки,  имеет  еще  ряд существенных
недостатков,  которые вызывают критические замечания  прессы,  широкой
общественности:
     - не    преодолена    традиция    изолированного     рассмотрения
отечественной истории вне контекста всемирной истории;
     - новые учебники до сих пор рассчитаны  в  основном  на  передачу
ученику   знаний,   а   не   на  развитие  учащегося,  его  творческую
деятельность,  слабо формируют мотивационную сферу,  независимый стиль
мышления, общеучебные умения;
     - недостаточен  воспитательный  потенциал  учебников,  они  не  в
полной  мере  решают задачу формирования у школьников уважения к своей
истории, патриотического и нравственного воспитания.
     Среди учебников,  подготовленных к выпуску в этом году,  обращаем
внимание на учебники "История государства и народов России" для 6 и  7
классов (авт.  А.А.  Данилов,  Л.Г.Косулина - М.,  Веди-М),  в которых
представлена история социально-политической и хозяйственной жизни всех
основных  народов,  входящих  в  состав многонационального российского
государства.  Новое издание учебника "История мировых цивилизаций" для
10-11 классов (авт.  В.М.Хачатурян - М , Дрофа) включает весь материал
по всемирной истории до наших  дней  Этим  же  издательством  выпущена
"История мировых цивилизаций XX век. 10-11 кл Дополнительные материалы
к учебнику".  Эти книги  обеспечивают  полноценное  изучение  всеобщей
истории  в  старших  классах.  Еще  раз  обращаем внимание учителей на
обязательность  изучения  курса  всеобщей  истории  в  10-11  классах,
поскольку она входит в обязательный минимум содержания образования.
     В 1999 году будут выпущены следующие учебники:
     Акулов А.В.,  Ванькова А. Б. и др. История Древнего мира. 5 кл. -
М., ЦГО.
     Брандт М.Ю. История Средних веков. 6 кл. - М., Дрофа.
     Данилов А.А.,  Данилов Д.Д.,  Клоков В.А.  Российская  история  с
древнейших времен до начала XVI в. 6 кл. - М , Баласс.
     Колпаков С.В.,  Пономарев М.В.,  Рогожкин  В.А.  История  Средних
веков. 6 кл. - М , Баласс.
     Данилов А.А., КосулинаЛ.Г. История России 6, 7 кл. - М., ЦГО.
     Пашков Б.Д. История России. 8, 9 кл. - М , Дрофа.
     Жарова Л Н., Мишина И А. История России. XX век. 9 кл. - М , ЦГО.
     Сороко-Цюпа О.С.,  Сороко-Цюпа  А.О.  История зарубежных стран XX
век. 9 кл. - М., Просвещение.
     Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век. 9 кл. - М., Мнемозина.
     Загладин Н.В Новейшая история зарубежных стран.  XX век.  9 кл. -
М., Русское слово.
     Иоффе А.Н., Кишенкова О.В. Введение в обществознание. 8 кл. - М.,
Баласс.
     Мушинский В.О. Обществознание, 8, 9 кл. - М , ЦГО.
     Гуревич П.С. Обществознание, 9 кл. - ЦГО.
     Кравченко А И. Обществознание, 9 кл. - М , Русское слово.
     Загладин Н.В.  Всемирная история. XX век. 10-11 кд. - М., Русское
слово.
     Никитин А.Ф Основы государства и права. 10-11 кл. - М., Дрофа.
     Дополнительные материалы к учебнику "Человек и  общество".  10-11
кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой - М , Просвещение.
     Обращаем особое внимание на то,  что в последнее время  появилось
много   учебников,   справочников,  различных  пособий  по  истории  и
обществознанию,  которые  не  проходили   экспертизу   в   Федеральном
экспертном   совете   по   общему   образованию   и  не  рекомендованы
Минобразованием.  Эта литература не всегда соответствует  требованиям,
которые  предъявляются  к  учебной литературе в отношении содержания и
качества изданий,  при ее издании  нарушаются  санитарно-гигиенические
нормы.
     В связи   с   многочисленными    вопросами    преподавателей    и
руководителей    органов   управления   образованием   по   аттестации
выпускников сообщаем,  что в аттестате об основном  общем  образовании
выставляются итоговые отметки по тем предметам,  которые изучаются в 9
классе:  по истории России,  всеобщей  истории,  обществознанию.  Если
выпускник выбирает для сдачи экзамена любой из названных предметов, то
экзаменационный материал по отечественной и  всеобщей  истории  должен
охватывать весь курс основной (5-9 кл.) школы.
     В аттестате   о   среднем   (полном)   образовании    обязательно
выставляются итоговые отметки по предметам,  которые изучаются в 10-11
классах: по истории России, всеобщей истории, обществознанию. Экзамены
также проводятся по любому из названных предметов.
     Примерные билеты для проведения устных  экзаменов  по  истории  и
обществознанию  в  9  и  11  классах предполагается обновить в связи с
введением "Обязательного минимума содержания...". Обращаем внимание на
то,  что школа сама выбирает форму проведения экзамена, а предлагаемые
экзаменационные  билеты  являются  примерными,  в  них  можно  вносить
изменения,     экзаменационный     материал     можно    разрабатывать
самостоятельно.
     С целью  сохранения  преемственности  в  обучении  и  обеспечения
равных прав граждан Российской  Федерации  при  поступлении  в  высшие
учебные заведения    (письмо   Минобразования   РФ   от   16   03   99
N 01-50-31ин/32-03) определен перечень  общеобразовательных  предметов
на    основе    инвариантной    части    Базисного    учебного   плана
общеобразовательных  учреждений  Российской   Федерации   (федеральный
компонент), утвержденный  приказом  Минобразования  России от 24.02.98
N 500.  Из числа предложенных  данный  вуз  определяет  свой  перечень
вступительных испытаний.  Он включает только два предмета,  входящих в
образовательную  область   "Обществознание"   -   история   России   и
обществознание.  Программы вступительных испытаний будут формироваться
на основе примерных программ, разработанных Минобразованием России. Не
допускается установление вступительных испытаний по отдельным разделам
предмета "Обществознание",  например,  по основам политологии и права,
экономической теории  и  др.  (приказ  Минобразования  РФ  от 09.02.98
N 322).

Руководитель Департамента
общего среднего образования
Минобразования РФ, член коллегии
                                                        М.Р. Леонтьева
7 мюня 1999 г.
N 916/11-12