ПАКТ СТАБИЛЬНОСТИ ДЛЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ 10 июня 1999 г. (НЦПИ) I. УЧАСТНИКИ, ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ 1. Мы, министры иностранных дел государств - членов Европейского Союза, Европейская комиссия, министры иностранных дел Албании, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Российской Федерации, Словении, бывшей Югославской Республики Македонии <*>, Турции, Соединенных Штатов Америки, действующий председатель ОБСЕ и представитель Совета Европы, представляющие участников сегодняшней Конференции по Юго-Восточной Европе, и министры иностранных дел Канады и Японии, представители Организации Объединенных Наций, УВКБ, НАТО, ОЭСР, ЗЕС, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, действующие в рамках своей компетенции и представляющие на сегодняшней Конференции содействующие государства, организации и институты, а также представители Руайомонского процесса, ЧЭС, ЦЕИ, СЕКИ и ПСЮВЕ, собрались в Кельне 10 июня 1999 г. в ответ на призыв Европейского Союза принять Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы. -------------------------------- <*> Болгария, Хорватия, Российская Федерация, Словения и Турция признают Республику Македонию по ее конституционному названию. 2. Страны Юго-Восточной Европы обязуются работать в международном сообществе над вопросами общей стратегии стабильности и развития региона, сотрудничать друг с другом и основными донорами в целях реализации этой стратегии. Использование возможности заниматься структурными перекосами и нерешенными проблемами ускорит демократическое и экономическое развитие в регионе. 3. Мы будем стремиться достичь прочного мира, процветания и стабильности в Юго-Восточной Европе. Мы достигнем этой цели путем всеобъемлющего и согласованного подхода к региону со стороны ЕС, ОБСЕ, Совета Европы, ООН, НАТО, ОЭСР, ЗЕС, МФИ и региональных инициатив. Мы приветствуем тот факт, что Европейский Союз и Соединенные Штаты сделали поддержку Пакта стабильности приоритетом и в их Новой атлантической повестке, а также тот факт, что Европейский Союз и Российская Федерация включили Пакт стабильности в приоритеты их политического диалога. 4. Урегулирование косовского конфликта является решающим для нашей способности полностью достичь целей Пакта стабильности и работать в направлении долгосрочных постоянных мер в целях будущего мира и межэтнической гармонии без страха возобновления войны. II. ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ 5. Мы торжественно подтверждаем нашу приверженность всем принципам и нормам, закрепленным в Уставе ООН, Хельсинкском Заключительном акте, Парижской хартии, Копенгагенском документе 1990 года и других документах ОБСЕ, и, где применимо, полному выполнению соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и конвенций Совета Европы и Мирного соглашения по Боснии и Герцеговине с целью содействия добрососедским отношениям. 6. В наших действиях мы будем основываться на двусторонних и многосторонних соглашениях о добрососедских отношениях, заключенных государствами региона, участвующими в Пакте, и будем добиваться заключения таких соглашений, где их еще нет. Они будут формировать основной элемент Пакта стабильности. 7. Мы подтверждаем, что подотчетны нашим гражданам и ответственны друг перед другом в отношении норм и принципов ОБСЕ и за реализацию наших обязательств. Мы также подтверждаем, что обязательства в отношении человеческого измерения, принятые в рамках нашего членства в ОБСЕ, представляют вопросы прямой и законной озабоченности для всех государств, участвующих в Пакте стабильности, и не принадлежат исключительно к внутренним делам соответствующего государства. Уважение этих обязательств составляет одну из основ международного порядка, в который мы намереваемся внести существенный вклад. 8. Мы принимаем во внимание, что страны региона, участвующие в Пакте стабильности, обязуются продолжать демократические и экономические реформы, как изложено в пункте 10, а также двустороннее и региональное сотрудничество между собой, чтобы продвигать свою интеграцию, на индивидуальной основе, в евроатлантические структуры. Государства - члены ЕС и другие участвующие страны и международные организации и институты обязуются предпринимать все усилия, чтобы помочь их скорому и соизмеримому продвижению вперед на этом пути. Мы подтверждаем неотъемлемое право каждого государства - участника свободно выбирать или изменять договоренности о своей безопасности, включая договоры о союзах по мере их эволюции. Каждое государство - участник будет уважать права всех остальных в этом отношении. Они не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств. III. ЦЕЛИ 9. Пакт стабильности направлен на укрепление стран Юго-Восточной Европы в их усилиях по продвижению мира, демократии, уважения прав человека и экономического процветания для достижения стабильности в регионе в целом. Те страны региона, которые стремятся к интеграции в евроатлантические структуры, вместе с рядом других участников Пакта твердо убеждены, что реализация данного процесса будет содействовать этой цели. 10. С этой целью мы обязуемся сотрудничать, чтобы: - предотвратить и положить конец напряженностям и кризисам, что станет предпосылкой прочной стабильности. Это включает в себя подписание и выполнение между нами многосторонних и двусторонних соглашений и принятие мер внутреннего характера для преодоления существующего потенциала конфликта; - инициировать здоровые демократические и политические процессы, основанные на свободных и справедливых выборах, главенстве закона и полном уважении прав человека и основных свобод, включая права граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, право на свободные и независимые СМИ, законодательные органы, подотчетные их избирателям, независимое судопроизводство, борющееся с коррупцией, углубление и укрепление гражданского общества; - строить мирные и добрососедские отношения в регионе путем строгого соблюдения принципов Хельсинкского Заключительного акта, укрепления доверия и примирения, поощрения деятельности ОБСЕ и других форумов по региональным мерам укрепления доверия и механизмов для сотрудничества в области безопасности; - сохранять многонациональное и многоэтническое разнообразие стран в регионе и защищать меньшинства; - создавать жизнеспособные рыночные экономики, основанные на прочной макроэкономической политике, рынки, открытые для существенно расширенной внешней торговли и инвестиций в частный сектор, эффективные и прозрачные таможенные и торговые режимы, развивать мощные рынки капитала и разнообразной собственности, включая приватизацию, вести дело к расширению круга процветания для всех наших граждан; - укреплять экономическое сотрудничество в регионе и между регионом и остальной Европой и миром, включая зоны свободной торговли, содействовать беспрепятственным контактам между гражданами; - бороться с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом и всей криминальной и незаконной деятельностью; - предотвращать насильственное перемещение населения, вызванное войной, преследованием и гражданскими спорами, а также миграцию, порожденную бедностью; - обеспечивать безопасное и свободное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц к их очагам, одновременно помогать странам в регионе путем разделения навязанного им бремени; - создавать условия в странах Юго-Восточной Европы для полной интеграции в политические, экономические структуры и структуры безопасности по их выбору. 11. Прочный мир и стабильность в Юго-Восточной Европе станут возможными, только когда демократические принципы и ценности, которые уже активно продвигаются многими странами региона, укоренятся повсеместно, в том числе в Союзной Республике Югославии <*>. Международные усилия должны фокусироваться на консолидации и соединении районов стабильности в регионе, чтобы заложить прочную основу для перехода региона в целом к мирному и демократическому будущему. -------------------------------- <*> Союзная Республика Югославия является одним из правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии. Мы заявляем, что будем приветствовать участие в Пакте стабильности Союзной Республики Югославии как полноправного и равного участника после политического решения косовского кризиса на основе принципов, согласованных министрами иностранных дел "восьмерки", и с учетом необходимости уважения всеми участниками принципов и целей настоящего Пакта. Чтобы теснее привлечь Союзную Республику Югославию к этой цели, уважая ее суверенитет и территориальную целостность, мы рассмотрим пути, чтобы сделать Республику Черногорию ранним бенефициаром Пакта. В этом контексте мы приветствуем вовлеченность в наши встречи представителей Черногории как республики в составе Союзной Республики Югославии. Мы также отмечаем намерение Евросоюза и других заинтересованных участников продолжать тесно работать с ее демократически избранным правительством. IV. МЕХАНИЗМЫ ПАКТА СТАБИЛЬНОСТИ 12. Для достижения целей, которые мы для себя поставили, мы согласились учредить "Региональный стол Юго-Восточной Европы". "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет отслеживать прогресс в рамках Пакта стабильности, содействовать ему и обеспечивать руководство продвижением его целей. 13. Пакт стабильности будет иметь специального координатора, который будет назначаться Европейским Союзом после консультаций с действующим председателем ОБСЕ и другими участниками и одобряться действующим председателем ОБСЕ. Специальный координатор будет председательствовать на "Региональном столе Юго-Восточной Европы" и будет отвечать за содействие достижению целей Пакта в отдельных странах и между ними при поддержке созданных для этого необходимых структур, в тесном сотрудничестве с правительствами и соответствующими институтами стран, особенно других заинтересованных и ассоциированных с Европейским Союзом стран, а также соответствующих международных организаций и институтов, которых это касается. Специальный координатор будет периодически представлять от имени "Регионального стола Юго-Восточной Европы" доклады ОБСЕ в соответствии с ее процедурами. 14. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет обеспечивать координацию деятельности как следующих "рабочих столов", так и между ними. Они будут базироваться на существующем опыте, институтах и инициативах и могут подразделяться на "субстолы": - "Рабочий стол" по демократизации и правам человека; - "Рабочий стол" по экономическому восстановлению, развитию и сотрудничеству; - "Рабочий стол" по вопросам безопасности. 15. Круг ведения указанных "рабочих столов" изложен в Приложении I к данному документу. "Рабочие столы" будут заниматься и облегчать решение доверенных им вопросов через договоренности, которые будут согласованы в рамках каждого "стола". 16. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" и "рабочие столы" будут состоять из участников Пакта стабильности. Содействующие государства, организации и институты, а также региональные инициативы, упомянутые в п. 1 настоящего документа, имеют право участвовать в "рабочих столах" и в "Региональном столе Юго-Восточной Европы", если они того пожелают. Соседние и другие страны, особенно другие заинтересованные страны, ассоциированные с ЕС, а также соответствующие международные организации и институты, могут быть приглашены как участники или наблюдатели, соответственно, на "Региональный стол Юго-Восточной Европы" и / или "рабочие столы", чтобы содействовать целям Пакта стабильности, без каких-либо вытекающих из этого последствий на будущее. V. РОЛИ УЧАСТНИКОВ И СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ НИМИ 17. Деятельность в Пакте стабильности должна учитывать многообразие положения участников. Для достижения целей Пакта мы обеспечим эффективное взаимодействие между участвующими и содействующими государствами, международными и региональными организациями и институтами, которые располагают уникальными познаниями и опытом, чтобы внести вклад в общее дело. Мы ожидаем активного и творческого участия всех, кого это касается, в создании условий, которые позволят странам в регионе воспользоваться возможностью, предоставленной настоящим Пактом. Каждый участник будет стремиться обеспечивать продвижение целей Пакта стабильности своим собственным участием во всех соответствующих международных организациях и институтах. Роль ЕС 18. Мы приветствуем инициативу Европейского Союза в запуске Пакта стабильности и ведущую роль, которую ЕС играет в сотрудничестве с другими участвующими и содействующими государствами, международными организациями и институтами. Запуск Пакта предоставит региону прочную европейскую привязку. Окончательный успех Пакта будет в значительной степени зависеть от усилий связанных с этим государств по достижению целей Пакта и развитию регионального сотрудничества с помощью многосторонних и двусторонних соглашений. 19. Мы тепло приветствуем готовность Европейского Союза активно поддерживать страны региона и создавать возможности для достижения ими целей Пакта стабильности. Мы приветствуем деятельность ЕС по укреплению демократических и экономических институтов в регионе через ряд соответствующих программ. Мы отмечаем продвижение на пути установления и развития договорных отношений, на индивидуальной основе и в рамках регионального подхода, между ЕС и странами региона. Мы принимаем во внимание, что ЕС подготовит на основе решений венского Евросовета "Общую стратегию для западных Балкан" как фундаментальную инициативу. 20. ЕС теснее подтянет регион к перспективе полной интеграции этих стран в свои структуры. В отношении стран, которые еще не подписали соглашения об ассоциации с ЕС, это будет сделано через новый тип договорных отношений с полным учетом положения каждой отдельно взятой страны с перспективой членства в ЕС на основе Амстердамского договора и после того, как они будут отвечать Копенгагенским критериям. Мы отмечаем готовность Европейского Союза к тому, что, принимая решения автономно, он будет рассматривать достижение целей Пакта стабильности, в особенности прогресс в развитии регионального сотрудничества, в числе важных элементов при оценке достоинств такой перспективы. Роль стран региона 21. Мы высоко ценим вклад и солидарность стран региона с усилиями мирового сообщества в достижении мирного решения по Косово. Мы приветствуем усилия, предпринятые до сих пор, и результаты, достигнутые странами в Юго-Восточной Европе на пути к демократизации, экономическим реформам и региональному сотрудничеству и стабильности. Эти страны будут основными бенефициарами Пакта и признают, что его успешная реализация и продвижение к евроатлантическим структурам тех, кто к этому стремится, в решающей степени зависят от их приверженности достижению целей Пакта, в частности от их готовности сотрудничать на двустороннем и многостороннем уровнях и содействовать целям Пакта в рамках их собственных соответствующих национальных структур. Роль ОБСЕ 22. Мы приветствуем намерение ОБСЕ как единственной общеевропейской организации по безопасности и как региональной договоренности в соответствии с главой VIII Устава ООН и как основного инструмента в раннем предупреждении и предотвращении конфликтов, управлении кризисами и постконфликтном восстановлении вносить существенный вклад в усилия, предпринимаемые через Пакт стабильности. Мы подтверждаем, что ОБСЕ должна играть ключевую роль в содействии всем измерениям безопасности и стабильности. Соответственно мы просим поставить Пакт стабильности под эгиду ОБСЕ и полностью полагаемся на деятельность ОБСЕ по соблюдению странами - участницами положений Пакта стабильности в соответствии с ее процедурами и устоявшимися принципами. 23. Мы полагаемся на институты и инструменты ОБСЕ и их опыт в содействии деятельности "Регионального стола Юго-Восточной Европы" и "рабочих столов", особенно "рабочего стола" по демократизации и правам человека. Их уникальная компетентность очень понадобится в продвижении замыслов и целей Пакта стабильности. Мы выражаем наше намерение в случаях, требующих вовлеченности ОБСЕ в связи с соблюдением принципов ОБСЕ при реализации Пакта стабильности, прибегать, где это уместно, к помощи инструментов и процедур ОБСЕ, включая те, которые относятся к предотвращению конфликтов, мирному урегулированию споров и человеческому измерению. Государства - участники Конвенции об учреждении Суда примирения и арбитража могут также передавать в Суд возможные споры и испрашивать необязывающее мнение Суда. Роль Совета Европы 24. Мы приветствуем готовность Совета Европы интегрировать в качестве полноправных членов все страны региона на основе принципов многоукладной демократии, прав человека и главенства закона. Совет Европы может внести важный вклад в цели Пакта через свои парламентские и межправительственные органы и институты, свои европейские нормы, воплощенные в соответствующих юридически обязывающих конвенциях, прежде всего Европейской конвенции о правах человека (и в Суде), свои инструменты и программы помощи в области демократических институтов, прав человека, юриспруденции, правосудия и образования, а также свои прочные связи с гражданским обществом. В этом контексте мы с большим интересом принимаем во внимание Программу стабильности Совета Европы для Юго-Восточной Европы, которая должна выполняться совместно и в тесной координации с заинтересованными странами и другими международными и региональными организациями, играющими в этой сфере активную роль. Роль ООН, включая УВКБ 25. Мы подчеркиваем центральную роль ООН в регионе в вопросах мира, безопасности и прочной политической нормализации, а также в гуманитарных усилиях и экономическом восстановлении. Мы всемерно поддерживаем главные функции УВКБ во всех связанных с беженцами вопросах, особенно защите и возвращении беженцев и перемещенных лиц, и решающую роль, которую играют Всемирная продовольственная программа, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ПРООН, УВКПЧ и другие органы системы ООН. Мы рассчитываем на активную вовлеченность соответствующих органов ООН в "Региональный стол Юго-Восточной Европы". Мы отмечаем, что Европейская экономическая комиссия ООН располагает опытом, который может внести полезный вклад в деятельность "рабочих столов" Пакта стабильности. Роль НАТО 26. Мы отмечаем решение НАТО наращивать сотрудничество со странами Юго-Восточной Европы и ее приверженность открытости, а также намерение НАТО, Совета евроатлантического партнерства и Партнерства ради мира во взаимодействии с другими евроатлантическими структурами способствовать стабильности и безопасности, поддерживать и расширять консультации со странами региона. Мы призываем их к вовлеченности, в соответствии с целями Пакта, в региональное сотрудничество в области безопасности, предотвращения конфликтов и управления ими. Мы приветствуем эту стабилизационную деятельность, направленную на содействие целям настоящего Пакта. Более эффективное использование консультативных форумов и механизмов НАТО, развитие механизма сотрудничества СЕАП и более широкое использование программ ПРМ будут служить целям всеобъемлющей стабильности, сотрудничества и добрососедства, предусмотренным в Пакте. 27. Члены НАТО и значительное число других участников подчеркивают, что альянс должен играть важную роль в достижении целей Пакта, особенно отмечая недавние решения НАТО, касающиеся стран региона. Роль Соединенных Штатов Америки 28. Поработав в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом в запуске настоящего Пакта, Соединенные Штаты Америки продолжат играть ведущую роль в развитии и реализации Пакта во взаимодействии с другими участниками и теми, кто оказывает содействие. Мы считаем, что активная роль Соединенных Штатов подчеркивает жизненно важное значение, которое страны региона придают своей интеграции в евроатлантические структуры. Мы отмечаем готовность Соединенных Штатов поддерживать эту цель, когда указанные страны стараются стать возможно более сильными кандидатами на эвентуальное членство в евроатлантических институтах. Мы приветствуем постоянный вклад США в государства Юго-Восточной Европы, в том числе через программы экономической и технической помощи и через их совместное руководство в международных финансовых институтах. Соединенные Штаты будут координировать свою деятельность и взаимодействовать с другими донорами, чтобы обеспечить максимальную эффективность помощи региону. Роль Российской Федерации 29. Россия традиционно играла и продолжает играть ключевую роль в регионе. Российские усилия и вклад в достижение там мирного решения конфликтов, особенно косовского кризиса, высоко ценятся. Будучи на ранней стадии вовлеченной в запуск настоящего Пакта, Российская Федерация продолжит играть ведущую и конструктивную роль в разработке и реализации Пакта во взаимодействии с ЕС, ООН, ОБСЕ, Советом Европы, международными экономическими и финансовыми организациями и институтами, а также с региональными инициативами и отдельными государствами. Российская Федерация может внести ценный вклад в деятельность, направленную на содействие миру, безопасности и постконфликтному сотрудничеству. Роль МФИ 30. МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и ЕИБ - как финансовый институт Европейского Союза должны в соответствии с их конкретными полномочиями играть важную роль в оказании поддержки странам региона в достижении экономической стабилизации, реформе и развитии региона. Мы надеемся, что они разработают единую стратегию международной помощи для региона и будут содействовать проведению странами региона разумной макроэкономической и структурной политики. Мы призываем эти международные финансовые институты принимать активное участие в "Региональном столе Юго-Восточной Европы" и соответствующих "рабочих столах". Роль ОЭСР 31. Мы отмечаем уникальную силу ОЭСР как форума для диалога по среднесрочной структурной политике и наилучшей практике. Мы надеемся, что ОЭСР, с учетом ее хорошо известной компетентности в отношениях со странами с переходной экономикой и ее открытого диалога со странами Юго-Восточной Европы, примет активное участие в "Региональном столе Юго-Восточной Европы" и окажет содействие процессу экономического восстановления, укрепления добросовестной власти и административных возможностей и дальнейшей интеграции связанных с этим государств в европейскую и мировую экономику. Роль ЗЕС 32. Мы приветствуем роль, которую играет ЗЕС в содействии стабильности в регионе. В этом отношении мы отмечаем вклад, который по просьбе Европейского Союза ЗЕС вносит в безопасность через свои миссии в странах региона. VI. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ОРГАНИЗАЦИИ 33. Мы подчеркиваем нашу заинтересованность в жизнеспособных региональных инициативах и организациях, которые поощряют дружеское сотрудничество между соседствующими государствами. Мы приветствуем схемы субрегионального сотрудничества стран - участниц. Мы будем стараться обеспечить сотрудничество и координацию между этими инициативами и Пактом стабильности, которые будут их взаимно усиливать. Мы будем опираться на их соответствующие достижения. 34. Мы отмечаем, что Руайомонский процесс уже заложил динамичные рамки для сотрудничества в области демократии и гражданского общества. В силу этого Руайомону предстоит играть ключевую роль в этой области, особенно в рамках первого "рабочего стола" Пакта стабильности. 35. Мы отмечаем роль Организации Черноморского экономического сотрудничества в продвижении взаимопонимания, улучшении общего политического климата и содействии экономическому развитию в регионе Черного моря. Приветствуя ее вовлеченность в укрепление мира, безопасности и стабильности через экономическое сотрудничество, мы приглашаем ЧЭС вносить вклад в реализацию Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. 36. Мы отмечаем, что Центральноевропейская инициатива заложила со странами региона устойчивую и интегрированную основу диалога, координации и сотрудничества в политической, экономической, культурной и парламентской областях. На основе этого опыта ей предстоит играть важную роль в рамках "Регионального стола Юго-Восточной Европы". 37. Мы отмечаем, что "Кооперативная инициатива для ЮВЕ" (СЕКИ) выработала новаторский подход к сотрудничеству в сфере экономики и инфраструктуры региона, облегчая совместное принятие странами Юго-Восточной Европы решений в областях своей деятельности. Как таковой, ей предстоит играть ключевую роль в региональных экономических вопросах, особенно в устранении помех частным инвестициям в регионе в рамках Пакта стабильности. 38. Мы ценим "Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе" как еще одну удачную схему регионального сотрудничества. Мы поддерживаем его дальнейшее развитие и организационное укрепление, включая завершение разработки его хартии добрососедских отношений и сотрудничества. 39. Мы отмечаем вклад в измерение безопасности со стороны Группы министров обороны ЮВЕ (SEDM), которая вовлекла страны региона и другие государства в различные мероприятия по сотрудничеству, повышающие транспарентность и взаимное доверие, такие, как новые многонациональные силы по поддержанию мира для Юго-Восточной Европы. 40. Мы ожидаем, что предлагаемая конференция по району Адриатического и Ионического морей внесет в дела региона позитивный вклад. VII. ПРОЦЕСС МОБИЛИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОНОРОВ 41. Мы подтверждаем наше твердое обязательство поддержать реконструкцию, стабилизацию и интеграцию региона и призываем международное сообщество доноров принять в этом щедрое участие. Мы приветствуем продвижение Всемирного банка и Европейского Союза, в лице Еврокомиссии, к оформлению процесса координации доноров. Этот процесс будет тесно взаимодействовать с соответствующим "рабочим столом" и выявит подходящие модальности распоряжения международной помощью и ее распределения. Всемирный банк и Еврокомиссия будут отвечать также за координацию всеобъемлющего подхода к региональному развитию и необходимым донорским конференциям. VIII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОБЗОРА 42. Эффективная реализация настоящего Пакта будет зависеть от развития и усиления административно-организационных возможностей, а также гражданского общества в заинтересованных странах - как на национальном, так и местном уровнях, - для того чтобы подкрепить консолидацию демократических структур и добиться долговременных преимуществ в пользу действенного распоряжения международной помощью и ее освоения в регионе. 43. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" и "рабочие столы" будут созваны на учредительные встречи при ближайшей возможности по приглашению Председательства Европейского Союза. Они будут работать для достижения конкретных результатов на основе согласованных графиков в соответствии с целями Пакта стабильности. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет периодически проводить заседания на уровне, подлежащем согласованию, для обзора прогресса, достигнутого "рабочими столами". "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет направлять деятельность "рабочих столов". 10 июня 1999 г. Приложение I ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНОГО СТОЛА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ" И "РАБОЧИХ СТОЛОВ" ПАКТА СТАБИЛЬНОСТИ ДЛЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ А. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет продвигать Пакт стабильности, действуя в качестве организационного центра по всем принципиальным вопросам содержания и реализации Пакта стабильности, а также как руководящий орган процесса Пакта стабильности. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет направлять деятельность "рабочих столов". В. "Рабочие столы" являются инструментами поддержания и укрепления добрососедских отношений в регионе за счет конструктивного рассмотрения вверенных им проблем и содействия их решению. Задачами "рабочих столов" будут, в частности: - обсуждение проблем в многосторонних рамках, ведущее к определению подходов к преодолению узких мест и урегулированию разногласий путем договоренностей и соглашений, с использованием знаний и поддержки со стороны участников, а также содействующих государств, организаций, институтов и региональных инициатив, в частности ОБСЕ и Совета Европы; - выявление проектов, способствующих достижению договоренностей, соглашений и принятию мер в соответствии с целями Пакта. Особое внимание будет уделяться проектам с участием двух и более стран региона; - там, где необходимо, придание импульса в областях, в которых следует обеспечить дальнейшее продвижение вперед. С. Каждый из "рабочих столов" будет заниматься следующим спектром проблем и решать в надлежащих случаях, не будет ли необходимости образовать "субстолы" с привлечением участников и содействующих стран и организаций: - "Рабочий стол" по демократизации и правам человека, занимающийся: i) демократизацией и правами человека, включая права лиц, относящихся к национальным меньшинствам; свободными и независимыми СМИ; строительством гражданского общества; законностью и правопорядком; строительством институтов; эффективной администрацией и надежным управлением; развитием общих правил поведения в вопросах пограничного режима; другими сопряженными вопросами, представляющими интерес для участников; ii) проблемами беженцев, включая защиту и возвращение беженцев и перемещенных лиц; - "Рабочий стол" по экономическому восстановлению, развитию и сотрудничеству, включая экономическое сотрудничество в регионе и между регионом и остальной частью Европы и миром; содействие зонам свободной торговли; трансграничный транспорт; снабжение энергией и ее сбережение; дерегулирование и транспарентность; инфраструктура; содействие частному предпринимательству; проблемы окружающей среды; устойчивая реинтеграция беженцев; другие связанные с этим вопросы, представляющие интерес для участников, с одновременной поддержкой целостного процесса координации доноров; - "Рабочий стол" по проблемам безопасности, который будет: i) заниматься внутренними делами и вопросами правосудия, а также проблемами миграции; сосредотачиваться на мерах борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и всеми уголовными и незаконными проявлениями, трансграничными экологическими угрозами; иными смежными вопросами, представляющими интерес для участников; ii) регулярно получать информацию от компетентных органов по транспарентности и мерам укрепления доверия в регионе. Данный "стол" будет также поощрять дальнейшую имплементацию Соглашения по контролю за вооружениями по ст. IV Дейтонско-Парижского соглашения и прогресс на переговорах по ст. V и должен рассмотреть вопрос о том, не следует ли компетентным органам обратиться в надлежащее время к последующим мерам контроля за вооружениями, безопасности и доверия с учетом существующих обязательств и договоренностей по ДОВСЕ; iii) регулярно получать информацию от компетентных органов по сотрудничеству в вопросах обороны / безопасности в целях укрепления стабильности в регионе и между его странами, а также содействовать постоянному участию всех заинтересованных в обеспечении региональной безопасности, предотвращении конфликтов и управлении ими. Работа данного "стола" будет дополнять и согласовываться с усилиями в пользу безопасности региона, предпринимаемыми различными европейскими и евроатлантическими инициативами и структурами. D. "Рабочие столы" примут планы работы в соответствии с целями Пакта стабильности. В пределах своей компетенции они могут образовывать "вспомогательные столы" или созывать встречи и конференции по конкретным или субрегиональным вопросам. В этом контексте особое внимание должно уделяться поощрению обменов между гражданами (в частности, молодыми), группами общественности, предпринимателями и компаниями, а также неправительственными организациями и их партнерами в различных странах региона. Они будут, в частности, уделять внимание слаженности и совместимости своей работы с осуществляемой деятельностью и стремиться содействовать взаимодополняемости и сложению сил с существующими видами деятельности, как и избегать их дублирования. Е. Председательство в "рабочих столах" будет устанавливать "Региональный стол Юго-Восточной Европы". "Рабочие столы" будут отчитываться перед "Региональным столом Юго-Восточной Европы". Председатели "Регионального стола Юго-Восточной Европы" и "рабочих столов" будут встречаться периодически и по мере необходимости для обсуждения и координации деятельности "рабочих столов" и отслеживания продвижения вперед. F. Место и время проведения отдельных "рабочих столов" должны определяться таким образом, чтобы по возможности облегчить присутствие участников, которые могут принимать участие в нескольких "столах", не исключая выработки каждым "столом" собственного календаря мероприятий сообразно своей динамике. "Столы" могут проводиться по ротации в странах региона, по приглашению отдельных стран либо Евросоюза или в Вене по месту нахождения Постоянного совета ОБСЕ. G. Страна - организатор или организация - устроитель мероприятия должны обеспечивать за свой счет такие условия для встречи, как конференц-залы, секретариатская поддержка и перевод. Европейский Союз выразил готовность нести подобные затраты при проведении встреч в месте нахождения его учреждений. |