РЕШЕНИЕ О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ (МИНСК, 4 ИЮНЯ 1999 ГОДА) РЕШЕНИЕ СОВЕТ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ 4 июня 1999 г. (НЦПИ) Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил: утвердить Концепцию сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции (прилагается). Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. (Подписи) 4 июня 1999 г. УТВЕРЖДЕНА Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции от 4 июня 1999 года КОНЦЕПЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции (далее - Концепция) представляет собой согласованную совокупность взглядов и подходов государств - участников Содружества к осуществлению общей стратегии взаимодействия при решении проблем качества и конкурентоспособности продукции с учетом рыночной инфраструктуры государств - участников СНГ. Переход к рыночным отношениям в государствах - участниках Содружества и интенсивное проникновение зарубежных товаров на внутренние рынки выявили одну из негативных тенденций - низкую конкурентоспособность продукции, производимой государствами - участниками Содружества. Наряду с другими политическими, экономическими и социальными факторами это привело к значительному сокращению доли собственной продукции на рынках государств - участников СНГ (в машиностроении более чем на 80%). Такое положение безусловно сказывается на финансово-экономическом положении предприятий государств - участников Содружества и усугубляет кризисные явления в экономике. Решение проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции государств - участников СНГ должно осуществляться на основе скоординированной межгосударственной технико-экономической и финансовой политики, развития и совершенствования международных связей. Один из элементов такой политики - соблюдение правил обеспечения и подтверждения качества продукции на основе требований международных стандартов. Стоимость машиностроительной продукции, экспортируемой без признаваемого на внешнем рынке сертификата на систему качества предприятия - изготовителя, снижается на 30 - 40% от уровня мировых цен на аналогичную продукцию. В то же время стоимость подготовки и проведения сертификации системы качества фирмой, сертификат которой признается на внешнем рынке, составляет значительную сумму. Следует отметить, что в государствах - участниках СНГ недостаточно отработана методология сертификации продукции, поставляемой на рынок государств - участников Содружества. Следствием этого является наличие технических барьеров при поставках продукции между государствами - участниками СНГ, что приводит к значительному снижению эффективности торговли. Другими важными элементами сотрудничества государств - участников Содружества в области качества и конкурентоспособности продукции являются: сближение позиций при проведении политики в области экспорта; прогнозирование внешних рынков сбыта; межгосударственные конъюнктурные и маркетинговые исследования; патентная защита продукции государств - участников СНГ; программно-целевые методы совместного создания экспорто-ориентированной продукции. Причинами необходимости такой координации и одновременно предпосылками, способствующими решению указанных задач, являются: сохраняющаяся взаимозависимость экономик; общность используемых технологий; система стандартов (на основе межгосударственных стандартов); сложившиеся традиции в сфере производства и товарооборота; развитая система телекоммуникаций и информационного обмена. С учетом геополитического положения государств - участников Содружества, научно-технического потенциала, политического влияния, исторических традиций, а также экономических реалий, развертывание работ по сотрудничеству в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции предполагается осуществлять разноуровневым и разноскоростным путями на основе двусторонних и многосторонних соглашений. Важными факторами, обеспечивающими реализацию Концепции, являются принятые государствами - участниками Содружества документы в области научно-технического сотрудничества (Решение Совета глав государств о согласованных мерах по воссозданию и сохранению общего научного пространства в рамках Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г., Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ Модельные законы "О стандартизации" и "Об обеспечении единства измерений" и др.), а также активная деятельность Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Концепция определяет важнейшие направления: повышение эффективности производства, обеспечение качества и конкурентоспособности продукции путем внедрения на предприятиях принципов и методов управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, а также устанавливает основные принципы взаимодействия государств - участников Содружества по системам и процедурам сертификации продукции и систем качества. 2. ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 2.1. Принципы взаимодействия Принципы взаимодействия в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции базируются на основополагающих документах Содружества Независимых Государств и должны конкретизироваться с учетом специфики сотрудничества в различных направлениях, в том числе: добровольность участия в совместных работах по конкретным программам и проектам; равноправие участников совместной деятельности и взаимовыгодность их сотрудничества; сохранение суверенных прав государств - участников СНГ на принадлежащие им научно-технологические объекты и интеллектуальную собственность; соблюдение норм международного права и ранее принятых обязательств; свобода выбора организационной формы сотрудничества; сохранение на основе взаимности научных, технологических и других прав партнеров. 2.2. Цели и задачи взаимодействия Целью Концепции являются согласованные действия государств - участников Содружества по созданию и продвижению на рынок высококачественной и конкурентоспособной продукции. Такое сотрудничество будет способствовать: увеличению экспорта конкурентоспособной продукции и расширению рынков ее сбыта; координации деятельности в области устранения технических и технологических барьеров для продукции, экспортируемой в государства - участники СНГ; гармонизации стандартов и нормативно-правовой базы Содружества в области качества продукции и приведению их в соответствие с общепринятыми международными и региональными нормами, в том числе с международными стандартами и нормами, принятыми в странах ЕС, а также с учетом положений Соглашения, заключенного в рамках Всемирной торговой организации, в части технических барьеров в торговле; совместным работам в области подтверждения соответствия продукции и систем качества требованиям международных стандартов, а также созданию и взаимному признанию национальных систем аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Основными задачами настоящей Концепции являются: использование механизмов подтверждения соответствия и сертификации для оценки целесообразности государственной поддержки предприятий - производителей конкурентоспособной продукции и стимулирования на этой основе деятельности по повышению качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, в том числе в кооперации с предприятиями государств - участников Содружества; внедрение на предприятиях государств - участников СНГ принципов и методов управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и QS 9000, являющихся важным условием обеспечения эффективной работы в рыночной экономике; гармонизация правил (процедур) в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий на основе международных стандартов и обеспечение взаимного признания результатов сертификации продукции и систем качества, а также результатов гигиенической регламентации и регистрации продукции, веществ и материалов. Реализация целей и задач Концепции вместе с выполнением других национальных и межгосударственных научно-технических и экономических программ обеспечит прирост промышленного производства, оживление экспортно-импортной деятельности и будет способствовать устранению кризисных явлений в экономиках государств - участников Содружества. 2.3. Основные направления взаимодействия Основными направлениями взаимодействия в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции являются: выработка и проведение согласованной политики в области аккредитации, подтверждения соответствия и сертификации, создания систем качества, оптимизации использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов при решении проблем качества и конкурентоспособности продукции в целях расширения ее экспорта; осуществление мер, направленных на повышение доверия к партнерам на основе обеспечения взаимного признания систем аккредитации, систем подтверждения соответствия (сертификации), результатов сертификации и аккредитации; создание организационных инфраструктур и действенных форм взаимодействия в области обеспечения качества и сертификации продукции; гармонизация стандартов, санитарных норм и нормативно-правовой базы государств - участников Содружества в области качества продукции с учетом международных стандартов и норм, принятых в странах ЕС, а также с учетом положений Соглашения, заключенного в рамках Всемирной торговой организации, в части технических барьеров в торговле; совершенствование информационного обеспечения и информационного обмена в области качества продукции, подтверждения ее соответствия требованиям международных стандартов, а также по проблемам внешнего рынка сбыта вне государств - участников СНГ; содействие в реализации продукции, производимой в государствах - участниках Содружества самостоятельно и в рамках совместных программ, включая организацию системы государственных закупок продукции для государственных нужд (в том числе для нужд обороны); совместное сотрудничество государственных, научных и общественных организаций государств - участников СНГ, занимающихся проблемами качества, и создание научно-образовательных структур для выполнения совместных научных исследований в области качества (международная академия качества, клуб профессионалов и т.п.); разработка и согласование перечня приоритетных направлений научных исследований в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции (в том числе в целях осуществления государственной и межгосударственной поддержки указанных исследований); разработка предложений по межгосударственным и национальным научно-техническим программам (в том числе по линии военно-технического сотрудничества); активизация сотрудничества межгосударственных и национальных технических комитетов по стандартизации по направлениям техники; гармонизация требований по метрологическому обеспечению взаимных поставок продукции для государственных нужд между государствами - участниками Содружества; развитие систем подготовки кадров в области управления качеством, гармонизация учебных программ; организация и проведение международных конференций, симпозиумов и семинаров по научно-техническим, правовым, экономическим и социальным проблемам качества и конкурентоспособности продукции; организация периодического издания, освещающего деятельность по обеспечению качества продукции, производимой в государствах - участниках Содружества; организация и проведение национальных и межгосударственных конкурсов в области качества. В развитие и с учетом ранее принятых документов необходимо подготовить предложения о создании информационной базы в государствах - участниках Содружества по процедурам аккредитации и сертификации; сертифицированной продукции; органам и испытательным лабораториям; специалистам и экспертам в области сертификации и аккредитации. Необходима также разработка согласованной нормативной и правовой базы создания и функционирования сертификационных инфраструктур, выработка общей методологии создания и сертификации систем качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании продукции в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000, включая: требования к системам качества; международные или национальные требования к органам и экспертам по сертификации систем качества и производств; процедуры подачи заявок, их рассмотрения и принятия решения о сертификации систем качества и производств; процедуры проведения оценки систем качества предприятий; формы и методы защиты сертификатов; порядок предъявления и обращения сертификатов; порядок информирования предприятий о сертификатах; правила и процедуры взаимного признания результатов сертификации систем качества и производств; процедуры повторной оценки (инспекционного контроля) систем качества предприятий; научно-техническое обеспечение качества и повышения конкурентоспособности основных видов продукции; разработку порядка создания и финансирования межнациональной сети сертификационных инфраструктур, в том числе: установление порядка деятельности консалтинговых организаций по системам качества; разработку ценовой политики в области сертификации систем качества и производств и соответствующих консалтинговых услуг; выработку согласованной политики лицензирования продукции. 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 3.1. Формирование организационной структуры сотрудничества и обеспечения координации работ В целях сотрудничества государственных, общественных и научных организаций (академий, научных центров и др.) государств - участников Содружества, занимающихся проблемами качества продукции, необходимо: определить (нотифицировать) национальные организации, отвечающие за разработку и реализацию деятельности в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также за координацию отдельных технических направлений сотрудничества; обеспечить взаимодействие инфраструктур национальных систем обеспечения качества и конкурентоспособности продукции; содействовать созданию научных и научно-образовательных структур, обеспечивающих выполнение совместных исследований в области качества (международная академия качества, клуб профессионалов и т.п.). Организационную роль в реализации Концепции выполняет Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств; при этом важнейшим направлением следует считать тесное взаимодействие с Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Межгосударственным комитетом по научно-технологическому развитию (МК НТР), Межгосударственным координационным советом по научно-технической информации (МКС НТИ), Межгосударственным советом руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения и другими органами Содружества Независимых Государств. Необходимость и важность такого взаимодействия определяется тем, что проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной проблемой, и ее решение может быть реализовано на системном уровне с учетом: развития, рационального размещения и эффективного использования производственно-технического потенциала государств - участников Содружества; использования внегосударственных источников финансирования; обеспечения конверсии оборонных предприятий; научно-технического сотрудничества; решения важнейших социальных задач. 3.2. Нормативно-правовое обеспечение сотрудничества В целях обеспечения правового регулирования деятельности сертификационных инфраструктур необходимо: провести анализ национальных нормативно-правовых актов и разработать взаимосогласованные планы и программы совершенствования и гармонизации национального законодательства в области стандартизации, сертификации, подтверждения соответствия, аккредитации, метрологии и смежных видов деятельности; разработать межгосударственную программу в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. 3.3. Финансовое обеспечение сотрудничества Финансирование программ совместных работ предполагается осуществлять, в основном, за счет внебюджетных фондов, включая средства инновационных фондов и коммерческих банков. Государственное финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, может осуществляться с долевым участием по конкретным программам и работам. Ближайшей задачей по реализации Концепции должна быть разработка под общим руководством Исполнительного комитета СНГ согласованной государствами - участниками Содружества комплексной Межгосударственной программы работ в области обеспечения качества продукции, развивающей основные положения документов, принятых государствами - участниками СНГ. Для разработки указанной Программы необходимо образовать рабочую группу из представителей государственных органов управления государств - участников Содружества, работающих в области качества и конкурентоспособности продукции, органов Содружества Независимых Государств (ИК СНГ, МГС, МК НТР, МКС НТИ и др.), а также компетентных специалистов в данной области. |