О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (Д) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (прилагается). 2. Признать утратившими силу следующие постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 1994 года N 80-I ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 160); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 92-I ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, N 4, ст. 202); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 93-I ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, N 4, ст. 203); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 146-I ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1541); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 1994 года N 183-I ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1544); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 1995 года N 706-I ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1507); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 апреля 1995 года N 718-I ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1613); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 852-I ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 25, ст. 2369); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 1995 года N 1320-I ГД (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 48, ст. 4628); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 1996 года N 6-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 254); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 января 1996 года N 14-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 449); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 февраля 1996 года N 71-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 733); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 февраля 1996 года N 93-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 796); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 октября 1996 года N 706-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 44, ст. 4994); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 766-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 46, ст. 5233); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 767-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 45, ст. 5086); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 1996 года N 914-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5903); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 1997 года N 1033-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, N 4, ст. 511): постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 1997 года N 1034-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 4, ст. 512): постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 1430-II ГД (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 21, ст. 2462). 3. Направить настоящее Постановление и указанный Регламент для опубликования в "Российской газете". 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев 22 января 1998 г. N 2134-II ГД ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД РЕГЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1 1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов. 2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Статья 2 Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом. Статья 3 Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Статья 4 Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 5 Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (далее - депутатские объединения) в порядке, установленном настоящим Регламентом. Статья 6 Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", другими федеральными законами и настоящим Регламентом. Статья 7 Государственная Дума может иметь свои печатные издания. РАЗДЕЛ I ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Глава 1 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Статья 8 1. Председатель Государственной Думы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. 2. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. 3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. Статья 9 1. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. 2. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. 3. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. 4. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. 5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее. 6. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 7. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования. 8. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 10 1. Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы. 2. Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. 3. Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы. 4. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены депутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом. 5. Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. 6. Решение об избрании Первого заместителя Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования. Статья 11 1. Председатель Государственной Думы: а) ведет заседания палаты; б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом; в) организует работу Совета Государственной Думы; г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата - управляющего делами Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы; е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации. с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями; ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения; и) подписывает постановления Государственной Думы; к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации; м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. 2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы. 3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы: а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы. 4. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления. Статья 12 1. Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы. 2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думы вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы. 3. Деятельность Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы, а деятельность Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами. Глава 2 СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Статья 13 1. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. 2. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов Государственной Думы по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы, при этом представители депутатских объединений имеют право решающего голоса. 3. Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы или его заместители. 4. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать: а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы. 5. Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы. Статья 14 1. Совет Государственной Думы: а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ни текущую сессию; в) формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров Российской Федерации) только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении; г) формирует проект порядки работы Государственной Думы на очередное заседание; д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой, направляет его дня рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, а в случае необходимости - другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом; з) согласовывает с Правительством Российской Федерации вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в случае невозможности дачи такого заключения в месячный срок по независящим от Правительства Российской Федерации обстоятельствам; и) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 настоящего Регламента; к) принимает решение о проведении парламентских слушаний; и) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; м) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом. 2. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы. 3. Материалы для рассмотрения на очередном заседании Совета Государственной Думы и проекты решений Совета Государственной Думы представляются в Секретариат Совета Государственной Думы до 18 часов дня, предшествующего дню заседания Совета Государственной Думы. 4. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы. Статья 15 1. На каждом очередном заседании Государственной Думы депутатам Государственной Думы раздается информация об основных вопросах, рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Государственной Думы, которая подготавливается Секретариатом Совета Государственной Думы. 2. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, в депутатские объединения и комитеты Государственной Думы. Глава 3 ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 16 1. Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. 2. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. 3. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации. 4. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. 5. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения. Статья 17 1. Регистрацию фракций осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу, письменных заявлений депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших войти в соответствующую фракцию, и письменного уведомления о создании фракции и ее списочном составе. 2. Для регистрации депутатской группы во Временный секретариат Государственной Думы направляются письменные заявления депутатов Государственной Думы, письменное уведомление о создании депутатской группы, ее целях, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступить от имени депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. 3. Регистрация депутатской группы производится не позднее двух рабочих дней со дня подачи во Временный секретариат Государственной Думы письменного уведомления о ее создании. Указанное уведомление перед регистрацией вместе со списочным составом заявленной депутатской группы рассылаются во все депутатские объединения для сведения. 4. Временный секретариат Государственной Думы предоставляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп. 5. После прекращения полномочий Временного секретариата Государственной Думы регистрацию и ежегодную перерегистрацию депутатских объединений осуществляет не позднее четырнадцати дней со дня представления необходимых документов Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Информацию о депутатских объединениях комитет передает палате и средствам массовой информации. Статья 18 1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении и выбывает из депутатского объединения в случае подачи им письменного заявления о выходе из него или письменного заявления о переходе в другое зарегистрированное депутатское объединение либо на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении депутата из состава своего депутатского объединения. Датой выбытия депутата из депутатского объединения считается дата регистрации заявления депутата или соответствующего решения депутатского объединения в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Датой вступления депутата в другое депутатское объединение считается день, следующий за днем регистрации документов. 2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по федеральному избирательному округу от избирательного объединения, постановление палаты о прекращении полномочий такого депутата оформляется одновременно (либо с временным интервалом, определяемым степенью готовности документов для представления фракцией нового кандидата в депутаты Государственной Думы) с передачей его мандата следующему за избранными по списку депутатами кандидату в депутаты Государственной Думы из федерального списка от указанного избирательного объединения. На основании постановления Государственной Думы вносятся соответствующие изменения в информационные базы данных Государственной Думы. 3. В целях своевременного учета составов депутатских объединений фракции и депутатские группы ежегодно в течение сентября представляют в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы списочные составы своих депутатских объединений. Перед перерегистрацией данный комитет направляет депутатам списочные составы депутатских объединений для сведения. 4. В случае, если количество членов депутатской группы становится менее 35, по истечении месяцев со дня установления Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта Государственная Дума по представлению указанного комитета рассматривает вопрос о прекращении деятельности данной депутатской группы. 5. Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы. 6. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. 7. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях. 8. На основании ежегодной перерегистрации депутатских объединений при изменении численности депутатского объединения Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы вносит предложение об изменении штатной численности аппарата соответствующего депутатского объединения в пределах установленной сметы расходов Государственной Думы. Глава 4 КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Статья 19 1. В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы (далее - комитеты, комиссии). 2. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; г) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; ж) решают вопросы организации своей деятельности. 3. Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Статья 20 1. Государственная Дума образует следующие комитеты: а) Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе; б) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике; в) Комитет Государственной Думы по делам ветеранов; г) Комитет Государственной Думы по охране здоровья; д) Комитет Государственной Думы по образованию и науке; е) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи; ж) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; з) Комитет Государственной Думы по экономической политике; и) Комитет Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; к) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам; л) Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; м) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию; н) Комитет Государственной Думы по экологии; о) Комитет Государственной Думы по обороне; п) Комитет Государственной Думы по безопасности; р) Комитет Государственной Думы по международным делам; с) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; т) Комитет Государственной Думы по делам национальностей; у) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике; ф) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления; х) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; ц) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы; ч) Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи; ш) Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики; щ) Комитет Государственной Думы по конверсии и наукоемким технологиям; э) Комитет Государственной Думы по культуре; ю) Комитет Государственной Думы по туризму и спорту; я) Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. 2. В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании или о ликвидации комитета Государственной Думы оформляется постановлением палаты. 3. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. 4. Положение о комитетах Государственной Думы утверждается постановлением палаты. Статья 21 1. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. 2. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Статья 22 1. Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. 2. Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. 3. Решение об освобождении председателей комитетов, комиссий Государственной Думы и их заместителей от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 4. Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета, комиссии оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы. 5. В состав комитетов и Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители. Статья 23 1. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. 2. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. Статья 24 1. Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. 2. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель. 3. Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. 4. Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. 5. О заседании комитета, комиссии председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты. 6. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является. 7. О невозможности присутствовать на заседании комитета, комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии. 8. Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Протоколы заседаний подписывает председательствующий. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета, комиссии. Статья 25 1. Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. 2. Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии. Статья 26 1. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав. 2. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. 3. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. 4. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно. 5. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, "круглые столы", семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в регионах командирование депутатов Государственной Думы, работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний Государственной Думы, решается Советом Государственной Думы по представлению комитета, комиссии. 6. При проведении закрытого заседания комитета, комиссии Государственной Думы действуют правила, установленные статьей 37 настоящего Регламента. Статья 27 1. Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. 2. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов. Статья 28 Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации. Статья 29 Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций. Статья 30 1. Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. 2. Государственная Дума образует комиссии Государственной Думы: а) мандатную; б) по этике; в) для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; г) для дачи заключения, предусмотренного статьей 93 (часть 2) Конституции Российской Федерации; д) а также другие. 3. Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия, состав и положение о комиссии определяются постановлением палаты. Статья 31 1. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы. 2. Комиссия возглавляется председателем. Председатель Мандатной комиссии избирается в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Регламента. Комиссия избирает из состава своих членов заместителя председателя Комиссии и секретаря. 3. При определении персонального состава комиссии соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений. РАЗДЕЛ II ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Глава 5 НАЧАЛО РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Статья 32 1. В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. 2. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Статья 33 На первом заседании Государственной Думы председательствующий сообщает палате фамилии избранных депутатов Государственной Думы согласно списку депутатов, официально переданному ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и составленному на день открытия первого заседания Государственной Думы. Статья 34 1. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает: а) Счетную комиссию Государственной Думы; б) Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования; в) Временную комиссию по Регламенту Государственной Думы; г) Временный секретариат Государственной Думы. 2. Решения Государственной Думы по этим вопросам оформляются постановлениями. Статья 35 Временный секретариат Государственной Думы: а) формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; б) ведет запись на выступления; в) регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов Государственной Думы; г) информирует председательствующего о списке записавшихся на выступления и о поступивших во Временный секретариат Государственной Думы материалах; д) составляет списки депутатских объединений по заявлениям депутатов Государственной Думы, регистрирует депутатские объединения и информирует об этом Государственную Думу и средства массовой информации; е) выполняет иные функции по обеспечению заседаний Государственной Думы. Статья 36 1. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. 2. Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются настоящим Регламентом и решениями Государственной Думы. Статья 37 1. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. 2. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе. 3. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации. 4. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний Государственной Думы не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами Государственной Думы только для их деятельности в Федеральном Собрании. 5. Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. 6. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе закрытого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации. 7. Председательствующий на закрытом заседании палаты предупреждает присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете ни распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. 8. Стенограмма закрытого заседания Государственной Думы хранится в структурном подразделении по защите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретного документа. 9. Порядок организационно-технического обеспечения закрытого заседания устанавливается положением, утвержденным распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Статья 38 1. Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместители Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. 2. Статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти могут присутствовать на открытых заседаниях, а по специальному приглашению - на закрытых заседаниях палаты. 3. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению за подписью Председателя Государственной Думы или по его поручению - одного из его заместителей. 4. Для Президента Российской Федерации в зале заседаний Государственной Думы отводится специальное место, над которым помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации. Для Председателя Государственной Думы и его заместителей в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты. Отводятся также места для Председателя Совета Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, представителей Правительства Российской Федерации и места для членов Совета Федерации. Статья 39 1. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний. 2. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Статья 40 1. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: а) весеннюю - с 12 января по 20 июня; б) осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. 2. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. 3. Заседания Государственной Думы проходят по средам и пятницам. Государственная Дума может назначить дополнительное или внеочередное заседание. Время проведения заседаний устанавливается настоящим Регламентом. 4. Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Начало заседаний в 10 часов. 5. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах. 6. По вторникам проводятся парламентские слушания. 7. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями. В период проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов Государственной Думы с избирателями предназначаются первая и вторая недели каждого месяца, при этом заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам, а заседания Совета Государственной Думы - по понедельникам и четвергам. Статья 41 1. Каждую пятницу на заседании Государственной Думы, как правило, проводится "правительственный час" для ответов Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и других членов Правительства Российской Федерации на вопросы и запросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства Российской Федерации. 2. Письменные предложения депутатов Государственной Думы о приглашении на заседание палаты Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и других членов Правительства Российской Федерации и вопросы к ним рассматриваются Советом Государственной Думы и могут включаться в порядок работы Государственной Думы. Государственная Дума также вправе принять решение о приглашении Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и других членов Правительства Российской Федерации на заседание Государственной Думы. Решение, принимаемое Советом Государственной Думы по этому вопросу, решение Государственной Думы, а также приглашение Председателя Государственной Думы направляются приглашенным не позднее чем за пять дней до проведения "правительственного часа". 3. Для ответа Председателю Правительства Российской Федерации, его заместителям и другим членам Правительства Российской Федерации на вопрос депутата Государственной Думы предоставляется не более 15 минут. 4. Депутату, предварительно задавшему письменный вопрос, после ответа члена Правительства Российской Федерации предоставляется возможность задать ему один уточняющий устный вопрос и в конце рассмотрения данного пункта повестки дня заседания выступить в течение не более пяти минут по существу поставленного им письменного вопроса. После получения ответа на уточняющий устный вопрос депутаты вправе в пределах отведенного на обсуждаемый вопрос времени задать члену Правительства Российской Федерации интересующие их вопросы. 5. В случае, если приглашенный на "правительственный час" член Правительства Российской Федерации не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он вправе дать письменный ответ на заданные письменные вопросы, который доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании Государственной Думы. 6. Если депутаты Государственной Думы не удовлетворены письменным ответом Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и других членов Правительства Российской Федерации, то решением палаты члены Правительства Российской Федерации могут быть повторно приглашены на заседание Государственной Думы для дачи устного ответа по существу заданного вопроса. 7. Члены Правительства Российской Федерации могут быть приглашены не позднее чем за пять дней на "правительственный час" для ответов ни устные вопросы депутатов. Прения по ответам на устные вопросы не проводятся. После получения ответа члена Правительства Российской Федерации депутат, адресовавший ему вопрос и не удовлетворенный его ответом, вправе дополнительно задать один уточняющий устный вопрос. Статья 42 По пятницам может проводиться "час заявлений". Выступления представителей депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов во время "часа заявлений" не могут превышать пять минут. По решению палаты время выступления может быть продлено. Статья 43 1. Внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы в соответствии со статьей 14 настоящего Регламента. 2. В случае, если проведения внеочередного заседания палаты требует депутатское объединение, данное депутатское объединение должно внести в Совет Государственной Думы соответствующие проекты постановлений палаты. 3. Совет Государственной Думы назначает день внеочередного заседания палаты. 4. Подготовка проекта порядка работы внеочередного заседания Государственной Думы возлагается на депутатское объединение - инициатора проведения внеочередного заседания палаты. 5. В случае одобрения Советом Государственной Думы порядка работы внеочередного заседания палаты Совет Государственной Думы вносит его на рассмотрение Государственной Думы для принятия (без внесения в данный порядок дополнений и изменений) или отклонения. 6. В случае отклонения Государственной Думой порядка работы внеочередного заседания палаты, проводимого во время очередной сессии, Совет Государственной Думы предлагает новый проект порядка работы внеочередного заседания Государственной Думы. 7. В случае отклонения Государственной Думой порядка работы внеочередного заседания палаты, проводимого в период между сессиями, Совет Государственной Думы может предложить иной проект порядка работы Государственной Думы. Статья 44 1. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. 2. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. 3. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. 4. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы. 5. Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты. Закрывая заседание, председательствующий напоминает депутатам о порядке работы очередного заседания Государственной Думы. 6. Депутат Государственной Думы вправе зарегистрироваться с помощью электронной карточки, а в случае ее отсутствия от микрофона или путем подачи личного заявления, написанного на бланке установленной формы. Статья 45 Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяцев решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов. Статья 46 На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами. Статья 47 1. Депутат или группа депутатов Государственной Думы вправе обратиться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. 2. Депутат или группа депутатов, подготовившие запрос, вносят его на заседание Государственной Думы в письменной форме на депутатском бланке. 3. Внесенный запрос оглашается председательствующим на заседании палаты или доводится до сведения депутатов иным путем. 4. Депутат или группа депутатов Государственной Думы вправе настаивать на том, чтобы предлагаемый ими запрос был поддержан Государственной Думой и направлен от ее имени. 5. В этом случае парламентский запрос и проект постановления Государственной Думы в порядке, установленном статьей 50 настоящего Регламента, может быть предложен депутатом или группой депутатов Государственной Думы к включению в порядок работы Государственной Думы. 6. В случае одобрения парламентского запроса большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы он оформляется постановлением Государственной Думы. 7. Если запрос не набрал необходимого числа голосов, то он может быть направлен в обычном порядке. Статья 48 Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты. Статья 49 1. В ходе пленарных заседаний Государственной Думы непосредственно в зале заседаний Государственной Думы распространяются только материалы по вопросам, включенным в порядок работы Государственной Думы на данное заседание Государственной Думы, а также депутатские запросы и заявления депутатских объединений. 2. Все другие материалы и документы распространяются перед началом заседания в установленном порядке, а также через комитеты, комиссии, депутатские объединения или раскладываются в индивидуальные ящики депутатов. 3. Любой документ или материал, распространяемые в зале заседаний Государственной Думы, должны иметь подпись (подписи) депутата (депутатов), инициирующего (инициирующих) распространение указанного документа или материала, и визу Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Государственной Думы или председателя Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, разрешающую распространение документов и материалов в зале заседаний Государственной Думы. 4. Документы, носящие характер заявлений депутатских объединений или комитетов, комиссий Государственной Думы, должны, кроме того, иметь визу руководителя соответствующего депутатского объединения или комитета, комиссии. Статья 50 1. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, утверждаемой на одном из ее первых заседаний, с календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы по предложениям депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственной Думы, и с порядком работы Государственной Думы на очередное заседание, утверждаемыми Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. 2. Проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой и формируемый на его основе проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы составляются, как правило, исходя из последовательности поступления законопроектов в Государственную Думу. В проект порядка работы Государственной Думы законопроекты включаются в следующей последовательности: а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении; б) законопроекты, рассматриваемые во втором чтении; в) законопроекты, рассматриваемые в первом чтении. 3. Предложения о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов предварительно представляются в Совет Государственной Думы в письменной форме комитетами, комиссиями, депутатскими объединениями, группами депутатов или отдельными депутатами. Совет Государственной Думы принимает решение о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов или об отклонении данного предложения. В случае отклонения Советом Государственной Думы указанного предложения инициатор предложения вправе внести его непосредственно на заседании Государственной Думы, при этом первым предоставляется слово представителям депутатских объединений. 4. При внесении предложения об изменении порядка работы Государственной Думы депутат вправе мотивировать свое предложение только при постановке его предложения на голосование. Преимущественное право вносить предложения в порядок работы Государственной Думы предоставляется представителям депутатских объединений. 5. На обсуждение изменений и дополнений, вносимых в порядок работы пленарного заседания Государственной Думы, отводится не более 30 минут. Это время может быть продлено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 6. В случае, если на заседании Государственной Думы порядок работы пленарного заседания был рассмотрен не в полном объеме, Совет Государственной Думы при формировании проекта порядка работы следующего заседания палаты включает эти вопросы в качестве первоочередных в соответствии с последовательностью, установленной статьями 50 и 51 настоящего Регламента. Статья 51 1. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: а) послания и обращения Президента Российской Федерации; б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; в) проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе; г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации; д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации; ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы; и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений. 2. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Статья 52 1. Председательствующий на заседании Государственной Думы: а) руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом; б) предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с порядком работы Государственной Думы, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы; в) предоставляет слово вне порядка работы заседания Государственной Думы только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания; г) обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы; д) ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления; е) проводит голосование и оглашает его результаты; ж) контролирует ведение протоколов и стенограмм заседаний Государственной Думы и подписывает указанные протоколы. 2. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе: а) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственной Думы, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутат Государственной Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения; б) предупреждать депутата Государственной Думы, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова. Под порядком ведения заседания понимается соблюдение председательствующим настоящего Регламента. Депутат Государственной Думы, выступающий по порядку ведения заседания, обязан указать, в чем выразилось нарушение Регламента председательствующим, с указанием нарушенной нормы; в) указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях; г) удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы. Статья 53 1. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим. 2. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и передает одному из заместителей Председателя Государственной Думы функции председательствующего до принятия решения по данному вопросу. 3. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним. 4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента Государственная Дума вправе большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу. Статья 54 1. Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. 2. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний. 3. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы. Статья 55 1. Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов. 2. Палата может принять решение об ином времени проведения заседаний. 3. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе без голосования продлить заседание Государственной Думы в среду до принятия окончательного решения по вопросу, обсуждение которого было начато в основное время заседания палаты. Статья 56 1. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут для доклада, 20 минут для содоклада и 15 минут для заключительного слова. 2. Выступающим в прениях предоставляется до десяти минут, для повторных выступлений в прениях - до пяти минут, для выступлений депутатов Государственной Думы по процедурным вопросам и выступлений с обоснованием принятия или отклонения внесенных ими поправок к законопроектам или проектам иных решений палаты, по кандидатурам, для сообщений, справок, внесения изменений в порядок работы, предложенный Советом Государственной Думы, - до трех минут, для вопросов, выступлений по порядку работы и ведения заседания Государственной Думы - не более одной минуты. 3. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. 4. Каждый депутат Государственной Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление депутата. 5. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. Статья 57 На заседании Государственной Думы один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Статья 58 1. Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается председательствующим слова без предупреждения. 2. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы. Статья 59 1. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. 2. Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов Государственной Думы о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших представителей фракций и депутатских групп настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов предоставляет им слово. 3. После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово. Допускаются выступления по мотивам голосования представителей депутатских объединений продолжительностью до трех минут, при этом под мотивами голосования понимается обоснование принятия или отклонения обсуждаемого вопроса. Статья 60 1. Для подготовки вопроса к рассмотрению палатой в ходе ее заседания Государственная Дума вправе дать поручение Председателю Государственной Думы, его Первому заместителю и заместителям, комитетам, комиссиям, Руководителю Аппарата Государственной Думы. Такие поручения даются по предложению председательствующего на заседании палаты, а также по предложениям депутатских объединений, комитетов, комиссий, группы депутатов или отдельных депутатов Государственной Думы в целях предоставления дополнительной информации по заинтересовавшему их вопросу. 2. Текст поручения, внесенный в письменной форме и подписанный инициатором, оглашается на заседании палаты им же или председательствующим. 3. При наличии возражений предложение о даче поручения ставится на голосование. Решение принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. 4. Поручение оформляется протокольной записью, удостоверяемой председательствующим на заседании. Выписка из протокола в течение суток направляется Аппаратом Государственной Думы исполнителю, который не позднее чем через 15 дней или в иной установленный палатой срок со дня получения поручения информирует председательствующего и инициатора поручения о результатах его выполнения. Председательствующий,на очередном заседании доводит эту информацию до сведения палаты. Глава 6 ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ Статья 61 В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. Статья 62 На парламентских слушаниях депутатами Государственной Думы и приглашенными могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры Российской Федерации, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и других межпарламентских организаций Содружества Независимых Государств, включающих в себя делегацию Федерального Собрания Российской Федерации; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Статья 63 1. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала парламентских слушаний. 2. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями Государственной Думы, которыми организуются эти слушания. Статья 64 1. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений. 2. Вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Совета Государственной Думы, который определяет дату парламентских слушаний. 3. Парламентские слушания проводятся в городе Москве в зданиях Государственной Думы либо иных помещениях, находящихся в распоряжении Государственной Думы или других федеральных органов государственной власти, по согласованию. За пределами города Москвы парламентские слушания могут проводиться в исключительных случаях по решению Совета Государственной Думы. 4. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Государственной Думы на соответствующие комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы могут совместно организовывать парламентские слушания. 5. Финансирование парламентских слушаний, проведение которых требует дополнительных расходов, осуществляется на основании решения Совета Государственной Думы и распоряжения Председателя Государственной Думы. Статья 65 1. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. 2. Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального |