О НАРУШЕНИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И МЕРАХ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ. Указание. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 20.01.98 180/13/4-43

          О НАРУШЕНИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
      ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И МЕРАХ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

                               УКАЗАНИЕ

                       МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

                          20 января 1998 г.
                            N 180/13/4-43

                             (ПВОС 98-7)


     Проведенные в  1997  году проверки,  анализ поступающих в Главное
управление военного  бюджета  и  финансирования  Министерства  обороны
Российской Федерации и Военно-страховую компанию документов на выплату
страховых  сумм  и   единовременных   пособий,   а   также   обращение
военнослужащих  и  членов их семей свидетельствуют о наличии серьезных
нарушениях в войсках и военных комиссариатах в организации  работы  по
обязательному  государственному  личному  страхованию военнослужащих и
выплате единовременных пособий в случае  их  гибели  (смерти),  увечья
(ранения,  травмы,  контузии), полученных в период прохождения военной
службы.
     Недостаточное внимание  некоторых   командиров,   начальников   и
военных  комиссаров  к  этим  вопросам не обеспечило социальной защиты
военнослужащих и членов их семей, что вызвало у них законные жалобы, а
в  отдельных случаях - обращение в суды.
     Большое количество нарушений связано с некачественным оформлением
воинскими частями и военными комиссариатами необходимых документов  на
выплату  Военно-страховой  компанией  страховых  сумм и единовременных
пособий пострадавшим,  незнание должностными лицами требований приказа
Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 246,  1996 г.  N380,
его директив 1995 г.  N 180/13/4-482 и  указаний  начальника  Главного
управления  военного  бюджета  и  финансирования  Министерства обороны
Российской Федерации.
     В 1997  году  из  представленных  в   Военно-страховую   компанию
воинскими  частями  и  военными  комиссариатами  комплектов документов
около 30 процентов их возвращалось ввиду неправильного  оформления (не
указывались паспортные данные получателя, тарифные разряды по воинским
должностям,   не   прикладывались   необходимые   справки,   материалы
расследования органов дознания и т. п.)
     Нередко в  справках  о  получение  военнослужащими   повреждениях
здоровья,   выдаваемые   военно-врачебными   комиссиями,   допускались
искажения в получаемых ими травм,  квалификация полученных повреждений
здоровья   не   соответствовала  Перечню  увечий,  травм  и  контузий,
относящимся к  легким  или  тяжелым  (приложение  N  1  к  Инструкции,
объявленной приказом Министра обороны Российской Федерации   1993 года
N 246).
     Так, 20  ноября  1997  года  из  войсковой части 21005 (г.  Юрга,
Кемеровской  области)  в  Военно-страховую   компанию   поступило   72
комплекта   документов,   связанных   с   получением  различных  травм
военнослужащими,  проходящими военную  службу  по  призыву.  Из  этого
количества  документов  35 комплектов возвращены в связи с тем,  что в
соответствии с Перечнем ушибы, гематомы и т. д. не являются страховыми
событиями,  а по остальным решение о выплате страховых сумм может быть
принято    только    после    соответствующей    проверки     окружной
военно-врачебной комиссией.
     Продолжали иметь  место   факты   оформления   и   предоставления
командирами  воинских  частей документов на получение страховых сумм и
единовременных пособий в случаях, когда военнослужащие, члены их семей
права  на  страховое  обеспечение  (единовременное  пособие)  не имели
(повреждение здоровья застрахованного при совершении им противоправных
действий  или  при  неисполнении  им воинских обязанностей,  а также в
следствии опьянения и т. п.).
     Так, командованием войсковой части 63680 (ДВО) были предоставлены
документы на выплату страхового обеспечения и единовременного  пособия
семье   погибшего   майора  Р.  Р.  Хайбуллина.  На  основании  данных
документов  Военно-страховая  компания  произвела  выплату  страхового
обеспечения  членам семьи военнослужащего.  В последующем проверкой по
материалам    административного     расследования     и     заключению
предварительного  следствия  было  установлено,  что  в  момент смерти
военнослужащий находился в состоянии алкогольного опьянения. Исходя из
этого   в   соответствии   требованиями  Министра  обороны  Российской
Федерации 1993  года  N246  страховая  сумма  членам  семьи  погибшего
выплате не подлежала.
     Случаи необоснованного  предоставления  документов   на   выплаты
страховых   сумм  и  единовременных  пособий  допускались  командирами
воинских частей (военными  комиссарами)  Московского,  Ленинградского,
Уральского,  Дальневосточного,  Сибирского, Северо-Кавказского военных
округов.
     В целях незаконного получения сумм страхового обеспечения нередко
в Военно-страховую  компанию  направлялись  документы  с  искаженными,
непроверенными,  а  порой  и  заведомо  ложными  сведениями,  а  также
заверенные   копии   медицинских   документов,   не    соответствующие
подлинникам.
     Так, военному комиссару Баунтовского  района  Республики  Бурятия
подполковнику  Д.Д.  Норбуеву  в феврале 1997 года по предъявленным им
подложным документам   бюро  медико-социальной  экспертизы  N  6  была
установлена  2  группа  инвалидности.  На  основании   предоставленных
материалов  ему  по  данному  страховому  событию  незаконно выплачено
страховое обеспечение в сумме  30,8  млн.  рублей.  По  данному  факту
документы направлены в военную прокуратуру Улан-Удэнского гарнизона.
     Такие случаи   имели   место   в   воинских   частях   и  военных
комиссариатах     Приволжского,      Московского,      Ленинградского,
Северо-Кавказского  военных округов.
     Для сокрытия   случаев   травматизма    отдельными    командирами
(начальниками)  военнослужащие,  проходящие военную службу по призыву,
на   освидетельствовании   по   случаю   получения   ими   травм    на
военно-врачебные   комиссии   не   направлялись,   в  результате  чего
ущемлялись их права в получении страховых сумм.
     Такого рода  факты  были  выявлены  при проверках войсковой части
01957 и в 1602 военном госпитале Северо-Кавказского  военного  округа.
Аналогичные   случаи   имели   место   и  в  других  военных  округах.
     Продолжаются случаи бездушного отношения должностных лиц воинских
частей   и   военных   комиссариатов   к   социальной   защите   семей
военнослужащих,  пропавших без вести при выполнении задач  в  условиях
вооруженного  конфликта в Чеченской Республике.  До настоящего времени
еще не все эти семьи военнослужащих получают причитающиеся им  пособия
в  соответствии  с приказом Президента Российской Федерации от 12 июня
1996 года  N  861.  Особенно  слабо  ведется  работа в воинских частях
Северо-Кавказского, Приволжского, Московского военных округов.
     В результате  несогласованности   и   бесконтрольности   действий
военных   комиссаров   и   командиров  воинских  частей  членам  семей
военнослужащих,  пропавших без вести и  признанных  судами  погибшими,
своевременно не прекращалась выплата пособий, предусмотренных приказом
Министра обороны Российской Федерации 1996 г.  N 442.
     Так, рядовой  О.В.  Корабейников (войсковая часть 91060,  СибВО),
пропавший без вести  при  выполнении  задач  в  условиях  вооруженного
конфликта  в  Чеченской  Республике,  4  января  1995  года по решению
Юргинского народного суда Кемеровской области был признан погибшим. На
основании  документов,  предоставленных  командиром воинской части,  и
решения  суда  Военно-страховой  компанией  семье  военнослужащего   в
декабре  1995  г.  выплачено  страховое  обеспечение  и единовременное
пособие,  и в тоже время родителям погибшего  войсковой  частью  91060
незаконно    продолжалась    выплата    пособия   как   членам   семей
военнослужащих,  пропавших без вести.
     Аналогичные случаи  незаконной  выплаты  указанного  пособия  был
выявлен в войсковой части 67636 (ЛенВО).
     В целях устранений нарушений в организации страхового обеспечения
военнослужащих и членов их семей,  выплаты им пособий, предусмотренных
Указом Президента Российской Федерации от 12 июня  1996  года  N  861,
требую:
     1. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками военных округов,  флотами,  армиями и флотилиями,
командующему   Воздушно-десантными  войсками,  начальникам  главных  и
центральных  управлений  Министерства  обороны  Российской  Федерации,
командирам  соединений  и  воинских  частей,  начальникам  учреждений,
военно-учебных  заведений,  предприятий  и  организаций   Министерства
обороны   Российской   Федерации,   военным   комиссарам:
     обеспечить безусловное выполнение  требований  приказов  Министра
обороны Российской Федерации 1993 г. N 246, 1996 г. N 380 и 442;
     активизировать разъяснительную работу среди  личного  состава  по
вопросам    обязательного    государственного    личного   страхования
военнослужащих и социальной защиты членов  семей  лиц,  пропавший  без
вести  при  выполнении  задач  в  условиях  вооруженного  конфликта  в
Чеченской   Республике;
     повысить персональную   ответственность  подчиненных  должностных
лиц,   ответственных   за   своевременное,   качественное   оформление
необходимых  документов,  предоставляемых  в Военно-страховую компанию
для  выплаты  страхового  обеспечения  и  единовременного  пособия,  и
обеспечить строгий учет этих документов.  Должностных лиц,  виновных в
нарушении  установленного  порядка,  привлекать  к  ответственности  в
соответствии   с   законодательством   Российской  Федерации;
     принять действенные  меры  к  розыску  родственников  и   выплате
пособий,  причитающихся  членам  семей  военнослужащих,  пропавший без
вести  при  выполнении  задач  в  условиях  вооруженного  конфликта  в
Чеченской   Республике;
     исключить случаи оформления  документов  на  получение  страховых
сумм по подложным документам, внесения в них заведомо ложных сведений.
Законность оформления этих документов,  состояние их  учета  проверять
составом  внутренних  проверочных  комиссий  по  проверке  финансового
хозяйства не реже одного раза в полугодие,  а также во время ревизии и
по   проверке  финансово-хозяйственной  деятельности  воинской  части.
Результаты отражать в соответствующем разделе акта;
     во всех случаях получения военнослужащими травм, увечий проводить
разбирательства (дознания),  копии  материалов  которых  направлять  в
Военно-страховую компанию вместе с документами на получение страхового
обеспечения для принятия решения о  выплате.
     2. Начальнику     Главного     военно-медицинского     управления
Министерства  обороны  Российской  Федерации  обеспечить  правильность
оформления    и   законности   выдачи   военно-врачебными   комиссиями
военно-лечебных учреждений и  воинских  частей  справок  о  полученных
военнослужащими  повреждениях  здоровья.
     3. Контроль  за  выполнением  настоящих  указаний  возложить   на
начальника  Главного  управления  военного  бюджета  и  финансирования
Министерства обороны Российской Федерации.

Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации
генерал армии                                                А.Квашнин
20 января 1998 г.
N 180/13/4-43