ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Письмо. Министерство общего и профессионального образования РФ. 14.01.98 06-51-2ИН/27-06

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          14 января 1998 г.
                          N 06-51-2ин/27-06

                                (НЦПИ)


     В целях   совершенствования   учебно-воспитательного  процесса  и
организации  информационно-библиотечного  обслуживания  в  учреждениях
образования  направляем для использования в работе Примерное положение
о библиотеке общеобразовательного учреждения.

     Заместитель министра
                                                      В.А. Болотов

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             о библиотеке общеобразовательного учреждения

                          1. Общие положения

     1.1. Примерное   положение,   определяющее    уровень    базисных
требований  к  библиотеке,  рекомендуется к практическому применению в
библиотеках       общеобразовательных       учреждений       различных
организационно-правовых  форм  и адресуется работникам,  участвующим в
разработке положений для конкретных библиотек.
     1.2. При    разработке   положения   о   библиотеке   конкретного
образовательного учреждения учитывают специфику, вытекающую из условий
работы этого учреждения в конкретном регионе,  а также руководствуются
Гражданским  кодексом  Российской   Федерации,   Законами   Российской
Федерации  "Об  образовании"  и  "О  библиотечном деле",  нормативными
правовыми актами (в т.ч.  регламентирующими  и  определяющими  порядок
функционирования   библиотек).   Конкретное   положение  о  библиотеке
вступает в силу после его утверждения директором  общеобразовательного
учреждения.
     1.3. Деятельность  библиотеки  организуется  и  осуществляется  в
соответствии  с российскими культурными и образовательными традициями,
а также  со  сложившимся  в  обществе  идеологическим  и  политическим
многообразием.  Образовательная  и  просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании  достижений  общечеловеческой
культуры.
     1.4. Библиотека общеобразовательного учреждения,  являющаяся  его
структурным подразделением,  обладает фондом разнообразной литературы,
которая  предоставляется  во  временное   пользование   физическим   и
юридическим   лицам.  Библиотека  способствует  формированию  культуры
личности учащихся и позволяет повысить  эффективность  информационного
обслуживания учебно-воспитательного процесса.
     1.5. Библиотека  доступна  и  бесплатна для читателей:  учащихся,
учителей,  воспитателей  и  других   работников   общеобразовательного
учреждения.  Удовлетворяет  также  запросы  родителей  на литературу и
информацию  по   педагогике   и   образованию   с   учетом   имеющихся
возможностей.
     1.6. Государственная или иная цензура в деятельности библиотек не
допускается.
     1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой  библиотечной
информации,   перечень  основных  услуг  и  условия  их  представления
библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой.

                         2. Задачи библиотек

     2.1. Обеспечение      учебно-воспитательного      процесса      и
самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического
обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
     2.2. Формирование  у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя:  обучение  пользованию  книгой  и   другими   носителями
информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
     2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий.  Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг,
повышение   их   качества   на   основе   использования  оргтехники  и
компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

                    3. Базисные функции библиотеки

     3.1. Распространение  знаний  и  другой  информации,  формирующей
библиотечно-библиографическую  и  информационную  культуру   учащихся,
участие   в  образовательном  процессе.  Основные  функции  библиотеки
образовательная, информационная, культурная.
     3.2. Формирование    библиотечного   фонда   в   соответствии   с
образовательными программами общеобразовательного учреждения.
     Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд:
учебной,  художественной,  справочной,  научно-популярной  литературы,
периодических    изданий    для    учащихся;    научно-педагогической,
методической,  справочной  литературы,   периодических   изданий   для
педагогических    работников;    профессиональной    литературы    для
библиотечных работников.
     Фонд библиотеки состоит из книг,  периодических изданий,  брошюр,
нетрадиционных  носителей  информации:  аудиовидеокассет,  микрофишей,
микрофильмов  и  др.  Состав  фонда,  его экземплярность варьируются в
зависимости  от  типа  общеобразовательного  учреждения,   контингента
учащихся,  специфики  обучения  (при  необходимости фонд комплектуется
литературой на  языках  народов  Российской  Федерации  и  иностранных
языках).
     3.3. Обслуживание читателей на абонементе,  в читальном зале и по
межбиблиотечному   абонементу,   а   также   в  библиотечных  пунктах,
создаваемых в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения.
     3.4. Ведение   справочно-библиографического   аппарата  с  учетом
возрастных   особенностей   читателей:   каталогов   и   картотек   на
традиционных  и  машиночитаемых  носителях,  справочно-информационного
фонда.
     Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов,
родителей,  консультирование  читателей  при  поиске  и  выборе  книг,
проведение  с  учащимися занятий по основам библиотечно-информационных
знаний,  по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков
и умения поиска информации.
     3.5. Аналитическая и  методическая  работа  по  совершенствованию
основных  направлений  деятельности библиотеки с целью внедрения новых
информационных  и  библиотечных  технологий,  организационных  форм  и
методов работы.
     3.6. Организация    дифференцированного,     персонифицированного
обслуживания  читателей  с максимальным учетом интересов пользователя.
Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.
     3.7. Библиотечно-информационное обслуживание с  учетом  специфики
региона, района, учебного заведения и запросов читателей.
     Отдельные библиотеки   могут   выполнять   в   регионах   функции
специализированных центров:  учебных,  информационных,  медиа, а также
центров общения, релаксации, психологической поддержки и других.
     3.8. Ведение  необходимой  документации  по  учету  библиотечного
фонда   и   обслуживанию  читателей  в  соответствии  с  установленным
порядком.
     3.9. Проведение  в  установленном порядке факультативных занятий,
уроков и кружков по пропаганде  библиотечно-библиографических  знаний,
ведение   профориентационной   работы   для   получения  специальности
библиотекаря, библиографа.
     3.10. Популяризация    литературы   с   помощью   индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед,  выставок,  библиографических
обзоров,   обсуждений  книг,  читательских  конференций,  литературных
вечеров, викторин и др.).
     3.11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального образования.
     3.12. Обеспечение    соответствующего    санитарно-гигиенического
режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.
     3.13. Участие    в    работе   ведомственных   (межведомственных)
библиотечно-информационных объединений,  взаимодействие с библиотеками
региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
     3.14. Изучение   состояния   читательского  спроса  (степени  его
удовлетворения)   с   целью    формирования    оптимального    состава
библиотечного фонда.
     3.15. Исключение  из  библиотечного  фонда,  перераспределение  и
реализация   непрофильной   и   излишней   (дублетной)   литературы  в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация
в  установленном  порядке  продажи  списанных  из основного и учебного
фондов книг и учебников.
     3.16. Систематическое  информирование  читателей  о  деятельности
библиотеки.
     3.17. Выполнение     на    коммерческой    (договорной)    основе
дополнительных    библиотечно-информационных    услуг,     составление
трудоемких  письменных библиографических справок,  списков литературы;
ксерокопирование печатных источников и др.
     3.18. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в
т.ч.  учащихся)  к  управлению  библиотекой,  их  участие   в   работе
совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.
     3.19. Обеспечение  требуемого  режима  хранения   и   сохранности
библиотечного    фонда,    согласно    которому   хранение   учебников
осуществляется в отдельном помещении.
     3.20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

                  4. Организация и управление, штаты

     4.1. Основное   условие   открытия   библиотеки   -  это  наличие
первоначального  фонда,  стабильного  источника   финансирования   для
комплектования   литературы,   штатной   единицы,   ответственной   за
сохранность фонда и обслуживание читателей,  а  также  соответствующих
санитарным нормам помещения и оборудования.
     4.2. Руководство  библиотекой  и  контроль  за  ее  деятельностью
осуществляет   директор   общеобразовательного   учреждения,   который
утверждает нормативные и технологические документы,  планы и отчеты  о
работе  библиотеки.  Директор  несет  ответственность  за  все стороны
деятельности  библиотеки  и  в  первую  очередь  за  комплектование  и
сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей.
     4.3. Ряд  функций  управления библиотекой делегируется директором
общеобразовательного   учреждения   штатному   работнику    библиотеки
(заведующему, библиотекарю).
     4.4. За организацию работы и результаты  деятельности  библиотеки
отвечает   заведующий  библиотекой  (библиотекарь),  который  является
членом педагогического коллектива,  входит  в  состав  педагогического
совета общеобразовательного учреждения.
     4.5. Библиотека  составляет  годовые  планы  и  отчет  о  работе,
которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором
общеобразовательного  учреждения.  Годовой  план  библиотеки  является
частью    общего    годового    плана   учебно-воспитательной   работы
общеобразовательного учреждения.
     4.6. График  работы  библиотеки  устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательного учреждения,  а также правилами
внутреннего трудового распорядка.  Два часа рабочего дня выделяется на
выполнение внутрибиблиотечной работы.  Один раз в месяц  в  библиотеке
проводится  санитарный  день,  в  который  библиотека  не  обслуживает
читателей.
     4.7. Штаты  библиотеки и размеры оплаты труда,  включая доплаты и
надбавки к  должностным  окладам,  устанавливаются  в  соответствии  с
действующими  нормативными  правовыми  документами  с учетом объемов и
сложности работ.
     4.8. Библиотечные  работники подлежат аттестации в соответствии с
порядком,  установленным Правительством Российской  Федерации,  должны
удовлетворять     требованиям     соответствующих     квалификационных
характеристик   и   обязаны    выполнять    Типовое    положение    об
общеобразовательном учреждении и Положение о библиотеке.
     4.9. Научно-методическое         руководство         библиотеками
общеобразовательных      учреждений     осуществляется     Центральной
библиотечно-информационной    комиссией    Министерства    общего    и
профессионального     образования     Российской    Федерации    через
Государственную  научную  педагогическую  библиотеку  им.К.Д.Ушинского
Российской   академии   образования,   выполняющую   роль  отраслевого
научно-методического   и   информационного   центра   для    библиотек
общеобразовательных и ряда других образовательных учреждений,  а также
региональные  методические  центры,  образованные  на  базе  библиотек
отдельных  образовательных учреждений в регионах.  Методическую помощь
библиотекам  в  работе  с  детьми  и  юношеством  могут  оказывать  на
договорной  основе  также  библиотеки,  подведомственные  Министерству
культуры Российской Федерации.

               5. Права, обязанности и ответственность

     5.1. Библиотеки имеют право:
     5.1.1. Самостоятельно   определять   содержание   и  формы  своей
деятельности в  соответствии  с  задачами,  приведенными  в  настоящем
Положении.
     5.1.2. Разрабатывать правила  пользования  библиотекой  и  другую
регламентирующую документацию.
     5.1.3. Устанавливать  в  соответствии  с  правилами   пользования
библиотекой    вид    и   размер   компенсаций   ущерба,   нанесенного
пользователями библиотеки.
     5.2. Библиотечные работники имеют право:
     5.2.1. Участвовать в управлении  общеобразовательным  учреждением
согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении.
     5.2.2. На свободный доступ к  информации,  связанной  с  решением
поставленных  перед  библиотекой задач:  к образовательным программам,
учебным планам,  планам работы общеобразовательного учреждения  и  его
структурных подразделений.
     5.2.3. На поддержку со стороны региональных органов образования и
администрации   общеобразовательных   учреждений  в  деле  организации
повышения  квалификации  работников  библиотек,  создания  необходимых
условий  для их самообразования,  а также для обеспечения их участия в
работе методических объединений  библиотечных  работников,  в  научных
конференциях,      совещаниях      и     семинарах     по     вопросам
библиотечно-информационной работы.
     5.2.4. На участие в работе общественных организаций.
     5.2.5. На   аттестацию   согласно    порядку,    изложенному    в
соответствующих нормативных актах Правительства Российской Федерации.
     5.2.6. На    дополнительную    оплату    труда,   предусмотренную
законодательством.
     5.2.7. На  ежегодный  отпуск в 24 рабочих дня и на дополнительный
оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным
договором   между   работниками  и  руководством  общеобразовательного
учреждения или иными локальными нормативными актами.
     5.2.8. На представление к различным формам поощрения,  наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
     5.3. Библиотечные работники несут ответственность за:
     5.3.1. Соблюдение    трудовых     отношений,     регламентируемых
законодательством   Российской   Федерации   о  труде  и  коллективным
договором данного общеобразовательного учреждения.
     5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
     5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.