О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ, ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ В БЮДЖЕТ И ПРОВЕРКИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ПО ВОПРОСУ НАЧИСЛЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ, ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 21.07.95 ВЗ-6-15/401

       О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ, ПО ВОПРОСУ
       ПРАВИЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
       СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ В БЮДЖЕТ И ПРОВЕРКИ АКЦИОНЕРНЫХ
         ОБЩЕСТВ ПО ВОПРОСУ НАЧИСЛЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,
                      ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ

                                ПИСЬМО

                  ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
                           21 июля 1995 г.
                            N ВЗ-6-15/401

                                 (Д)


     В соответствии с Планом основных мероприятий по усилению контроля
за поступлением   платежей   в   бюджетную   систему   в   1995   году
госналогинспекциями была  проведена  работа  по  проверке правильности
распределения (согласно установленным  нормативам)  и  своевременности
перечисления в  бюджет  доходов  от приватизации,  а также акционерных
обществ по вопросу  своевременности  уплаты  в  бюджет  дивидендов  по
акциям, принадлежащим государству, по состоянию на 01.01.95.
     Проверка осуществлялась в соответствии с Программой, направленной
Госналогслужбой  России   в   адрес   налоговых   инспекций   02.02.95
N ВЗ-6-15/54. Срок представления информации был определен до 20 апреля
1995 года.
     Поступление в бюджетную систему России доходов от приватизации за
1994 год  составило  734,7  млрд.  рублей,  в  том числе в федеральный
бюджет - 113,5 млрд. рублей.
     В ходе  проведенных проверок доначислено 2455 млн.  руб.,  из них
наиболее значительные суммы  по  следующим  регионам  (в  млн.  руб.):
Республика - 742,  Приморский край - 198, Новосибирская области - 184,
Самарская область - 143, Чувашская Респ. - 127.
     В ходе проведения проверок начислены пени в сумме 1772 млн. руб.
     Материалы проведенных  госналогинспекциями  проверок   показывают
наличие серьезных недостатков в работе органов, занимающихся вопросами
приватизации на местах,  по мобилизации средств и их распределению,  а
именно:
     - несоблюдение  утвержденных  нормативов  распределения  средств,
поступивших от приватизации (выявлено по Приморскому краю,  а также по
областям: Московской, Рязанской, Тверской, Курской, Тюменской);
     - несоблюдение  фондами  имущества  и  комитетами  по  управлению
имуществом сроков  перечисления  в  бюджеты  доходов  от  приватизации
(выявлено в   республиках:   Кабардино-Балкарская,   Коми,  Марий  Эл,
Чувашская; областях:   Архангельская,   Владимирская,   Волгоградская,
Воронежская, Кировская,     Оренбургская,     Псковская,    Рязанская,
Саратовская, Самарская,    Свердловская,     Тамбовская,     Тверская,
Ярославская и др.);
     - использование комитетами  по  управлению  имуществом  и фондами
имущества средств   от   приватизации  для финасирования  коммерческих
структур с целью извлечения прибыли;
     - в  ряде регионов завышаются отчисления в местный бюджет за счет
средств, причитающихся  к  перечислению  в  федеральный  и   областной
бюджеты (например,  по  Вологодской  области  в местный бюджет излишне
перечислено 2,7 млн. рублей);
     - в  некоторых регионах у фондов имущества не открыты специальные
счета и все средства от приватизации поступают на их  расчетные  счета
или на внебюджетные счета администрации района (выявлено в Алтайском и
Красноярском краях, а также в Ивановской и Кемеровской областях);
     - нецелевое   использование   средств   от  приватизации  (так  в
Костромской области за  счет  средств  от  приватизации  муниципальных
предприятий в  1994  году  администрацией Кологривского района области
оплачена задолженность леспромхоза отделению железной  дороги,  выданы
ссуды акционерному   обществу  "Кологривское"  и  главе  администрации
района,  оплачено приобретение ГСМ местной нефтебазе, а также оплачены
другие   хозяйственные  расходы  района,  в  Амурской  области  не  по
назначению использовано средств от приватизации  на  сумму  46,4  млн.
руб., а также перечислено на счет областного бюджета 308 млн. руб. без
указания  оснований;  зачислено  на  расчетный  счет  Фонда  имущества
Амурской  области 36,5 млн.  руб.  процентов по депозитному счету,  на
который в нарушение полномочий фонда направлено со спецсчета 100  млн.
руб. средств от приватизации);
     - использование средств  от  приватизации  на  покрытие  расходов
фондов имущества сверх сумм, определенных законодательством (Алтайский
край - завышена на 1,0 млн.  руб.  сумма отчислений в  фонд  продавца;
Амурская область  - излишне направлено средств на расчетный счет Фонда
имущества в сумме 55,1 млн.  руб.;  Псковская область - завышена сумма
отчислений продавцу на 0,7 млн. руб.);
     - не  применяются  финансовые  санкции  к  покупателям   объектов
приватизации за   несвоевременное   перечисление   средств   на  счета
продавцов (Ленинградская  область,  Республика  Чувашия,  Костромская,
Тверская, Кемеровская и Самарская области, Алтайский край).
     Учитывая указанные недостатки по мобилизации в бюджет доходов  от
приватизации, налоговым    органам   следует   усилить   контроль   за
правильностью распределения,  полнотой и своевременностью перечисления
продавцом объектов приватизации названных доходов.
     По данным   материалов,    представленных    госналогинспекциями,
проверено 5429 акционерных обществ,  которыми по акциям, принадлежащим
государству, были  начислены  дивиденды  в  сумме  115,3  млрд.   руб.
Фактически перечислено в бюджеты различного уровня 78,9 млрд.  руб.  В
результате проведенных проверок доначислено 11,2 млрд.  рублей. Размер
предъявленной пени составил 8,6 млрд. рублей.
     Наиболее значительные суммы пени начислены в  следующих  регионах
(в млн. руб.): Нижегородская область - 4742, Ростовская область - 341,
Московская область   -   297,    Ленинградская    область    -    283,
Кабардино-Балкарская Республика   -   249,  Пермская  область  -  174,
Владимирская область - 168.
     При документальных   проверках   акционерных  обществ  налоговыми
инспекциями выявлены следующие характерные нарушения:
     - дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисляются в
соответствующий бюджет несвоевременно;
     - акционерные   общества   часто   не   начисляют   дивиденды  по
привилегированным акциям типа "Б", расчет размера дивидендов по акциям
типа "Б" делается неправильно;
     - в   нарушение   письма   Минфина   РФ  и  ГНС  РФ  от  25.08.94
N 113/ВЗ-4-15/98н "О налоге  на  дивиденды  по  акциям,  принадлежащим
государству" акционерными обществами удерживается 15-процентный  налог
на дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
     - во многих акционерных обществах по итогам года  не  проводились
собрания акционеров  и  прибыль  распределялась Советом директоров или
вообще не распределялась;
     - необоснованное    направление   дивидендов   по   принадлежащим
государству акциям на содержание объектов соцкультбыта.
     Вместе с тем, представленные материалы проверок свидетельствуют о
том, что   многие   госналогинспекции   при   начислении    пени    за
несвовременное перечисление   дивидендов   по   акциям,  принадлежащим
государству, в   соответствующий   бюджет   применяли   ставку   0,7%,
установленную   по   налогам,   вместо   применяемой  по  обязательным
неналоговым платежам ставки 0,05% за каждый день просрочки.
     Не представили  необходимую информацию  в  соответствии  с Планом
основных мероприятий по усилению контроля за поступлением  платежей  в
бюджетную систему в 1995 году налоговые инспекции по Республике Горный
Алтай; автономные округам  Усть-Ордынскому,  Эвенкийскому,  Ненецкому,
Таймырскому.
     По вопросам, связанным с начислением и направлением дивидендов по
акциям, принадлежащим  государству,  а  также  доначислениям прибыли и
дивидендов, Госналогслужба         России         на         основании
нормативно-законодательных актов разъясняет.
     1. В соответствии  со  статьей  6  Положения  о  коммерциализации
государственных предприятий    с   одновременным   преобразованием   в
акционерные общества открытого типа,  утвержденного Указом  Президента
Российской Федерации  от  01.07.92  N  721,  общее собрание акционеров
принимает решение о размере дивиденда,  выплачиваемого на обыкновенную
акцию.
     Если собрание акционеров приняло решение о  невыплате  дивидендов
по обыкновенным акциям, то это решение распространяется и на дивиденды
по акциям,  принадлежащим  государству,  держателем  которых  временно
является фонд имущества.
     Если государству (фонду имущества) принадлежат  привилегированные
акции типа Б,  то в соответствии со статьей 5 вышеуказанного Положения
владельцы привилегированных акций типа  Б  имеют  право  на  получение
ежегодного фиксированного дивиденда.
     При наличии  прибыли,  достаточной  для   выплаты   фиксированных
дивидендов по  привилегированным  акциям,  общество не вправе отказать
держателям указанных акций в выплате дивидендов,  в  противном  случае
фонд имущества   обязан   потребовать  выплаты  дивидендов  через  суд
(Положение о порядке выплаты  дивидендов  по  акциям  и  процентов  по
облигациям, утвержденное зам. министра экономики и финансов Российской
Федерации 10.01.92 на основании Постановления Совета  Министров  РСФСР
от 25.12.90 N 601).
     2. В  соответствии   с   Планом   счетов   бухгалтерского   учета
финансово-хозяйственной деятельности  предприятий и Инструкцией по его
применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от  01.11.91  N  56,  с
учетом изменений  и  дополнений,  внесенных Приказом Минфина России от
28.12.94 N 173,  заниженная прибыль отражается в следующей  отчетности
нарастающим итогом  как  прибыль  прошлых  лет,  выявленная в отчетном
году.
     Дивиденды на нее начисляются в следующем году.
     3. В  соответствии  с   Основными   положениями   Государственной
программы приватизации  государственных  и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1  июля  1994  года,  утвержденными  Указом
Президента Российской  Федерации  от  22.07.94  N  1535  (раздел 6.2),
дивиденды по акциям,  закрепленными в  государственной  собственности,
могут направляться  на  содержание  объектов  социально-культурного  и
коммунально-бытового назначения,   передаваемых   при   преобразовании
предприятия в    акционерное    общество    соответствующим    органам
государственной власти  (органам  местного  самоуправления),   а   при
отсутствии таких объектов направляются в соответствующий бюджет.
     В случае   принятия   указами   или   распоряжениями   Президента
Российской Федерации решений об ином направлении дивидендов по акциям,
закрепленным в  федеральной  собственности,  или  средств  от  продажи
акций, принадлежащих    государству   (для   целевого   финансирования
технического перевооружения, реконструкции производственных мощностей,
на     проведение     природоохранных     мероприятий,     а     также
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ),  то   при
проверках  своевременности  уплаты  в  бюджет  акционерными обществами
дивидендов   по    акциям,    принадлежащим    государству,    следует
руководствоваться положениями таких указов и распоряжений.
     Направляя настоящий обзор итогов контрольной работы за  1993-1994
гг., Госналогслужба России  предлагает госналогинспекциям по субъектам
Российской Федерации рассмотреть имеющиеся недостатки  и нарушения  на
этом участке  работы налоговых органов и принять конкретные меры по их
устранению.

Заместитель руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
государственный советник
налоговой службы 1 ранга                       В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ