ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 31 ЗАКОНА СССР ОТ 24 ИЮНЯ 1981 ГОДА "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ЯХЬЯ ДАШТИ ГАФУРА. Постановление. Конституционный Суд РФ. 17.02.98 6-П

     ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ ВТОРОЙ
        СТАТЬИ 31 ЗАКОНА СССР ОТ 24 ИЮНЯ 1981 ГОДА "О ПРАВОВОМ
       ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
                          ЯХЬЯ ДАШТИ ГАФУРА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          17 февраля 1998 г.
                                N 6-П

                                 (Д)


     Конституционный Суд     Российской     Федерации     в    составе
председательствующего Н.Т.Ведерникова,      судей      Э.М.Аметистова,
М.В.Баглая, Ю.М.Данилова,   В.Д.Зорькина,   В.О.Лучина,  В.И.Олейника,
О.С.Хохряковой,
     с участием  адвоката  Н.С.Савиновой  -  представителя  Яхья Дашти
Гафура как стороны,  обратившейся  с  жалобой  в  Конституционный  Суд
Российской  Федерации,  и адвоката Ю.А.Тимохова - представителя Совета
Федерации,
     руководствуясь статьей   125  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации, пунктом 3 части первой,  частями второй и третьей статьи 3,
пунктом 3 части второй статьи 22,  статьями 36,  74,  96,  97. 99 и 86
Федерального конституционного   закона   "О    Конституционном    Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
положения части  второй  статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О
правовом положении иностранных граждан в СССР".
     Поводом к  рассмотрению  дела явилась жалоба лица без гражданства
Яхья Дашти Гафура на нарушение его конституционного права на свободу и
личную неприкосновенность  положением,  содержащимся  в  части  второй
статьи 31 Закона СССР "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в
СССР".
     Основанием к    рассмотрению    дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность в   вопросе   о  том,  соответствует  ли  Конституции
Российской Федерации оспариваемое заявителем положение.
     Заслушав сообщение  судьи-докладчика  Э.М.Аметистова,  объяснения
представителей сторон,   выступления    приглашенных    в    заседание
представителей: от  Министерства внутренних дел Российской Федерации -
В.В.Колесникова, от Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  -
И.А.Буданова, от Федеральной миграционной службы России - С.В.Бурлика,
от Министерства    иностранных    дел    Российской    Федерации     -
В.А.Павловского, исследовав  имеющиеся  документы  и  иные  материалы,
Конституционны Суд Российской Федерации
                              установил:
     1. Лицо  без  гражданства  Яхья  Дашти   Гафур,   пребывавший   в
Российской Федерации,  18  февраля 1997 года был подвергнут задержанию
на основании санкционированного прокурором города Москвы постановления
УВИР ГУВД  города  Москвы  о  выдворении  из  Российской Федерации под
конвоем. Более  двух  месяцев  он  содержался  под  стражей  в  Центре
социальной реабилитации  N  1 ГУВД города Москвы и 29 апреля 1997 года
был принудительно выдворен в Швецию.
     Постановление о   выдворении  Яхья  Дашти  Гафура  из  Российской
Федерации было вынесено на основании части  второй  статьи  31  Закона
СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", в соответствии
с которой иностранный  гражданин  или  лицо  без  гражданства  обязаны
покинуть страну в срок, указанный в решении о выдворении; уклоняющийся
от выезда в таких случаях подлежит с санкции  прокурора  задержанию  и
выдворению в  принудительном порядке;  задержание допускается при этом
на срок, необходимый для выдворения.
     В своей   жалобе   в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
заявитель оспаривает не всю часть вторую статьи 31 названного  Закона,
а лишь  положение,  допускающее  задержание  иностранных граждан и лиц
без гражданства  с  санкции  прокурора  на   срок,   необходимый   для
выдворения, что, по его мнению, нарушает конституционное право каждого
на свободу и  личную  неприкосновенность  и  потому  не  соответствует
статье 22  Конституции  Российской  Федерации.  Следовательно,  именно
указанное положение является предметом  рассмотрения  Конституционного
Суда Российской Федерации по данному делу.
     При этом,  руководствуясь  частями  первой  и  третьей  статьи  3
Федерального конституционного    закона    "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",  Конституционный   Суд   Российской   Федерации
воздерживается от     установления    и    исследования    фактических
обстоятельств, не  входит  в  оценку   законности   и   обоснованности
постановления о  выдворении  из  Российской  Федерации,  вынесенного в
отношении заявителя, а рассматривает вопрос о соответствии Конституции
Российской Федерации оспариваемого им положения части второй статьи 31
Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР".
     2. Согласно  части первой статьи 96 Федерального конституционного
закона "О  Конституционном  Суде  Российской  Федерации"   правом   на
обращение в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с жалобой на
нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и
свободы нарушаются  законом,  примененным  или подлежащим применению в
конкретном деле,  и объединения граждан,  а также иные органы и  лица,
указанные в федеральном законе.
     По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 46, 17 (часть
2), 62  (часть  3)  и  125 (часть 4) Конституции Российской Федерации,
возможность защиты  прав   и   свобод   посредством   конституционного
правосудия  должна  быть  обеспечена каждому,  в том числе иностранным
гражданам и лицам без гражданства,  если законом нарушены их  права  и
свободы,    гарантированные    Конституцией    Российской   Федерации.
Следовательно,  лицо без гражданства Яхья Дашти Гафур имеет  право  на
обращение  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации и является в
данном случае надлежащим заявителем.  Поскольку оспариваемое положение
Закона  затрагивает  конституционное  право  заявителя  и  применено в
конкретном  деле,  его   жалоба   отвечает   критериям   допустимости,
установленным  статьей  97  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
     3. В  соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность  (часть  1);
арест, заключение  под  стражу  и  содержание  под  стажей допускаются
только по судебному решению;  до судебного решения лицо не может  быть
подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть 2).
     По смыслу данной  статьи,  установленный  ею  порядок  применения
соответствующих мер  принуждения  распространяется  и  на  задержание,
производимое в целях обеспечения исполнения постановления о выдворении
из Российской Федерации в административном порядке.
     4. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской  Федерации
иностранные граждане  и  лица  без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами  Российской
Федерации, кроме   случаев,   установленных  федеральным  законом  или
международным договором Российской Федерации.  Из данной статьи  в  ее
взаимосвязи со  статьей  17  (часть  2) и другими статьями Конституции
Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина,
следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к
таким правам и обязанностям,  которые являются правами и обязанностями
именно гражданина   Российской   Федерации,   то   есть   возникают  и
осуществляются в  силу  особой  связи   между   государством   и   его
гражданами. Как  по  буквальному  смыслу  статей  22  и 46 Конституции
Российской Федерации (с учетом употребления в них терминов "каждый"  и
"лицо"), так  и  по  смыслу,  вытекающему из взаимосвязи этих статей с
другими положениями главы 2 "Права и свободы  человека  и  гражданина"
Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами
и нормами  международного   права,   право   на   свободу   и   личную
неприкосновенность и   право   на  судебную  защиту  являются  личными
неотчуждаемыми правами каждого человека,  вне зависимости от наличия у
него гражданства  какого-либо государства,  и,  следовательно,  должны
гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства  наравне
с гражданами Российской Федерации.
     5. Всеобщая декларация прав человека  от  10  декабря  1948  года
провозглашает, что  каждый  человек имеет право на свободу и на личную
неприкосновенность (статья  3);  никто  не   может   быть   подвергнут
произвольному аресту  или задержанию (статья 9);  каждый человек имеет
право на   эффективное   восстановление   в    правах    компетентными
национальными судами   в   случаях   нарушения   его   основных  прав,
предоставленных ему конституцией или законом (статья 8).
     Согласно пункту "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах человека
в отношении лиц,  не  являющихся  гражданами  страны,  в  которой  они
проживают, от   13   декабря   1985   года,  иностранцы  пользуются  в
соответствии с внутренним законодательством и с  учетом  международных
обязательств государств,  в  которых  они находятся,  правом на личную
неприкосновенность; ни  один  иностранец  не  должен  быть  подвергнут
произвольному аресту или содержанию под стражей.
     Международный  пакт  о  гражданских   и  политических  правах  от
19 декабря  1966  года  также устанавливает,  что каждый человек имеет
право на свободу и личную неприкосновенность и  никто  не  может  быть
подвергнут произвольному  аресту  или  содержанию  под  стражей (часть
певая статьи 9); при этом каждому, кто лишен свободы вследствие ареста
или содержания  под стражей,  принадлежит право на разбирательство его
дела в суде,  чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление
относительно законности   его   задержания   и   распорядиться  о  его
освобождении, если задержание незаконно (часть  четвертая  статьи  9);
каждое государство,  участвующее  в данном Пакте,  обязуется развивать
возможности судебной защиты (пункт "b" части третьей статьи 2).
     Таким образом,  права  каждого человека,  независимо от наличия у
него гражданства,  на свободу и личную неприкосновенность,  а также на
судебную защиту   в   случае  задержания  относятся  к  общепризнанным
принципам и нормам международного права,  которые  в  соответствии  со
статьей 15   (часть   4)  Конституции  Российской  Федерации  являются
составной частью правовой системы Российской Федерации.
     6. В  силу  статьи  22 (часть 2) Конституции Российской Федерации
иностранный гражданин  или  лицо  без  гражданства,   пребывающие   на
территории Российской  Федерации,  в  случае  выдворения из Российской
Федерации в принудительном порядке могут  быть  до  судебного  решения
подвергнуты задержанию  на  срок,  необходимый  для выдворения,  но не
свыше 48  часов.  Сверх  указанного  срока   лицо   может   оставаться
задержанным лицо  по  судебному  решению  и лишь при условии,  что без
такого задержания решение о выдворении не моет быть исполнено.
     При этом  судебное  решение призвано гарантировать лицу защиту не
только от произвольного продления срока задержания сверх 48 часов,  но
и от  неправомерного  задержания  ка  такового,  поскольку суд в любом
случае оценивает законность и обоснованность применения  задержания  к
конкретному лицу.
     Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее
статьей 55  (части  2  и 3) следует,  что задержание на неопределенный
срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого
на свободу и личную неприкосновенность и,  по сути, является умалением
данного права.  Поэтому оспариваемое заявителем положение Закона  СССР
"О правовом  положении  иностранных  граждан  в  СССР" о задержании на
срок, необходимый  для  выдворения,  не  должно  рассматриваться   как
основание для  задержания  на  неопределенный  срок даже тогда,  когда
решение вопроса о выдворении лица без гражданства может  затянуться  в
силу того,  что ни одно государство не соглашается принять выдворяемое
лицо. В  противном  случае  задержание   как   необходимая   мера   по
обеспечению выполнения   решения   о   выдворении  превращалось  бы  в
самостоятельный вид наказания,  не  предусмотренный  законодательством
Российской Федерации  и  противоречащий  указанным  нормам Конституции
Российской Федерации.
     С учетом  всего  вышесказанного  следует  прийти  к  выводу,  что
оспариваемое положение части второй статьи 31 Закона СССР "О  правовом
положении иностранных  граждан  в  СССР",  исходя  из  его буквального
смысла, рассматривается в правоприменительной практике  как  основание
для задержания  лица  на  срок  свыше  48 часов без судебного решения.
Данное положение нарушает конституционное право каждого на  свободу  и
личную   неприкосновенность,   а   также   на   судебную   защиту   и,
следовательно, не соответствует статьям 22 и 46 Конституции Российской
Федерации.
     На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71,  статьями 72, 75 и 100 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде  Российской  Федерации",  Конституционный  Суд
Российской Федерации
                             постановил:
     1. Признать  положение  части  второй  статьи  31  Закона СССР "О
правовом положении иностранных  граждан  в  СССР",  согласно  которому
иностранный гражданин  или лицо без гражданства,  в отношении которого
принято решение о  выдворении  из  пределов  Российской  Федерации,  в
случае уклонения  от выезда подлежит с санкции прокурора задержанию на
срок, необходимый  для  выдворения,  не  соответствующим   Конституции
Российской Федерации,  ее  статьям  22 и 46,  в той мере,  в какой оно
допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов  без
вынесения судебного решения.
     2. Федеральному   Собранию   надлежит    урегулировать    порядок
задержания иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  подлежащих
выдворению из пределов Российской Федерации и уклоняющихся от  выезда,
в соответствии   с   Конституцией  Российской  Федерации  и  с  учетом
настоящего Постановления.
     3. Согласно   частям  первой  и  второй  статьи  79  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
настоящее Постановление   окончательно,   не   подлежит   обжалованию,
вступает в  силу  немедленно  после  его   провозглашения,   действует
непосредственно и   не   требует   подтверждения  другими  органами  и
должностными лицами.
     4. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"  настоящее  Постановление
подлежит незамедлительному  опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть
также опубликовано   в   "Вестнике  Конституционного  Суда  Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации
N 6-П
17 февраля 1998 г.