ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА 1998 - 2007 ГОДЫ. Договор. Президент РФ. 25.02.98

                                                                      
    ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ        
                  СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА 1998 - 2007 ГОДЫ                  
                                                                      
                               ДОГОВОР                                
                                                                      
                             ПРЕЗИДЕНТ РФ                                      
                                                                        
                          25 февраля 1998 г.                           
                           
                       
                            (РГ(В) 98-8)                            
                                                                      
                                                                      
     Российская Федерация   и   Украина   далее   именуемые   Высокими
Договаривающимися Сторонами,                                          
     руководствуясь Договором  о  дружбе  сотрудничестве и партнерстве
между Российской Федерации и украиной от 31 мая 1997 года,            
     исходя из   необходимости   дальнейшего   укрепления  и  развития
равноправных и взаимовыгодных производственных и торгово-экономических
отношений, придания   им   долгосрочного   и   устойчивого  характера,
эффективного использования   экономического   и    научно-технического
потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,     
     придавая важное  значение  гармонизации   экономических   реформ,
созданию условий  для  поэтапного  перехода  к  свободному перемещению
товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,                             
     учитывая взаимодействие   на   основе  договоренностей  в  рамках
Содружества Независимых Государств,                                   
     договорились о нижеследующем:                                    
                                                                      
                               Статья 1                               
     Высокие Договаривающиеся  Стороны  будут  осуществлять  программу
экономического  сотрудничества  Российской  Федерации  и  Украины   на
1998-2007 годы (далее именуется - Программа),  являющегося необходимой
частью настоящего Договора.                                           
                                                                      
                               Статья 2                               
     Экономическое сотрудничество  Высоких   Договаривающихся   Сторон
осуществляется  путем  взаимодействия  между хозяйственными субъектами
независимо от  формы  собственности  и  подчиненности,  с  соблюдением
общепризнанных    норм    международного    права    и   национального
законодательства.                                                     
     Высокие Договаривающиеся    Стороны,    признавая   необходимость
поэтапного формирования и развития общего экономического пространства,
будут   создавать  благоприятные  условия  для  согласования  основных
направлений   социально-экономических   преобразований,    структурной
перестройки,    сближения    нормативно-правовой    базы   в   области
внешнеэкономической  деятельности,  таможенно-тарифной   и   налоговой
политики,   антимонопольного   регулирования,  формирования  отдельных
проектов и программ, оказанию содействия развития кооперации, создания
совместных    производственных    структур,    взаимного   участия   в
приватизации,  в инвестиционных проектах в соответствии с национальным
законодательством.                                                    
                                                                      
                               Статья 3                               
     Правительство Высоких      Договаривающихся      Сторон     будут
координировать выполнение программы,  осуществлять поэтапный  контроль
ее реализации и в случае необходимости вносить в нее коррективы.      
                                                                      
                               Статья 4                               
     Ход выполнения   Программы   не   реже   одного   раза   в    год
рассматривается на высшем уровне.                                     
                                                                      
                               Статья 5                               
     Споры относительно толкований и применения  положений  настоящего
Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров.    
                                                                      
                               Статья 6                               
     В настоящий  Договор  могут  вноситься  изменения  и  дополнения,
которые  оформляются межправительственными протоколами,  которые будут
являться неотъемлемой частью Договора и вступать в силу в соответствии
с положениями статьи 8 Договора.                                      
                                                                      
                               Статья 7                               
     Выполнение положений настоящего Договора не  затрагивает  прав  и
обязанностей, вытекающих из иным международных Договоров, заключенными
Высокой Договаривающейся Стороны.                                     
                                                                      
                               Статья 8                               
     Настоящий Договор  вступает  в  силу  с даты получения последнего
уведомления, подтверждающего   выполнение   Высокой   Договаривающейся
Стороны внутригосударственных  процедур,  необходимых  для  вступления
Договора в силу, и действует до 31 декабря 2007 года.                 
     Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона может прекратить действие
настоящего  Договора путем уведомления другой Высокой Договаривающейся
Стороны. В этом  случае  Договор  прекращает  свое  действие  через  6
месяцев после даты такого уведомления.                                
     прекращение действия   настоящего   Договора    не    затрагивает
осуществление проектов, реализуемых в соответствии с Программой.      
                                                                      
                              ПРОГРАММА                               
                                                                      
          ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ          
                    И УКРАИНЫ НА 1998 - 2007 ГОДЫ                     
                                                                      
     Российская Федерация     и     Украина    являются    крупнейшими
экономическими  партнерами.  Взаимные  экономические  интересы   обоих
государств   обусловлены  прежде  всего  высоким  уровнем  исторически
сложившихся производственных,  кооперационных и технологических связей
практически  во  всех  отраслях экономики и объективной необходимостью
сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равной основе.  
     Однако в   последние   годы   в  силу  ряда  причин  традиционные
экономические связи Российской Федерации и Украины в значительной мере
ослабли. В настоящее время их состояние не отвечает потребностям обоих
государств,  что обусловило необходимость совместной выработки единого
направления    дальнейшего    развития   двухсторонних   экономических
отношений.                                                            
     Договор о  дружбе,  сотрудничестве и партнерстве между Российской
Федерацией и Украиной,  подписанный 31 мая 1997 года,  явился  основой
для совместного произведения этой работы. Исходя из положений Договора
разработана   программа   экономического   сотрудничества   Российской
Федерации и Украины на 1998 - 2007 годы (далее именуется - программа).
                                                                      
                   I. Состояние и проблемы развития                   
         российско-украинского экономического сотрудничества          
     Произошедшие радикальные   изменения   в   экономике   Российской
Федерации  и  Украины  после   провозглашения   независимости   обоими
государствами,    становление   рыночного   механизма   сопровождались
ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом
объемов  производства  и  еще  более  глубоким  сокращением  взаимного
товарооборота.                                                        
     В условиях  нарушения  сложившихся  ранее  кооперационных связей,
нестабильности национальных денежных систем  и  ухудшения  финансового
положения предприятий,    несовершенства    системы    взаиморасчетов,
несимметричности систем    налогообложения    ухудшилась     структура
товарооборота, возросло    применение    бартера   при   осуществлении
экспортно-импортных операций.                                         
     В экономическом  сотрудничестве  Российской  Федерации  и Украины
слабо  использовалось  одно  из  важнейших  направлений   -   создание
совместных производственных структур,  способствующих восстановлению и
развитию  кооперационных  и  технологических  связей   предприятий   и
отраслей,  сохранению  и  более эффективному использованию сложившейся
ранее специализации предприятий в области  машиностроения,  химической
промышленности,   топливно-энергетического   и  военно-стратегического
комплексов, мобилизации финансовых и инвестиционных ресурсов. Правовая
основа  организации  и  деятельности  таких структур в законодательных
актах Российской Федерации  и  Украины  существенно  различается,  что
является существенным тормозом на пути их создания.                   
     Аналогичное положение  сложилось   с   разработкой   долгосрочных
межгосударственных целевых  комплексных  программ  по решению проблем,
представляющих взаимный интерес в области производства различных видов
продукции, в  том числе технически сложной и наукоемкой,  в проведении
фундаментальных исследований.                                         
     Из-за различий  в  нормативно-правовой  базе не получает развития
участие российских   и   украинских    хозяйствующих    субъектов    в
акционировании расположенных    на    территориях   обоих   государств
предприятий, и прежде всего в таких  областях,  как  нефтепереработка,
энергетика, черная и цветная металлургия.                             
     Между Российской Федерацией и Украиной не полностью урегулированы
проблемы,   связанные   с  согласованием  транзитных  режимов,  систем
взимания местных налогов и портовых сборов,  недостаточно используются
возможности взаимовыгодного   сотрудничества   в   области   торгового
судоходства,  воздушного  сообщения,  трубопроводного   транспорта   и
межсистемных линий электропередачи.                                   
     Существующие проблемы  в  экономических   отношениях   Российской
Федерации   и   Украины  требуют  их  адекватного  решения,  выработки
долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического  сотрудничества,
осуществления Программы.                                              
                                                                      
                     II. Цели и задачи программы                      
     Программа разработана с целью осуществления Российской  Федерации
и  Украины на долгосрочной основе согласованного комплекса мер,  в том
числе нормативно-правового  характера,  по  оказания  государственного
содействия  развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических
связей между двумя  странами,  достижению  существенного  прогресса  в
производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик
и роста на этой основе взаимного товарооборота к 2008  году  не  менее
чем в 2,5 раза, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей
народов Российской  Федерации  и  Украины  и  повышению  уровня  жизни
населения двух Сторон.                                                
     Для реализации    этих    целей     Программа     предусматривает
взаимодействие  государственных органов Российской Федерации и Украины
по следующим основным направлениям:                                   
     совместное изыскание      путей,      обеспечивающих     развитие
экономического сотрудничества, направленного на подъем экономики обоих
государств в интересах повышения уровня жизни населения;              
     согласованное взаимодействие  в  осуществлении  институциональных
преобразований при  формировании  рыночной  экономики государств,  и в
первую очередь в области проведения приватизации, создания условий для
добросовестной конкуренции,  регулирования  деятельности  естественных
монополий и т.п.;                                                     
     сближение концептуальных   подходов   к  структурной  перестройке
экономики обоих государств,  создания хозяйствующим субъектам стимулов
для роста производства,  вложения в его развитие инвестиций, внедрения
новейших достижений в области науки и передовых технологий,  повышения
качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.               
     В процессе выполнения Программы предстоит решить следующие задачи:
     Сближение нормативно-правовой   базы   в   области  регулирования
внешнеэкономической деятельности и  налоговой  системы,  осуществления
мер по  взаимной  защите  национальных товаропроизводителей,  развитие
межрегионального сотрудничества;                                      
     формирование отдельных  межгосударственных  проектов  и  программ
экономического сотрудничества,   создание    совместных    предприятий
различных видов   и   форм,   развитие   производственной  кооперации,
активизация взаимной   деятельности   национальных    и    иностранных
инвесторов на территории обоих государств;                            
     эффективное использование и развитие транспортных коммуникаций  и
связи;                                                                
     совершенствование платежно-расчетных    и     кредитно-финансовых
отношений;                                                            
     взаимодействие в развитие фондовых рынков.                       
                                                                      
            III. Сближение основных направлений проведения            
                        экономических реформ и                        
                развитие экономического сотрудничества                
     В программе намечается осуществить сближение основных направлений
проведения рыночных реформ в Российской Федерации и  Украине  в  целях
сближения  условий  хозяйственной деятельности и и заложить основу для
дальнейшего развития интеграционных процессов в экономике,  что  может
способствовать  также повышению эффективности деятельности Содружества
Независимых Государств в целом.                                       
     К основным направлениям координации действий Сторон по проведению
экономических реформ относятся:                                       
     взаимный обмен  национальными программами приватизации Российской
Федерации и Украины и  подготовка  предложений  по  созданию  условий,
благоприятствующих  взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в
этих программах;                                                      
     разработка и  подписание   межправительственных   соглашений   по
осуществлению конкурентной   политики,  поощрению  и  взаимной  защите
инвестиций, осуществление поддержки предпринимательства;              
     подготовка для  внесения  в  законодательные органы предложений о
возможном усовершенствовании  законодательства  обоих  государств   по
защите прав потребителей.                                             
     Стороны будут гармонизировать нормативно-правовую базу,  создавая
равновыгодные условия для хозяйствующих субъектов обоих государств,  и
в первую очередь в области;                                           
     разработки принципов взимания косвенных налогов при осуществлении
экспортно-импортных операций во взаимной торговле;                    
     формирование единого    порядка   осуществления   кооперированных
поставок продукции, включая применение косвенных налогов;             
     гармонизации законодательно-нормативной  базы  Сторон  в  области
создания межгосударственных  финансово-промышленных  групп  и   других
совместных структур;                                                  
     сближения начиная с 1998 года национальных  тарифов  на  взаимные
транспортные перевозки  грузов  и  пассажиров,  а  также на транзитный
провоз грузов,  в том числе транзит по трубопроводам через  территории
государств;                                                           
     организации корреспондентских  отношений  между Центральным Баком
Российской  Федерации  и  Национальным  Баком  Украины   ,   а   также
межгосударственных расчетов и сотрудничества банковских систем.       
                                                                      
               IV. Координация приоритетных направлений               
                  структурных изменений в экономиках                  
     Предусматривается провести согласование концептуальных подходов к
разрабатываемых в  государствах  долгосрочным  программам  структурной
перестройки экономики.                                                
     Основными стратегическими ориентирами при этом необходимо считать:
     достижение стабилизации производства и экономического роста;     
     повышение конкурентоспособности продукции,  развитие  экспортного
потенциала Сторон.                                                    
     Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской Федерации и Украины  в рамках
проведения согласованной  структурной  политики,  связаны  с  глубокой
качественной перестройкой  имеющегося  производственного  потенциала и
затрагивают интересы обоих государств.                                
     В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о совместном
создании и развитии структурообразующих производств,  о путях и формах
делового участия   в   обеспечение   этих   производств   необходимыми
ресурсами,  сохранения производственного профиля предприятий,  имеющих
ключевое значение в обеспечении экономической безопасности  Российской
Федерации и Украины                                                   
     К таким производствам прежде всего относятся  ракетно-космическая
промышленность,   авиастроение,   судостроение,   сельскохозяйственное
машиностроение,  топливно-энергетический комплекс,  легкая  и  пищевая
промышленность.                                                       
     В целях повышения конкурентоспособности  продукции,  производимой
предприятиями   этих   отраслей,   предстоит  рассмотреть  возможности
сохранения  и  развития   наиболее   ценных   элементов   накопленного
научно-технического   потенциала   и  использования  его  в  интересах
развития  экономики  обоих  государств,   создания   для   собственных
товаропроизводителей приоритетных  условий  для  производства  и сбыта
продукции на рынках Российской Федерации и Украины,  содействия  роста
платежеспособного  спроса  на  продукцию предприятий обоих государств,
защиты общего рыночного пространства от недобросовестной конкуренции. 
     Действенным механизмом   проведения   согласованной   структурной
перестройки экономики Российской Федерации и  Украины  будет  создание
совместных     российско-украинских     транснациональных    структур.
Формирование этих структур,  и прежде всего в приоритетных отраслях  и
промышленных   комплексах,   создает   предпосылки   для  эффективного
инвестирования  и  межотраслевого  перемещения  капитала,  создания  и
развития     рациональных     кооперационных     связей,     ускорения
научно-технического      прогресса,      наращивание       экспортного
потенциала,реализации прогрессивных структурных изменений в экономике.
     Важным направлением   в   согласовании   приоритетная   структура
изменений   экономики  будет  осуществление  координации  деятельности
научных,  проектных  и  конструкторско-технологических  организаций  с
целью   эффективного   использования  научного  потенциала  Российской
Федерации и Украины                                                   
     Основными направлениями  сотрудничества  в  инновационной   сфере
будут развитие технологий в:                                          
     освоении космоса,         самолетостроении,         судостроении,
радиоэлектронике;                                                     
     модернизации автомобильного         строения,          расширении
научно-исследовательских и   опытно-конструкторских  работ  в  области
создания экологически чистой автомобильной продукции;                 
     биотехнологии для сельского хозяйства и производстве  медицинских
препаратов;                                                           
     машиностроении, организации    производства     высокоэффективной
техники    для   обновления   продукции   в   отраслях   производства,
сельскохозяйственного машиностроения,    производстве     спецтехники,
транспортных средств, энергетического оборудования;                   
     металлургической промышленности  (производство труб нефтегазового
сортамента, прогрессивных профилей проката, ферросплавов и специальных
сталей);                                                              
     химической и    нефтехимической    промышленности   (производства
удобрений и средств защиты  растений,  катализаторов,  нефтехимической
продукции  ,  малотоннажной  и  анилинокрасочной химической продукции,
химических нитей и волокон);                                          
     нефтеперерабатывающей промышленности     (организация      замены
первичных мощностей по нефтепереработке, внедрение новейших технологий
с целью увеличения  глубин  переработки  нефти  и  повышения  качества
нефтепродуктов);                                                      
     атомной энергетики  (согласование   стратегии   ее   развития   и
повышения безопасности,  сотрудничество  в  области  совершенствования
ядро-топливного цикла).                                               
     Программой предусматривается   создание   наиболее  благоприятных
условий для  развития  сотрудничества   в   области   исследования   и
использования космического   пространства   в   мирных   целях  и  для
обеспечения безопасности Сторон.                                      
     Основой практического  осуществления  согласованной   структурной
политики  является  реализация  обоими  государствами как национальных
целевых комплексных программ и проектов, так и совместных, в том числе
предусматривающих крупные изменения в инвестиционной деятельности.    
     Межгосударственные целевые комплексные программы в соответствии с
программами структурной перестройки производств обоих государств будут
предусматривать проведение комплекса мер,  направленных на перемещение
капитала в наиболее перспективные сферы экономики, а также свертывание
неэффективных, неконкурентоспособных  отраслей и производств,  с целью
содействия активизации    целенаправленной    структурной    политики,
обеспечение жизненно    важных     систем     экономики,     повышении
конкурентоспособности   продукции,   сохранение   научно-технического,
производственного и кадрового потенциалов.                            
     В процессе осуществления Программы будут приняты действенные меры
по укреплению  и развитию взаимовыгодной производственной кооперации и
прямых связей между предпринимателями Российской Федерации и Украины ,
направленные на  увеличение  выпуска  прогрессивных  видов  продукции,
эффективное  комплексное  использование  сырьевых  ресурсов,  развитие
импортозамещающих   производств,   осуществление    межгосударственных
программ.                                                             
                                                                      
                    V. Координация мер по решению                     
                    совместных социальных проблем                     
     Проводимые в   Российской   Федерации   и  Украине  экономические
преобразования способствовали появлению  новых  проблем  в  социальной
сфере,  решения  которых  требует  взаимосогласованных  действий обоих
государств в целях соблюдения прав человека.                          
     В Мероприятиях    к    Программе   предусматривается   дальнейшее
совершенствование правовой  базы  при  решении  совместных   важнейших
проблем в  области  социальной защиты,  включая социальное обеспечение
граждан, занятость,  условия труда,  предотвращение несчастных случаев
на производстве  и профессиональные заболевания,  гигиену труда,В этих
целях в  1998  -  2000  годы  намечается   подготовить   и   заключить
двусторонние соглашения.                                              
     В период реализации Программы  будет  осуществляться  координация
усилий в    развитии    взаимовыгодного   сотрудничества   в   области
здравоохранения и       санитарно-эпидемиологической       обстановке,
производства лекарственных  препаратов и медицинской техники,  в сфере
подготовки высококвалифицированных кадров  для  различных  отраслей  и
обмена специалистами,  учеными, аспирантами, стажерами и студентами, а
также в области культуры и искусства ,  физической  культуры,  спорта,
санаторно-курортного дела и туризма.                                  
     Дальнейшее расширение получит сотрудничество в области  защиты  и
улучшения состояния  окружающей  среды,  предотвращения трансграничных
загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования.  
                                                                      
                   VI. Развитие торговых отношений                    
     Развитие и  углубление  торгового сотрудничества между Российской
Федерацией и   Украиной    будут    осуществляться    с    последующей
либерализацией действующего   между   государствами  режима  свободной
торговли, с переходом в кратчайшие сроки на единые  принципы  взимания
косвенных налогов   во   взаимной  торговле,  постепенным  устранением
торгово-технических барьеров  и  косвенных   нетарифных   ограничений,
сближением таможенных тарифов.                                        
     В области  гармонизации  действующих  в  Российской  Федерации  и
Украины  таможенных  режимов  предстоит  по  возможности унифицировать
таможенные  правила  и   процедуры,   устранить   имеющиеся   элементы
дискриминации   при   таможенном  оформлении  товаров  и  транспортных
средств,  обеспечить  при  этом  тесное   взаимодействие   таможенных,
пограничных и других органов на основе двухсторонних документов.      
     Гармонизация таможенного режима Российской  Федерации  и  Украины
предусматривает сотрудничество по следующим направлениям:             
     упрощение таможенных   процедур   во    взаимной    торговле    и
совершенствование методов работы;                                     
     сближение процедур таможенного оформления в различных  таможенных
режимах (в частности при транзите, реэкспорте, реимпорте), в том числе
технологии таможенного контроля поездов международного сообщения;     
     унификация грузовой таможенной декларации;                       
     выработка единого  подхода  к  вопросу  организации   таможенного
контроля за перемещением и оформлением подакцизных товаров, подлежащих
маркировке;                                                           
     осуществление совместного таможенного контроля в пунктах пропуска
или при таможенном оформлении энергоносителей (газ, электроэнергия);  
     совершенствование таможенного  режима  при поставках продукции по
производственной   кооперации   хозяйствующих   субъектов,   а   также
таможенно-банковского валютного контроля;                             
     содействие внедрению   и   управлению   современными    системами
таможенной информации,   включая   компьютерные   системы   в  пунктах
таможенного контроля;                                                 
     содействие внедрению  в  практику  таможенного контроля положений
специально разработанных    нормативных    документов    по     защите
интелектуальной собственности;                                        
     подготовка предложений  по  развитию  сотрудничества   таможенных
служб по   вопросам   задержания  и  возврата  и  ввозимых  культурных
ценностей.                                                            
     Программой предусматривается  расширить  сотрудничество в области
взаимодействия транспортных систем Российской Федерации и  Украины  (в
том    числе    нефтегазопроводов),    по    которым    осуществляется
экспортно-импортные  поставки  энергоресурсов,  имея  ввиду  их  более
эффективное  использование  во  взаимных  перевозках грузов,  снижение
транспортных издержек,  проведения с этой целью согласованной политики
по развитию и реконструкции систем транспорта.                        
     Предстоит разработать и реализовать совместные программы развития
транспортной инфраструктуры, согласовать налоговую и тарифную политику
в области транспорта,  координировать действие  транспортных  служб  в
части рационального   использования   парка   вагонов  и  контейнеров,
задействованными на перевозке грузов между  государствами,  установить
единые технические требования к транспортным коммуникациям,  нагрузкам
и габаритам   транспортных   средств,   перевозкам   тяжеловесных    и
крупногабаритных грузов.Совместная   реализация   этой   задачи  будет
осуществляться по следующим направлениям:                             
     совершенствование нормативно-правовой  базы  на основе реализации
существующих и подготовки новых  двухсторонних  соглашений  в  области
автомобильного, железнодорожного,   воздушного,   морского  и  речного
транспорта;                                                           
     координация совместных  действий  по  строительству на территории
обоих государств  трансъевропейских  магистралей,  в   том   числе   с
привлечением средств  российских  и  украинских  инвесторов,  а  также
кредитов и капитала третьих стран.                                    
     Организация и  осуществление  торговых  отношений  между странами
предполагают активный обмен необходимой статистической информацией,  и
в первую   очередь   сопоставление   данных   по   внешней   торговле.
Предусматриваются обмен  статистическими  изданиями  и   публикациями,
методологическими материалами   и  разработками,  программами,  опытом
проведения статистических наблюдений, переписей, обследований, а также
согласования принципов формирования статистики внешней торговли.      
     Будут подготовлены    предложения    по    созданию    совместной
информационной системы Российской Федерации и Украины,  которая должна
обеспечивать отслеживание  состояния  рынков  товаров  и  услуг  обеих
стран,  включая объемы производства и потребление товаров и услуг,  их
сравнительной коньюнктуры   на   мировом    и    внутреннем    рынках.
Представление  информации  в  совместную  информационную систему будет
осуществляться по согласованному перечню показателями соответствующими
ведомствами Российской Федерации и Украины.                           
     Дальнейшее развитие     должно      получить      межрегиональное
сотрудничество, в том числе приграничных областей Российской Федерации
и   Украины,   важнейшим   управлением   которого   станет    создание
благоприятных   условий   для  социально-экономического  подъема  этих
территорий с учетом сложившихся  ранее  межрегиональных  хозяйственных
связей,  сохранения  обычаев и духовных ценностей проживающегося в них
населения.                                                            
                                                                      
                  VII. Механизм реализации программы                  
     Реализация программы  будет осуществляться посредством выполнения
государственными органами  и  хозяйствующими   субъектами   Российской
Федерации и Украины конкретных действий,  определяемых в Программе и в
Мероприятиях.                                                         
     С целью    выполнения    Программы     в     рамках     Смешанной
российско-украинской комиссии      по     сотрудничеству     создаются
Координационный совет  по  реализации  Программы  (далее  именуется  -
Координационный  совет)  и  рабочие  группы   по   основным   разделам
Программы.                                                            
     Координационный совет  включает  российскую  и  украинскую части,
каждая из  которых  возглавляется  председателем,  назначаемым главами
правительств Сторон.                                                  
     В состав  координационного  совета  входят  руководители  рабочих
групп Сторон.                                                         
     Заседания Координационного     совета    проводятся    по    мере
необходимости,но  не  реже  одного  раза  в  полугодие,  поочередно  в
Российской   Федерации   и   Украины  Председательствует  на  заседании
Координационного совета председатель принимающей Стороны.             
     Основными функциями  Координационного  совета являются:          
     координация деятельности   по   реализации   Программы  в  рамках
национальных частей;                                                  
     организация подготовки  плана мероприятий по реализации Программы
на соответствующий  год,  который  выносится  на  заседание  Смешанной
российско-украинской комиссии по сотрудничеству;                      
     организация подготовки проектов  межпрасительственных  соглашений
по вопросам, связанным с реализацией и координацией Программы;        
     подготовка для    рассмотрения    на     заседаниях     Смешанной
российско-украинской комиссии  по  сотрудничеству  отдельных  проблем,
связанных с реализацией Программы;                                    
     иные функции определяемые регламентом Координационного  совета.  
     Регламент Координационного совета рассматривается и  утверждается
на заседании  Координационного  совета  не  позднее  60  дней  с  даты
вступления  в  силу Договора между Российской Федерацией и Украиной об
экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы.                     
                                                                      
За Российскую Федерацию                                      Б. Ельцин
                                                                      
За Украину                                                    Л. Кучма
                                                                      
                                                                      
                       МЕРОПРИЯТИЯ К ПРОГРАММЕ                        
          экономического сотрудничества Российской Федерации          
                    и Украины на 1998 - 2007 годы                     
                                                                      
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|              Содержание мероприятий     |  Срок          |              Исполнители                           |
|                                         | исполнения     ------------------------------------------------------
|                                         |                | Российской          |   Украины                    |
|                                         |                | Федерации           |                              |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|       |                                 |                |                     |                              |
|   I.  |       Основные направления      |                |                     |                              |
|       |  экономического сотрудничества  |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
| 1.1.  |    Подготовка предложений по:   |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  сближению       концептуальных |                |                     |                              |
| 1.1.1 |  подходов     к     структурной | 1998 - 1999 гг.|  Минэкономики       | Минэкономики                 |
|       |  перестройке   экономик   обоих |                |                     | Минпромполитики              |
|       |  государств                     |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  гармонизация законодательных и |                |                     |                              |
|       |  других    нормативных    актов |                |                     |                              |
| 1.1.2 |  государств в области  создания | 1998 г.        |  Минэкономики       | Минэкономики                 |
|       |  совместных       хозяйствующих |                |  Минсотрудничество  |                              |
|       |  структур                       |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  созданию              условий, |                |                     |                              |
| 1.1.3 |  благоприятствующих   взаимному | 1998 - 2000 гг.|  Мингосимущества    | Фонд государственного        |
|       |  участию          хозяйствующих |                |  Минэкономики       | имущества                    |
|       |  субъектов  Сторон в программах |                |                     | Минэкономики                 |
|       |  приватизации                   |                |                     | Минпромполитики              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  сближению методов   исчисления | 1998 - 1999 гг.|  Минэкономики       | Минэкономики                 |
| 1.1.4 |  себестоимости        продукции |                |                     | Минфин                       |
|       |  (услуг)                        |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  обмену информации по  вопросам | 1998 - 1002 гг.|  ФКЦБ               | Государственная комисс я     |
| 1.1.5 |  регулирования  и  контроля  на |                |                     | по ценным бумагам и          |
|       |  рынке ценных бумаг             |                |                     | фондового рынка              |
|       |                                 |                |                     | Минфин                       |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  созданию системы     раскрытия | 1998 - 2002 гг.|  ФКЦБ               | Государственная комиссия     |
| 1.1.6 |  информации   на  рынке  ценных |                |                     | по ценным бумагам и          |
|       |  бумаг                          |                |                     | фондового рынка              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  сближению механизма   взимания | 1998 - 1999 гг.|   Госналогслужба    | Минфин                       |
|       |  косвенных      налогов     при |                |   Минфин            | Государственная              |
| 1.1.7 |  осуществении                   |                |   Минэкономики      | налоговая администрация      |
|       |  экспортно-импортных   операций |                |   ГТК               | Госналогслужба               |
|       |  во взаимной торговле           |                |                     | МВЭСторг                     |
|       |                                 |                |                     | Минэкономики                 |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  осуществлению и       развитию | 1998 г.        |   МВЭС              | МВЭСторг                     |
|       |  нормативно-правовых механизмов |                |   Минэкономики      | Гостаможслужба               |
| 1.1.8 |  в   соответствии   с   режимом |                |   Минюст            | Минэкономики                 |
|       |  свободной торговли             |                |                     | Минтраст                     |
|       |                                 |                |                     | Минфин                       |
|       |                                 |                |                     | Минагропром                  |
|       |                                 |                |                     | Госстандарт                  |
|       |                                 |                |                     | Государственная налоговая    |
|       |                                 |                |                     | администрация                |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  разработки          совместных | 1998 - 2007 гг.|   Минэкономики      | Национальное агентство       |
| 1.1.9 |  инвестиционных проектов        |                |                     | по реконструкции и развитию  |
|       |                                 |                |                     | Минэкономики                 |
|       |                                 |                |                     | Минполитики                  |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |       Подготовка проектов       |                |                     |                              |
| 1.2.  |       межправительственных      |                |                     |                              |
|       |           соглашений:           |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
| 1.2.1 |  о взаимодействии   в   области | 1998 - 1999 гг.|   ГАК               | Антимонопольный комитет      |
|       |  обеспечения конкуренции        |                |   МИД               | Минэкономики,                |
|       |                                 |                |                     | МИД                          |
|       |                                 |                |                     |                              |
| 1.2.2 |  о поощрению      и      защите | 1998 г.        |   Минэкономики      | МВЭСторг                     |
|       |  инвестиций                     |                |   Минсотрудничество | Минэкономики                 |
|       |                                 |                |   МИД               | МИД                          |
|       |                                 |                |                     |                              |
|       |  об                 организации | 1998 г.        |   Банк России       | Национальный банк            |
|       |  корреспондентских    отношений |                |   (по согласованию) | (по согласованию)            |
| 1.2.3 |  между Центральным       банком |                |   МИД               | МИД                          |
|       |  Российской Федерации         и |                |                     |                              |
|       |  Национальным банком Украины    |                |                     |                              |
|       |                                 |                |                     |                              |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                              СОГЛАШЕНИЕ                              
        Между Российской Федерацией и Украиной о регулировании        
           процесса переселения и защите прав переселенцев            
                                                                      
     Российская Федерация и Украина, в дальнейшем именуемые Сторонами,
     руководствуясь принципами содержащимися в основных документах ООН
по правам человека, положениями Хельсинского Заключительного акта,    
     исходя из  стремления  определить  порядок  и условия переселения
лиц, а также взаимные обязательства Сторон по оказанию им содействия в
переселении,                                                          
     согласились о нижеследующем:                                     
                                                                      
                               Статья 1                               
     Настоящее соглашение регулирует вопросы добровольного переселения
лиц,  являющихся  гражданами  государства  одной  Стороны,   постоянно
проживающих  на территории другой Стороны и добровольно переселяющиеся
на территорию своей гражданской принадлежности, или лиц, которые имеют
право  на  приобретение  в  упрощенном  порядке согласно национальному
законодательству государства въезда.                                  
     Переселение осуществляется на основе свободного волеизъявления.  
     Стороны признают   недопустимым   любое   принуждение    лиц    к
переселению, а также создание препятствий для переселения.            
     Применение настоящего  Соглашения,  к  каждому  конкретному  лицу
является однократным.                                                 
                                                                      
                               Статья 2                               
     Термины, применяемые  в  настоящем  Соглашении,  имеют  следующее
значение:                                                             
     "переселенец" -  дееспособное  лицо,  подпадающее  под   действие
статьи 1  Настоящего  Соглашения,  получившее  в установленном порядке
разрешение на переселение;                                            
     "член семьи  переселенца"  -  супруга (супруг),  нетрудоспособные
родители, несовершеннолетние  дети,  а  также   другие   родственники,
проживающие совместно с переселенцем и ведущие с ним общее хозяйство; 
     "государство выезда"   -   государства    прежнего    постоянного
проживания переселенца и членов его семьи;                            
     "государство въезда"  -  государство,  на   территорию   которого
переселяется переселенец и члены его семьи.                           
                                                                      
                               Статья 3                               
     Настоящее соглашение не применяется к:                           
     а) беженцам;                                                     
     б) трудящихся - мигрантам;                                       
     в) лицам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления
или осужденным за совершение преступления и  отбывающим  наказание  на
территории одной из Сторон;                                           
     г) лицам, выезд   которых   затрагивает   интересы   безопасности
государства выезда     до    прекращения    действия    обстоятельств,
препятствующих выезду;                                                
     д) лицам,  выезд  которых отложен до исполнения ими имущественных
обязательств перед государственными, кооперативными, общественными или
иными организациями и учреждениями, физическими лицами;               
     е) лицам,  временно находящимся на территории государства в связи
с учебой, частными и деловыми поездками;                              
     ж) военнослужащим,  находящимся на действительной военной службе,
и членам их семей.                                                    
     На лиц,  указанных  в  настоящей  статье,   действие   Соглашения
распространяется после     прекращения     действия     обстоятельств,
препятствующих выезду.                                                
                                                                      
                               Статья 4                               
     Лица, переселяющиеся из  Российской  Федерации  в  Украину  и  из
Украины  в  Российскую  Федерацию  на основании настоящего Соглашения,
должны получить в установленном порядке разрешение на переселение.    
     Разрешение на    переселение     предоставляется     переселенцам
государством въезда  в соответствии с положением настоящего Соглашения
и его законодательством.                                              
     На лиц,   переселяющихся   самостоятельно,  положения  настоящего
Соглашения не распространяются.                                       
                                                                      
                               Статья 5                               
     Переселенцы и   члены   их  семей  имеют  право  на  свободное  и
бесплатное обучение от  миграционных  служб  Сторон  и  информации  об
условиях трудоустройства    и   социального   обеспечения,   получения
образования, профессиональной подготовки, переподготовки, а также иных
условиях проживания      (природно-климатических,     жилищно-бытовых,
социально-культурных) в государствах въезда.                          
                                                                      
                               Статья 6                               
     Переселенцы и члены их семей имеют право:                        
     а) вывезти  из  государства  выезда  все  заявленное  до   выезда
движимое имущество,   находящееся   в   их  личной  собственности,  за
исключением предметов,   запрещенным   к   вывозу    законодательством
государства выезда;                                                   
     б) в  установленном  порядке  продать  или  иначе   распорядиться
имуществом, являющейся их личной собственностью;                      
     в) переводить   денежные   вклады,   размещенные   в   банковских
отделениях государства  выезда,  в  банковские  отделения  государства
въезда без ограничения суммы в соответствии с порядком,  установленным
Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Украины;
     г) оставлять на территории государства выезда принадлежащее им на
правах собственности   движимое  и  не  движимое  имущество,  денежные
вклады, осуществлять в их  отношении  право  владения,  пользования  и
распоряжения.                                                         
     Движимое и недвижимое имущество не может быть  отчуждено  властями
государства выезда  на основании того,  что его собственником является
лицо, постоянно  проживающее за пределами государства или неявляющееся
гражданином государства выезда;                                       
                                                                      
                               Статья 7                               
     Стороны признают за переселенцами и членами их  семей  -  членами
жилищного, жилищно-строительного,   дачного,   гаражного  строительных
кооперативов, садово-огороднического    товарищества     и     другого
коопреатива, полностью внесшими свой паевой взнос за  квартиру,  дачу,
садовый дом,  гараж, иное помещение или строение, предоставленное им в
пользование, право собственности на это имущество.                    
     Переселенцам и членам их  семей  предоставляется  право  досрочно
выплатить паевой  взнос за имущество,  предоставленное в пользование,и
оформить право собственности на это имущество.                        
                                                                      
                               Статья 8                               
     Владение, пользование  и  распоряжение имуществом,  находящемся в
собственности переселенцев и членов их  семей,  осуществляется  ими  в
полном объеме.                                                        
     Гражданско-правовые споров отношении  собственности,  находящейся
на территории  государства  выезда,  между  переселенцами и членами их
семей, с одной стороны,  решаются в  судебном  порядке  на  территории
государства выезда  в соответствии с его законодательством и настоящим
Соглашением.                                                          
     Компетентные власти  государства  выезда  признают  вступившие  в
законную силу решения судов государства выезда по указанным спорам,  в
том числе для целей исполнения на территории государства въезда.      
                                                                      
                               Статья 9                               
     Стороны обеспечивают на своей территории  защиту  переселенцев  и
членов их смей от любых действий в форме насилия, угроз и запугивания,
а  также  иных  действий  по  признаку пола,  расы,  языка,  религии и
убеждений,  политических или иных взглядов, национального, этнического
или   социального   происхождения,  экономического,  имущественного  и
семейного положения как со стороны  государственных  должностных  лиц,
так и со стороны частных лиц, групп, общественных объединений и других
организаций.                                                          
                                                                      
                              Статья 10                               
     Стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение переселенцев
и членов их семей от  ограничений  на  ввоз  и  вывоз  своего  личного
имущества, таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов.      
     Вывозимые денежные   средства   и   переводимые  денежные  вклады
освобождаются от  сборов  и  пошлин,  за  исключением   тех,   которые
представляют собой плату за услуги по переводу.                       
                                                                      
                              Статья 11                               
     Государство выезда оказывает содействие переселенцам и членам  их
семей в  приобретении  авиационных  и  железнодорожных балетов а также
выделение контейнеров  для   транспортировки   личного   имущества   в
государство въезда.                                                   
     Стороны не  препятствуют  обмену  жильем   между   переселенцами,
совершаемому в      соответствии     с     порядком,     установленном
законодательством обоих государств.                                   
                                                                      
                              Статья 12                               
     Координацию работ  по  переселению  лиц и контроль за соблюдением
настоящего Соглашения Стороны возлагают:                              
     Российской Федерации - на Федеральную миграционную службу России;
     Украины -   на   Государственный   комитет   Украины   по   делам
национальности и миграции.                                            
     Федеральная миграционная служба России и Государственный  комитет
Украины по  делам  национальностей  и миграции специальным соглашением
определяют порядок реализации настоящего Соглашения.                  
                                                                      
                              Статья 13                               
     В целях  реализации  настоящего  Соглашения  каждая из сторон при
наличии согласия с  другой  Стороны  может  открыть  представительство
своих миграционных служб на территории другой стороны.                
     Статус и   функции   представительств   будут    определены    по
дипломатическим каналам путем обмена нотами.                          
                                                                      
                              Статья 14                               
     Порядок реализации прав на социальное обеспечение переселенцев  и
членов их семей регулируется отдельными соглашениями.                 
                                                                      
                              Статья 15                               
     В случае  возникновения  споров  по  поводу  реализации положений
настоящего Соглашения Стороны будут их  решать  путем  консультаций  и
переговоров.                                                          
                                                                      
                              Статья 16                               
     Проблемы, неразрешенные  органами,  указанными  в статьях 12 и 13
настоящего Соглашения,  будут передаваться  на  разрешение  Сторон  по
дипломатическим каналам.                                              
     Стороны могут вносить дополнения или изменения в текст настоящего
Соглашения путем подписания соответствующих документов,  которые будут
являться неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступать в силу в
порядке, предусмотренном на вступлении в силу настоящего Соглашения.  
     В случае  если  законодательством  Российской Федерации и Украины
предусмотрено иное, действуют нормы настоящего Соглашения.            
                                                                      
                              Статья 17                               
     Настоящее Соглашение подлежит ратификации, вступает в силу в день
обмена ратификационными грамотами и действует  в  течении  5  лет.  По
истечении  этого  срока  Соглашение  остается в силе,  если не одна из
Сторон не известит другую Сторону не менее чем за 6  месяцев  о  своем
намерении его расторгнуть.                                            
                                                                      
                                                Одобрен постановлением
                                    Правительства российской Федерации
                                        N 218 от 18 февраля 1998 года.