ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА 1998 - 2007 ГОДЫ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 25 февраля 1998 г. (РГ(В) 98-8) Российская Федерация и Украина далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, руководствуясь Договором о дружбе сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерации и украиной от 31 мая 1997 года, исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных производственных и торгово-экономических отношений, придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического и научно-технического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов, придавая важное значение гармонизации экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, учитывая взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств, договорились о нижеследующем: Статья 1 Высокие Договаривающиеся Стороны будут осуществлять программу экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1998-2007 годы (далее именуется - Программа), являющегося необходимой частью настоящего Договора. Статья 2 Экономическое сотрудничество Высоких Договаривающихся Сторон осуществляется путем взаимодействия между хозяйственными субъектами независимо от формы собственности и подчиненности, с соблюдением общепризнанных норм международного права и национального законодательства. Высокие Договаривающиеся Стороны, признавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства, будут создавать благоприятные условия для согласования основных направлений социально-экономических преобразований, структурной перестройки, сближения нормативно-правовой базы в области внешнеэкономической деятельности, таможенно-тарифной и налоговой политики, антимонопольного регулирования, формирования отдельных проектов и программ, оказанию содействия развития кооперации, создания совместных производственных структур, взаимного участия в приватизации, в инвестиционных проектах в соответствии с национальным законодательством. Статья 3 Правительство Высоких Договаривающихся Сторон будут координировать выполнение программы, осуществлять поэтапный контроль ее реализации и в случае необходимости вносить в нее коррективы. Статья 4 Ход выполнения Программы не реже одного раза в год рассматривается на высшем уровне. Статья 5 Споры относительно толкований и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров. Статья 6 В настоящий Договор могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются межправительственными протоколами, которые будут являться неотъемлемой частью Договора и вступать в силу в соответствии с положениями статьи 8 Договора. Статья 7 Выполнение положений настоящего Договора не затрагивает прав и обязанностей, вытекающих из иным международных Договоров, заключенными Высокой Договаривающейся Стороны. Статья 8 Настоящий Договор вступает в силу с даты получения последнего уведомления, подтверждающего выполнение Высокой Договаривающейся Стороны внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу, и действует до 31 декабря 2007 года. Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона может прекратить действие настоящего Договора путем уведомления другой Высокой Договаривающейся Стороны. В этом случае Договор прекращает свое действие через 6 месяцев после даты такого уведомления. прекращение действия настоящего Договора не затрагивает осуществление проектов, реализуемых в соответствии с Программой. ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ НА 1998 - 2007 ГОДЫ Российская Федерация и Украина являются крупнейшими экономическими партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены прежде всего высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных и технологических связей практически во всех отраслях экономики и объективной необходимостью сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равной основе. Однако в последние годы в силу ряда причин традиционные экономические связи Российской Федерации и Украины в значительной мере ослабли. В настоящее время их состояние не отвечает потребностям обоих государств, что обусловило необходимость совместной выработки единого направления дальнейшего развития двухсторонних экономических отношений. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанный 31 мая 1997 года, явился основой для совместного произведения этой работы. Исходя из положений Договора разработана программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1998 - 2007 годы (далее именуется - программа). I. Состояние и проблемы развития российско-украинского экономического сотрудничества Произошедшие радикальные изменения в экономике Российской Федерации и Украины после провозглашения независимости обоими государствами, становление рыночного механизма сопровождались ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов производства и еще более глубоким сокращением взаимного товарооборота. В условиях нарушения сложившихся ранее кооперационных связей, нестабильности национальных денежных систем и ухудшения финансового положения предприятий, несовершенства системы взаиморасчетов, несимметричности систем налогообложения ухудшилась структура товарооборота, возросло применение бартера при осуществлении экспортно-импортных операций. В экономическом сотрудничестве Российской Федерации и Украины слабо использовалось одно из важнейших направлений - создание совместных производственных структур, способствующих восстановлению и развитию кооперационных и технологических связей предприятий и отраслей, сохранению и более эффективному использованию сложившейся ранее специализации предприятий в области машиностроения, химической промышленности, топливно-энергетического и военно-стратегического комплексов, мобилизации финансовых и инвестиционных ресурсов. Правовая основа организации и деятельности таких структур в законодательных актах Российской Федерации и Украины существенно различается, что является существенным тормозом на пути их создания. Аналогичное положение сложилось с разработкой долгосрочных межгосударственных целевых комплексных программ по решению проблем, представляющих взаимный интерес в области производства различных видов продукции, в том числе технически сложной и наукоемкой, в проведении фундаментальных исследований. Из-за различий в нормативно-правовой базе не получает развития участие российских и украинских хозяйствующих субъектов в акционировании расположенных на территориях обоих государств предприятий, и прежде всего в таких областях, как нефтепереработка, энергетика, черная и цветная металлургия. Между Российской Федерацией и Украиной не полностью урегулированы проблемы, связанные с согласованием транзитных режимов, систем взимания местных налогов и портовых сборов, недостаточно используются возможности взаимовыгодного сотрудничества в области торгового судоходства, воздушного сообщения, трубопроводного транспорта и межсистемных линий электропередачи. Существующие проблемы в экономических отношениях Российской Федерации и Украины требуют их адекватного решения, выработки долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического сотрудничества, осуществления Программы. II. Цели и задачи программы Программа разработана с целью осуществления Российской Федерации и Украины на долгосрочной основе согласованного комплекса мер, в том числе нормативно-правового характера, по оказания государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между двумя странами, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик и роста на этой основе взаимного товарооборота к 2008 году не менее чем в 2,5 раза, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей народов Российской Федерации и Украины и повышению уровня жизни населения двух Сторон. Для реализации этих целей Программа предусматривает взаимодействие государственных органов Российской Федерации и Украины по следующим основным направлениям: совместное изыскание путей, обеспечивающих развитие экономического сотрудничества, направленного на подъем экономики обоих государств в интересах повышения уровня жизни населения; согласованное взаимодействие в осуществлении институциональных преобразований при формировании рыночной экономики государств, и в первую очередь в области проведения приватизации, создания условий для добросовестной конкуренции, регулирования деятельности естественных монополий и т.п.; сближение концептуальных подходов к структурной перестройке экономики обоих государств, создания хозяйствующим субъектам стимулов для роста производства, вложения в его развитие инвестиций, внедрения новейших достижений в области науки и передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. В процессе выполнения Программы предстоит решить следующие задачи: Сближение нормативно-правовой базы в области регулирования внешнеэкономической деятельности и налоговой системы, осуществления мер по взаимной защите национальных товаропроизводителей, развитие межрегионального сотрудничества; формирование отдельных межгосударственных проектов и программ экономического сотрудничества, создание совместных предприятий различных видов и форм, развитие производственной кооперации, активизация взаимной деятельности национальных и иностранных инвесторов на территории обоих государств; эффективное использование и развитие транспортных коммуникаций и связи; совершенствование платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений; взаимодействие в развитие фондовых рынков. III. Сближение основных направлений проведения экономических реформ и развитие экономического сотрудничества В программе намечается осуществить сближение основных направлений проведения рыночных реформ в Российской Федерации и Украине в целях сближения условий хозяйственной деятельности и и заложить основу для дальнейшего развития интеграционных процессов в экономике, что может способствовать также повышению эффективности деятельности Содружества Независимых Государств в целом. К основным направлениям координации действий Сторон по проведению экономических реформ относятся: взаимный обмен национальными программами приватизации Российской Федерации и Украины и подготовка предложений по созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в этих программах; разработка и подписание межправительственных соглашений по осуществлению конкурентной политики, поощрению и взаимной защите инвестиций, осуществление поддержки предпринимательства; подготовка для внесения в законодательные органы предложений о возможном усовершенствовании законодательства обоих государств по защите прав потребителей. Стороны будут гармонизировать нормативно-правовую базу, создавая равновыгодные условия для хозяйствующих субъектов обоих государств, и в первую очередь в области; разработки принципов взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций во взаимной торговле; формирование единого порядка осуществления кооперированных поставок продукции, включая применение косвенных налогов; гармонизации законодательно-нормативной базы Сторон в области создания межгосударственных финансово-промышленных групп и других совместных структур; сближения начиная с 1998 года национальных тарифов на взаимные транспортные перевозки грузов и пассажиров, а также на транзитный провоз грузов, в том числе транзит по трубопроводам через территории государств; организации корреспондентских отношений между Центральным Баком Российской Федерации и Национальным Баком Украины , а также межгосударственных расчетов и сотрудничества банковских систем. IV. Координация приоритетных направлений структурных изменений в экономиках Предусматривается провести согласование концептуальных подходов к разрабатываемых в государствах долгосрочным программам структурной перестройки экономики. Основными стратегическими ориентирами при этом необходимо считать: достижение стабилизации производства и экономического роста; повышение конкурентоспособности продукции, развитие экспортного потенциала Сторон. Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской Федерации и Украины в рамках проведения согласованной структурной политики, связаны с глубокой качественной перестройкой имеющегося производственного потенциала и затрагивают интересы обоих государств. В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о совместном создании и развитии структурообразующих производств, о путях и формах делового участия в обеспечение этих производств необходимыми ресурсами, сохранения производственного профиля предприятий, имеющих ключевое значение в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и Украины К таким производствам прежде всего относятся ракетно-космическая промышленность, авиастроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, топливно-энергетический комплекс, легкая и пищевая промышленность. В целях повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями этих отраслей, предстоит рассмотреть возможности сохранения и развития наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала и использования его в интересах развития экономики обоих государств, создания для собственных товаропроизводителей приоритетных условий для производства и сбыта продукции на рынках Российской Федерации и Украины, содействия роста платежеспособного спроса на продукцию предприятий обоих государств, защиты общего рыночного пространства от недобросовестной конкуренции. Действенным механизмом проведения согласованной структурной перестройки экономики Российской Федерации и Украины будет создание совместных российско-украинских транснациональных структур. Формирование этих структур, и прежде всего в приоритетных отраслях и промышленных комплексах, создает предпосылки для эффективного инвестирования и межотраслевого перемещения капитала, создания и развития рациональных кооперационных связей, ускорения научно-технического прогресса, наращивание экспортного потенциала,реализации прогрессивных структурных изменений в экономике. Важным направлением в согласовании приоритетная структура изменений экономики будет осуществление координации деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических организаций с целью эффективного использования научного потенциала Российской Федерации и Украины Основными направлениями сотрудничества в инновационной сфере будут развитие технологий в: освоении космоса, самолетостроении, судостроении, радиоэлектронике; модернизации автомобильного строения, расширении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания экологически чистой автомобильной продукции; биотехнологии для сельского хозяйства и производстве медицинских препаратов; машиностроении, организации производства высокоэффективной техники для обновления продукции в отраслях производства, сельскохозяйственного машиностроения, производстве спецтехники, транспортных средств, энергетического оборудования; металлургической промышленности (производство труб нефтегазового сортамента, прогрессивных профилей проката, ферросплавов и специальных сталей); химической и нефтехимической промышленности (производства удобрений и средств защиты растений, катализаторов, нефтехимической продукции , малотоннажной и анилинокрасочной химической продукции, химических нитей и волокон); нефтеперерабатывающей промышленности (организация замены первичных мощностей по нефтепереработке, внедрение новейших технологий с целью увеличения глубин переработки нефти и повышения качества нефтепродуктов); атомной энергетики (согласование стратегии ее развития и повышения безопасности, сотрудничество в области совершенствования ядро-топливного цикла). Программой предусматривается создание наиболее благоприятных условий для развития сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и для обеспечения безопасности Сторон. Основой практического осуществления согласованной структурной политики является реализация обоими государствами как национальных целевых комплексных программ и проектов, так и совместных, в том числе предусматривающих крупные изменения в инвестиционной деятельности. Межгосударственные целевые комплексные программы в соответствии с программами структурной перестройки производств обоих государств будут предусматривать проведение комплекса мер, направленных на перемещение капитала в наиболее перспективные сферы экономики, а также свертывание неэффективных, неконкурентоспособных отраслей и производств, с целью содействия активизации целенаправленной структурной политики, обеспечение жизненно важных систем экономики, повышении конкурентоспособности продукции, сохранение научно-технического, производственного и кадрового потенциалов. В процессе осуществления Программы будут приняты действенные меры по укреплению и развитию взаимовыгодной производственной кооперации и прямых связей между предпринимателями Российской Федерации и Украины , направленные на увеличение выпуска прогрессивных видов продукции, эффективное комплексное использование сырьевых ресурсов, развитие импортозамещающих производств, осуществление межгосударственных программ. V. Координация мер по решению совместных социальных проблем Проводимые в Российской Федерации и Украине экономические преобразования способствовали появлению новых проблем в социальной сфере, решения которых требует взаимосогласованных действий обоих государств в целях соблюдения прав человека. В Мероприятиях к Программе предусматривается дальнейшее совершенствование правовой базы при решении совместных важнейших проблем в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан, занятость, условия труда, предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания, гигиену труда,В этих целях в 1998 - 2000 годы намечается подготовить и заключить двусторонние соглашения. В период реализации Программы будет осуществляться координация усилий в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологической обстановке, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей и обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами, а также в области культуры и искусства , физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма. Дальнейшее расширение получит сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования. VI. Развитие торговых отношений Развитие и углубление торгового сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной будут осуществляться с последующей либерализацией действующего между государствами режима свободной торговли, с переходом в кратчайшие сроки на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле, постепенным устранением торгово-технических барьеров и косвенных нетарифных ограничений, сближением таможенных тарифов. В области гармонизации действующих в Российской Федерации и Украины таможенных режимов предстоит по возможности унифицировать таможенные правила и процедуры, устранить имеющиеся элементы дискриминации при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, обеспечить при этом тесное взаимодействие таможенных, пограничных и других органов на основе двухсторонних документов. Гармонизация таможенного режима Российской Федерации и Украины предусматривает сотрудничество по следующим направлениям: упрощение таможенных процедур во взаимной торговле и совершенствование методов работы; сближение процедур таможенного оформления в различных таможенных режимах (в частности при транзите, реэкспорте, реимпорте), в том числе технологии таможенного контроля поездов международного сообщения; унификация грузовой таможенной декларации; выработка единого подхода к вопросу организации таможенного контроля за перемещением и оформлением подакцизных товаров, подлежащих маркировке; осуществление совместного таможенного контроля в пунктах пропуска или при таможенном оформлении энергоносителей (газ, электроэнергия); совершенствование таможенного режима при поставках продукции по производственной кооперации хозяйствующих субъектов, а также таможенно-банковского валютного контроля; содействие внедрению и управлению современными системами таможенной информации, включая компьютерные системы в пунктах таможенного контроля; содействие внедрению в практику таможенного контроля положений специально разработанных нормативных документов по защите интелектуальной собственности; подготовка предложений по развитию сотрудничества таможенных служб по вопросам задержания и возврата и ввозимых культурных ценностей. Программой предусматривается расширить сотрудничество в области взаимодействия транспортных систем Российской Федерации и Украины (в том числе нефтегазопроводов), по которым осуществляется экспортно-импортные поставки энергоресурсов, имея ввиду их более эффективное использование во взаимных перевозках грузов, снижение транспортных издержек, проведения с этой целью согласованной политики по развитию и реконструкции систем транспорта. Предстоит разработать и реализовать совместные программы развития транспортной инфраструктуры, согласовать налоговую и тарифную политику в области транспорта, координировать действие транспортных служб в части рационального использования парка вагонов и контейнеров, задействованными на перевозке грузов между государствами, установить единые технические требования к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам транспортных средств, перевозкам тяжеловесных и крупногабаритных грузов.Совместная реализация этой задачи будет осуществляться по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы на основе реализации существующих и подготовки новых двухсторонних соглашений в области автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта; координация совместных действий по строительству на территории обоих государств трансъевропейских магистралей, в том числе с привлечением средств российских и украинских инвесторов, а также кредитов и капитала третьих стран. Организация и осуществление торговых отношений между странами предполагают активный обмен необходимой статистической информацией, и в первую очередь сопоставление данных по внешней торговле. Предусматриваются обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами и разработками, программами, опытом проведения статистических наблюдений, переписей, обследований, а также согласования принципов формирования статистики внешней торговли. Будут подготовлены предложения по созданию совместной информационной системы Российской Федерации и Украины, которая должна обеспечивать отслеживание состояния рынков товаров и услуг обеих стран, включая объемы производства и потребление товаров и услуг, их сравнительной коньюнктуры на мировом и внутреннем рынках. Представление информации в совместную информационную систему будет осуществляться по согласованному перечню показателями соответствующими ведомствами Российской Федерации и Украины. Дальнейшее развитие должно получить межрегиональное сотрудничество, в том числе приграничных областей Российской Федерации и Украины, важнейшим управлением которого станет создание благоприятных условий для социально-экономического подъема этих территорий с учетом сложившихся ранее межрегиональных хозяйственных связей, сохранения обычаев и духовных ценностей проживающегося в них населения. VII. Механизм реализации программы Реализация программы будет осуществляться посредством выполнения государственными органами и хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Украины конкретных действий, определяемых в Программе и в Мероприятиях. С целью выполнения Программы в рамках Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству создаются Координационный совет по реализации Программы (далее именуется - Координационный совет) и рабочие группы по основным разделам Программы. Координационный совет включает российскую и украинскую части, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым главами правительств Сторон. В состав координационного совета входят руководители рабочих групп Сторон. Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости,но не реже одного раза в полугодие, поочередно в Российской Федерации и Украины Председательствует на заседании Координационного совета председатель принимающей Стороны. Основными функциями Координационного совета являются: координация деятельности по реализации Программы в рамках национальных частей; организация подготовки плана мероприятий по реализации Программы на соответствующий год, который выносится на заседание Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству; организация подготовки проектов межпрасительственных соглашений по вопросам, связанным с реализацией и координацией Программы; подготовка для рассмотрения на заседаниях Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству отдельных проблем, связанных с реализацией Программы; иные функции определяемые регламентом Координационного совета. Регламент Координационного совета рассматривается и утверждается на заседании Координационного совета не позднее 60 дней с даты вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы. За Российскую Федерацию Б. Ельцин За Украину Л. Кучма МЕРОПРИЯТИЯ К ПРОГРАММЕ экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1998 - 2007 годы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Содержание мероприятий | Срок | Исполнители | | | исполнения ------------------------------------------------------ | | | Российской | Украины | | | | Федерации | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | | | | I. | Основные направления | | | | | | экономического сотрудничества | | | | | | | | | | | 1.1. | Подготовка предложений по: | | | | | | | | | | | | сближению концептуальных | | | | | 1.1.1 | подходов к структурной | 1998 - 1999 гг.| Минэкономики | Минэкономики | | | перестройке экономик обоих | | | Минпромполитики | | | государств | | | | | | | | | | | | гармонизация законодательных и | | | | | | других нормативных актов | | | | | 1.1.2 | государств в области создания | 1998 г. | Минэкономики | Минэкономики | | | совместных хозяйствующих | | Минсотрудничество | | | | структур | | | | | | | | | | | | созданию условий, | | | | | 1.1.3 | благоприятствующих взаимному | 1998 - 2000 гг.| Мингосимущества | Фонд государственного | | | участию хозяйствующих | | Минэкономики | имущества | | | субъектов Сторон в программах | | | Минэкономики | | | приватизации | | | Минпромполитики | | | | | | | | | сближению методов исчисления | 1998 - 1999 гг.| Минэкономики | Минэкономики | | 1.1.4 | себестоимости продукции | | | Минфин | | | (услуг) | | | | | | | | | | | | обмену информации по вопросам | 1998 - 1002 гг.| ФКЦБ | Государственная комисс я | | 1.1.5 | регулирования и контроля на | | | по ценным бумагам и | | | рынке ценных бумаг | | | фондового рынка | | | | | | Минфин | | | | | | | | | созданию системы раскрытия | 1998 - 2002 гг.| ФКЦБ | Государственная комиссия | | 1.1.6 | информации на рынке ценных | | | по ценным бумагам и | | | бумаг | | | фондового рынка | | | | | | | | | сближению механизма взимания | 1998 - 1999 гг.| Госналогслужба | Минфин | | | косвенных налогов при | | Минфин | Государственная | | 1.1.7 | осуществении | | Минэкономики | налоговая администрация | | | экспортно-импортных операций | | ГТК | Госналогслужба | | | во взаимной торговле | | | МВЭСторг | | | | | | Минэкономики | | | | | | | | | | | | | | | осуществлению и развитию | 1998 г. | МВЭС | МВЭСторг | | | нормативно-правовых механизмов | | Минэкономики | Гостаможслужба | | 1.1.8 | в соответствии с режимом | | Минюст | Минэкономики | | | свободной торговли | | | Минтраст | | | | | | Минфин | | | | | | Минагропром | | | | | | Госстандарт | | | | | | Государственная налоговая | | | | | | администрация | | | | | | | | | разработки совместных | 1998 - 2007 гг.| Минэкономики | Национальное агентство | | 1.1.9 | инвестиционных проектов | | | по реконструкции и развитию | | | | | | Минэкономики | | | | | | Минполитики | | | | | | | | | Подготовка проектов | | | | | 1.2. | межправительственных | | | | | | соглашений: | | | | | | | | | | | 1.2.1 | о взаимодействии в области | 1998 - 1999 гг.| ГАК | Антимонопольный комитет | | | обеспечения конкуренции | | МИД | Минэкономики, | | | | | | МИД | | | | | | | | 1.2.2 | о поощрению и защите | 1998 г. | Минэкономики | МВЭСторг | | | инвестиций | | Минсотрудничество | Минэкономики | | | | | МИД | МИД | | | | | | | | | об организации | 1998 г. | Банк России | Национальный банк | | | корреспондентских отношений | | (по согласованию) | (по согласованию) | | 1.2.3 | между Центральным банком | | МИД | МИД | | | Российской Федерации и | | | | | | Национальным банком Украины | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- СОГЛАШЕНИЕ Между Российской Федерацией и Украиной о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев Российская Федерация и Украина, в дальнейшем именуемые Сторонами, руководствуясь принципами содержащимися в основных документах ООН по правам человека, положениями Хельсинского Заключительного акта, исходя из стремления определить порядок и условия переселения лиц, а также взаимные обязательства Сторон по оказанию им содействия в переселении, согласились о нижеследующем: Статья 1 Настоящее соглашение регулирует вопросы добровольного переселения лиц, являющихся гражданами государства одной Стороны, постоянно проживающих на территории другой Стороны и добровольно переселяющиеся на территорию своей гражданской принадлежности, или лиц, которые имеют право на приобретение в упрощенном порядке согласно национальному законодательству государства въезда. Переселение осуществляется на основе свободного волеизъявления. Стороны признают недопустимым любое принуждение лиц к переселению, а также создание препятствий для переселения. Применение настоящего Соглашения, к каждому конкретному лицу является однократным. Статья 2 Термины, применяемые в настоящем Соглашении, имеют следующее значение: "переселенец" - дееспособное лицо, подпадающее под действие статьи 1 Настоящего Соглашения, получившее в установленном порядке разрешение на переселение; "член семьи переселенца" - супруга (супруг), нетрудоспособные родители, несовершеннолетние дети, а также другие родственники, проживающие совместно с переселенцем и ведущие с ним общее хозяйство; "государство выезда" - государства прежнего постоянного проживания переселенца и членов его семьи; "государство въезда" - государство, на территорию которого переселяется переселенец и члены его семьи. Статья 3 Настоящее соглашение не применяется к: а) беженцам; б) трудящихся - мигрантам; в) лицам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления или осужденным за совершение преступления и отбывающим наказание на территории одной из Сторон; г) лицам, выезд которых затрагивает интересы безопасности государства выезда до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду; д) лицам, выезд которых отложен до исполнения ими имущественных обязательств перед государственными, кооперативными, общественными или иными организациями и учреждениями, физическими лицами; е) лицам, временно находящимся на территории государства в связи с учебой, частными и деловыми поездками; ж) военнослужащим, находящимся на действительной военной службе, и членам их семей. На лиц, указанных в настоящей статье, действие Соглашения распространяется после прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду. Статья 4 Лица, переселяющиеся из Российской Федерации в Украину и из Украины в Российскую Федерацию на основании настоящего Соглашения, должны получить в установленном порядке разрешение на переселение. Разрешение на переселение предоставляется переселенцам государством въезда в соответствии с положением настоящего Соглашения и его законодательством. На лиц, переселяющихся самостоятельно, положения настоящего Соглашения не распространяются. Статья 5 Переселенцы и члены их семей имеют право на свободное и бесплатное обучение от миграционных служб Сторон и информации об условиях трудоустройства и социального обеспечения, получения образования, профессиональной подготовки, переподготовки, а также иных условиях проживания (природно-климатических, жилищно-бытовых, социально-культурных) в государствах въезда. Статья 6 Переселенцы и члены их семей имеют право: а) вывезти из государства выезда все заявленное до выезда движимое имущество, находящееся в их личной собственности, за исключением предметов, запрещенным к вывозу законодательством государства выезда; б) в установленном порядке продать или иначе распорядиться имуществом, являющейся их личной собственностью; в) переводить денежные вклады, размещенные в банковских отделениях государства выезда, в банковские отделения государства въезда без ограничения суммы в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Украины; г) оставлять на территории государства выезда принадлежащее им на правах собственности движимое и не движимое имущество, денежные вклады, осуществлять в их отношении право владения, пользования и распоряжения. Движимое и недвижимое имущество не может быть отчуждено властями государства выезда на основании того, что его собственником является лицо, постоянно проживающее за пределами государства или неявляющееся гражданином государства выезда; Статья 7 Стороны признают за переселенцами и членами их семей - членами жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного строительных кооперативов, садово-огороднического товарищества и другого коопреатива, полностью внесшими свой паевой взнос за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение, предоставленное им в пользование, право собственности на это имущество. Переселенцам и членам их семей предоставляется право досрочно выплатить паевой взнос за имущество, предоставленное в пользование,и оформить право собственности на это имущество. Статья 8 Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в собственности переселенцев и членов их семей, осуществляется ими в полном объеме. Гражданско-правовые споров отношении собственности, находящейся на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, решаются в судебном порядке на территории государства выезда в соответствии с его законодательством и настоящим Соглашением. Компетентные власти государства выезда признают вступившие в законную силу решения судов государства выезда по указанным спорам, в том числе для целей исполнения на территории государства въезда. Статья 9 Стороны обеспечивают на своей территории защиту переселенцев и членов их смей от любых действий в форме насилия, угроз и запугивания, а также иных действий по признаку пола, расы, языка, религии и убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, экономического, имущественного и семейного положения как со стороны государственных должностных лиц, так и со стороны частных лиц, групп, общественных объединений и других организаций. Статья 10 Стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение переселенцев и членов их семей от ограничений на ввоз и вывоз своего личного имущества, таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов. Вывозимые денежные средства и переводимые денежные вклады освобождаются от сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за услуги по переводу. Статья 11 Государство выезда оказывает содействие переселенцам и членам их семей в приобретении авиационных и железнодорожных балетов а также выделение контейнеров для транспортировки личного имущества в государство въезда. Стороны не препятствуют обмену жильем между переселенцами, совершаемому в соответствии с порядком, установленном законодательством обоих государств. Статья 12 Координацию работ по переселению лиц и контроль за соблюдением настоящего Соглашения Стороны возлагают: Российской Федерации - на Федеральную миграционную службу России; Украины - на Государственный комитет Украины по делам национальности и миграции. Федеральная миграционная служба России и Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции специальным соглашением определяют порядок реализации настоящего Соглашения. Статья 13 В целях реализации настоящего Соглашения каждая из сторон при наличии согласия с другой Стороны может открыть представительство своих миграционных служб на территории другой стороны. Статус и функции представительств будут определены по дипломатическим каналам путем обмена нотами. Статья 14 Порядок реализации прав на социальное обеспечение переселенцев и членов их семей регулируется отдельными соглашениями. Статья 15 В случае возникновения споров по поводу реализации положений настоящего Соглашения Стороны будут их решать путем консультаций и переговоров. Статья 16 Проблемы, неразрешенные органами, указанными в статьях 12 и 13 настоящего Соглашения, будут передаваться на разрешение Сторон по дипломатическим каналам. Стороны могут вносить дополнения или изменения в текст настоящего Соглашения путем подписания соответствующих документов, которые будут являться неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступать в силу в порядке, предусмотренном на вступлении в силу настоящего Соглашения. В случае если законодательством Российской Федерации и Украины предусмотрено иное, действуют нормы настоящего Соглашения. Статья 17 Настоящее Соглашение подлежит ратификации, вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами и действует в течении 5 лет. По истечении этого срока Соглашение остается в силе, если не одна из Сторон не известит другую Сторону не менее чем за 6 месяцев о своем намерении его расторгнуть. Одобрен постановлением Правительства российской Федерации N 218 от 18 февраля 1998 года. |