ОБ УСИЛЕНИИ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ - ИСТОЧНИКОВ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 04.03.98 2245-II ГД

                 ОБ УСИЛЕНИИ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ -
                  ИСТОЧНИКОВ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           04 марта 1998 г.
                             N 2245-II ГД                                                   

                                 (Д)

                                                                            
     Использование земель  в природоохранных зонах,  в зонах и округах
санитарной охраны  водозаборов  питьевого  водоснабжения  в  настоящее
время  осуществляется  с  грубыми  нарушениями водного,  санитарного и
земельного   законодательства   Российской    Федерации,    а    также
законодательства  Российской Федерации об охране окружающей среды.  На
указанных земельных участках с ведома органов местного  самоуправления
или в порядке самозахвата возводятся жилые здания,  надворные строения
и сооружения.  В  прибрежных  защитных  полосах,  в  зонах  и  округах
санитарной  охраны  водозаборов питьевого водоснабжения осуществляются
распашка   земель,   вырубка   лесов   первой    группы,    размещение
животноводческих  ферм и летних лагерей,  а также другая деятельность,
несовместимая  с  режимом  земель  природоохранного  назначения.   Это
противоречит   требованиям  Водного  кодекса  Российской  Федерации  и
Лесного кодекса Российской Федерации.
     Данные нарушения носят все более массовый характер,  что приводит
к значительному ухудшению качества питьевой  воды,  особенно  в  таких
мегаполисах, как города Москва и Санкт-Петербург.
     По информации               Центра               государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора  в  городе  Москве в результате
массовой застройки,  в том числе жилых массивов,  полностью  разрушена
зона  "жесткой" санитарной охраны второго пояса зоны санитарной охраны
Москворецкого водоисточника.
     Основанием для   таких   действий   часто   служат   распоряжения
Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные
в  лесах  первой  группы для использования их в целях,  не связанных с
ведением лесного хозяйства,  и пользования  лесным  фондом.  Указанные
распоряжения ущемляют конституционные права граждан на охрану здоровья
и благоприятную окружающую среду,  что послужило основанием для отмены
Верховным  Судом  Российской  Федерации  12 распоряжений Правительства
Российской Федерации о переводе  лесных  земель  в  нелесные  в  лесах
первой группы, принятых в 1996-1997 годах.
     Московская областная Дума приняла Закон Московской области от  11
сентября 1997 года N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Московской области "Правила  застройки  городов,  поселков  городского
типа,  сельских  населенных пунктов,  других поселений и рекреационных
комплексов Московской области",  которым  отменила  действующий  ранее
порядок   участия   заинтересованных   водопользователей   и   органов
санитарно-зпидемиологического  надзора   в   согласовании   размещения
хозяйственных    и   иных   объектов,   рекреационных   комплексов   в
природоохранных  зонах  водных   объектов   -   источников   питьевого
водоснабжения.  Отсутствует  координация деятельности заинтересованных
субъектов Российской Федерации по использованию и охране таких  водных
объектов.
     Выражая глубокую обеспокоенность ситуацией, сложившейся в области
использования   и   охраны  водных  объектов  -  источников  питьевого
водоснабжения,  и  сознавая   негативные   последствия   неправомерной
деятельности  на  землях  природоохранного  назначения  для источников
питьевого  водоснабжения,  создающие  угрозу  нарушения  водоснабжения
населения,   Государственная  Дума  Федерального  Собрания  Российской
Федерации постановляет:
     1. Комитету  Государственной Думы по экологии (Злотниковой Т.В.),
Комитету   Государственной    Думы    по    природным    ресурсам    и
природопользованию (Михайлову А.Ю.),  Комитету Государственной Думы по
охране здоровья (Герасименко Н.Ф.),  Комитету Государственной Думы  по
промышленности,  строительству, транспорту и энергетике (Гусеву В.К.),
Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам (Чернышеву А.А.)  и
Комитету  Государственной  Думы по законодательству и судебно-правовой
реформе (Лукьянову А.И.):
     рассмотреть сложившуюся   ситуацию   и   внести   соответствующие
предложения  об  изменении  действующего  законодательства  Российской
Федерации,   которые  обеспечат  правовую  защиту  водных  объектов  -
источников  питьевого  водоснабжения  от  загрязнения,   засорения   и
истощения;
     при доработке  Земельного   кодекса   Российской   Федерации   по
согласительной  процедуре  с  Советом  Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации внести изменения в статью 128 указанного Кодекса,
исключив  из  нее  норму,  противоречащую  требованиям Водного кодекса
Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
     2. Принять  обращения  Государственной Думы Федерального Собрания
Российской  Федерации   "К   Председателю   Правительства   Российской
Федерации   В.С.Черномырдину",   "К   губернатору  Московской  области
А.С.Тяжлову",  "К Московской областной  Думе"  и  направить  указанные
обращения   соответственно   Председателю   Правительства   Российской
Федерации    В.С.Черномырдину,    губернатору    Московской    области
А.С.Тяжлову, в Московскую областную Думу.
     3. Предложить Правительству Российской Федерации:
     во исполнение  решения  Верховного  Суда  Российской Федерации об
отмене 12 распоряжений Правительства Российской Федерации  о  переводе
лесных  земель в нелесные в лесах первой группы,  принятых в 1996-1997
годах,  принять неотложные меры по устранению  последствий  реализации
указанных распоряжений:  восстановить статус нарушенных земель лесного
фонда,  занятых лесами первой группы, в прибрежных защитных полосах, в
зонах и округах санитарной охраны водозаборов питьевого водоснабжения;
     принять неотложные меры по предотвращению неправомерного перевода
лесных  земель в нелесные и вырубки лесов в зонах и округах санитарной
охраны   водных   объектов   -    источников    хозяйственно-питьевого
водоснабжения  и  в природоохранных зонах водных объектов - источников
хозяйственно-питьевого водоснабжения,  а также по соблюдению правового
режима   зон   и   округов   санитарной  охраны  таких  водозаборов  и
природоохранных зон указанных водных объектов.
     4. Просить  Генеральную  прокуратуру Российской Федерации усилить
прокурорский надзор за соблюдением  природоохранного  законодательства
при  переводе  лесных земель в нелесные в природоохранных зонах водных
объектов - источников  питьевого  водоснабжения,  в  зонах  и  округах
санитарной охраны водозаборов питьевого водоснабжения.
     5. Направить настоящее Постановление и  указанные  обращения  для
опубликования в "Российской газете".
     6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                                      Г.Н.Селезнев
04 марта 1998 г.
N 2245-II ГД


                    ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  К Председателю Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдину

                     Уважаемый Виктор Степанович!

     В связи   с   критической  ситуацией,  сложившейся  в  результате
принятия Московской областной Думой Закона Московской  области  от  11
сентября 1997 года N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Московской области "Правила  застройки  городов,  поселков  городского
типа,  сельских  населенных пунктов,  других поселений и рекреационных
комплексов  Московской  области",  Государственная  Дума  Федерального
Собрания  Российской  Федерации вынуждена обратиться непосредственно к
Вам, Председателю Правительства Российской Федерации.
     В настоящее   время   использование  земель  в  зонах  и  округах
санитарной охраны и особенно  в  природоохранных  зонах  и  прибрежных
защитных  полосах  источников  питьевого водоснабжения города Москвы и
других  городов  Российской   Федерации   осуществляется   с   грубыми
нарушениями   водного,   санитарного   и  земельного  законодательства
Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об
охране  окружающей  среды.  На  указанных  земельных участках с ведома
органов местного самоуправления или в порядке  самозахвата  возводятся
новые  жилые здания,  надворные строения и сооружения,  осуществляются
распашка   земель,   вырубка   лесов   первой    группы,    размещение
животноводческих  ферм и летних лагерей,  а также другая деятельность,
несовместимая с режимом земель природоохранного назначения.
     Особенностью Москвы  как  субъекта  Российской Федерации является
то,  что водные объекты - источники ее  водоснабжения  расположены  на
территориях   других  субъектов  Российской  Федерации  -  Московской,
Смоленской и Тверской областей.  В условиях возрастающей антропогенной
нагрузки   на  водные  объекты  -  источники  питьевого  водоснабжения
чрезвычайно важно участие органов исполнительной власти и  организаций
города  Москвы  как  потребителя  воды в решении вопросов,  касающихся
использования  земель  прибрежных   полос   и   природоохранных   зон,
непосредственно влияющих на качество воды.
     Московской областной Думой принят Закон Московской области от  11
сентября 1997 года N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Московской области "Правила  застройки  городов,  поселков  городского
типа,  сельских  населенных пунктов,  других поселений и рекреационных
комплексов Московской области",  лишающий органы исполнительной власти
и  организации города Москвы права участвовать в согласовании вопросов
изъятия и предоставления земельных участков при  застройке  территорий
зон и округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого
водоснабжения     города      Москвы      (Центр      государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора  в  городе  Москве и Московское
государственное предприятие "Мосводоканал").  Фактически такое решение
означает,   что  столица  Российской  Федерации  -  город  Москва  как
потребитель воды в одностороннем  порядке  исключается  Администрацией
Московской  области  из  участия  в  обсуждении  вопросов собственного
водообеспечения и охраны источников водоснабжения.
     Подобное решение  может  повлечь  за  собой нарушение нормального
водоснабжения города  Москвы  и  ряда  городов  Московской  области  и
поставить  под угрозу здоровье их жителей.  Учитывая,  что координация
деятельности субъектов Российской Федерации в области использования  и
охраны  таких  водных  объектов  не  налажена  и  в  других  регионах,
Государственная Дума обращается к Вам,  уважаемый Виктор Степанович, с
просьбой:
     1. Поручить   Министру   здравоохранения   Российской   Федерации
Дмитриевой  Т.Б.,  Председателю  Государственного  комитета Российской
Федерации по охране  окружающей  среды  Данилову-Данильяну  В.И.  дать
оценку  сложившейся  ситуации  и  оказать  содействие в восстановлении
прежнего порядка осуществления  контроля  за  водосборной  территорией
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения города Москвы.
     2. Запросить  Федеральную  службу  лесного  хозяйства  Российской
Федерации  о  предоставлении  информации  о  вырубке  лесов и переводе
лесных земель в нелесные в природоохранных зонах,  в зонах  и  округах
санитарной  охраны  водных объектов источников питьевого водоснабжения
города  Москвы  и  других  крупных   городов   Российской   Федерации,
осуществляющих    пользование    водными   объектами   для   питьевого
водоснабжения, в 1996-1997 годах.
     3. Поручить      соответствующим      государственным     органам
исполнительной власти усилить контроль за переводом  лесных  земель  в
нелесные  в  зонах  и  округах  санитарной  охраны  водных  объектов -
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

4 марта 1998 года


                    ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             К губернатору Московской области А.С.Тяжлову

                    Уважаемый Анатолий Степанович!

     В связи  с  критической  ситуацией,  сложившейся   в   результате
принятия  Московской  областной  Думой Закона Московской области от 11
сентября 1997 гола N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Московской  области  "Правила  застройки городов,  поселков городского
типа,  сельских населенных пунктов,  других поселений и  рекреационных
комплексов  Московской  области",  Государственная  Дума  Федерального
Собрания Российской Федерации вынуждена обратиться  непосредственно  к
Вам, губернатору Московской области.
     Особенностью Москвы как субъекта  Российской  Федерации  является
то,   что  водные  объекты  -  источники  ее  питьевого  водоснабжения
расположены на территориях других  субъектов  Российской  Федерации  -
Московской,   Смоленской   и   Тверской   областей.   Для  обеспечения
нормального водоснабжения жителей города Москвы и  Московской  области
необходимо   постоянно   иметь   объективную  информацию  о  состоянии
водосборной территории,  на которой  формируется  поверхностный  сток.
Кроме того,  чрезвычайно важно участие органов исполнительной власти и
организаций города Мосты в решении вопросов,  касающихся использования
земель  природоохранных  зон  и прибрежных защитных полос.  постольку,
поскольку их состояние непосредственно влияет на качество воды.
     Улучшению экологического   состояния   водоисточников   уделяется
большое  внимание  не  только  правительством  города  Москвы,  но   и
Правительством   Российской   Федерации.  В  1997  году  были  приняты
постановления Правительства Российской Федерации  от  27  января  1997
года N 75, от 20 июня 1997 года N 762, от 14 марта 1997 года N 307, от
16 июня 1997 года N 716. В соответствии со статьей 133 Водного кодекса
Российской  Федерации  использование  водных  объектов для питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным.
     Хорошо известно   и   Ваше   внимание   к  вопросам  оздоровления
экологической обстановки в Московской области,  о чем  свидетельствуют
постановления  и  решения,  подписанные  Вами,  направленные на защиту
водных  объектов  -  источников  хозяйственно-питьевого  водоснабжения
города Москвы и Московской области.
     Однако Московской областной Думой принят Закон Московской области
от 11 сентября 1997 года N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в
Закон  Московской  области  "Правила   застройки   городов,   поселков
городского  типа,  сельских  населенных  пунктов,  других  поселений и
рекреационных  комплексов   Московской   области",   лишающий   органы
исполнительной  власти и организации города Москвы права участвовать в
согласовании вопросов изъятия и предоставления земельных участков  при
застройке территорий зон и округов санитарной охраны водных объектов -
источников    питьевого    водоснабжения    города    Москвы    (Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве
и Московское  государственное  предприятие  "Мосводоканал").  Принятие
указанного   Закона  Московской  области  фактически  означает  полное
уничтожение сложившейся системы  контроля  за  состоянием  водосборной
территории,   на  которой  формируется  поверхностный  сток.  Подобное
решение может повлечь за  собой  нарушение  нормального  водоснабжения
города Москвы и ряда городов Московской области и поставить под угрозу
здоровье их жителей.
     Вместе с  тем  темпы  застройки  водоохранных зон,  вырубки лесов
первой  группы  не  замедляются,  а,  наоборот,   растут.   Требования
Федерального  закона  "Об  экологической  экспертизе" не выполняются в
части   обязательного   проведения    государственной    экологической
экспертизы.  Даже  при  рассмотрении  вопросов  об  изъятии  земельных
участков из состава земель лесного фонда,  зон  и  округов  санитарной
охраны  на  заседаниях  Комиссии по градостроительному регулированию и
организации территории в районах центральной части Московской  области
заключения   государственной   экологической   экспертизы  подменяются
согласованиями районных комитетов по охране природы.
     Учитывая вышеизложенное,  Государственная  Дума обращается к Вам,
уважаемый Анатолий Степанович,  с убедительной  просьбой  вмешаться  в
решение  проблемы,  восстановить прежний порядок согласования вопросов
изъятия и предоставления  земельных  участков  на  территориях  зон  и
округов  санитарной  охраны  водных  объектов  -  источников питьевого
водоснабжения города Москвы и городов  лесопаркового  защитного  пояса
Подмосковья    и   осуществить   дополнительные   меры   по   усилению
ответственности  должностных   лиц   за   нарушение   законодательства
Российской Федерации об охране окружающей среды.
     Восстановление прежнего порядка будет свидетельствовать  о  Вашем
государственном  подходе  к  проблеме  охраны  здоровья и благополучия
миллионов жителей города Москвы и Московской области.

4 марта 1998 года


                    ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     К Московской областной Думе

                         Уважаемые депутаты!

     В связи  с  критической  ситуацией,  сложившейся   в   результате
принятия  Московской  областной  Думой Закона Московской области от 11
сентября 1997 года N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Московской  области  "Правила  застройки городов.  поселков городского
типа,  сельских населенных пунктов,  других поселений и  рекреационных
комплексов  Московской  области",  Государственная  Дума  Федерального
Собрания Российской Федерации вынуждена обратиться  непосредственно  к
депутатам Московской областной Думы.
     Особенностью Москвы как субъекта  Российской  Федерации  является
то,  что  водные  объекты  - источники ее водоснабжения расположены на
территориях  других  субъектов  Российской  Федерации  -   Московской,
Смоленской   и   Тверской   областей.   Для   обеспечения  нормального
водоснабжения жителей города Москвы и  Московской  области  необходимо
постоянно   иметь   объективную  информацию  о  состоянии  водосборной
территории,  на которой формируется поверхностный  сток.  Кроме  того,
чрезвычайно  важно участие органов исполнительной власти города Москвы
в решении вопросов,  касающихся использования  земель  природоохранных
зон  и  прибрежных защитных полос,  постольку,  поскольку их состояние
непосредственно влияет на качество воды.
     Улучшению экологического   состояния   водоисточников   уделяется
большое  внимание  не  только  правительством  города  Москвы,  но   и
Правительством  Российской  Федерации.  С  этой целью в 1997 году были
приняты постановления Правительства Российской Федерации от 27  января
1997  года N 75,  от 20 июня 1997 года N 762,  от 14 марта 1997 года N
307, от 16 июня 1997 года N 716. В соответствии со статьей 133 Водного
кодекса   Российской   Федерации  использование  водных  объектов  для
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются приоритетным.
     Московской областной  Думой принят Закон Московской области от 11
сентября 1997 года N 13/143 "О внесении изменений и дополнений в Закон
Московской  области  "Правила  застройки городов,  поселков городского
типа,  сельских населенных пунктов,  других поселений и  рекреационных
комплексов Московской области",  лишающий органы исполнительной власти
и организации города Москвы права участвовать в согласовании  вопросов
изъятия  и  предоставления земельных участков при застройке территорий
зон и округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого
водоснабжения      города      Москвы      центр      государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в  городе  Москве  и  Московское
государственное  предприятие "Мосводоканал").  Принятие данного Закона
Московской области фактически означает полное уничтожение  сложившейся
системы  контроля  за  состоянием  водосборной территории,  на которой
формируется поверхностный  сток.  В  условиях  усиления  антропогенной
нагрузки  на  водные  объекты  подобное  решение,  ущемляющее интересы
столицы Российской Федерации -  города  Москвы,  может  поставить  под
угрозу  здоровье  жителей  города  Москвы  и  ряда  городов Московской
области - Балашихи,  Реутова,  Люберец, Видного, Долгопрудного, Химок,
Мытищ, Одинцово, Лобни, Железнодорожного.
     Учитывая вышеизложенное,  Государственная Дума обращается к  Вам,
уважаемые  депутаты,  с  убедительной  просьбой  восстановить  прежний
порядок  осуществления  контроля  за  водосборной  территорией  водных
объектов  - источников питьевого водоснабжения города Москвы и городов
лесопаркового защитного пояса Подмосковья и осуществить дополнительные
меры   по   усилению  ответственности  должностных  лиц  за  нарушение
законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
     Восстановление прежнего  порядка  будет свидетельствовать о Вашем
государственном подходе к  проблеме  охраны  здоровья  и  благополучия
миллионов жителей города Москвы и Московской области.

04 марта 1998 г.