О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА И ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СВЯЗЬИНВЕСТ", ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТЮМЕНСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ", ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СИБНЕФТЬ" И РОССИЙСКОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 11 марта 1998 г. N 2267-II ГД (Д) Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по анализу и проверке соответствия законодательству Российской Федерации порядка, условий, результатов и последствий аукционов по продаже пакетов акций открытого акционерного общества "Связьинвест", открытого акционерного общества "Тюменская нефтяная компания", открытого акционерного общества "Сибнефть" и Российского акционерного общества "Норильский никель" (далее - Комиссия) рассмотрела порядок, условия, результаты и последствия указанных аукционов, а также заключения Счетной палаты Российской Федерации в связи с реализацией постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 сентября 1997 года N 1668-II ГД "О поручении Счетной палате Российской Федерации". Государственная Дума отмечает, что в полученных Комиссией материалах содержатся данные о том, что в ходе подготовки и проведения указанных аукционов были допущены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации, проигнорированы интересы страны и ее государственной безопасности. Государственный комитет Российской Федерации по управлению федеральным имуществом и Российский фонд федерального имущества не осуществляли должным образом свои полномочия на управление федеральной собственностью, передоверили решение важных вопросов организации аукционов и разработки их условий фирмам-участникам, предоставили им неоправданные льготы и занизили стоимость находившихся в федеральной собственности пакетов акций указанных акционерных обществ. Правительство Российской Федерации не осуществляло должный контроль за приватизацией, не смогло учесть в полной мере интересы государства, дать надлежащую оценку стоимости приватизированных объектов, пресечь возможность субъективных или ошибочных действий своих должностных лиц. Нормативная правовая база проведения подобных аукционов противоречива, недостаточна и в значительной степени состоит из нормативных актов Государственного комитета Российской Федерации по управлению федеральным имуществом и Российского фонда федерального имущества. Указанные аукционы породили множество судебных споров. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации самоустранились от осуществления своих надзорных функций по таким делам. В результате проведенных аукционов не были достигнуты поставленные цели - пополнение федерального бюджета, повышение эффективности производства и управления собственностью, стабилизация в социальной сфере. Государственная Дума считает нецелесообразной продажу федеральной собственности для покрытия текущих расходов федерального бюджета. Очевидны негативные последствия отсутствия государственного контроля за прибыльными отраслями промышленности, имеющими стратегическое значение, обеспечивающими государственную и экономическую безопасность страны. Губительно сказывается фактическая монополия органов исполнительной власти в организации проведения указанных аукционов. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять к сведению информацию Комиссии. 2. Направить Президенту Российской Федерации настоящее Постановление, материалы о проведении анализа и проверки порядка, условий, результатов и последствий аукционов по продаже пакетов акций открытого акционерного общества "Связьинвест", открытого акционерного общества "Тюменская нефтяная компания", открытого акционерного общества "Сибнефть" и Российского акционерного общества "Норильский никель". 3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: приостановить проведение аукционов по продаже особо важных объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности Российской Федерации, до утверждения перечня таких объектов федеральным законом, представить Государственной Дума исчерпывающее финансово-экономическое обоснование целесообразности их приватизации; принять меры к соответствующим должностными лицам, допустившим нарушения законодательства Российской Федерации и нанесшим своими действиями ущерб федеральному бюджету при проведении указанных аукционов; представить в Государственную Думу предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области приватизации федеральной собственности. 4. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть заключения Счетной палаты Российской Федерации и Комиссии, дать правовую оценку содержащихся в них фактов и принять надлежащие меры по устранению допущенных нарушений законодательства Российской Федерации. 5. Считать, что основные положения и процедуры проведения в дальнейшем конкурсов и аукционов по продаже объектов, находящихся в федеральной собственности и имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности Российской Федерации, должны регулироваться федеральным законодательством. В связи с этим поручить Комитету Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Комитету Государственной Думы по безопасности подготовить в течение двух месяцев предложения о законопроекте "О распоряжении акциями (пакетами акций) акционерных обществ - объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности Российской Федерации". Изменения и дополнения в законодательные акты должны затрагивать наиболее важные проблемы, в том числе: соблюдение требований государственной и экономической безопасности страны при приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности и имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности Российской Федерации; установление ответственности должностных лиц за принимаемые решения; регулирование процесса приобретения прав собственности покупателем до выполнения им инвестиционных обязательств; условия и порядок дополнительной эмиссии акций; исключение участил в аукционах аффилированных лиц или иных юридических лиц, не обладающих достаточный собственным капиталом; условия покупки крупных пакетов акций кредитными учреждениями банками; предотвращение путем проведения аудиторских проверок использования в ходе аукционов финансовых средств, полученных в результате осуществления противозаконной деятельности, необходимость обслуживания бюджетных счетов и расчетов по приватизации только государственными учреждениями. 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его приняться. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев 11 марта 1998 г. N 2267-II ГД |