О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА И ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СВЯЗЬИНВЕСТ", ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТЮМЕНСКА. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 11.03.98 2267-II ГД

    О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА И ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ
      АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО
       ОБЩЕСТВА "СВЯЗЬИНВЕСТ", ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
    "ТЮМЕНСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ", ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
            "СИБНЕФТЬ" И РОССИЙСКОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
                         "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           11 марта 1998 г.
                             N 2267-II ГД                                                   
                                                                               
                                 (Д)
                                                                               
                                                                            
     Комиссия Государственной Думы  Федерального  Собрания  Российской
Федерации   по   анализу   и  проверке  соответствия  законодательству
Российской  Федерации  порядка,  условий,  результатов  и  последствий
аукционов  по  продаже  пакетов  акций открытого акционерного общества
"Связьинвест",  открытого акционерного  общества  "Тюменская  нефтяная
компания",  открытого  акционерного  общества "Сибнефть" и Российского
акционерного  общества  "Норильский   никель"   (далее   -   Комиссия)
рассмотрела  порядок,  условия,  результаты  и  последствия  указанных
аукционов,  а также заключения Счетной палаты Российской  Федерации  в
связи  с  реализацией  постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 5 сентября 1997 года N 1668-II ГД  "О
поручении Счетной палате Российской Федерации".
     Государственная Дума  отмечает,  что   в   полученных   Комиссией
материалах содержатся данные о том, что в ходе подготовки и проведения
указанных   аукционов   были   допущены    многочисленные    нарушения
законодательства Российской Федерации, проигнорированы интересы страны
и ее государственной безопасности.
     Государственный комитет   Российской   Федерации   по  управлению
федеральным имуществом и Российский  фонд  федерального  имущества  не
осуществляли должным образом свои полномочия на управление федеральной
собственностью,  передоверили  решение  важных  вопросов   организации
аукционов  и разработки их условий фирмам-участникам,  предоставили им
неоправданные льготы и занизили стоимость находившихся  в  федеральной
собственности пакетов акций указанных акционерных обществ.
     Правительство Российской  Федерации   не   осуществляло   должный
контроль  за  приватизацией,  не  смогло учесть в полной мере интересы
государства,  дать  надлежащую  оценку   стоимости   приватизированных
объектов,  пресечь  возможность  субъективных  или  ошибочных действий
своих должностных лиц.
     Нормативная правовая    база    проведения   подобных   аукционов
противоречива,  недостаточна  и  в  значительной  степени  состоит  из
нормативных  актов  Государственного  комитета Российской Федерации по
управлению федеральным имуществом  и  Российского  фонда  федерального
имущества.  Указанные  аукционы  породили  множество  судебных споров.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральная  прокуратура
Российской  Федерации самоустранились от осуществления своих надзорных
функций по таким делам.
     В результате    проведенных    аукционов   не   были   достигнуты
поставленные  цели  -  пополнение  федерального   бюджета,   повышение
эффективности производства и управления собственностью, стабилизация в
социальной сфере.
     Государственная Дума считает нецелесообразной продажу федеральной
собственности для  покрытия  текущих  расходов  федерального  бюджета.
Очевидны  негативные  последствия отсутствия государственного контроля
за  прибыльными  отраслями  промышленности,  имеющими   стратегическое
значение, обеспечивающими государственную и экономическую безопасность
страны.   Губительно   сказывается   фактическая   монополия   органов
исполнительной власти в организации проведения указанных аукционов.
     Государственная Дума Федерального Собрания  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Принять к сведению информацию Комиссии.
     2. Направить    Президенту    Российской    Федерации   настоящее
Постановление,  материалы о проведении  анализа  и  проверки  порядка,
условий,  результатов и последствий аукционов по продаже пакетов акций
открытого акционерного общества "Связьинвест",  открытого акционерного
общества   "Тюменская   нефтяная   компания",  открытого  акционерного
общества "Сибнефть" и Российского  акционерного  общества  "Норильский
никель".
     3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     приостановить проведение   аукционов   по  продаже  особо  важных
объектов федеральной собственности,  имеющих  стратегическое  значение
для  обеспечения  безопасности  Российской  Федерации,  до утверждения
перечня    таких    объектов    федеральным    законом,    представить
Государственной Дума исчерпывающее финансово-экономическое обоснование
целесообразности их приватизации;
     принять меры  к  соответствующим должностными лицам,  допустившим
нарушения законодательства  Российской  Федерации  и  нанесшим  своими
действиями   ущерб   федеральному  бюджету  при  проведении  указанных
аукционов;
     представить в      Государственную     Думу     предложения     о
совершенствовании  законодательства  Российской  Федерации  в  области
приватизации федеральной собственности.
     4. Предложить  Генеральной   прокуратуре   Российской   Федерации
рассмотреть заключения Счетной палаты Российской Федерации и Комиссии,
дать правовую оценку содержащихся в них фактов  и  принять  надлежащие
меры  по  устранению  допущенных нарушений законодательства Российской
Федерации.
     5. Считать,  что  основные  положения  и  процедуры  проведения в
дальнейшем конкурсов и аукционов по продаже  объектов,  находящихся  в
федеральной   собственности  и  имеющих  стратегическое  значение  для
обеспечения безопасности Российской Федерации,  должны  регулироваться
федеральным законодательством.
     В связи  с  этим  поручить  Комитету  Государственной   Думы   по
собственности,  приватизации  и  хозяйственной деятельности,  Комитету
Государственной Думы по промышленности,  строительству,  транспорту  и
энергетике,  Комитету Государственной Думы по безопасности подготовить
в течение двух месяцев предложения  о  законопроекте  "О  распоряжении
акциями  (пакетами  акций)  акционерных обществ - объектов федеральной
собственности,  имеющих  стратегическое   значение   для   обеспечения
безопасности Российской Федерации".
     Изменения и дополнения в законодательные акты должны  затрагивать
наиболее важные проблемы, в том числе:
     соблюдение требований     государственной     и     экономической
безопасности   страны   при   приватизации   объектов,  находящихся  в
федеральной  собственности  и  имеющих  стратегическое  значение   для
обеспечения безопасности Российской Федерации;
     установление ответственности  должностных  лиц   за   принимаемые
решения;
     регулирование процесса    приобретения     прав     собственности
покупателем до выполнения им инвестиционных обязательств;
     условия и порядок дополнительной эмиссии акций;
     исключение участил   в  аукционах  аффилированных  лиц  или  иных
юридических лиц, не обладающих достаточный собственным капиталом;
     условия покупки  крупных  пакетов  акций  кредитными учреждениями
банками;
     предотвращение путем      проведения     аудиторских     проверок
использования  в  ходе  аукционов  финансовых  средств,  полученных  в
результате  осуществления противозаконной деятельности,  необходимость
обслуживания  бюджетных  счетов  и  расчетов  по  приватизации  только
государственными учреждениями.
     6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его приняться.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                                      Г.Н.Селезнев
11 марта 1998 г.
N 2267-II ГД