ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 24 февраля 1998 г. N 23-02-02/73 (Д) Первому заместителю Председателя Центрального Банка Российской Федерации Козлову А.А. По имеющимся у нас данным, в частности по информации, предоставленной Федеральной службой налоговой полиции по г.Санкт-Петербургу в настоящий момент сложилась ситуация, позволяющая предприятиям уклоняться от уплаты налогов в Федеральный бюджет (НДС, налог на прибыль и пр.) в результате чего бюджет ежегодно недополучает крупные суммы. Одним из наиболее распространенных способов уклонения от уплаты налогов является открытие рублевых счетов в банках-нерезидентах. Действующий порядок ведения корреспондентских счетов банков-нерезидентов в уполномоченных банках позволяет российским предприятиям переводить на них крупные суммы в рублях по притворным договорам импорта товаров (работ, услуг), с последующим обналичиванием указанных средств. Снятие наличных денежных средств производится физическими лицами, на основании положений пункта 6 Главы IV Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.07.93 N 16, в соответствии с которым физические лица-нерезиденты могут снимать с рублевых корреспондентских счетов наличные деньги для оплаты своих командировочных и иных расходов. Указанное положение позволяет беспрепятственно снимать с корреспондентских счетов денежные средства в особо крупных размерах. Министерство финансов считает необходимым рассмотреть вопрос о скорейшем внесении изменений и дополнений в текст главы IV исходя из следующих соображений: 1. Пункт 6 указанного раздела не содержит положений, ограничивающих размер сумм, подлежащих снятию с рублевых корреспондентских счетов, что способствует всевозможным злоупотреблениям. Кроме того, по имеющимся у нас данным, несмотря на то, что выдача наличных рублевых средств с корреспондентских счетов осуществляется только в отношении нерезидентов, резиденты также осуществляют снятие денежных средств с корреспондентских счетов. 2. Представляется необоснованным применение в указанном пункте формулировки "для оплаты своих командировочных и иных расходов". Отсутствие положений о том, что же конкретно подразумевается под "иными расходами", также способствует беспрепятственному обналичиванию денежных средств. 3. Содержание пункта 6 является спорным с точки зрения соответствия действующему законодательству. В соответствии с положениями Федерального Закона "О банках и банковской деятельности" банковские операции на территории Российской Федерации осуществляются только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Осуществление банковских операций без лицензий Центрального Банка влечет за собой ответственность в виде взыскания всей суммы, полученных в результате проведения таких операций (ст.13). Согласно статье 1 Закона кассовое обслуживание физических лиц является банковской операцией. Выдача наличных денег физическому лицу со счетов банка нерезидента, по указанию последнего может рассматриваться в качестве банковской операции, осуществляемой нерезидентом на территории России, что противоречит закону "О банках и банковской деятельности". В связи с вышеизложенным, а также учитывая отсутствие экономической целесообразности предоставления банкам-нерезидентам права проводить кассовые операции с физическими лицами на территории Российской Федерации считаем необходимым исключить пункт 6 главы IV Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.07.93 N 16. Также имеются сомнения относительно целесообразности дальнейшего применения пункта 5 главы IV названной Инструкции, в той редакции, в которой он был введен в действие телеграммой Центрального банка России от 03.08.93 N 49. Поскольку размещение денежных средств кредитными организациями на территории Российской Федерации, без соответствующей лицензии запрещено, считаем сомнительным соответствие указанного пункта действующему законодательству. Кроме того, несколько неясной выглядит сама формулировка: не понятно идет ли речь о перечислении денежных средств стороне по договору кредита при помощи корреспондентского счета банка-кредитора, либо речь идет о прямом кредитовании за счет средств, непосредственно находящихся и поступающих на корреспондентский счет банка-нерезидента. Последнее, на наш взгляд, противоречит самой правовой природе корреспондентского счета, и также предоставляет широкие возможности для выведения денежных средств из-под налогооблагаемой базы. В этой связи просим Вас предоставить соответствующие разъяснения Центрального банка. Для решения в целом проблемы бесконтрольного вывоза из России денежных средств полагаем, что одного ограничения относительно выдачи с корсчетов банков-нерезидентов наличных рублевых средств явно недостаточно. В целях усиления контроля за осуществлением денежных переводов в пользу лиц-нерезидентов, считаем необходимым ввести в нормативном порядке обязательное оформление паспорта импортной сделки в отношении импортных контрактов, предусматривающих оплату в валюте Российской Федерации, тем самым установив контроль за обоснованностью перечисления средств в рублях, по аналогии с системой контроля за вывозом средств в иностранной валюте. Введение подобного порядка нам представляется разумным, поскольку согласно действующему валютному законодательству международные денежные переводы относятся к валютным операциям, что позволяет к подобным перечислениям применять меры валютного контроля, как-то паспорт импортной сделки. Министерством финансов в настоящий момент разрабатывается проект инструкции, предусматривающей введение подобного порядка, в связи с чем считаем целесообразным создать совместно с Центральным Банком России и ГТК России рабочую группу для скорейшего решения указанного вопроса. Помимо указанных мер, способами, позволяющими решить рассматриваемую проблему в целом видим разработку и утверждение нового порядка заполнения платежных поручений при оплате импорта товаров (работ, услуг), а также разработку инструкции, предусматривающей перечисление денежных средств по договорам импорта услуг только по предоставлению документов, подтверждающих перечисление сумм НДС в Федеральный бюджет. Введение указанных мер позволит пресечь недолжное перечисление сумм НДС в пользу лиц-нерезидентов, без уплаты соответствующих сумм в Федеральный бюджет. В этой связи способом решения указанных вопросов видим совместную разработку соответствующих нормативных актов с учетом предложений и замечаний всех заинтересованных министерств и ведомств. С.М.Игнатьев 24 февраля 1998 г. N 23-02-02/73 |