О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ЦБР ОТ 16 ИЮЛЯ 1993 Г. N 16). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 24.02.98 23-02-02/73


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          24 февраля 1998 г.
                            N 23-02-02/73

                                 (Д)


                                                   Первому заместителю
                                             Председателя Центрального
                                            Банка Российской Федерации
                                                          Козлову А.А.

     По имеющимся  у  нас   данным,   в   частности   по   информации,
предоставленной    Федеральной    службой    налоговой    полиции   по
г.Санкт-Петербургу в настоящий момент сложилась ситуация,  позволяющая
предприятиям  уклоняться  от уплаты налогов в Федеральный бюджет (НДС,
налог на прибыль и пр.) в результате чего бюджет ежегодно недополучает
крупные  суммы.  Одним из наиболее распространенных способов уклонения
от   уплаты   налогов   является   открытие    рублевых    счетов    в
банках-нерезидентах. Действующий   порядок  ведения  корреспондентских
счетов банков-нерезидентов   в   уполномоченных    банках    позволяет
российским  предприятиям  переводить  на них крупные суммы в рублях по
притворным договорам импорта товаров  (работ,  услуг),  с  последующим
обналичиванием  указанных  средств.  Снятие  наличных денежных средств
производится физическими лицами, на основании положений пункта 6 Главы
IV  Инструкции  Центрального  Банка Российской Федерации от 16.07.93 N
16, в соответствии с которым физические лица-нерезиденты могут снимать
с  рублевых  корреспондентских счетов наличные деньги для оплаты своих
командировочных  и  иных  расходов.  Указанное   положение   позволяет
беспрепятственно  снимать с корреспондентских счетов денежные средства
в особо крупных размерах.
     Министерство финансов  считает  необходимым  рассмотреть вопрос о
скорейшем внесении изменений и дополнений в текст главы IV  исходя  из
следующих соображений:
     1. Пункт   6   указанного   раздела   не   содержит    положений,
ограничивающих    размер    сумм,   подлежащих   снятию   с   рублевых
корреспондентских    счетов,     что     способствует     всевозможным
злоупотреблениям.  Кроме того,  по имеющимся у нас данным, несмотря на
то,  что выдача наличных рублевых средств с  корреспондентских  счетов
осуществляется   только  в  отношении  нерезидентов,  резиденты  также
осуществляют снятие денежных средств с корреспондентских счетов.
     2. Представляется  необоснованным  применение  в указанном пункте
формулировки "для  оплаты  своих  командировочных  и  иных  расходов".
Отсутствие  положений  о  том,  что  же  конкретно подразумевается под
"иными расходами", также способствует беспрепятственному обналичиванию
денежных средств.
     3. Содержание  пункта  6  является   спорным   с   точки   зрения
соответствия   действующему   законодательству.   В   соответствии   с
положениями Федерального Закона "О банках и  банковской  деятельности"
банковские  операции на территории Российской Федерации осуществляются
только на основании лицензии,  выдаваемой Банком России. Осуществление
банковских  операций  без  лицензий Центрального Банка влечет за собой
ответственность в виде взыскания всей суммы,  полученных в  результате
проведения  таких операций (ст.13).  Согласно статье 1 Закона кассовое
обслуживание физических  лиц  является  банковской  операцией.  Выдача
наличных  денег  физическому  лицу  со  счетов  банка нерезидента,  по
указанию  последнего  может  рассматриваться  в  качестве   банковской
операции,   осуществляемой  нерезидентом  на  территории  России,  что
противоречит закону "О банках и банковской деятельности".
     В связи   с   вышеизложенным,   а   также   учитывая   отсутствие
экономической  целесообразности   предоставления   банкам-нерезидентам
права  проводить  кассовые операции с физическими лицами на территории
Российской Федерации считаем необходимым исключить пункт  6  главы  IV
Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.07.93 N 16.
     Также имеются сомнения относительно целесообразности  дальнейшего
применения пункта 5 главы IV названной Инструкции,  в той редакции,  в
которой он был введен в действие телеграммой Центрального банка России
от  03.08.93  N  49.  Поскольку размещение денежных средств кредитными
организациями на территории Российской Федерации,  без соответствующей
лицензии   запрещено,  считаем  сомнительным  соответствие  указанного
пункта действующему законодательству.  Кроме того,  несколько  неясной
выглядит  сама  формулировка:  не  понятно идет ли речь о перечислении
денежных   средств   стороне   по   договору   кредита   при    помощи
корреспондентского  счета  банка-кредитора,  либо  речь  идет о прямом
кредитовании  за   счет   средств,   непосредственно   находящихся   и
поступающих на корреспондентский счет банка-нерезидента. Последнее, на
наш взгляд,  противоречит самой  правовой  природе  корреспондентского
счета,   и  также  предоставляет  широкие  возможности  для  выведения
денежных средств из-под налогооблагаемой базы. В этой связи просим Вас
предоставить соответствующие разъяснения Центрального банка.
     Для решения в целом проблемы  бесконтрольного  вывоза  из  России
денежных средств полагаем,  что одного ограничения относительно выдачи
с  корсчетов  банков-нерезидентов  наличных  рублевых   средств   явно
недостаточно.  В  целях  усиления  контроля за осуществлением денежных
переводов в пользу  лиц-нерезидентов,  считаем  необходимым  ввести  в
нормативном  порядке обязательное оформление паспорта импортной сделки
в отношении импортных контрактов,  предусматривающих оплату  в  валюте
Российской Федерации,  тем самым установив контроль за обоснованностью
перечисления средств в рублях,  по аналогии  с  системой  контроля  за
вывозом  средств в иностранной валюте.  Введение подобного порядка нам
представляется разумным,  поскольку  согласно  действующему  валютному
законодательству  международные денежные переводы относятся к валютным
операциям,  что позволяет  к  подобным  перечислениям  применять  меры
валютного  контроля,  как-то  паспорт импортной сделки.  Министерством
финансов  в  настоящий  момент  разрабатывается   проект   инструкции,
предусматривающей  введение  подобного порядка,  в связи с чем считаем
целесообразным создать совместно с Центральным  Банком  России  и  ГТК
России рабочую группу для скорейшего решения указанного вопроса.
     Помимо указанных    мер,    способами,    позволяющими     решить
рассматриваемую проблему в целом видим разработку и утверждение нового
порядка заполнения платежных  поручений  при  оплате  импорта  товаров
(работ,  услуг),  а  также  разработку  инструкции,  предусматривающей
перечисление денежных средств по договорам  импорта  услуг  только  по
предоставлению  документов,  подтверждающих  перечисление  сумм  НДС в
Федеральный бюджет.  Введение указанных мер позволит пресечь недолжное
перечисление   сумм   НДС   в   пользу  лиц-нерезидентов,  без  уплаты
соответствующих сумм в  Федеральный  бюджет.  В  этой  связи  способом
решения указанных вопросов видим совместную разработку соответствующих
нормативных   актов   с   учетом   предложений   и   замечаний    всех
заинтересованных министерств и ведомств.

                                                          С.М.Игнатьев
24 февраля 1998 г.
N 23-02-02/73