О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.08.2001 N 134-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)". Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 21.12.01 ШС-6-14/967

               О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
        ОТ 08.08.2001 N 134-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
           И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
                 ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
 
                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          21 декабря 2001 г.
                            N ШС-6-14/967
 
                                 (Д)
 

     Министерство Российской  Федерации  по налогам и сборам в связи с
поступающими от  налоговых  органов  запросами  о  порядке  применения
Федерального  закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении  государственного
контроля     (надзора)"    при    проведении    проверок    соблюдения
налогоплательщиками  законодательства  о   применении   контрольно   -
кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с населением,  а
также законодательства в  области  производства  и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сообщает следующее.
     1. На  основании  пункта  3  статьи  1  Федерального  закона   от
08.08.2001  N  134-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного  контроля  (надзора)"
положения  настоящего Федерального закона не применяются к отношениям,
связанным с проведением,  в  том  числе,  налогового  и  лицензионного
контроля.
     В соответствии  со  статьей  2  Налогового   кодекса   Российской
Федерации  законодательство  о  налогах  и  сборах регулирует властные
отношения по установлению,  введению и взиманию  налогов  и  сборов  в
Российской  Федерации,  а  также  отношения,  возникающие  в  процессе
осуществления  налогового  контроля,   обжалования   актов   налоговых
органов,  действий  (бездействия)  их  должностных лиц и привлечения к
ответственности  за   совершение   налогового   правонарушения,   т.е.
налоговые правоотношения.
     Закон Российской Федерации от 18.06.93  N  5215-1  "О  применении
контрольно  -  кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
населением" регулирует правоотношения,  возникающие при  осуществлении
денежных  расчетов  с  населением при проведении торговых операций или
оказании  услуг  на  территории  Российской  Федерации,  то   есть   к
законодательству о налогах и сборах не относится.
     Таким образом, законодательство Российской Федерации о применении
контрольно  -  кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
населением регулирует правоотношения,  не относящиеся к  налоговым,  а
контроль    за    соблюдением    налогоплательщиками    вышеназванного
законодательства к налоговому контролю не относится.
     Однако в  статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ под
государственным контролем (надзором)  понимается  проведение  проверки
выполнения  юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем при
осуществлении  их  деятельности  обязательных  требований  к   товарам
(работам,    услугам),   установленных   федеральными   законами   или
принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
     Законом Российской  Федерации  от  18.06.93 N 5215-1 на налоговые
органы возложены обязанности по проведению  государственного  контроля
за  соблюдением  требований  к  ККМ,  включая  порядок  и  условия  их
применения и регистрации;  за соблюдением правил использования ККМ; за
полнотой  учета  денежных  средств;  за  соблюдением  условий работы с
денежной наличностью.
     Таким образом,    государственный    контроль    за   соблюдением
законодательства  о  применении  контрольно  -  кассовых   машин   при
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением  не  включает  в себя
мероприятия   по   проверке   соблюдения   юридическими    лицами    и
индивидуальными  предпринимателями  обязательных  требований к товарам
(работам,  услугам),  что не соответствует  понятию  "государственного
контроля",  используемого  в целях Федерального закона от 08.08.2001 N
134-ФЗ.
     В соответствии  с вышеизложенным Федеральный закон "О защите прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного    контроля   (надзора)"   не   распространяется   на
контрольные  мероприятия,  проводимые  налоговыми  органами  в   целях
проверки  соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями
законодательства  о  применении  контрольно  -  кассовых   машин   при
осуществлении денежных расчетов с населением.
     2. На основании статьи 2 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ
"О  лицензировании отдельных видов деятельности" надзор за соблюдением
лицензиатами  лицензионных  требований  и  условий  -   система   мер,
осуществляемых лицензирующими органами,  государственными надзорными и
контрольными органами в пределах их компетенции  в  целях  обеспечения
соблюдения   лицензиатами   при   осуществлении   лицензируемых  видов
деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
     На основании статей 19,  20, 23 Федерального закона от 22.11.95 N
171-ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового
спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции"   надзор  за
соблюдением  лицензиатами  лицензионных  требований  и   условий   при
осуществлении  производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и
спиртосодержащей продукции включает в себя,  в том числе,  мероприятия
по  контролю  за  выделением  организациям  квот  на закупку этилового
спирта  и  их  целевым  использованием;  контролю  за   представлением
деклараций   об   объеме  производства  и  оборота  этилового  спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей  пищевой  продукции,   а   также   за
представлением деклараций об использовании этилового спирта;  контролю
за соблюдением требований к оборудованию  для  производства  этилового
спирта,  алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции,  за  соблюдением
государственных стандартов и технических условий  на  этиловый  спирт,
алкогольную  и спиртосодержащую продукцию и сырье для их производства;
контролю  за  качеством  и  объемом  производства  этилового   спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции;  контролю  за  экспортом,
импортом и  закупкой  на  территории  Российской  Федерации  этилового
спирта,  алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; контролю за
денатурированием этилового спирта.
     Таким образом,   действие  Федерального  закона  "О  защите  прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного контроля (надзора)" не распространяется на отношения,
возникающие  при  осуществлении  налоговыми   органами   контроля   за
соблюдением  законодательства в области производства и оборота спирта,
алкогольной и спиртосодержащей  продукции,  связанного  с  проведением
контроля  за  соблюдением  требований  и  условий действия лицензий на
производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции (лицензионного контроля).

Заместитель министра Российской
Федерации по налогам и сборам
                                                          С.Н. ШУЛЬГИН
21 декабря 2001 г.
N ШС-6-14/967