О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ. Распоряжение. Правительство Москвы. 05.03.98 240-РП

          О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА
                         ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           5 марта 1998 г.
                               N 240-РП

                                 (Д)


     В целях  дальнейшего  улучшения внешнего благоустройства дворовых
территорий  с  учетом   положительного   опыта   проведения   конкурса
"Московский  дворик" и привлечения населения к работе по приведению их
в порядок:
     1. Одобрить   разработанную   Управлением   жилищно-коммунального
хозяйства   и   благоустройства    совместно    с    заинтересованными
организациями   городскую   программу   комплексного   благоустройства
дворовых территорий на 1998 год (приложение 1).
     2. Утвердить     Временные     рекомендации    по    комплексному
благоустройству микрорайонов и  дворовых  территорий  (приложение  2),
определив  срок  их  действия  до  утверждения  Правительством  Москвы
концепции   комплексного   благоустройства   дворовых   территорий   и
микрорайонов  города,  а  также  пакета  связанной  с  ее  реализацией
нормативной документации.
     3. Префектам административных округов:
     3.1. Считать   приоритетной   задачей   обеспечение  безусловного
выполнения городской программы комплексного  благоустройства  дворовых
территорий.
     3.2. Совместно с Управлением  жилищно-коммунального  хозяйства  и
благоустройства  и  Объединением административно-технических инспекций
до 01.05.98 организовать проведение инвентаризации дворовых территорий
с составлением инвентаризационной ведомости.
     3.3. Обеспечить проведение работ по комплексному  благоустройству
дворовых   территорий  в  1998  году  на  конкурсной  основе  за  счет
выделенных в городском бюджете на эти цели денежных средств,  а  также
привлечения   внебюджетных   источников,   в   том   числе  финансовых
возможностей инвесторов.
     3.4. Комплексное благоустройство дворовых территорий проводить на
основе согласованных в установленном порядке  проектов,  разработанных
организациями, имеющими соответствующие лицензии.
     3.5. Совместно с предприятиями  и  организациями  различных  форм
собственности,   расположенными   на   территории  округа  и  имеющими
ведомственный фонд,  во II квартале т.г.  разработать согласованные  с
Москомархитектурой  программы  комплексного  благоустройства  дворовых
территорий и обеспечить их реализацию.
     3.6. Еженедельно   подводить  итоги  хода  выполнения  программы,
принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков.
     3.7. Обеспечить  привлечение  населения,  школьников,  коллективы
предприятий  и  организаций  к  работам  по  благоустройству  дворовых
территорий  и  сохранности  сделанного,  с  применением различных форм
поощрения.
     3.8. При подготовке заявки по бюджету на 1999 год учесть затраты,
связанные  с  реализацией   программы   комплексного   благоустройства
дворовых территорий "Наш двор".  Соответствующие расчеты представить в
Управление городского заказа до 01.08.98.
     4. Поручить Москомархитектуре:
     4.1. По   заказу  Управления  жилищно-коммунального  хозяйства  и
благоустройства  и  Управления  городского  заказа  за  счет  средств,
предусмотренных  в бюджете на 1998 год на содержание объектов внешнего
благоустройства, разработать в I полугодии 1998 года:
     - концепцию  комплексного  благоустройства  дворовых территорий и
микрорайонов города;
     - пакет    нормативной    документации    и    рекомендации    по
благоустройству дворовых территорий исторического центра,  сложившейся
застройки, районов - новостроек.
     4.2. По  заказу  префектур  административных  округов  оперативно
осуществлять  разработку  и согласование проектно-сметной документации
на благоустройство дворовых территорий.
     4.3. Осуществлять    авторский   надзор   за   ходом   работ   по
благоустройству территорий.
     5. Управлению  жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства,
Управлению городского заказа совместно с префектурами административных
округов на основе разработанной концепции комплексного благоустройства
дворовых территорий города и проведенной инвентаризации (пп.3.2 и 4.1)
сформировать   в   III   квартале  1998  года  программу  комплексного
благоустройства дворовых территорий "Наш двор" на 1999  и  последующие
годы.
     6. Установить,  что  финансирование  программ   по   комплексному
благоустройству дворовых территорий "Наш двор" осуществляется:
     - за счет средств,  поступающих в установленном порядке дирекциям
единого  заказчика  районных  управ и жилищным организациям Управления
городского заказа на эксплуатацию и ремонт  жилищного  фонда,  включая
средства  городского  бюджета  -  по дворам,  находящимся в управлении
дирекций единого заказчика районов и жилищных  организаций  Управления
городского  заказа  Комплекса городского хозяйства,  дворам жилищных и
жилищно-строительных кооперативов,  дворам товариществ  собственников,
созданных  на базе государственного жилищного фонда г.Москвы,  а также
образованных  на  основе   домов   жилищных   и   жилищно-строительных
кооперативов;
     - за  счет  средств  организаций  -  по  дворам,  находящимся   в
управлении министерств и ведомств.
     7. Объединению       административно-технических       инспекций,
Мосжилинспекции,  Управлению  милиции  по предупреждению экологических
правонарушений совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства
и  благоустройства  осуществлять  постоянный  контроль  за  санитарным
состоянием,  благоустройством  дворовых  территорий   и   сохранностью
зеленых  насаждений,  с  применением  в  случаях  выявления  нарушений
оперативных мер в соответствии с действующим законодательством.
     8. Комитету   территориальных  органов  исполнительной  власти  и
развития местного самоуправления обобщить лучший опыт работы  районных
управ  по организации благоустройства дворовых территорий и обеспечить
его распространение в целом по городу.
     9. Пресс-центру   Мэрии   и   Правительства  Москвы  совместно  с
Комитетом  по  телекоммуникациям  и  средствам   массовой   информации
осуществить  комплекс  мер по информированию населения о ходе работ по
благоустройству дворовых  территорий,  участию  жителей  в  реализации
программы  "Наш двор",  а также по разъяснению москвичам необходимости
бережного отношения к элементам благоустройства.
     10. Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить на
префектов административных  округов  и  первого  заместителя  Премьера
Правительства Москвы Никольского Б.В.

     Премьер Правительства Москвы                      Ю.М. Лужков
  
                                                          Приложение 2
                                               к распоряжению Премьера
                                                  Правительства Москвы
                                                    от 5 марта 1998 г.
                                                              N 240-РП

                        ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                   по комплексному благоустройству
                  микрорайонов и дворовых территорий

     1. Общая часть

     Данные рекомендации  направлены  на повышение уровня комплексного
благоустройства дворовых территорий и территорий микрорайонов.
     Комплексное благоустройство     понимается    как    совокупность
мероприятий,  направленных на создание  и  поддержание  функционально,
экологически,  информативно  и  эстетически  организованной  городской
среды, включающей:
     - приведение в порядок дворовых фасадов зданий (в т.ч.  ступеньки
к подъездам, козырьки, входные двери, водосточные трубы и пр.);
     - архитектурно-планировочную организацию территории (в частности,
упорядочение пешеходных связей как внутридворовых,  так и  к  объектам
притяжения    -   школам,   детским   садам,   магазинам,   остановкам
общественного транспорта, организацию велодорожек, площадок - детских,
спорта, отдыха, выгула собак, автостоянок);
     - реконструкцию озеленения  (посадки  деревьев  и  кустарников  с
организацией   ландшафтных  групп,  устройство  газонов  и  цветников,
применение вертикального озеленения,  вырубку сухостоя и  прореживание
загущенных посадок);
     - освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаждений;
     - устройство водных сооружений (фонтанчики, бассейны и пр.);
     - размещение  малых  архитектурных  форм  и  объектов  городского
дизайна (скамьи, урны, оборудование детских площадок, площадок отдыха,
ограждений и пр.);
     - размещение  рекламы,  элементов   визуальной   коммуникации   и
информации (доски объявлений местной администрации, указатели и пр.).
     Проводя работы по благоустройству территорий, необходимо помнить,
что  создание  условий  для  жизнедеятельности  инвалидов  -  один  из
важнейших аспектов создания городской среды.

     2. Дороги и проезды

     2.1. Сеть внутриквартальных проездов должна обеспечивать  удобную
транспортную  связь жилых и общественных зданий с городскими улицами в
соответствии с требованиями по организации движения  автотранспорта  и
противопожарными требованиями.
     Все проезды внутри микрорайона  делятся  на  проезды,  ведущие  к
входам в здания, и вспомогательные(противопожарные).
     2.2. Проезды должны  примыкать  к  проезжим  частям  жилых  улиц,
магистральных  улиц  регулируемого  движения  или  к  местным проездам
скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения.
     2.3. Тупиковые   проезды   должны   заканчиваться    разворотными
площадками  12х12  м или кольцом с радиусом по оси проезда не менее 10
м, или Т-образным разворотом.
     Использование разворотных  площадок  для  остановки  и   хранения
автомобилей не допускается.
     2.4. При проездах шириной 3,5 м необходимо  через  каждые  100  м
предусматривать разворотные площадки шириной 15 м, длиной 6 м, включая
разъездную часть.
     2.5. Со  стороны  входов  в дома должен быть предусмотрен тротуар
шириной 1,5 м.
     2.6. С  внешней  стороны  проездов  должна оставаться техническая
полоса для складирования снега при его уборке с проездов.
     2.7. Трассировка  внутриквартальных  проездов должна обеспечивать
механизированную уборку мусора и снега без "мертвых зон",  недоступных
для мусороуборочных машин.
     2.8. Минимальные  радиусы поворотов по внутренней кромке основных
проездов должны приниматься 10 м, а для вспомогательных проездов - 8,0
м.
     2.9. Конструкция   дорожной   одежды   пожарных  проездов  должна
исходить из расчетной нагрузки от пожарных машин 20 т на ось.
     2.10. Освещение  дорог  и  проездов в соответствии с нормативными
показателями.

     3. Стояки и гаражи для автомобилей индивидуального пользования

     3.1. Для инвалидов  разрешается  устанавливать  гаражи  боксового
типа,   примыкая  их  к  ТП,  ЦТП  и  прочим  сооружениям  инженерного
обслуживания микрорайона,  из  расчета  5  боксовых  гаражей  на  1000
жителей микрорайона с радиусом обслуживания до 50 м.
     3.2. На  границах  микрорайона   должны   устраиваться   открытые
автостоянки  для  хранения  автомобилей  из  расчета  50  мест на 1000
жителей.
     При застройке   градостроительными  комплексами  (10000  жителей)
площадь открытых стоянок  должна  составлять  1,25  га  (25  м2  на  1
машино-место).
     Рекомендуется использовать  пустыри,  а  также  в   установленном
порядке  участки  в  зонах  ЛЭП  и  железнодорожных  въездов в город с
устройством на них твердого покрытия.
     3.3. Расстояния  от  гаражей  и  площадок для отстоя автомашин до
зданий различного назначения следует применять не менее 25 м.
     3.4. Запрещается   хранить   автомашины  на  газонах,  детских  и
спортивных площадках.
     3.5. Осветительные  установки стоянок и территорий гаражей должны
решаться как элемент их  архитектуры.  Они  должны  функционировать  в
одном режиме в течение темного времени суток.

     4. Озеленение микрорайонов и дворовых территорий

     4.1. Озелененная     территория     микрорайона    муниципального
строительства включает в себя:
     - озелененные участки около жилых домов;
     - сады микрорайона;
     - озеленение школьных территорий;
     - озеленение территорий детских дошкольных учреждений.
     4.2. Озелененные  участки  дворовых  территорий  включают  в себя
следующие элементы:
     - газон с посадками деревьев и кустарников;
     - цветники;
     - дорожки среди зеленых насаждений;
     - детские игровые площадки с малыми формами архитектуры;
     - площадки отдыха с малыми архитектурными формами.
     4.3. Сад микрорайона устраивается в  микрорайонах  муниципального
строительства из расчета 3,0 м2/чел, в том числе:
     - спортивные плоскостные сооружения из расчета 1,0 м2/чел;
     - детский игровой городок - 1,0 м2/чел.
     - газоны с посадками деревьев и цветами - 0,5 м2/чел;
     - дорожки и площадки отдыха для взрослого населения - 0,5 м2/чел.
     4.4. Сады микрорайонов рекомендуется  размещать  вблизи  школьных
участков  с тем,  чтобы плоскостные спортивные сооружения школы и сады
микрорайона могли  бы  совместно  использоваться  как  школой,  так  и
жителями микрорайонов.
     Рекомендуется также  размещать  вблизи  сада  микрорайона   ФОКи,
позволяющие  совмещать  занятия  физкультурой и спортом как в закрытых
помещениях, так и на открытом воздухе.
     4.5. В   саду   микрорайона   наряду  со  спортивными  площадками
устраивается детский городок.  В детском городке устраиваются "наборы"
детских   игровых   малых  форм,  рассчитанные  на  пользование  всеми
возрастными группами детей.
     4.6.При возможности  рекомендуется располагать сад микрорайона на
берегу искусственных и естественных водоемов.
     4.7. Освещение     озеленяемых    участков    территорий    имеет
функциональное и  художественно-декоративное  назначение.  Оно  должно
предусматривать два режима функционирования - вечерний и ночной.

     5. Детские игровые площадки

     5.1. Размер детских спортивных площадок определяется из расчета 1
м2 на 1 жителя.
     5.2. Минимальное   удаление   от   окон   жилых   домов  площадок
дошкольников - 15 м,  площадок младших школьников - 25 м.  Со  стороны
площадок другого назначения или проездов детские площадки должны иметь
зеленую полосу шириной не менее 5м.
     5.3. Рядом  с  площадками  для  младших  школьников рекомендуется
устраивать плескательные бассейны, площадь которых не входит в площадь
детских площадок.
     5.4. Выходы  на  площадки  следует  организовывать  с  пешеходных
дорожек, а не с проездов или улиц с движением транспорта.
     Площадки не должны быть проходными,  запрещается делать входы  на
детские площадки через гостевые автостоянки около домов. От проездов и
автостоянок они должны быть изолированы озелененной полосой не менее 5
м.
     5.5. Рельеф площадок должен  соответствовать  требованиям  сброса
атмосферных  вод,  покрытия площадок должны быть беспыльными,  а после
дождя или полива быстро высыхать.
     5.6. При  капремонте  детских площадок рекомендуется использовать
их территорию согласно табл.25.

                                                Таблица 25
-----------------------------------------------------------------
   Тип площадки          Рекомендуемые зоны в % от общей площади
                       -----------------------------------------
                        спортивные снаряды и      массовые игры
                        движущиеся устройства
-----------------------------------------------------------------
Для детей до 7 лет              20                      80
Для детей от 7 до 13 лет        25                      75
Комплексные площадки от         30                      70
3 до 13 лет
-----------------------------------------------------------------

     5.7. Среди    зеленых    насаждений    рекомендуется   устраивать
велосипедные дорожки шириной 1,2-1,5 м, которые не должны приближаться
к проездам ближе 5 м.
     5.8. При размещении зеленых насаждений  вокруг  детских  площадок
необходимо  обеспечить  их  инсоляцию в течение 5 часов светового дня,
для чего с восточной стороны деревья высаживаются не ближе 5 м от края
площадки.  С северной и западной сторон они могут подходить вплотную к
краю площадки.
     5.9. Освещение  детских игровых площадок должно функционировать в
вечернее  время  и  носить  функциональный  и  декоративный  характер,
осветительные установки могут быть встроенными в малые формы.
     5.10. Колористическое  решение  детских  игровых  площадок  может
выделяться  на  общем фоне благоустройства и являться яркими цветовыми
акцентами в среде.

     6. Площадка отдыха взрослого населения

     6.1. Нормативная  обеспеченность  площадками   отдыха   взрослого
населения принимается из расчета 0,5 м2 на 1 чел.
     6.2. Оптимальные  размеры  одной  площадки  -  100  м2.  На  этих
площадках не менее половины площадки рекомендуется отводить для отдыха
взрослых с детьми в колясках.
     6.3. Площадки  отдыха  не должны располагаться ближе 15 м от окон
жилых домов и примыкать к проездам.  Они должны иметь между проездом и
площадкой  не  менее  5 м озелененной полосы.  Площадки не должны быть
проходными.
     6.4. Площадки  отдыха взрослого населения рекомендуется размещать
в местах,  где можно организовать видовые  точки  на  искусственные  и
естественные водоемы, памятники архитектуры или другие привлекательные
элементы ландшафта.
     6.5. При  проектировании  площадок нужно обеспечить инсоляцию 1/2
территорий площадки в течение светового дня.
     6.6. Освещение  площадок  отдыха  должно  функционировать в одном
режиме в течение вечера.  Оно проектируется, как правило, встроенным в
элементы оборудования площадок.
     6,7. При проектировании площадок для отдыха  взрослого  населения
необходимо      предъявлять     повышенные     требования     к     их
художественно-колористическому оформлению.

     7. Хозяйственные площадки на жилых территориях микрорайонов

     7.1. Хозяйственные площадки в микрорайоне проектируются по  норме
0,1 м2/чел. и включают:
     - хозяйственные площадки для сушки белья и проветривания  верхней
одежды;
     - хозяйственные площадки для установки мусоросборников;
     - площадки для выгула собак.
     7.2. Хозяйственные  площадки  для  сушки  белья  и  проветривания
верхней  одежды  следует  размещать  вблизи  домов  (не далее 100 м от
наиболее  отдаленного  подъезда,  считая  расстояния  по  проездам   и
дорожкам)  и  не ближе 20 м от окон жилых домов.  Площадка должна быть
полностью в течение дня освещаться солнцем  и  хорошо  проветриваться.
Она  должна хорошо просматриваться из окон дома,  жителей которого она
обслуживает.  Она не должна примыкать к площадкам другого назначения и
проездам.   Вход   с   пешеходных  дорожек  и  тропинок.  Оборудование
хозяйственной площадки для сушки белья и проветривания верхней  одежды
представлено столбами,  вкопанными в землю,  с крюками для натягивания
между ними веревок.  Расстояние между ними должно  позволить  натянуть
стандартную  веревку(20  м)  между ними.  Покрытие площадок может быть
нежесткое и даже грунтовое (уплотненный грунт).
     7.3. Хозяйственные   площадки   для   установки   мусоросборников
устраиваются из расчета:  одна площадка  на  8  подъездов  протяженных
домов,  имеющих  мусоропроводы.  При  меньшем количестве подъездов при
каждом доме должна быть устроена одна площадка.  Расстояние от  самого
дальнего    подъезда   до   хозяйственной   площадки   для   установки
мусоросборников  не  должно  превышать  100  м  (считая  по  проездам,
тротуарам,  дорожкам) и не ближе 15 м от окон домов.  Рекомендуется их
примыкать к глухим стенам ТП,  ЦТП и  другим  инженерным  сооружениям.
Покрытия  хозяйственных  площадок для установки мусоросборников должны
быть асфальтовыми,  позволяющими периодически смывать остатки мусора с
площадки.  Конструкция  асфальтовых  покрытий  аналогична  конструкции
покрытий проездов для того,  чтобы в случае  необходимости  мусоровозы
имели  бы  возможность  заезжать  на площадку.  Вокруг площадок с трех
сторон возможно устройство кирпичной стенки высотой 1,0-1,2 м  с  тем,
чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию.
     К хозяйственным площадкам для  установки  мусоросборников  должен
быть   обеспечен   подъезд   мусороуборочных   машин  с  проездов.  Не
допускается их примыкание к площадкам другого назначения. Эти площадки
должны быть затенены в течение всего дня.
     Оборудование площадок  для  мусоросборников  составляют  бачки  и
контейнеры.  Площадь на 1 бачок - 0,75-1,5 м2, на 1 контейнер - 2-3м2.
Между рядами контейнеров и бачков по краям площадки оставляется проход
не менее 0,75 м2.
     7.4. В микрорайоне необходимо устраивать специальные площадки для
выгула собак, пользуясь следующими нормативными показателями:
     - количество собак на 1000 жителей - 25;
     - количество собак на 1 площадку - 50;
     - размеры площадки - 400-600 м2.
     Конфигурация площадки произвольная в  зависимости  от  конкретных
условий, складывающихся в микрорайоне.
     Предпочтительнее устраивать площадки в виде полос шириной 10-12 м
с дорожкой для владельцев собак.  Длина полосы произвольная, исходя из
возможностей территории.
     Расстояние от окон жилых и общественных зданий до площадки должно
быть не менее 40 м и не менее 50 м от участков детских учреждений.
     Площадки должны   быть   оборудованы   ограждениями,  табличками,
надписями об их назначении и правилами пользования,  контейнерами  для
мусора.
     7.5. Освещение   хозяйственных   площадок   должно   обеспечивать
нормативные показатели и функционировать в течение вечера.

     8. Пешеходные дорожки

     8.1. Сеть    пешеходных    дорожек    должна   быть   рационально
организована,  чтобы обеспечивать удобные кратчайшие подходы от любого
подъезда   к   остановкам  общественного  транспорта,  школам,  садам,
магазинам и другим зданиям культурно-бытового обслуживания.
     Они должны обеспечивать подходы к спортивным,  детским площадкам,
площадкам отдыха,  хозяйственным,  а  также  обеспечивать  возможность
отдыха (прогулочные дорожки),  подводя пешеходов к наиболее выигрышным
в ландшафтном отношении элементам территории.
     8.2. Дорожки  и  тропинки,  как  правило,  должны быть одинаковой
ширины на всем протяжении.  Разрешается их уширение,  в основном,  для
установки на них скамеек для отдыха.
     8.3. Покрытия дорожек и  площадок  разного  назначения  на  жилых
территориях микрорайонов могут быть двух категорий:
     - жесткие  покрытия  (литой  асфальт,  песчаный  асфальт,  плитки
разных размеров);
     - нежесткие  покрытия  (гравийная  крошка,   уплотненный   грунт,
газон).
     При выборе   покрытий    нужно    руководствоваться    следующими
соображениями:
     - назначением пешеходной дорожки или площадки и интенсивностью ее
использования;
     - цвето-фактурными характеристиками покрытий.
     Дорожки, ведущие к остановкам общественного  транспорта,  школам,
детсадам,  магазинам  и  другим  учреждениям культбыта и коммунального
обслуживания,   должны   иметь   жесткие   покрытия,    обеспечивающие
пользование ими в любое время года и в любую погоду.
     8.4. Осветительные  установки  на  пешеходных   дорожках   должны
функционировать  в  одном режиме в течение темного времени суток.  Они
должны  быть  сомасштабны  человеку  и  по   дизайну   вписываться   в
архитектурную среду.

     9. Осветительные установки

     9.1. Осветительные  установки  должны  обеспечивать нормированные
показатели освещения и комфортные зрительные условия для  пешеходов  и
водителей  на  дорогах,  проездах и открытых стоянках автомобилей,  на
детских  игровых  и  спортивных  площадках  и  площадках  для   отдыха
взрослого населения, на пешеходных дорожках и хозяйственных площадках.
Освещение территорий дворов и микрорайонов не  должно  мешать  жителям
домов  и  должно  обладать  определенными  декоративно-художественными
качествами при освещении  зеленых  насаждений,  малых  форм  и  других
элементов благоустройства.
     9.2. Осветительные установки должны осуществляться,  как правило,
на базе современных технологий с учетом "антивандальных" требований.
     9.3. Осветительные установки в зонах детских  площадок,  площадок
для  отдыха  взрослых,  пешеходных  дорожек  и входов в подъезды жилых
домов должны обеспечивать хорошую цветопередачу  и  проектироваться  в
комплексе   с  архитектурно-планировочными  решениями,  в  том  числе,
встроенными в малые формы.
     9.4. Рекомендуется  применять  характерный дизайн фонарей в зонах
исторического центра,  сложившейся застройки и районов новостроек  для
освещения  пешеходных  дорог,  детских  площадок и площадок для отдыха
взрослых.

     10. Архитектурная колористика дворовых территорий и микрорайонов

     10.1. Колористическое  решение  фасадов  зданий   и   сооружений,
обращенных  в сторону дворового пространства,  должно быть выполнено с
учетом  колористического  решения  главного  фасада,   выходящего   на
магистраль, площадь, улицу.
     10.2. Колористическое решение дворового пространства определяется
доминирующими  цветами  и  степенью  освещенности  дворовых  фасадов и
включает   в   гармоничном   сочетании   цвета   различных   элементов
комплексного благоустройства.
  
                                           Приложение 1 к распоряжению
                                         Премьера Правительства Москвы
                                          от 5 марта 1998 г. N 240-РП