РЕГЛАМЕНТ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 11 февраля 1998 N 4 (Д) Содержание ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ ГЛАВА 3. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ ДУМОЙ ДОКУМЕНТОВ ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ ГЛАВА 5. ПЛАН РАБОТЫ ДУМЫ И ПОВЕСТКА ДНЯ ЗАСЕДАНИЙ ГЛАВА 6. РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ГЛАВА 7. ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЙ ГЛАВА 8. РАБОТА ДЕПУТАТА В ДУМЕ ГЛАВА 9. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЛАВА 10. ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ И ГРУППЫ ГЛАВА 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГЛАВА 12. АППАРАТ ДУМЫ ГЛАВА 13. СОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящий Регламент является Законом города Москвы, устанавливающим порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Московской городской Думы (далее - Дума). Статья 1. Полномочия Думы Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы, законодательством города Москвы и настоящим Регламентом. ГЛАВА 2. ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ Статья 2. Осуществление полномочий Думы В соответствии с Уставом города Москвы Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. Очередные заседания Думы (одно или два в течение дня) проводятся еженедельно по средам за исключением летнего и зимнего перерывов в работе Думы. Время летнего и зимнего перерывов в работе Думы при исчислении сроков проведения действий, установленных настоящим Регламентом, не учитывается. Заседания Думы проводятся открыто. На заседании, в порядке, установленном Регламентом, может быть решен любой вопрос, отнесенный к ведению Думы. Заседания Думы могут проводиться закрыто, в порядке, установленном настоящим Регламентом. Статья 3. Присутствие на заседаниях Думы На открытом заседании вправе присутствовать должностные лица городской администрации, сотрудники аппарата Думы, штатные сотрудники депутатов, аккредитованные представители средств массовой информации (при наличии в зале свободных мест). Лица, приглашенные для участия в рассмотрении вопроса (в том числе в качестве экспертов), проходят в зал заседаний по приглашению председательствующего на заседании и покидают зал по окончании рассмотрения вопроса. Участие приглашенных лиц в заседаниях обеспечивается аппаратом Думы в соответствии с заявками редакторов проектов, субъектов законодательной инициативы. Специальные места в зале заседаний отводятся для Мэра Москвы, его полномочного представителя, Премьера Правительства Москвы, Прокурора города Москвы, Председателей Московского городского и Арбитражного судов. В случаях, когда на заседаниях Думы присутствуют главы зарубежных парламентских делегаций, находящихся в Москве с официальным визитом, перед началом заседания исполняется государственный гимн страны, представители которой присутствуют на заседании, после чего исполняется гимн Москвы. Лица, присутствующие на заседании, не вправе занимать рабочие места депутатов Думы за столом заседаний. Запрещается входить в зал заседаний Думы с огнестрельным и газовым оружием. Статья 4. Закрытые заседания Думы Заседания Думы (рассмотрение отдельных вопросов) могут проводиться закрыто. Закрытое заседание (закрытое рассмотрение вопросов повестки дня) проводится в соответствии с протокольным решением Думы о проведении закрытого заседания (закрытого рассмотрения). На закрытом заседании (закрытом рассмотрении вопроса) вправе присутствовать Мэр Москвы, полномочный представитель Мэра в Московской городской Думе, Прокурор города Москвы, Председатель Московского городского суда, Председатель Арбитражного суда Москвы, а также приглашенные Думой лица. Статья 5. Трансляция заседаний Думы Во время проведения открытого заседания аппаратом Думы обеспечивается ведение проводной трансляции в служебных помещениях Думы и видеомониторинга в холле зала заседаний. Во время проведения закрытого заседания (закрытого рассмотрения вопроса) исключается ведение всех видов трансляции, а также запрещается ведение аудио- и видеозаписи в зале заседаний (кроме протокольной аудио- и видеозаписи, производимой уполномоченными на то сотрудниками аппарата Думы). По решению Думы может производиться радио- и телетрансляция из зала заседаний. Обеспечение трансляции возлагается на аппарат Думы. Статья 6. Перенос заседаний Думы и назначение внеочередных заседаний Очередные заседания Думы могут быть пропущены или перенесены постановлением Думы. Внеочередные заседания Думы могут проводиться по решению Думы, а также Председателя Думы. Уведомление о пропуске, переносе будущих заседаний, назначении внеочередных заседаний направляется всем депутатам Думы в течение суток с момента принятия решения. В случае объявления на территории Российской Федерации (города Москвы) чрезвычайного положения, Председатель Думы вправе созвать внеочередное заседание без обязательного соблюдения сроков и порядка оповещения депутатов. Статья 7. Председательствующий на заседании Думы Заседание Думы ведет председательствующий на заседании. Председательствующим на заседании по должности является Председатель Думы. При его отсутствии на заседании председательствует заместитель Председателя либо другой депутат (не заявивший о самоотводе), которому это поручено Председателем, заместителем Председателя либо протокольным решением Думы. Во время ведения заседания в случае необходимости Председатель Думы (его заместитель) вправе передать ведение заседания до его окончания другому депутату без голосования и имеет право в любой момент продолжить ведение заседания. Председательствующий на заседании должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса, по которому он является докладчиком (содокладчиком). Председатель Думы (его заместитель) должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса об избрании либо освобождении от должности соответственно Председателя (его заместителя). Статья 8. Запрещение высказываний без разрешения председательствующего Во время заседания Думы никто из участников заседания не может высказываться, не получив согласия председательствующего на заседании. Статья 9. Объявление внеочередного перерыва в заседании Внеочередной перерыв в заседании на срок до 30 минут объявляется председательствующим на заседании (без голосования), а также протокольным решением Думы. Статья 10. Сбор Думы нового созыва на первое заседание Дума нового созыва собирается на свое первое заседание в порядке, определенном Уставом города Москвы. Статья 11. Подготовка первого заседания Думы нового созыва Подготовку первого заседания проводит Оргкомитет, сформированный согласно норме, установленной на общем собрании вновь избранных депутатов Думы и депутатов Думы предыдущего созыва, полномочия которых не будут прекращены с момента открытия первого заседания Думы соответствующего созыва. Общее собрание проводится по инициативе старейшего по возрасту депутата в течение недели со дня обнародования результатов выборов. Если старейший по возрасту депутат не назначает в установленный срок дату общего собрания, то оно назначается Московской городской избирательной комиссией в течение десяти дней со дня обнародования результатов выборов. За депутатами, не реализовавшими свое право представительства, сохраняются места в Оргкомитете согласно установленной норме. Оргкомитет формирует повестку дня первых (утреннего и дневного) заседаний Думы. Оргкомитет прекращает свою деятельность после открытия первого заседания. Статья 12. Открытие и ведение первого заседания Думы нового созыва Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат, который зачитывает сообщение Оргкомитета и ведет заседания до выборов Председателя Думы согласно статье 137 настоящего Регламента. Статья 13. Права депутата Думы на заседании В порядке, установленном настоящим Регламентом, депутат Думы на ее заседаниях вправе: - избирать и быть избранным в органы Думы, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, заявлять отвод кандидатам; - вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения; - вносить поправки к проектам документов; - участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования); - требовать постановки своих предложений на голосование; - требовать повторного голосования в случаях установленного нарушения правил голосования и ошибок электронной системы, проявляющихся в учете голосов депутатов, отсутствующих в зале заседаний в момент голосования, или в неучете голосов депутатов, принимавших участие в голосовании; - высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой; - вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Думе; - вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы; - ставить вопрос о необходимости разработки нового документа Думы, вносить предложения по изменению действующих документов; - оглашать обращения, имеющие общественное значение; - пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и настоящим Регламентом; - получать любую информацию об аппарате Думы и его деятельности; - при необходимости голосовать при помощи своей карточки для голосования с рабочего места другого депутата. Статья 14 . Обязанности депутата Думы на заседании Депутат Думы на заседании обязан: - соблюдать Регламент, повестку дня и правомерные требования председательствующего на заседании; - выступать только с разрешения председательствующего; - не допускать оскорбительных выражений; - регистрироваться на каждом заседании и участвовать в работе заседания; - покидая рабочее место за столом заседаний, извлекать из пульта карточку для голосования. За неисполнение своих обязанностей депутаты несут ответственность в соответствии с главой 13 настоящего Регламента. Статья 15. Обязанности председательствующего на заседании Председательствующий на заседании обязан: - соблюдать Регламент и придерживаться повестки дня; - обеспечивать соблюдение прав депутатов на заседании; - обеспечивать порядок в зале заседаний; - осуществлять контроль за соблюдением временного регламента выступлений, своевременно напоминать выступающему об истечении установленного времени; - фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, сообщать результаты голосования; - заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания, в том числе и свои собственные альтернативные предложения; - проявлять уважительное отношение к участникам заседания, воздерживаться от персональных замечаний и оценок выступлений участников заседания; - принимать во внимание сообщения и разъяснения представителей комиссии по правилам и процедурам; - редактировать предложения, выносимые на поименное голосование, и руководить заполнением бланков поименного голосования. Статья 16. Права председательствующего на заседании Председательствующий имеет право: - лишить выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке дня, использует оскорбительные выражения; - не прибегать к подсчету голосов при явном (очевидном) большинстве при принятии процедурных решений; - при проведении голосований пользоваться правами, указанными в статье 107; - пригласить сотрудника аппарата для обеспечения ведения заседания; - обращаться за справками к депутатам и должностным лицам: - приостанавливать незапланированные дебаты: - призвать депутата к порядку, предложить Думе выразить депутату порицание в соответствии со статьями 149-153 настоящего Регламента; - прервать заседание в случае возникновения в зале чрезвычайных обстоятельств, а также грубого нарушения общественного порядка. Статья 17. Продолжительность заседаний Думы Заседания Думы проводятся: утреннее - с 10 часов 00 минут до 12 часов 30 минут: дневное - с 14 часов 30 минут до 17 часов 00 минут. Время заседаний может быть продлено протокольным решением Думы, но не более чем на 30 минут. В течение дня по решению Думы может быть проведено одно заседание. В конце каждого заседания может отводиться до 5 минут для объявлений. Статья 18. Продолжительность выступлений на заседании Думы Продолжительность выступлений: 1) с докладами и содокладами - до 15 минут; 2) в прениях - до 5 минут; 3) в пункте повестки дня "Разное" - до 3 минут; 4) со справками, вопросами, формулировками предложений, по порядку ведения, мотивам голосования - до 1 минуты; 5) с аргументацией и комментариями по поправкам - до 1 минуты. По просьбе выступающего время выступления может быть увеличено (протокольным решением либо без голосования при отсутствии возражающих депутатов). Статья 19. Продолжительность этапов рассмотрения вопроса Общий лимит времени: 1) на вопросы докладчику и содокладчику - до 20 минут; 2) на прения - до 1 часа; 3) на рассмотрение поправок - до 1 часа; 4) на дебаты по порядку ведения - до 10 минут; 5) на выступления по мотивам голосования - до 15 минут. Статья 20. Предотвращение беспорядка на заседании Думы Если на заседании возникает беспорядок и председательствующий на заседании лишен возможности его пресечь, он объявляет перерыв и покидает свое место. В этом случае заседание считается прерванным на 30 минут. Если по возобновлении заседания шум или беспорядок продолжается, то председательствующий вправе объявить заседание закрытым. Статья 21. Право Думы на голосование Дума правомочна проводить голосования (за исключением справочных), если на заседании Думы присутствуют не менее половины от общего числа депутатов Думы. Справочное голосование может проводиться при любом числе депутатов, присутствующих на заседании. Статья 22. Порядок установления числа присутствующих на заседании Число присутствующих на заседании депутатов определяется только по результатам табельной регистрации. Табельная регистрация депутатов под роспись начинается перед каждым заседанием и проводится до его окончания с указанием времени регистрации. Если незарегистрировавшийся на заседании депутат выступает или принимает участие в поименном голосовании, то он считается зарегистрированным с отметкой об этом в табеле регистрации под роспись уполномоченного сотрудника аппарата Думы. Депутат не вправе требовать отмены своей регистрации. Список депутатов, зарегистрированных на заседании, передается председательствующему на заседании сотрудниками аппарата Думы. Статья 23. Опубликование списка пропустивших более трети заседаний Список депутатов, пропустивших без уважительной причины более трети заседаний в течение одного квартала, может быть передан решением Думы для опубликования городскими средствами массовой информации. Уважительными причинами отсутствия депутата на заседании Думы являются документально подтвержденные болезнь, командировка по решению Думы, отпуск и иные причины, отнесенные к уважительным протокольным решением Думы. ГЛАВА 3. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ ДУМОЙ ДОКУМЕНТОВ Статья 24. Решения, принимаемые путем голосования Дума принимает путем голосования: - законы города Москвы (нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы); - постановления Думы (правовые акты города Москвы конкретно-регулирующего характера, принимаемые Думой по вопросам ее компетенции); - решения Думы (правовые акты Думы по вопросам организации ее работы, обязательные к исполнению депутатами Думы, сотрудниками аппарата Думы и сотрудниками аппаратов депутатов); - заявления Думы (акты, не носящие нормативного характера, излагающие позицию Думы по вопросам, не относящимся к организации ее работы); - обращения Думы (акты, содержащие предложения, рекомендации, призывы и т.д., адресуемые конкретным лицам и/или органам); - протокольные (процедурные) решения согласно статье 30 настоящего Регламента и иные решения, принимаемые путем голосования на заседаниях Думы и не оформляемые документами, перечисленными выше в настоящей статье. Статья 25. Принятие законов города Москвы и постановлений Думы Законы города Москвы и постановления Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы, если иное не установлено Уставом города Москвы или настоящим Регламентом. Решения Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Заявления и обращения Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Протокольные решения принимаются относительным большинством голосов в соответствии с нормами статьи 30 настоящего Регламента. Статья 26. Подписание законов города Москвы и постановлений Думы Законы города Москвы подписывает Мэр Москвы. Постановления, решения, заявления и обращения Думы подписывает Председатель Думы. Статья 27. Принятие постановлений о введении законов в действие В качестве законов города Москвы принимаются нормативные правовые акты в соответствии с определениями, данными в Уставе города Москвы либо в иных законодательных актах города Москвы. Одновременно с законами города Москвы могут приниматься постановления о порядке, сроках и особенностях введения их в действие. Статья 28. Постановления Думы Постановлениями Думы оформляются: - утверждение плана работы Думы в целом, внесение в него изменений, включение вопроса в утвержденный план работы Думы и исключение вопроса из него: - избрание Председателя Думы и его заместителя и освобождение их от должности; - утверждение структуры Думы и внесение в нее изменений; - создание и упразднение постоянных комиссий Думы; - утверждение персонального состава постоянных комиссий и внесение изменений в их состав; - утверждение и избрание председателей постоянных комиссий и освобождение их от должности; - утверждение перечня направлений для координации депутатами Думы, внесение в него изменений, утверждение координаторов направлений деятельности, внесение изменений в распределение обязанностей между депутатами; - утверждение структуры аппарата Думы и внесение в нее изменений; - назначение руководителя аппарата Думы и освобождение его от должности; - утверждение сметы расходов на обеспечение деятельности Думы и внесение в нее изменений; - результаты рассмотрения вопросов о снятии депутатской неприкосновенности; - результаты рассмотрения вопросов о недоверии должностному лицу городской администрации; - другие законодательные акты, принятие которых в виде постановлений Думы установлено Законом города Москвы "О законодательных актах города Москвы". Статья 29. Решения Думы Решениями Думы оформляются: - командирование депутатов Думы за рубеж, организация приема иностранных делегаций и иных делегаций при необходимости выделения на эти цели средств по смете расходов Думы; - результаты рассмотрения иных вопросов организации работы Думы, если законодательством города Москвы и настоящим Регламентом не установлен порядок их оформления в виде законодательных актов города Москвы либо если для их оформления недостаточно протокольного решения. Статья 30. Протокольные решения Думы Относительным большинством голосов, но не меньшим чем 1/3 от общего числа депутатов Думы, принимаются протокольные решения: - о принятии проекта документа за основу; - о принятии поправок к проекту документа; - о председательствующем на заседании; - об изменении повестки дня заседаний Думы; - о продлении времени заседания; - о поручениях Думы органам и должностным лицам Думы и ее аппарата по вопросам их компетенции (если они не оформлены правовыми актами); - о процедурах голосования; - об утверждении протокола о результатах тайного голосования, в случае если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение. Другие протокольные решения принимаются относительным большинством голосов не менее 1/5 от общего числа депутатов Думы, если иное не установлено настоящим Регламентом. Процедурное решение о проведении тайного или поименного голосования принимается согласно статьям 112, 117. ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ Статья 31. Доведение до депутатов проекта повестки дня очередных заседаний Председатель Думы не позднее чем за неделю до очередных заседаний Думы (если иное не предусмотрено настоящим Регламентом) доводит до сведения всех субъектов законодательной инициативы проект повестки дня очередных заседаний и материалы, необходимые для рассмотрения вопросов. Статья 32. Порядок создания рабочих органов заседаний Думы Протокольным решением Думы могут создаваться рабочие органы (комиссии, группы) заседаний Думы. Статья 33. Организационно-техническое обеспечение заседаний Думы Сотрудники аппарата Думы осуществляют организационно-техническое обеспечение заседаний Думы: - обеспечивают депутатов текстами проектов документов по вопросам повестки дня и другой необходимой информацией, в том числе через информационные системы Московской городской Думы; - оказывают помощь депутатам Думы в вопросах подготовки к заседаниям проектов повестки дня, проектов документов и поправок к ним, в том числе путем организации своевременного взаимодействия депутатов Думы и руководителей органов городской администрации; - приглашают по представлению редактора проекта и депутатов Думы, координирующих данное направление деятельности Думы, на заседание Думы лиц, чье присутствие необходимо при обсуждении вопроса; - проводят табельную регистрацию депутатов; - оказывают председательствующему помощь в проведении заседаний; - оформляют принятые Думой документы и осуществляют их выпуск. Статья 34. Распространение материалов для заседаний Думы Распространение материалов для заседаний Думы осуществляется при наличии визы Председателя Думы, его заместителя или депутата, председательствующего на заседании. Иные материалы, необходимые депутату в его работе, размножаются по требованию депутата. Статья 35. Обязанности информационно-счетной группы Информационно-счетная группа из числа сотрудников аппарата Думы: - подсчитывает голоса при открытом и поименном голосованиях; - фиксирует результаты всех голосований; - сообщает председательствующему на заседании результаты голосования; - хранит и обрабатывает информацию о голосованиях депутатов Думы и выдает ее депутатам Думы по их требованию. Статья 36. Информация об очередных заседаниях Думы Информация об очередных заседаниях Думы, собраниях депутатов, комиссий (групп), депутатских фракций, в том числе по предварительному обсуждению проектов документов, аппаратом Думы доводится до сведения всех депутатов и помещается на информационных стендах. На этих же стендах работниками аппарата вывешиваются результаты поименных голосований, информация о числе пропущенных депутатами заседаний и другая информация. ГЛАВА 5. ПЛАН РАБОТЫ ДУМЫ И ПОВЕСТКА ДНЯ ЗАСЕДАНИЙ Статья 37. Составление плана работы Думы План работы Думы составляется на квартал. Вопрос о плане работы Думы включается в повестку дня первого заседания каждого квартала. Проект плана работы Думы готовится комиссией по организации работы Думы. Статья 38. Внесение вопросов в план работы Думы Правом внесения вопросов в план работы обладают субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе. Вопросы, предложенные Мэром Москвы и Прокурором города Москвы, включаются в план работы без голосования. Изменение формулировок вопросов из утвержденного плана работы Думы, включение новых вопросов, исключение вопросов оформляются постановлениями Думы. Статья 39. Подготовка плана работы на квартал На момент утверждения плана работы не требуется наличия проектов документов по предложенным вопросам. Планирование законодательной работы не исключает возможности подготовки и внесения в Думу проектов документов вне плана в порядке, установленном действующим законодательством. Статья 40. Доведение плана работы до субъектов законодательной инициативы После утверждения плана работы Думы он направляется всем субъектам законодательной инициативы и в пресс-центр Думы. План работы Думы вывешивается на информационных стендах. Сотрудниками аппарата Думы в вывешенном плане работы делаются отметки о рассмотрении каждого вопроса (проект документа внесен, принят за основу, принят в целом, результаты голосования) и планируемых датах рассмотрения вопросов. Статья 41. Обсуждение Думой повестки дня заседаний Проект повестки дня очередных заседаний Думы (утреннего и дневного), подготовленный Председателем Думы совместно с комиссией по организации работы Думы, раздается депутатам перед окончанием последнего очередного заседания предыдущей недели. Дума вправе по предложению субъектов законодательной инициативы протокольным решением внести в предложенный проект дополнительные вопросы в соответствии с планом работы Думы (при наличии своевременно внесенных проектов), которые в этом случае не могут быть исключены Председателем из повестки дня. Дума вправе протокольным решением исключить из проекта один или несколько вопросов, которые в этом случае не могут рассматриваться на очередных заседаниях следующей недели. Дума вправе протокольным решением объединять в рамках одного вопроса повестки дня рассмотрение нескольких вопросов из плана работы Думы, если в рамках этих вопросов предлагаются к принятию проекты документов, признанные Думой альтернативными. Повестка дня внеочередных заседаний предлагается инициаторами их проведения. Статья 42. Срок доведения повестки дня до депутатов Думы Повестка дня очередных заседаний Думы определяется Председателем Думы не позднее чем за 43 часа до начала очередного утреннего заседания с учетом предложений комиссии по организации работы Думы и в соответствии со статьей 41 настоящего Регламента. Определенная Председателем повестка дня раздается депутатам не позднее чем за 41 час до начала очередного утреннего заседания. Статья 43. Повестка дня текущего заседания Перед очередным утренним заседанием депутатам Думы и приглашенным на заседание Думы лицам раздается повестка дня утреннего и дневного заседаний, определенная Председателем Думы. Повестка дня заседаний Думы на текущий день должна содержать очередные вопросы повестки дня и порядок их рассмотрения. Дума вправе внести коррективы в планируемый распорядок в соответствии с Регламентом. Статья 44. Внесение предложений по дополнению повестки дня Правом внесения предложений по дополнению определенной Председателем Думы повестки дня обладают Мэр Москвы, его полномочный представитель и Прокурор города Москвы. Дополнительный вопрос может быть включен в повестку дня при наличии своевременно внесенного проекта соответствующего документа. Исключение вопроса из определенной Председателем Думы повестки дня допускается только до начала его рассмотрения по инициативе лица (органа), внесшего соответствующий вопрос. Статья 45. Принятие законодательных актов, решений, заявлений и обращений Думы Законодательные акты города и решения Думы принимаются только в рамках вопроса, включенного в повестку дня. Обращения и заявления принимаются в рамках вопроса повестки дня "Разное". В течение одного дня в рамках вопроса повестки дня "Разное" может быть отведено по решению Думы или председательствующего на заседании до 30 минут для заявлений, сообщений, обращений депутатов, процедурных решений. Статья 46. Порядок перехода к рассмотрению очередного вопроса повестки дня Переход к рассмотрению очередного вопроса повестки дня или возврат к одному из предыдущих, но не решенных вопросов осуществляется относительным большинством голосов или без голосования председательствующим на заседании при отсутствии возражений. ГЛАВА 6. РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ Статья 47. Оформление проектов документа На проекте документа указываются: 1) наименование документа - слева вверху первой страницы машинописного текста; 2) кем он вносится - справа вверху под словом "ПРОЕКТ", рядом со словом "ПРОЕКТ" указывается дата внесения; 3) фамилия ответственного исполнителя по данному документу (редактора проекта) и его телефон - под текстом проекта; 4) ознакомительная виза представителя государственно-правового отдела Думы, для проектов законодательных актов, а также заявлений и обращений, касающихся вопросов деятельности городской администрации, - дополнительно ознакомительная виза полномочного представителя Мэра в Московской городской Думе. К проекту документа прилагаются заключения Мэра, его полномочного представителя, Государственно-правового управления мэрии, государственно-правового отдела аппарата Думы, если таковые имеются; могут также прилагаться другие заключения, отзывы, сопроводительные документы. В тексте проекта документа фамилия Мэра или Председателя Думы (его заместителя) в качестве подписи не указывается. Лица, визирующие проект, вправе запросить у ответственного исполнителя копию проекта. Статья 48. Преамбула документа Преамбула документа, как правило, должна содержать краткое законодательное и фактологическое обоснование со ссылками. Статья 49. Оформление проекта Оформление проекта законодательного акта осуществляется субъектом законодательной инициативы с учетом требований, предъявляемых к структуре и языку законодательных актов города Москвы. Редактором проекта может являться автор или ответственный исполнитель по данному документу либо представитель автора проекта. К проекту законодательного акта прилагаются пояснительная записка с социально-экономическим и правовым обоснованием необходимости принятия акта, прогнозом последствий принятия акта, перечень правовых актов, которые необходимо изменить или признать утратившими силу (если таковые имеются), а также иные документы, предусмотренные статьей 47 настоящего Регламента. Статья 50. Ответственный исполнитель по проекту документа Если ответственный исполнитель по проекту не является депутатом Думы, Дума при включении вопроса в план работы определяет ответственного за рассмотрение вопроса - депутата Думы (как правило, координатора соответствующего направления работы Думы или председателя профильной комиссии). Ответственный за рассмотрение вопроса на всех этапах подготовки и рассмотрения проекта осуществляет необходимое взаимодействие с ответственным исполнителем, организует мероприятия по ознакомлению депутатов с проектом, а также согласованию позиций ответственного исполнителя и депутатов Думы. Статья 51. Внесение проектов документов Проекты законодательных актов вносятся в Думу субъектами законодательной инициативы. Проекты решений Думы, обращений и заявлений вносятся депутатами Думы, комиссиями и рабочими группами, фракциями. Официальным внесением (далее по тексту - внесением) проекта документа в Думу считается внесение проекта, оформленного в соответствии с установленным порядком, на имя Председателя Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в Думе. Аппарат Думы не позднее следующего рабочего дня доводит до всех депутатов Думы информационное сообщение о факте внесения проекта документа, его названии, авторе и срочности рассмотрения (первоочередное или обычное). Статья 52. Внесение проектов в обычном и первоочередном порядке Проект законодательного акта передается в аппарат Думы не позднее чем за две недели до планируемой даты рассмотрения. Дума вправе протокольным решением принять проект к первоочередному рассмотрению в недельный срок. Также в недельный срок рассматривается проект, внесенный как первоочередной Мэром Москвы. Проект бюджета города и отчет об исполнении бюджета не могут быть рассмотрены Думой ранее чем через две недели после даты их регистрации. Проект решения Думы передается в аппарат Думы не позднее чем за неделю до планируемой даты рассмотрения, проект заявления или обращения Думы - не позднее чем за день. Статья 53. Рассмотрение проекта законодательного акта до заседаний Думы Проект законодательного акта направляется аппаратом Думы субъектам законодательной инициативы и в комиссии Думы. Председатель Думы вправе предложить одной или нескольким комиссиям, а также одному или нескольким координаторам направлений работы Думы провести предварительное обсуждение проекта, подготовить заключение к первому чтению проекта. До рассмотрения проекта на заседании Думы может быть проведено его предварительное обсуждение в форме общегородского обсуждения, публичных или депутатских слушаний. Регламенты публичных и депутатских слушаний устанавливаются решением Думы. Статья 54. Общегородское обсуждение проектов законодательных актов Проект законодательного акта города Москвы может быть вынесен на общегородское обсуждение Думой или Мэром Москвы. В этом случае проект (все альтернативные проекты либо все альтернативные положения частично совпадающих проектов) публикуется в городской печати с указанием срока подачи предложений (не менее месяца со дня опубликования) и адреса, по которому должны направляться предложения. Обобщающая информация о результатах общегородского обсуждения, подготовленная редактором законопроекта, подлежит опубликованию в издании, определенном Думой. Публичные слушания проводятся в соответствии с протокольным решением Думы. В рамках публичных слушаний осуществляется ознакомление депутатов с мнением экспертов и жителей Москвы по обсуждаемому проекту законодательного акта. Во время публичных слушаний ведется протокол. Депутатские слушания проводятся по инициативе депутатов или комиссий (рабочих групп) Думы с целью ознакомления депутатов с проектами и их особенностями, а также с целью освещения интересующих депутатов аспектов городских проблем. Статья 55. Обсуждение проектов депутатами, комиссиями и рабочими группами Депутаты, комиссии, рабочие группы и фракции Думы вправе проводить обсуждения проектов документов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, проводить пресс-конференции и организовывать выступления в средствах массовой информации для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам. На собрании депутатов, заседании комиссии, рабочей группы или фракции Думы может быть принято заключение по обсуждаемому проекту или по поправкам к нему. Заключение должно быть подготовлено комиссией или рабочей группой Думы, если Думой дано поручение. Заключение и результаты голосования по его принятию доводятся аппаратом Думы до сведения всех депутатов и заинтересованных лиц. Статья 56. О внесении изменений в проект до рассмотрения на заседании Думы Субъект законодательной инициативы, внесший проект законодательного акта в обычном порядке, вправе по результатам предварительного обсуждения внести изменения во внесенный проект до его рассмотрения на заседании Думы. В этом случае вопрос может быть рассмотрен на заседании Думы не ранее чем через неделю после представления измененного проекта. О факте внесения изменений в проект субъект законодательной инициативы, внесший его, должен уведомить Председателя Думы не позднее чем за двое суток до первоначально намеченной даты рассмотрения вопроса. Статья 57. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта на заседании Думы Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседаниях Думы: - доклад, содоклады в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом; - вопросы докладчику и содокладчикам и ответы на вопросы; - прения по обсуждаемому вопросу; - заключительные выступления докладчика и содокладчиков; - выступления по мотивам голосования и принятие проекта документа за основу (в первом или втором чтении); - внесение поправок к принятому за основу проекту; - выступления по мотивам голосования и голосование по принятию документа в целом. По каждому вопросу повестки дня, находящемуся в плане работы Думы, должно пройти не менее одного чтения. Снятие проекта документа с рассмотрения до завершения первого чтения допускается только по решению лица (органа), внесшего проект. Статья 58. Доклад по вопросу, включенному в повестку дня Доклад по вопросу, включенному в повестку дня, и проекту документа делает редактор проекта. Статья 59. Содоклад по вопросу, включенному в повестку дня В том случае, если докладчик не является депутатом Думы, ответственный за рассмотрение вопроса делает обязательный содоклад. Дума вправе также поручить подготовить содоклад какому-либо депутату, рабочей группе. Соответствующее поручение может быть дано заранее либо непосредственно при рассмотрении вопроса. Безусловное право на содоклад имеет Мэр или его официальный представитель. Статья 60. Вопросы к докладчику и содокладчикам Вопросы докладчику и содокладчикам задаются после окончания доклада и содокладов. Статья 61. Открытие прений По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке. Статья 62. Порядок установления очередности выступлений Очередность выступлений устанавливается председательствующим на заседании, как правило, в соответствии со временем записи на выступление. При установлении очередности выступлений приоритет предоставляется представителям депутатских комиссий (групп), образованных Думой для подготовки рассматриваемого вопроса, представителям профильных постоянных комиссий Думы, представителям фракций, экспертам, приглашенным на заседание редактором проекта (ответственным исполнителем, ответственным за рассмотрение вопроса) либо комиссией Думы для выступления по соответствующему вопросу, депутатам, представившим письменное заключение по проекту решения, полномочному представителю Мэра. Дума вправе изменить очередность выступлений. Дума вправе рассмотреть персональные обращения к ней с просьбой о предоставлении слова. Статья 63. Внеочередные выступления Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Мэр Москвы, полномочный представитель Мэра в Московской городской Думе и Председатель Думы. Статья 64. Время начала записи на выступления в прениях Запись на выступления в прениях начинается после начала рассмотрения вопроса повестки дня (предоставления слова докладчику). Статья 65. Место выступления в прениях Выступления в прениях проводятся с трибуны. Статья 66. Основные правила выступлений в прениях Выступающий в прениях говорит на русском языке. Выступающий вправе поддержать обсуждаемый проект документа, обосновать невозможность его поддержки или невозможность определить свое отношение к проекту, а также высказать обоснованные замечания и предложения. Личные обращения выступающего к присутствующим в зале заседаний воспрещаются. Выступающий не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, использовать заведомо ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения данных предписаний выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется. Статья 67. Обязанности председательствующего в ходе выступлений в прениях Председательствующий на заседании следит за соответствием содержания выступления по вопросу повестки дня, соблюдением установленной продолжительности выступления и, при необходимости, напоминает об этом выступающему. Если выступающий игнорирует указания председательствующего на заседании, допускает в своей речи оскорбительные выражения, то председательствующий призывает его к порядку или лишает слова. Статья 68. Открытие дебатов по порядку ведения Более трех выступлений по порядку ведения в течение 30 минут работы заседания Думы квалифицируется как дебаты по порядку ведения. Такие дебаты открываются в соответствии с протокольным решением Думы или по решению председательствующего на заседании. Статья 69. Выступления после завершения времени, отведенного для прений По истечении времени, отведенного на прения, слово предоставляется тем из записавшихся депутатов, кто настаивает на выступлении. Председательствующий на заседании выясняет число таких депутатов и либо предоставляет каждому из них слово в пределах 3 минут, либо ставит на голосование вопрос о продлении времени прений при сохранении установленной настоящим Регламентом продолжительности выступлений. Предложения о прекращении прений не голосуются. Тексты выступлений депутатов, записавшихся на выступление, но не выступивших, прилагаются к стенограмме заседания по их просьбе. В этом случае тексты выступлений в машинописном виде сдаются в аппарат Думы. Статья 70. Заключительное слово докладчика и выступления по мотивам голосования После окончания прений докладчик и содокладчики вправе выступить с заключительным словом, проводятся выступления по мотивам голосования, и на голосование ставится вопрос о принятии проекта за основу. Редактор проекта вправе по итогам прений внести в проект изменения до его принятия за основу и сообщить о них Думе до голосования. По предложению редактора Дума вправе протокольным решением отложить голосование по принятию проекта за основу на срок до одной недели. Статья 71. Порядок отзыва проекта до принятия его за основу До принятия Думой проекта документа за основу (в том числе в ходе прений) редактор проекта либо внесший проект субъект законодательной инициативы (лицо, им уполномоченное) имеют право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Думы. В этом случае прения прекращаются. Думой устанавливается порядок дальнейшей работы над проектом, участники заседания вправе передать свои предложения редактору проекта. Статья 72. Принятие проекта за основу Принятие проекта документа за основу (в первом или втором чтении) означает, что принятый за основу текст может дорабатываться путем внесения в него поправок либо (при отсутствии желающих подать поправки) может быть поставлен на голосование в целом. При отклонении проекта документа в первом чтении Дума вправе дать поручения, связанные с подготовкой нового проекта. Статья 73. Рассмотрение альтернативных проектов Альтернативные проекты (в том числе внесенные на рассмотрение различными субъектами законодательной инициативы заранее в плановом порядке) рассматриваются в рамках одного вопроса повестки дня. Рассмотрение альтернативных проектов осуществляется при их первом чтении и завершается голосованием по вопросу о принятии одного из проектов за основу. Статья 74. Направление альтернативных проектов в согласительную комиссию Если после проведения прений ни один из альтернативных проектов не принят за основу, Дума вправе направить протокольным решением альтернативные проекты в профильную комиссию Думы или в специально созданную согласительную комиссию для подготовки согласованного (единого) варианта проекта в установленный протокольным решением Думы срок (но не более двух недель). Статья 75. Порядок подготовки согласованного в комиссии проекта Комиссия назначает редактора согласованного проекта. Редактор от имени комиссии вносит согласованный проект в Думу в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Регламента. Сроки рассмотрения внесенного проекта могут быть сокращены по сравнению с предусмотренными статьей 52 настоящего Регламента (но не более чем в два раза). Статья 76. Порядок подачи поправок к проекту, принятому за основу Поправки к проекту могут вноситься субъектами законодательной инициативы и редактором проекта. Для внесения поправок в письменном виде предоставляется не менее трех суток, если Думой протокольным решением не установлен меньший срок. По решению большинства от общего числа депутатов Думы и с согласия редактора проекта могут голосоваться устные поправки, в том числе сразу же после принятия проекта документа за основу. Общий лимит времени на рассмотрение устных поправок не может превышать 30 минут с момента принятия решения о переходе в режим устного рассмотрения поправок. Статья 77. Рассмотрение поправок к проекту Редактор проекта представляет депутатам в письменной форме все поправки, поданные с соблюдением установленных норм, делает доклад по поправкам, рассматривает каждую поправку (блоки поправок) и рекомендует Думе принять или отклонить соответствующие поправки. В случае невыполнения редактором своих обязанностей в установленный срок или отказа от выполнения своих обязанностей, обязанности редактора проекта исполняет определенный Думой депутат. Статья 78. Порядок голосования поправок к проекту Последовательность голосования поправок на заседании Думы определяется редактором проекта. Одобренные или предложенные редактором поправки голосуются одновременно (блоками), если ни один из депутатов не потребует отдельного голосования по конкретной поправке. Отклоненные редактором поправки ставятся на голосование, если на этом настаивает кто-либо из депутатов или редактор. Частично принятые или учтенные редактором поправки ставятся на голосование в первоначальной редакции, если авторы поправок не согласны с формулировками, принятыми редактором проекта. Поправка, снятая автором с голосования, может быть поддержана другим субъектом законодательной инициативы и в этом случае должна быть поставлена на голосование. Статья 79. Порядок представления поправки Автор голосуемой поправки (либо уполномоченный им депутат) зачитывает поправку и аргументирует необходимость ее принятия. После этого редактор проекта вправе дать комментарий. По истечении одного часа рассмотрения поправок Дума принимает протокольное решение о времени дальнейшего рассмотрения поправок или переносит вопрос на другое заседание. Статья 80. Обсуждение поправки Перед голосованием поправки допускается по одному выступлению по мотивам голосования "за" и "против" принятия поправки. Выступления, не содержащие аргументации "за" или "против" принятия поправки, не допускаются. Статья 81. Поправки, не предлагающиеся для голосования На голосование не ставятся поправки редакционного характера, поправки, внесенные несвоевременно, а также поправки, внесенные устно, если Дума не примет иного решения в соответствии со статьей 76 настоящего Регламента. Статья 82. Рассмотрение проекта во втором чтении При большом количестве одобренных поправок может быть проведено второе чтение проекта. При этом все одобренные редактором поправки включаются в текст проекта, принятого за основу (в первом чтении). Текст документа с включенными в него одобренными редактором поправками передается всем субъектам законодательной инициативы в порядке, установленном настоящим Регламентом. (Полученный таким образом текст документа предоставляется депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения.) После обсуждения проекта и выступления по мотивам голосования производится голосование по принятию проекта за основу во втором чтении. Если проект не принят за основу во втором чтении, в установленном порядке продолжается рассмотрение поправок к документу, принятому за основу в первом чтении. Статья 83. Устранение противоречий, возникших в результате принятия поправок После завершения рассмотрения всех поправок по предложению редактора проекта, ответственного за рассмотрение вопроса или субъекта законодательной инициативы принятие документа в целом может быть отложено протокольным решением Думы (либо без голосования при отсутствии возражающих депутатов) на срок не более двух недель. В течение установленного срока редактор обязан представить текст проекта с учетом всех принятых поправок и дать заключение о его внутренней непротиворечивости либо предложить поправки, устраняющие противоречия. Поправки редактора должны быть обсуждены и проголосованы на ближайшем заседании Думы. Если по истечении установленного срока редактор не предоставил Думе текст проекта, то проект выносится на голосование в том виде, в каком ранее было отложено его принятие в целом (с учетом принятых поправок). Статья 84. Принятие документа в целом Законодательные акты, решения, заявления, обращения принимаются в целом после принятия проекта документа за основу (в одном или двух чтениях) и завершения рассмотрения поправок в соответствии с Регламентом. Решения, по которым нет желающих подать поправку, могут голосоваться сразу в целом (после проведения прений), если это не противоречит законодательству города Москвы и настоящему Регламенту. Перед принятием решения в целом проводятся выступления по мотивам голосования. При проведении тайного (или поименного) голосования эти выступления проводятся до выдачи бюллетеня (до заполнения бланка поименного голосования). Статья 85. Подача поправок Мэром перед принятием документа в целом Проект законодательного акта перед его принятием в целом направляется Мэру вместе со всеми принятыми Думой поправками в тех случаях, когда Мэр или его полномочный представитель заявляют о такой необходимости. Мэр в двухнедельный срок со дня получения проекта вправе направить в Думу свои поправки, которые должны быть обсуждены и проголосованы перед принятием законодательного акта в целом. Если по истечении двухнедельного срока Мэр не направил в Думу поправки к законопроекту, то законопроект выносится на голосование в том виде, в каком он был отправлен Мэру (с учетом принятых ранее поправок). Статья 86. Обеспечение доступа к информации о голосованиях Результаты всех голосований вводятся в базу данных "Голосования Думы". Аппарат Думы проводит статистическую обработку результатов голосований, публикует результаты обработки в печатном органе Думы, обеспечивает депутатов информацией о результатах голосований и их анализе. Статья 87. Подписание, отклонение и повторное рассмотрение закона Закон города Москвы подписывается Мэром в месячный срок со дня получения закона. Мэр в течение указанного срока вправе наложить вето на принятый Думой закон и направить закон на повторное рассмотрение Думы вместе со своими поправками или с отрицательным заключением. Дума приступает к повторному рассмотрению закона в течение двух недель со дня его получения. Статья 88. Рассмотрение поправок Мэра Каждая из поправок Мэра может быть отклонена Думой при повторном рассмотрении закона числом голосов не менее 2/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании. Неотклоненные поправки Мэра включаются в текст закона без голосования. Если при повторном рассмотрении ни одна из поправок Мэра не отклонена, то Мэр подписывает закон в течение трех дней со дня его получения. Если при повторном рассмотрении отклонена часть поправок Мэра, то закон направляется Мэру как вновь принятый. Статья 89. Подписание закона после повторного рассмотрения Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы и тем самым отклонено вето Мэра, то Мэр подписывает его в течение трех дней со дня получения закона. Если при повторном рассмотрении закона Дума в течение месяца не направила его протокольным решением Мэру на подписание, то закон считается отклоненным. Если Мэр не налагает вето на закон и не подписывает его в течение месяца или если вето Мэра отклонено Думой, то закон считается принятым, подлежит опубликованию и введению в действие в те же сроки и на тех же условиях, как и закон, подписанный Мэром. Статья 90. Опротестование Мэром постановления Думы Мэр вправе опротестовать постановление Думы в двухнедельный срок со дня его принятия, если оно противоречит законодательству или недостаточно обеспечено финансовыми ресурсами. Действие опротестованного постановления приостанавливается со дня внесения протеста в Думу. Дума в течение двух недель со дня внесения протеста проводит повторное рассмотрение постановления и голосование по вопросу об отклонении протеста. Если протест будет отклонен на заседании Думы не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы, то постановление Думы считается введенным в действие с момента отклонения протеста Мэра. В противном случае постановление Думы считается утратившим силу. Статья 91. Контроль исполнения постановлений и решений Думы В каждом постановлении и решении Думы указывается лицо (структурное формирование Думы), контролирующее его исполнение. Целью контроля является выявление степени эффективности реализации положений документа, причин, затрудняющих их исполнение, определение лиц (органов), препятствующих исполнению, привлечение их к ответственности, а также, при необходимости, обеспечение исполнения положений документа в судебном порядке. Для выполнения перечисленных полномочий лицу (органу), на которое Дума возложила контроль, никаких специальных доверенностей не требуется. В порученческом пункте постановления или решения указываются исполнитель (один или несколько) или структурное формирование Думы и, как правило, срок исполнения. Статья 92. Полномочия Думы по контролю исполнения постановлений и решений После заслушивания сообщения о ходе выполнения постановления (решения) Дума вправе: - снять постановление (решение) с контроля как выполненное; - снять с контроля отдельные пункты постановления (решения) как выполненные; - продлить контрольные полномочия; - возложить контрольные полномочия на иное лицо либо орган; - отменить постановление (решение); - изменить постановление (решение) или дополнить его; - принять дополнительное постановление (решение). Статья 93. Установление срока отчетности по контролю исполнения Срок отчетности по контролю устанавливается либо в самом постановлении (решении), либо Председателем Думы, который вправе поручить лицу (органу), контролирующему исполнение постановления (решения), сделать сообщение на заседании Думы. Статья 94. Требования к протоколу заседания Думы На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма, а также аудиозапись заседания с момента его открытия до момента окончания, исключая перерывы. В протоколе заседания указываются: - дата, место проведения заседания, год созыва Думы, порядковый номер заседания; - число депутатов, установленное для Думы, общее число депутатов Думы и число депутатов, присутствовавших на заседании; - вопрос повестки дня и фамилия докладчика (содокладчиков); - список лиц, выступивших на заседании; - результаты голосований. Фамилии депутатов сопровождаются указанием их избирательных округов, а фамилии других лиц - указанием должности и места работы. Статья 95. Сроки оформления протокола и стенограммы заседания Протокол заседания оформляется в трехдневный срок. Протокол подписывается Председателем Думы и руководителем аппарата Думы. На протоколе указываются фамилия ведущего протокол (ответственного исполнителя), его телефон. Стенограмма заседания оформляется в недельный срок. Стенограмма (компьютерная запись) заверяется руководителем сектора машинописных и стенографических работ. Статья 96. Хранение подлинников протокола и стенограммы заседания Подлинники протокола и стенограммы сдаются на хранение в протокольный отдел аппарата Думы. Копии протоколов и тексты стенограмм заседаний помещаются в открытом для депутатов доступе. Статья 97. Доступ к протоколам, стенограммам и аудиозаписям закрытых заседаний Оформление материалов закрытого заседания Думы, их хранение, тиражирование, распространение, пересылка и допуск к ним депутатов Думы, сотрудников аппарата и иных лиц производятся по правилам, установленным законодательством Российской Федерации для сведений, степень секретности которых соответствует степени секретности сведений, обсуждаемых на заседании. Статья 98. Хранение листов табельной регистрации, текстов проектов документов и поправок к ним Листы табельной регистрации депутатов хранятся в организационном отделе аппарата. Оригиналы текстов проектов документов, принятых за основу, и поправок к ним хранятся в протокольном отделе. Указанные материалы в трехмесячный срок после вступления принятых документов в силу передаются для хранения в архив. Статья 99. Оформление документов, принятых Думой В недельный срок после принятия документа в целом сотрудники аппарата Думы совместно с редактором проекта и ответственным за рассмотрение вопроса производят оформление документа. На оборотной стороне титульного листа документа указываются: - дата принятия в целом, число голосов, поданных "за" и "против"; - кем внесен проект; - фамилия, должность, номер телефона и подпись редактора проекта; - фамилия, номер телефона и подпись ответственного за рассмотрение вопроса в Думе; - для законодательных актов - виза полномочного представителя Мэра в Думе; - виза представителя государственно-правового отдела Думы; - виза руководителя аппарата Думы; - для законов города Москвы - виза Председателя Думы; - список адресатов рассылки. Оформленный в соответствии с требованиями настоящей статьи документ сдается в протокольный отдел Думы, который в трехдневный срок направляет его на подписание. При оформлении документа не допускается внесение правок, за исключением непосредственно оговоренных на соответствующих заседаниях Думы и корректорских правок протокольного отдела Думы. Статья 100. Опубликование документов, принятых Думой Порядок опубликования принятых Думой законодательных актов определяется законами города Москвы. Опубликование текстов решений Думы производится, если это определено соответствующим протокольным решением. Статья 101. Рассылка документов, принятых Думой Тексты принятых Думой документов в десятидневный срок после их принятия рассылаются протокольным отделом каждому депутату Думы, руководителю аппарата Думы, официальным изданиям Думы (кроме решений Думы, не предназначенных к опубликованию), Мэру Москвы, префектам административных округов, Управлению делами мэрии, Прокурору Москвы, Председателям Московского городского суда и Арбитражного суда города Москвы, в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации, другим заинтересованным лицам по списку, составленному ответственным исполнителем документа. Тексты обращений Думы направляются их адресатам в первоочередном порядке. ГЛАВА 7. ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ Статья 102. Виды голосований Виды голосований, применяемые на заседаниях Московской городской Думы, классифицируются следующим образом: 1) по степени огласки - тайное, открытое или поименное; 2) по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое"; 3) по последствиям - решающее или справочное. Статья 103. Порядок голосований Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования. Открытое голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или при помощи информационно-счетной группы. Данные об открытых голосованиях депутатов доступны для всех заинтересованных лиц. Поименное голосование проводится при помощи информационно-счетной группы с использованием бланков поименного голосования. Поименное голосование в соответствии с протокольным решением Думы может проводиться путем опроса депутатов. Порядок голосования определяется в конкретном случае протокольным решением или без голосования (при отсутствии возражающих). Данные о поименных голосованиях депутатов подлежат опубликованию в официальных изданиях Думы. Особенности проведения тайного и поименного голосований приведены в статьях 112-121 настоящего Регламента. Статья 104. "Мягкое" и "жесткое" голосование При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования. При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования. Статья 105. Право депутата на неучастие в голосовании Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия, сообщая об этом Думе. Число воздержавшихся при открытом голосовании не выясняется и в результатах голосования не указывается. Статья 106. Принятие решения относительным большинством голосов Решение вопроса относительным большинством голосов считается принятым, если "за" подано большее число голосов, чем "против", а при голосовании альтернативных предложений, кроме того, "за" подано большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение. Альтернативными считаются такие предложения или проекты документов, из которых следует выбрать не более одного. При голосовании альтернативных предложений число голосов против каждого из них не выясняется. Председательствующий на заседании предлагает голосовать за поступившие альтернативные предложения. До голосования перечисляются все альтернативные предложения. Статья 107. Права председательствующего при голосовании Председательствующий на заседании вправе: - проводить "мягкое" голосование альтернативных предложений в несколько туров; - обобщать несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений; - вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов; - проводить справочное голосование, не интерпретируя его результаты как решающие; - проводить вслед за справочным решающее голосование по тому же вопросу. При большом количестве предложений, которые относятся к различным проблемам, председательствующий проводит серию голосований. В первую очередь голосуются предложения по порядку ведения заседания, а затем проводятся голосования по существу каждой проблемы в рамках вопроса повестки дня. Статья 108. Голосование альтернативных предложений Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий на заседании вправе поставить на голосование во втором туре два предложения, набравших в первом туре большее число голосов, чем другие предложения. Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по кандидатуре, набравшей наибольшее число голосов. Если баллотируется более двух кандидатов на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, набравшим большее число голосов по сравнению с другими кандидатами. Если во втором туре ни один из кандидатов не избран, проводится третий тур голосования по кандидатуре, набравшей во втором туре большинство голосов. Если в третьем туре кандидатура не набрала необходимого числа голосов или при голосовании по двум кандидатурам (в первом или втором туре) кандидаты набирают одинаковое число голосов, то выдвижение кандидатов и выборы проводятся повторно. Дата и время повторных выборов определяются протокольным решением Думы. Статья 109. Голосования об изменении или отмене документов, принятых Думой Для отмены законодательного акта или решения Думы (либо отзыва заявления или обращения), а также для внесения изменений в их тексты требуется то же большинство голосов, что и для принятия соответствующих документов. Принятие нового протокольного решения по какому-либо вопросу не требует отмены предыдущих. При противоречии двух процедурных решений действует то из них, которое принято позже. Вновь принятое процедурное решение не отменяет действия тех положений предыдущих решений, которые не противоречат новому решению. Статья 110. Справочные голосования Справочное голосование не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер. Справочное голосование не может проводиться тайно или поименно. Председательствующий на заседании или автор проекта вправе в любой момент поставить проект на справочное голосование. При наличии альтернативных проектов председательствующий перед началом прений может поставить их на справочное голосование. Статья 111. Повторное голосование Повторное открытое голосование по одному и тому же вопросу допускается в случаях, предусмотренных Регламентом, а также по решению Думы. Основанием для такого решения может быть: - нарушение Регламента при проведении голосования; - объективно установленное нарушение в работе электронной системы, очевидное для большинства голосовавших; - голосование депутата с использованием не принадлежащей ему карточки регистрации и голосование за другого депутата. Редактор проекта, ответственный за рассмотрение вопроса, председательствующий на заседании, Мэр или его полномочный представитель вправе вынести проект документа на повторное голосование в целом, если при голосовании проект набрал относительное большинство голосов, но число голосов, недостаточное для принятия решения. Статья 112. Условия проведения тайного голосования Тайное голосование проводится при избрании Председателя Думы, его заместителя, утверждении или избрании председателей постоянных комиссий, при голосовании вопросов о доверии (недоверии). Тайное голосование проводится также в других случаях принятия решений по персональным вопросам по требованию не менее пяти депутатов Думы. Персональным считается вопрос избрания, назначения, утверждения в должности, освобождения от должности, выражения доверия (недоверия) в отношении конкретной персоны. При рассмотрении вопросов, требующих выбора из нескольких кандидатур на одно или несколько вакантных мест, вопрос считается персональным в отношении каждой из кандидатур. Статья 113. Счетная комиссия для тайного голосования Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование. Статья 114. Бюллетени для тайного голосования Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею и утвержденной Думой форме и в установленном количестве. Бюллетени должны иметь маркировку, препятствующую изготовлению дополнительного количества бюллетеней кем-либо помимо счетной комиссии. Бюллетень должен содержать альтернативные варианты голосования, в том числе при наличии одного кандидата на должность - слова "за", "против". Бюллетени выдаются депутатам под роспись. Получение бюллетеня незарегистрировавшимся на заседании депутатом означает регистрацию этого депутата. По решению Думы выдача бюллетеней для тайного голосования может рассматриваться как специальная табельная регистрация депутатов. Депутат вправе отказаться от получения бюллетеня, о чем делается отметка членом счетной комиссии. Статья 115. Помещение для тайного голосования В помещении, определенном для проведения голосования, устанавливаются кабины. Процедура вычеркивания может производиться как в кабине, так и вне ее. Агитация в помещении для голосования воспрещается. Статья 116. Установление действительности бюллетеня для тайного голосования Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение. При наличии в бюллетене вариантов голосования "за" и "против" бюллетень, в котором зачеркнуты оба варианта голосования, считается недействительным. При тайном голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования, если Дума не примет иного решения. Статья 117. Условия проведения поименного голосования Поименное голосование проводится при принятии документа в целом, а также в других случаях по требованию не менее 1/5 от общего числа депутатов. Поименное голосование не может быть проведено по персональному вопросу. Статья 118. Бланки для поименного голосования и их заполнение Бланк поименного голосования заполняется депутатом и содержит: номер голосования, фамилию и округ депутата, формулировку предложения, результат голосования ("за" или "против"), роспись депутата, дату. В заранее заготовленных бланках должны содержаться слова "за", "против". Бланки, в которых в результате голосования оба этих слова вычеркнуты или оба слова оставлены, а также бланки, авторство которых установить невозможно, при подсчете голосов не учитываются. Заполненные бланки сохраняются до окончания срока полномочий Думы соответствующего созыва, но не менее трех месяцев после опубликования результатов поименного голосования. Статья 119. Формулировка предложений для голосования Формулировка предложения совместно с результатами голосования должна восприниматься однозначно. Формулировка должна быть лаконичной, не содержащей отрицания или запрета. Формулировка записывается в бланк под диктовку автора предложения (автора проекта) или председательствующего на заседании. Статья 120. Условия изменения решения при поименном голосовании Прием бланков поименного голосования производится до момента. установленного Думой. До этого момента депутат вправе изменить свое решение и заменить свой бланк голосования. Если момент окончания голосования не определяется, то депутат вправе изменить свое решение (или принять участие в голосовании) до момента объявления результатов голосования. Исправление результата голосования в бланке не допускается. В спорных случаях счетная группа вправе запрашивать у депутатов пояснения по их бланкам. Воспрещаются любые формы давления на депутатов с целью принудить их изменить результат голосования. Поименное голосование депутата, незарегистрировавшегося на заседании, означает регистрацию этого депутата. Статья 121. Сообщение о результатах поименного голосования Результаты поименного голосования оглашаются в день голосования, вывешиваются на информационных стендах в течение часа, публикуются в официальных изданиях Думы в установленном порядке. Рядом с фамилиями депутатов, не проголосовавших "за" или "против", никаких отметок не проставляется. ГЛАВА 8. РАБОТА ДЕПУТАТА В ДУМЕ Статья 122. Нормативная база, устанавливающая права и обязанности депутата Думы Права и обязанности депутата Московской городской Думы устанавливаются законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы, Законом города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы", настоящим Регламентом. Депутаты Думы обладают соответствующими правами и исполняют свои служебные обязанности до окончания срока своих полномочий. Статья 123. Нормативная база, определяющая деятельность депутата в Думе Деятельность депутата Думы в должности Председателя Думы, заместителя Председателя, председателя постоянной или временной комиссии, рабочей группы, координатора направления работы Думы, а также соответствующие должностные взаимоотношения устанавливаются документами, принимаемыми Думой и настоящим Регламентом. Каждый депутат Думы отвечает за одно или несколько направлений работы Думы. Перечень направлений и распределение обязанностей между депутатами утверждается постановлением Думы. Статья 124. Взаимодействие депутатов Взаимодействие депутатов строится на основе равноправия, недопустимости отношений подчиненности. Статья 125. Установление порядка приема избирателей и работы с письмами, обращениями и заявлениями избирателей Депутат (в установленном самостоятельно либо Думой порядке) проводит прием избирателей, ведет в пределах своей компетенции работу по их письмам, заявлениям, обращениям. Статья 126. Ответственность депутата за неучастие в принятии в целом законов города и постановлений Думы Депутат обязан участвовать в законодательной деятельности на заседаниях Думы, в том числе принимать участие в голосовании по принятию проекта законодательного акта в целом. Премия депутата, не принявшего без уважительных причин участия в голосовании по принятию в целом проекта закона города Москвы или постановления Думы, уменьшается на величину, равную 5 процентам заработной платы депутата, за каждое пропущенное голосование. Уважительными причинами являются болезнь, командировка, оформленный отпуск, отказ от голосования в соответствии со статьей 105 настоящего Регламента, другие причины, установленные процедурным решением Думы в каждом отдельном случае. Удержание осуществляется ежемесячно. Сведения об участии депутатов в голосовании готовятся аппаратом Думы и учитываются при начислении заработной платы за следующий месяц. В спорных случаях вопрос об участии депутата в голосовании может быть рассмотрен Думой. Статья 127. Сотрудники депутата Депутат Думы вправе иметь сотрудников, работающих на штатной основе по срочному трудовому договору (контракту), заключенному на срок, не превышающий срока полномочий соответствующего депутата. Штатные сотрудники депутата находятся на государственной службе, обладают в соответствии с этим правами и несут обязанности. Депутат Думы вправе иметь внештатных сотрудников (помощников). Сотрудники депутата не обладают статусом депутата и не пользуются его правами. Депутат несет ответственность за деятельность своих сотрудников. Сотрудники (помощники) депутата выполняют его поручения. вступают по его поручению (в том числе от его имени) во взаимоотношения с другими лицами и организациями. Основы деятельности и оплата труда сотрудников депутата регулируются постановлениями Думы. ГЛАВА 9. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 128. Право депутатов на образование депутатских объединений Депутаты Думы имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, блоки, клубы и другие объединения на основе свободного волеизъявления. Статья 129. Постоянные и временные депутатские объединения Депутатские объединения образуются только из числа депутатов Думы и могут быть постоянными или временными. Постоянные объединения численностью не менее 5 депутатов регистрируются аппаратом Думы. Временные объединения регистрации не подлежат и образуются сбором подписей членов объединения под заявлением, обращением, предложением, требованием и т.д. Статья 130. Регистрация депутатских объединений Для регистрации постоянного объединения в аппарат Думы передается список членов объединения с их подписями, а также декларация о намерениях (цели, задачи объединения) или партийная программа. Депутат Думы не может быть членом более одного зарегистрированного объединения. Статья 131. Перерегистрация депутатских объединений В двухнедельный срок после окончания зимнего и летнего перерывов в работе Думы осуществляется перерегистрация постоянных объединений, а также их полномочных представителей (председателей, сопредседателей, секретарей, координаторов и т.д.), которые вправе выступать на заседаниях или подписывать документы от имени объединения. Количество полномочных представителей устанавливается депутатским объединением самостоятельно. Статья 132. Доступ к информации о депутатских объединениях Информация о зарегистрированных депутатских объединениях передается в средства массовой информации, публикуется в официальных изданиях Думы. помещается на информационных стендах и в библиотеке Думы. ГЛАВА 10. ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ И ГРУППЫ Статья 133. Комиссии и рабочие группы Дума вправе создавать постоянные депутатские комиссии и временные (рабочие) группы. Участие депутатов Думы в работе комиссий (групп) осуществляется на основе волеизъявления депутатов, в соответствии с настоящим Регламентом и принятыми Думой постановлениями, регламентирующими деятельность комиссий (групп). Статья 134. Основные положения о комиссии Думы Комиссия является постоянным структурным подразделением Думы и образуется постановлением Думы на срок полномочий депутатов очередного созыва. Перечень направлений деятельности комиссий, полномочия комиссий и порядок их осуществления определяются постановлением Думы. Комиссия руководствуется в своей работе действующим законодательством, настоящим Регламентом, а также принятыми Думой документами по вопросам деятельности комиссий. Комиссия может быть досрочно упразднена постановлением Думы. Статья 135. Председатель комиссии Думы Председатель комиссии избирается комиссией большинством голосов от числа ее членов и утверждается Думой либо по предложению комиссии избирается Думой из числа представленных комиссией кандидатов. Результаты утверждения (выборов) председателя комиссии оформляются постановлением Думы. Председатель комиссии освобождается от должности по личному письменному заявлению либо постановлением Думы по представлению комиссии. По решению комиссии, в порядке, установленном настоящей статьей, может избираться заместитель председателя комиссии. Статья 136. Отчет о деятельности комиссии Дума вправе в любое время запросить отчет о текущей деятельности комиссии (группы). Сроки рассмотрения такого отчета определяются решением Думы. В конце календарного года комиссия представляет Думе письменный отчет о своей деятельности. Отчет комиссии заслушивается на заседании Думы по решению Думы. При неудовлетворительной оценке Думой работы комиссии (группы) она может быть досрочно распущена постановлением Думы. ГЛАВА 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ Статья 137. Избрание Председателя Думы и его заместителя Срок полномочий Председателя Думы, заместителя Председателя Думы - один год со дня избрания. Если срок полномочий депутатов данного созыва заканчивается до истечения срока полномочий Председателя Думы, заместителя Председателя Думы, их полномочия прекращаются одновременно с полномочиями соответствующего созыва Думы. Дата проведения первого тура очередных выборов Председателя Думы может отличаться от установленной данной статьей не более чем на 14 дней, выборы должны быть завершены не позднее чем через неделю после проведения первого тура. Ранее избранный Председатель Думы продолжает выполнять свои обязанности до избрания нового Председателя Думы. Выборы заместителя Председателя Думы проводятся после избрания Председателя Думы, но не позднее чем через 14 дней, и должны быть завершены не позднее чем через неделю после проведения первого тура. Ранее избранный заместитель Председателя Думы продолжает выполнять свои обязанности до избрания нового заместителя Председателя Думы. Председатель Думы и его заместитель избираются Думой из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Председатель Думы, его заместитель могут быть переизбраны на новый срок. Правом выдвижения кандидатов на должность Председателя Думы (его заместителя) обладают группы депутатов численностью не менее пяти человек. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают и отвечают на вопросы депутатов (в рамках соответствующего вопроса повестки дня). Голосование проводится с учетом требований статьи 108 настоящего Регламента. Статья 138. Обязанности Председателя Думы Председатель Думы: - ведет заседания Думы и отвечает за их подготовку; - подписывает постановления, решения, заявления, обращения Думы, обладает правом подписи на бланках Думы, бланках постановлений, решений, заявлений, обращений Думы; - созывает внеочередные заседания Думы; - обеспечивает реализацию прав депутатов на заседаниях; - от имени Думы на основании соответствующего решения Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суды; - выполняет представительские функции; - дает письменные поручения заместителю в пределах своей ком потенции; - возглавляет комиссию по организации работы Думы и организует ее деятельность. Статья 139. Информирование Думы о деятельности Председателя Думы в Совете Федерации Председатель Думы информирует Думу о своей деятельности в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Думы осуществляет деятельность в составе Совета Федерации с учетом решений Думы. Статья 140. Обязанности заместителя Председателя Думы Заместитель Председателя Думы: - выполняет функции Председателя Думы в его отсутствие; - выполняет поручения Думы; - выполняет поручения Председателя, данные в пределах его компетенции; - выполняет иные функции в соответствии с настоящим Регламентом. Статья 141. Досрочное прекращение полномочий Председателя Думы и его заместителя Председатель Думы, его заместитель могут быть досрочно освобождены от своей должности в результате выраженного каждому из них Думой недоверия путем тайного голосования числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Вопрос о доверии (недоверии) включается в повестку дня и рассматривается не ранее чем через неделю после включения в повестку дня. В бюллетень для тайного голосования включаются альтернативные варианты голосования: "Выражаю доверие", "Выражаю недоверие". ГЛАВА 12. АППАРАТ ДУМЫ Статья 142. Функции аппарата Думы Для обеспечения деятельности Московской городской Думы создается аппарат Думы. Функцией аппарата Думы является организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Думы. ее органов и депутатов, оказание им помощи в осуществлении их полномочий. Сотрудники аппарата Думы являются государственными служащими города Москвы. Статья 143. Утверждение положения об аппарате Думы Положение об аппарате Думы и его структура утверждаются постановлениями Думы, смета расходов на обеспечение деятельности Думы и ее аппарата утверждается постановлением Думы по представлению руководителя аппарата Думы. Статья 144. Назначение руководителя аппарата Думы Аппарат Думы возглавляет руководитель аппарата Думы. Должность руководителя аппарата Думы является государственной должностью города Москвы. Руководитель аппарата назначается на вакантную должность большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Должность считается вакантной в случае ее освобождения по собственному желанию руководителя аппарата или в результате выраженного руководителю аппарата недоверия большинством голосов 2/3 от общего числа депутатов Думы, а также в случае продолжительной (не менее 4-х месяцев) невозможности выполнения им своих обязанностей. Статья 145. Права и обязанности руководителя аппарата Думы Руководитель аппарата Думы является распорядителем кредитов, без доверенности представляет Думу в отношениях со всеми государственными, общественными и иными юридическими и физическими лицами, в пределах своей компетенции заключает договоры, представляет Думу в суде (арбитражном суде), в установленном законом порядке несет ответственность за принимаемые хозяйственно-распорядительные решения. Руководитель аппарата Думы лично и через своих заместителей: - руководит деятельностью аппарата Думы, обеспечивает взаимодействие аппарата Думы с другими организациями, координирует работу по смежным и комплексным вопросам; - формирует и исполняет смету расходов Думы, изменяет и утверждает штатное расписание аппарата в пределах, установленных Думой; - утверждает правила внутреннего трудового распорядка для работников аппарата, инструкции по соблюдению правил режима в здании Думы, принимает меры к поддержанию и соблюдению трудовой дисциплины, издает приказы и инструкции по всем вопросам деятельности аппарата; - решает вопросы приема, увольнения, повышения квалификации и аттестации работников аппарата, в том числе в отношении сотрудников депутата по представлению депутата: - вносит по вопросам своей компетенции предложения на рассмотрение Думы. ГЛАВА 13. СОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ Статья 146. Контроль за соблюдением Регламента и последствия его нарушений Решения, принятые с нарушением Регламента, недействительны с момента их принятия. Контроль за соблюдением Регламента Думы возлагается на Председателя Думы и комиссию Московской городской Думы по Регламенту, правилам и процедурам. Контроль за соблюдением Регламента во время заседаний Думы возлагается на председательствующего на заседании. Статья 147. Порядок внесения изменений в Регламент Изменения Регламента осуществляются по истечении трех месяцев работы Думы очередного созыва не позднее чем в трехмесячный срок, не считая летнего перерыва в работе Думы, большинством от общего числа депутатов Думы. Последующие изменения могут осуществляться числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов. В случае необходимости приведения Регламента в соответствие с законодательством Российской Федерации изменения вносятся большинством от общего числа депутатов Думы. Дума вправе принять большинством голосов от общего числа депутатов новую редакцию Регламента, которая вводится в действие со дня избрания нового состава Московской городской Думы. Статья 148. Меры воздействия за нарушение порядка заседания При нарушении участником заседания порядка на заседании Думы к нему могут применяться следующие меры воздействия: - призыв к порядку; - призыв к порядку с занесением в протокол; - порицание; - порицание с лишением слова до окончания заседания. Статья 149. Условия призыва к порядку Призывать к порядку вправе только председательствующий на заседании. Участник заседания призывается к порядку, если он: - выступает без разрешения председательствующего; - допускает в своей речи оскорбительные выражения. Статья 150. Условия призыва к порядку с занесением в протокол Участник заседания, который на том же заседании уже был призван к порядку, призывается к порядку с занесением в протокол. Статья 151. Порицание Порицание выражается Думой относительным большинством голосов по предложению председательствующего на заседании и без дебатов. Порицание выражается депутату, который: - будучи призван к порядку с занесением в протокол, не выполняет требования председательствующего; - на заседании организовал беспорядок и шумные сцены, предпринял попытку парализовать свободу обсуждения и голосования; - оскорбил Думу, участников заседания или иных лиц, находящихся как в зале заседаний, так и вне его. Статья 152. Порицание с временным лишением слова Порицание с временным лишением слова на неделю выражается протокольным решением Думы депутату, который: - противится вынесенному простому порицанию; - был дважды подвергнут простому порицанию. Статья 153. Освобождение от меры воздействия Депутат может быть освобожден от применения мер воздействия, предусмотренных статьей 148 настоящего Регламента, если он своевременно принес публичные извинения. Мэр Москвы Ю.М. Лужков |