ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГОРШКОВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ". Определение. Конституционный Суд РФ. 05.02.98 19-О

              ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
               ГРАЖДАНИНА ГОРШКОВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА
         НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ
                     ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
            "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          5 февраля 1998 г.


                                (НЦПИ)


     Конституционный Суд Российской Федерации  в  составе  заместителя
Председателя  Т.Г.Морщаковой,  судей Э.М.Аметистова,  Н.Т.Ведерникова,
Н.В.Витрука,  Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  А.Л.Кононова,  В.О.Лучина,
В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова,
О.С.Хохряковой,  В.Г.Ярославцева,  заслушав  в   пленарном   заседании
заключение  судьи  Л.М.Жарковой,  проводившей  на  основании статьи 41
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской   Федерации"  предварительное  изучение  жалобы  гражданина
В.П.Горшкова,

                              установил:

     1. В январе 1996 года гражданин В.П.Горшков обратился в  комиссию
по  восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий
администрации  города  Мурома  Владимирской  области  с  заявлением  о
возврате,  возмещении  стоимости  или  выплате денежной компенсации за
имущество,  конфискованное у его деда,  в чем  ему  было  отказано  на
основании  части  восьмой  статьи  16-1 Закона Российской Федерации "О
реабилитации жертв политических репрессий"  и  пункта  2  Положения  о
порядке  возврата  гражданам  незаконно конфискованного,  изъятого или
вышедшего иным путем из владения в связи с  политическими  репрессиями
имущества,  возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от  9
октября   1995   года   N  988.  Решение  Муромского  городского  суда
Владимирской области об отказе в удовлетворении жалобы В.П.Горшкова на
действия  комиссии  по  восстановлению  прав  реабилитированных  жертв
политических репрессий вышестоящими  судебными  органами  оставлено  в
силе.
     В своей  жалобе  в  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
гражданин   В.П.Горшков  оспаривает  конституционность  части  восьмой
статьи 16-1 Закона Российской Федерации от 18  октября  1991  года  "О
реабилитации  жертв  политических репрессий" (в редакции от 3 сентября
1993 года),  согласно которой в случае  смерти  реабилитированных  лиц
возврат  имущества,  возмещение  его  стоимости  или  выплата денежных
компенсаций  производится  только  их  наследникам  по  закону  первой
очереди. По мнению заявителя, применив эту норму, администрация города
Мурома и судебные органы неправомерно  проигнорировали  общие  правила
наследования   по   закону,   а  именно  часть  четвертую  статьи  532
Гражданского кодекса РСФСР,  вследствие чего оказалось нарушенным  его
конституционное право наследования, закрепленное в статье 35 (часть 4)
Конституции Российской Федерации.
     2. Конституция Российской Федерации защищает права потерпевших от
преступлений и  злоупотреблений  властью,  а  также  закрепляет  право
каждого  на  возмещение  государством вреда,  причиненного незаконными
действиями органов государственной власти или их  должностными  лицами
(статьи  52  и 53),  но не устанавливает конкретных способов,  видов и
объема возмещения вреда, что является компетенцией законодателя.
     Учитывая многолетний и массовый характер политических репрессий и
исходя,  как отмечено в преамбуле,  из целей "обеспечения посильной  в
настоящее   время  компенсации  материального  и  морального  ущерба",
законодатель   предусмотрел   в   Законе   Российской   Федерации   "О
реабилитации  жертв  политических  репрессий"  ряд упрощенных процедур
восстановления  прав  реабилитированных,  получения  ими  определенных
льгот  и  компенсаций,  а  также  возврата  им  необоснованно изъятого
имущества или компенсации его стоимости и  в  тех  случаях,  когда  не
могут быть применены общие нормы гражданского законодательства.
     Имея в виду  указанные  цели,  данный  специальный  Закон  нельзя
рассматривать как ограничивающий какие-либо права и свободы граждан и,
как следствие этого,  исключающий применение общих  норм  действующего
законодательства,  касающихся  защиты права собственности,  возмещения
причиненного вреда и т.д.,  если гражданин,  в том числе имеющий право
на  реабилитацию,  обращается за защитой своих прав в судебном порядке
на основе норм гражданского права.
     3. Как   следует   из   жалобы,   заявитель   фактически   просит
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  проверить  законность   и
обоснованность  решений  органа  местной  администрации  и судов общей
юрисдикции,   правильность   применения   ими    норм    материального
специального   закона   и   постановления   Правительства   Российской
Федерации.  Однако  подобная  проверка   не   входит   в   компетенцию
Конституционного Суда Российской Федерации,  установленную статьей 125
Конституции   Российской   Федерации   и   статьей   3    Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Такая проверка,  как и обеспечение действия общих  гражданско-правовых
правил,  в  том  числе  наследственных  норм,  по  отношению  к лицам,
получающим компенсации на основании  Закона  Российской  Федерации  "О
реабилитации  жертв  политических репрессий",  относится к полномочиям
судов общей юрисдикции.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 1 части первой
статьи 43 и частью  первой  статьи  79  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный
Суд Российской Федерации

                              определил:

     1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина  Горшкова
Владимира  Петровича  ввиду  неподведомственности  поставленного в ней
вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. В  соответствии  со  статьей  78 Федерального конституционного
закона  "О  Конституционном  Суде  Российской   Федерации"   настоящее
Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".

     Заместитель Председателя
     Конституционного Суда
     Российской Федерации
                                                    Т.Г. Морщакова
     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации
                                                       Ю.Д. Рудкин