О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 18.05.94 11-13/5645

                        О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
              ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
             ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
                            18 мая 1994 г.
                             N 11-13/5645

                                 (Д)

     Государственная налоговая   инспекция   по   г.   Москве   просит
организовать   проверку   предприятий   по   вопросу   правильности  и
своевременности  перечисления  налога  на  добавленную  стоимость   (с
применением   к   неплательщикам   штрафных  санкций,  предусмотренных
законом).
     Поскольку в  настоящее время процент взыскания доначисленных сумм
налогов  и  предъявленных   финансовых   санкций   у   предприятий   с
государственной   формой  собственности  очень  низкий,  целесообразно
провести документальные проверки на предприятиях, занимающихся торгово
-  закупочной  и  комиссионной  деятельностью,  а  также на совместных
предприятиях и в строительном  комплексе  (по  одному  предприятию  из
вышеуказанных).
     При этом  в  целях   пресечения   сокрытия   доходов   названными
предприятиями предлагается обратить внимание на следующее:
     - при проведении документальных проверок расчетов  по  налогу  на
добавленную  стоимость  используются  "Временные  Указания  о  порядке
проведения документальной проверки правильности  исчисления  и  уплаты
налога  на  добавленную  стоимость"  (доведены письмом Государственной
налоговой  инспекции  по  г.  Москве  от   02.02.94   N   11-13/1019),
"Рекомендации   по  проведению  документальной  проверки  правильности
исчисления и уплаты налога на  добавленную  стоимость  в  предприятиях
торговли"  (доведены письмом Государственной налоговой инспекции по г.
Москве от 16.06.93 N 11-08/4127), а также рекомендации Государственной
налоговой  службы  Российской Федерации,  приведенные к в приложении к
настоящему письму;
     - имеют ли место случаи постоянного в течение нескольких отчетных
периодов возмещения по определенным  налогоплательщикам  отрицательных
сальдо  по  балансовому счету N 68 и причины такого положения;  особое
внимание уделяется вопросу установления причин  возвратов  из  бюджета
коммерческим структурам;
     - в случаях,  если предприятия определяют реализацию и финансовые
результаты по оплаченным товарам (работам,  услугам),  то при проверке
должно быть обращено особое внимание на отражение в  учете  по  счетам
реализации   в  полном  объеме  отгруженных  товаров  (работ,  услуг),
участвующих  во  взаимозачете  (бартере),  и  исчисление   налога   на
добавленную стоимость по этим товарам (работам, услугам).
     Информацию представьте в налоговые управления по административным
округам не позднее 20 июня 1994 года.
     Налоговые управления  по  административным   округам   обобщенную
информацию  направляют  в  Управление  методики и ревизий 22 июня 1994
года.
     Основание: письмо  Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации от 10.05.94 N ВЗ-6-05/160.

Первый заместитель     начальника
инспекции - Государственный
советник     налоговой
службы II ранга                                       Л.Я.Сосихина
18 мая 1994 г.
N 11-13/5645

                                                            Приложение
                                              к письму Государственной
                                  налоговой инспекции по г.  Москве от
                                           18 мая 1994 г. N 11-13/5645

     Согласно действующему    порядку    при   комиссионной   торговле
облагаемым оборотом является доход,  полученный в  виде  комиссионного
сбора.
     Пример. Принятый на комиссию товар продан в комиссионном магазине
по  цене  30000  руб.  при  комиссионном  сборе 3000 руб.  (10%).  НДС
составит 488 руб.  (3000 х 16,26%  :  100) и спецналог 73 руб. (3000 х
2,44%  :  100).  Подлежит выплате комитенту - 27000 руб. (30000 - 3000
рублей).
     Приступая к проверке, необходимо снять остатки товаров и наличных
денег в кассе, установив при этом:
     а) когда,  сколько  и  по  какой  цене  сдан  товар  в магазин на
комиссию;
     б) какое количество товара реализовано и на какую сумму;
     в) остаток товаров.
     Указанные данные устанавливаются на основании:
     - книги учета товаров, принятых на комиссию;
     - комитентских   карточек   (в   которых   указываются  данные  о
комитенте,  название товара, сумма оценки, комиссионный сбор и роспись
комитента о сдаче товара и директора предприятия, принявшего товар).
     Проверить своевременность и  полноту  оприходования  принятых  на
комиссию   товаров   по   бухгалтерскому  учету  (счет  41  "Товары"),
правильность определения дохода от реализации товаров, а также ведение
раздельного бухгалтерского учета по разным видам деятельности.
     Обратить внимание на возврат комитенту товара.
     В книге учета товаров, принятых на комиссию, обязательно делается
запись о продаже или возврате комитенту его товара.
     В случае продажи товара  в  комитентской  карточке  проставляется
сумма  комиссионного  сбора  (процент  устанавливается непосредственно
предприятием) и сумма, которая подлежит выдаче комитенту под роспись.
     В случае   возврата  товара  комитенту  в  комитентской  карточке
указывается сумма сбора за хранение  товара  (процент  устанавливается
предприятием)  и  под  роспись  выдается товар.  Необходимо установить
фактическое получение обратно товара комитентом.
     Сумма комиссионного   сбора   и   сбора  за  хранение  товаров  в
обязательном порядке приходуется в кассу предприятия.
     Обратить внимание  на  реализацию  товаров по завышенным ценам по
сравнению с указанными ценами в комитентских карточках.
     Обнаруженный неучтенный  товар  оформляется справкой за подписями
проверяющих работников налоговой инспекции  и  директора  предприятия,
как  приложение  к  акту,  предложив  указанный  товар оприходовать по
учету,  отразив это в акте и проследив за использованием (реализация и
оприходование выручки).
     При документальной проверке расчетов  по  налогу  на  добавленную
стоимость  в  строительных,  строительно  -  монтажных  и  ремонтно  -
строительных организациях следует иметь в виду следующее.
     Услуги по   проведению   технического  надзора,  в  частности  по
строительству жилых домов,  подлежат обложению налогом на  добавленную
стоимость  на  общих основаниях,  и стоимость этой услуги с учетом НДС
должна  включаться  в  договорную  цену  строительства  и  возмещаться
заказчиком.
     При этом необходимо рассматривать 2 типовых варианта:
     1) заказчик имеет  компетентную  службу,  которая  самостоятельно
осуществляет    технадзор   за   капитальным   строительством   (отдел
капитального строительства) и проводит технадзор собственными  силами.
Как правило, заказчиком выступает дирекция строящегося объекта.
     В этом случае отсутствует оплата за технадзор между  юридическими
лицами и отсутствует объект налогообложения;
     2) заказчик  не  имеет  в  своей  структуре   службы,   способной
осуществлять   технадзор,   и   обращается   за  помощью  к  сторонним
организациям с оплатой этой услуги.
     Плательщиком налога  в  данном случае будет являться организация,
осуществляющая технадзор,  независимо от функций строящихся объектов -
жилищное  или  промышленно  - хозяйственное строительство (характерные
ошибки  -  когда  доходы,  получаемые   за   технический   надзор,   в
бухгалтерском  учете  отражаются  минуя  счет 46 "Реализация продукции
(работ, услуг) и не облагаются НДС).
     На практике  встречаются случаи,  когда в состав производственных
объединений -  гигантов  входят,  например,  ремонтно  -  строительные
управления или тресты (объединения),  которые, в свою очередь, состоят
из структурных подразделений, имеющих расчетные счета и самостоятельно
реализующих товары,  работы,  услуги.  Однако в нарушение действующего
законодательства эти структурные подразделения  налог  на  добавленную
стоимость  не  уплачивают  самостоятельно и расчеты по НДС в налоговые
органы не представляют. Сводные расчеты по НДС представляются трестами
(объединениями) или управлениями.
     При этом при проверках выявляются факты расчетов с заказчиками  -
производственными  объединениями  по фактической себестоимости работ и
услуг и даже ниже фактической себестоимости.
     При проверке  актов  по  форме N 2 и справок N 3 "О выполненных и
принятых   заказчиками   работах"   устанавливаются   случаи,    когда
вышеуказанные   предприятия   занижают   облагаемые  обороты  за  счет
невключения в объемы выполненных  работ  сумм  конъюнктурной  разницы,
обусловленной  повышением цен на строительные материалы,  конструкции,
услуги,  компенсируемой заказчиком (при этом  делаются  необоснованные
записи  по  счетам  бухгалтерского  учета  дебет  счета  20  "Основное
производство", кредит счета 51 "Расчетный счет" - красным сторно).