О ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА. Положение. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). 19.03.98

             О ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА

                              ПОЛОЖЕНИЕ

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

                           19 марта 1998 г.


                                (НЦПИ)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                       Руководитель Федеральной службы
                                              лесного хозяйства России
                                                            В.А. ШУБИН
                                                    19 марта 1998 года

                          1. Общие положения

     1.1. Положение о защите  лесов  от  вредителей  и  болезней  леса
(далее  -  Положение)  регламентирует  деятельность  по защите лесного
фонда Российской  Федерации  (далее  -  лесной  фонд)  от  вредителей,
болезней,   иных   вредных  воздействий  природного  и  антропогенного
характера,  а также по осуществлению лесозащитных мероприятий (далее -
защита лесов, лесозащита).
     1.2. Государственное управление  деятельностью  по  защите  лесов
федеральный    орган   управления   лесным   хозяйством   осуществляет
непосредственно и через свои территориальные органы.
     1.3. Защите  от  вредителей,  болезней,  иных вредных воздействий
природного и антропогенного характера подлежат леса,  лесные культуры,
питомники,  постоянные лесосеменные участки, плантации и заготовленные
лесоматериалы в соответствии с требованиями Санитарных правил в  лесах
Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного
хозяйства России от 15.01.98 N 10 (далее - Санитарные правила).
     1.4. Защита   лесов   осуществляется   с   учетом   их  природных
особенностей,  целевого  назначения  и  представляет   собой   систему
мероприятий,   направленную   на   повышение  устойчивости  лесов,  на
предотвращение  ущерба  от   уничтожения,   повреждения,   ослабления,
загрязнения лесов, на снижение потерь в лесном хозяйстве от вредителей
и болезней леса,  иных вредных воздействий природного и антропогенного
характера.
     1.5. Защита лесов включает следующие мероприятия:
     проектирование и   проведение   профилактических  мероприятий  по
защите лесов от вредителей и болезней;
     санитарно-оздоровительные мероприятия;
     проектирование и  осуществление  истребительных   мероприятий   в
очагах вредителей, болезней леса;
     мероприятия по защите лесной продукции, в том числе заготовленной
древесины и лесоматериалов;
     лесопатологический мониторинг,  в том числе надзор  за  развитием
вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных
лесосеменных участков и плантаций;
     специальные экспедиционные лесопатологические обследования;
     контроль за исполнением  нормативных  требований  лесозащиты  при
ведении   лесного   хозяйства   и   лесопользовании,   инспектирование
санитарного состояния лесов.

       2. Организация защиты лесов, функции органов управления
                  лесным хозяйством по защите лесов

     2.1. Деятельность  по  защите  лесов  осуществляется должностными
лицами  государственной   лесной   охраны   Российской   Федерации   и
специализированными   подразделениями   службы  лесозащиты,  в  состав
которой входят: структурное подразделение по защите лесов федерального
органа  управления  лесным  хозяйством,  структурные  подразделения по
защите  леса  органов  управления  лесным   хозяйством   в   субъектах
Российской  Федерации,  специализированные  лесозащитные  организации,
станции защиты лесов,  межрайонные инженеры - лесопатологи  и  старшие
летчики-наблюдатели  по  лесозащите  баз  авиационной охраны лесов.  В
структуру     службы     лесозащиты     входят      специализированные
лесоустроительные  организации  и специализированные лесоустроительные
экспедиции.
     2.2. Федеральный  орган управления лесным хозяйством осуществляет
общее руководство деятельностью  по  защите  лесов,  формирует  единую
научно-техническую   политику   и   нормативно-методическую   базу  по
лесозащите,  обеспечивает контроль за исполнением  Санитарных  правил,
санитарным состоянием лесов,  лесопатологической обстановкой на основе
данных лесопатологического мониторинга  и  специальных  экспедиционных
лесопатологических    обследований,    анализа    текущей    ситуации,
перспективных прогнозов  санитарного  состояния  и  лесопатологической
обстановки,  определяет порядок планирования и реализации лесозащитных
мероприятий,   координирует   деятельность   территориальных   органов
федерального   органа  управления  лесным  хозяйством  по  лесозащите,
заключает,  в пределах своей компетенции,  международные соглашения  в
области защиты лесов.
     2.3. Органы управления лесным хозяйством в  субъектах  Российской
Федерации  осуществляют  на  соответствующей  территории лесного фонда
защиту   лесов,   контроль   за   санитарным   состоянием   лесов    и
лесопатологической   обстановкой,  исполнением  требований  Санитарных
правил,  в том числе выявление лесонарушений и привлечение виновных  к
ответственности в установленном законодательством Российской Федерации
порядке,  ведут  учет  информации  о  санитарном  состоянии  лесов   и
лесопатологической    обстановке    на    основе   лесопатологического
мониторинга и надзора за санитарным  состоянием  лесов,  организуют  и
проводят лесозащитные мероприятия против вредителей и болезней леса.
     2.4. Лесхозы согласно Положению о лесопатологическом мониторинге,
утвержденному  Федеральной  службой лесного хозяйства России 12.09.97,
проводят  лесопатологический  надзор  и  ведут   учет   информации   о
санитарном    состоянии    лесов,    лесопатологической    обстановке,
осуществляют лесозащитные мероприятия и, в пределах своей компетенции,
контроль выполнения Санитарных правил лесопользователями.
     2.5. В  целях  совершенствования  деятельности  по  защите  лесов
федеральный    орган    управления    лесным    хозяйством     создает
подведомственные   специализированные   лесозащитные  организации,  на
которые могут  быть  возложены:  методическое  обеспечение  по  защите
лесов,   организация   и   ведение   лесопатологического  мониторинга,
проведение специальных экспедиционных лесопатологических обследований,
оценка соблюдения требований Санитарных правил, ведение информационных
баз данных, прогнозирование санитарного состояния и лесопатологической
обстановки,   материально-техническое   обеспечение   и  осуществление
истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.
     2.6. Для   эффективного   обеспечения   защиты   лесного    фонда
федеральный   орган   управления   лесным   хозяйством   формирует  по
территориальному   принципу   сеть   специализированных   лесозащитных
организаций  в  субъектах Российской Федерации,  на которые могут быть
возложены:  ведение  лесопатологического  мониторинга  и   надзор   за
состоянием насаждений,  в том числе в местах проведения рубок главного
пользования,  выявление лесонарушений,  влекущих  за  собой  нарушение
устойчивости, повреждение, ослабление, усыхание лесов, учет информации
о  санитарном  состоянии  лесов   и   лесопатологической   обстановке,
проведение  лесозащитных,  в  том числе и истребительных мероприятий в
очагах вредителей и болезней леса.
     2.7. Структура   и   организационные   формы   специализированных
лесозащитных организаций,  а также объем  их  полномочий  определяются
федеральным  органом  управления  лесным  хозяйством  на основе научно
обоснованных  прогнозов  развития  лесного  хозяйства   и   вероятного
негативного влияния на леса природных и антропогенных факторов.
     2.8. Ответственность за защиту  леса  от  вредителей  и  болезней
возлагается  на  должностных лиц федерального органа управления лесным
хозяйством,  главных лесничих органов управления лесным  хозяйством  в
субъектах   Российской   Федерации,   главных   лесничих   лесхозов  и
национальных парков, директоров хозрасчетных питомников.

        3. Отчетность и планирование лесозащитной деятельности

     3.1. Основными   отчетными   документами   федерального    органа
управления  лесным  хозяйством  по  лесозащитной деятельности являются
"Обзор  санитарного  состояния  лесов"  за  отчетный  год  и  "Прогноз
развития вредителей, болезней леса" на следующий календарный год.
     3.2. Органы управления лесным хозяйством в  субъектах  Российской
Федерации   в  установленные  сроки  направляют  в  федеральный  орган
управления    лесным    хозяйством    или     его     подведомственной
специализированной  организации  формы  государственного и отраслевого
статистического наблюдения.
     3.3. Органы  управления  лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации ежегодно представляют в федеральный орган управления  лесным
хозяйством  или  его  подведомственной  специализированной организации
следующую информацию:
     отчет о   результатах  проведения  истребительных  авиационных  и
крупных аэрозольных мерах борьбы с вредителями леса,  включая сведения
по объемам, затратам, эффективности, в течение месяца после завершения
истребительных мероприятий против вредителей леса;
     до 31 октября - заявки в план  экспедиционных  лесопатологических
обследований,  составленные  на основе результатов лесопатологического
мониторинга и надзора;
     до 15   ноября   -  технико-экономические  обоснования  (проекты)
проведения  истребительных  и  профилактических   мероприятий   против
вредителей и болезней леса;
     формы учета лесопатологической информации согласно Наставлению по
организации и ведению лесопатологического мониторинга:
     1) площади и запасы погибших насаждений,  древостоев с повышенным
текущим отпадом, а также причины их ослабления;
     2) характеристику очагов хвое-, листогрызущих вредителей леса;
     3) сведения по объемам проведения и эффективности  истребительных
мероприятий против вредителей леса;
     4) характеристику очагов прочих  вредителей  леса  (кроме  хвое-,
листогрызущих вредителей);
     5) характеристику очагов болезней леса;
     6) сведения   по   объемам   проведения  и  эффективности  прочих
лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и истребительных);
     до 15 января - Обзор санитарного состояния лесов.
     3.4. Все   лесхозы,   государственные   природные    заповедники,
национальные  и  природные  парки  ежегодно  до  1 ноября направляют в
органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:
     сведения об        исполнении        планов       (корректировок)
санитарно-оздоровительных  мероприятий,  сведения  о  насаждениях,   в
которых   в   течение   года   проводились   санитарно-оздоровительные
мероприятия, их объемы по площадям и запасам;
     характеристику мероприятий по защите лесных культур;
     результаты контроля санитарного состояния лесов,  в том  числе  в
местах   проведения   рубок   главного   пользования,   характеристику
мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.
     3.5. Специализированные   лесозащитные  организации  в  субъектах
Российской Федерации,  станции  защиты  леса  ежегодно  до  15  января
представляют  в федеральный орган управления лесным хозяйством или его
подведомственной организации годовой отчет о работе и план мероприятий
на следующий календарный год.
     3.5. Технико-экономические   обоснования   (проекты)   проведения
истребительных  и  профилактических  мероприятий  против  вредителей и
болезней леса составляются в соответствии с нормативами, утвержденными
федеральным органом управления лесным хозяйством.
     3.6. Планирование  лесозащитной  деятельности  осуществляется  на
основе   результатов   лесопатологического   мониторинга,  специальных
экспедиционных лесопатологических обследований,  проектов лесозащитных
мероприятий,   учета   лесопатологической   информации   и  заявок  на
проведение  лесозащитных  мероприятий  от  органов  управления  лесным
хозяйством в субъектах Российской Федерации.
     3.7. Федеральный орган управления  лесным  хозяйством  на  основе
результатов      лесопатологического      мониторинга,     специальных
экспедиционных лесопатологических обследований,  проектов лесозащитных
мероприятий,  а  также государственной и отраслевой отчетности органов
управления  лесным  хозяйством  в   субъектах   Российской   Федерации
формирует бюджетные заявки на защиту лесов.

                       4. Термины и определения

     Специальные термины,  используемые  в настоящем Положении,  имеют
следующие определения:
     болезни леса   -   это  патологические  процессы,  возникающие  и
развивающиеся  под  влиянием  патогенов  -  возбудителей  инфекционных
болезней   (грибов,   бактерий,  вирусов,  нематод,  высших  цветковых
растений и др.) и неблагоприятных факторов среды  природного  (засуха,
наводнение, заморозки и т.д.) и антропогенного (загрязнение, рекреация
и т.д.) характера - возбудителей  неинфекционных  болезней,  наносящие
ущерб целевым функциям леса и лесной продукции;
     вредители леса  -  виды  растительноядных  животных   (насекомые,
клещи,  копытные,  грызуны и другие), популяции которых могут наносить
ущерб целевым функциям леса и лесной продукции;
     защита лесов  от  вредителей  и  болезней  (лесозащита)  -  сфера
деятельности органов управления лесным хозяйством и лесопользователей,
включающая  комплекс  правил,  методов и технологий,  используемых для
повышения устойчивости и защиты лесов,  лесных питомников,  плантаций,
лесных  культур,  прочих объектов лесного хозяйства и лесной продукции
от вредителей и болезней;
     истребительные мероприятия - меры,  снижающие уровень численности
популяций  вредителей и ограничивающие распространение болезней леса в
очагах с целью их локализации;
     лесопатологическая обстановка     -     комплекс    характеристик
поврежденности и пораженности древостоя,  подроста и других  элементов
леса,  уровня  численности  и  других  показателей  развития популяций
вредителей и возбудителей болезней леса,  оценок  степени  негативного
воздействия на лес прочих факторов среды;
     лесопатологический мониторинг - система сбора,  анализа, движения
и   использования   информации   о   санитарном   состоянии   лесов  и
лесопатологической  обстановке  в   целях   прогноза,   своевременного
принятия   решений   по   планированию  и  осуществлению  лесозащитных
мероприятий;
     лесопатологический надзор - система сбора,  анализа,  движения  и
использования информации для контроля за появлением,  распространением
и развитием популяций вредителей,  болезней лесов в целях  прогноза  и
своевременного   принятия  решений  по  планированию  и  осуществлению
лесозащитных мероприятий. Лесопатологический надзор является составной
частью лесопатологического мониторинга;
     очаги вредителей (болезней) леса - участки леса (лесных  земель),
характеризующиеся повышенной численностью вредителей или концентрацией
патогенных организмов,  угрожающих нанесением ущерба целевым  функциям
леса   и   требующие   проведения  лесопатологического  надзора  и/или
лесозащитных мероприятий;
     профилактические лесозащитные  мероприятия  - меры,  сдерживающие
численность   популяций   вредителей   и   распространение   болезней,
направленные   на   предупреждение  развития  их  очагов  и  повышение
устойчивости лесов;
     санитарное состояние   леса   -   характеристика   насаждения  на
основании данных о распределении деревьев и  их  объемов  (запаса)  по
категориям состояния;
     Санитарные правила в лесах  Российской  Федерации  -  нормативный
правовой   акт,   регламентирующий   порядок   соблюдения   санитарных
требований  и  выполнения  комплекса  мероприятий,   направленных   на
сохранение устойчивости и целевых функций леса;
     специальное экспедиционное  лесопатологическое   обследование   -
комплекс  проектно-изыскательских  работ и лабораторно-диагностических
исследований,  проводимых  для  получения  оперативной  информации   о
санитарном   состоянии   лесов  и  лесопатологической  обстановке  для
обоснования целесообразности  проведения  и  организации  лесозащитных
мероприятий.