ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ ПО НАЙМУ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ РОССИЙСКИХ МОРЯКОВ НА СУДА ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ. Требования. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 18.03.98 РД 31.9.01-98

           ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ ПО НАЙМУ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
          РОССИЙСКИХ МОРЯКОВ НА СУДА ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ
     
                              ТРЕБОВАНИЯ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                           18 марта 1998 г.
                           N РД 31.9.01-98


                                (НЦПИ)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                    Первый заместитель
                                                   Министра транспорта
                                                  Российской Федерации
                                                          А.А. ЛУГОВЕЦ
                                                    18 марта 1998 года

                          I. Общие положения

     1. Требования  к  услугам  по  найму и трудоустройству российских
моряков на суда под иностранным флагом (далее -  Требования)  являются
неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и
трудоустройству   моряков   на    суда    под    иностранным    флагом
(зарегистрирована   в  Государственном  реестре  14  апреля  1998  г.,
свидетельство РОСС RU.0001.03ЭБ00).
     Требования определяют  критерии  соответствия  услуг  по  найму и
трудоустройству  моряков  международным  конвенциям  и   устанавливают
стандарты   в   деятельности   российских   организаций   по  найму  и
трудоустройству моряков.
     Требования разработаны   Службой   морского   флота  Министерства
транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза  российских
судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации
компаний по подбору,  обучению,  найму  и  трудоустройству  моряков  и
закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".
     2. Требования разработаны на  основе  следующих  международных  и
национальных нормативно - правовых документов:
     - Конвенции  Международной  организации   труда   (МОТ)   N   147
"Конвенция о минимальных нормах на торговых судах";
     - Конвенции МОТ  N  179  "Конвенция  о  найме  и  трудоустройстве
моряков";
     - Рекомендации МОТ N 186 "Рекомендация о найме и  трудоустройстве
моряков";
     - Конвенции Международной морской организации (ИМО)  1978/95  гг.
"О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";
     - Конвенции МОТ N 108 "Конвенция  о  национальных  удостоверениях
личности моряков";
     - Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель
обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";
     - Международного  стандарта   ИСО   9004-2   "Общее   руководство
качеством  и  элементы  системы  качества"  -  часть  2:  "Руководящие
указания по услугам";
     - Законов   Российской   Федерации   "О   занятости  населения  в
Российской Федерации",  "О выезде из Российской Федерации и  въезде  в
Российскую Федерацию", "О защите прав потребителей";
     - Положения  о  паспорте  моряка,  утвержденного   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508, и Инструкции по
применению  Положения  о  паспорте  моряка,  утвержденной   совместным
Приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.
     3. Организации по найму и трудоустройству  моряков  на  суда  под
иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых
ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям
и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с
морскими  администрациями  портов,  находящимися  в   ведении   Службы
морского  флота  Минтранса  России,  по  вопросам оформления паспортов
моряка и судовых ролей.
     4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой
морского флота Минтранса России и также являются  неотъемлемой  частью
Системы  добровольной  сертификации  услуг  по найму и трудоустройству
моряков на суда под иностранным флагом.

                           II. Определения

     В Требованиях применяются следующие термины и определения.
     Организация по найму и трудоустройству моряков - организация, вне
зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся
наймом  и  (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда
под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие
международным   конвенциям   о   найме  и  трудоустройстве  моряков  и
международным стандартам в этой области.
     Трудоустройство моряков  -  деятельность  организации  по найму и
трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению
моряков,   удовлетворяющих   всем  требованиям  судовладельца,  в  его
распоряжение без делегирования организации права  управления  экипажем
судна и выплаты заработной платы.
     Наем моряков - деятельность организации  по  оформлению  трудовых
отношений   моряка   с   судовладельцем,  при  которой  судовладельцем
делегировано данной организации право управления  экипажем  и  расчета
его по заработной плате.
     Судовладелец - судовладелец,  зарегистрированный в соответствии с
законодательством  государства  флага судна,  эксплуатирующий судно от
своего имени,  независимо от того, является он собственником судна или
использует  его  на  ином законном основании,  и принявший на себя все
сопутствующие этому обязанности и ответственность.
     Моряк -  любое лицо,  имеющее российское гражданство и отвечающее
условиям,  требуемым для трудоустройства или получения работы в  любом
качестве на борту морского судна, кроме военного судна.
     Услуга - результат взаимодействия  исполнителя  и  потребителя  и
собственной  деятельности  исполнителя  по удовлетворению потребностей
потребителя (МС ISO-9004.2).
     Процедуры -    задокументированные    правила,    провозглашенные
организацией для покрытия  всех  аспектов  деятельности,  связанных  с
трудоустройством.
     Наем и  трудоустройство  моряка  -   совокупность   деятельности,
направленной  на  предоставление  услуг,  связанных с поиском рабочего
места  на  судне,  с  процедурами  отбора,  оформления  и  обеспечения
выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.
     Агентский договор - документ,  определяющий условия  деятельности
организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по
найму и трудоустройству моряков  в  обмен  на  оговоренное  финансовое
вознаграждение со стороны судовладельца.
     Система качества  -   совокупность   организационной   структуры,
методик,  процессов  и ресурсов,  необходимых для осуществления общего
руководства качеством услуг.

       III. Требования к услугам по найму и трудоустройству моряков на
              суда под иностранным флагом

     5. Услуги,    предоставляемые    организациями    по    найму   и
трудоустройству    российских    моряков,    должны    соответствовать
требованиям, изложенным в четырех основных блоках:
     - требования к организационной структуре,  организации  работы  и
ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;
     - требования  к  уровню  квалификации  персонала  организации   и
порядку работы с ним;
     - требования  к  профессиональной  подготовке,  компетентности  и
состоянию здоровья моряков,  трудоустраиваемых на суда под иностранным
флагом;
     - требования  по  социальной  защищенности  моряков  и  членов их
семей.
     6. Требования  к организационной структуре,  организации работы и
ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.
     6.1. Организацией  заключен  договор  с  судовладельцем  или  его
агентом на менеджмент команды судна и (или)  трудоустройство  моряков,
отвечающий следующим требованиям:
     а) договор составлен на английском и русском языках,  причем  оба
варианта договора имеют одинаковую силу.  Терминология и язык договора
ясен и понятен для обеих сторон;
     б) договор   включает   в   себя  финансовые  аспекты,  процедуру
отчетности  и  бухгалтерскую  систему,  порядок  прекращения  действия
договора,  процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее
законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс - мажор,
а также официальную процедуру связи;
     в) в  договоре  ясно  определены  обязанности  и  ответственность
судовладельца   или   его   агента,   включая   размер  выплачиваемого
организации вознаграждения;
     г) ничто  в  договоре  не  содержит  нарушений  и  противоречий с
действующими  международными  и  национальными  правовыми   актами   и
коллективными договорами;
     д) подписанию  контрактов  и  договоров  предшествует  анализ  их
содержания в целях достижения:
     - достаточной полноты и  понятности  требований  судовладельца  и
организации в применяемых терминах;
     - полного отражения требований судовладельца и организации;
     - возможности  рассмотрения  и  решения  любых  возникающих новых
вопросов;
     - возможности  освобождения  от  обязательств  в  рамках  данного
договора или контракта.
     6.2. Руководство    организации    декларацией    о    намерениях
подтверждает выполнение ею международных требований в области найма  и
трудоустройства моряков и настоящих Требований.
     6.3. Организационная структура организации предусматривает  такую
систему   ответственности,  управления  и  взаимоотношений  персонала,
которая  обеспечивает  требуемое  качество  предоставляемых  услуг   и
контроль за качеством этих услуг.
     6.4. Организация   имеет   необходимые    ресурсы,    позволяющие
эффективно  выполнять  установленные процедуры и осуществлять контроль
за  их  исполнением.  Назначено  должностное  лицо,  имеющее  властные
полномочия  по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг
требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве  моряков
и  настоящих  Требований.  Создана  и эффективно функционирует система
контроля за качеством услуг.
     6.5. Организация    располагает    достаточными   ресурсами   для
администрирования моряков,  направляемых для работы в составе экипажей
судов под иностранным флагом:
     - оформляются,  ведутся  и  в  дальнейшем  хранятся  личные  дела
трудоустроенных моряков;
     - все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование
и (или) собеседование и инструктаж;
     - трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд
к месту нахождения судов.
     6.6. Ведется  реестр   моряков,   нанятых   или   трудоустроенных
организацией, открытый для проверки компетентным органом.
     6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных  моряках
и   моряках,   ищущих   работу,   которая  должна  включать  следующую
информацию, но не ограничиваться ею:
     - квалификация моряков;
     - предшествующая трудовая деятельность;
     - личные данные, касающиеся трудовой деятельности;
     - сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.
     Хранение данной   информации   организовано  с  учетом  права  на
невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.
     6.8. Ведутся  списки  экипажей  судов,  для  которых организацией
подбираются моряки.
     6.9. Введен  порядок  рассмотрения  случаев  некомпетентности или
нарушения дисциплины,  соответствующий международным правовым  нормам,
национальному законодательству и коллективным договорам.
     6.10. Приняты необходимые меры,  обеспечивающие,  чтобы,  по мере
практической  возможности,  дипломы,  свидетельства  о  квалификации и
медицинские справки,  предоставляемые моряками при  найме  на  работу,
были действительны и не приобретены обманным путем.  При необходимости
проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.
     6.11. Бухгалтерский  учет  и отчетность соответствуют требованиям
российского законодательства.
     6.12. Установлен   надлежащий  контроль  за  документооборотом  и
информацией,  имеющей отношение к предоставляемым услугам по  найму  и
трудоустройству  моряков.  Имеются  все  необходимые  для деятельности
организации  нормативные  акты  (конвенции,   рекомендации,   кодексы,
правила и т.д.).
     6.13. В  целях  обеспечения  контроля   выполнения   организацией
установленных  требований  в  области  найма и трудоустройства моряков
отработана и функционирует система документирования:
     - определен порядок классификации,  учета, хранения и уничтожения
документов,  имеющих отношение к услугам по  найму  и  трудоустройству
моряков;
     - определены и выполняются  сроки  хранения  документов,  имеющих
отношение  к услугам по найму и трудоустройству моряков.  Организовано
хранение компьютерной информации;
     - документирование  отражает  поставленные  задачи  и  полученные
результаты.
     6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях
имеет  важное  значение  в  достижении  качества  услуг  по  найму   и
трудоустройству моряков.
     Определены и  функционируют  линии  связи  в  рамках   берегового
управленческого   звена,  между  организацией  и  судовладельцем  (его
агентом),  включая  выходные,  праздничные  дни  и  нерабочее   время,
обеспечивающие  получение  информации  относительно  направленного  на
судно экипажа.
     7. Требования  к  уровню  квалификации  персонала организации и к
порядку работы с ним.
     7.1. Аппарат  управления и персонал организации имеют достаточный
уровень квалификации и профессиональной подготовки,  включающий в себя
знания  в  области морского транспорта,  соответствующих международных
морских нормативных актов в области найма и  трудоустройства  моряков,
условий  труда  и  социальной  защиты моряков,  требований к уровню их
профессиональной подготовки и компетентности.
     Перечень нормативно   -   правовых   документов,  знание  которых
обязательно для персонала организаций,  определяется Службой  морского
флота.
     7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения
персонала организации, при которых:
     - определены минимальные требования к квалификации и опыту работы
персонала;
     - имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;
     - уровень  подготовленности и опыт работы сотрудников организации
соответствуют  должностям,  которые  они  занимают.   Все   сотрудники
ознакомлены и правильно понимают нормативные документы,  касающиеся их
должностных обязанностей;
     - определен   порядок   оценки   выполнения   сотрудниками  своих
обязанностей;
     - отработана    система    повышения   квалификации   сотрудников
организации.
     8. Требования  к  профессиональной  подготовке,  компетентности и
состоянию здоровья моряков,  трудоустраиваемых на суда под иностранным
флагом.
     8.1. Организация признает,  что экипаж  судна  и  его  менеджмент
является ключевым для успешной работы судна.
     8.2. Организация в  работе  по  подбору  экипажей  придерживается
следующих принципов:
     - все  нанятые   или   трудоустроенные   моряки   обязаны   иметь
необходимую   для  выполнения  соответствующих  функций  подготовку  и
уровень компетентности,  подтвержденные  действительными  дипломами  и
сертификатами,   годны  по  состоянию  здоровья  в  объеме  требований
Конвенции ИМО 1978/95 гг.  "О подготовке и  дипломировании  моряков  и
несении вахты";
     - уточнены и полностью  выполняются  требования  судовладельца  в
отношении  уровня подготовки и компетентности,  опыта и особых качеств
каждого члена экипажа и, при необходимости, предпринимаются меры по их
доподготовке;
     - особое внимание уделяется квалификации капитана судна,  наличию
у  него  опыта  работы  на  судах определенного типа,  подтвержденного
соответствующими документами;
     - направляемые  на  судно  моряки знают английский язык в объеме,
обеспечивающем эффективное выполнение возлагаемых на них обязанностей;
     - отработана   система   и   соответствующие  процедуры  контроля
выполнения указанных выше требований до  отправки  моряков  на  судно.
Ведется  оценка  действий персонала организации по отбору моряков и их
доподготовке,  с принятием адекватных мер в случае  невыполнения  этих
требований.
     8.3. Организация имеет необходимую материально - техническую базу
и  (или)  контакты  с  учебными  заведениями  морского  транспорта для
контроля  уровня  подготовленности  трудоустраиваемых  моряков  и   их
доподготовки в случае необходимости.
     8.4. Организация   уделяет   должное   внимание   оценке   уровня
подготовленности  и,  в  случае необходимости,  доподготовке моряков в
вопросах  безопасной  эксплуатации  судна,  техники  безопасности  при
выполнении   обязанностей   на   борту,   в   вопросах  предотвращения
загрязнения окружающей среды.  Проводится  инструктаж  трудоустроенных
моряков по указанным выше вопросам перед отправкой их на суда.
     Определены процедуры,   позволяющие   получать   информацию    по
обеспечению безопасности, в которую включаются инциденты, произошедшие
по  вине  моряков,  направленных  организацией  на  суда.   Получаемая
информация   используется  для  совершенствования  работы  в  вопросах
обеспечения безопасности.
     9. Требования  к  социальной  защищенности  моряков  и  членов их
семей.
     9.1. Генеральный    договор    организации    с    судовладельцем
предусматривает такие  условия  труда  и  социальной  зашиты  моряков,
которые  соответствуют  национальным  и  международным  требованиям  и
коллективным договорам.
     9.2. Организацией    заключено    соглашение   с   общероссийским
профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий
и   оплаты   труда   на  судах  под  иностранным  флагом  на  условиях
коллективного договора,  одобренного  Международной  федерацией  труда
(при  наличии  у организации договоров с судовладельцами,  не имеющими
коллективных  договоров   с   ITF   или   коллективных   договоров   с
национальными профсоюзами на условиях, одобренных ITF).
     9.3. Трудовые договоры,  заключаемые моряками  с  судовладельцами
через организацию,  предусматривают условия труда и социальной защиты,
находящиеся  в  полном  соответствии  с  действующими  международно  -
правовыми  нормами,  национальным  законодательством  и  коллективными
договорами,  или  должны  быть  выше  по  объему  и  уровню  гарантий,
предусмотренных  в них.  Должны быть предусмотрены процедуры поддержки
членов экипажей,  попавших в затруднительное  положение,  а  также  их
репатриация,   в  случае  необходимости,  за  счет  судовладельца  или
организации по найму и трудоустройству.
     9.4. При  обращении  в  организацию  и в процессе трудоустройства
моряки получают полную  информацию  о  своих  правах  и  обязанностях,
указанных  в трудовых договорах,  о всех особых условиях на конкретном
рабочем месте,  которое они  будут  занимать,  о  конкретной  политике
работодателей  в  вопросах занятости,  предоставляется возможность для
ознакомления с трудовыми договорами до и после  их  подписания  и  для
получения копии трудового договора.
     9.5. Введен порядок,  обеспечивающий,  чтобы просьбы о  получении
информации или консультации, поступающие от семей моряков, находящихся
в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно и бесплатно.
     9.6. Введен  порядок  рассмотрения  и принятия необходимых мер по
жалобам   в   отношении   деятельности   организаций   по   найму    и
трудоустройству,  условий труда и быта на борту судна, а также порядок
доведения жалоб до соответствующих судовладельцев  и  Службы  морского
флота.
     9.7. На  моряков  в  процессе  найма   или   трудоустройства   не
возлагаются  прямо  или  косвенно,  полностью  или частично какие-либо
сборы или иные издержки  в  связи  с  их  наймом  или  предоставлением
работы.    (При    этом    оплата    за    прохождение    медицинского
освидетельствования,  выдачу свидетельств, личных проездных документов
и паспорта моряка не считается "сборами или иными издержками в связи с
наймом".)
     9.8. Организация   обеспечивает,   чтобы  судовладелец  или  сама
организация  по  найму  и  трудоустройству  осуществляли   страхование
каждого нанятого моряка на случаи:
     - болезни, травмы, ранения, смерти;
     - безработицы в результате кораблекрушения;
     - потери имущества;
     - репатриации.
     9.8.1. Организация имеет доступ к  страховым  экспертам,  которые
хорошо знакомы с соответствующими видами страхования.
     9.8.2. Страхование   оговорено   в   договоре    организации    с
судовладельцем и в индивидуальных контрактах моряков с судовладельцем.

Начальник Управления персонала
и учебных заведений
морского транспорта
                                                         В.В. ДЕГТЯРЕВ