ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 января 1998 г. N 01-10/04-357 (Д) Министерство финансов РФ при участии Государственной налоговой службы РФ и Министерства юстиции РФ дополнительно рассмотрело письмо Министерства юстиции РФ по вопросу правомерности применения положений совместного письма Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ от 4 февраля 1997 года NN 408, 10, ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2,9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами". Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрен порядок, согласно которому налог на доход удерживается источником выплаты дохода и подлежит зачислению в федеральный бюджет (пункт 4 статьи 9). Федеральным законом от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ, введен налог на доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления в размере 15 процентов, без внесения изменений в порядок исчисления и удержания указанного налога источником выплаты. В настоящее время на организованном рынке ценных бумаг обращаются государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ) и облигации РАО "ВСМ", которые признаны государственными ценными бумагами поскольку гарантированы Правительством Российской Федерации. При этом, генеральным агентом по обслуживанию ГКО и ОФЗ является Центральный банк Российской Федерации. На рынке ценных бумаг обращается также значительное количество облигаций, выпускаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В целях создания оптимальных условий для увеличения размера заимствований на внутреннем рынке и с этой целью привлечения значительного количества инвесторов при эмиссии государственных ценных бумаг эмитентами были предусмотрены условия, позволяющие каждому очередному владельцу этих бумаг льготировать часть доходов, подученных при совершении операции купли-продажи на вторичном рынке, исходя из времени нахождения бумаг у него во владении, что в рамках налогового законодательства реализовано в форме признания налоговой льготы до даты фактического получения налогоплательщиком льготируемого дохода (погашения облигации либо выплаты купонного дохода). С учетом указанного порядка было подготовлено совместное письмо Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ от 4 февраля 1997 года NN 408, 10, ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2,9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами". Министерство финансов РФ в целом согласно с мнением Государственной налоговой службы РФ и Министерства юстиции РФ о необходимости урегулирования вопроса определения налогоплательщика по налогу на доход по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления путем внесения соответствующих изменений и дополнения в налоговые законы. Указанный вопрос решен Министерством финансов РФ в проекте Налогового кодекса РФ путем включения вышеизложенного порядка исчисления и уплаты налога на доход в текст главы, устанавливающий порядок исчисления и уплаты налога на доходы от капитала (проценты по государственным ценным бумагам). До принятия изложенных выше изменений в налоговое законодательство считаем необходимость сохранить действие совместного письма Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ от 4 февраля 1997 года NN 408, 10, ВЕ-6-05/103, устанавливающего для владельца государственных ценных бумаг обязанность по исчислению и уплате налога на доход, поcкольку при действующем порядке обращения государственных ценных бумаг источник выплаты дохода практически не в состоянии правильно определить сумму дохода и в связи с этим не может удержать налог на доход. М.А. Моторин |