О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.02.98 02-02-11/2

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
     
                          3 февраля 1998 г.
                             N 02-02-11/2

                                 (Д)

     Департамент налоговой политики в связи с Вашим  письмом  сообщает
следующее.
     В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О  налоге  на
прибыль  предприятий  и  организаций" по предприятиям,  осуществляющим
реализацию продукции (работ,  услуг)  по  ценам  не  выше  фактической
себестоимости,  для целей налогообложения принимается рыночная цена на
аналогичную  продукцию  (работы,  услуги),   сложившаяся   на   момент
реализации,  но  не  ниже  фактической себестоимости.  В то же время в
отдельных  случаях,  предусмотренных  этим  Законом  и  изложенных   в
Инструкции  Госналогслужбы  России  от  10  августа  1995 года N 37 "О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий  и
организаций"   (п.2.5  ч.2),  для  целей  налогообложения  применяется
фактическая цена реализации продукции (работ, услуг).
     Так, если  предприятие  не  могло  реализовать продукцию по ценам
выше  фактической  себестоимости  из-за  снижения  ее   качества   или
потребительских   свойств   (включая   моральный   износ),  либо  если
сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную  продукцию  оказались
ниже   фактической   себестоимости   этой   продукции,  то  для  целей
налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
     Кроме того,  если  предприятие  в  течение  30 дней до реализации
продукции по  ценам,  не  превышающим  ее  фактической  себестоимости,
реализовало  (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам не выше ее
фактической себестоимости,  то по всем сделкам в целях налогообложения
применяются  цены,  исчисленные  из  максимальных  цен реализации этой
продукции.
     Под рыночными  ценами  понимаются  рыночные  цены,  сложившиеся в
регионе на момент реализации товаров  (работ,  услуг)  при  совершении
сделки.  Под  регионом  следует  понимать  сферу обращения продукции в
данной  местности,  которая  определяется  исходя   из   экономической
возможности  покупателя  приобрести  товар на ближайшей по отношению к
покупателю территории.  При этом  под ближайшей территорией понимается
конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, находящихся
в       пределах        границ        административно-территориальных,
национально-государственных   образований.  То  есть  при  определении
рыночной цены принимается рыночная цена покупателя, а не продавца.
     В любом  случае  в  обоснование  вышеуказанных  причин реализации
продукции ниже себестоимости необходимо представить доказательства, то
есть   рыночная   цена   должна   быть  подтверждена  соответствующими
документами.
     Учитывая, что    законодательство   не   регламентирует   порядок
подтверждения  рыночной  цены,  по  нашему  мнению,  при   определении
рыночных  цен  следует  ориентироваться  на информацию территориальных
органов статистики по месту производства продукции,  сведения  средств
массовой информации,  котировки бирж,  специальную литературу.  Каждый
конкретный случай должен быть рассмотрен местными налоговыми органами.
В  связи  с  тем,  что  цена  сделки может зависеть от величины партии
реализуемого  товара,  при  подтверждении  рыночных   цен   правомерно
учитывать то обстоятельство,  что крупная партия товара обычно дешевле
мелкой.

Заместитель руководителя Департамента 
налоговой политики                                      А.И.Косолапов