О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 18.03.98 17

              О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
                    ПРОКУРАТУРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           18 марта 1998 г.
                                 N 17

                                (НЦПИ)


     Обсуждение на    заседании   коллегии   Генеральной   прокуратуры
Российской Федерации результатов проверки показало,  что  деятельность
прокуратуры  Тюменской  области  сосредоточена  на  решении актуальных
проблем укрепления законности и борьбы с преступностью.
     Выбор приоритетных   направлений,  разработка  организационных  и
практических мер по обеспечению  действенности  прокурорского  надзора
основывались на выводах из анализа складывающейся обстановки, приказов
и указаний Генерального прокурора.  С учетом значительного  обновления
за   последнее  время  кадрового  состава  прокуроров  и  следователей
повышенное внимание  уделялось  их  профессиональной  учебе,  оказанию
практической помощи горрайпрокурорам.
     Творческий поиск оптимальных форм и  методов  организации  работы
позволил добиться определенных результатов.
     Активно действовал прокурорский надзор за исполнением  законов  и
законностью  правовых  актов.  Этому способствовала отлаженная система
конструктивного  взаимодействия  с  органами  власти   и   управления,
информационного  обеспечения,  что  позволяло  постоянно  быть в курсе
нормотворческой  деятельности,   предупреждать   принятие   незаконных
правовых  актов  на  стадии  разработки  законопроектов в сочетании со
своевременным опротестованием противоречащих закону актов.
     Усилен надзор     за    исполнением    налогового,    земельного,
природоохранного законодательства, за расходованием бюджетных средств,
по  всем фактам нецелевого расходования принимались меры реагирования,
поддерживалось деловое сотрудничество с контролирующими органами.
     В борьбе   с   правонарушениями   целенаправленно  использовались
гражданско-правовые средства. В суды общей юрисдикции заявлен 4251 иск
на сумму более 13 млрд.  руб. В арбитражный суд - 78 исков на сумму 91
млрд. руб.
     Осуществлен ряд  конкретных  мер  по  обеспечению  и  дальнейшему
развитию координационной  деятельности  прокуратуры.  Наиболее  важные
аспекты   борьбы   с   преступностью  обсуждались  на  координационном
совещании  руководителей  областных  правоохранительных  органов,   по
результатам вносились соответствующие коррективы в правоприменительную
деятельность.   На   основании    анализа    криминогенной    ситуации
разрабатывались   согласованные   предложения   в   органы   власти  и
управления,  осуществлялись выезды на места для комплексного  изучения
положения  дел  и  оказания  практической  помощи.  Входит  в практику
организация  совместной  профессиональной  учебы,   что   положительно
сказывается  на эффективности взаимодействия следователей и работников
оперативно-розыскных    служб,    результативности    функционирования
постоянно действующих следственно-оперативных групп.
     Слаженные действия  прокуратуры  и   оперативно-розыскных   служб
привели  к  разоблачению  в  прошлом  году  5  бандитских группировок,
численностью более 50 активных участников,  совершивших 30 убийств, 18
разбойных  нападений  и  другие  преступления,  у  них  изъято большое
количество  оружия,  взрывчатых  веществ  и  наркотиков;  раскрыто  23
умышленных   убийства   прошлых  лет,  длительное  время  остававшихся
нераскрытыми.
     Прокуратура области  ответственно  подошла  к исполнению указания
Генерального прокурора о принятии  дополнительных  неотложных  мер  по
пресечению   организованной   преступности   и  проявлений  коррупции.
Совместно с региональным управлением по организованной преступности  и
налоговыми  органами  проводилась  работа  по  выявлению  предприятий,
коммерческих структур,  созданных при непосредственном участии лидеров
уголовно-преступной среды и их близких связей. Прекращена деятельность
83 организаций и фирм,  находившихся под  их  контролем.  В  отношении
участников  организованных  преступных  групп возбуждено 168 уголовных
дел.  К уголовной ответственности привлечено свыше 200 человек,  в том
числе 75 лидеров преступных группировок.
     Под постоянным   надзором   областной   прокуратуры    находилось
состояние дел в учреждениях системы исполнения уголовных наказаний.  С
участием прокуратуры разработана и реализуется общеобластная программа
"Социальная  защита  исправительной  системы  и  эффективная  трудовая
занятость  спецконтингента".  Принятые  меры  позитивно  сказались  на
укреплении законности и правопорядка в местах лишения свободы.
     Вместе с тем эффективность  работы  органов  прокуратуры  области
значительно  снижается  из-за недостатков и упущений в организаторской
деятельности, в постановке контроля исполнения, в работе с кадрами.
     Серьезные нарекания  вызывает  организация надзора за исполнением
законов, направленных на борьбу с преступностью.
     В динамике  и структуре преступности отмечаются крайне негативные
процессы:  за последние пять лет возросло количество  тяжких  и  особо
тяжких   преступлений;   особую   тревогу   вызывают  постоянный  рост
преступлений,  связанных с незаконным оборотом наркотических средств и
совершаемых на почве пьянства, преступный рецидив. Эти вопросы не были
предметом глубокого изучения со стороны областной прокуратуры.
     Значительно ослаблена   работа   по   борьбе   с  преступлениями,
направленными против  интересов  государственной  службы  и  службы  в
органах   местного   самоуправления.   Несмотря   на  общие  тенденции
криминализации экономики,  характерные для всей Российской  Федерации,
количество   выявленных   преступлений   экономической  направленности
сократилось на 40%.
     Неблагоприятная криминогенная       обстановка       усугубляется
неудовлетворительной раскрываемостью  преступных  проявлений.  За  год
остались нераскрытыми 36,8% преступлений, из тяжких - 50,6%.
     По многим  делам   осмотры   мест   происшествия   осуществлялись
некачественно,  не  принимались  надлежащие  меры к закреплению следов
преступлений и обнаружению вещественных  доказательств,  по  некоторым
делам не назначались криминалистические экспертизы,  не обеспечивалась
полнота расследования, имели место профессиональные ошибки и просчеты,
отсутствовало   должное   взаимодействие   следственного   аппарата  и
оперативно-розыскных служб.
     Грубые нарушения   законности   допускались  при  приостановлении
предварительного  следствия.   Расследование   приостанавливалось   на
стадии,  когда  не исчерпаны возможности для собирания доказательств и
изобличения преступника.
     Почти каждое  пятое  дело возвращено следователям прокуратуры для
производства дополнительного расследования.
     Прокурорский надзор   не   оказывал  должного  предупредительного
воздействия,  не было надлежащего спроса с руководителей  следственных
подразделений.
     Неудовлетворительно поставлена организация надзора за законностью
деятельности   органов   внутренних   дел.   Распространены  нарушения
требований закона при разрешении заявлений и сообщений  о  совершенных
преступлениях.  Ежегодно  прокурорами вновь ставится на учет более 600
ранее укрытых  преступлений,  большинство  из  них  -  только  в  ходе
комплексных  проверок деятельности горрайпрокуратур.  Из-за отсутствия
системы в надзоре,  последовательности и  настойчивости  в  достижении
реальных  результатов  практически  нет сдвигов в наведении порядка на
этом участке.
     Прокуроры не  обеспечивали  своевременный  надзор  за законностью
возбуждения  уголовных  дел,  многие  из   которых   прекращались   за
отсутствием состава и события преступления,  нередко - без достаточных
оснований.  Большинство  таких  решений  принималось  по   нераскрытым
хищениям  чужого  имущества по мотивам малозначительности причиненного
ущерба. Каждое четвертое постановление следователей органов внутренних
дел  о  прекращении  уголовного  дела впоследствии отменялось органами
прокуратуры.
     В существенной  корректировке  нуждается  практика  избрания меры
пресечения в виде заключения под стражу. При принятии таких решений не
всегда обеспечивался дифференцированный подход, допускался формализм в
оценке оснований для дачи санкции на арест.  В 1997 г. из числа лиц, в
отношении  которых  в качестве меры пресечения был применен арест,  по
приговорам судов каждый 5-6-й был освобожден  в  связи  с  назначением
наказания,  не связанного с лишением свободы.  Из рассмотренных судами
847 жалоб,  по 210 - обвиняемые из-под стражи освобождены,  но в то же
время при вынесении приговоров под стражу взято 588 человек.
     Низкий уровень надзора за следствием и  дознанием,  оперативно  -
розыскной   деятельностью   объясняется   в   основном   просчетами  в
организаторской  деятельности   руководства   областной   прокуратуры,
коллегии  по исполнению требований приказов Генерального прокурора "Об
организации работы органов прокуратуры по борьбе  с  преступностью"  и
"Об  организации прокурорского надзора за предварительным следствием и
дознанием",  недостаточностью  требовательности  к   горрайпрокурорам,
отсутствием контроля исполнения.
     Имеют место факты формального  отношения  к  проверке  законности
вынесенных  приговоров.  Так,  из  230  случаев  отмены  или изменения
приговоров по жалобам участников процесса,  в 188 судебных  заседаниях
участвовали   государственные   обвинители.   Снизилась  эффективность
кассационного опротестования.
     Ослаблена роль  органов  прокуратуры  в  организации  надзора  за
исполнением   законодательства,   направленного   на    предупреждение
преступлений.
     С учетом изложенного приказываю:
     1. Обратить    внимание    прокурора    Тюменской    области    -
государственного советника юстиции 3 класса Валеева Э.А., заместителей
прокурора   области  Русских  В.А.  и  Власова  Н.В.  на  существенные
недостатки  в  организации  работы  прокуратуры  области,   ослабление
требовательности  к  подчиненным  и контроля за исполнением приказов и
указаний Генерального прокурора Российской Федерации,  направленных на
организацию   борьбы   с   преступностью   и  обеспечение  надзора  за
предварительным следствием,  за законностью судебных постановлений  по
уголовным делам.
     2. Прокурору   области   Валееву   Э.А.,    коллегии    областной
прокуратуры:
     2.1. Осуществить практические  меры  по  устранению  просчетов  и
упущений   в   организации  надзора  за  раскрытием  и  расследованием
преступлений:
     основное внимание  сконцентрировать на вопросах усиления контроля
за  работой  нижестоящих   прокуратур,   организации   и   обеспечения
необходимого  уровня  взаимодействия подразделений аппарата,  в первую
очередь при подготовке вопросов, требующих комплексного решения;
     повысить личную  ответственность  прокуроров  городов  и районов,
руководителей  следственных  подразделений  за  состояние  работы   по
раскрытию  и расследованию преступлений,  за обеспечение качественного
проведения   первоначальных   следственных   действий,   своевременное
изучение   дел   о   нераскрытых   преступлениях;   исключить   случаи
неисполнения законных требований прокурора, виновных в этом привлекать
к  административной  ответственности,  а  при  наличии  оснований  - к
уголовной ответственности;
     всесторонне изучить  практику  применения  ареста в качестве меры
пресечения с точки зрения законности и обоснованности  таких  решений,
особое   внимание  обратить  на  основания  отмены  судами  этой  меры
пресечения в порядке ст. 220\2 УПК РСФСР, сделать предметные выводы из
допущенных  ошибок  и  нарушений для повышения эффективности надзора и
контроля  с  тем,  чтобы  в  каждом  конкретном  случае  обеспечивался
взвешенный  подход  к  избранию меры пресечения,  исходя из требований
закона и материалов уголовного дела (срок май - июнь 1998 г.);
     на основе   глубокого   анализа   качества  работы  следственного
аппарата органов прокуратуры  разработать  систему  мер  по  улучшению
организации   надзора   за   предварительным   следствием,  результаты
рассмотреть на коллегии прокуратуры области (срок - апрель 1998 г.);
     прокуратуре области   совместно   с  другими  правоохранительными
органами  выработать  согласованные  действия  по  усилению  борьбы  с
корыстными     преступлениями,    направленными    против    интересов
государственной службы и службы  в  органах  местного  самоуправления,
коррупции  и взяточничества и обсудить их на координационном совещании
(срок - май 1998 г.).
     2.2. Предметно  разобраться  с  каждым  случаем  вынесения судами
оправдательных   приговоров,   одновременно   повысить   эффективность
воздействия  органов  прокуратуры  на судебную практику,  организовать
работу таким образом,  чтобы  допускаемые  судом  ошибки  и  нарушения
закона устранялись по кассационным протестам прокуроров (срок - апрель
1998 г.).
     2.3. Осуществить  дополнительные  меры  по  улучшению  надзора за
законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания,
за   деятельностью  уголовно-исполнительных  инспекций,  установлением
административного надзора.  В рамках координационной  деятельности  во
взаимодействии   с   органами   внутренних  дел  разработать  комплекс
мероприятий,  направленных  на  предупреждение  рецидива  среди   лиц,
осужденных  к  наказаниям,  не  связанным  с  лишением свободы (срок -
апрель 1998 г.).
     3. Рекомендовать  научно-методическому совету прокуратуры области
с привлечением научных работников  высших  учебных  заведений  области
провести  криминологические  исследования  причин роста тяжких и особо
тяжких преступлений в регионе, а также связанных с незаконным оборотом
наркотических   средств;   проанализировать   причины   и  предпосылки
рецидивной преступности (срок - июнь 1998 г.).
     4. Прокуратуре  области,  горрайпрокурорам  совместно  с  другими
правоохранительными органами  в  рамках  координационной  деятельности
принять  участие  в  разработке  системы профилактических мероприятий,
направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению
преступлений,    предупреждение    преступности    несовершеннолетних,
пьянства,   наркомании   и   рецидивной   преступности;    внести    в
исполнительные  и  представительные  органы предложения по возрождению
социальной профилактики преступлений (срок - июнь 1998 г.).
     5. Прокурору  Тюменской области Валееву Э.А.  о принятых мерах по
устранению выявленных в ходе проверки  недостатков  и  предварительных
результатах  исполнения настоящего приказа доложить подробной запиской
к 25.07.98.
     6. Управлениям по надзору за расследованием преступлений органами
прокуратуры   и   по    надзору    за    следствием,    дознанием    и
оперативно-розыскной  деятельностью  в органах внутренних дел Главного
следственного управления Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
повысить  действенность  контроля  за  работой  прокуратуры  Тюменской
области по раскрытию и расследованию преступлений.
     7. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации
изучить в прокуратуре Тюменской области состояние работы  по  подбору,
расстановке,  воспитанию и закреплению кадров, обратив особое внимание
на  причины  их  большой  текучести.  Оказать  необходимую  помощь   в
организации этой работы (срок - июнь 1998г.).
     8. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить   на
первого  заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку
Ю.Я.,  заместителей  Генерального  прокурора  Российской  Федерации  -
начальника Главного следственного управления Катышева М.Б.  и Розанова
А.А.
     Приказ направить  прокурорам субъектов Федерации и приравненным к
ним  военным   прокурорам   и   прокурорам   иных   специализированных
прокуратур.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
                                                         Ю.И. Скуратов
18 марта 1998 г.
N 17