О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 18 ИЮНЯ 1997 Г. N 61. Указание. Центральный банк РФ (ЦБР). 30.03.98 196-У

 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО
     УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 18 ИЮНЯ 1997 Г. N 61

                               УКАЗАНИЕ

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           30 марта 1998 г.
                               N 196-У

                              (ФР 98-14)


     1. В  связи  с внедрением электронного документооборота и ведения
электронных архивов внести в Правила ведения  бухгалтерского  учета  в
кредитных организациях,   расположенных   на   территории   Российской
Федерации, от 18 июня 1997 г. N 61, утвержденные приказом Банка России
от 18.06.97  N  02-263,  с  учетом  изменений и дополнений,  внесенных
Указаниями Банка России от 11.12.97 N 62-У  и  от  30.12.97  N  119-У,
следующие изменения и дополнения.
     В часть III "Организация работы по ведению бухгалтерского  учета"
внести следующие изменения и дополнения:
     1) Второй  абзац  изложить  в   следующей   редакции:   "Регистры
бухгалтерского учета  ведутся  в  специальных  книгах  (журналах),  на
отдельных листах и карточках,  в виде электронных баз данных  (файлов,
каталогов), сформированных  с  использованием  средств  вычислительной
техники".
     2) После четвертого абзаца ввести абзац следующего содержания:
     "В дальнейшем  под  подписью  понимается   как   собственноручная
подпись, так  и ее аналоги,  применяемые в соответствии со статьей 160
Гражданского Кодекса Российской Федерации".
     3) Пункт 1.5.6 изложить в следующей редакции:
     "Прием расчетных документов на  бумажных  носителях,  подписанных
собственноручными подписями  уполномоченных  лиц и заверенных оттиском
печати клиента,  осуществляется бухгалтерским работником,  которым  на
всех экземплярах документа проставляется расписка (штамп),  содержащая
текст "Принято "---"--------------------- 199- г." Последний экземпляр
документа возвращается клиенту".
     4) пункт 1.5.11 изложить в следующей редакции:
     "Поручения клиентов  на  перечисление  средств  с их счетов могут
представляться в кредитные организации в виде платежных документов  на
бумажных носителях,     подписанных     собственноручными    подписями
уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати  клиента,  а  также  в
виде электронных  платежных документов,  передаваемых по каналам связи
или иным  образом  (на  магнитных,  оптических  носителях).  Кредитная
организация в  договоре  банковского счета в соответствии с Положением
Банка россии "О  порядке  приема  к  исполнению  поручений  владельцев
счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении
безналичных расчетов  кредитными  организациями"  определяет   порядок
приема электронных   документов  клиентов,  их  защиты,  оформления  и
подтверждения. Порядок отражения в учете  и  помещении  подтверждающих
документов в  документы  дня  определяется в правилах документооборота
кредитной организации".
     5) Четвертый абзац пункта 1.7.2 изложить в следующей редакции:
     "Каждый документ,  предъявляемый  в  кредитную   организацию   на
бумажном носителе,   и   каждый  отдельный  лист  сводного  документа,
оформленного на  бумажном  носителе,  например,  сводного   платежного
поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента
и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам.  Подписи на
всех  документах  должны  быть  сделаны чернилами или пастой шариковой
ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В
сводном   документе   незаполненные   отрезные   части   должны   быть
прочеркнуты".
     6) Пункт 1.7.3 изложить в следующей редакции:
     "При передаче распоряжений владельцев счетов в  виде  электронных
платежных документов   должно  быть  обеспечено  использование  в  них
аналогов собственноручной  подписи,  кодов,   паролей   или   средств,
подтверждающих, что  распоряжение  составлено  уполномоченным  на  это
лицом".
     7) Пункт 1.7.5 изложить в следующей редакции:
     "При приеме распоряжений владельцев  счетов  в  виде  электронных
платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов
внесение каких-либо   исправлений   в   поступившие    документы    не
допускается".
     8) Первый абзац пункта 1.7.6 изложить в следующей редакции:
     "При приеме  денежно-расчетных  документов  на бумажных носителях
ответственный исполнитель  (бухгалтер,  контролер)  обязан  проверить,
соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все
предусмотренные бланком реквизиты,  правильность  указания  банковских
реквизитов, соответствуют  ли  печать  и  подписи распорядителя счетом
заявленным кредитной организации образцам."
     9) Пункт 1.9.7 изложить в следующей редакции:
     "Совершение операций в кредитной организации может происходить на
основании электронного    платежного    документа,    а   в   случаях,
установленных действующим  законодательством  и   договором,   -   его
бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронный платежный
документ должен содержать дату,  контировку и аналог  собственноручной
подписи, позволяющие    однозначно   идентифицировать   ответственного
исполнителя (бухгалтера, контролера).
     Подписями работников   кредитной  организации  или  их  аналогами
заверяются экземпляры документов (в том  числе  электронных),  которые
предназначены для  хранения  в  качестве оправдательных по совершенным
операциям, а также  экземпляры  документов,  подлежащие  приложению  к
выпискам из счетов клиентов и к документам по межбанковским расчетам".
     10) в пункт 2.1 внести следующие изменения и дополнения:
     - второй  абзац  изложить  в следующей редакции:  "Номер лицевого
счета должен  однозначно  определять  его  принадлежность  конкретному
клиенту и  целевому назначению.  По истечении отчетного года (после 31
декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера  лицевых
счетов, закрытых   в   отчетном   году.   В   лицевых   счетах  должны
показываться: дата предыдущей операции по счету,  входящий остаток  на
начало дня,  обороты  по  дебету  и  кредиту,  отраженные  по  каждому
документу (сводному  документу),  остаток   после   отражения   каждой
операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые
счета ведутся на отдельных листах (карточках),  в книгах либо  в  виде
электронных баз   данных   (файлов,   каталогов),   сформированных   с
использованием средств вычислительной техники.  В  реквизитах  лицевых
счетов должны отражаться:  дата совершения операции,  номер документа,
вид (шифр) операции (шифр проведенного документа указан  в  приложении
N 1  к  настоящим Правилам),  номер корреспондентского счета,  суммы -
отдельно по дебету и кредиту, остаток.";
     - семнадцатый  абзац изложить в следующей редакции:  "В книге для
каждого номера  и  наименования  счета  второго  порядка   открываются
отдельные страницы,   которые  пронумеровываются,  прошнуровываются  и
опечатываются.  Книга заверяется подписью главного бухгалтера или  его
заместителя  и  хранится  у  главного  бухгалтера  в несгораемом шкафу
(сейфе).";
     - в   двадцать   первом  абзаце  первое  предложение  изложить  в
следующей редакции:  "Учетной политикой  кредитной  организации  может
быть   предусмотрено   ведение  книги  регистрации  лицевых  счетов  в
электронном виде и подписание ее  аналогами  собственноручной  подписи
главного   бухгалтера  или  его  заместителя,  при  этом  должны  быть
обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа.";
     - двадцать седьмой абзац изложить в следующей редакции:  "Лицевые
счета, выписки из которых клиентам не  выдаются,  печатаются  в  одном
экземпляре. Лицевые  счета,  ведущиеся  в виде электронных баз данных,
распечатываются для выдачи  клиенту  в  виде  выписки,  если  иное  не
предусмотрено договором с клиентом.";
     - двадцать восьмой абзац изложить в следующей редакции:  "Выписки
из лицевых    счетов,    распечатанные    и   использованием   средств
вычислительной техники,  выдаются  клиентам  без  штампов  и  подписей
работников кредитной  организации.  Если  по  каким-либо причинам счет
велся вручную или на  машине,  кроме  ЭВМ,  то  выписки  этих  счетов,
выдаваемые клиентам,  оформляются  подписью  бухгалтерского работника,
ведущего счет,  и  штампом  кредитной  организации.  В  таком  порядке
оформляется каждый лист выписки.";
     - двадцать девятый,  тридцатый, тридцать первый абзацы изложить в
следующей редакции:  "Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке
и сроки,  указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. На
лицевом счете  (первом  экземпляре)  бухгалтерским работником ставится
штамп "Выписка выдана за "--"--------- 199- г. в порядке ------------.
     Подпись работника кредитной организации -------------------------
     Дата "--"------------ 199- г.";
     - тридцать  четвертый  абзац  изложить в следующей редакции:  "На
документах, прилагаемых  к  выпискам,  должен  проставляться  штамп  и
календарный штемпель  даты провода документа по лицевому счету.  Штамп
проставляется только  на  основном  приложении  к  выписке.   На   тех
дополнительных документах,    которые    поясняют   и   расшифровывают
содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении,
штамп не ставится. В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на
основании которых совершены записи по счету,  предъявляются клиенту  в
электронном виде, указанные документы:
     - подписываются      аналогами      собственноручной      подписи
уполномоченного лица;
     - содержат дату провода документа по лицевому счету".
     11) В  пункте 3.2 исключить текст десятого абзаца:  "В дальнейшем
под подписью  понимается  как  собственноручная  подпись,  так  и   ее
аналоги,  применяемые  в  соответствии  со  статьей  160  Гражданского
кодекса Российской Федерации".
     12) После пункта 4.8 ввести пункт следующего содержания:
     "4.9. Кредитная   организация   вправе   организовать    хранение
бухгалтерских документов   в  виде  электронных  баз  данных  (файлов,
каталогов), сформированных  с  использованием  средств  вычислительной
техники. При  этом  должна  обеспечиваться  возможность распечатывания
бумажных копий  бухгалтерских  документов  по  формам,   установленным
нормативными актами  Банка России.  Структура баз данных бухгалтерских
документов должна позволять группировать документы  в  соответствии  с
требованиями, установленными п.п. 4.2 - 4.8 настоящего раздела".
     2. Настоящее Указание вводится в действие с момента опубликования
в "Вестнике Банка России".
     3. территориальным учреждениям  Банка  России  довести  настоящее
Указание до кредитных организаций.

Председатель Центрального Банка
Российской Федерации                                       С.К.Дубинин
30 марта 1998 г.
N 196-У