ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1998 ГОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 15 апреля 1998 г. N 392 (Д) В целях реализации федеральных законов "О государственном регулировании агропромышленного производства" и "О федеральном бюджете на 1998 год", развития агропромышленного производства и создания экономических условий для функционирования организаций агропромышленного комплекса в 1998 году Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением Агропромышленного союза России, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России осуществить меры по совершенствованию системы государственной поддержки и материально-технического обеспечения предприятий и организаций агропромышленной сферы, финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе, развитию кооперации и агропромышленной интеграции, внедрению в производство современных технологий, регулированию продовольственного рынка, созданию рыночной инфраструктуры и на этой основе обеспечить в 1998 году производство основных видов продукции в следующих объемах: в сельском хозяйстве: зерна - не менее 70 млн. тонн, сахарной свеклы - 18 млн. тонн, льна-долгунца - 75 тыс. тонн, семян масличных культур - 3,5 млн. тонн, картофеля - 36 млн. тонн, овощей - 11,5 млн. тонн, скота и птицы в живой массе - 8 млн. тонн, молока - 34 млн. тонн и яиц - 32,5 млрд. штук; в пищевой и перерабатывающей промышленности: мяса, включая субпродукты I категории, - 1680 тыс. тонн, масла животного - 275 тыс. тонн, сыров жирных - 165 тыс. тонн, сахара-песка из сахарной свеклы - 1800 тыс. тонн, масла растительного - 905 тыс. тонн; в рыбном хозяйстве: товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы рыбные, - 2700 тыс. тонн. 2. Установить, что: закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд производятся на основании предложений соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - государственных заказчиков в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на 1998 год; закупки и поставки продовольственных товаров для обеспечения военнослужащих и приравненных к ним спецпотребителей по нормам продовольственных пайков осуществляются государственными заказчиками в первоочередном порядке в основном у российских товаропроизводителей. 3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в месячный срок с учетом цен, складывающихся на внутреннем и внешнем рынках, внести в Правительство Российской Федерации предложения об уровне гарантированных закупочных цен на закупаемую в 1998 году сельскохозяйственную продукцию для федеральных государственных нужд. 4. Признать целесообразным заключение между сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса соглашений по вопросам развития интеграционных связей и рыночных отношений в агропромышленном производстве. 5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации обеспечить формирование федерального страхового фонда семян зерновых и других сельскохозяйственных культур за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1998 год, и средств, ранее предоставленных на возвратной основе на эти цели. 6. Установить, что: в 1998 году интервенционные операции на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на федеральном уровне могут осуществляться в случае необходимости в отношении зерновых и зернобобовых культур, семян масличных культур (за исключением семенного материала); квоты на проведение закупочных интервенций определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации исходя из сложившейся конъюнктуры на соответствующих рынках и имеющихся оборотных средств у государственного унитарного предприятия "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; залоговые операции как форма интервенционной деятельности осуществляются в объемах, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Организацию и проведение закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия возложить на государственное унитарное предприятие "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации определять и доводить до заинтересованных субъектов рынка уровень интервенционных и залоговых цен (ставок). 7. Продлить на 1998 год действие пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 166 "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 948) и пунктов 27 и 32 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1174). 8. Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложение о введении скидок на действующие тарифы, установленные на перевозку в районы Крайнего Севера сельскохозяйственной техники, запасных частей, горюче-смазочных материалов и кормов железнодорожным, авиационным и водным транспортом. 9. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при распределении ассигнований из федерального бюджета на 1998 год предусмотреть в качестве мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей средства на финансирование: дотаций и компенсаций для поддержки элитного семеноводства и племенного дела в животноводстве; компенсации части затрат на электрическую, тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые специализированными предприятиями на технологические нужды при выращивании овощей в защищенном грунте и предприятиями по переработке льна и конопли; компенсации части стоимости комбикормов, закупаемых свиноводческими комплексами и бройлерными птицефабриками; дотаций на поддержку овцеводства; дотаций на сырье льна и конопли, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями; дотаций на соевые бобы, реализуемые сельскохозяйственными товаропроизводителями; компенсации до 30 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений; возмещения части затрат ветеринарно-санитарных утилизационных заводов; компенсации до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур; создания федеральных страховых фондов семян, ветеринарных препаратов, запасных частей и других материально-технических ресурсов. 10. Утвердить распределение средств федерального бюджета на 1998 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", предусмотренных на целевые дотации и субсидии, по направлениям согласно приложению. 11. Установить, что: государственная поддержка, осуществляемая за счет средств федерального бюджета, оказывается сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. При этом органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации по поручению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации заключают с сельскохозяйственными товаропроизводителями соглашения, предусматривающие обязательства этих товаропроизводителей по представлению указанным органам ежегодно планов производственно-финансовой деятельности и другой информации, необходимой для принятия решения о государственной поддержке, а также обязательства по эффективному ведению хозяйственной деятельности и обеспечению производства установленных объемов продукции; при расчете компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение химических средств защиты растений их стоимость определяется с учетом договорных цен, которые не должны превышать предельных цен, согласованных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации с производителями химической продукции. 12. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в месячный срок уточнить размеры дотаций и компенсаций в 1998 году по видам государственной поддержки и при необходимости внести изменения в действующий порядок выплаты дотаций и компенсаций за счет средств федерального бюджета, имея в виду, что государственная поддержка должна стимулировать рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и оказываться прежде всего хозяйствам, способным обеспечить эффективное использование этих средств. 13. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по повышению эффективности использования средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на поддержку агропромышленного комплекса, в том числе производства продукции животноводства. 14. Разрешить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации: использовать часть средств федерального бюджета на 1998 год на финансирование не погашенной в 1997 году задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям агропромышленного комплекса; выделить в 1998 году до 0,5 процента средств федерального бюджета, предусмотренных на формирование федерального лизингового фонда, на закупку опытных партий сельскохозяйственной техники для проверки в различных почвенно-климатических зонах Российской Федерации и лучших зарубежных машин, приборов и оборудования для сравнительных испытаний на машиноиспытательных станциях; использовать часть средств федерального бюджета на 1998 год по статье "Текущее содержание подведомственных структур" на: компенсацию части стоимости закупаемых по импорту ветеринарных препаратов, племенной продукции, семян, технического сырья для производства средств защиты растений и животных, не производимых отечественной промышленностью, тароупаковочных материалов для детского питания импортного и отечественного производства; информационное обеспечение агропромышленного комплекса, разработку законодательных и нормативно-правовых документов; осуществление расчетов за работы, выполняемые по заявкам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на основе договоров Министерства с научно-исследовательскими организациями. 15. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации направить в 1998 году в специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях: средства федерального бюджета в размере 1300 млн. рублей, предусмотренные на указанные цели статьей 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год"; средства, поступающие от продажи облигаций субъектов Российской Федерации по погашению задолженности по товарному кредиту, полученному сельскохозяйственными товаропроизводителями в 1996 году; средства, поступающие в виде платы за пользование товарным кредитом; средства, поступающие в счет погашения кредитов, выделенных в 1992 году из федерального бюджета для кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, и суммы, поступающие в виде платы за пользование ими, в соответствии с порядком, определяемым Министерством финансов Российской Федерации. Установить, что: кредиты на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 224, предоставляются коммерческими банками, получившими право работать со средствами специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, как правило, минуя посредников, непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям или перерабатывающим предприятиям на закупку сырья; в соответствии со статьей 75 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" применяется особый порядок кредитования предприятий агропромышленного комплекса районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока, предусматривающий возврат полученных ими кредитных ресурсов путем поставок продовольствия военнослужащим и приравненным к ним спецпотребителям в счет бюджетных ассигнований, выделяемых им для финансирования продовольственного обеспечения. 16. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации при распределении ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 1998 год на финансирование капитальных вложений в агропромышленном комплексе, обеспечить совместно с Министерством экономики Российской Федерации проведение согласованной инвестиционной политики и направить средства, предусмотренные на финансирование сельскохозяйственного производства: по подразделу "Затраты капитального характера в сельском хозяйстве" - на строительство и реконструкцию очистных сооружений животноводческих комплексов и птицефабрик, объектов рыбного хозяйства, ветеринарии, биофабрик и других важнейших объектов, развитие материально-технической базы племенных и семеноводческих организаций, высших и средних учебных заведений, научно-исследовательских и других организаций, определяющих научно-технический прогресс в отрасли; совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству по подразделу "Земельные ресурсы" (средства, выделяемые на реализацию Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования) - на строительство и реконструкцию мелиоративных систем, групповых водопроводов, проведение противоэрозионных работ, ремонт государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, относящихся к федеральной собственности, подготовку производственных площадей для добычи и переработки торфа, мелиорацию внутренних рыбохозяйственных водоемов, агролесомелиорацию, агрохимическую мелиорацию почв, приобретение минеральных удобрений, закладку многолетних насаждений и уход за ними, развитие производственной базы государственных организаций, участвующих в выполнении указанных работ, включая приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, и мелиоративной техники на лизинговой основе, проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, связанных с реализацией программы "Плодородие"; по подразделу "Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств" - на развитие межфермерской кооперации в области агросервиса, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции на возвратной платной основе, на укрепление и развитие фермерских страховых и кредитных организаций, поддержку вновь образованных крестьянских (фермерских) хозяйств, издание специальной литературы для фермеров. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России утвердить порядок использования указанных средств, предусматривающий доведение до получателей ассигнований на развитие межфермерской кооперации на платной основе с последующим возвратом этих средств, а также сумм, поступающих в виде платы за пользование ими, в федеральный бюджет и направлением их на те же цели. 17. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: в соответствии с Федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499, при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 1998 год и последующие годы предусматривать для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов ассигнования в размере не менее 15 процентов от общего объема средств, выделяемых на приобретение техники, строительство производственных объектов, жилья и объектов социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве; производить компенсацию до 50 процентов затрат крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов. 18. Установить с 1 января 1998 г. единовременное денежное пособие семьям, переселяющимся в сельскую местность, включая семьи военнослужащих, уволенных в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, для организации крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 10 тыс. рублей на главу семьи и 2 тыс. рублей на каждого члена семьи. 19. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации при предоставлении на конкурсной основе государственных гарантий и конкурсном отборе высокоэффективных инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется на возвратной основе за счет инвестиций из Бюджета развития Российской Федерации, исходить из того, что срок окупаемости таких проектов по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности не должен превышать 3 лет, по производственным объектам сельского и рыбного хозяйства - 5 лет, а средства федерального бюджета предоставляются не более чем на 48 месяцев. Инвестиции на строительство рыбопромысловых судов и портовых сооружений предоставляются в объеме до 50 процентов проектной стоимости этих объектов при сроке окупаемости их строительства до 8,5 лет. 20. Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в 1998 году финансирование индивидуального жилищного строительства на селе, осуществляемого в соответствии с подпрограммой "Крестьянский дом" федеральной целевой программы "Свой дом", в объеме не менее 40 процентов расходов, предусмотренных федеральным бюджетом на 1998 год на реализацию этой Программы. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации на 1998 год средства на финансирование индивидуального жилищного строительства на селе в таком же размере. 21. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать в соответствующих бюджетах средства на финансирование затрат на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, остающихся в ведении сельскохозяйственных предприятий. 22. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Российским акционерным обществом "Газпром" определить перечень газопроводов-отводов и объем инвестиций, направляемых в 1998 году на их строительство в сельской местности, в соответствии с президентской программой "Газификация России". 23. Федеральной дорожной службе России, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации обеспечить за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации финансирование затрат по приведению сельских автомобильных дорог в нормативное состояние для включения их в сеть дорог общего пользования в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 1998 год. 24. Включить в перечень предприятий, подача топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит прекращению или ограничению ниже аварийной (технологической) брони: инкубаторно-птицеводческие станции, птицефабрики и объекты рыбного хозяйства, занимающиеся воспроизводством рыбопосадочного материала; животноводческие комплексы; тепличные хозяйства; элеваторы и зернотока сельскохозяйственных предприятий (на период уборки урожая) при предоставлении ими гарантий по оплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов от администраций районов или субъектов Российской Федерации, банков и других организаций. 25. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить подготовку в первом полугодии 1998 г. нормативных и правовых актов, обеспечивающих реструктуризацию задолженности субъектов Российской Федерации и организаций агропромышленного комплекса федеральному бюджету и внебюджетным фондам в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год". По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести соответствующие предложения. 26. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса всех форм собственности по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и других видов задолженности. 27. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единства технической, технологической, организационной и экономической политики предприятий и организаций агропромышленного комплекса и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции содействовать созданию на региональном и федеральном уровне ассоциаций (союзов) сельскохозяйственных товаропроизводителей по отдельным видам продукции. И. о. Председателя Правительства Российской Федерации С.Кириенко 15 апреля 1998 г. N 392 Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1998 года N 392 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ средств федерального бюджета на 1998 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", предусмотренных на целевые дотации и субсидии, по направлениям (тыс. рублей) Целевые дотации и субсидии - всего 2933639,8 в том числе: государственная поддержка программ и мероприятий 1717339,8 по развитию растениеводства - всего из них: дотации и компенсации для поддержки элитного 85000 семеноводства компенсация части затрат на электрическую, тепловую 48500 энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые на технологические нужды при выращивании овощей в защищенном грунте на специализированных предприятиях дотации на сырье льна и конопли, реализуемое 83700 сельскохозяйственными товаропроизводителями дотации на соевые бобы, реализуемые 35000 сельскохозяйственными товаропроизводителями компенсация части затрат сельскохозяйственных 1250000 товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений компенсация части затрат сельскохозяйственных 130000 товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур в том числе на погашение задолженности за 1997 год 50000 средства на создание федерального фонда семян 85139,8 государственная поддержка программ и мероприятий по 830500 развитию животноводства - всего из них: дотации и компенсации на поддержку племенного дела в 339500 животноводстве дотации на поддержку овцеводства 291000 компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых 200000 свиноводческими комплексами и бройлерными птицефабриками прочие субсидии и дотации - всего 385800 из них: возмещение части затрат ветеринарно-санитарным 38500 утилизационным заводам компенсация части затрат на энергоресурсы, 10000 используемые предприятиями по переработке льна и конопли средства на создание федерального страхового и 250000 сезонного фонда запасных частей и других материально-технических ресурсов средства на создание федерального страхового фонда 87300 ветеринарных препаратов |