ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Кодекс. Федеральное Собрание РФ. 07.05.98 73-ФЗ


Страницы: 1  2  


     Территориальными органами        государственной       экспертизы
градостроительной    и    проектной    документации     осуществляется
государственная     экспертиза     градостроительной     документации,
научно-исследовательских  работ,  градостроительных  разделов  целевых
программ  субъектов  Российской  Федерации и местных целевых программ,
программ  социально-экономического   развития   территорий   субъектов
Российской  Федерации и территорий муниципальных образований,  а также
схем  и  проектов  развития  инженерной,  транспортной  и   социальной
инфраструктур   и   благоустройства   территорий  в  части  соблюдения
градостроительных требований,  за исключением случаев, предусмотренных
абзацем вторым настоящего пункта.
     4. Заключение органа государственной экспертизы градостроительной
и   проектной   документации   должно  быть  основано  на  заключениях
государственной  экологической  экспертизы,  комитетов  по   земельным
ресурсам  и землеустройству,  специально уполномоченных органов охраны
памятников   культуры,   управления   государственным   фондом   недр,
государственного    горного   надзора,   санитарно-эпидемиологического
надзора,  органов  охраны  недр,  а  также   других   заинтересованных
государственных  органов,  перечень  которых  определяется заданием на
разработку градостроительной и проектной документации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     5. Положительное  заключение  органа  государственной  экспертизы
градостроительной  и  проектной  документации  является основанием для
утверждения градостроительной и проектной документации.

           Статья 30. Основные градостроительные требования
          к разработке федеральных целевых программ, целевых
           программ субъектов Российской Федерации, местных
         целевых программ и программ социально-экономического
         развития территории Российской Федерации, территорий
             субъектов Российской Федерации и территорий
                      муниципальных образований

     При разработке  федеральных  целевых  программ,  целевых программ
субъектов Российской Федерации,  местных целевых программ  и  программ
социально-экономического  развития  территории  Российской  Федерации,
территорий субъектов Российской Федерации и  территорий  муниципальных
образований должны учитываться градостроительные требования в части:
     соответствия мероприятий, указанных в данных программах, основным
направлениям государственной политики в области градостроительства,  в
том числе в области развития  инженерной,  транспортной  и  социальной
инфраструктур;
     соответствия развития экономики комплексному развитию регионов  и
поселений;
     обеспечения защиты  территорий   и   поселений   от   воздействия
чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера,  а также
охраны окружающей природной среды и рационального природопользования;
     сохранения территорий  объектов историко-культурного и природного
наследия и  недопущения  изъятия  земель,  занятых  особо  охраняемыми
объектами, для осуществления хозяйственной деятельности;
     обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам  инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур;
     определения мер  государственной  поддержки   в   целях   решения
социальных,   экономических   и  экологических  проблем  территорий  и
поселений;
     разработки градостроительной   документации  о  градостроительном
планировании развития соответствующих территорий и поселений;
     выполнения инженерных изысканий и научно-исследовательских работ.

          Глава VI. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
             ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИЙ
                    СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Статья 31. Генеральная схема расселения на территории
                         Российской Федерации

     1. В   Генеральной  схеме  расселения  на  территории  Российской
Федерации определяются:
     цели федеральной  политики  в  области  градостроительства и меры
государственной поддержки ее реализации;
     основные положения       развития       системы       расселения,
природопользования  и  производства  в   соответствии   с   программой
социально-экономического развития территории Российской Федерации;
     меры по   улучшению   экологической   обстановки   в    регионах,
рациональному  использованию  земель,  сохранению  территорий объектов
историко-культурного  и  природного  наследия,  развитию   инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;
     территории, благоприятные для развития систем  расселения;  особо
охраняемые  природные  территории;  прибрежные территории;  территории
сельскохозяйственного и лесохозяйственного  назначения;  территории  с
экстремальными    природно-климатическими    условиями;    территории,
подверженные   воздействию   чрезвычайных   ситуаций   природного    и
техногенного характера; территории залегания полезных ископаемых; иные
территории,  для которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации   определяются   виды   градостроительного  использования  и
ограничения  на  использование  данных  территорий  для  осуществления
градостроительной деятельности.
     2. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы расселения
на  территории  Российской  Федерации и Основных положений Генеральной
схемы расселения на территории  Российской  Федерации  устанавливается
Правительством Российской Федерации.
     3. Основные положения Генеральной схемы расселения на  территории
Российской  Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации
и подлежат опубликованию.

                  Статья 32. Консолидированные схемы
                   градостроительного планирования

     1. Консолидированные   схемы   градостроительного    планирования
разрабатываются  для  территорий  двух  и  более  субъектов Российской
Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных
географических районов,  системы расселения,  а также оздоровительные,
курортные,  рекреационные  и  иные  территории)  в   целях   взаимного
согласования  интересов  субъектов  Российской  Федерации  и интересов
Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности.
     2. В  консолидированных  схемах  градостроительного планирования,
которые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения
на территории Российской Федерации, определяются:
     зонирование территорий;
     меры по развитию региональных систем расселения;
     меры по   развитию   инженерной,   транспортной   и    социальной
инфраструктур межрегионального и регионального значения;
     меры по  рациональному  природопользованию  с  учетом   интересов
субъектов Российской Федерации в целях обеспечения условий устойчивого
развития их территорий;
     обеспечение ресурсами   в   целях  комплексного  развития  частей
территории Российской Федерации.
     3. Консолидированные    схемы   градостроительного   планирования
разрабатываются федеральными органами исполнительной власти  совместно
с  органами  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации или
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
согласованию между собой.
     4. Порядок  разработки  и  согласования  консолидированных   схем
градостроительного планирования и Основных положений консолидированных
схем градостроительного  планирования  устанавливается  Правительством
Российской Федерации.
     5. Основные положения консолидированных  схем  градостроительного
планирования   утверждаются  Правительством  Российской  Федерации  по
согласованию  с  заинтересованными  органами   исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.
     6. Федеральные   органы   исполнительной    власти    и    органы
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  определяют
порядок государственной поддержки  реализации  консолидированных  схем
градостроительного планирования.

             Статья 33. Территориальные комплексные схемы
         градостроительного планирования развития территорий
          субъектов Российской Федерации и частей территорий
                    субъектов Российской Федерации

     1. В   территориальных   комплексных   схемах  градостроительного
планирования развития  территорий  субъектов  Российской  Федерации  и
частей   территорий  субъектов  Российской  Федерации  определяются  в
соответствии с  градостроительной  документацией  федерального  уровня
цели   государственной   политики   в  области  градостроительства  на
территориях    субъектов    Российской     Федерации     исходя     из
социально-экономических  и  природно-климатических  условий  субъектов
Российской Федерации.
     2. В   территориальных   комплексных   схемах  градостроительного
планирования развития  территорий  субъектов  Российской  Федерации  и
частей   территорий   субъектов   Российской   Федерации  определяются
зонирование территорий субъектов Российской Федерации  или  частей  их
территорий, основные направления совершенствования системы расселения,
развития городских и  сельских  поселений,  производства,  инженерной,
транспортной  и  социальной инфраструктур регионального и межселенного
значения,  защиты территорий субъектов Российской Федерации или частей
территорий  субъектов Российской Федерации от воздействия чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,  улучшения экологической
обстановки   градостроительными   средствами,   сохранения  территорий
объектов  историко-культурного  и  природного  наследия.  В  указанных
территориальных   комплексных   схемах   содержатся   предложения   об
установлении границ поселений и пригородных зон городов,  а  также  об
обеспечении   ресурсами   в  целях  комплексного  развития  территории
субъекта Российской Федерации или части территории субъекта Российской
Федерации.
     3. Территориальные    комплексные    схемы     градостроительного
планирования  развития  территорий  субъектов  Российской  Федерации и
частей территорий субъектов  Российской  Федерации  разрабатываются  и
утверждаются  органами  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  по  согласованию  с  заинтересованными  органами   местного
самоуправления.
     4. Федеральные   органы   исполнительной    власти    и    органы
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  определяют
порядок участия государства в реализации  территориальных  комплексных
схем  градостроительного  планирования  развития  территорий субъектов
Российской  Федерации  и  частей   территорий   субъектов   Российской
Федерации.

          Глава VII. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
          ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, ДРУГИХ
                      МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

             Статья 34. Территориальные комплексные схемы
         градостроительного планирования развития территорий
      районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)

     1. В  территориальных   комплексных   схемах   градостроительного
планирования  развития  территорий районов (уездов),  сельских округов
(волостей, сельсоветов), разрабатываемых в соответствии с утвержденной
в  установленном  порядке градостроительной документацией федерального
уровня и уровня субъекта Российской Федерации, определяются:
     основные направления   реализации   государственной   политики  в
области      градостроительства      с       учетом       особенностей
социально-экономического  развития  и  природно-климатических  условий
районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);
     зоны различного   функционального  назначения  и  ограничения  на
использование территорий указанных зон;
     меры по   защите   территорий   районов  и  сельских  округов  от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     направления развития   инженерной,   транспортной   и  социальной
инфраструктур межселенного значения;
     территории резерва для развития поселений;
     территории для    индивидуального    жилищного     строительства,
строительства дач, садоводства, огородничества;
     территории для организации мест отдыха населения;
     иные меры  по  развитию  территорий  районов  (уездов),  сельских
округов (волостей, сельсоветов).
     В территориальных     комплексных    схемах    градостроительного
планирования развития территорий районов  (уездов),  сельских  округов
(волостей,  сельсоветов) содержатся предложения об установлении границ
поселений и пригородных зон городов,  а также об обеспечении ресурсами
в  целях комплексного развития территорий указанных районов,  сельских
округов.
     2. Территориальные     комплексные    схемы    градостроительного
планирования развития территорий районов  (уездов),  сельских  округов
(волостей,   сельсоветов)   разрабатываются  и  утверждаются  органами
местного самоуправления соответствующих районов и сельских округов  по
согласованию с органами местного самоуправления поселений, находящихся
в пределах  районов  и  сельских  округов,  в  порядке,  установленном
настоящим Кодексом.
     3. В  задании  на  разработку  территориальных  комплексных  схем
градостроительного  планирования развития территорий районов (уездов),
сельских округов (волостей, сельсоветов) в целях учета государственных
интересов  определяется  перечень  федеральных  органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
по  согласованию  с  которыми разрабатываются и утверждаются указанные
территориальные комплексные схемы.
     4. Порядок  участия  субъектов  Российской Федерации в реализации
территориальных  комплексных  схем   градостроительного   планирования
развития  территорий  районов  (уездов),  сельских  округов (волостей,
сельсоветов) определяется по соглашению  с  соответствующими  органами
местного самоуправления.

                Статья 35. Генеральные планы городских
                         и сельских поселений

     1. Генеральный    план   -   градостроительная   документация   о
градостроительном  планировании  развития   территорий   городских   и
сельских поселений.  Генеральный план разрабатывается в соответствии с
утвержденной в установленном порядке  градостроительной  документацией
федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
     Генеральный план является основным градостроительным  документом,
определяющим  в интересах населения и государства условия формирования
среды жизнедеятельности,  направления и  границы  развития  территорий
городских  и  сельских  поселений,  зонирование  территорий,  развитие
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные
требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо
охраняемых  природных   территорий,   экологическому   и   санитарному
благополучию.
     2. В  генеральном  плане  городского  или   сельского   поселения
определяются:
     основные направления  развития  территории  поселения  с   учетом
особенностей социально-экономического развития, природно-климатических
условий, численности населения городского или сельского поселения;
     зоны различного   функционального  назначения  и  ограничения  на
использование территорий указанных зон;
     меры по  защите  территории городского или сельского поселения от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
     соотношение застроенной и незастроенной территории городского или
сельского поселения;
     территории резерва  для   развития   городского   или   сельского
поселения;
     иные меры  по  развитию  территории  городского   или   сельского
поселения.
     В генеральных планах городских и  сельских  поселений  содержатся
предложения  об установлении границ поселений,  а также об обеспечении
ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.
     3. Генеральный   план   города   и  его  пригородной  зоны  может
разрабатываться как единый документ на  основе  заключения  соглашения
между органами местного самоуправления сопредельных территорий.
     4. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти
тысяч   человек   и   генеральный   план   сельского  поселения  могут
разрабатываться вместе  с  проектом  планировки  территорий  указанных
поселений как единый документ.
     5. При  разработке  генерального  плана  исторического  поселения
учитываются  историко-архитектурный  опорный  план  такого поселения и
проекты зон охраны памятников истории и культуры.
     6. Генеральные    планы    городских    и    сельских   поселений
разрабатываются  и  утверждаются  органами   местного   самоуправления
соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     Генеральный план  города  и  его  пригородной  зоны  утверждается
органами  государственной  власти соответствующего субъекта Российской
Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     Генеральные планы     городов     Москвы    и    Санкт-Петербурга
разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов
Москвы    и    Санкт-Петербурга   в   соответствии   с   требованиями,
установленными настоящим Кодексом.
     7. Генеральный  план  городского  или  сельского поселения до его
утверждения подлежит опубликованию и согласованию с  заинтересованными
федеральными  органами исполнительной власти,  органами исполнительной
власти   субъектов    Российской    Федерации,    органами    местного
самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в
области  экологической  экспертизы,  а   также   с   заинтересованными
организациями и населением (статьи 18 и 28 настоящего Кодекса).
     В задании  на  разработку  генерального  плана   городского   или
сельского   поселения   в   целях   учета   государственных  интересов
определяется перечень  федеральных  органов  исполнительной  власти  и
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  по
согласованию  с  которыми  разрабатывается   и   утверждается   данный
генеральный план.
     8. В период разработки нового генерального плана  городского  или
сельского  поселения  действует  ранее утвержденный генеральный план в
части, не противоречащей правилам застройки.
     9. В  случае  изменения  законодательства  Российской Федерации о
градостроительстве необходимые изменения вносятся в  генеральный  план
городского или сельского поселения.
     10. Порядок участия субъектов Российской Федерации  в  реализации
генерального  плана городского или сельского поселения определяется по
соглашению с соответствующими органами местного самоуправления.

       Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений,
                черты других муниципальных образований

     1. Проекты черты городского и сельского поселений,  черты другого
муниципального  образования  разрабатываются  на  основе   генеральных
планов  городских и сельских поселений или территориальных комплексных
схем  градостроительного  планирования  развития  территорий   районов
(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).
     Проекты черты малых городов и поселков,  черты сельских поселений
могут   разрабатываться   в   составе   генеральных  планов  указанных
поселений.
     2. Проекты черты городского и сельского поселений,  черты другого
муниципального образования,  за  исключением  проектов  черты  городов
федерального     значения,     разрабатываются    органами    местного
самоуправления соответствующего поселения или  другого  муниципального
образования в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     3. Проекты черты городского и сельского поселений,  черты другого
муниципального  образования,  за  исключением  проектов  черты городов
федерального значения,  утверждаются органами  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  по  согласованию с органами местного
самоуправления сопредельных территорий.
     4. Проекты    черты    городов    Москвы    и    Санкт-Петербурга
разрабатываются  органами  государственной  власти  городов  Москвы  и
Санкт-Петербурга  по  согласованию  с  органами государственной власти
субъектов Российской Федерации сопредельных территорий и  утверждаются
Правительством Российской Федерации.
     5. Утверждение проектов черты  городских  и  сельских  поселений,
черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения
населения,  интересы  которого  затрагиваются  при   изменении   черты
указанных поселений и муниципальных образований.

         Статья 37. Зонирование территорий для осуществления
                    градостроительной деятельности

     1. При    разработке     градостроительной     документации     о
градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их
застройке разрабатываются схемы зонирования  территорий,  определяющие
вид  использования  территорий  и  устанавливающие  ограничения  на их
использование, для осуществления градостроительной деятельности.
     2. Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной
среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных
ситуаций   природного   и   техногенного   характера;   предотвращение
чрезмерной  концентрации   населения   и   производства,   загрязнения
окружающей  природной  среды;  охрану и использование особо охраняемых
природных территорий,  в том числе  природных  ландшафтов,  территорий
историко-культурных  объектов,  а  также сельскохозяйственных земель и
лесных угодий.
     3. Ограничения  на  использование  территорий  для  осуществления
градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:
     зоны охраны  памятников  истории и культуры,  историко-культурных
комплексов и объектов, заповедных зон;
     зоны особо  охраняемых природных территорий,  в том числе округов
санитарной (горно-санитарной) охраны;
     санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;
     водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
     зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
     зоны залегания полезных ископаемых;
     территории, подверженные    воздействию   чрезвычайных   ситуаций
природного и техногенного характера;
     зоны чрезвычайных   экологических   ситуаций   и   экологического
бедствия;
     зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;
     иные зоны,  установленные  в  соответствии  с   законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     4. С  учетом ограничений на использование территорий определяются
функциональное назначение территорий и интенсивность их использования.
     5. Данные о видах использования территорий установленных зон и об
ограничениях на их использование включаются в правила застройки.

          Глава VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
           ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
                    ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         Статья 38. Территории городских и сельских поселений

     1. Пространственную   и  земельно-ресурсную  основу  городских  и
сельских поселений  составляют  территории  в  пределах  установленных
границ  (черты)  городских  и  сельских  поселений,  а также все,  что
находится над и под поверхностью указанных территорий.
     2. Черта  городского  и  сельского  поселений  устанавливается  и
изменяется в порядке,  предусмотренном настоящим Кодексом и  земельным
законодательством Российской Федерации.
     3. Подземное и воздушное пространства  в  пределах  установленных
границ  (черты)  городских  и  сельских  поселений находятся в ведении
органов местного самоуправления, за исключением:
     частей подземного    и    воздушного   пространств,   которые   в
соответствии с условиями зонирования территорий  или  разрешениями  на
строительство являются объектами, принадлежащими иным лицам;
     части подземного пространства,  предоставленной  в  установленном
порядке  в  пользование  иным  лицам для геологического изучения недр,
добычи  полезных  ископаемых   и   иных   целей   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации о недрах;
     части воздушного пространства, используемой для полетов воздушных
судов   и   иной   деятельности  в  области  использования  воздушного
пространства в соответствии с воздушным  законодательством  Российской
Федерации.

                     Статья 39. Правила застройки

     1. Правила  застройки  являются нормативным правовым актом органа
местного   самоуправления,   устанавливающим   порядок   осуществления
градостроительной    деятельности   на   соответствующих   территориях
городских и сельских поселений,  в том числе на  территориях  закрытых
административно-территориальных образований.
     Правила застройки в городах Москве и Санкт-Петербурге принимаются
в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
     2. Правила застройки разрабатываются на основе генерального плана
городского  или  сельского  поселения либо территориальных комплексных
схем  градостроительного  планирования  развития  территорий   районов
(уездов),  сельских округов (волостей,  сельсоветов) и включают в себя
схему зонирования - графический материал (границы территориальных  зон
различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон)
и  текстовые  материалы  (градостроительные  регламенты   для   каждой
территориальной зоны).
     3. Границы территориальных  зон  определяются  с  учетом  красных
линий,   естественных  границ  природных  объектов,  границ  земельных
участков и иных границ.
     4. Правовой режим,  установленный для каждой территориальной зоны
градостроительным регламентом,  применяется  в  равной  мере  ко  всем
расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости.
     В территориальных зонах,  в  границах  которых  градостроительная
деятельность  подлежит  особому  регулированию,  могут устанавливаться
дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.
     5. Сведения  градостроительных  регламентов  подлежат  внесению в
государственный градостроительный кадастр.
     6. Порядок разработки правил застройки, их рассмотрения, внесения
в них изменений,  информирования населения о разработке данных правил,
их   обсуждения,   учета  предложений  граждан  и  их  объединений  об
использовании и о застройке территорий городских и сельских поселений,
других  муниципальных образований,  а также утверждения,  публикации и
введения их в действие определяется органами местного самоуправления.
     7. Разрешения на строительство объектов недвижимости,  выданные в
установленном  порядке  до  введения  в  действие  правил   застройки,
действуют   в   течение   срока   действия  указанных  разрешений,  за
исключением случаев,  если не обеспечиваются  требования  безопасности
населения.
     8. Правила застройки могут быть обжалованы в суд проживающими  на
соответствующих территориях гражданами, а также собственниками и иными
владельцами объектов недвижимости,  права и законные интересы  которых
оказались нарушены.
     9. Органы местного самоуправления вправе  создавать  комиссии  по
решению  спорных  вопросов  регулирования  использования  и  изменения
объектов  недвижимости   с   участием   представителей   граждан,   их
объединений и юридических лиц.

                 Статья 40. Виды территориальных зон

     1. На   территориях   городских   и   сельских   поселений  могут
устанавливаться территориальные зоны следующих видов:
     жилые зоны;
     общественно-деловые зоны;
     производственные зоны;
     зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
     рекреационные зоны;
     зоны сельскохозяйственного использования;
     зоны специального назначения;
     зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.
     2. Органы  местного самоуправления городских и сельских поселений
в  соответствии  с  местными  условиями   могут   устанавливать   иные
территориальные зоны,  а также включать в них земельные участки и иные
объекты недвижимости.
     3. В территориальных зонах могут выделяться подзоны,  особенности
использования  территорий   которых   определяются   градостроительным
регламентом  с  учетом ограничений на их использование,  установленных
земельным законодательством  Российской  Федерации,  законодательством
Российской   Федерации   об   охране   окружающей   природной   среды,
законодательством Российской Федерации об охране памятников истории  и
культуры, иным законодательством Российской Федерации.
     4. Территориальные зоны могут включать в себя  территории  общего
пользования,   занятые   площадями,   улицами,   проездами,  дорогами,
набережными,  скверами,  бульварами,  водоемами и  другими  объектами.
Территории  общего  пользования  в  городских  и  сельских  поселениях
предназначены для  удовлетворения  общественных  интересов  населения.
Порядок   использования  территорий  общего  пользования  определяется
органами местного самоуправления.

                        Статья 41. Жилые зоны

     1. Жилые  зоны  предназначены  для   застройки   многоквартирными
многоэтажными жилыми домами,  жилыми домами малой и средней этажности,
индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.  В
жилых  зонах  допускается размещение отдельно стоящих,  встроенных или
пристроенных объектов социального  и  культурно-бытового  обслуживания
населения,   культовых   зданий,  стоянок  автомобильного  транспорта,
промышленных,  коммунальных  и  складских  объектов,  для  которых  не
требуется  установление  санитарно-защитных зон и деятельность которых
не оказывает вредное воздействие на окружающую среду  (шум,  вибрация,
магнитные поля,  радиационное воздействие,  загрязнение почв, воздуха,
воды и иные вредные воздействия).
     2. К жилым зонам также относятся  территории  садоводческих  и
дачных   кооперативов,  расположенные  в  пределах  границ  (черты)
поселений.

                 Статья 42. Общественно-деловые зоны

     1. Общественно-деловые  зоны  предназначены   для   размещения
объектов   здравоохранения,   культуры,   торговли,   общественного
питания,  бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также
образовательных  учреждений  среднего  профессионального  и высшего
профессионального          образования,           административных,
научно-исследовательских   учреждений,   культовых  зданий  и  иных
зданий,  строений и сооружений,  стоянок автомобильного транспорта,
центров деловой, финансовой, общественной активности.
     2. В  перечень объектов недвижимости,  разрешенных к размещению в
общественно-деловых зонах,  могут включаться  жилые  дома,  гостиницы,
подземные или многоэтажные гаражи.

                   Статья 43. Производственные зоны

     1. Производственные    зоны    предназначены    для    размещения
промышленных,  коммунальных и складских  объектов,  обеспечивающих  их
функционирование  объектов инженерной и транспортной инфраструктур,  а
также для установления санитарно-защитных зон таких объектов.
     2. Благоустройство территорий производственных зон осуществляется
за счет собственников производственных объектов.
     3. В   санитарно-защитной   зоне   промышленных,  коммунальных  и
складских объектов не допускается размещение жилых  домов,  дошкольных
образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений
здравоохранения,  учреждений  отдыха,  физкультурно-оздоровительных  и
спортивных   сооружений,   садоводческих,   дачных   и  огороднических
кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции.

       Статья 44. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур

     1. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для
размещения    и    функционирования    сооружений    и    коммуникаций
железнодорожного,  автомобильного,  речного,  морского,  воздушного  и
трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.
     2. Для   предотвращения   вредного   воздействия   сооружений   и
коммуникаций  транспорта,  связи,  инженерного  оборудования  на среду
жизнедеятельности обеспечивается соблюдение необходимых расстояний  от
таких    объектов   до   территорий   жилых,   общественно-деловых   и
рекреационных   зон   и   других   требований   в    соответствии    с
государственными  градостроительными нормативами и правилами,  а также
со специальными нормативами, правилами застройки.
     3. Территории   в   границах  отвода  сооружений  и  коммуникаций
транспорта,  связи,  инженерного оборудования и их  санитарно-защитных
зон  подлежат  благоустройству с учетом технических и эксплуатационных
характеристик  таких  сооружений  и   коммуникаций.   Обязанности   по
благоустройству  указанных  территорий  возлагаются  на  собственников
сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования.
     4. Сооружения   и  коммуникации  транспорта,  связи,  инженерного
оборудования,   эксплуатация   которых   оказывает   прямое    вредное
воздействие   на  безопасность  населения,  размещаются  за  пределами
городских и сельских поселений.

                    Статья 45. Рекреационные зоны

     1. Рекреационные зоны предназначены для организации  мест  отдыха
населения и включают в себя парки,  сады,  городские леса,  лесопарки,
пляжи,  иные объекты.  В рекреационные  зоны  могут  включаться  особо
охраняемые природные территории и природные объекты.
     2. На территориях рекреационных зон не допускаются  строительство
и   расширение  действующих  промышленных,  коммунальных  и  складских
объектов,  непосредственно  не  связанных  с  эксплуатацией   объектов
оздоровительного и рекреационного назначения.

         Статья 46. Зоны сельскохозяйственного использования

     1. В  пределах  границ  (черты)  городских  и  сельских поселений
выделяются зоны сельскохозяйственного использования,  занятые пашнями,
садами,  виноградниками,  огородами,  сенокосами,  пастбищами, а также
сельскохозяйственными зданиями, строениями, сооружениями.
     2. Территории  указанных  зон  могут  быть  использованы  в целях
ведения сельского хозяйства до момента изменения вида их использования
в соответствии с генеральным планом и правилами застройки.

               Статья 47. Зоны специального назначения

     1. Зоны   специального   назначения   выделяются  для  размещения
кладбищ,  крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных
объектов,  использование  которых несовместимо с использованием других
видов территориальных зон городских и сельских поселений.
     2. Порядок  использования  территорий зон специального назначения
устанавливается    правилами    застройки    с    учетом    требований
государственных  градостроительных  нормативов  и правил,  специальных
нормативов.

                   Статья 48. Зоны военных объектов
                   и иные зоны режимных территорий

     1. Зоны  военных  объектов  и  иные  зоны   режимных   территорий
предназначены для размещения объектов,  в отношении территорий которых
устанавливается особый режим.
     2. Порядок  использования  территорий  указанных  зон  в пределах
границ  (черты)  городских  и   сельских   поселений   устанавливается
федеральными  органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов  Российской  Федерации  по  согласованию  с  органами
местного    самоуправления    в    соответствии   с   государственными
градостроительными   нормативами   и   правилами,   со    специальными
нормативами, с правилами застройки.

           Глава IX. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
              ПРИГОРОДНЫХ ЗОН ГОРОДОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
                    ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Статья 49. Территории пригородных зон городов

     1. Территория пригородной зоны  города  включает  в  себя  земли,
примыкающие  к  границе  (черте) города и предназначенные для развития
территории данного города,  территорий городских и сельских поселений,
других муниципальных образований,  входящих в пригородную зону данного
города  (территория  резерва  для  развития   поселения),   размещения
промышленных,  коммунальных и складских объектов, объектов инженерной,
транспортной инфраструктур,  садоводческих и дачных кооперативов, мест
отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения
защитных и санитарно-гигиенических функций.
     2. Установление  границ пригородных зон городов осуществляется на
основе  градостроительной  документации  в  соответствии  с  настоящим
Кодексом и земельным законодательством Российской Федерации.

          Статья 50. Регулирование использования территорий
                       пригородных зон городов

     1. Использование   территории   пригородной   зоны    города    и
градостроительная  деятельность  в  границах  пригородной зоны данного
города осуществляются с учетом интересов  населения  такого  города  и
населения   городских   и  сельских  поселений,  других  муниципальных
образований,  входящих в пригородную  зону  данного  города,  а  также
интересов других субъектов градостроительной деятельности.
     2. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется  в
территориальных  комплексных  схемах  градостроительного  планирования
развития территории субъекта Российской  Федерации,  части  территории
субъекта  Российской Федерации (в том числе пригородной зоны),  района
(уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных
планах  городов,  разрабатываемых  вместе с их пригородными зонами,  с
учетом земле- и лесоустроительной документации.
     3. В   пригородных   зонах   городов   выделяются  зеленые  зоны,
выполняющие  санитарные,   санитарно-гигиенические   и   рекреационные
функции.   В   зеленых   зонах   запрещается   хозяйственная   и  иная
деятельность,  оказывающая вредное воздействие на окружающую природную
среду.
     4. Строительство,    реконструкция    и    расширение    объектов
недвижимости  в  пределах  территорий резерва для развития поселения в
границах пригородной зоны  города  осуществляются  по  согласованию  с
органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органами местного самоуправления.
     5. Выкуп земельных участков,  находящихся в собственности граждан
и юридических лиц и расположенных в пределах  территорий  резерва  для
развития   поселения   в   границах   пригородной   зоны  города,  для
государственных и муниципальных нужд осуществляется в  соответствии  с
земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Глава Х. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ПРАВИЛА

             Статья 51. Государственные градостроительные
                         нормативы и правила

     1. Государственные градостроительные нормативы и правила являются
составной   частью   системы   нормативно-технических   документов   в
строительстве.
     2. Государственные   градостроительные   нормативы   и    правила
обязательны  для соблюдения органами государственной власти,  органами
государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления,
а    также   гражданами   и   юридическими   лицами,   осуществляющими
градостроительную деятельность.
     Порядок разработки,    регистрации,   утверждения,   введения   в
действие,  пересмотра  и  отмены   государственных   градостроительных
нормативов  и правил устанавливается федеральным органом архитектуры и
градостроительства.
     3. Государственные градостроительные нормативы и правила являются
основанием для вынесения решений  органами  государственной  власти  и
органами    местного    самоуправления,   государственными   органами,
осуществляющими     контроль     в     области     градостроительства,
правоохранительными   органами   по   вопросам   прав   собственников,
владельцев,  пользователей и арендаторов в  области  градостроительной
деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых
могут   быть   затронуты   в    случае    нарушения    государственных
градостроительных нормативов и правил.
     4. Для   регулирования    градостроительной    деятельности    на
территориях  городских  и  сельских  поселений,  других  муниципальных
образований   в   дополнение   к   государственным   градостроительным
нормативам и правилам разрабатываются правила застройки.

                Статья 52. Градостроительные нормативы
                    и правила федерального уровня

     1. Градостроительные  нормативы  и  правила  федерального  уровня
(далее - федеральные градостроительные нормативы и правила) включают в
себя разделы о градостроительстве, которые соответственно содержатся в
строительных нормах и правилах, государственных стандартах.
     Федеральные градостроительные нормативы и правила обязательны для
выполнения  всеми  участниками   градостроительной   деятельности   на
территории Российской Федерации.
     2. Градостроительные  нормативы   и   правила   для   территорий,
включающих  в  себя  территории  двух  и  более  субъектов  Российской
Федерации,  являются  федеральными  градостроительными  нормативами  и
правилами и утверждаются в порядке,  установленном пунктом 3 настоящей
статьи.
     3. Федеральные     градостроительные    нормативы    и    правила
разрабатываются  и  утверждаются  федеральным  органом  архитектуры  и
градостроительства  по  согласованию  с заинтересованными федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации, подлежат государственной экологической
экспертизе, регистрации в специальном реестре и опубликованию.
     4. Специальные  нормативы  и  правила,  затрагивающие  интересы в
области градостроительной деятельности  и  относящиеся  к  федеральным
градостроительным  нормативам  и  правилам,  утверждаются и вводятся в
действие соответствующими федеральными органами исполнительной  власти
по     согласованию    с    федеральным    органом    архитектуры    и
градостроительства.

      Статья 53. Градостроительные нормативы и правила субъектов
                         Российской Федерации

     1. Субъекты  Российской  Федерации  в соответствии с федеральными
градостроительными    нормативами    и     правилами     разрабатывают
градостроительные  нормативы  и правила субъектов Российской Федерации
(далее - территориальные  градостроительные  нормативы  и  правила)  с
учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных
и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
     Территориальные градостроительные     нормативы     и    правила,
утвержденные  органами  исполнительной  власти  субъектов   Российской
Федерации,  действуют  на территориях субъектов Российской Федерации и
обязательны  для  выполнения   всеми   участниками   градостроительной
деятельности.
     2. Территориальные  градостроительные  нормативы  и   правила   в
установленном  порядке  утверждаются  органами  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации,  представляются  для  регистрации  в
федеральный   орган   архитектуры   и  градостроительства  и  подлежат
опубликованию.

        Глава ХI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И
          МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Статья 54. Назначение государственного градостроительного
                        кадастра и мониторинга
               объектов градостроительной деятельности

     1. Государственный градостроительный  кадастр  -  государственная
информационная   система   сведений,   необходимых  для  осуществления
градостроительной  деятельности,  в  том   числе   для   осуществления
изменений объектов недвижимости.
     2. Государственный градостроительный кадастр ведется в  отношении
территорий   городских  и  сельских  поселений,  других  муниципальных
образований,  территорий субъектов Российской Федерации  и  территории
Российской Федерации.
     3. Основой государственного градостроительного кадастра  является
государственный  земельный кадастр.  Государственный градостроительный
кадастр включает в себя также сведения других отраслевых  кадастров  и
иных  необходимых  для  осуществления  градостроительной  деятельности
информационных систем.
     4. Государственный  градостроительный  кадастр  ведется по единой
для Российской Федерации системе.
     5. Основой  государственного градостроительного кадастра является
также градостроительная документация о градостроительном  планировании
развития территорий и поселений и об их застройке.
     Государственный градостроительный кадастр включает в себя:
     топографо-геодезические и картографические материалы;
     сведения об     экологическом,     инженерно-геологическом,     о
сейсмическом, гидрологическом состоянии территорий;
     сведения об  объектах  инженерной,  транспортной   и   социальной
инфраструктур и о благоустройстве территорий;
     сведения о градостроительном планировании развития  территорий  и
поселений и об их застройке;
     сведения о   зонировании   территорий   и   о   градостроительных
регламентах территориальных зон.
     6. Градостроительные кадастры муниципальных образований  являются
информационной основой для государственных градостроительных кадастров
субъектов Российской Федерации.
     7. Сведения    государственного    градостроительного    кадастра
используются при разработке и реализации градостроительной и проектной
документации.
     8. Сведения  государственного  градостроительного  кадастра,   за
исключением  сведений,  составляющих  государственную тайну,  являются
общедоступными   и    предоставляются    в    порядке,    определенном
законодательством   Российской   Федерации  в  области  информационных
процессов,  информатизации  и  защиты  информации.  Вред,  причиненный
предоставлением      недостоверных      сведений      государственного
градостроительного кадастра,  возмещается  владельцем  соответствующих
информационных ресурсов.
     9. Мониторинг объектов градостроительной деятельности  -  система
наблюдений  за  состоянием  и  изменением  объектов  градостроительной
деятельности,  которые ведутся по единой методике посредством изучения
состояния среды жизнедеятельности.
     Сведения мониторинга  объектов   градостроительной   деятельности
подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.

             Статья 55. Порядок ведения государственного
          градостроительного кадастра и мониторинга объектов
                    градостроительной деятельности

     1. Ведение   государственного   градостроительного   кадастра   и
мониторинга  объектов  градостроительной  деятельности  осуществляется
федеральным  органом  архитектуры   и   градостроительства,   органами
архитектуры  и  градостроительства  субъектов  Российской Федерации за
счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации,   а   также  средств,  поступающих  за  оказание  услуг  по
предоставлению сведений государственного  градостроительного  кадастра
гражданам и юридическим лицам.
     Органы местного     самоуправления      осуществляют      ведение
государственного  градостроительного  кадастра  и мониторинга объектов
градостроительной деятельности в отношении  территории  муниципального
образования   в   случае  наделения  органов  местного  самоуправления
соответствующими  полномочиями   и   передачи   им   необходимых   для
осуществления  указанных полномочий финансовых и материальных средств.
Средства местного бюджета,  а также средства,  поступающие за оказание
услуг  по  предоставлению сведений государственного градостроительного
кадастра гражданам  и  юридическим  лицам,  могут  использоваться  для
ведения  государственного  градостроительного  кадастра  и мониторинга
объектов  градостроительной  деятельности   в   отношении   территории
муниципального образования по решению органов местного самоуправления.
     2. Порядок ведения государственного градостроительного кадастра и
мониторинга   объектов   градостроительной  деятельности  определяется
Правительством Российской Федерации.

       Глава ХII. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ
                         И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

       Статья 56. Градостроительные требования к использованию
         земельных участков в городских и сельских поселениях

     1. При  предоставлении   земельных   участков   градостроительные
требования   к   их   использованию   определяются   градостроительной
документацией о  градостроительном  планировании  развития  территории
городских  и  сельских поселений и об их застройке,  а также правилами
застройки.
     При предоставлении    земельных    участков    органы    местного
самоуправления подготавливают следующую информацию о градостроительных
требованиях к использованию земельных участков:
     местоположение земельных участков;
     проекты границ  земельных  участков  в  соответствии  с проектами
планировки, проектами застройки и проектами межевания территорий;
     разрешенное использование земельных участков;
     обеспечение земельных участков объектами инженерной, транспортной
и социальной инфраструктур.
     Органы местного   самоуправления    могут    устанавливать    при
предоставлении  земельных  участков  указанные  в  пункте  4 настоящей
статьи дополнительные требования к их использованию.
     2. При строительстве объектов недвижимости в городских и сельских
поселениях  в  соответствии  с   градостроительной   документацией   о
застройке    и    градостроительными    регламентами   предварительное
согласование размещения объектов недвижимости не проводится.
     3. Предоставление  земельных  участков  в  городских  и  сельских
поселениях осуществляется в соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации.
     В случае предоставления земельных участков на праве собственности
или  праве  долгосрочной  аренды органы местного самоуправления вправе
объявлять   конкурсы   или   аукционы,   за    исключением    случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     4. При проведении конкурсов по продаже  гражданам  и  юридическим
лицам    земельных    участков   для   застройки   органами   местного
самоуправления  к  их  участникам  могут   устанавливаться   следующие
дополнительные требования:
     возмещение убытков и иных затрат на снос  объектов  недвижимости,
переселение  жителей,  перенос  сооружений  и коммуникаций транспорта,
связи и инженерного оборудования;
     строительство объектов   инженерной,  транспортной  и  социальной
инфраструктур;
     соблюдение сроков строительства объектов недвижимости;
     благоустройство территорий общего пользования.
     Указанные требования   сохраняются  в  случае  перехода  прав  на
земельный участок другому лицу.
     5. Застройщик,    получивший    земельный    участок   на   праве
собственности или долгосрочной аренды,  имеет  право  разрабатывать  и
реализовывать  проект  его  застройки  или  проект  межевания  данного
земельного  участка  с  последующей  передачей   подготовленного   для
застройки или застроенного земельного участка другим лицам.
     6. Обязательному включению в документ,  удостоверяющий  право  на
земельный   участок   в  городских  и  сельских  поселениях,  подлежит
следующая информация:
     код территориальной зоны, установленный правилами застройки;
     функциональное назначение  территориальной   зоны,   в   пределах
которой находится земельный участок;
     местоположение земельного участка или его части  в  границах  зон
охраны  памятников  истории  и  культуры,  особо  охраняемых природных
территорий,  водоохранных  зон,  а  также   в   границах   территорий,
подверженных    воздействию   чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного   характера,   и   иных   территорий,   ограничения    на
использование  которых  устанавливаются  законодательством  Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
     наличие в   границах   земельного  участка  объектов  инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур,  находящихся в  муниципальной
или   государственной  собственности,  с  указанием  их  параметров  и
ограничений на использование указанных объектов;
     наличие в   границах   земельного   участка  зданий,  строений  и
сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или
арендатору  данного  земельного  участка,  с  указанием ограничений на
использование данного земельного участка в связи  с  расположением  на
нем указанных объектов.
     7. При делении земельных  участков  или  изменении  их  границ  и
параметров соблюдаются красные линии,  линии регулирования застройки и
требования  градостроительных  регламентов  к   минимальным   размерам
земельных участков.
     В случае деления объектов  недвижимости  должны  быть  обеспечены
условия  для  функционирования  их частей как самостоятельных объектов
недвижимости.

        Статья 57. Градостроительная документация о застройке
              территорий городских и сельских поселений

     Градостроительная документация о застройке территорий городских и
сельских  поселений   (пункт   4   статьи   28   настоящего   Кодекса)
разрабатывается    на    основе   градостроительной   документации   о
градостроительном  планировании  развития   территорий   городских   и
сельских  поселений  и  правил  застройки  по  заказу застройщиков или
органов местного самоуправления за счет их средств.

                    Статья 58. Проекты планировки

     1. Проекты   планировки   -    градостроительная    документация,
разработанная  для  частей территорий городских и сельских поселений и
определяющая в соответствии  с  установленными  в  генеральных  планах
городских и сельских поселений элементами планировочной структуры:
     красные линии и линии регулирования застройки;
     границы земельных  участков  (при  разработке  проектов межевания
территорий в составе проектов планировки);
     размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания
населения;
     плотность и параметры застройки;
     параметры улиц,  проездов,  пешеходных зон,  а также сооружений и
коммуникаций    транспорта,    связи,   инженерного   оборудования   и
благоустройства территории.
     Проект планировки   может  включать  в  себя  эскиз  застройки  и
благоустройства территории.
     2. Проект   планировки   подлежит   опубликованию,  обсуждению  с
населением и утверждается органами местного  самоуправления  с  учетом
результатов такого обсуждения.
     3. Проект планировки является  основой  для  разработки  проектов
межевания  территорий,  проектов  застройки кварталов,  микрорайонов и
других  элементов  планировочной  структуры   городских   и   сельских
поселений.

               Статья 59. Проекты межевания территорий

     1. Проекты  межевания  территорий разрабатываются для застроенных
территорий и подлежащих застройке территорий в границах  установленных
красных линий.
     2. Проекты межевания территорий могут разрабатываться  в  составе
проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений и
проектов  застройки  кварталов,  микрорайонов   и   других   элементов
планировочной структуры городских и сельских поселений.
     3. Межевание территорий общего пользования в границах застроенных
территорий городских и сельских поселений не проводится.
     4. Размеры земельных участков в границах  застроенных  территорий
городских  и  сельских поселений устанавливаются с учетом фактического
землепользования  и  градостроительных  нормативов,  действовавших  на
период застройки указанных территорий.
     Если в  процессе  межевания  территорий  выявляются   территории,
размеры  которых  превышают установленные градостроительные нормативы,
такие территории выделяются для  строительства  объектов  недвижимости
при    условии   соответствия   образовавшегося   земельного   участка
градостроительному регламенту.
     5. Нормы  предоставления  земельных  участков  вновь  осваиваемых
территорий устанавливаются органами государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  а  также  органами  местного  самоуправления в
соответствии с правилами застройки.
     6. В   случае  изменения  ранее  установленных  границ  земельных
участков   изъятие   или   выкуп   таких   земельных   участков    для
государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с
земельным  законодательством  Российской   Федерации   и   гражданским
законодательством Российской Федерации.
     7. Проекты межевания территорий  утверждаются  органами  местного
самоуправления и являются основанием для установления границ земельных
участков на местности.
     8. Порядок разработки и утверждения проектов межевания территорий
устанавливается органами местного самоуправления.

                     Статья 60. Проекты застройки

     1. Проекты застройки разрабатываются  для  территорий  кварталов,
микрорайонов  и  других  элементов планировочной структуры городских и
сельских поселений в границах установленных красных линий или границах
земельных   участков.   Проект   застройки  земельного  участка  может
разрабатываться по инициативе застройщика.
     2. В    проектах   застройки   земельных   участков,   кварталов,
микрорайонов и других элементов планировочной  структуры  городских  и
сельских поселений определяются:
     линии регулирования застройки;
     расположение зданий,  строений  и  сооружений,  этажность,  тип и
другие их характеристики;
     архитектурное решение застройки;
     системы инженерного  оборудования,  связи  и  благоустройства,  а
также   условия   присоединения   указанных  систем  к  сооружениям  и
коммуникациям    систем    инженерного    оборудования,    связи     и
благоустройства,   находящихся   за   пределами   земельных  участков,
кварталов,  микрорайонов и других  элементов  планировочной  структуры
городских и сельских поселений;
     организация движения транспортных средств и пешеходов;
     территории общего пользования.
     3. Органы местного самоуправления вправе  вводить  дополнительные
требования к проектам застройки в соответствии с местными условиями, в
том числе требования к проектированию и строительству в  зонах  охраны
памятников  истории  и  культуры,  озеленению  территорий,  размещению
архитектурных  объектов  малых  форм,  рекламы,   вывесок   и   другой
визуальной информации и иные требования.
     4. Проекты застройки,  разработанные по заказу  органов  местного
самоуправления,    утверждаются   указанными   органами   в   порядке,
установленном законодательством Российской Федерации,  с учетом мнения
населения.
     Проекты застройки,  заказчиками  которых  являются  физические  и
юридические    лица,    согласовываются   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации, и утверждаются заказчиками.

                  Статья 61. Проектная документация

     1. Строительство,  реконструкция,  капитальный   ремонт   зданий,
строений  и  сооружений,  их частей осуществляются на основе проектной
документации  графических   и   текстовых   материалов,   определяющих
объемно-планировочные,   конструктивные   и  технические  решения  для
строительства,  реконструкции   и   капитального   ремонта   указанных
объектов, а также благоустройства их земельных участков.
     2. Проектная  документация  разрабатывается  в   соответствии   с
градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами,
согласовывается   с   соответствующими    органами    архитектуры    и
градостроительства,  органами  государственного  контроля  и надзора в
соответствии  с  федеральным  законодательством  и   законодательством
субъектов Российской Федерации.
     3. Разработка,  финансирование, утверждение и определение порядка
использования   проектной   документации,  внесение  в  нее  изменений
осуществляются в установленном порядке по инициативе  заказчика  и  за
его счет.
     4. Проектная документация,  заказчиком  которой  являются  органы
местного  самоуправления,  утверждается этими органами в установленном
порядке.
     Проектная документация,  заказчиком которой являются физические и
юридические лица, утверждается заказчиком в установленном порядке.
     5. Утвержденная  в  установленном  порядке проектная документация
является основанием для выдачи разрешения на строительство.

                Статья 62. Разрешение на строительство

     1. Разрешение на строительство - документ,  удостоверяющий  право
собственника,   владельца,   арендатора   или   пользователя   объекта
недвижимости осуществить застройку земельного участка,  строительство,
реконструкцию   здания,   строения   и   сооружения,   благоустройство
территории.
     2. Разрешение   на   строительство   выдается  в  соответствии  с
настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных  физических
и  юридических лиц,  документов,  удостоверяющих их права на земельные
участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
     Разрешения на  строительство  объектов  недвижимости федерального
значения  и  значения  субъектов  Российской  Федерации   выдаются   с
соблюдением  условий,  предусмотренных  статьями  21  и  22 настоящего
Кодекса.
     Соответствующие органы     архитектуры    и    градостроительства
осуществляют  подготовку   документов   для   выдачи   разрешений   на
строительство.
     3. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство,  порядок
и  сроки  рассмотрения  данного  заявления,  перечень представляемых к
рассмотрению материалов,  форма разрешения на  строительство,  порядок
введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также
порядок  обжалования  отказа  в  выдаче  разрешения  на  строительство
устанавливаются  настоящим  Кодексом,  законами  и  иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     4. Разрешение   на   строительство   и   утвержденная   проектная
документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
     5. Информация    о    наличии    разрешения    на   строительство
предоставляется   заказчиком   гражданам   и   юридическим   лицам   в
соответствии  с  требованиями,  установленными  органами архитектуры и
градостроительства,  к визуальной информации  данного  вида.  Заказчик
обязан   предоставить  информацию  о  сроках  начала  строительства  в
соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
     6. Орган   местного   самоуправления   может  отказать  в  выдаче
разрешения на строительство в случаях:
     несоответствия проектной  документации разрешенному использованию
земельного участка;
     несоответствия проектной   документации   строительным  нормам  и
правилам.
     7. Решение  органа местного самоуправления о выдаче или об отказе
в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.
     8. Разрешение  на строительство выдается на срок не более чем три
года.
     Разрешение на  строительство  может  быть  продлено  на основании
заявления заказчика.  Порядок и срок продления действия разрешения  на
строительство устанавливаются органами местного самоуправления.
     9. Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы
по  строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают
конструктивные  и  другие  характеристики  надежности  и  безопасности
зданий,  строений и сооружений,  а также в случае возведения временных
зданий,  строений  и  сооружений   на   площадках,   необходимых   для
организации строительных работ.
     10. Субъекты    Российской    Федерации    могут    устанавливать
дополнительный  перечень  объектов  недвижимости,  для строительства и
реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.
     11. При  переходе  прав  собственности  на  объекты  недвижимости
действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение
на строительство подлежит повторной регистрации.
     12. Контроль  за  осуществлением   работ   по   строительству   и
реконструкции  объектов  недвижимости  в соответствии с разрешением на
строительство,   а   также   градостроительными    регламентами,    со
строительными  нормами  и  правилами  возлагается  на  соответствующие
органы архитектуры  и  градостроительства  и  органы  государственного
архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

                  Статья 63. Специальные разрешения

     Разрешения на  строительство объектов недвижимости,  составляющих
государственную тайну,  выдаются на основании лицензий  на  проведение
работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    о
государственной тайне.

          Статья 64. Сервитуты в области градостроительства

     1. В  отношении  объектов недвижимости в градостроительстве могут
устанавливаться публичные и частные сервитуты.
     2. Публичный   сервитут  устанавливается  нормативными  правовыми
актами органов местного самоуправления на основании  градостроительной
документации  и  правил  застройки  в  случаях,  если это определяется
государственными или общественными интересами.
     3. Частные   сервитуты   в   области   градостроительства   могут
устанавливаться в целях  ограниченного  пользования  чужим  (соседним)
земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:
     строительства, реконструкции,  ремонта  и  эксплуатации   зданий,
строений и сооружений;
     строительства, реконструкции,  ремонта  и  эксплуатации  объектов
инженерной и транспортной инфраструктур;
     проведения работ по инженерной подготовке  территорий,  работ  по
защите  территорий  от затопления и подтопления,  устройству подпорных
стен;
     прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
     применения проникающих на чужой (соседний) земельный  участок  на
определенной  высоте  устройств  при  возведении  зданий,  строений  и
сооружений;
     эксплуатации и   ремонта   общих   стен   в  домах  блокированной
застройки;
     других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут
быть обеспечены без установления сервитута.
     4. Порядок   установления   и   прекращения   частных  сервитутов
определяется  в  соответствии  с   Гражданским   кодексом   Российской
Федерации.

       Глава XIII. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

                Статья 65. Контроль за осуществлением
                    градостроительной деятельности

     1. Контроль   за  осуществлением  градостроительной  деятельности
направлен на обеспечение реализации государственной политики в области
градостроительства  в  соответствии с градостроительной документацией,
государственными градостроительными нормативами и правилами, правилами
застройки.
     2. Контроль  за  осуществлением  градостроительной   деятельности
проводится     Правительством     Российской    Федерации,    органами
исполнительной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   органами
местного   самоуправления,  соответствующими  органами  архитектуры  и
градостроительства  субъектов  Российской  Федерации  в  пределах   их
компетенции.
     3. Должностные лица органов архитектуры  и  градостроительства  в
пределах их компетенции имеют право:
     проводить контроль за  строительством,  реконструкцией,  ремонтом
объектов  недвижимости  в  целях  получения  информации  о  выполнении
субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной
и проектной документации, государственных градостроительных нормативов
и правил, разрешений на строительство;
     привлекать в  установленном  порядке  лиц,  виновных  в нарушении
законодательства  Российской   Федерации   о   градостроительстве,   к
административной ответственности;
     направлять материалы для привлечения лиц,  виновных  в  нарушении
законодательства   Российской   Федерации   о   градостроительстве,  к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
     предъявлять иски   в   суд   о   возмещении   причиненного  среде
жизнедеятельности вреда в случае,  если градостроительная деятельность
осуществляется  с  нарушением  законодательства Российской Федерации о
градостроительстве;
     принимать решения     о     приостановлении    или    прекращении
градостроительной   деятельности,    осуществляемой    с    нарушением
законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
     Действия и решения указанных должностных лиц, проводящих контроль
за   осуществлением   градостроительной   деятельности,   могут   быть
обжалованы в суд в установленном порядке.
     4. Федеральный    орган    архитектуры    и   градостроительства,
территориальные  органы  архитектуры  и  градостроительства,   местные
органы   архитектуры  и  градостроительства  проводят  государственный
контроль за соблюдением требований  градостроительной  документации  о
градостроительном планировании развития городских и сельских поселений
и  об  их  застройке,  а   также   государственных   градостроительных
нормативов  и  правил  при использовании и охране земель в городских и
сельских поселениях.
     5. Законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами  субъектов
Российской Федерации,  нормативными правовыми актами органов  местного
самоуправления соответствующие органы архитектуры и градостроительства
могут наделяться дополнительными полномочиями на  проведение  контроля
за осуществлением градостроительной деятельности.

       Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства
              Российской Федерации о градостроительстве

     1. За   нарушение   законодательства   Российской   Федерации   о
градостроительстве  устанавливается дисциплинарная,  административная,
уголовная и иная ответственность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     2. Административная ответственность устанавливается за  следующие
нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве:
     нарушение установленного   порядка   разработки   и   утверждения
градостроительной документации -
     влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере  от
тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
     разработка градостроительной  документации  без   соответствующих
лицензий -
     влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере  от
тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение прав граждан на участие в обсуждении  градостроительной
документации -
     влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере  от
двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     предоставление земельных   участков   с   нарушением   требований
градостроительной  документации  о  застройке  территорий  городских и
сельских поселений и правил застройки -
     влечет за  собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     строительство объектов    недвижимости    без    разрешений    на
строительство (самовольная постройка) -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  тридцати  минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц - от
ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
     уклонение от    исполнения    или    несвоевременное   исполнение
предписаний органов архитектуры и градостроительства -
     влечет за  собой  наложение штрафа на граждан в размере от десяти
до двадцати минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц  -  от
пятидесяти  до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     предоставление недостоверной   информации   о   состоянии   среды
жизнедеятельности или непредоставление такой информации -
     влечет за  собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от
двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение установленного    градостроительной   документацией   и
градостроительными   регламентами   правового   режима   использования
территориальных зон -
     влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере  от
пятидесяти  до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение красных линий -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц  -
от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение разрешенного использования земельных  участков  и  иных
объектов недвижимости -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение порядка    выполнения    инженерных    изысканий    для
осуществления градостроительной деятельности -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение установленного   порядка   разработки   и   утверждения
проектной документации -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     нарушение установленных   параметров   объектов   инженерной    и
транспортной инфраструктур -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     размещение временных  объектов,  предназначенных   для   торговли
непродовольственными  и продовольственными товарами,  открытых стоянок
автомобильного  транспорта  на  территориях  общего  пользования   без
соответствующих разрешений -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных  лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и
иной визуальной информации или их уничтожение -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
     уклонение от  исполнения  требований  к  обеспечению  условий для
доступа инвалидов к объектам  инженерной,  транспортной  и  социальной
инфраструктур -
     влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере  от
пятидесяти  до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц
- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях
общего пользования -
     влечет за  собой  наложение штрафа на граждан в размере от десяти
до двадцати минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц  -  от
двадцати  до  тридцати минимальных размеров оплаты труда и должностных
лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
     недопущение должностных     лиц     органов     архитектуры     и
градостроительства  на  объекты  недвижимости,  находящиеся  в  стадии
строительства,  реконструкции или ремонта,  для осуществления контроля
за    соблюдением    законодательства    Российской    Федерации     о
градостроительстве -
     влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере  от  десяти
до  двадцати  минимальных размеров оплаты труда,  юридических лиц - от
двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда  и  должностных
лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
     3. Порядок  наложения  штрафов  за   нарушение   законодательства
Российской     Федерации    о    градостроительстве    устанавливается
законодательством об административных правонарушениях.
     4. Штрафы  за  нарушение  законодательства Российской Федерации о
градостроительстве налагаются должностными лицами органов  архитектуры
и   градостроительства  или  комиссиями,  созданными  соответствующими
органами архитектуры и градостроительства,  в пределах их компетенции,
а  также  комиссиями,  уполномоченными  органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления.
     Разграничение компетенции      органов     (должностных     лиц),
уполномоченных рассматривать дела об административных  правонарушениях
в   области   градостроительства,   осуществляется  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     5. Штрафы,  поступившие от граждан, должностных лиц и юридических
лиц   за   нарушение   законодательства   Российской    Федерации    о
градостроительстве,  зачисляются в соответствующие бюджеты,  а также в
соответствии с решениями  органов  государственной  власти  Российской
Федерации,   органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации,  органов  местного  самоуправления  могут  направляться   в
специальные    фонды    соответствующих    органов    архитектуры    и
градостроительства,  средства которых используются  на  финансирование
градостроительной деятельности и развитие материально-технической базы
указанных органов архитектуры и градостроительства.
     6. Уголовная   ответственность   за   нарушение  законодательства
Российской Федерации о  градостроительстве  устанавливается  Уголовным
кодексом Российской Федерации.

           Статья 67. Возмещение вреда, причиненного среде
        жизнедеятельности при осуществлении градостроительной
              деятельности с нарушением законодательства
              Российской Федерации о градостроительстве

     1. Граждане   и   юридические   лица,   причинившие   вред  среде
жизнедеятельности при осуществлении градостроительной  деятельности  с
нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве,
обязаны возместить причиненный ими вред в полном объеме.
     2. Порядок   возмещения   вреда    определяется    гражданским
законодательством Российской Федерации.

    Глава XIV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                 Статья 68. Источники финансирования
                    градостроительной деятельности

     Финансирование градостроительной деятельности  осуществляется  за
счет:
     средств местных бюджетов,  в том числе  средств,  поступающих  от
платы  за  землю  на  социальное  и инженерное обустройство территорий
городских и сельских поселений;
     средств заказчиков, инвесторов;
     централизованных средств     государственных     учреждений     и
государственных унитарных предприятий;
     средств федерального  бюджета,  предназначенных  для   реализации
федеральных   целевых   программ,   программ  социально-экономического
развития; средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     средств целевых    и    внебюджетных    фондов    на   разработку
градостроительной документации, на проведение научно-исследовательских
работ в области градостроительства,  в том числе за счет отчислений от
стоимости  вводимых  объектов  недвижимости  независимо  от  их   форм
собственности  и  источников финансирования в размерах,  установленных
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     средств, поступающих от граждан и юридических лиц в счет долевого
участия   на   развитие   инженерной,   транспортной   и    социальной
инфраструктур;
     средств, поступающих   от    приватизации    государственных    и
муниципальных предприятий;
     средств, поступающих  от  разрешенной  в  установленном   порядке
деятельности  и  оказываемых  соответствующими  органами архитектуры и
градостроительства услуг;
     иных источников.

       Статья 69. Использование средств федерального бюджета на
             осуществление градостроительной деятельности

     Средства федерального бюджета на осуществление  градостроительной
деятельности используются для финансирования:
     разработки градостроительной документации федерального уровня;
     разработки проектов   федеральных   законов  и  иных  нормативных
правовых актов, федеральных градостроительных нормативов и правил;
     проведения научно-исследовательских     работ     по    важнейшим
направлениям градостроительства;
     разработки и  реализации  федеральных  целевых  программ развития
депрессивных  районов,  зон  чрезвычайных  экологических  ситуаций   и
экологического    бедствия,    исторических   поселений,   инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур  федерального  значения,  иных
федеральных   целевых   программ,  а  также  ведения  государственного
градостроительного кадастра.

       Статья 70. Компенсация в административном порядке вреда,
            причиненного гражданам в результате нарушения
      законодательства Российской Федерации о градостроительстве
                  и повлекшего за собой существенное
                  изменение среды жизнедеятельности

     1. В  случае  причинения  вреда  гражданам в результате нарушения
законодательства Российской Федерации о градостроительстве, повлекшего
за   собой  существенное  ухудшение  среды  жизнедеятельности,  органы
государственной власти Российской  Федерации,  органы  государственной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
могут принять решения о компенсации причиненного вреда, в том числе об
установлении специальных льгот и пособий.
     2. Специальные льготы и пособия устанавливаются для  определенных
категорий   пострадавших   граждан.  Категории  пострадавших  граждан,
которым устанавливаются специальные  льготы  и  пособия,  определяются
соответствующими  органами  государственной власти и органами местного
самоуправления.
     3. Специальные    льготы    могут   быть   установлены   в   виде
предоставления жилых помещений в первоочередном  или  во  внеочередном
порядке.   Специальные  пособия  могут  выплачиваться  на  переселение
граждан и на минимальное обустройство ими новых мест жительства.
     4. Средства  на  предоставление  специальных  льгот и пособий для
определенных категорий  пострадавших  граждан  выплачиваются  за  счет
средств   соответствующих  бюджетов  и  иных  не  запрещенных  законом
источников.
     5. Компенсация   вреда,   причиненного   гражданам  в  результате
нарушения законодательства Российской Федерации о  градостроительстве,
повлекшего  за  собой  существенное ухудшение среды жизнедеятельности,
посредством установления специальных льгот и  пособий  не  освобождает
лиц,  виновных  в  нарушении  законодательства  Российской Федерации о
градостроительстве, от возмещения причиненного ими вреда.

           Глава XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
                    ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Статья 71. Международное сотрудничество в области
                    градостроительной деятельности

     Участие Российской   Федерации   в   международных    отношениях,
международных  договорах,  международных  объединениях  и  координация
внешнеэкономических связей субъектов Российской  Федерации  в  области
градостроительной   деятельности   осуществляются   в  соответствии  с
Конституцией Российской Федерации.

                 Глава XVI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         Статья 72. О введении в действие настоящего Кодекса

     1. Ввести в действие настоящий Кодекс  со  дня  его  официального
опубликования.
     2. Законы  и   иные   нормативные   правовые   акты   в   области
градостроительства,  действующие  на  территории Российской Федерации,
применяются, если они не противоречат настоящему Кодексу.
     3. Градостроительный  кодекс  Российской  Федерации применяется к
правовым  отношениям   в   области   градостроительной   деятельности,
возникшим после введения его в действие.
     К правовым отношениям в области  градостроительной  деятельности,
возникшим  до введения Градостроительного кодекса Российской Федерации
в действие,  настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям,
которые возникнут после введения его в действие.
     4. Пункт 1 статьи 23 и  пункт  1  статьи  27  настоящего  Кодекса
действуют до вступления в силу норм,  которые устанавливаются законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации,
уставами  муниципальных  образований и принятыми в соответствии с ними
нормативными  правовыми  актами  органов  местного  самоуправления   и
регулируют отношения в области местного самоуправления.

          Статья 73. Приведение нормативных правовых актов в
                  соответствие с настоящим Кодексом

     1. Признать утратившими силу:
     Закон Российской   Федерации  "Об  основах  градостроительства  в
Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов  Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,  1992,  N 32,  ст.
1877);
     Федеральный закон  "О  внесении  дополнений  в  статью  5  Закона
Российской  Федерации  "Об  основах  градостроительства  в  Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства   Российской Федерации,  1995,
N 30, ст. 2868);
     Постановление Верховного  Совета Российской Федерации "О введении
в действие Закона Российской Федерации "Об основах  градостроительства
в   Российской   Федерации"   (Ведомости   Съезда  народных  депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N
32, ст. 1878).
     2. Внести   изменения   в   статью   143   Кодекса    РСФСР    об
административных  правонарушениях  (Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1984, N 27, ст. 909), изложив ее в следующей редакции:

         Статья 143. Строительство объектов недвижимости без
                     разрешения на строительство

     Строительство объектов    недвижимости    без    разрешения    на
строительство (самовольная постройка) -
     влечет наложение   штрафа   в   размере  от  десяти  до  тридцати
минимальных размеров оплаты труда.".
     3. Предложить   Президенту   Российской   Федерации   и  поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные  правовые
акты в соответствие с настоящим Кодексом.

Президент Российской Федерации                                Б.Ельцин
7 мая 1998 г.
N 73-ФЗ

Страницы: 1  2