О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НА ПЕРИОД 1998 - 2000 ГОДОВ. Постановление. Правительство РФ. 18.05.98 453

             О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
                     НА ПЕРИОД 1998 - 2000 ГОДОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            18 мая 1998 г.
                                N 453

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить Концепцию реформирования российской науки  на  период
1998 - 2000 годов (прилагается).
     2. Министерству  науки   и   технологий   Российской   Федерации,
Министерству  экономики  Российской  Федерации,  Министерству общего и
профессионального   образования   Российской   Федерации,   Российской
академии  наук  и  отраслевым академиям наук,  имеющим государственный
статус,  организовать работу по  реализации  Концепции  реформирования
российской науки на период 1998 - 2000 годов.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                        С.Кириенко
18 мая 1998 г.
N 453


                                                              ОДОБРЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 18 мая 1998 года
                                                                 N 453


                              КОНЦЕПЦИЯ

     реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов

        1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного
                          обновления России

     К концу  ХХ  века  человечество  пришло  с  большими  научными  и
технологическими  достижениями,  коренным  образом  изменившими  уклад
жизни.  Именно в этом веке освоены источники энергии,  сопоставимые по
мощности  с  природными  явлениями,  созданы  вычислительные   машины,
позволяющие расширить интеллектуальные возможности людей, осуществлено
искусственное воспроизводство биологических  особей,  созданы  системы
связи  и  транспорта,  сблизившие людей и континенты,  начато освоение
внеземного пространства.
     Мы являемся  свидетелями  и  участниками бурного развития науки и
техники.  Новые технологические  возможности  реально  влияют  на  ход
эволюционного развития Земли. Это накладывает на человечество огромную
ответственность,   связанную   с   опасностью   усиления   негативного
антропогенного  воздействия  на природу.  Однако данное обстоятельство
неспособно остановить или замедлить научно-технический прогресс: наука
стала мощной производительной силой,  а научно-технический потенциал -
решающим  фактором  конкурентоспособности  стран  на  мировом   рынке.
Сложились  качественно новые политические,  социальные и экономические
механизмы,  стимулирующие   инновационное,   поступательное   развитие
общества,  его  гармоничное взаимодействие с природой.  Именно поэтому
эффективное  и  целенаправленное  использование   научных   разработок
является   важнейшим  фактором  устойчивого  развития  человечества  в
третьем  тысячелетии.  Тем  самым  в  повестке  дня  -  разработка   и
реализация курса на превращение отечественной науки в важнейший фактор
обновления  и   развития   России,   укрепления   и   наращивания   ее
интеллектуального,  социально-экономического  потенциала,  обеспечения
национальной безопасности.
     Обладая исключительно  высокой  экономической  результативностью,
современные научные исследования становятся все более дорогими.  И это
объективный  процесс,  так  как  уровень  и сложность решаемых научных
проблем постоянно повышаются.  Высокая стоимость научных  исследований
заставляет   все  индустриальные  страны  самым  внимательным  образом
относиться к выбору научных приоритетов и механизмов их реализации.  С
одной  стороны,  в  области  фундаментальных  наук  быстро расширяется
международная  кооперация,  а  с  другой   -   прикладные   разработки
становятся  все  более  закрытыми  и их результаты рассматриваются как
национальное достояние, имеющее стратегическое значение.
     Наука в   СССР  занимала  весьма  привилегированное  положение  и
достаточно хорошо  финансировалась.  В  целях  обеспечения  военной  и
технологической   безопасности  страны  исследования  велись  по  всем
направлениям  фундаментальных  и  прикладных  наук   и   дали   немало
выдающихся  открытий.  Вместе  с  тем  стремление  сохранить паритет с
другими странами по  всем  направлениям  научно-технического  развития
реализовывалось  путем  образования большого числа научных учреждений,
не всегда имевших нужный кадровый и технический  потенциал  и  в  силу
этого не достигших мирового уровня исследований.
     Недостаточное внимание к использованию лучших научных  достижений
в   гражданских   областях   и   неэффективность  механизма  внедрения
технологий   в   практику   привели   к   тому,   что,   имея   мощный
научно-образовательный потенциал,  СССР в последнее десятилетие своего
существования утратил передовые позиции по ряду  важных  для  развития
страны направлений.
     В России реформирование научной сферы пришлось  на  исключительно
сложный период перехода к рыночной экономике. Наука оказалась одной из
тех областей деятельности,  для которых последствия перехода  к  рынку
носили наиболее деструктивный характер.  Так, ассигнования на науку из
федерального бюджета в течение 1991-1996 годов реально сократились в 6
раз,  а среднемесячная заработная плата - почти в 3 раза.  Численность
занятых в науке уменьшилась за этот период в 2  раза.  В  том,  что  в
нынешних  тяжелых  условиях  российская  наука  еще достаточно активно
функционирует, главную роль играет преданность своему делу большинства
ученых старшего и среднего возраста.
     Значительное уменьшение объемов финансирования создало  ситуацию,
при   которой  реформирование  науки  сочетается  с  решением  проблем
выживания и сохранения активной части  научно-технического  потенциала
страны. В этой сложной ситуации предпринятые государственными органами
управления меры позволили в определенной степени смягчить  последствия
кризиса, сохранить существенную часть накопленного научно-технического
потенциала,  а также остаться на передовых  позициях  по  ряду  важных
направлений развития современной науки и техники.
     Следует признать,    что,    хотя     кризисные     явления     в
научно-технической  сфере  весьма  остры,  налицо  и  первые  успешные
примеры адаптации научных учреждений к новым условиям  хозяйствования.
Российская  наука  стала  более открытой и демократичной,  расширилось
участие российских ученых,  а также научных  организаций  в  различных
международных    программах   и   проектах,   исчезли   идеологические
ограничения и жесткий административный контроль.
     Естественным шагом   явилось   развитие   в   России   механизмов
функционирования научной сферы,  характерных для рыночной экономики. К
ним относятся,  прежде всего, финансирование исследований и разработок
на  конкурсной  основе   через   бюджетные   и   внебюджетные   фонды,
формирование и реализация целевых программ.
     С учетом исторической специфики российской науки были предприняты
меры  по  сохранению  ведущих научных школ и преодолению разобщенности
науки, образования и производства.
     Однако научно-техническая  сфера  до  сих  пор  не  стала базовым
элементом социально-экономического прогресса российского общества, как
это   определено   Федеральным  законом  "О  науке  и  государственной
научно-технической политике" и указами Президента Российской Федерации
от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию",  от 13 июня 1996 г.  N 884 "О доктрине развития
российской  науки",  от  15 апреля 1996 г.  N 558 "О мерах по развитию
фундаментальной науки в  Российской  Федерации  и  статусе  Российской
академии  наук".  Одновременно предстоит реализовать провозглашенную в
этих основополагающих документах поддержку развития науки  в  качестве
приоритетной задачи государства.
     Формирование динамично     развивающегося     научно-технического
потенциала,    отвечающего   современным   требованиям   и   ресурсным
возможностям страны, повышение эффективности его использования в целях
обеспечения     духовного     и     физического     здоровья    нации,
конкурентоспособности  экономики  и   обороны   государства   являются
стратегическими целями реформирования научно-технической сферы.
     Основная задача ближайших лет - создание необходимых условий  для
сохранения  и развития наиболее перспективной части российской науки и
системы   подготовки   научных   кадров,   определение    приоритетных
направлений   в   научно-технической  сфере  и  концентрация  на  этих
направлениях имеющихся  ресурсов,  реформирование  научно-технического
комплекса,    создание   технологической   базы   перехода   на   путь
экономического роста и повышения благосостояния населения.
     На основе    данной    Концепции    должна    быть   сформирована
государственная  программа  реформирования  науки,   содержащая   план
действий на каждый год.

      2. Активизация государственной научно-технической политики

     Разработка новых  приоритетов в развитии науки будет базироваться
на современных общенациональных социально-экономических целях развития
страны  с  учетом  мировых  тенденций,  историко-культурных  и научных
традиций  России.   При   этом   особое   внимание   следует   уделить
согласованности  научной,  образовательной,  промышленной  и оборонной
концепций развития страны.
     Определение стратегических   направлений   фундаментальной  науки
должно проводиться исходя из оценки возможности получения новых знаний
и  наличия  в  стране ученых,  способных решать поставленные проблемы.
Прикладная наука призвана ориентироваться на  практическую  реализацию
новых  знаний  в  целях повышения уровня жизни населения,  обеспечения
конкурентоспособности экономики,  охраны окружающей среды и укрепления
оборонного потенциала страны.
     Формирование государственного   заказа    науке,    определяемого
стратегией  развития  общества,  составляет  главное  звено проводимой
научной политики и системы ее реализации. Основным механизмом при этом
является  конкурсный отбор предложений ученых,  товаропроизводителей и
потребителей продукции.
     Конкурсный отбор производится открыто,  на основе государственной
экспертизы,  определяющей обоснованность предложений и их соответствие
следующим   критериям:   перспективность   исследований,   обеспечение
экономической и  оборонной  безопасности,  развитие  интеллектуального
потенциала    общества,    эффективность    использования    бюджетных
ассигнований,  потребности  рынка   и   др.   В   области   прикладных
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских  работ  основным
должен быть принцип межотраслевого решения задач  в  рамках  проектов,
ориентированных на использование результатов исследований в экономике.
     В рамках государственной программы реформирования  науки  следует
предусмотреть    выделение    целевых    бюджетных   ассигнований   на
реструктуризацию  научно-технической  сферы  и  развитие  ее  рыночной
инфраструктуры,  обновление  технической  базы научных организаций,  а
также на поддержку ведущих научных школ, содержание уникальных научных
установок.  Срочного  решения  требуют вопросы строительства и ремонта
объектов научной сферы.
     Учитывая общемировоззренческую  роль  фундаментальной  науки и ее
значение как базиса для прикладных исследований и разработок,  следует
сделать  особый  акцент  на  государственной поддержке фундаментальных
исследований.  Это важно не только в целях создания задела на будущее,
но  и  для  сохранения уникальной научной культуры России,  являющейся
мировым достоянием.
     В области    фундаментальных   исследований   выбор   направлений
определяется  как  потребностями  общества,  так  и   закономерностями
развития   самой   науки.   Поэтому   с   учетом   социальных  мотивов
использования  научных  результатов,  ориентируясь  на  стратегические
цели,   следует   обеспечивать   свободу  научного  поиска,  сохранять
завоеванные научные позиции,  соразмерять объемы естественно-научных и
гуманитарных  исследований,  стремиться  к  сбалансированному развитию
смежных научных направлений.
     Особую роль  в  решении  этих задач призван сыграть академический
сектор науки,  и в первую очередь - Российская академия наук,  которая
является   общепризнанным   лидером   в   проведении   фундаментальных
исследований.  Важный вклад в развитие соответствующих областей знаний
должны  внести  отраслевые  академии,  имеющие государственный статус.
Инициатива научного  сообщества  в  развитии  научно-исследовательской
сферы   будет  проявляться,  в  частности,  в  деятельности  наряду  с
государственным   негосударственного   сектора   науки,    включающего
академии, научные общества, ассоциации и т. д.
     Новый импульс следует придать  развитию  системы  государственных
научных  центров,  объединяющих  основной научно-технический потенциал
страны в области  прикладных  исследований.  Необходимо  более  жестко
связать  объемы их государственного финансирования с уровнем и объемом
выполняемых    по    государственному    заказу    работ.     Огромная
экспериментальная  база,  сосредоточенная  в  государственных  научных
центрах, должна при поддержке государства стать полигоном для активной
инновационной   деятельности,   способным   привлекать  соизмеримые  с
государственными внебюджетные средства.
     Основным инструментом  реализации приоритетов научно-технического
развития является программно-целевой метод.  Его  стержень  составляют
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,  выполняемые
в рамках федеральных целевых программ.
     Министерство науки   и   технологий   Российской   Федерации  при
разработке проектов федерального бюджета на предстоящий период  должно
совместно  с  координационными  советами  по приоритетным направлениям
развития науки и техники обеспечить концентрацию средств  на  наиболее
актуальных  и  близких  к  завершению  темах,  исключить  дублирование
проектов, поддерживаемых научными фондами, и на этой основе определить
объемы   финансирования   фундаментальных   исследований,   разработки
перспективных     технологий      и      приоритетных      направлений
научно-технического прогресса.
     В ходе реформы необходимо  усилить  процесс  интеграции  науки  и
образования,  превращения  вузов в мощные центры научно-инновационного
развития.  Ориентиром могут стать  вузы,  в  которых  ведущие  научные
сотрудники  научно-исследовательских институтов участвуют в подготовке
научных кадров,  а  преподаватели  и  студенты  активно  работают  над
современными   научными   проблемами   в  академических  и  отраслевых
лабораториях,  в  научно-исследовательских   институтах   при   вузах.
Реализацию    президентской   программы   "Государственная   поддержка
интеграции высшего образования и фундаментальной  науки  на  1997-2000
годы" следует рассматривать как важный шаг в этом направлении.
     Действенным механизмом реализации государственного  заказа  науке
будет    являться    федеральная    контрактная    система   в   сфере
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.  Она основана
на   системе  публичных  конкурсов,  предметом  которых  станет  право
заключения  контракта  на  выполнение  работ  по  заданию   заказчика.
Реализация   этой   системы   будет   способствовать   решению   задач
использования результатов исследований в  интересах  общества,  защиты
интеллектуальной   собственности,   отработки   механизма  привлечения
внебюджетных средств  для  финансирования  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ на долевой основе.
     Перестройка российских  вооруженных  сил  должна   способствовать
распространению  в гражданском секторе технологий двойного назначения.
Вместе с тем многие гражданские исследования и разработки могут  найти
достойное  применение  в  оборонном  комплексе.  Следует ликвидировать
наметившийся в последнее время разрыв между  гражданским  и  оборонным
научно-техническим  комплексом  и  активизировать  процессы интеграции
усилий  научно-исследовательских  организаций  гражданской  и  военной
науки    в    области    проведения   фундаментальных   и   прикладных
научно-исследовательских работ, разработки перспективных технологий, в
том    числе    двойного    назначения.    В   обозримой   перспективе
военно-техническая  сфера  останется  одним   из   ключевых   факторов
присутствия России на мировых рынках наукоемкой продукции.
     Специфика развития  общественных  наук  в   России   определяется
особенностями  перехода на новые экономические и социальные отношения.
Необходимо  изучение  общих  законов  рыночной  экономики   с   учетом
специфики  России как страны с высоким интеллектуально-технологическим
потенциалом  и  богатыми  природными   ресурсами,   изучение   проблем
федерализма   и   укрепления  российской  государственности,  развития
демократических начал, поддержки и защиты прав человека.
     Следует сосредоточить  усилия  на  таких  вопросах,  как  способы
формирования менталитета гражданского общества в  условиях  российской
действительности,  научные  основы  борьбы  с преступностью,  в первую
очередь с организованной,  борьбы с пороками современного  общества  -
алкоголизмом, наркоманией и проституцией, проблемы формирования морали
и  нравственности,  гражданской  позиции  и  причастности   к   судьбе
отечества.
     Выработка, реализация и корректировка научно-технической политики
должны  проводиться  с широким участием всех заинтересованных сторон -
государственных   структур,   крупных    промышленных    формирований,
банковского капитала,  представителей малого бизнеса,  различных слоев
общества. Свою роль здесь призваны сыграть научные союзы и ассоциации,
в том числе общественные академии.

              3. Укрепление взаимосвязи науки и общества

     Тенденцией исторического развития человечества является повышение
общественной  значимости  науки.  Будучи   неотъемлемой   составляющей
общественного   воспроизводства,   наука  должна  рассматриваться  как
полноправная часть экономики.  Вместе с  тем  следует  учитывать,  что
научные знания непосредственно воздействуют на общественную,  духовную
и политическую жизнь  страны.  В  постиндустриальном  обществе  наука,
сохранив   эту   важную  роль,  усилит  свое  воздействие  на  систему
государственного   управления.   Уже   сейчас   успех    политических,
управленческих  и  организационных  решений во многом зависит от того,
насколько они опираются на научную методологию и экономический расчет.
     Формирование стратегии   развития  общества  должно  исходить  из
научно  обоснованного  прогноза,  позволяющего  на  системной   основе
обеспечивать  интеграцию  научно-технической  и промышленной политики,
определять общенациональные  технологические  приоритеты,  учитывающие
национальные   особенности   и   глобальные   тенденции.   В  условиях
современной кризисной ситуации в экономике России составление научного
прогноза  является  исключительно сложной задачей,  которая может быть
решена  только  при  участии  широкого  круга  ученых,   занятых   как
фундаментальными,  так и прикладными исследованиями.  Организация этой
деятельности должна стать одной из важных функций Министерства науки и
технологий Российской Федерации.
     Постоянно увеличивающийся  разрыв  в  уровне  образования  разных
слоев  общества  может стать дестабилизирующим фактором развития нашей
страны.  Образовательная и просветительская функции науки  в  условиях
ускоряющегося    научно-технического   прогресса   должны   непременно
расширяться.  Происходящее  сейчас   беспрецедентное   распространение
паранауки   и   мистицизма   -  свидетельство  неблагополучия  в  деле
формирования научного мировоззрения.
     Наша наука   обязана  в  доступной  форме  популяризировать  свои
достижения  в  средствах  массовой  информации,   показывая   обществу
эффективность   проведенных  научных  исследований  и  соответствующих
затрат,  а также те выгоды,  которые общество получит  при  реализации
результатов этих исследований.
     Министерству науки и технологий Российской Федерации совместно  с
Российской  академией  наук,  отраслевыми  академиями  и  федеральными
органами  исполнительной  власти,  ответственными  за  формирование  и
реализацию   государственной   научно-технической   политики,  следует
выработать    систему    согласованных    действий    по    пропаганде
научно-технических знаний и достижений отечественной и мировой науки.

             4. Реструктуризация сети научных организаций

     Принципиальной основой  организации научной деятельности в стране
должен стать учет новых экономических отношений.  Одной  из  важнейших
задач   новой  государственной  политики  в  научно-технической  сфере
является  формирование  государственного  сектора   науки   с   учетом
имеющихся финансовых и кадровых возможностей.
     Государственный сектор должен объединить научно-исследовательские
организации,  имеющие крупные научные достижения и способные по своему
оснащению  и  кадровому  потенциалу  обеспечить  их   продвижение   на
отечественный  и  мировой  рынок  научно-технической продукции.  Такие
научные организации могли бы стать не только основным исполнителем, но
и  координатором  фундаментальных  и  поисковых исследований,  а также
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  в   рамках
федеральных    целевых    программ,    крупных    межрегиональных    и
межгосударственных проектов.
     Ограниченность бюджетных  средств  требует пересмотра приоритетов
финансирования,  ликвидации  организаций,  утративших   свой   научный
потенциал.  При этом простое сокращение количества научных организаций
и численности исследователей  до  уровня,  обеспечиваемого  бюджетными
ассигнованиями,   является   недопустимым,  фактически  лишает  Россию
перспектив  развития.  Задача  преобразований  состоит  в  том,  чтобы
добиться повышения эффективности научных исследований и привлечения на
этой основе средств  из  новых  финансовых  источников.  Целесообразно
рассмотреть    возможность    объединения   в   межотраслевые   центры
государственных    научных    организаций,    занимающихся     схожими
исследованиями,    требующими    дорогостоящей   экспериментальной   и
испытательной  базы.  Следует  возложить  на  них  ответственность  за
проведение работ по важнейшим направлениям исследований и практическое
использование полученных результатов.
     Формирование интеграционных   научно-образовательных   комплексов
должно стать одним из важных направлений реализации взаимосвязей между
наукой   и   высшим   образованием,   рационализации   их   структуры,
функционирования и взаимодействия.
     Эффективным инструментом,         позволяющим        осуществлять
скоординированную   научно-техническую   политику   по   отношению   к
государственному  и  негосударственному  секторам  научно-технического
комплекса  страны,  призвана   стать   государственная   аккредитация,
предоставляющая  научной организации независимо от формы собственности
установленные законодательством льготы и  проводимая  на  добровольной
основе.
     Рестуктуризация сети научных организаций  будет  основываться  на
анализе  и  оценке  их деятельности,  проводимой федеральными органами
исполнительной власти.  По ее итогам эти органы  принимают  решение  о
сохранении и месте научной организации в государственном секторе.
     Реструктуризация государственного     сектора     науки     может
осуществляться   путем   передачи  части  организаций,  находящихся  в
федеральной  собственности,  в  собственность   субъектов   Российской
Федерации. В последнем случае представляется перспективным объединение
научных организаций  с  финансово-промышленными  группами,  все  более
нуждающимися в ускорении инновационных процессов.
     В реформировании   нуждается   академическая   наука.    Учитывая
специфику  фундаментальных исследований,  традиции творческого поиска,
сложность формирования государственных приоритетов в этой  области,  в
основу  преобразований  научных организаций Российской академии наук и
отраслевых академий,  имеющих государственный статус, следует положить
тщательно  взвешенные  и  учитывающие  позицию  научной общественности
критерии оценки качества и уровня научных работ.  Необходимо  детально
изучить   и   распространить   опыт  институтов  и  отдельных  научных
коллективов, успешно работающих в современных условиях.
     Важно иметь в виду, что реструктуризация сети научных организаций
потребует средств на их реорганизацию и возможную ликвидацию.  Процесс
реструктуризации  должен  сочетаться  с  мероприятиями  по  социальной
защите высвобождаемых научно-технических  кадров,  их  переподготовке,
трудоустройству и достойному пенсионному обеспечению,  что должно быть
отражено в государственной программе реформирования науки.
     Залогом успеха реструктуризации сети научных организаций является
стабильное  и   своевременное   выполнение   государством   финансовых
обязательств.

    5. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере

     Хорошо развитая   система  подготовки  научных  кадров  -  основа
воспроизводства научно-технического потенциала  нашей  страны.  Однако
наблюдающийся  в  последние  годы  отток  молодежи  из  научной  сферы
серьезно изменил кадровый состав  российской  науки  и  привел  к  его
заметному старению.
     Необходимым условием   улучшения   кадровой   ситуации   является
восстановление    в    обществе    престижности   научного   труда   и
соответствующая  его  оплата.  Только  решив  данную  проблему,  можно
привлечь  в  науку талантливую молодежь и способствовать возвращению в
Россию уехавших за рубеж ученых.  Как показывает опыт многих стран,  в
том  числе  и России,  этот аспект имеет исключительно важное значение
для повышения эффективности научных исследований в новых экономических
условиях.
     В качестве  первоочередных  мер,  способных   смягчить   кадровые
проблемы,  следует  считать  активизацию  процесса  интеграции вузов и
организаций академической и прикладной науки, введение бронирования от
призыва  в армию молодых специалистов научных организаций,  получивших
государственную  аккредитацию,   строительство   жилья   для   молодых
специалистов.  Существенное  значение для закрепления в науке молодежи
имеют программа поддержки ведущих научных  школ  и  гранты  Президента
Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых ученых
-  докторов  наук.  Необходимо  восстановить  в   полном   объеме   их
финансирование,   уменьшенное   в  результате  секвестра  федерального
бюджета в 1997 году.
     Существование научных   школ   является  уникальной  особенностью
российской  науки,  в  силу  чего  они  должны  стать  самостоятельным
объектом    кадровой   политики.   При   этом   будут   обеспечиваться
преемственность поколений в науке,  развиваться такие важные  элементы
научного потенциала,  как традиции, нормы, неформальные знания и т. д.
Таким    образом,    появится    возможность    сохранения     научной
интеллектуальной среды в условиях реформирования научной сферы.
     Действенным механизмом   кадровой   политики    призвана    стать
контрактная система, введение которой целесообразно начинать с молодых
специалистов.  Она позволит отбирать  для  конкретной  научной  работы
наиболее подходящих кандидатов и повышать мобильность научных кадров.
     Система подготовки  научных  кадров  должна  быть  согласована  с
потребностями   и   приоритетами  развития  научно-технической  сферы.
Большое внимание следует  уделить  подготовке  научных  кадров  высшей
квалификации  в  аспирантурах  и  докторантурах высшей школы,  а также
академических институтов и государственных  научных  центров,  включая
разработку  единой  программы  подготовки  кадров высшей квалификации.
Кроме того,  необходимо расширить подготовку  специалистов,  владеющих
новыми    социальными   и   экономическими   технологиями,   а   также
управленческого персонала для сферы науки.
     Ядром научных    коллективов    являются    специалисты    высшей
квалификации - доктора наук,  профессора,  возглавляющие научные школы
или имеющие перспективных учеников. Поэтому при распределении базового
финансирования  между  организациями  следует  учитывать   долю   этих
категорий  сотрудников.  Одновременно  следует  принимать  во внимание
наличие в  организациях  талантливой  молодежи.  В  условиях  дефицита
ресурсов  резко  возрастает  роль  аттестации научных кадров,  которая
призвана содействовать выявлению наиболее продуктивных исследователей.
     Особой заботой    государства    и    общества    должна    стать
систематическая работа со школьниками в целях выявления и подготовки к
творческой  работе  одаренных  подростков.  Следует возродить практику
создания профильных  школ,  научных  обществ  учащихся,  разветвленной
системы   конкурсов   научных   проектов,   олимпиад  всех  уровней  и
организации научно-популярных лекций ведущих  ученых  для  учителей  и
школьников.  Большая  часть  этих  мероприятий  должна  быть выполнена
Министерством  общего  и  профессионального   образования   Российской
Федерации, Российской академией наук, Российской академией образования
и обществом "Знание" России.

          6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация
                        использования ресурсов

     Первоочередная задача  совершенствования  системы  финансирования
науки в условиях реформирования научно-технической сферы заключается в
обеспечении  ее  реструктуризации  и  развития в условиях ограниченных
денежных ресурсов.  Бюджетная политика должна  быть  ориентирована  на
максимальное удовлетворение потребностей государства и общества в этой
сфере. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств
необходимо отойти от постатейного финансирования науки.
     Значительного улучшения  финансовой  ситуации   в   науке   можно
добиться  путем  перераспределения и концентрации бюджетных средств на
приоритетных направлениях,  селективной поддержки  ведущих  отраслевых
научных   организаций,   а   также  привлечения  средств  внебюджетных
источников и частного капитала.
     Для реализации   поставленной   цели  необходимо  при  разработке
проектов федерального бюджета на 1999 год и 2000 год руководствоваться
уровнем   государственного  финансирования  научно-технической  сферы,
определенным  Федеральным   законом   "О   науке   и   государственной
научно-технической    политике".   При   этом   требуется   обеспечить
стабильность  выделения  средств  и  безусловное  исполнение  плановых
назначений.  В дальнейшем, по мере развития экономики, следует довести
долю расходов  на  науку  в  валовом  внутреннем  продукте  до  уровня
развитых стран.
     В условиях   ограниченности    бюджетных    средств    необходимо
рационализировать   их   распределение   между  федеральными  органами
исполнительной  власти   с   учетом   изменения   количества   научных
организаций  и  численности  работающих,  а  также  общей  ситуации  в
экономике страны.  В частности, это перераспределение должно учитывать
такие  факторы,  как  резкое  сокращение  государственного  оборонного
заказа,  существенно   возросшую   зависимость   спроса   на   научные
исследования  и  разработки  от  конъюнктуры на мировых рынках высоких
технологий,  изменение  места   российской   науки   в   международном
разделении труда и усиление конкуренции в этой сфере.
     Следует разработать   и    внедрить    в    практику    механизмы
финансирования  прикладных  исследований на возвратной основе.  С этой
целью необходимо в законодательном порядке разрешить финансировать  из
федерального   бюджета   расходы   на   выполнение   высокоэффективных
прикладных исследований и разработок,  имеющих коммерческое  значение,
на условиях частичного или полного возврата, а также определить размер
средств, направляемых на эти цели.
     Для прикладной   науки   исключительно   важное   значение  имеют
отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских
и  опытно-конструкторских  работ.  Именно  они  могут  и  должны стать
стимуляторами  развития  внутреннего  рынка  технологий,   и   поэтому
необходимо принять меры по их целенаправленному формированию.
     В условиях недостатка средств на закупку оборудования и  приборов
необходимо обеспечить функционирование действенного механизма передачи
высвобождаемого  в  процессе  реорганизации  научно-технической  сферы
научного,  технологического,  испытательного оборудования и приборов в
заинтересованные научно-исследовательские организации.
     Хорошо зарекомендовала   себя   введенная   несколько  лет  назад
конкурсная система финансирования научных  проектов  через  Российский
фонд  фундаментальных  исследований,  Российский  гуманитарный научный
фонд,   Фонд   содействия   развитию   малых   форм   предприятий    в
научно-технической   сфере,   Фонд   технологического   развития,  ряд
специализированных и региональных фондов.  Эта важная форма  поддержки
конкурсных  начал  в  распределении  финансов  для  проведения научных
исследований и разработок должна развиваться наряду с  государственной
финансовой   поддержкой   научных   организаций.   Следует  обеспечить
максимальную объективность при проведении конкурсных отборов  проектов
в  фондах  путем  привлечения независимых экспертов,  их периодическую
ротацию, совершенствование методики экспертизы.
     Наряду с  прямой  государственной  поддержкой  науки  и инноваций
необходимо  разработать  комплекс  косвенных  методов  стимулирования,
включающий   налоговые   льготы,   механизмы  ускоренной  амортизации,
льготные тарифы и т.  д. Из широкого арсенала мер, выработанных в этой
области мировой практикой,  нужно выбрать наиболее адекватные нынешней
ситуации и российской специфике, с тем чтобы способствовать углублению
взаимодействия  науки  с частным сектором,  росту масштабов финансовых
поступлений  в  науку  за  счет  оплаты  исследований   и   разработок
коммерческими структурами.
     В условиях  достигнутой  в  стране  финансовой  и   экономической
стабилизации  необходимо  искать  новые источники и формы внебюджетной
финансовой поддержки исследований и разработок.  В частности,  следует
активнее  переходить  от прямого кредитования инновационных проектов к
практике  компенсации  ставки  банковских  кредитов  и  предоставления
гарантийных  обязательств.  Эти  меры  позволят  в  рамках  выделяемых
средств поддержать большее число проектов  путем  привлечения  частных
инвестиций,   которые  могут  стать  основой  для  развертывания  сети
венчурных фондов поддержки науки и инноваций.
     Перспективным является    совместное   финансирование   важнейших
научно-исследовательских      и      опытно-конструкторских      работ
государственным  и негосударственным секторами экономики,  позволяющее
приводить в соответствие общественные и частные  интересы,  объединять
государственные приоритеты с предпринимательской инициативой.
     Вся система            государственного            финансирования
научно-исследовательских   разработок   и  расходования  организациями
выделенных ассигнований  должна  быть  "прозрачной",  для  того  чтобы
исключить  злоупотребления  и  обеспечить  эффективность использования
бюджетных средств.

        7. Укрепление научно-технического потенциала регионов

     Неотъемлемой частью государственной  научно-технической  политики
должно  являться  содействие укреплению научно-технического потенциала
регионов,  который по целому ряду объективных  причин  оказался  более
жизнестойким,  чем в научных мегаполисах. Решение общих вопросов науки
находится  в  совместном  ведении  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской   Федерации.   Между   тем,   за   исключением   нескольких
положительных  примеров  (г.   Москва,   Республика   Саха   (Якутия),
Республика  Башкортостан  и  др.),  доля бюджетов субъектов Российской
Федерации,  направляемая на науку и технику,  редко превышает  десятые
доли  процента.  Предстоит  разработать четкий механизм взаимодействия
органов государственной власти  на  федеральном  уровне  и  на  уровне
субъектов Российской Федерации с целью согласования общенациональных и
региональных интересов в области научно-технического развития.
     В рамках  реализации  региональной  составляющей  государственной
научно-технической политики на ближайшую перспективу  особое  внимание
будет  уделено решению проблем наукоградов,  академгородков,  развитию
информационной сети на базе телекоммуникаций и созданию инфраструктуры
инновационной  деятельности,  в  первую  очередь  в регионах с высокой
концентрацией научно-технического потенциала.
     Решение проблемы     наукоградов    потребует    соответствующего
законодательного обеспечения, отработки форм и методов государственной
поддержки, а также механизмов бездотационного развития градообразующих
научно-производственных комплексов.
     Следует учитывать  особые  условия  создания  и  функционирования
наукоградов как уникальных образований с исключительно высоким научным
и   инновационным   потенциалом.   Определенную   часть   нагрузки  по
финансированию исследований и разработок в  наукоградах  должны  нести
субъекты Российской Федерации, на территориях которых они расположены,
особенно в отношении работ,  выполняемых в интересах  самих  субъектов
Российской  Федерации.  При  этом  важным  катализатором  может  стать
реформирование  системы  местного  налогообложения  и  самоуправления,
наделяющее значительными правами ученых и научные организации.
     В основу развития  инновационной  инфраструктуры  будет  положено
создание    в    регионах    научных    и    технологических   парков,
инновационно-технологических центров с последующим объединением  их  в
сеть,  обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на всей
территории России. Важную роль в активизации этой деятельности могут и
должны сыграть вузы.
     В ходе реструктуризации сети научных  организаций  предполагается
совместно  с  органами  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации рассмотреть вопрос о возможной передаче  части  организаций,
находящихся  в  федеральной  собственности,  в собственность субъектов
Российской Федерации.
     При долевом     финансировании     научно-исследовательских     и
опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках федеральных целевых
программ  и региональных научно-технических программ,  направленных на
решение  важнейших  проблем  субъектов  Российской  Федерации,  особое
внимание будет уделено усилению конкурсных начал при отборе проектов и
использованию  контрактной  системы  как  основного   организационного
механизма их выполнения.
     Необходимо в полной мере использовать потенциал вузовской науки с
целью усиления ее влияния на процессы преобразования в экономической и
социальной сфере субъектов Российской Федерации.

                8. Повышение инновационной активности

     Проблема повышения эффективности использования научных разработок
-  важный  аспект  государственной политики всех индустриальных стран.
Для России она имеет особое значение, поскольку наиболее слабым звеном
является  взаимодействие  фундаментальной  науки  со сферой прикладных
исследований  и  разработок,  а  также  внедрение  их  результатов   в
производство.
     В условиях дефицита собственных денежных средств у предприятий, а
также  ограниченности  государственной  поддержки  важнейшим  условием
активизации инновационной деятельности выступает привлечение  финансов
из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий.
Отечественный   научно-технический   потенциал    обладает    большими
возможностями  для  разработки  коммерчески  ценных  технологий  и при
создании благоприятной организационно-экономической среды может  стать
для  инвесторов выгодной сферой вложения средств.  Большие перспективы
привлечения частного капитала  в  научно-техническую  сферу  открывает
формирование    отечественной   системы   венчурного   и   лизингового
финансирования технологических проектов.  Для снижения рисков  частных
инвесторов  необходимо  предусмотреть  участие государства в венчурных
фондах и соответствующие государственные гарантии.
     Как показывает  мировой  опыт,  решающее значение для активизации
инновационной   деятельности   приобретает   создание    разветвленной
инновационной  инфраструктуры.  Наиболее  эффективный  путь  внедрения
научных разработок лежит через  сеть  малых  и  средних  инновационных
фирм,   способных   в   короткие  сроки  и  с  минимальными  затратами
разрабатывать  конкурентоспособную   наукоемкую   продукцию.   Широкое
развитие  инновационного предпринимательства в России позволит вовлечь
в процесс рыночных преобразований и оживления отечественной  экономики
большой научно-технический потенциал.
     К числу  очередных  задач  относятся   также   развитие   системы
подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, создание
специализированных  учебных  центров  на  базе   вузов,   технопарков,
бизнес-инкубаторов.
     Необходима координация    деятельности    федеральных     органов
исполнительной власти и организаций, в том числе зарубежных партнеров,
осуществляющих   в   регионах    поддержку    малого    инновационного
предпринимательства.
     Развитие инновационной деятельности  невозможно  без  постоянного
совершенствования   нормативно-правовой   базы   по  охране  и  защите
интеллектуальной собственности,  введения ее в  хозяйственный  оборот,
приведения   норм,   стандартов  и  систем  сертификации  продукции  в
соответствие с мировыми подходами в этой области.  Значительная  часть
этих вопросов решается в рамках межведомственной и отраслевых программ
активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере.
     Стратегическим направлением государственной политики должно стать
формирование  и   защита   отечественного   рынка   научно-технической
продукции.  Подавляющее  большинство  российских производств связывает
свое   будущее   с   развитием    новых    технологий    и    выпуском
конкурентоспособной   продукции.   Этот  огромный  рынок  может  стать
мощнейшим двигателем прогресса как в отечественной  научно-технической
и   образовательной   сферах,  так  и  во  всей  экономике  Российской
Федерации.  Незамедлительная   разработка   национальных   приоритетов
технологической   политики   и   концентрация   средств   и  ресурсов,
направленных на обеспечение качества продукции, не уступающего мировым
стандартам,  в сочетании с государственным протекционизмом в отношении
российской продукции - важнейшие факторы  для  подъема  отечественного
высокотехнологичного производства.
     Государству необходимо незамедлительно принять  действенные  меры
по  защите  своего  патентного  пространства  и  поддержке  за рубежом
отечественных патентообладателей.
     Мероприятия по     активизации    разработок    и    производства
высококачественной,  экономичной  продукции  должны   быть   дополнены
системой  мер  государственного стимулирования ее применения,  включая
поощрение лизинга,  с тем чтобы обеспечить действенную обратную связь,
при  которой  доходы  от  производства  отечественной  продукции  и ее
применения позволят финансировать инновационные разработки и  освоение
производства новой продукции.

               9. Развитие информационного обеспечения

     Интенсивное использование  информационных  технологий в различных
сферах жизнедеятельности существенно изменили представление о месте  и
роли информации в современном обществе.  Все отчетливее проявляет себя
новая экономическая категория - национальные  информационные  ресурсы,
которые    становятся    одним    из    важных    факторов    развития
постиндустриального мира.
     Эффективность научной    деятельности    в    решающей    степени
определяется возможностью  доступа  к  научно-технической  информации.
Развитие   процессов   разделения  научного  труда  привело  к  резкой
интенсификации        информационного        обмена,        превратило
научно-информационную  деятельность  в  один  из  важнейших  элементов
научной инфраструктуры.
     Значение этой  сферы  для российских ученых сейчас стало особенно
важным.  Это связано с возросшей открытостью нашего  общества,  бурным
развитием информационных телекоммуникационных технологий,  качественно
изменивших скорость и  характер  информационного  обмена.  Современные
глобальные   информационные  сети  и  включенные  в  них  базы  данных
представляют  своим  пользователям  широчайшие   возможности.   Однако
затянувшийся   экономический   кризис   и   вызванные   им  финансовые
ограничения не позволяют реализовать новые возможности в полной  мере.
Более того,  существовавшая прежде система информационного обеспечения
науки по целому ряду причин попала в крайне тяжелое положение,  многие
научные    библиотеки   лишились   поступлений   зарубежных   изданий,
сократилось число отечественных научных публикаций. Необходимо принять
меры  по  восстановлению  притока  отечественных  и зарубежных научных
изданий в научно-технические библиотеки,  выделять  в  государственном
заказе   на   науку   средства  на  приобретение  необходимой  научной
литературы.  Важно предусмотреть специальный комплекс мероприятий  для
поддержки  ведущих  российских научных журналов и увеличения их доли в
международных потоках научно-технической информации.
     При реализации   государственной  научно-информационной  политики
основное внимание должно быть  уделено  созданию  телекоммуникационной
инфраструктуры   для   обмена   информацией,   поддержке  существующих
информационных  сетей  и  их  совместимости  с   глобальными   сетями,
обеспечению  доступа  российских  ученых  к мировому богатству научных
знаний.
     Следует всемерно  поддерживать  новые формы научной деятельности,
предусматривающие использование современных информационных технологий,
-   электронные   журналы,   дистанционный   доступ  к  базам  данных,
телеконференции и т.д.  Это создаст новые предпосылки для  структурной
перестройки   научных   организаций,   совершенствования   методологии
проведения исследований и разработок.
     Внедрение новых  информационных  технологий позволит организовать
непрерывный мониторинг научно-технического потенциала,  включая  такие
его  аспекты,  как  статистика  науки  и  инноваций,  реструктуризация
системы научных организаций,  финансирование науки, интеграция высшего
образования и науки, оценка результатов реформ как на федеральном, так
и на региональном уровнях.
     Использование информационных  технологий в науке должно,  с одной
стороны,  развиваться в рамках информатизации страны,  а  с  другой  -
обеспечивать  более тесное взаимодействие между наукой,  образованием,
промышленностью и социальной  сферой,  повысить  качество  и  ускорить
реализацию наукоемких инвестиционных проектов.

         10. Международное научно-техническое сотрудничество

     Следует признать,   что  международные  связи  российской  науки,
несмотря на их кажущуюся обширность, недостаточно эффективны.
     Предстоит выработать    государственную    политику   в   области
международного    научно-технического    сотрудничества    в    полном
соответствии  с  национальными  интересами  и реальной геополитической
ситуацией  в   мире,   ориентируясь   прежде   всего   на   совместные
конкурентоспособные     разработки     и     продвижение    российской
высокотехнологичной продукции на мировой рынок.  В условиях расширения
научно-технических  связей  с  ведущими государствами и международными
организациями   следует   ускорить   процесс   кооперации   с   новыми
индустриальными    странами.    Значительную    роль   должно   играть
сотрудничество  со  странами  СНГ,  налаживание   научных   связей   и
кооперации в области наукоемких технологий с целью обеспечения единого
научного и экономического пространства СНГ.
     При осуществлении  государственного  регулирования международного
научно-технического сотрудничества  необходимо  максимально  учитывать
интересы  научного  сообщества,  обеспечивая свободу выбора партнеров,
направлений и форм кооперации, общения с зарубежными коллегами и т. п.
Предстоящие  годы будут характеризоваться переходом от преимущественно
чисто гуманитарных программ международной помощи  российской  науке  к
проектам,   приносящим   обоюдную   выгоду,   в   том  числе  на  базе
использования  уникальных  отечественных  научных  установок.  Следует
способствовать  созданию у нас в стране совместных научных организаций
и  одновременно   с   этим   активизировать   присутствие   России   в
международных организациях,  выделить на эти цели необходимые средства
и обеспечить их эффективное использование.
     Важным аспектом     международного     сотрудничества    является
информационная  деятельность.  Ряд  научных  проектов  по  своей  сути
глобальны и требуют активного сотрудничества ученых разных стран.  При
этом на повестку дня в международных организациях  и  на  двустороннем
уровне   выходят   вопросы   использования  полученных  результатов  и
распределения прав на интеллектуальную собственность.
     Реформирование международного  научно-технического сотрудничества
должно содействовать дальнейшей интеграции России  в  мировую  систему
разделения  труда  в  сфере  науки  и  техники и возрастанию ее роли в
решении проблем современной цивилизации.

         11. Совершенствование нормативно-правовой базы науки

     Разработка и  принятие  доктрины   развития   российской   науки,
Федерального  закона  "О  науке  и  государственной научно-технической
политике" и постановления Правительства Российской Федерации от 7  мая
1997  г.  N  543  "О  неотложных  мерах  по  усилению  государственной
поддержки науки в Российской Федерации" обозначили основные  ориентиры
для   совершенствования   научной   сферы   страны.  При  этом  вполне
естественно,  что  развитие  социально-политической  и   экономической
ситуации  в  России  требует  корректировки  нормативно-правовой  базы
науки.
     Основная задача   совершенствования  законодательства  в  области
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ -  обеспечение
адаптации  науки  (с  учетом ее специфики и общественной значимости) к
развивающимся рыночным  отношениям.  Нормативно-правовая  база  должна
способствовать  созданию  необходимых условий существования и развития
науки,  в том числе путем превращения ее в привлекательный объект  для
инвесторов.
     В качестве основных шагов  в  этом  направлении  следует  назвать
подготовку  и  принятие  в  установленном  порядке нормативно-правовых
документов, позволяющих определять:
     конкретные меры   государственного   протекционизма  в  отношении
разработки,  освоения  производства  и   применения   (в   том   числе
посредством  лизинга)  высококачественной,  экономичной  отечественной
наукоемкой продукции;
     специфику финансирования     научной     и     научно-технической
деятельности за счет средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников;
     порядок владения,  пользования и распоряжения имуществом  научных
организаций;
     сохранение и   эффективное   функционирование    наукоградов    и
академгородков;
     порядок реализации прав научных сотрудников на результаты  своего
труда и получение доходов от их практического использования;
     порядок введения результатов  научно-технической  деятельности  в
хозяйственный оборот;
     права интеллектуальной  собственности,  в   том   числе   вопросы
вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
     условия владения,   пользования   и   распоряжения   результатами
научно-технической деятельности;
     формы поддержки государством инновационной деятельности;
     участие научных  организаций  в  международном научно-техническом
сотрудничестве и внешнеэкономической деятельности;
     особенности деятельности   на   территории  Российской  Федерации
международных научных центров;
     условия для   привлечения   инвестиций   в  научно-техническую  и
инновационную сферы;
     порядок пенсионного обеспечения и предоставления социальных льгот
научным работникам.
     Перечисленные направления  реформирования  научной сферы являются
наиболее существенными.  Их реализация  способна  значительно  усилить
роль  науки  в обществе и активно содействовать переходу страны в фазу
устойчивого экономического развития.