ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
     ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ
      ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 2, 12, 17, 24 и 34 ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                                                            
                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                            19 мая 1998 г.
                                N 15-П                                                         

                                 (Д)
                                                                            

     Конституционный Суд    Российской     Федерации     в     составе
председательствующего Н.В.Селезнева, судей Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой,
Т.Г.Морщаковой,      Ю.Д.Рудкина,      О.И.Тиунова,       Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     с участием представителей сторон,  обратившихся в Конституционный
Суд  Российской  Федерации:  кандидатов  юридических наук А.Ф.Малого и
Г.Б.Романовского - представителей гражданки О.В.Романовской,  адвоката
О.В.Гриневой - представителя администрации Владимирской области,
     руководствуясь статьей  125  (пункт  "а"  части  2  и  часть   4)
Конституции Российской Федерации,  подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3
части первой, частями второй и третьей статьи 3, подпунктом "а" пункта
1  и пунктом 3 части второй статьи 22,  статьями 36,  74,  84,  частью
первой статьи 85, статьями 86, 96, 97, 99, 101, 102 и 104 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
отдельных положений статей 2,  12,  17, 24 и 34 Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года.
     Поводом к  рассмотрению дела явились запросы Эжвинского районного
суда Республики Коми,  администрации  Владимирской  области,  а  также
индивидуальная жалоба гражданки О.В.Романовской.
     Учитывая, что оба запроса и жалоба  касаются  одного  и  того  же
предмета,  Конституционный  Суд  Российской Федерации,  руководствуясь
статьей 48 Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном
Суде  Российской Федерации",  соединил дела по этим обращениям в одном
производстве.
     Заслушав сообщение   судьи-докладчика   Л.М.Жарковой,  объяснения
представителей сторон,  заключение эксперта  -  кандидата  юридических
наук    Л.Ф.Лесницкой,    выступления    приглашенных    в   заседание
представителей:   от   Верховного   Суда   Российской   Федерации    -
В.Н.Пирожкова,  от  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  -
И.А.Буданова,  от  Министерства   юстиции   Российской   Федерации   -
С.М.Юдушкина,  от  Федеральной  нотариальной  палаты  -  А.И.Тихенко и
Н.Ф.Шарафетдинова,   от    общественного    объединения    "Московская
нотариальная палата" - В.С.Репина, исследовав представленные документы
и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
     1. В  производстве  Эжвинского  районного  суда  Республики  Коми
находится  дело  по  иску  нотариальной  палаты  Республики   Коми   к
нотариусу,  занимающемуся частной практикой, о взыскании задолженности
по членским взносам. Придя к выводу о том, что подлежащие применению в
этом  деле положения части четвертой статьи 2 и части первой статьи 24
Основ   законодательства   Российской   Федерации   о   нотариате   об
обязательности членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся
частной практикой,  не соответствуют статье 30 (часть  2)  Конституции
Российской   Федерации,   запрещающей   принуждение   к  вступлению  в
какое-либо  объединение  или  пребыванию  в  нем,   суд   приостановил
производство  по  делу  и  направил  в  Конституционный Суд Российской
Федерации запрос о проверке конституционности указанных норм.
     Северодвинский городской  суд  Архангельской области на основании
статей 2,  12,  24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации  о
нотариате удовлетворил иск нотариальной палаты Архангельской области о
лишении гражданки О.В.Романовской, исключенной из состава нотариальной
палаты,   права   нотариальной   деятельности.   В   своей   жалобе  в
Конституционный Суд Российской Федерации  О.В.Романовская  утверждает,
что  примененные  в  ее  деле  часть четвертая статьи 2 и часть первая
статьи 24 Основ нарушают принцип  равенства  прав  и  свобод  человека
независимо  от  принадлежности  к  общественным объединениям,  а также
конституционные права на свободу пребывания в каком-либо объединении и
распоряжения своими способностями к труду,  выбора рода деятельности и
профессии,  т.  е.  не соответствуют статьям 19,  30 и 37  Конституции
Российской    Федерации.    Кроме    того,   в   жалобе   оспаривается
конституционность положения пункта 3  части  пятой  статьи  12  Основ,
наделяющего   нотариальную  палату  полномочием  обращаться  в  суд  с
ходатайством о лишении  нотариуса,  занимающегося  частной  практикой,
права   нотариальной   деятельности   за  нарушение  законодательства.
Заявительница   полагает,   что   данная   норма,    возлагающая    на
негосударственное объединение контрольные функции, нарушает статьи 3 и
11  Конституции  Российской  Федерации,  согласно   которым   властные
полномочия   должны  осуществляться  только  органами  государственной
власти и местного самоуправления.
     По мнению    администрации   Владимирской   области,   нотариусы,
занимающиеся частной практикой,  выполняют государственные функции,  и
потому  их  деятельность,  по смыслу статей 3 (часть 2) и 11 (часть 2)
Конституции  Российской  Федерации,  должна  контролироваться   только
органами   государственной   власти.   В   связи   с  этим  заявителем
оспаривается    конституционность    отдельных     положений     Основ
законодательства  Российской  Федерации  о нотариате,  предоставляющих
нотариальной палате следующие  организационно-контрольные  полномочия:
совместно  с органом юстиции разрешать вопросы учреждения и ликвидации
должности нотариуса,  определять количество  должностей  нотариусов  в
нотариальном округе (части первая и вторая статьи 12);  самостоятельно
осуществлять  контроль  за  исполнением   нотариусами,   занимающимися
частной практикой,  профессиональных обязанностей (часть первая статьи
34) и обращаться в суд с представлениями о прекращении их деятельности
в  случаях  совершения  ими действий,  противоречащих законодательству
Российской Федерации (часть вторая статьи 17).
     Таким образом,    предметом    проверки   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  по  данному  делу  являются   положения   части
четвертой  статьи  2  и  части первой статьи 24 Основ законодательства
Российской Федерации о  нотариате  об  обязательности  для  нотариуса,
занимающегося  частной  практикой,  членства  в  нотариальной палате и
положения частей первой и второй,  пункта 3  части  пятой  статьи  12,
части второй статьи 17 и части первой статьи 34 Основ об осуществлении
нотариальной  палатой  организационно-контрольных  функций   в   сфере
нотариальной деятельности.
     2. Нотариат в Российской Федерации служит  целям  защиты  прав  и
законных  интересов граждан и юридических лиц,  обеспечивая совершение
нотариусами,  работающими в государственных конторах или занимающимися
частной    практикой,    предусмотренных    законодательными    актами
нотариальных действий от имени Российской Федерации (статья 1  Основ),
что   гарантирует   доказательственную   силу  и  публичное  признание
нотариально оформленных документов.
     Осуществление нотариальных    функций    от   имени   государства
предопределяет публично-правовой  статус  нотариусов  и  обусловливает
необходимость  организации  государством  эффективного  контроля за их
деятельностью,  включая деятельность нотариусов,  занимающихся частной
практикой  и  в  качестве  таковых  принадлежащих  к  лицам  свободной
профессии.  В  связи  с  этим  Основами  законодательства   Российской
Федерации  о  нотариате  предусматривается  создание во всех субъектах
Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих  организаций,
представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на
обязательном членстве нотариусов,  занимающихся частной  практикой,  и
организуют   работу  на  принципах  самоуправления  в  соответствии  с
федеральным  законодательством,   законодательством   соответствующего
субъекта Российской Федерации и своим уставом (части первая,  третья и
четвертая статьи 24).
     Публично-правовое предназначение  нотариальных  палат проявляется
прежде всего в том,  что  они  осуществляют  контроль  за  исполнением
нотариусами,  занимающимися частной практикой,  своих профессиональных
обязанностей,  а  также  обращаются  в   суд   с   ходатайствами   или
представлениями  о  лишении  их  права  нотариальной  деятельности  за
нарушение законодательства (пункт  3  части  пятой  статьи  12,  часть
вторая   статьи  17  и  часть  первая  статьи  34  Основ).  Реализация
нотариальной   палатой    такого    рода    полномочий    предполагает
обязательность   членства   в  ней  нотариусов,  занимающихся  частной
практикой (часть четвертая статьи 2 и часть первая статьи  24  Основ).
Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их
профессиональной деятельности.  С  момента  наделения  в  определенном
законом  порядке  полномочиями  по  осуществлению частной нотариальной
деятельности нотариус в силу закона становится членом  соответствующей
нотариальной  палаты  как  профессионального  объединения,  на которое
государство  возлагает  ответственность  за  обеспечение   надлежащего
качества нотариальных действий.
     Нотариальные палаты выполняют  и  другие  специфические  публично
значимые задачи - оказывают содействие в развитии частной нотариальной
деятельности,  организации  стажировки   претендентов   на   должность
нотариуса,    повышении    профессиональной   подготовки   нотариусов,
возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным
с   деятельностью  нотариусов,  организации  страхования  нотариальной
деятельности  для  обеспечения   возмещения   возможного   ущерба   от
нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ).
     Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их
организации   неприемлем   принцип   добровольности,  характерный  для
членства в других объединениях,  которые  создаются  исключительно  на
основе  общности  интересов  граждан (статья 30 Конституции Российской
Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть
1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").
     Обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов
в   нотариальной   палате  как  условие  занятия  этой  профессией  не
затрагивает ни конституционный принцип равенства,  ни  конституционные
права  на  свободу  объединения  и свободный выбор рода деятельности и
профессии (статьи 19,  30  и  37  Конституции  Российской  Федерации),
поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан,  желающих
осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную)  деятельность,
обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
     Аналогичная правовая позиция была сформулирована  Конституционным
Судом  Российской  Федерации в постановлении от 28 января 1997 года по
делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР:
государство,    обеспечивая   оказание   гражданам   различных   видов
юридической помощи,  обязано устанавливать с этой  целью  определенные
профессиональные   и   иные  требования;  к  компетенции  законодателя
относится и определение соответствующих условий допуска тех  или  иных
лиц  к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной
значимости.
     Это тем более оправдано,  когда такая деятельность осуществляется
от имени государства,  что имеет  место  при  совершении  нотариальных
действий.  Кроме того,  членство в нотариальной палате не препятствует
нотариусам,  занимающимся частной практикой,  участвовать  в  создании
других  объединений (общественных,  профессиональных союзов и т.  п.),
основанных  на   принципе   добровольного   членства,   однако   такие
объединения   не   вправе   осуществлять  установленные  Основами  для
нотариальных палат властные организационно-контрольные полномочия.
     Невыполнение занимающимся     частной     практикой    нотариусом
требований,  связанных с обязательным членством в нотариальной палате,
является  нарушением  законодательства  и  как  таковое  может повлечь
прекращение судом его деятельности.  Однако  членство  в  нотариальной
палате  и  связанное  с  ним  право осуществления частной нотариальной
деятельности не должны ставиться в зависимость от каких-либо иных,  не
установленных    законом   условий,   в   частности   от   уплаты   не
предусмотренных Основами вступительных взносов.
     3. Возложение  на нотариальные палаты обязанности контролировать,
исходя из публичных  интересов,  профессиональную  деятельность  своих
членов   и   реагировать   на  выявленные  нарушения  законодательства
свидетельствует,  по мнению заявителей,  о наделении негосударственных
органов  государственными  (контрольными)  полномочиями  и  потому  не
соответствует  положениям  статей  3  и  11   Конституции   Российской
Федерации    об    осуществлении   государственной   власти   органами
государства.
     Между тем Конституция Российской Федерации, в том числе указанные
конституционные нормы,  не запрещает государству передавать  отдельные
полномочия    исполнительных    органов    власти    негосударственным
организациям,  участвующим в выполнении функций публичной  власти.  По
смыслу  ее  статей  78  (части 2 и 3) и 132 (часть 2),  такая передача
возможна при условии,  что это не противоречит Конституции  Российской
Федерации и федеральным законам.
     Наделение государством  нотариальных  палат  в   соответствии   с
законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях
обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан
не противоречит Конституции Российской Федерации.  Ее статьи 45 (часть
1) и 48 (часть 1),  закрепляя  обязанность  государства  гарантировать
защиту прав и свобод, в том числе права на получение квалифицированной
юридической  помощи,  не  связывают  законодателя   в   выборе   путей
выполнения  указанной  обязанности.  Им,  в частности,  определяются и
способы  контроля  со  стороны  нотариальных  палат  за  деятельностью
нотариусов,  занимающихся частной практикой.  Предусмотренные Основами
законодательства Российской Федерации  о  нотариате  способы  контроля
согласуются   с   международной   практикой:   резолюция  Европейского
парламента от 18 января 1994 года  характеризует  профессию  нотариуса
как   публичную   службу,  контролируемую  государством  или  органом,
действующим  на  основании  устава   и   наделенным   соответствующими
полномочиями от имени государства.
     Вместе с   тем   контрольные   полномочия   нотариальных   палат,
закрепленные   в   оспариваемых   положениях   Основ  законодательства
Российской Федерации о нотариате (пункт 3 части пятой статьи 12, часть
вторая статьи 17 и часть первая статьи 34), не исключают существование
и иного государственного контроля за деятельностью как нотариусов, так
и нотариальных палат:  органы юстиции регистрируют уставы нотариальных
палат и,  следовательно,  проверяют их соответствие  закону,  а  также
совместно   с   нотариальными   палатами   осуществляют   контроль  за
исполнением  нотариусами,  занимающимися  частной  практикой,   правил
нотариального  делопроизводства  (часть  вторая  статьи  9,  статья 33
Основ);   выполнение   нотариальной   палатой   предписанных   законом
обязанностей поднадзорно прокуратуре (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи
21  Федерального  закона  "О   прокуратуре   Российской   Федерации"),
подконтрольно  органам  государственной статистики и налоговым органам
(статьи 32 и 33 Федерального закона "О некоммерческих  организациях").
Отказ  нотариуса  совершить  нотариальное  действие  или  неправильное
совершение им нотариального действия  обжалуются  в  судебном  порядке
(статья 49 Основ);  кроме того, в соответствии со статьей 46 (часть 2)
Конституции Российской Федерации  и  на  основании  Закона  Российской
Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан" суды во всяком случае вправе рассмотреть вопрос  и  о
законности действий или решений нотариальных палат.
     4. Основы  законодательства  Российской  Федерации  о   нотариате
содержат   значительный   перечень   вопросов,  разрешаемых  совместно
органами юстиции и нотариальными палатами, в том числе об учреждении и
ликвидации  должности  нотариуса,  определении количества должностей в
нотариальном округе (части первая и вторая статьи  12).  Администрация
Владимирской   области   усматривает   неконституционность   названных
положений также и в том,  что ими не предусмотрены правовые  механизмы
устранения возникающих при этом разногласий.
     Отсутствие механизма урегулирования возможных  разногласий  между
нотариальными  палатами  и  органами юстиции по подлежащим совместному
разрешению вопросам может приводить на практике к нарушению прав  лиц,
заинтересованных   в   занятии  нотариальной  деятельностью,  дефициту
нотариальных  услуг  и  другим  негативным  последствиям,  на  которые
указывали заявители по данному делу. Однако это не является основанием
для признания частей первой и второй статьи 12  Основ  противоречащими
Конституции  Российской  Федерации,  в  том  числе  ее статьям 3 и 11.
Проблема обеспечения соответствующего  законодательного  регулирования
должна быть решена законодателем.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частями  первой  и  второй
статьи  71,  статьями  72,  74,  75,  79,  87,  100 и 104 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
     1. Признать положения части четвертой статьи  2  и  части  первой
статьи  24  Основ законодательства Российской Федерации о нотариате об
обязательности членства в нотариальной палате-нотариусов, занимающихся
частной  практикой,  как  условии  их  профессиональной  деятельности,
связанной с осуществлением  публичных  (государственных)  функций,  не
противоречащими Конституции Российской Федерации.
     2. Признать положения частей первой  и  второй,  пункта  3  части
пятой статьи 12, части второй статьи 17 и части первой статьи 34 Основ
законодательства Российской  Федерации  о  нотариате,  возлагающие  на
нотариальную  палату полномочия по организации деятельности нотариата,
в  том  числе  по  учреждению  и   ликвидации   должности   нотариуса,
определению  числа  должностей  в  нотариальном округе и осуществлению
контроля за исполнением нотариусами,  занимающимися частной практикой,
профессиональных    обязанностей,   не   противоречащими   Конституции
Российской Федерации.
     3. Федеральному  Собранию  при совершенствовании законодательства
Российской  Федерации  о  нотариате  надлежит  урегулировать  механизм
взаимодействия между нотариальными палатами и органами юстиции.
     4. Согласно  частям  первой  и  второй  статьи  79   Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
настоящее   Постановление   является   окончательным,   не    подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно после его провозглашения и
действует непосредственно.
     5. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"  настоящее  Постановление
подлежит  незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации" и в "Российской  газете".  Постановление  должно
быть  также  опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации
19 мая 1998 г.
N 15-П
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru