О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ПО МЕСТУ РЕГИСТРАЦИИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 29 апреля 1998 г. N ВП-6-12/263 (ФР 98-18) Государственная налоговая служба Российской Федерации в связи с многочисленными запросами о предоставлении налоговых льгот организациям, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе осуществляющим деятельность не по месту регистрации, сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ) формирование бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных указанным Законом, одной из которых является то, что в доходы закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской федерации и взимаются на всей ее территории. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований дополнительные льготы по налогообложению могут предоставлять только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. При этом в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами. Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" регулирует особенности местного самоуправления, а правовой статус местного самоуправления определен Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что согласно указанным нормативным актам представительные органы местного самоуправления ЗАТО вправе предоставлять льготы лишь по местным налогам и сборам. Это подтверждается письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.12.97 N 19-26-97 "О деятельности налоговых органов в ЗАТО" (направлено письмом Госналогслужбы России от 15.01.98 N ВК-6-16/26 "О недостатках в работе налоговых органов, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях"), в котором указано на нарушение главами администраций п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случае освобождения ряда налогоплательщиков от уплаты федеральных налогов. По искам прокуроров незаконные решения признаны недействительными в судебном порядке. Кроме того, статьей 47 Федерального Закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установлено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, предоставляются органами местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Министерством финансов Российской федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет юридическими лицами, зарегистрированными в 1998 году в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, подлежат зачислению на специально открытые счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, с последующим их направлением на обеспечение финансирования расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных образований сверх сумм, указанных в статьях 45 и 46 указанного Федерального закона. Исходя из изложенного выше, при проведении налоговыми органами работы по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты необходимо уделять должное внимание соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства и правомерности представления им налоговых льгот. В случаях нарушения установленного порядка предоставления налоговых льгот госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации надлежит информировать Госналоголужбу России с определением суммы льгот, незаконно предоставляемых налогоплательщику. Информацию следует направлять в Управление по налоговому законодательству и взаимодействию с законодательными органами. Заместитель руководителя Государственной налоговой службы РФ - Государственный советник налоговой службы I ранга В.А.Павлов 29 апреля 1998 г. N ВП-6-12/263 |