ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 апреля 1998 г. N 09-06-01 (Д) Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщает следующее. На основании действующих нормативных документов государственная поддержка, осуществляемая за счет средств федерального бюджета, оказывается товаропроизводителям агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Крестьянские (фермерские) хозяйства в течении первых пяти лет, начиная с года образования хозяйства, имеют ряд льгот по налогообложению. Фермеры, осуществляющие свою деятельность в первые два года, освобождены от первоначального лизингового взноса. За прошедшие годы на эти цели выделено из федерального бюджета 5.6 млрд. рублей. Начиная с 1993 года на бюджеты субъектов Российской Федерации переданы расходы по выплате пособий семьям, переселяющимся в сельскую местность для создания фермерских хозяйств, компенсации части затрат на животноводческую продукцию, по строительству животноводческих помещений, на развитие социальной инфраструктуры села. В федеральном бюджете предусматриваются отдельной строкой средства на государственную поддержку фермерских хозяйств: оплата вклада государства в уставные капиталы кредитных кооперативов и банков, страховых компаний (в 1996-1997 гг. выделено 19.4 млрд. рублей), развитие межфермерской кооперации, издание специальной литературы для фермеров, стартовую поддержку вновь образуемых фермерских хозяйств. Решением Правительства Российской Федерации определено, что выделение средств из федерального бюджета на указанные цели должно осуществляться на основе утвержденных порядков, разработанных в соответствии с действующим законодательством. Однако Минсельхозпрод России и АККОР работу по подготовке законодательных предположений и порядков проводят неудовлетворительно. Из-за отсутствия соответствующих нормативных документов Минфин России не имеет оснований выделять предусмотренные в бюджете средства. За счет средств федерального бюджета на поставку техники по лизингу, дотации и компенсации, кредиты из фонда льготного кредитования было выделено в 1995 году 242.6 млрд. руб., в 1996 - 385,0, в 1997 - 159,2 млрд. рублей. Задолженность по товарному кредиту и отсроченным централизованным кредитам на начало 1998 года составляет 684,6 млрд. рублей. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в средствах, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей, составила в 1996 году 4.5%, в 1997 году - 2.5% при производстве ими валовой продукции около 2 процентов. Государственная поддержка фермерских хозяйств из бюджетов субъектов Российской Федерации составила в 1995 году 268.5 млрд. рублей, в 1996 - 251,0, в 1997 - 340.9 млрд. рублей. Частичное гарантирование фермерских кредитов за счет средств Специального фонда для кредитования организаций АПК на льготных условиях не предусмотрено действующими нормативными актами. Средства фонда являются государственной собственностью, а порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации. Они могут направляться только на финансирование сезонного недостатка оборотных средств. В настоящее время разрабатывается порядок страхования банковских рисков, расширяющий доступ фермерских хозяйств к кредитованию за счет средств Специального фонда. Решение о направлении бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основе крестьянским (фермерским) хозяйствам через систему Минсельхозпрода России принято на основании постановления Государственной Думы от 23 мая 1996 г. N 383-11 ГД, вышедшего в связи с грубыми нарушениями в использовании бюджетных средств Фондом "Российский фермер" в 1991-1995 годах, выявленными в ходе проверок деятельности Фонда Контрольным управлением Администрации Президента Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации. Что касается проведения систематических проверок деятельности организаций системы АККОР по использованию бюджетных средств, то они предусматриваются и проводятся ежегодно по всем бюджетополучателям на основании утверждаемого Плана экономической и контрольной работы и являются одной из функций федеральных органов государственного управления. Исходя из результатов проверок вызывает озабоченность погашение задолженности перед бюджетом АОЗТ "Мосфермбанк", объявившего себя банкротом, учредителем которого является АККОР; сохранности средств федерального бюджета, выделенных в качестве вклада государства в уставные капиталы межфермерских страховых компаний; низкой эффективности использования Фондом "Российский фермер" средств от реализации переданной ему Продовольственной корпорацией в 1996 году продукции, а также средств, выделенных Минсельхозпродом России на межфермерскую кооперацию в 1995 году. В пределах своих полномочий и реальных финансовых возможностей федерального бюджета Минфин России осуществляет выделение средств, предусмотренных на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Одновременно обращаем Ваше внимание на необходимость принятия мер по устранению выявленных контролирующими органами нарушений в использовании бюджетных средств, своевременному предоставлению информации о исправлении сложившейся ситуации, а также обеспечению в соответствии с конституционными нормами подготовки законодательных предположений, способствующих реализации государственной программы по поддержке фермерского движения. М.М.Задорнов 27 апреля 1998 г. N 09-06-01 |