ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА-ГРАФИКА СНИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В 1998 ГОДУ И ПЛАНА-ГРАФИКА СНИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В 1999 - 2000 ГОДАХ). Решение. Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. 24.03.98 8/2-Ж/Д


                              РЕШЕНИЕ                    
                         
                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО                            
          РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
                                                                      
                           24 марта 1998 г.
                              N 8/2-ж/д

                            (РГ(В) 98-15)


     Рассмотрев предложения  Экспертного  совета  Федеральной   службы
России по   регулированию  естественных  монополий  на  транспорте  по
вопросу снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в  1998
- 2000 годах, Правление ФСЕМТ России решило:
     1. Утвердить  план-график  снижения  железнодорожных  тарифов  на
грузовые перевозки в 1998 году (приложение N 1).
     2. Утвердить  план-график  снижения  железнодорожных  тарифов  на
грузовые перевозки в 1999 - 2000 годах (приложение N 2).


Председатель правления
ФСЕМТ России                                               М.Б. Кислюк



                                                        Приложение N 1

               ПЛАН-ГРАФИК СНИЖЕНИЯ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ
                ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В 1998 ГОДУ

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 |  N  |   Наименование мероприятия,    |  Экономический   |                                                    |
 | п/п |   Меры структурной реформы,    |      эффект      |                     Примечание                     |
 |     | фактора снижения себестоимости | (снижение уровня |                                                    |
 |     |                                |    тарифа в %,   |                                                    |
 |     |                                |    в годовом     |                                                    |
 |     |                                |   исчислении     |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 1.  | Рост             промышленного |      2%          |  Согласно "Основных   показателей   к    сценарным |
 |     | производства,         снижение |                  | условиям     социально-экономического     развития |
 |     | удельных затрат при перевозках |                  | Российской  Федерации на период  до   2000   года" |
 |     |                                |                  | индекс-дефлятор  ВВП 1998 года по отношению к 1997 |
 |     |                                |                  | году 101,3 - 102,3%, для бюджета принят показатель |
 |     |                                |                  | 102%,  индекс-дефлятор  по  промышленной продукции |
 |     |                                |                  | 104,1 - 105,0%.                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 2.  | Выведение          предприятий |      1%          |  В 1997    году    передано    в     муниципальную |
 |     | социальной сферы  из структуры |                  | собственность 20 млн.  кв. метров жилищного фонда, |
 |     | железнодорожного   транспорта, |                  | частичный эффект от этого скажется в текущем году. |
 |     | соответствующее       снижение |                  | В 1998  г.  планируется  передать 20  кв.  метров; |
 |     | убытков и   себестоимости   по |                  | вывести из структуры  Ж/Д  255  объектов  рабочего |
 |     | основной деятельности          |                  | снабжения (4%     от     общего     числа),    127 |
 |     |                                |                  | общеобразовательных школ (24%).                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 3.  | Диверсификация   производства, |      0,8%        |  В соответствии с прогнозом МПС (задание  коллегии |
 |     | увеличение объема продукции  и |                  | 16 -    17    декабря    1997   г.)   прибыль   от |
 |     | услуг, выполняемых на сторону  |                  | подсобно-вспомагательной деятельности     составит |
 |     |                                |                  | 1,5 млрд. рублей (в новых ценах).                  |
 |     |                                |                  | В структуре  доходов  железных   дорог   средства, |
 |     |                                |                  | полученные от перевозок, составляют 83%, бюджетные |
 |     |                                |                  | средства - 2,3%, доходы от прочих услуг - 14,7%.   |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 4.  | Сокращение льгот           при |      1,2%        |  В стадии    разработки    и    согласования     - |
 |     | пользовании      пассажирскими |                  | соответствующие нормативные документы.             |
 |     | услугами, переход  к адресному |                  | В федеральном  бюджете   предусмотрено   выделение |
 |     | датированию, выделение средств |                  | дотаций в   размере   450  млн.  рублей  (в  новом |
 |     | из федерального    бюджета   и |                  | масштабе цен).                                     |
 |     | бюджетов субъектов  Российской |                  |                                                    |
 |     | Федерации, расширение практики |                  |                                                    |
 |     | обращения на  сети вагонов   и |                  |                                                    |
 |     | поездов             повышенной |                  |                                                    |
 |     | комфортности,       проведение |                  |                                                    |
 |     | гибкой тарифной политики       |                  |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 5.  |  Усиление стимулирующей   роли |      1%          |  Снижение тарифов  при  использовании   маршрутных |
 |     | тарифов в снижении затрат      |                  | технологий на 20 - 25%,  введение новых тарифов на |
 |     |                                |                  | технологические перевозки и др.                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 6.  |  Создание в          структуре |      0,5%        |  Решение расширенного заседания коллегии МПС от 16 |
 |     | железнодорожного    транспорта |                  | -  17  декабря  1997  года  Выполнение программного|
 |     | государственного   предприятия |                  | документа   "Двенадцать   дел   Правительства...". |
 |     | по контейнерным    перевозкам, |                  | Реализация     концепции    структурной    реформы |
 |     | выведение и           передача |                  | федерального железнодорожного транспорта.          |
 |     | независимым         операторам |                  |                                                    |
 |     | подвижного            состава, |                  |                                                    |
 |     | соответствующее      повышение |                  |                                                    |
 |     | эффективности и       снижение |                  |                                                    |
 |     | себестоимости                  |                  |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 7.  |  Внутриотраслевые     резервы, |      5,8%        |  Решение расширенного заседания коллегии МПС от 16 |
 |     | экономия      эксплуатационных |                  | - 17 декабря 1997 г.                               |
 |     | расходов                       |                  | Основные финансовые показатели перевозок           |
 |     |                                |                  |           (трлн. рублей в ценах 1997 г.)           |
 |     |                                |                  |            1997 г.    1998 г.    98г./97г.,%       |
 |     |                                |                  | Доходы       90        93        103,3             |
 |     |                                |                  | Расходы      84        86        102,4             |
 |     |                                |                  | Прибыль      6         7         116,7             |
 |     |                                |                  |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Общий экономический  эффект  снижения  тарифов   за   счет   всех
факторов,без учета инфляционных процессов - 12,3%
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 |     |                                |                  | S = [(V x (1 - y)/(100 + V)] x 100 Прирост  объема |
 |     |                                |                  | перевозок V  =  13%,  доля  зависящих расходов y = |
 |     |                                |                  | 0,3(30%), S =  8%.  В  соответствии  с  концепцией |
 |     |                                |                  | социально-экономического развития       Российской |
 |     |                                |                  | Федерации на период до 2005 года индекс ВВП в 2000 |
 |     |                                |                  | г. составит   относительно   1996  г.  по  первому |
 |     |                                |                  | варианту - 114%,  по  второму  -  107%;  продукция |
 |     |                                |                  | промышленности 120,2% и 109,1% соответственно.     |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 2.  | Внутриотраслевые резервы,      |   4%      3%     |  В 1996  г.  экономия  эксплуатационных   расходов |
 |     | экономия эксплуатационных      |                  | составила  7 трлн.  рублей,  в 1997 г.  - 12 трлн. |
 |     | расходов                       |                  | рублей,  в 1998 г.  ожидается на уровне 5,2  трлн. |
 |     |                                |                  | рублей.  В  %  к  расходам  это составляет - 8,4%, |
 |     |                                |                  | 14,2%    и    6%    соответственно.    Предложение |
 |     |                                |                  | Минэкономики: 1999 г. - 4%; 2000 г. - 3%.          |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 3.  | Выведение объектов  социальной |   2%      1,5%   |  В соответствии   с   материалами   и   графиками, |
 |     | сферы, снижение расходов       |                  | представленными МПС   к   заседанию  Правительства |
 |     |                                |                  | России 29.01.98     в     1999      г.      убытки |
 |     |                                |                  | жилищного-коммунального хозяйства снизятся на 0,75 |
 |     |                                |                  | млрд.рублей -   с   1,55   до   0,8   млрд.   (что |
 |     |                                |                  | соответствует снижению  расхода на 1%),  в 2000 г. |
 |     |                                |                  | на 0,3 млрд.рублей (на 0,4%).  Следует учесть  так |
 |     |                                |                  | же выведение  общеобразовательных  школ  и  других |
 |     |                                |                  | объектов. В соответствии с решением  коллегии  МПС |
 |     |                                |                  | 16 -  17  декабря  (приложение  N  34)  предельный |
 |     |                                |                  | уровень дотаций на содержание ЖКХ составит в  1999 |
 |     |                                |                  | г. 796   млрд.рублей,  в  2000  г.  511  млрд.  По |
 |     |                                |                  | сравнению с   1998   годом    снижение    составит |
 |     |                                |                  | соответственно 470  млрд.рублей и 755 млрд.рублей. |
 |     |                                |                  | Это равноценно снижению тарифов по 0,6%  и  0,32%. |
 |     |                                |                  | Минэкономики предполагает  снижение  тарифов по 2% |
 |     |                                |                  | ежегодно. По   расчетам   убытки   по   содержанию |
 |     |                                |                  | социальной сферы  в  1995  -  1997 годах составили |
 |     |                                |                  | около 5%от эксплуатационных расходов ежегодно.  По |
 |     |                                |                  | плану-графику ФСЕМТ  в  1998  г.  эффект  снижения |
 |     |                                |                  | тарифов за счет этой меры составит 1%.             |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 4.  |  Закрытие или    передача    в |   0,5%    0,5%   |  Число убыточных линий (в основном малодеятельных, |
 |     | ведении местных органов власти |                  | интенсивность  движения  на  которых в десятки раз |
 |     | и владельцев    малодеятельных |                  | ниже  среднесетевого  уровня)  составляет  -  147, |
 |     | линий, подъездных путей        |                  | убытки    -   1,15   трлн.   рублей или  1,4%   от |
 |     |                                |                  | эксплуатационных расходов.  Кроме того на  балансе |
 |     |                                |                  | железных  дорог находится более 6 тысяч подъездных |
 |     |                                |                  | путей.  Около  80%  этих  путей   имеет   суточный |
 |     |                                |                  | вагоно-оборот  до 5 вагонов.  Все эти линии и пути |
 |     |                                |                  | передать вряд ли удасться. Источник: Материалы МПС |
 |     |                                |                  | к  заседанию  Правительства  России.  Минэкономики |
 |     |                                |                  | предполагает снижение тарифной  нагрузки  ежегодно |
 |     |                                |                  | по 0,5%.                                           |
 |     |                                |                  |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 5.  |  Вывод          неиспользуемых |   0,5%    0,5%   |  Предложение Минэкономики                          |
 |     | производственных мощностей   и |                  |                                                    |
 |     | сельскохозяйственных           |                  |                                                    |
 |     | предприятий                    |                  |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 6.  |  Вывод железных дорог на       |   2%      1%     |  Пункт 4 Указа Президента  России  от  17.10.96  N |
 |     | оптовый рынок электроэнергии   |                  | 1451 о   выводе   МПС   на   ФОРЭМ.  Постановление |
 |     | (ФОРЭМ)                        |                  | Правительства России  от  01.12.97   N   1498   "О |
 |     |                                |                  | ценообразовании в отношении электрической энергии, |
 |     |                                |                  | потребляемая железнодорожным           транспортом |
 |     |                                |                  | (электрическая тяга)",    о   поэтапном   снижении |
 |     |                                |                  | энерготарифов. В настоящее  время  рассматривается |
 |     |                                |                  | законопроект "О     федеральных     энергетических |
 |     |                                |                  | системах". Согласно справке (по итогам совещания в |
 |     |                                |                  | декабре 1997    года    у    Первого   Заместителя |
 |     |                                |                  | Председателя Правительства  Российской   Федерации |
 |     |                                |                  | Б.Е. Немцова с участием Минэкономики,  ФЭК, ГАК, и |
 |     |                                |                  | других.) предполагается      что      в      сфере |
 |     |                                |                  | функционирования федеральных энергетических систем |
 |     |                                |                  | ценовое регулирование     будет     осуществляться |
 |     |                                |                  | исключительно федеральными органами исполнительной |
 |     |                                |                  | власти. Это  позволит  снять  проблему   завышения |
 |     |                                |                  | региональными энергетическими           комиссиями |
 |     |                                |                  | энерготарифов для   железнодорожного   транспорта. |
 |     |                                |                  | Тарифы на электроэнергию для железных дорог на 40% |
 |     |                                |                  | выше, чем для промышленных потребителей (Материалы |
 |     |                                |                  | МПС к    парламентским   слушаниям   по   вопросам |
 |     |                                |                  | совершенствования структуры     управления      на |
 |     |                                |                  | железнодорожном транспорте 14 февраля 1997 года).  |
 |     |                                |                  | Тарифы на  электроэнергию  на  тягу  на  45%  выше |
 |     |                                |                  | среднеотпускного уровня  (приложение  N 8 к Письму |
 |     |                                |                  | МПС России  от  07.04.97  N  281пр  на  имя   Б.Е. |
 |     |                                |                  | Немцова).                                          |
 |     |                                |                  | По расчетам Минэкономики вывод железных  дорог  на |
 |     |                                |                  | ФОРЭМ позволит снизить   тарифы   на   3   -   4%. |
 |     |                                |                  | Элементарный расчет:  в структуре эксплуатационных |
 |     |                                |                  | расходов удельный  вес  электроэнергии  составляет |
 |     |                                |                  | 10,7% (по 1997 г.),  энерготарифы завышены на 30%. |
 |     |                                |                  | Эффект равен 10,7 x 0,4 = 4,28%.                   |
 |     |                                |                  |                                                    |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 7.  | Дотирование из    федерального |   0,5%    0,5%   |  Предложение Минэкономики: 3% и 4% соответственно. |
 |     | бюджета части    убытков    от |                  | Учитывая  бюджетные    ограничения    государства, |
 |     | перевозок пассажиров в дальнем |                  | данные показатели  не  реальны.   Позиция   Первых |
 |     | следовании                     |                  | Заместителей Председателя Правительства Российской |
 |     |                                |                  | Федерации А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова, высказанная |
 |     |                                |                  | ими на заседании Комиссии Правительства Российской |
 |     |                                |                  | Федерации по экономической реформе 10 января  1998 |
 |     |                                |                  | г., однозначна:  на  федеральный  бюджет надеяться |
 |     |                                |                  | бессмысленно                                       |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 8.  | Дотирование из         местных |   0,5%    0,5%   |  Предложение Минэкономики: 2% и 2% соответственно. |
 |     | бюджетов убытки  от  перевозок |                  | Учитывая состояние  бюджетной  системы  Российской |
 |     | пассажиров в       пригородном |                  | Федерации и  тот  факт,  что  более  50%  регионов |
 |     | сообщении                      |                  | получают трансферты   из   федерального   бюджета, |
 |     |                                |                  | данные показатели не реальны.                      |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 | 9.  | Гибкая тарифная  политика  при |     1%    0,5%   |  Увеличение числа  обращения  на  сети   фирменных |
 |     | перевозках пассажиров          |                  | поездов.  Расширение  практики обращения вагонов и |
 |     |                                |                  | поездов повышенной комфортности.  Сокращение льгот |
 |     |                                |                  | при  проезде  пассажиров  и  переход  к бюджетному |
 |     |                                |                  | дотированию  населения  на  принципах  адресности. |
 |     |                                |                  | Дифференцированное  повышение  тарифов на проезд в |
 |     |                                |                  | купейных вагонах на 20 - 30%,  с целью  сокращения |
 |     |                                |                  | разрыва  между  стоимостью  проезда в вагонах СВ и |
 |     |                                |                  | купейных вагонах,  который составляет в  настоящее |
 |     |                                |                  | время  100%.  Повышения пассажирских перевозок при |
 |     |                                |                  | значительном  росте  реальных  доходов  населения. |
 |     |                                |                  | Предложение Минэкономики: по 4% ежегодно.          |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 |     | Итого                          |    15%     12%   |  Реальное снижение     грузовых    железнодорожных |
 |     |                                |                  | тарифов, без  учета   инфляционных   процессов   и |
 |     |                                |                  | форс-мажорных обстоятельств.                       |
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------