РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 24 марта 1998 г. N 8/2-ж/д (РГ(В) 98-15) Рассмотрев предложения Экспертного совета Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте по вопросу снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в 1998 - 2000 годах, Правление ФСЕМТ России решило: 1. Утвердить план-график снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в 1998 году (приложение N 1). 2. Утвердить план-график снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в 1999 - 2000 годах (приложение N 2). Председатель правления ФСЕМТ России М.Б. Кислюк Приложение N 1 ПЛАН-ГРАФИК СНИЖЕНИЯ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В 1998 ГОДУ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятия, | Экономический | | | п/п | Меры структурной реформы, | эффект | Примечание | | | фактора снижения себестоимости | (снижение уровня | | | | | тарифа в %, | | | | | в годовом | | | | | исчислении | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1. | Рост промышленного | 2% | Согласно "Основных показателей к сценарным | | | производства, снижение | | условиям социально-экономического развития | | | удельных затрат при перевозках | | Российской Федерации на период до 2000 года" | | | | | индекс-дефлятор ВВП 1998 года по отношению к 1997 | | | | | году 101,3 - 102,3%, для бюджета принят показатель | | | | | 102%, индекс-дефлятор по промышленной продукции | | | | | 104,1 - 105,0%. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 2. | Выведение предприятий | 1% | В 1997 году передано в муниципальную | | | социальной сферы из структуры | | собственность 20 млн. кв. метров жилищного фонда, | | | железнодорожного транспорта, | | частичный эффект от этого скажется в текущем году. | | | соответствующее снижение | | В 1998 г. планируется передать 20 кв. метров; | | | убытков и себестоимости по | | вывести из структуры Ж/Д 255 объектов рабочего | | | основной деятельности | | снабжения (4% от общего числа), 127 | | | | | общеобразовательных школ (24%). | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 3. | Диверсификация производства, | 0,8% | В соответствии с прогнозом МПС (задание коллегии | | | увеличение объема продукции и | | 16 - 17 декабря 1997 г.) прибыль от | | | услуг, выполняемых на сторону | | подсобно-вспомагательной деятельности составит | | | | | 1,5 млрд. рублей (в новых ценах). | | | | | В структуре доходов железных дорог средства, | | | | | полученные от перевозок, составляют 83%, бюджетные | | | | | средства - 2,3%, доходы от прочих услуг - 14,7%. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 4. | Сокращение льгот при | 1,2% | В стадии разработки и согласования - | | | пользовании пассажирскими | | соответствующие нормативные документы. | | | услугами, переход к адресному | | В федеральном бюджете предусмотрено выделение | | | датированию, выделение средств | | дотаций в размере 450 млн. рублей (в новом | | | из федерального бюджета и | | масштабе цен). | | | бюджетов субъектов Российской | | | | | Федерации, расширение практики | | | | | обращения на сети вагонов и | | | | | поездов повышенной | | | | | комфортности, проведение | | | | | гибкой тарифной политики | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 5. | Усиление стимулирующей роли | 1% | Снижение тарифов при использовании маршрутных | | | тарифов в снижении затрат | | технологий на 20 - 25%, введение новых тарифов на | | | | | технологические перевозки и др. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 6. | Создание в структуре | 0,5% | Решение расширенного заседания коллегии МПС от 16 | | | железнодорожного транспорта | | - 17 декабря 1997 года Выполнение программного| | | государственного предприятия | | документа "Двенадцать дел Правительства...". | | | по контейнерным перевозкам, | | Реализация концепции структурной реформы | | | выведение и передача | | федерального железнодорожного транспорта. | | | независимым операторам | | | | | подвижного состава, | | | | | соответствующее повышение | | | | | эффективности и снижение | | | | | себестоимости | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 7. | Внутриотраслевые резервы, | 5,8% | Решение расширенного заседания коллегии МПС от 16 | | | экономия эксплуатационных | | - 17 декабря 1997 г. | | | расходов | | Основные финансовые показатели перевозок | | | | | (трлн. рублей в ценах 1997 г.) | | | | | 1997 г. 1998 г. 98г./97г.,% | | | | | Доходы 90 93 103,3 | | | | | Расходы 84 86 102,4 | | | | | Прибыль 6 7 116,7 | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Общий экономический эффект снижения тарифов за счет всех факторов,без учета инфляционных процессов - 12,3% ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | S = [(V x (1 - y)/(100 + V)] x 100 Прирост объема | | | | | перевозок V = 13%, доля зависящих расходов y = | | | | | 0,3(30%), S = 8%. В соответствии с концепцией | | | | | социально-экономического развития Российской | | | | | Федерации на период до 2005 года индекс ВВП в 2000 | | | | | г. составит относительно 1996 г. по первому | | | | | варианту - 114%, по второму - 107%; продукция | | | | | промышленности 120,2% и 109,1% соответственно. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 2. | Внутриотраслевые резервы, | 4% 3% | В 1996 г. экономия эксплуатационных расходов | | | экономия эксплуатационных | | составила 7 трлн. рублей, в 1997 г. - 12 трлн. | | | расходов | | рублей, в 1998 г. ожидается на уровне 5,2 трлн. | | | | | рублей. В % к расходам это составляет - 8,4%, | | | | | 14,2% и 6% соответственно. Предложение | | | | | Минэкономики: 1999 г. - 4%; 2000 г. - 3%. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 3. | Выведение объектов социальной | 2% 1,5% | В соответствии с материалами и графиками, | | | сферы, снижение расходов | | представленными МПС к заседанию Правительства | | | | | России 29.01.98 в 1999 г. убытки | | | | | жилищного-коммунального хозяйства снизятся на 0,75 | | | | | млрд.рублей - с 1,55 до 0,8 млрд. (что | | | | | соответствует снижению расхода на 1%), в 2000 г. | | | | | на 0,3 млрд.рублей (на 0,4%). Следует учесть так | | | | | же выведение общеобразовательных школ и других | | | | | объектов. В соответствии с решением коллегии МПС | | | | | 16 - 17 декабря (приложение N 34) предельный | | | | | уровень дотаций на содержание ЖКХ составит в 1999 | | | | | г. 796 млрд.рублей, в 2000 г. 511 млрд. По | | | | | сравнению с 1998 годом снижение составит | | | | | соответственно 470 млрд.рублей и 755 млрд.рублей. | | | | | Это равноценно снижению тарифов по 0,6% и 0,32%. | | | | | Минэкономики предполагает снижение тарифов по 2% | | | | | ежегодно. По расчетам убытки по содержанию | | | | | социальной сферы в 1995 - 1997 годах составили | | | | | около 5%от эксплуатационных расходов ежегодно. По | | | | | плану-графику ФСЕМТ в 1998 г. эффект снижения | | | | | тарифов за счет этой меры составит 1%. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 4. | Закрытие или передача в | 0,5% 0,5% | Число убыточных линий (в основном малодеятельных, | | | ведении местных органов власти | | интенсивность движения на которых в десятки раз | | | и владельцев малодеятельных | | ниже среднесетевого уровня) составляет - 147, | | | линий, подъездных путей | | убытки - 1,15 трлн. рублей или 1,4% от | | | | | эксплуатационных расходов. Кроме того на балансе | | | | | железных дорог находится более 6 тысяч подъездных | | | | | путей. Около 80% этих путей имеет суточный | | | | | вагоно-оборот до 5 вагонов. Все эти линии и пути | | | | | передать вряд ли удасться. Источник: Материалы МПС | | | | | к заседанию Правительства России. Минэкономики | | | | | предполагает снижение тарифной нагрузки ежегодно | | | | | по 0,5%. | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 5. | Вывод неиспользуемых | 0,5% 0,5% | Предложение Минэкономики | | | производственных мощностей и | | | | | сельскохозяйственных | | | | | предприятий | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 6. | Вывод железных дорог на | 2% 1% | Пункт 4 Указа Президента России от 17.10.96 N | | | оптовый рынок электроэнергии | | 1451 о выводе МПС на ФОРЭМ. Постановление | | | (ФОРЭМ) | | Правительства России от 01.12.97 N 1498 "О | | | | | ценообразовании в отношении электрической энергии, | | | | | потребляемая железнодорожным транспортом | | | | | (электрическая тяга)", о поэтапном снижении | | | | | энерготарифов. В настоящее время рассматривается | | | | | законопроект "О федеральных энергетических | | | | | системах". Согласно справке (по итогам совещания в | | | | | декабре 1997 года у Первого Заместителя | | | | | Председателя Правительства Российской Федерации | | | | | Б.Е. Немцова с участием Минэкономики, ФЭК, ГАК, и | | | | | других.) предполагается что в сфере | | | | | функционирования федеральных энергетических систем | | | | | ценовое регулирование будет осуществляться | | | | | исключительно федеральными органами исполнительной | | | | | власти. Это позволит снять проблему завышения | | | | | региональными энергетическими комиссиями | | | | | энерготарифов для железнодорожного транспорта. | | | | | Тарифы на электроэнергию для железных дорог на 40% | | | | | выше, чем для промышленных потребителей (Материалы | | | | | МПС к парламентским слушаниям по вопросам | | | | | совершенствования структуры управления на | | | | | железнодорожном транспорте 14 февраля 1997 года). | | | | | Тарифы на электроэнергию на тягу на 45% выше | | | | | среднеотпускного уровня (приложение N 8 к Письму | | | | | МПС России от 07.04.97 N 281пр на имя Б.Е. | | | | | Немцова). | | | | | По расчетам Минэкономики вывод железных дорог на | | | | | ФОРЭМ позволит снизить тарифы на 3 - 4%. | | | | | Элементарный расчет: в структуре эксплуатационных | | | | | расходов удельный вес электроэнергии составляет | | | | | 10,7% (по 1997 г.), энерготарифы завышены на 30%. | | | | | Эффект равен 10,7 x 0,4 = 4,28%. | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 7. | Дотирование из федерального | 0,5% 0,5% | Предложение Минэкономики: 3% и 4% соответственно. | | | бюджета части убытков от | | Учитывая бюджетные ограничения государства, | | | перевозок пассажиров в дальнем | | данные показатели не реальны. Позиция Первых | | | следовании | | Заместителей Председателя Правительства Российской | | | | | Федерации А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова, высказанная | | | | | ими на заседании Комиссии Правительства Российской | | | | | Федерации по экономической реформе 10 января 1998 | | | | | г., однозначна: на федеральный бюджет надеяться | | | | | бессмысленно | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 8. | Дотирование из местных | 0,5% 0,5% | Предложение Минэкономики: 2% и 2% соответственно. | | | бюджетов убытки от перевозок | | Учитывая состояние бюджетной системы Российской | | | пассажиров в пригородном | | Федерации и тот факт, что более 50% регионов | | | сообщении | | получают трансферты из федерального бюджета, | | | | | данные показатели не реальны. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 9. | Гибкая тарифная политика при | 1% 0,5% | Увеличение числа обращения на сети фирменных | | | перевозках пассажиров | | поездов. Расширение практики обращения вагонов и | | | | | поездов повышенной комфортности. Сокращение льгот | | | | | при проезде пассажиров и переход к бюджетному | | | | | дотированию населения на принципах адресности. | | | | | Дифференцированное повышение тарифов на проезд в | | | | | купейных вагонах на 20 - 30%, с целью сокращения | | | | | разрыва между стоимостью проезда в вагонах СВ и | | | | | купейных вагонах, который составляет в настоящее | | | | | время 100%. Повышения пассажирских перевозок при | | | | | значительном росте реальных доходов населения. | | | | | Предложение Минэкономики: по 4% ежегодно. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Итого | 15% 12% | Реальное снижение грузовых железнодорожных | | | | | тарифов, без учета инфляционных процессов и | | | | | форс-мажорных обстоятельств. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |