ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА 13 мая 1998 г. N 48 (ТВ 98-26) В целях создания юридической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых услуг и учитывая реальные финансовые возможности населения, МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Программу первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (приложение). 2. Образовать рабочую группу по дальнейшему совершенствованию Программы первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Включить в состав указанной группы депутатов: Антонова И.Е., Катаева Д.И., Лобок Г.В., Плотникова В.К., Хованскую Г.П., Широкова А.В. 3. Просить Мэра Москвы направить в состав указанной группы своих представителей. 4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы. П.п. Председатель Московской городской Думы В.М.Платонов ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Московской городской Думы от 13 мая 1998 года N 48 ПРОГРАММА первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы Основные цели реформы Программа первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города, а также результатов проведенных в 1991-1997 годах преобразований, в целях создания юридической базы для реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения. Жилищная реформа в городе Москве проводится с целью решения следующих задач: 1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также создание условий проживания, отвечающих стандартам качества. 2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда при обязательном сохранении или повышении качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и реорганизации жизнеобеспечивающих структур. 3. Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг населением-потребителем при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и сохранения жизненного уровня семей со средним достатком, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и снижения издержек производства. 4. Сохранение и восстановление жилищного фонда 1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами 1.1. Начиная с 1998 года внедрить системное исчисление индекса доступности жилья. 1.2. Продолжить в 1998 году реализацию мероприятий по снижению стоимости строительства жилья в целях доведения стоимости одного квадратного метра до размера, равного полутора среднемесячным зарплатам. 1.3. Для расширения возможности граждан в улучшении жилищных условий продолжить размещение облигаций Московского государственного жилищного займа, поддерживая объем его реализации по себестоимости строительства жилья на уровне спроса населения в течение всего срока обращения облигаций (десять лет). 1.4. В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета. 1.5. Для обеспечения доступности приобретения жилой площади в городе Москве гражданами с уровнем дохода на члена семьи, превышающим прожиточный минимум, разработать и внедрить в 1998 году механизм целевых накопительных вкладов и привлечения денежных средств коммерческих банков в виде ипотечного кредитования населения под приемлемые проценты и на длительный срок. 1.6. С целью перераспределения имеющегося жилищного фонда и получения дополнительной площади на нужды города разработать порядок и экономические стимулы для обмена квартир большей площади на меньшую с согласия граждан. 1.7. Для активного вовлечения средств жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, продолжить формирование целевых накопительных жилищных вкладов и предоставление кредитов. 2. Определение стандарта (норматива) условий проживания 2.1. Разработать стандарт (норматив) условий проживания для дифференциации ставок оплаты жилья и услуг. 2.2. Не реже одного раза в пять лет представлять на рассмотрение Московской городской Думе предложения по пересмотру действующих в городе Москве стандартов и нормативов по эксплуатации жилищного фонда. 2.3. За счет средств городского бюджета провести паспортизацию жилищного и нежилого фондов города, обеспечив доступность данной информации для населения Москвы. 3. Разработка Программы капитального ремонта жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства 3.1. Правительству Москвы в течение 1998 года разработать Программу капитального ремонта жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. 3.2. Законодательно определить понятия капитального и других видов ремонта. Ввести понятие задолженности города Москвы по финансированию капитального ремонта. Зафиксировать обязательства города Москвы по погашению этой задолженности. 3.3. Считать первоочередной задачей доведение объемов капитального ремонта, реконструкции жилья и объектов коммунального хозяйства до уровня, обеспечивающего сокращение доли жилья и объектов коммунального хозяйства, нуждающихся в капитальном ремонте. 3.4. В планах социально-экономического развития и застройки районов устанавливать очередность капитального ремонта (реконструкции, замены) объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом прогнозов развития районов и имеющихся средств. 3.5. Положение о конкурсах и о порядке приемки работ представить на утверждение Московской городской Думе. 4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства 4.1. Обеспечить начиная с 1998 года формирование городского и муниципального заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе. 4.2. Проводить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с постановлениями Московской городской Думы от 20 сентября 1995 года N 61 "Об утверждении и введении в действие Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве", от 19 марта 1997 года N 20 "О Перечне предприятий и организаций федеральной и городской собственности, подлежащих приватизации в 1997 году" и постановлением Правительства Москвы от 17 января 1995 года N 34 "О мерах по совершенствованию управления городским хозяйством в процессе приватизации". 4.3. Начиная с 1998 года приступить к поэтапной приватизации предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда. 4.4. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид работ. Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 60 процентов, в 1999 году - 100 процентов. 4.5. В положениях о конкурсах предусматривать участие в конкурсных комиссиях и в приемке работ представителей районных Собраний, территориальных комитетов общественного самоуправления, правлений жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья. 4.6. Положения о конкурсах представить на утверждение Московской городской Думе. 4.7. Разработать законодательную инициативу о передаче жилищного фонда в доверительное управление организациям (различных форм собственности) и непосредственным собственникам - товариществам собственников жилья. Начиная с 1998 года обеспечить постепенный переход на конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом с тем, чтобы в 1998 году на этих условиях работало не менее одной ДЕЗ в каждом административном округе. Ввести лицензирование данного вида деятельности. Дальнейшее развитие этой системы определить на основании проведенного эксперимента. 4.8. Обеспечить в результате реформы собственности в жилищном хозяйстве формирование двух уровней конкурентных отношений: - конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом; - конкуренция подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья. 5. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и субъектами хозяйствования 5.1. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот, организации обучения. Осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в собственности города. В первоочередном порядке устанавливать в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья централизованные системы контроля теплоэнергетических ресурсов, диагностики работоспособности инженерных систем жилых домов. 5.2. Завершить в 1998 году разделение функций заказчика и подрядчика на работах по эксплуатации жилищного фонда, а именно - передать в ДЕЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с населением и расположенными в жилищном фонде организациями. 5.3. В 1998 году заключить договоры на оказание жилищных (эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем проводить эту работу постоянно. 5.4. Обеспечить в 1998 году и последующие годы обязательное заключение договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению работ, санкций за невыполнение или ненадлежащее их выполнение. 5.5. Обеспечить заключение договоров с управляющими компаниями, победившими в конкурсах на управление жилищным фондом, с указанием конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению работ, с указанием их ответственности за ненадлежащее выполнение. 6. Регулирование деятельности локальных и естественных монополий 6.1. Начиная с 1998 года управление ценообразованием предприятий естественных монополий осуществлять через процедуры утверждения цен и тарифов с использованием системы нормативов затрат материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов. Разработанные ранее на основе усреднения статистических показателей нормативы пересмотреть с учетом оценки влияния новых условий хозяйствования, сокращения нерациональных затрат (в частности, исключения затрат, не связанных с процессом производства и реализации профильных услуг). 6.2. В первой половине 1998 года уточнить, с привлечением независимой экспертизы, нормативы тепло-, водо- и газоснабжения для населения и дать оценку научно-технической и экономической обоснованности объемов поставляемых ресурсов. 6.3. Перейти на прямые расчеты за услуги теплоснабжения между ресурсоснабжающими предприятиями и населением: 1998 год - территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе; 1999 год - 20% территории в каждом административном округе; 2000 год - 50% территории в каждом административном округе; 2001 год - 70% территории в каждом административном округе; 2002 год - 100% жилищного фонда, находящегося в собственности города или являющегося частной собственностью. 6.4. Региональной энергетической комиссии и Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике: - организовать проведение аудиторской проверки предприятий естественных монополистов, обеспечивающих поставку коммунальных услуг (АО "Мосэнерго", МГП "Мосводоканал", МГП "Мосгортепло", ГП "Мосгаз", АО "Московская городская телефонная сеть"), в дальнейшем проводить такие проверки ежегодно; - при установлении цен и тарифов на энергоресурсы, воду и услуги АО "Московская городская телефонная сеть" обеспечить обоснованность производственных затрат организаций-поставщиков и ежеквартально производить регулирование расходов, исходя из нормативных затрат: - с 1998 года установить две категории потребителей по уровню тарифов: население, промышленность и приравненные к ней потребители с отменой льготных цен и тарифов; - не принимать решений о предоставлении отдельным категориям потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источников их финансирования. 6.5. Региональной энергетической комиссии: - в 1998 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию, исходя из нормы расхода энергии на одного человека или абонента; - подготовить и направить до 1 июля 1998 года владельцам и нанимателям квартир, имеющих двухтарифные электросчетчики, проекты договоров, позволяющих оплачивать потребляемую энергию по дневному и ночному тарифу; - в 1998 году подготовить предложения по изменению структуры тарифов на тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат на содержание и ремонт тепловых пунктов и внутриквартальных сетей. 6.6. Установку приборов учета в жилых домах и в тепловых пунктах финансировать за счет средств владельцев этих объектов. 6.7. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих технологий. В 1998 году разработать и утвердить: - программу модернизации центральных тепловых пунктов с целью сбережения расхода воды, тепловой и электрической энергии и обеспечения учета их расхода; - программу создания эталонных микрорайонов с внедрением ресурсосберегающих мероприятий и одновременной установкой приборов учета расхода и потребления ресурсов; - программу по реорганизации жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства; - программу централизованной системы учета и контроля расхода теплоэнергетических ресурсов и диагностики работоспособности инженерных систем жилищного фонда. Подготовить и утвердить в Московской городской Думе: - закон о ресурсосбережении в городе Москве; - порядок экономического стимулирования ресурсосбережения и механизм кредитования ресурсосберегающих мероприятий. 6.8. Создавать условия для развития компаний по установке в домах систем учета расхода теплоэнергетических ресурсов. На первом этапе обеспечить государственную поддержку через льготные кредиты, займы, выделения бюджетных средств на осуществление целевой программы установки централизованных систем учета и контроля теплоэнергетических ресурсов в жилищном фонде. 6.9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы начиная с 1998 года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов в жилищно-коммунальной сфере и энергетике. Устанавливать и доводить до населения Москвы через средства массовой информации предельные ставки, расценки и тарифы для естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере и для организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного финансирования, а также на услуги ДО "Московская городская телефонная сеть". 6.10. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом и сохранностью жилищного фонда на городском уровне на Государственную жилищную инспекцию, на ведомственном - на отделы в отраслевых департаментах, комитетах, управлениях, на местном - на местные органы самоуправления, главу районной Управы. 6.11. В состав Региональной энергетической комиссии и Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике ввести представителей Московской городской Думы, общества потребителей, организаций промышленников и предпринимателей. 6.12. Департаменту науки и промышленной политики в течение 1998 года провести конкурс научно-технических разработок на производство и внедрение новых технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп потребителей (например, обеспечение проживающих в группе многоквартирных домов теплом, электроэнергией и др.). 7. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги 7.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного хозяйства посредством повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги. Повышать долю платежей населения в покрытии издержек на содержание и ремонт жилищного фонда, по предоставлению коммунальных услуг пропорционально росту доходов среднеобеспеченных слоев населения. Прогнозируемые темпы роста доли платежей населения в процентах к нормативным затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг: 1998 год - 22% 2003 год - 59% 1999 год - 27% 2004 год - 72% 2000 год - 32% 2005 год - 83% 2001 год - 39% 2006 год - 95% 2002 год - 48% 2007 год - 100% 7.2. Ввести в 1998 году взимание повышенной платы (до размеров, обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги и отопление с граждан, имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, исходя из размеров "излишков" в расчете на одного человека с учетом установленных законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты интересов семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров. 7.3. Утвердить в 1998 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко определив порядок финансирования расходов на содержание и ремонт жилищного фонда в зависимости от вида жилья. 7.4. Добиться полного учета собственников, имеющих более одной отдельной квартиры на семью, с целью осуществления ими полной оплаты издержек на содержание жилья и коммунальные услуги. 7.5. Начиная с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг, предусмотрев целевую оплату расходов на содержание лифтов, электроплит, систем дымоудаления с целью первоочередного доведения платежей за данные услуги до их фактической стоимости. 7.6. Ввести в 1998 году страхование жилищного фонда, включая дома жилищных и жилищно-строительных кооперативов, исходя из положений о системе страхования в городе Москве жилых помещений. 7.7. Подготовить к 1 октября 1998 года предложения об упорядочении системы предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. 7.8. При планировании ассигнований на капитальный ремонт и содержание жилищного фонда учитывать нормативные сроки ремонта, структуру и состояние жилищного фонда, численность жителей. 7.9. Разработать механизм возмещения расходов на содержание жилищного фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов, домов товариществ собственников жилья. 7.10. Бюджетные дотации на оплату жилищно-коммунальных услуг перечислять с учетом имеющихся у граждан льгот на счета жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья (в случае заключения соответствующих договоров). 8. Организация социальной защиты населения 8.1. Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг свыше 0,5 (половины) установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на каждого человека. При этом величину субсидий определять по двум основаниям: от совокупного дохода на одного человека, не превышающего прожиточный минимум, и как разницу между принятыми на данный период размерами оплаты жилищно-коммунальных услуг по социальной норме площади жилья и нормативам потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот и предельно допустимыми собственными расходами граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, принимая максимальное значение субсидии. 8.2. Установить максимально допустимую долю собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг от совокупного семейного дохода в следующих размерах (в процентах): 1998 год - 12,5% 1999 год - 12,5% 2000 год - 12,5% 2001 год - 13% 8.3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы начиная с 1998 года: - проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций; - анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое состояние предприятий города. 9. Совершенствование нормативно-правовой базы в жилищно-коммунальном хозяйстве 9.1. Правительству Москвы в плановом порядке осуществить работу по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы в жилищно-коммунальной сфере: 9.1.1. Не реже одного раза в год вносить в Московскую городскую Думу предложения об изменениях и дополнениях настоящей Программы. 9.1.2. Сформировать условия для привлечения дополнительных источников финансирования расходов на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда путем эффективного использования собственности (жилых и нежилых помещений, придомовой территории): - разработать нормативы предоставления служебных нежилых помещений для производственных и иных хозяйственных целей для предприятий и организаций, занятых на работах в жилищном фонде, независимо от их организационно-правового статуса: - предоставить право руководителям районных Управ предоставлять предприятиям жилищно-коммунального хозяйства независимо от их правового статуса служебные нежилые помещения для производственных и иных хозяйственных целей на время действия договора на выполнение работ по управлению или обслуживанию жилищного фонда на условиях оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг без взимания арендной платы и без права выкупа. 10. Муниципализация ведомственного жилищного фонда Разработать и предложить Правительству Российской Федерации соглашение, предусматривающее, что в случае невыполнения ведомствами-владельцами жилья нормативов по эксплуатации и ремонту жилищного фонда данный жилищный фонд с встроенными нежилыми помещениями в установленном законом порядке отчуждается в собственность города Москвы с соответствующими компенсациями городу Москве (недвижимостью или ценными бумагами) необходимых расходов на приведение в порядок данного жилищного фонда. 11. Расширение земельных прав товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов По представлению товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов оформлять их права на долгосрочную аренду придомовых и дворовых территорий, закрепленных за ними при строительстве, предоставлять им фиксированную часть арендной платы, взимаемой с расположенных на этой территории гаражей, а также право взимать плату за стоянки автомашин. При этом бремя доказательств непринадлежности территории к конкретному жилому дому возложить на органы власти. |