ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ. Постановление. Московская городская дума. 13.05.98 48

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
       РАЗВИТИЮ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА
                                МОСКВЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                            13 мая 1998 г.
                                 N 48

                              (ТВ 98-26)


     В целях  создания   юридической   базы   для   повышения   уровня
эксплуатации   и   сохранности   жилищного   фонда   города,  качества
предоставляемых  услуг  и  учитывая  реальные  финансовые  возможности
населения,

               МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  Программу  первоочередных  мероприятий  по развитию
реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (приложение).
     2. Образовать  рабочую  группу  по  дальнейшему совершенствованию
Программы   первоочередных    мероприятий    по    развитию    реформы
жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
     Включить в состав  указанной  группы  депутатов:  Антонова  И.Е.,
Катаева Д.И.,  Лобок Г.В.,  Плотникова В.К.,  Хованскую Г.П., Широкова
А.В.
     3. Просить  Мэра Москвы направить в состав указанной группы своих
представителей.
     4. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  с  момента  его
принятия.
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.

П.п. Председатель Московской
городской Думы                                 В.М.Платонов


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                            к постановлению Московской
                                                        городской Думы
                                                   от 13 мая 1998 года
                                                                  N 48

                              ПРОГРАММА

                первоочередных мероприятий по развитию
        реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

                        Основные цели реформы

     Программа первоочередных    мероприятий   по   развитию   реформы
жилищно-коммунального   хозяйства   города   Москвы   разработана    в
соответствии   с    Указом    Президента   Российской   Федерации   от
28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города, а
также результатов проведенных  в  1991-1997  годах  преобразований,  в
целях     создания     юридической     базы     для     реформирования
жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
     Главным условием       реформы       является       экономическая
сбалансированность проводимых мероприятий  с  реальными  возможностями
городского  бюджета  и  доходами населения.  Жилищная реформа в городе
Москве проводится с целью решения следующих задач:
     1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также
создание условий проживания, отвечающих стандартам качества.
     2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда при
обязательном  сохранении  или   повышении   качества   предоставляемых
жилищно-коммунальных   услуг   за  счет  внедрения  ресурсосберегающих
технологий и реорганизации жизнеобеспечивающих структур.
     3. Переход   от   бюджетного   дотирования  жилищно-коммунального
хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных  расходов
и  коммунальных  услуг населением-потребителем при условии обеспечения
социальной  защиты  малообеспеченных  семей  и  сохранения  жизненного
уровня  семей  со  средним  достатком,  экономического  стимулирования
повышения качества обслуживания и снижения издержек производства.
     4. Сохранение и восстановление жилищного фонда

       1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами

     1.1. Начиная  с  1998  года внедрить системное исчисление индекса
доступности жилья.
     1.2. Продолжить  в  1998  году реализацию мероприятий по снижению
стоимости строительства  жилья  в  целях  доведения  стоимости  одного
квадратного   метра   до   размера,  равного  полутора  среднемесячным
зарплатам.
     1.3. Для  расширения  возможности  граждан  в  улучшении жилищных
условий продолжить размещение облигаций  Московского  государственного
жилищного  займа,  поддерживая  объем  его реализации по себестоимости
строительства жилья на уровне спроса населения в течение  всего  срока
обращения облигаций (десять лет).
     1.4. В  соответствии   с   действующим   порядком   предоставлять
гражданам,  нуждающимся  в  улучшении жилищных условий,  безвозмездные
субсидии на строительство  или  приобретение  жилья  за  счет  средств
городского бюджета.
     1.5. Для обеспечения доступности  приобретения  жилой  площади  в
городе Москве гражданами с уровнем дохода на члена семьи,  превышающим
прожиточный минимум,  разработать и  внедрить  в  1998  году  механизм
целевых   накопительных   вкладов   и   привлечения  денежных  средств
коммерческих банков  в  виде  ипотечного  кредитования  населения  под
приемлемые проценты и на длительный срок.
     1.6. С  целью  перераспределения  имеющегося  жилищного  фонда  и
получения дополнительной площади на нужды города разработать порядок и
экономические стимулы для обмена квартир большей площади на меньшую  с
согласия граждан.
     1.7. Для активного  вовлечения  средств  жителей,  нуждающихся  в
улучшении    жилищных   условий,   продолжить   формирование   целевых
накопительных жилищных вкладов и предоставление кредитов.

       2. Определение стандарта (норматива) условий проживания

     2.1. Разработать  стандарт  (норматив)  условий  проживания   для
дифференциации ставок оплаты жилья и услуг.
     2.2. Не реже одного раза в пять лет представлять на  рассмотрение
Московской  городской  Думе  предложения  по  пересмотру действующих в
городе Москве стандартов и нормативов по эксплуатации жилищного фонда.
     2.3. За  счет  средств  городского бюджета провести паспортизацию
жилищного и  нежилого  фондов  города,  обеспечив  доступность  данной
информации для населения Москвы.

     3. Разработка Программы капитального ремонта жилищного фонда
                  и объектов коммунального хозяйства

     3.1. Правительству  Москвы  в  течение  1998   года   разработать
Программу    капитального   ремонта   жилищного   фонда   и   объектов
коммунального хозяйства.
     3.2. Законодательно  определить  понятия  капитального  и  других
видов  ремонта.  Ввести  понятие  задолженности   города   Москвы   по
финансированию   капитального   ремонта.  Зафиксировать  обязательства
города Москвы по погашению этой задолженности.
     3.3. Считать    первоочередной    задачей    доведение    объемов
капитального ремонта,  реконструкции жилья  и  объектов  коммунального
хозяйства до уровня,  обеспечивающего сокращение доли жилья и объектов
коммунального хозяйства, нуждающихся в капитальном ремонте.
     3.4. В   планах  социально-экономического  развития  и  застройки
районов устанавливать очередность капитального ремонта (реконструкции,
замены)  объектов  жилищно-коммунального  хозяйства с учетом прогнозов
развития районов и имеющихся средств.
     3.5. Положение  о конкурсах и о порядке приемки работ представить
на утверждение Московской городской Думе.

          4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства

     4.1. Обеспечить начиная с 1998  года  формирование  городского  и
муниципального  заказов  на  обслуживание,  ремонт и развитие объектов
жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
     4.2. Проводить  демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в
соответствии   с  постановлениями   Московской   городской   Думы   от
20 сентября  1995  года  N  61  "Об  утверждении и введении в действие
Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в
Москве",  от  19  марта  1997  года  N  20  "О  Перечне  предприятий и
организаций  федеральной   и   городской   собственности,   подлежащих
приватизации  в 1997 году" и  постановлением  Правительства  Москвы от
17 января 1995 года N 34  "О  мерах  по  совершенствованию  управления
городским хозяйством в процессе приватизации".
     4.3. Начиная с 1998  года  приступить  к  поэтапной  приватизации
предприятий,  выполняющих  работы  по ремонту и эксплуатации жилищного
фонда.
     4.4. Расширить  практику  отбора подрядчиков для выполнения работ
по  содержанию  и  ремонту  жилищного  фонда  и  его  оборудования  на
конкурсной   основе   независимо   от  хозяйственно-правового  статуса
подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий  вид  работ.
Довести    долю   жилищного   фонда,   обслуживаемого   предприятиями,
отобранными на конкурсной основе,  в 1998 году до 60 процентов, в 1999
году - 100 процентов.
     4.5. В  положениях  о   конкурсах   предусматривать   участие   в
конкурсных   комиссиях  и  в  приемке  работ  представителей  районных
Собраний,  территориальных  комитетов  общественного   самоуправления,
правлений     жилищно-строительных    кооперативов    и    товариществ
собственников жилья.
     4.6. Положения  о конкурсах представить на утверждение Московской
городской Думе.
     4.7. Разработать  законодательную инициативу о передаче жилищного
фонда  в  доверительное  управление   организациям   (различных   форм
собственности)   и   непосредственным  собственникам  -  товариществам
собственников жилья.
     Начиная с  1998 года обеспечить постепенный переход на конкурсный
отбор частных компаний для управления жилищным фондом с тем,  чтобы  в
1998  году  на  этих  условиях  работало  не  менее одной ДЕЗ в каждом
административном   округе.   Ввести   лицензирование   данного    вида
деятельности. Дальнейшее развитие этой системы определить на основании
проведенного эксперимента.
     4.8. Обеспечить  в  результате  реформы  собственности в жилищном
хозяйстве формирование двух уровней конкурентных отношений:
     - конкуренция  в  сфере  управления  недвижимостью  за  получение
заказа от собственника на управление жилищным фондом;
     - конкуренция   подрядных  организаций  за  получение  заказа  на
обслуживание жилья.

          5. Развитие договорных отношений между субъектами
              собственности и субъектами хозяйствования

     5.1. Проводить    организационные    мероприятия,   стимулирующие
создание товариществ собственников  жилья  посредством  предоставления
налоговых  льгот,  организации  обучения.  Осуществлять финансирование
работ  по   содержанию   и   ремонту   жилищного   фонда   товариществ
собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом,  находящимся
в собственности города. В первоочередном порядке устанавливать в домах
жилищных     и    жилищно-строительных    кооперативов,    товариществ
собственников     жилья     централизованные     системы      контроля
теплоэнергетических ресурсов, диагностики работоспособности инженерных
систем жилых домов.
     5.2. Завершить   в  1998  году  разделение  функций  заказчика  и
подрядчика на работах по эксплуатации  жилищного  фонда,  а  именно  -
передать  в ДЕЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с населением
и расположенными в жилищном фонде организациями.
     5.3. В   1998   году  заключить  договоры  на  оказание  жилищных
(эксплуатационных)  и   коммунальных   услуг   между   собственниками,
владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими
жилищным фондом организациями и  в  дальнейшем  проводить  эту  работу
постоянно.
     5.4. Обеспечить в  1998  году  и  последующие  годы  обязательное
заключение  договоров  между  службами  заказчика  и эксплуатационными
подрядными организациями с указанием  конкретного  перечня  и  объемов
подлежащих выполнению работ,  санкций за невыполнение или ненадлежащее
их выполнение.
     5.5. Обеспечить  заключение  договоров с управляющими компаниями,
победившими в конкурсах на управление  жилищным  фондом,  с  указанием
конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению работ, с указанием
их ответственности за ненадлежащее выполнение.

               6. Регулирование деятельности локальных
                       и естественных монополий

     6.1. Начиная  с 1998 года управление ценообразованием предприятий
естественных монополий осуществлять через процедуры утверждения цен  и
тарифов  с  использованием  системы  нормативов  затрат  материальных,
энергетических, финансовых и трудовых ресурсов. Разработанные ранее на
основе  усреднения статистических показателей нормативы пересмотреть с
учетом  оценки  влияния  новых  условий   хозяйствования,   сокращения
нерациональных затрат (в частности,  исключения затрат, не связанных с
процессом производства и реализации профильных услуг).
     6.2. В   первой  половине  1998  года  уточнить,  с  привлечением
независимой экспертизы,  нормативы тепло-,  водо- и газоснабжения  для
населения   и   дать   оценку   научно-технической   и   экономической
обоснованности объемов поставляемых ресурсов.
     6.3. Перейти  на  прямые  расчеты  за услуги теплоснабжения между
ресурсоснабжающими предприятиями и населением:
     1998 год - территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе;
     1999 год - 20% территории в каждом административном округе;
     2000 год - 50% территории в каждом административном округе;
     2001 год - 70% территории в каждом административном округе;
     2002 год  -  100%  жилищного фонда,  находящегося в собственности
города или являющегося частной собственностью.
     6.4. Региональной   энергетической  комиссии  и  Межведомственной
комиссии по ценовой и тарифной политике:
     - организовать   проведение   аудиторской   проверки  предприятий
естественных монополистов,  обеспечивающих поставку коммунальных услуг
(АО "Мосэнерго",  МГП "Мосводоканал",  МГП "Мосгортепло", ГП "Мосгаз",
АО "Московская городская телефонная  сеть"),  в  дальнейшем  проводить
такие проверки ежегодно;
     - при установлении цен и тарифов на энергоресурсы,  воду и услуги
АО  "Московская  городская  телефонная сеть" обеспечить обоснованность
производственных  затрат   организаций-поставщиков   и   ежеквартально
производить регулирование расходов, исходя из нормативных затрат:
     - с 1998 года установить две  категории  потребителей  по  уровню
тарифов:  население, промышленность и приравненные к ней потребители с
отменой льготных цен и тарифов;
     - не  принимать  решений  о  предоставлении  отдельным категориям
потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания
источников их финансирования.

     6.5. Региональной энергетической комиссии:
     - в 1998 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию,
исходя из нормы расхода энергии на одного человека или абонента;
     - подготовить и направить  до  1  июля  1998  года  владельцам  и
нанимателям  квартир,  имеющих  двухтарифные электросчетчики,  проекты
договоров,  позволяющих оплачивать потребляемую энергию по дневному  и
ночному тарифу;
     - в 1998 году  подготовить  предложения  по  изменению  структуры
тарифов  на тепловую энергию,  предусмотрев выделение из тарифа затрат
на содержание и ремонт тепловых пунктов и внутриквартальных сетей.
     6.6. Установку  приборов учета в жилых домах и в тепловых пунктах
финансировать за счет средств владельцев этих объектов.
     6.7. Постоянно  проводить  работы по внедрению ресурсосберегающих
технологий. В 1998 году разработать и утвердить:
     - программу  модернизации  центральных  тепловых  пунктов с целью
сбережения  расхода  воды,  тепловой   и   электрической   энергии   и
обеспечения учета их расхода;
     - программу  создания   эталонных   микрорайонов   с   внедрением
ресурсосберегающих  мероприятий  и  одновременной  установкой приборов
учета расхода и потребления ресурсов;
     - программу   по   реорганизации   жизнеобеспечивающих   отраслей
городского хозяйства;
     - программу  централизованной  системы  учета  и контроля расхода
теплоэнергетических   ресурсов   и    диагностики    работоспособности
инженерных систем жилищного фонда.
     Подготовить и утвердить в Московской городской Думе:
     - закон о ресурсосбережении в городе Москве;
     - порядок  экономического  стимулирования   ресурсосбережения   и
механизм кредитования ресурсосберегающих мероприятий.
     6.8. Создавать условия для развития компаний по установке в домах
систем  учета  расхода  теплоэнергетических ресурсов.  На первом этапе
обеспечить государственную поддержку через  льготные  кредиты,  займы,
выделения   бюджетных   средств  на  осуществление  целевой  программы
установки централизованных систем учета и контроля теплоэнергетических
ресурсов в жилищном фонде.
     6.9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы
начиная с 1998 года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов
в жилищно-коммунальной сфере и энергетике. Устанавливать и доводить до
населения Москвы через средства массовой информации предельные ставки,
расценки и тарифы для естественных  монополий  в  жилищно-коммунальной
сфере   и   для   организаций,  выполняющих  работы  с  использованием
бюджетного финансирования,  а также на услуги ДО "Московская городская
телефонная сеть".
     6.10. Возложить постоянный контроль за  содержанием,  ремонтом  и
сохранностью  жилищного  фонда  на городском уровне на Государственную
жилищную  инспекцию,  на  ведомственном  -  на  отделы  в   отраслевых
департаментах,  комитетах, управлениях, на местном - на местные органы
самоуправления, главу районной Управы.
     6.11. В    состав    Региональной   энергетической   комиссии   и
Межведомственной  комиссии  по  ценовой  и  тарифной  политике  ввести
представителей   Московской  городской  Думы,  общества  потребителей,
организаций промышленников и предпринимателей.
     6.12. Департаменту  науки  и промышленной политики в течение 1998
года провести конкурс научно-технических разработок на производство  и
внедрение   новых   технологий,   позволяющих  осуществлять  локальное
обслуживание  относительно  небольших  групп  потребителей  (например,
обеспечение   проживающих   в  группе  многоквартирных  домов  теплом,
электроэнергией и др.).

     7. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги

     7.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного  хозяйства  посредством
повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
     Повышать долю  платежей  населения   в   покрытии   издержек   на
содержание  и  ремонт жилищного фонда,  по предоставлению коммунальных
услуг   пропорционально   росту   доходов   среднеобеспеченных   слоев
населения.
     Прогнозируемые темпы роста доли платежей населения в процентах  к
нормативным затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку
коммунальных услуг:

1998 год - 22%                       2003 год - 59%

1999 год - 27%                       2004 год - 72%

2000 год - 32%                       2005 год - 83%

2001 год - 39%                       2006 год - 95%

2002 год - 48%                       2007 год - 100%

     7.2. Ввести в 1998 году взимание повышенной платы  (до  размеров,
обеспечивающих  компенсацию  затрат)  за жилищные услуги и отопление с
граждан,  имеющих  площадь  жилых  помещений,  превышающую  социальные
нормы,  исходя  из  размеров "излишков" в расчете на одного человека с
учетом  установленных  законодательными   актами   прав   граждан   на
дополнительную   площадь   и  защиты  интересов  семей,  состоящих  из
инвалидов и пенсионеров.
     7.3. Утвердить  в 1998 году общие принципы расчетов с гражданами,
являющимися собственниками жилья и пользователями  жилых  помещений  в
общежитиях,   четко   определив  порядок  финансирования  расходов  на
содержание и ремонт жилищного фонда в зависимости от вида жилья.
     7.4. Добиться  полного  учета собственников,  имеющих более одной
отдельной квартиры на семью,  с целью осуществления ими полной  оплаты
издержек на содержание жилья и коммунальные услуги.
     7.5. Начиная с 1998 года  производить  дальнейшую  дифференциацию
ставок  оплаты  жилищных  и  коммунальных услуг,  предусмотрев целевую
оплату расходов на содержание лифтов, электроплит, систем дымоудаления
с  целью  первоочередного  доведения  платежей  за данные услуги до их
фактической стоимости.
     7.6. Ввести в 1998 году страхование жилищного фонда, включая дома
жилищных и жилищно-строительных кооперативов,  исходя из  положений  о
системе страхования в городе Москве жилых помещений.
     7.7. Подготовить  к  1   октября   1998   года   предложения   об
упорядочении   системы   предоставления   гражданам  льгот  по  оплате
жилищно-коммунальных услуг.
     7.8. При   планировании  ассигнований  на  капитальный  ремонт  и
содержание  жилищного  фонда  учитывать  нормативные  сроки   ремонта,
структуру и состояние жилищного фонда, численность жителей.
     7.9. Разработать  механизм  возмещения  расходов  на   содержание
жилищного  фонда  жилищных и жилищно-строительных кооперативов,  домов
товариществ собственников жилья.
     7.10. Бюджетные  дотации  на  оплату  жилищно-коммунальных  услуг
перечислять с учетом имеющихся у граждан льгот  на  счета  жилищных  и
жилищно-строительных кооперативов,  товариществ собственников жилья (в
случае заключения соответствующих договоров).

              8. Организация социальной защиты населения

     8.1. Изменить  в  1998  году  порядок  предоставления   гражданам
(семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг,  установив,
что семья (гражданин),  имеющая совокупный доход в расчете на  каждого
человека,  не превышающий установленный прожиточный минимум, не должна
расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной
нормы  площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг свыше
0,5 (половины) установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда в расчете на каждого человека.
     При этом величину субсидий  определять  по  двум  основаниям:  от
совокупного  дохода  на  одного человека,  не превышающего прожиточный
минимум,  и как разницу между принятыми  на  данный  период  размерами
оплаты  жилищно-коммунальных услуг по социальной норме площади жилья и
нормативам потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот и
предельно   допустимыми   собственными  расходами  граждан  на  оплату
жилищных и коммунальных  услуг  с  учетом  совокупного  дохода  семьи,
принимая максимальное значение субсидии.
     8.2. Установить максимально допустимую долю собственных  расходов
семьи  на  оплату  жилищно-коммунальных услуг от совокупного семейного
дохода в следующих размерах (в процентах):

                           1998 год - 12,5%

                           1999 год - 12,5%

                           2000 год - 12,5%

                            2001 год - 13%

     8.3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы
начиная с 1998 года:
     - проводить социальный мониторинг доходов  и  расходов  населения
города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
     - анализировать  влияние  тарифов  на  коммунальные   услуги   на
финансовое состояние предприятий города.

           9. Совершенствование нормативно-правовой базы в
                    жилищно-коммунальном хозяйстве

     9.1. Правительству Москвы в плановом порядке  осуществить  работу
по   разработке   и   совершенствованию   нормативно-правовой  базы  в
жилищно-коммунальной сфере:
     9.1.1. Не  реже  одного раза в год вносить в Московскую городскую
Думу предложения об изменениях и дополнениях настоящей Программы.
     9.1.2. Сформировать   условия   для   привлечения  дополнительных
источников   финансирования   расходов   на   содержание,   ремонт   и
реконструкцию   жилищного   фонда   путем  эффективного  использования
собственности (жилых и нежилых помещений, придомовой территории):
     - разработать    нормативы   предоставления   служебных   нежилых
помещений  для  производственных  и  иных  хозяйственных   целей   для
предприятий  и  организаций,  занятых  на  работах  в  жилищном фонде,
независимо от их организационно-правового статуса:
     - предоставить  право  руководителям районных Управ предоставлять
предприятиям  жилищно-коммунального   хозяйства   независимо   от   их
правового  статуса  служебные нежилые помещения для производственных и
иных хозяйственных целей на  время  действия  договора  на  выполнение
работ  по  управлению  или  обслуживанию  жилищного  фонда на условиях
оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг без взимания арендной
платы и без права выкупа.

          10. Муниципализация ведомственного жилищного фонда

     Разработать и   предложить   Правительству  Российской  Федерации
соглашение,   предусматривающее,    что    в    случае    невыполнения
ведомствами-владельцами  жилья  нормативов  по  эксплуатации и ремонту
жилищного  фонда  данный  жилищный   фонд   с   встроенными   нежилыми
помещениями    в   установленном   законом   порядке   отчуждается   в
собственность города Москвы с  соответствующими  компенсациями  городу
Москве  (недвижимостью  или  ценными бумагами) необходимых расходов на
приведение в порядок данного жилищного фонда.

    11. Расширение земельных прав товариществ собственников жилья,
             жилищных и жилищно-строительных кооперативов

     По представлению  товариществ  собственников  жилья,  жилищных  и
жилищно-строительных кооперативов оформлять их права  на  долгосрочную
аренду  придомовых  и  дворовых  территорий,  закрепленных за ними при
строительстве,  предоставлять им фиксированную часть  арендной  платы,
взимаемой  с  расположенных на этой территории гаражей,  а также право
взимать плату за стоянки автомашин.
     При этом   бремя   доказательств  непринадлежности  территории  к
конкретному жилому дому возложить на органы власти.