О ВЫЯВЛЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 29.04.98 01-15/8868

                      О ВЫЯВЛЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
                     В КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          29 апреля 1998 г.
                             N 01-15/8868

                               (НЦПИ)


   В Постановлении   Координационного   совещания    руководителей
правоохранительных  органов  Российской  Федерации от 23 июня 1997
года,  направленном в таможенные органы с письмом  ГТК  России  от
26.08.97  N  01-15/16354,  особое  внимание  обращено  на усиление
борьбы с преступностью и правонарушениями в кредитно -  банковской
сфере,   подчеркивается   значительная   роль  таможенных  органов
Российской Федерации в реализации мероприятий по усилению борьбы с
указанными правонарушениями.
   Важнейшим направлением  в  этой   работе   является   выявление
признаков    нарушений    уполномоченными   банками   действующего
законодательства    Российской    Федерации,     привлечение     к
ответственности  за  которые  не  входит  в компетенцию таможенных
органов Российской Федерации,  для последующего анализа и передачи
соответствующей     информации    в    иные    контролирующие    и
правоохранительные органы по принадлежности.
   Выявление признаков     нарушений    уполномоченными    банками
действующего  законодательства  Российской  Федерации,   а   также
невыполнения  или  ненадлежащего  выполнения  ими  функций агентов
валютного   контроля   может   происходить    как    на    стадиях
предварительной  работы с участниками ВЭД,  таможенного оформления
товаров,  так  и   во   время   проведения   проверок   соблюдения
экспортерами  валютного и таможенного законодательства.  Указанные
признаки могут заключаться в следующем:
   1) осуществление   уполномоченным   банком  валютной  операции,
требующей  лицензии  (разрешения)  Банка  России,  при  отсутствии
последней;
   2) подписание уполномоченным банком паспорта экспортной  сделки
(ПС)  при наличии условий,  оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от
12.10.93 Банка России N 19,  ГТК России N 01-20/10283  "О  порядке
осуществления  валютного  контроля  за  поступлением  в Российскую
Федерацию валютной выручки от экспорта товаров";
   3) подписание  уполномоченным  банком паспорта импортной сделки
(ПСи) при наличии условий,  оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от
26.07.95  Банка  России N 30,  ГТК России N 01-20/10538 "О порядке
осуществления валютного контроля  за  обоснованностью  платежей  в
иностранной валюте за импортируемые товары";
   4) перевод валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, с
транзитного на текущий валютный счет экспортера без оформления ПС,
либо (при наличии ПС) с превышением срока,  установленного  Указом
Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629;
   5) отнесение  в  учетной  карточке  таможенно   -   банковского
валютного   контроля   (УК),  направленной  в  ГТК  России,  суммы
недопоступления   валютной   выручки   от   экспорта   товаров   к
обоснованному    недопоступлению    при   отсутствии   письменного
подтверждения Банка России,  МВЭС России или ТПП России,  либо при
наличии указанного подтверждения,  подписанного не уполномоченными
на то лицами;
   6) несвоевременная  отсылка  уполномоченным банком в ГТК России
документов  валютного  контроля,  предусмотренных  Инструкцией  от
12.10.93  Банка  России N 19,  ГТК России N 01-20/10283 "О порядке
осуществления валютного  контроля  за  поступлением  в  Российскую
Федерацию  валютной  выручки от экспорта товаров" и Инструкцией от
26.07.95 Банка России N 30,  ГТК России N 01-20/10538  "О  порядке
осуществления  валютного  контроля  за  обоснованностью платежей в
иностранной валюте за импортируемые товары";
   7) подписание  ПС  (ПСи),  УК  или  заверение копии ПС (ПСи) от
имени    уполномоченного    банка    сотрудником,    не    имеющим
соответствующих полномочий;
   8) невыполнение  или  ненадлежащее  выполнение   уполномоченным
банком  законных  решений,  требований  и  предписаний  таможенных
органов,  а  также  отказ  от  представления   указанным   органам
запрашиваемой  документации  по  валютным  операциям,  контроль за
осуществлением которых входит  в  компетенцию  таможенных  органов
Российской Федерации;
   9) невыполнение  или  ненадлежащее  выполнение   уполномоченным
банком других функций агентов валютного контроля,  предусмотренных
действующим законодательством Российской Федерации.
   При выявлении  таможенным органом признаков нарушения банками и
иными кредитными  учреждениями  таможенных  правил,  установленных
статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, данные банки
и иные кредитные учреждения,  а также  виновные  должностные  лица
указанных  организаций  подлежат  привлечению  к  ответственности,
предусмотренной статьями 285,  288 Таможенного кодекса  Российской
Федерации.
   При выявлении таможенным органом признаков нарушений банками  и
иными   кредитными   учреждениями   действующего  законодательства
Российской Федерации,  привлечение к ответственности за которые не
входит  в  компетенцию таможенных органов Российской Федерации,  а
также невыполнения или  ненадлежащего  выполнения  уполномоченными
банками   функций   агентов   валютного  контроля  соответствующую
информацию  следует  направлять   в   территориальное   учреждение
Центрального  банка  Российской  Федерации  по  месту  регистрации
данного уполномоченного банка  или  его  филиала  (если  нарушение
имело  место в последнем),  а также в вышестоящий таможенный орган
для обобщения и анализа.
   Сведения о  передаче  в территориальное учреждение Центрального
банка Российской Федерации информации о  нарушении  уполномоченным
банком валютного законодательства Российской Федерации,  а также о
невыполнении или ненадлежащем выполнении последним функций  агента
валютного контроля подлежат отражению в графе "Передано информации
о  нарушениях  валютного  законодательства  -   в   иные   органы"
оперативной  отчетности по осуществлению валютного контроля (форма
4А-ТМ).  При этом в указанной графе в строке "На сумму,  тыс. дол.
США" в случаях,  предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего письма,
отражать  сумму,  эквивалентную  сумме  штрафа,   предусмотренного
законодательством    Российской    Федерации    ко   взысканию   с
уполномоченного банка за данную категорию правонарушений.
   Сведения о    выявлении    таможенными    органами    признаков
правонарушений в кредитно - банковской сфере  следует  включать  в
годовой  аналитический отчет по осуществлению валютного контроля и
контроля  за  соблюдением   участниками   ВЭД   требований   актов
законодательства  Российской  Федерации в области государственного
регулирования  внешнеторговых  бартерных   сделок,   представление
которого предусмотрено пунктом 1.1 указания ГТК России от 07.08.97
N 01-14/1062.
   С даты  получения  настоящего  письма  считать утратившими силу
телетайпограммы УВК ГТК России от 23.11.95 N Т-32335 и от 06.02.96
N Т-2570.

                                          Заместитель Председателя
                                                          Комитета
                                                    В.А. МАКСИМЦЕВ


[отформатировано: 25.06.98 корректор НЦПИ - Булыгина А.В.]