ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРОДАЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 20.05.98 01-15/10328

    ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРОДАЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ И
     РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                            20 мая 1998 г.
                            N 01-15/10328

                                (НЦПИ)


     В связи  с поступающими запросами таможенных органов об отдельных
вопросах, связанных с предпродажной подготовкой и реализацией товаров,
обращенных в федеральную собственность,  в соответствии с приказом ГТК
России от 15.01.98 N 18, сообщаю:
     1. Сертификация товаров, подлежащих реализации.
     Таможенные органы  перед  оценкой  товара  должны  произвести его
сертификацию,  если она необходима по  действующему  законодательству.
Перечень   указанных   товаров   доводится  приказами  ГТК  России  до
таможенных  органов,  информацию  о  них  можно  получить  в   отделах
нетарифного  и  экспортного контроля.  Оплата расходов за сертификацию
товаров производится таможенным  органом  из  средств,  полученных  от
реализации товаров, в соответствии с письмом ГТК России от 04.07.96 г.
N 01-15/11891.  Таможенный орган может поручить получение  сертификата
на  товар предприятию ГУП "РОСТЭК" с одновременной оплатой ему данного
вида услуг за счет средств, указанных в настоящем пункте.
     2. Оплата расходов по хранению товара на складе.
     При изъятии  товара у участника ВЭД таможенный орган помещает его
на склады (СВХ,  ТС и иные  склады)  на  основании  договора  хранения
(прилагается).  Оплату расходов по хранению товара с момента помещения
его на  склад  и  до  вступления  постановления  в  законную  силу  по
истечении сроков его обжалования осуществляет в соответствии со ст.355
Таможенного   кодекса   Российской   Федерации   участник   ВЭД.   При
невозможности  взыскания  с участника ВЭД необходимых сумм за хранение
товара на складе указанные расходы возмещаются  таможенным  органом  в
размере  не  более  10%  от  стоимости  помещенных  на  склад товаров,
транспортных средств и иных предметов за счет средств,  вырученных  от
реализации.  Вместе  с тем,  обращаю внимание руководителей таможенных
органов,  что  имеются  случаи   неоправданного   затягивания   сроков
производства  по  делам о нарушении таможенных правил,  что приводит к
увеличению расходов  по  хранению  изъятых  товаров.  В  этих  случаях
необходимо строго руководствоваться законодательными актами Российской
Федерации и нормативными документами ГТК России по  соблюдению  сроков
ведения   указанных   дел  и  не  допускать  их  превышения.  Учитывая
изложенное,  прошу осуществлять  постоянный  контроль  за  соблюдением
сроков  производства  по  делам  о  НТП  и,  в  случае  их  нарушения,
привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных
органов, допустивших указанные нарушения.
     Хранение товаров,   обращенных   в   федеральную    собственность
таможенным    органом,    должно    осуществляться   предприятием   по
согласованным тарифам.
     После вступления  постановления  о НТП в законную силу таможенный
орган  производит  оценку  товара  в  соответствии   с   установленным
порядком.  Произведя  оценку,  таможенный орган,  после согласования с
вышестоящим таможенным органом (при  необходимости),  в  течение  двух
дней  заключает с предприятием договор комиссии на реализацию товара с
указанием в нем  сроков  реализации,  установленных  приложением  6  к
приказу  ГТК  России  от  15.01.98  N 18.  Оплата расходов по хранению
товара производится таможенным органом за период с  момента  обращения
товара в федеральную собственность (по истечению срока обжалования) до
момента передачи его по акту описи и оценки комиссионеру.
     3. По договору комиссии.
     а) Договор комиссии, приложенный к Типовой технологической схеме,
утвержденный приказом ГТК России от 15.01.98 N 18,  является  типовым.
Включение  в  него дополнительных пунктов или их исключение может быть
произведено юридическим отделом таможенного органа совместно с отделом
по  распоряжению товарами,  обращенными в федеральную собственность по
согласованию с комиссионером, основываясь на положениях ГК РФ.
     б) При заключении договора комиссии одновременно составляется акт
приема-передачи товара комиссионеру,  являющийся  неотъемлемой  частью
договора   комиссии.   Передача   товара   комиссионеру   производится
комиссией,  определенной приложением 1 к договору комиссии,  в которую
представители   отделов   таможенных   расследований   и   собственной
безопасности включаются по усмотрению начальника таможенного органа.
     в) Пролонгация  договора  комиссии  между  таможенным  органом  и
комиссионером допускается на большие партии товара, а также несезонный
товар,   без  согласования  с  вышестоящей  организацией,  на  период,
составляющей  не  более  половины  срока,  установленного  в  договоре
комиссии,  в том случае, если комиссионер за 5 дней до окончания срока
договора информирует таможенный орган,  что он может продать товар  по
ранее установленной цене.
     г) Уценка  товара  и  пролонгация  договора  комиссии  таможенным
органом допускается с разрешения вышестоящего таможенного органа.  Для
этого комиссионер за 5 дней до окончания договора  должен  представить
таможенному  органу необходимые документы,  подтверждающие проведенную
им работу по реализации товара на  условиях  гласности,  использованию
возможностей   товарных   рынков,   а  также  причины,  обосновывающие
невозможность  реализации  товара  в  установленный  срок  по   ценам,
указанным в договоре комиссии.
     К указанным документам относятся:
     - публикация  в  средствах  массовой  информации  и  предложениях
товарным   биржам   и   торгующим   организациям,  ранее  положительно
зарекомендовавшим себя по исполнению договорных обязательств, перечней
товаров, подлежащих реализации;
     - информация об уровне цен на данный вид  товара,  с  приложением
ксероксных  копий  их каталогов цен ("Оптовик",  рекламные сообщения в
средствах массовой информации и т.п.),  на момент (в  течение  месяца)
заключения договора комиссии;
     - информация о завершении срока действия сертификатов  (качества,
безопасности,  гигиенических  и  др.)  и  о дополнительных расходах по
получению новых сертификатов;
     - прочие   документы,   подтверждающие  невозможность  реализации
товара.
     4. Оплата  по  договору  комиссии.  Пунктом 5.5.  часть 2 Типовой
технологической схемы (приложение 1 к приказу ГТК России от 15.01.98 N
18)   предусмотрено  при  заключении  договора  комиссии  перечисление
комиссионером максимально возможных авансовых  платежей  (предоплаты),
под которым следует понимать следующее:
     - для подакцизных  товаров  (табачная  и  алкогольная  продукция)
постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 17.07.96 N 824
авансовый платеж установлен в размере 95% стоимости товара;
     - по  остальным  группам  товаров  авансовый  платеж комиссионера
может устанавливаться произвольно,  в зависимости от  потребительского
спроса на данный вид товара, его качества и насыщенности рынка.
     5. Уничтожение и списание товаров.
     Уничтожение и   списание   товаров    производится    в    случае
невозможности  их  реализации  из-за  потери потребительских качеств и
отказа соответствующих организаций в выдаче сертификата.
     Основанием для  уничтожения  товара является заключение эксперта,
органа  по  сертификации,   Санэпиднадзора   и   других   организаций,
обладающих  правом  допуска товаров к реализации (далее - эксперт),  о
непригодности  данного  товара   к   дальнейшему   использованию   или
употреблению.
     Решение об  уничтожении  товара  принимается  комиссией,   состав
которой определен приказом ГТК России от 15.01.98 N 18.  Необходимость
участия  в  комиссии  представителя  вышестоящего  таможенного  органа
определяет  его  руководитель  (заместитель  руководителя,  курирующий
работу   по   распоряжению   товарами,   обращенными   в   федеральную
собственность).  Для  решения вопроса об уничтожении и списании товара
таможня должна представить в вышестоящий  таможенный  орган  следующие
документы:
     а) Постановление о НТП в отношении указанного товара.
     б) Акт описи и оценки,  если товар был ранее оценен и/или передан
на реализацию.
     Если акт описи и оценки не был составлен таможенным органом из-за
отказа  компетентными  организациями  в  выдаче  сертификата на товар,
вследствие потери им потребительских качеств, а без сертификата нельзя
произвести оценку товара,  то при последующем его списании учитывается
предварительная оценка товара, указанная в постановлении о НТП.
     в) Заключение   эксперта  о  запрете  реализации  данного  товара
потребителям.
     г) Справка  о  причинах  появления в таможне товара,  потерявшего
свои потребительские качества. Если товар потерял свои потребительские
качества  в  период  нахождения  на складе с момента его задержания до
обращения его в  федеральную  собственность  (изъятия  в  счет  уплаты
штрафа)  или  с  момента  обращения в федеральную собственность до его
порчи,  то в вышестоящий  таможенный  орган  представляются  материалы
служебного  расследования  об  установлении виновных лиц,  допустивших
порчу товара на той или иной стадии, с одновременным приложением копии
приказа о возмещении или материального ущерба.
     д) Предложения таможни об иных способах распоряжения  испорченным
товаром (например:  передача пищевых продуктов на корм скоту, демонтаж
оборудования и реализация  его  запчастей,  промпереработка  и  т.п.).
Безвозмездная   передача   товара,  потерявшего  свои  потребительские
качества, не допускается.
     Вышестоящий таможенный    орган    рассматривает   представленные
таможней указанные документы, после чего его руководитель (заместитель
руководителя)   принимает   решение   о   целесообразности  участия  в
вышеназванной   комиссии    представителей    отделов    регионального
таможенного   управления   по  распоряжению  товарами,  обращенными  в
федеральную собственность,  и таможенной инспекции, или одного из них.
Если  на  основании  представленных  документов вышестоящий таможенный
орган может принять решения  о  целесообразности  уничтожения  товара,
потерявшего свои потребительские качества, то он, без командирования в
таможню  вышеуказанных  сотрудников,  письменно  уведомляет  об   этом
таможню.
     Одновременно обращаю внимание,  что при помещении участниками ВЭД
товара под режим отказа в пользу государства необходимо неукоснительно
соблюдать  требования  приказа  ГТК  России  от  30.12.93  N  559,   в
соответствии  с  которым  товар,  подлежащий сертификации или контролю
других государственных органов,  помещается под  указанный  режим  при
наличии на него сертификата, а также других свидетельств о прохождении
ветеринарного,  фитосанитарного,   экологического   и   других   видов
государственного  контроля.  При  отсутствии  сертификата  или  других
документов,  упомянутых выше, на товар указанный режим не применяется,
а товар помещается под другой режим, одним из которых может быть режим
уничтожения.

     Заместитель Председателя
     Комитета                                        Г.М.Ануфриев